Симптомы, признаки и лечение гиперактивности у грудничков

Варианты лечения СДВГ в клинике Госпитальная

Консультация ВРАЧА психиатра

Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму

  • беседа для точного определения проблемы;
  • избрание оптимальной схемы лечения;
  • разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.

Время консультации – до 60 минут.

На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.

Записаться

Стоимость 3 500 ₽

Амбулаторное лечение

  • Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
  • Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
  • Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах,
    контроль опытным медперсоналом;

Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!

Записаться

Стоимость 6 500 ₽

Стационарное лечение

  • Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
  • Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
  • Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;

Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!

Записаться

Стоимость от 7 000 ₽

Кто и как диагностирует СДВГ?

Диагностику проводят несколько специалистов: психоневролог, педиатр, нейропсихолог, логопед-дефектолог. Помимо медицинского осмотра, за ребенком наблюдают и просят родителей подключиться к этому. Для дошкольников проводят устные психологические тесты, а опрос на наличие симптомов заполняют родители.

Диагноз СДВГ ставится при:

  • наличии ярко выраженных симптомов, которые не проходят в течение полугода;
  • постоянно и всюду проявляющихся признаках расстройства (и в детском саду, и на игровой площадке, и во время прогулки, и дома).

При постановке диагноза важно не перепутать СДВГ с другими заболеваниями, которые также могут влиять на поведение и развитие.

Пройти обучение и получить профессию нейропсихолога можно на нашем дистанционном курсе профессиональной переподготовки. Вы освоите новое интересное направление и сможете осуществлять диагностику, лечение и профилактику СДВГ и других нарушений в области нейропсихологии у детей.

Ошибки родителей гиперактивных детей

Основная ошибка – родители боятся психиатров. Взамен они ведут ребенка к неврологу, а тот не лечит СДВГ. Невролог может лишь назначить общеукрепляющую терапию, что не поможет ребенку купировать симптомы СДВГ.

Необходима психотерапия, в частных случаях – семейная психотерапия и специальная медикаментозная поддержка, которую назначает только врач-психиатр.

Избегая консультации психиатра, родители упускают время, когда можно скорректировать симптомы, и в итоге нарушается адаптация ребенка. Он не успевает по учебе, не может найти друзей, вдобавок родители начинают ссориться из-за его поведения – его жизнь рушится.

Еще одна ошибка родителей – агрессия по отношению к ребенку. Дети плохо себя ведут, особенно в обществе, – родители испытывают чувство стыда за поведение детей и начинают ругать их, в том числе, применяя физическое насилие. Это не помогает, а только ухудшает ситуацию – ребенок становится еще более гипервозбудимым, не слушается, орет. В итоге, в семье происходят скандалы, мама нервничает, ребенок тоже – ничего хорошего.

Подробнее об этих и других ошибках воспитания мы писали .

Бесконечные дополнительные занятия, чтобы «куда-то девать энергию…»

Ребенка с СДВГ отдали в спортивную секцию: занятия длились по 2 часа, 5 раз в неделю. Из-за чрезмерной усталости у ребенка произошла перегрузка нервной системы. Он и так был перевозбужден, а после секции все стало еще хуже. От усталости он становится еще более гиперактивным, и у него страдает концентрация внимания.

Гиперопека. Ребенок постоянно находится под всепоглощающим контролем родителей. Его не выпускают гулять одного, все время контролируют, покушал ли он, как он одет, чем занят и где находится. Это возникает из-за тревожности родителей, а тревожность всегда передается ребенку. Таким образом, при наличии СДВГ тревожность ухудшает картину основного синдрома.

Потворствующее воспитание. Ребенку позволено всё, он кумир семьи. Таким образом родители формируют в нем эгоцентризм, эгоизм, ощущение, будто весь мир вертится вокруг него. У такого ребенка отсутствует слово «нет». Не задавая ребенку никаких рамок и ограничений, родители стирают необходимые границы между собой и ребенком.

Подробнее о том, как не вырастить инфантильную личность, мы писали .

Диагностика

Оценка психообразовательного профиля включает:

  1. Оценка успеваемости ребенка по пяти основным навыкам: чтение, орфография, счет, письмо и устная речь.
  2. Обнаружение определенной степени незрелости центральной нервной системы, например, с помощью корковых вызванных потенциалов (ЭЭГ), что позволяет точно идентифицировать расстройства дефицита внимания у детей и даже их классифицировать.
  3. Тест на интеллект.

Тест на интеллект

Тесты интеллекта проводятся по двум причинам:

  • Чтобы оценить общие способности ребенка и увидеть, есть ли значительная разница между возможными и фактическими достижениями в основных навыках;
  • Дети с синдромом дефицита внимания имеют характерный большой разброс значений IQ.

Благодаря комплексному обследованию ребенка, которое включает медицинский осмотр, психолого-педагогическое обследование, нейрофизиологическое обследование, оценку речи и трудотерапию, только у нескольких детей с синдромом дефицита внимания не удается выявить проблему.

Подавляющее большинство пациентов будет классифицировано как имеющие легкое, умеренное или тяжелое расстройство дефицита внимания. Исследование также покажет, является ли гиперактивность частью клинической картины болезни или нет. Таким образом, ребенок с диагностированным диагнозом может пройти надлежащую терапию.

Лечение расстройства активности и внимания

Поведенческая терапия. Цель – изменить поведение ребенка, искореняя вредные привычки и укрепляя хорошие (принцип правил и последствий). Это единственная терапия, которая дает долгосрочный эффект.

Лечебное обучение. Дополнительные занятия, во время которых ребенок приобретает определенные привычки, помогающие участвовать в занятиях

Здесь важно участие родителей.

Речевая и языковая терапия. Психомоторные гиперактивные дети могут (как и все другие дети) страдать нарушениями речи (например, заиканием, проблемами с артикуляцией), поэтому в таких случаях необходима помощь логопеда.

Трудотерапия

Упор в основном на правильное двигательное развитие ребенка.

Диетический контроль. Есть предположение, что употребление таких продуктов, как какао, консерванты, красители, салицилаты и сахар, могут дополнительно повышать активность ребенка. 

Речевая и языковая терапия

В 2007 году исследование, проведенное в Саутгемптонском университете, подтвердило тесную связь между потреблением красителей в сочетании с консервантом бензоатом натрия с приступами истерии, снижением концентрации внимания, гиперактивностью и аллергическими реакциями.

Вредные красители включают: 

  • тартразин (E102);
  • кошениль (E124);
  • желтый закат (E110);
  • азорубин (E122);
  • желтый хинолин (E104);
  • аллюра красный (E129). 

Исследование было опубликовано в Lancet в 2007 г. После рассмотрения результатов исследования Британское агентство по пищевым стандартам (FSA) решило выпустить рекомендации по отзыву продуктов, содержащих эти красители. Изменения внесены в меню школьных столовых. Сети супермаркетов Sainsbury и Marks and Spencer решили убрать такие продукты со своих полок. При этом FSA не запретила продажу такой продукции, оставив решение на усмотрение родителей. 

Дело было передано в органы ЕС. В июне 2010 года, но Европейский парламент под давлением производителей продуктов питания отказался размещать предупреждения на упаковке.

Когда следует посетить врача

Проблемы с запоминанием и усидчивостью отражаются на успеваемости ребенка. Но даже при относительных успехах на ниве познания ребенок с СДВГ доставляет родителям много проблем. Поэтому большинство пап и мам просто в силу жизненных обстоятельств вынуждены искать помощи у профессионалов. Поводом для посещения детского невролога являются следующие симптомы:

  • чрезмерная высокая активность ребенка;
  • трудности при общении с другими детьми;
  • особенности поведения в детском учреждении и на детской площадке;
  • низкая концентрация внимания;
  • проявление агрессии по отношению к другим людям и животным;
  • неспособность самостоятельно делать уроки;
  • отсутствие интереса к учебе вообще.

Конечно, не все активные дети страдают от синдрома повышенной возбудимости. Большинство ребятишек долго не могут усидеть на месте, что естественно для этого возраста. Но при этом их поведение не выходит за рамки дозволенного. Также нужно учитывать, что СДВГ проявляется по-разному у детей разного возраста: одни слишком подвижны, а другие ведут себя нормально, но у них отсутствует концентрация внимания.

Лечение патологии

Терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков необходима, чтобы устранить поведенческие отклонения. Она способствует налаживанию отношений со сверстниками, взрослыми, улучшению успеваемости, избавлению проявления симптоматики.

При лечении синдрома применяются медикаментозные средства, психотерапия. Но больше эффективна мультимодальная коррекция СДВГ. Это целый комплекс программ, где предусмотрена совместная работа родителей и специалистов – психолога, педиатра, невролога, логопеда и других. Она включает комбинацию лекарственных препаратов, коррекцию поведения, педагогическую поддержку ребенка.

В случае легкого проявления заболевания, при котором не особо ограничивается поведение подростка, может быть достаточно обучения родителей тому, как управлять симптомами ребенка. При умеренном, тяжелом СДВГ, связанном с проблемами в школе, социальной адаптацией, требуется вмешательство специалистов.

Медикаментозная терапия

Прием определенных лекарств в значительной степени может облегчить симптомы болезни. Но перед их назначением оценивается возраст пациента, серьезность признаков патологии, риск заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Детям в возрасте старше 6 лет назначаются стимулирующие и не стимулирующие медикаментозные препараты. Лекарства первого варианта считаются наиболее подходящими для терапии подростков. Но у них есть побочные эффекты – боль в животе, потеря аппетита, нарушение сна, головные боли.

Стимуляторы можно принимать исключительно под строгим контролем врача. В аптеках их отпускают по специальным рецептам. Не стимулирующие лекарства используются, если:

  • Стимуляторы должным образом не действуют;
  • У них есть неприемлемые для ребенка побочные эффекты;
  • По ряду других причин.

Не стимулирующие препараты бывают искусственного или естественного происхождения. Из натуральных лекарств стоит выделить листья гинкго, корень женьшеня. Их применяют в комбинации с лецитином

Такие средства оказывают положительное внимание на память, стимулируют обучаемость, улучшают концентрацию внимания

Психотерапевтические методики

При помощи психотерапии, применения воспитательно-педагогических приемов можно облегчить симптомы СДВГ у подростка. Для устранения раздражителей, приводящих к невнимательности ребенка, регулируется его рабочая среда. Нужно установить для школьника простой и понятный распорядок дня.

Целью поведенческой коррекции является совместная с ребенком разработка и применение на практике стратегий, позволяющих ему лучше справляться с болезнью в жизни, изменить проблемные моменты в поведении.

Для родителей организуются специальные тренинги, консультации. В процесс в обязательном порядке вовлекаются учителя. В методике используются поощрения ребенка за положительное поведение, «наказания» (лишение привилегий) за нарушение оговоренных правил, негативное поведение. Также подключаются образцы для подражания, когнитивные процессы, обучение социальным навыкам.

В качестве дополнительных элементов может применяться метод релаксации (аутогенная тренировка), прогрессивная мышечная релаксация. Такие процедуры действуют на психологическом, физическом уровне. В результате их использования у подростка уравновешиваются ощущения, эмоции, повышается концентрация внимания.

В чем заключается лечение СДВГ у детей?

К сожалению как такового лечения гиперактивности у ребенка не существует. Тут уместнее говорить о коррекции. Чтобы выбрать тактику, родителям рекомендуют тесно сотрудничать с людьми, которые принимают участие в жизни ребенка: семейным врачом, узкими специалистами, учителями, тренерами и другими членами семьи.

Доказательные методы лечения СДВГ у детей

Хоть полностью вылечить СДВГ не удается, есть достаточно эффективные методы его коррекции. Они позволяют уменьшить симптомы и компенсировать нежелательное поведение.

Психотерапия

Речь идет о когнитивно-поведенческой терапии. Квалифицированный психотерапевт подскажет ребенку, как справляться с эмоциями и разочарованиями. Поможет преодолевать тревожность и депрессивные симптомы, поднять самооценку и жить в ладу с собой. Научит социальным навыкам, например: ждать своей очереди или делиться вещами.

Нередко психотерапия нужна и самим родителям. Взрослым она помогает контролировать собственные эмоции и восстанавливать ресурс для общения.

Работа в семье

Теплые отношения в семьи — важное условие успешной коррекции. Родителям должны стать поддержкой и опорой для своего ребенка — тем самым человеком, который всегда «играет в твоей команде»

А вот ругать за невнимательность, расфокусированность, непоседливость или чрезмерную суетливость не стоит. Дети с СДВГ не могут с этим справиться и переживают стресс.

Медикаментозная терапия

Прежде чем назначить медикаментозную терапию детям с умеренной степенью тяжести и пациентам младше 6 лет, Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует когнитивную терапию в сочетании с практикой работы с родителями и тренировкой социальных навыков.

Для медикаментозного лечения СДВГ обычно применяют стимуляторы. Какой именно препарат нужен конкретному ребенку, решает только врач.

Исследования доказывают, что длительное лечение комбинацией препаратов в сочетании с психотерапией работает лучше, чем только медикаментозное лечение СДВГ.

Альтернативные методы лечения СДВГ у детей: быть или не быть

Пока доказательной базы относительно эффективности альтернативных методов лечения, которые уменьшают проявления СДВГ, нет. Поэтому прежде чем рассматривать какие-либо из них, проконсультируйтесь со своим врачом.

Вот некоторые альтернативные методики , которые назначают при СДВГ, но научно они еще не подтверждены:

  • Йога или медитация. Регулярные занятия йогой или практика медитации могут помочь ребенку расслабиться и научиться дисциплине, чтобы управлять симптомами СДВГ.
  • Специальные диеты. Большинство диет, используемых в лечении СДВГ у детей, предусматривают исключение сахара и аллергенных продуктов вроде пшеницы, молока и яиц, а также искусственных пищевых красителей и добавок. Исследования не выявили связи между диетой и уменьшением проявлений синдрома дефицита внимания, однако некоторые данные свидетельствуют о том, что исключение этих продуктов может помочь детям с особой пищевой чувствительностью . А вот употребление кофеина все же не рекомендуют.
  • Витамины или минералы. Конечно, эти вещества крайне необходимы для здорового развития и хорошего самочувствия, однако нет никаких доказательств, что они влияют на СДВГ. А вот превышение рекомендуемых диетических норм может быть опасным.
  • Растительные добавки. Нет доказательств, что определенные растительные препараты помогают при лечении СДВГ у детей, а вот, что некоторые из них могут навредить, — доказано.
  • Незаменимые жирные кислоты. Принято считать, что Омега-3 жирные кислоты важны для мозга, однако согласно последним исследованиям это утверждение ошибочно.
  • Биологическая обратная связь (БОС) или БОС-терапия заключается в стимуляции саморегуляции функций организма с помощью технологий. Эта методика еще недостаточно исследована и пока не является доказательной в лечении СДВГ у детей.

Диагностика

Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.

Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.

Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.

Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников

Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.

Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:

  • основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
  • проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
  • признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
  • СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.

Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.

Лечение гипертонической болезни

Лечение АГ включает изменение образа жизни и подбор лекарственных препаратов для стабилизации АД.

Внимание! Изменение образа жизни может улучшить прогноз при артериальной гипертензии в не меньшей степени, чем идеально контролируемое с помощью  препаратов артериальное давление. Мероприятия по изменению образа жизни включают в себя:. Мероприятия по изменению образа жизни включают в себя:

Мероприятия по изменению образа жизни включают в себя:

  1. Отказ от курения. Продолжительность жизни у курильщика в среднем на 10-13 лет меньше, чем у некурящих, причем основной причиной смерти становятся сердечно- сосудистые заболевания и онкология. Также известен факт, что выкуренная сигарета может стать причиной одномоментного повышения АД на 20-40 мм. рт. ст.
  2. Соблюдение диеты. Низкокалорийная пища с употреблением большого количества растительной пищи поможет уменьшить вес. Известно, что каждые 10г лишнего веса повышают артериальное давление на 10 мм.рт.ст. Уменьшение употребления поваренной соли до 4-5 грамм в сутки доказано снижает уровень артериального давления поскольку при уменьшении соли уменьшается и задержка излишков жидкости сосудистом русле.
  3. Физические нагрузки. Во многих проводимых исследованиях доказано, что  регулярные физические нагрузки способствуют снижению средних цифр артериального давления. Больным АГ рекомендуются умеренные аэробных нагрузки (ходьба, бег трусцой, езда на велосипеде, плавание) не менее 30 минут  в течении 5-7 дней в неделю.

Медикаментозное лечение, согласно последним Европейским и Российским рекомендациям, проводиться пятью основными классами препаратов: диуретиками, антагонистами кальция, бета-блокаторами, ингибиторами ангиотензипревращающего фермента(АПФ), блокаторами рецепторов ангиотензина как в виде монотерапии, так и в определенных комбинациях.

  1. Диуретики (тиазидные в том числе гидрохлортиазид и индапамид, петлевые – при    гипертонии для постоянного приема зарегистрирован только торсемид и К-сберегающие) – уменьшают объем циркулирующей крови и снижают давление;
  2. Бета – блокаторы. Данная группа препаратов замедляет частоту сердечных сокращений и уменьшает сократимость миокарда, таким образом снижая АД;
  3. Блокаторы кальциевых каналов делят на две основные группы и обе применяются для снижения АД. Основным механизмом действия дегидроперидиновых  антагонистов кальция является периферическая вазодилятация, т. е. расширение периферических сосудов и таким образом уменьшение ОПСС (общего периферического сосудистого сопротивления), и следовательно, снижение АД; Негидроперидиновая группа снижает ЧСС, замедляя проведения импульса между предсердиями и желудочками сердца.
  4. Ингибиторы АПФ. Препараты этой группы, снижают АД, влияя на сложный механизм превращения ферментов, которые способствуют повышению тонуса сосудистой стенки и как следствие, при снижении этого тонуса снижается и сосудистое сопротивление.
  5. Блокаторы рецепторов ангиотензина действуют по схеме, подобной механизму влияния ингибиторов АПФ, только на более высоком уровне обмена ферментов (поэтому не вызывают кашель, но при этом иногда и менее эффективны).

Другие антигипертензивные препараты: ингибиторы ренина, препараты центрального действия и альфа блокаторы,ингибиторы минералокотикоидных рецепторов в настоящее время чаще назначаются в составе комбинированной терапии и практически не  применяются в качестве монотерапии для лечения АГ. Некоторые препараты более предпочтительны для конкретных ситуаций,в  зависимости от возраста, пола пациента, клинического состояния на момент осмотра и наличия сопутствующих заболеваний. Также существуют рекомендации по оптимальным, рациональным и менее изученным комбинациям препаратов для снижения АД.

Признаки гиперактивности

Симптомы расстройства внимания с гиперактивностью начинаются до 12 лет, а иногда они заметны уже в 3 года. У гиперактивных детей проявления могут быть легкими, умеренными или тяжелыми. Если не была проведена своевременная коррекция, то они могут сохраняться и в зрелом возрасте.

Невнимательность у ребенка проявляется следующим образом:

  • проблемы с концентрацией, легко отвлекается, не может выполнять до конца ни игровые, ни учебные задания;

  • не обращает внимания на детали, постоянно делает ошибки и описки;

  • не слушает то, что говорят;

  • имеет трудности с выполнением инструкций;

  • есть проблемы с организацией и планированием;

  • избегает и не любит задачи, которые требуют внимания и концентрации;

  • постоянно теряет карандаши, игрушки и другие предметы;

  • забывает о важных делах, например, домашних заданиях.

При импульсивности и гиперактивности у ребенка признаки будут следующими:

  • не сидит на месте, дергается, извивается;

  • не может спокойно вести себя в классе во время урока или при других важных обстоятельствах;

  • хватается за несколько дел одновременно, перескакивая с одного на другое;

  • находится в постоянном движении;

  • бегает и лазает в неуместных местах;

  • не может тихо играть и отдыхать;

  • чрезмерно разговорчив и шумлив, часто перебивает;

  • не умеет ждать;

  • прерывает действия других людей, вторгается в личное пространство вмешиваться в разговоры, нарушает игры других детей;

  • действует без раздумий;

  • не способен сдерживать сильные эмоции, подвержен частым вспышкам гнева и истерикам.

Хотя многие дети от природы достаточно активны, дети с расстройством внимания и гиперактивностью, кажется, никогда не отдыхают. Даже когда они вынуждены сидеть неподвижно, что практически невозможно для них, то постукивают ногой, барабанят пальцами, вертят головой и так далее. Импульсивность детей с СДВГ приводит к проблемам с самоконтролем. Выполнять такие просьбы как «потерпи» и «подожди немного» для них намного труднее, чем для других детей.

Существуют три основных типа СДВГ:

  • с преобладанием дефицита внимания: характеризуется преимущественно невнимательностью и отвлекаемостью без гиперактивности;

  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности: характеризуется импульсивным и гиперактивным поведением без невнимательности и отвлекаемости;

  • смешанный тип, который представляет из себя сочетание первых двух и встречается статистически чаще других.

Может быть трудно отделить расстройство внимания с гиперактивностью от поведения в рамках нормы. Для постановки диагноза необходимо, чтобы у гиперактивного ребенка признаки заболевания наблюдались в течение 6 месяцев и более. Поведение такого ребенка не должно соответствовать поведению большинства детей в их возрастной группе. Например, все трехлетние дети имеют короткие интервалы внимания и порой могут быть очень энергичными

Также важно помнить, что все дети разные. Тот факт, что один ребенок более оживлен, чем его брат, не означает, что у него расстройство

Симптомы должны проявлять себя в разных жизненных ситуациях. Если они наблюдаются только в определенных обстоятельствах (к примеру, только в школе), то вряд ли это болезнь. Если же признаки гиперактивности у детей наблюдаются часто и в любых ситуациях — дома, в школе и во время игры, то самое время насторожиться.

Диагностика расстройств активности и внимания

Дифференциальный диагноз с синдромом Аспергера – до 35% людей могут иметь проблемы, характерные для синдрома Аспергера.

СДВГ невозможно диагностировать  в раннем детстве. Однако есть несколько симптомов, указывающих на развитие нарушения в следующие годы:

  • постоянная физическая активность;
  • ребенок не учится на собственных ошибках;
  • задержка или ускоренное развитие речи;
  • проблемы со сном;
  • проблемы с питанием, включая рвоту или слабый сосательный рефлекс;
  • приступы колик, которые могут быть следствием аллергии, но также могут быть результатом синдрома дефицита внимания;
  • гиперактивные дети не любят (по мнению многих родителей), когда их обнимают (это связано с сопутствующей тактильной гиперчувствительностью, но не с СДВГ).

Проблемы со сном

В школьном возрасте:

  • сложность адаптации к требованиям школы (занятия в сидячем положении);
  • затруднение в удержании внимания на протяжении всего урока, «летает в облаках»;
  • излишняя разговорчивость и импульсивность.

Причины

По мнению ряда учёных, в развитии синдрома играют роль генетические факторы. Иногда, при тщательной диагностике, удаётся выяснить, что в семье уже встречались случаи нарушения внимания или гиперактивности в детском возрасте среди ближайших родственников. В некоторых случаях, появление СДВГ обусловлено перенесенной асфиксией, родовой травмой, инфекционным заболеванием, токсическим поражением центральной нервной системы.

Среди значимых факторов риска развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности стоит выделить особенности социального статуса семьи, отношения между родителями, алкоголизация родителей.

Исследованиями доказано, что наиболее часто СДВГ встречается у детей, родившихся недоношенными или с низкой массой тела при рождении.

Как устроен мозг при СДВГ

СДВГ не является органической патологией. Органическая патология – это изменения мозга, связанные с повреждением и гибелью нейронов. При СДВГ наблюдаются функциональные изменения работы мозга.

Основное звено, отличающееся от нормы, – это усиленная выработка нейромедиаторов дофамина и норадреналина.

Они вырабатываются в определенных участках мозга и служат для передачи электрических импульсов между нейронами через специальные каналы – синапсы.

За проявления СДВГ отвечают 4 области мозга:

  • префронтальная кора
  • базальные ганглии
  • лимбическая система
  • ретикулярная формация.

При СДВГ в перечисленных отделах существуют нейроны, усиленно вырабатывающие норадреналин. Это приводит к усиленной активации этих структур и соответствующим эффектам: бурному эмоциональному ответу, избыточной двигательной активности, тревожности и т.д.

Что вызывает синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Сегодня ученые не называют точную причину развития СДВГ, но большая часть исследований выдвигает гипотезу, что на возникновение расстройства могут влиять патологические изменения в гене, отвечающем за выработку дофамина, и активность соответствующих рецепторов.

Существует версия, что синдром может развиться в результате комплексного влияния социальных, психологических и биологических факторов.

Развитие расстройства у детей возможно с большой долей вероятности, если:

  • у родителей малыша тоже был диагностирован СДВГ;
  • мать в период беременности перенесла инфекционное заболевание;
  • у ребенка и матери конфликт резус-показателей крови;
  • мать во время беременности злоупотребляла алкогольными напитками, курила, принимала лекарственные или наркотические препараты;
  • роды были сложными или преждевременными, была проведена стимуляция;
  • малыш в раннем возрасте перенес тяжелое инфекционное заболевание, пневмонию, болезнь почек;
  • у ребенка есть диагноз «черепно-мозговая травма»;
  • малыш растет в экологически плохой среде.

Причиной СДВГ в первые годы жизни могут стать биологические факторы, позже преобладает риск социальных и психологических обстоятельств. Неблагополучные отношения в семье, частые ссоры, недостаток родительского внимания или чрезмерная забота и контроль не вызовут расстройство дефицита внимания, но ощутимо усилят его симптомы.

Причины развития СДВГ у детей

Точная причина развития СДВГ не определена медицинской наукой. Ученые считают, что данное состояние появляется при воздействии комплекса факторов. К ним относятся:

1. Негативные влияния во время внутриутробного развития (загрязнения окружающей среды, продуктов питания, интоксикация организма, инфекции, резус-конфликт, угроза выкидыша, патологические роды и т. д.).
2. Факторы, негативно воздействующие на головной мозг малыша в самом раннем возрасте (гипоксия, наркозы, прием антибиотиков).
3. Отягощенная наследственность.

Вышеперечисленные причины способны вызвать органическое поражение головного мозга ребенка, что и выражается характерным поведением.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий