Почему ребенок не дружит с ровесниками?
Обычно дружба со сверстниками не складывается у подростка по следующим причинам.
- Ребенку не интересно с ровесниками. Интерес – это общие занятия и ценности. Довольно часто трудности с взаимоотношениями возникают у детей, которые находятся в чуждой интеллектуальной среде. Например, ребенок с научными увлечениями находится в среде детей, которых на первом месте волнуют личные отношения полов, популярные блоггеры и герои массовой культуры. Или наоборот: ребенок имеет массовые интересы, но попадает в среду людей, которых объединяет какое-то хобби или направление: робототехника, определенный спорт и т.п.
- Ребенок не находит общий язык со сверстниками. Вторая причина – это умение ребенка общаться в коллективе, понимать гласные и негласные правила и вести себя соответственно. Так часто бывает, когда семейная культура и опыт ребенка не совпадает с культурой социальной среды. К примеру, ребенку из религиозной семьи может быть сложно в обычной массовой школе с одноклассниками в подростковом возрасте.
- Ребенок не адаптировался к смене коллектива. Довольно часто при смене школы и места проживания ребенок оказывается в чуждой среде и не может наладить отношения со сверстниками. Довольно часто при переезде в другой регион или другую страну человек попадает в другой мир. Но иногда такой эффект может возникнуть и при смене школы – ведь культура, отношения в разных школах даже в рамках одного города могут быть совершенно разными.
Для того, чтобы помочь ребенку, важно понять, с чем именно мы столкнулись: ребенок не находит общий язык с ровесниками вообще или с ровесниками в конкретной ситуации. Или же ему вообще сложно строить отношения с людьми и, как бы мы не пытались изменить среду, друзей у него по-прежнему нет. Рассмотрим ситуации разных типов
Рассмотрим ситуации разных типов
В саду с ребёнком не хотят дружить, он очень переживает
Марина, добрый день,
В детских коллективах, так же как и во взрослых постоянно идет какая-то групповая динамика. В большой группе появляются мини-группы, которые тщательно оберегают свои границы. Скорее всего вашему ребёнку очень нравиться какая-то конкретная компашка, которая тщательно оберегает себя от «чужаков».
В 5 лет дети уже способны на «сильную любовь», а также на ревность. И они переживают будучи отверженными. Беда в том, что они иногда даже не могут объяснить природу своих чувств ни родителям, ни самим себе. «Она не хочет ос мной играть» — это типичное описание трагедии несчастной любви. Но это совсем не обязательно, дети, сплотившиеся в группу, могут просто получать удовольствие от «изгнания чужака».
Дети в той или иной форме воспроизводят модели социального поведения взрослых. В частности они любят создавать «закрытые клубы». Пытаться проникнуть в такой «клуб», как вы посоветовали сделать своему сыну, очень сложно: они чувствуют себя тем более сплоченно, чем большему количеству людей откажут во вступлении в свой клуб.
Посоветуйте ему дружить с теми, кто играет по одиночке или с лёгкостью сходится с другими. Постепенно у него появится своя компания.
Групповая динамика иногда приводит к тому, что «закрытые клубы» разрушаются. И тогда может оказаться, что те дети из «сплочённого коллектива», которые отказывали ему в дружбе, начнут дружить по отдельности с ним.
Этот экскурс в социальную психологию был сделан для вас
Воспитатель и даже психолог этого могут не замечать, потому что обращают внимание на другие аспекты поведения детей. В этом обсуждении вам уже посоветовали попробовать присмотреться к тому, что происходит в коллективе вашего ребёнка. Если есть такая возможность, то попробуйте это сделать
Если есть такая возможность, то попробуйте это сделать.
Расспросите своего сына о разных детях в его группе: кто ему нравится, а кто нет и почему; кто с кем дружит и кто с кем находится в ссоре, кто играет один; кого все любят, а кото наоборот — не любят. В общем восстановите картину происходящего.
Посоветуйте ему попробовать дружить с тем, кто играет один или кого не очень любят (ели конечно этот ребёнок не обладает склонностью к агрессии или еще каким-либо опасными привычками).
В 5 лет у детей начинает формироваться социальная рефлексия. У вашего сына она не включилась автоматически, поэтому ее нужно постепенно формировать. Его слезы — это как раз запрос на формирование социальной рефлексии и навыков социальных отношений. Они не сводятся только к игре
Легче социальные навыки формируются у детей из многодетных и больших семей (много взрослых родственников и много детей), хуже в тех семьях, где только один ребёнок и вся активность взрослых происходит вне рамок семьи.
Очень хорошо, что ваш сын стремиться активно преодолеть вставшую перед ним проблему. Было бы хуже, если бы он просто замкнулся в себе. Постарайтесь просто помочь ему, без лишних эмоций и паники, даже если вам самой немножко страшно.
Если у вас самой присутствуют некоторые трудности с социальной адоптацией, то посоветуйтесь с мужем или более активными подругами. Можно посоветоваться с психологами, но сначала имеет смысл собрать побольше информации о том, что происходит в группе.
Если возникнет необходимость в консультации — обращайтесь. Постараюсь вам помочь.
Горев Андрей. Психолог, семейный консультант (работа по Скайпу)
Как помочь ребенку, если с ним не хотят дружить (5 ответов)
Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Решение проблемы
Если ребенок является чужаком в детской команде из-за недостаточно модной одежды или отсутствия дорогого смартфона, не соглашайтесь на крайности такие как игнорирование либо приобретение дорогой вещи. Поговорите с ребенком, узнайте у него какой телефон купить, можно ли как — то сэкономить на его приобретении. Таким образом, он будет чувствовать себя более уверенным, потому что его мнением интересуются.
Когда ребенок не принят детским обществом из-за избыточного веса или стройности, решение этой проблемы может быть в спорте. Хорошо, если он пойдет в спортивную школу с одним из своих одноклассников, другом с детской площадки или садика — с единомышленником всегда веселее добиваться успешных результатов.
Родители должны понять и передать воспитаннику мысли, по какой причине, качествам характера с ним не хотят дружить. Здесь главная задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в общении, поддержке намерений исправиться, в особых случаях, может потребоваться консультация опытного психолога.
Каждую инициативу закрытого и нерешительного ребенка следует поощрять добрым словом и проявлением родительской гордости. Нельзя плохо говорить о детях, с которыми он чаще всего играет или общается — это может пресечь всю его дальнейшую инициативу.
Для лучшей адаптации, необходимо научить ребенка уважать других, говорить «нет», управлять своими эмоциями и придерживаться правильной формы поведения в различных ситуациях. Как уже упоминалось, в случае серьезных нарушений, лучше обратиться к психологу, который найдет настоящую причину и обязательно ее исправит.
Особенности контакта со сверстниками
Первая особенность общения с ровесниками – яркие эмоции, различные способы выражения своих чувств. В разговоре с взрослыми ребёнок не может свободно покривляться, покричать, завизжать. Только с равными по возрасту малыш может вести себя естественно.
Вторая особенность – изменение сложившегося представления о нормах высказывания, принятого во взрослом мире. Общение с взрослыми предполагает употребление принятых определённых речевых оборотов и устоявшихся фраз. Разговаривая со сверстниками, ребёнок может придумать новое слово, по новому сочетает звуки, передразнивает ровесника и, просто дурачится. Со стороны, кажется, что всё вышеперечисленное не несёт в себе воспитательного смысла и не влияет на речевое развитие детей. Но на самом деле, эти занятия дают простор для творчества, помогая ребёнку формировать собственную речь, тогда как в разговоре со взрослыми этого не происходит.
Третья особенность общения со сверстниками – это возможность ребёнка проявить собственную инициативу. Общение с родителями сводится к тому, что малыш большей частью слушает старших или же даёт ответы на общие вопросы. Общаясь со сверстниками – стремится первым высказать то, что он думает. Впрочем, и его ровесники поступают точно также, получается, что дети говорят то, что хотят, наперебой, не стремясь, выслушать друг друга. Разговаривая с взрослыми малыш отдает инициативу в руки взрослых, а сам выступает в роли слушателя или же даёт ответы на вопросы, которые задает взрослый человек.
Функциональное богатство – четвёртая особенность такого общения. От взрослых ребенок получает новую информацию, решает поставленные перед ним задачи. Общаясь же со сверстниками, малыш решает совсем иные задачи. Ему предстоит выяснить с детьми, с чем или с кем играть, сравнить себя с другим ребёнком, проявить свою фантазию, высказать свое мнение по тому или иному вопросу, который возникнет в процессе игры. Всё это предполагает проявление чувств, настроения, желания, потребностей. Такое общение поможет малышу находить общий язык с партнёром, занять свое место в этом мире, находить выход из любой ситуации.
Почему я чувствую себя одиноким и ненужным?
Подростковый возраст — это кризисный период, когда твоё тело и твоя психика меняются так быстро, что организм не успевает с этим справляться и оттого испытывает сильный стресс. Тебе становится трудно управлять эмоциями, переживать негативные чувства (боль, отчаяние, печаль), справляться с жизненными трудностями. Даже небольшие неурядицы видятся катастрофой, которую невозможно устранить. А если сюда добавляется отсутствие понимания со стороны окружающих, или, что ещё хуже, насилие — физическое, психологическое или сексуальное — то чувство никчёмности, одиночества, отверженности только нарастает.
Вот пример тягостного переживания парнем 15-ти лет своего одиночества. Думаем, тебе понятны его чувства
Одиночество крушит надежды, заставляет разочаровываться в себе и других людях, приводит к пагубным привычкам или другим, более страшным последствиям. Но есть у него и другая, положительная сторона — оно позволяет тебе осознать свою обособленность от других людей, открыть свой уникальный и неповторимый внутренний мир. С этой позитивной мысли давай и начнём работу над твоей ситуацией.
Чем опасно детское одиночество
Чаще всего, если малыш с трудом сходится со сверстниками, то это видно ещё в детском саду. При своевременном вмешательстве старших, ситуацию можно выровнять. Но если родители и педагоги упорно игнорируют проблему, то чем старше становится ребёнок, тем больше психологических проблем у него возникает на почве изоляции от других детей. Детское одиночество приводит к нежелательным последствиям в числе которых:
- Пониженная самооценка. Малыш, которому не удаётся приобрести друзей, может почувствовать себя никому не нужным изгоем.
- Депрессия и суицидальные наклонности. Одиночество для ребёнка — сильнейшая моральная травма. Многие дети, с которыми никто не хочет дружить, совершают попытку суицида.
- Приобретение вредных привычек. Чтобы иметь хоть каких-то приятелей, ребёнок может связаться с плохой компанией, где его научат пить спиртное и употреблять наркотики.
- Социальная дезадаптация. Как правило, если человек не приобрёл навыки общения в детстве, то и во взрослом возрасте он испытывает трудности при налаживании отношений с окружающими людьми.
В процессе психологического консультирования мной замечено, что все детки по-разному переносят одиночество. Приходилось встречаться с очень самодостаточными малышами, которые больше любят находиться наедине со своими книжками или игрушками, чем в компании других детей. Они время от времени участвуют в детских играх, по мере надобности нормально общаются со сверстниками, но близких друзей не заводят. В таких случаях родителям не о чем беспокоиться, и не нужно насильно принуждать ребёнка к большей общительности. Просто у него такой характер. Но совсем другое дело, если малыш явно страдает от одиночества и предпринимает безуспешные попытки подружиться с другими детьми — тогда ему, конечно, необходима помощь.
Одиночество ломает детскую психику и судьбу
Что такое детское одиночество
Общаться между собой детки начинают примерно в 2–3 года. Но о дружбе ещё речь не идёт. Трёхлетнему малышу просто интересно играть с ровесниками, не более того. И из-за отсутствия партнёров по играм он не станет переживать. Обычно первые друзья появляются у детей в возрасте 5 лет
С этого момента начинают активно развиваться навыки социального поведения, что очень важно для формирования личности человека. И чем старше становится ребёнок, тем важнее для него становится общение со сверстниками, и тем хуже переносит он одиночество
Но далеко не у всех малышей отношения с детским коллективом в детском садике, а затем в школе складываются удачно. По наблюдениям детских психологов, примерно 5–7% детей в возрасте от 5 до 15 лет — одиночки, у которых практически нет друзей. Такие дети или вообще не пытаются подружиться со сверстниками, или их попытки оканчиваются неудачей — коллектив отторгает их.
Основные причины проблемы
Есть несколько факторов, которые могут отрицательно повлиять на отношения ребёнка с другими детьми:
- Неправильное воспитание. Первые навыки общения ребёнок получает в семье, взаимодействуя с матерью и отцом. И его будущая адаптация в социуме во многом зависит от того, какие отношения у него сложатся с родителями. Замечено, что когда ребёнка подавляют, излишне опекают и часто критикуют, он растёт робким, пугливым и застенчивым. Такой малыш будет бояться сближения со сверстниками, ожидая от них негативного к себе отношения. Чрезмерное потакание детским капризам тоже ни к чему хорошему не приводит. Если дома ребёнку всё позволяют, выполняют все его прихоти и постоянно говорят о том, какой он замечательный и исключительный, то к своим ровесникам он будет относиться свысока, ожидая от них восхищения и подчинения. Понятно, что дружить с ним никто не захочет.
- Смена коллектива. Часто бывает, что при переезде или по каким-то другим причинам, родителям приходится переводить ребёнка в другой детский садик или в новую школу. В таких случаях должно пройти определённое время прежде чем малыш адаптируется среди незнакомых детей, и у него появятся новые друзья.
- Особенности характера и темперамента. У общительных и инициативных малышей редко возникают проблемы со сверстниками. Куда хуже дела обстоят у детей замкнутых и нерешительных — они тоже хотят иметь друзей, но редко первыми начинают общение, а ждут, когда ребята пригласят их в свою компанию.
- Непохожесть на других. Чтобы ребёнка приняли в коллективе, его уровень развития, а также интересы и увлечения должны быть такими же, как и у других детей. Многие известные люди в детстве страдали от отсутствия друзей только потому, что были очень одарённым, оригинальными и нестандартными.
- Психические отклонения или физические недостатки. Таких деток в школе часто дразнят и обижают.
Робкие и стеснительные детки часто не имеют друзей
Как помочь адаптироваться
Повысить навыки общения поможет совместная деятельность. Пусть малыш принесет в коллектив мелки или карандаши и предложит всем порисовать. Нужно чаще приглашать сверстников в гости, вместе играть в настольные игры, жмурки, прятки.
Обычно игнорирование отбивает у ровесников интерес дразнить и обижать
Следует обратить внимание и на педагога, ведь негатив может исходить и от него. В разобщенном коллективе часто не хватает влияния грамотного наставника
Хорошим решением будет записать сына или дочь в кружок. На дополнительных занятиях они смогут найти себе много новых друзей. Детям, получающим удовольствие от одиночества, родители могут помочь только оставив чадо в покое. Мудрый не по годам малыш сам решит, когда и с кем ему дружить. А вот ряд признаков должен насторожить родителей и заставить обратиться к специалисту. Патологическая необщительность выражается в крайней отстраненности малыша, заторможенности, невнятной речи, неспособности концентрироваться во время разговора, игнорировании общепринятых правил и установок.
Ребенок ни с кем не дружит в детском саду, на детской площадке – причины такого поведения
Если у ребёнка много комплексов или есть какой-то физический недостаток – возможно, он стесняется этого, и уходит от прямого контакта со сверстниками. Бывает также, что дети дразнят ребёнка из-за его излишней полноты, неаккуратности, заикания, картавости и т.д., и ребенок может уходить от контактов со сверстниками из-за страха быть осмеянным.
Ребёнок может сторониться контактов с другими детьми из-за своего внешнего вида – может быть, дети смеются над его не очень модной или неопрятной одеждой, старой моделью мобильного телефона, прической и т.д.
Негативный детский опыт: возможно, ребенка всегда подавляют родители или старшие в семье, на ребенка часто кричат в семье, его друзей ранее осмеивали и не разрешали принимать у себя дома, и впоследствии ребенок начинает сторониться компании сверстников, чтобы не вызывать гнев родителей.
Ребёнок, который испытывает недостаток родительской любви, склонен чувствовать себя одиноким и в компании со сверстниками
Возможно, в семье недавно появился ещё один ребенок, и всё внимание родителей направлено к младшему брату или сестре, а ребенок постарше стал недополучать внимания, чувствует себя ненужным, неумелым, плохим, «неудобным» для родителей.
Ребенок становится аутсайдером в детской среде часто из-за своей застенчивости. Его просто не научили идти на контакт
Возможно, этот ребенок имел с младенчества проблемы в общении с родными людьми, которые заключались в его вынужденной или нарочной изоляции (ребёнок, рожденный не от любимого мужчины, ребенок, который много времени провёл в больнице без мамы, имея последствия так называемого «госпитализма»). Такой малыш просто не знает, как идти на контакт с другими детьми, и даже боится этого.
Ребенок, который ведет себя всегда агрессивно и шумно, также нередко страдает из-за одиночества. Это бывает с детьми, получившими гиперопеку родителей, так называемые баловни. Такой ребенок всегда хочет быть первым, побеждать, быть лучше всех. Если же в детском коллективе этого не принимают, то он отказывается дружить с теми, кто, на его взгляд, просто недостоин его внимания.
Дети, которые не посещают детские учреждения – а, например, воспитываются заботливой бабушкой, относятся также к группе риска детей с проблемами социализации в детском коллективе. Ребёнок, который обласкан заботой бабушки, которому достается всё внимание и любовь, который большую часть времени проводит дома, может не уметь общаться с другими детьми, и в школе будет иметь проблемы адаптации в коллективе.
Про социальный интеллект
При общении с другими детьми развивается социальный интеллект. Это умение правильно распознавать, считывать, расшифровывать слова и действия другого человека, и ребенка, и взрослого. Очень часто агрессия у детей друг к другу появляется тогда, когда один ребенок правильно не считывает действия другого. Например, один малыш подошел к другому и очень сильно обнял его. Он не хотел плохого, надеялся подружиться, но тот неправильно понял, принял за агрессию и оттолкнул.
Умение расшифровывать многофигурные комбинации в общении должно появиться у ребенка к четырем-пяти годам. Почему тебя не взяли в игру? С кем нужно побольше подружиться, чтобы тебя все-таки взяли в эту игру?
Подготовила Оксана Головко
Что делать, если ребенок ни с кем не дружит
Лишний вес дает не только трудности общения, но и проблемы со здоровьем. Хорошим решением будет записать маленького пухлика в спортивную секцию. Во-первых, уйдет несколько килограммов, подтянется тело, улучшится самочувствие. Во-вторых, во время новых занятий ребенок найдет единомышленников и, возможно, настоящих друзей.
Агрессивного сорванца поможет утихомиритьпсихолог
Специалист также даст советы по поводу избалованности, обидчивости и замкнутости.
Родительское внимание – одно из лучших лекарств. Возможно, мама или папа были однажды на месте ребенка и могут рассказать о своем опыте
Пусть история будет иметь хороший конец. Расскажите о своих друзьях, вспомните, когда вы познакомились.
Будьте в курсе предпочтений своих детей. Покупайте им новую одежду и гаджеты, соизмеряя их желания и свои финансовые возможности.
Популярностью пользуется тот, ктоделится. Пусть ребенок принесет мешок конфет и раздаст всем, либо возьмет свои лучшие игрушки и даст немного поиграть сверстникам. На площадке родного двора родители могут сами сделать чадо центром внимания, организовав подвижные игры с его участием.
Старайтесь давать новым друзьям ребенка только положительные оценки. Если есть необходимость рассказать о чем-то негативном, делайте это аккуратно, стараясь не задеть его чувств.
В школе часто организуют театральный кружок. Пусть учителя чаще дают роли вашему ребенку. Утренники в детском саду также отличная возможность преодолеть застенчивость. Особенно в этом нуждаются талантливые малыши, ведь если они не преодолеют страх сцены, их особенный дар так и останется нераскрытым.
Педагогам хорошо видно, с кем из коллектива воспитанник лучше контактирует. Попросите посадить этого человека за одну парту с вашим одиночкой.
Дошкольный и школьный возраст
После трех лет дети начинают активно социализироваться, осознавая, что общение и новые друзья – это интересно. Но порой выясняется, что их заинтересованность все так же ограничена кругом семьи, а к своим сверстникам они не проявляют интереса.
Что может быть причиной такого поведения? Здесь можно выделить несколько основных причин.
Гиперопека со стороны родителей
Гиперопека проявляется в повышенном внимании и контроле родителей к своим чадам и их жизни. Порой родители самостоятельно, хоть и неосознанно, воспитывают замкнутых и незаинтересованных в социальных контактах отпрысков. Иногда это выражается в том, что им запрещают приглашать в гости сверстников, считая, что таким образом можно избежать негативного влияния, либо семейные обстоятельства не позволяют принимать гостей. Причин может быть очень много. Но суть в том, что подобное отношение может сформировать в нем отшельника, не потому что ребенок не умеет социализироваться или не хочет завести друзей, а лишь потому, что родители попросту не дали такой возможности, оградив его от общения.
Застенчивость
Это очень распространенное человеческое качество, которое не стоит путать со скромностью. Жить таким детям очень сложно, ведь постоянно приходится преодолевать массу трудностей не только в вопросах коммуникации, но и в том, чтобы просто выйти к доске на уроке, задавать вопросы. Все взаимодействия вызывают страх и дискомфорт, вплоть до, например, публичной похвалы.
При такой проблеме нужно искать «корень зла» и помогать школьнику преодолевать застенчивость, так как он, скорее всего, хочет общаться со сверстниками, но его держат внутренние страхи и ограничения. Порой истоки проблемы лежат в воспитании, когда родители мало общались с ребенком или между собой, создав в итоге психологический барьер.
Застенчивость ребенка
Индивидуальные особенности
По своей психологической направленности мы очень различны.
Так, например, ребенку-эгоисту очень сложно влиться в коллектив, так как сверстники не будут принимать его чрезмерную зацикленность на себе и потворствовать его капризам
Такие чада часто вырастают в семьях, где были окружены слишком большим вниманием со стороны родителей
Другой вариант — дети, которые обгоняют в развитии сверстников, из-за чего им попросту неинтересно с ними общаться. Это вовсе не значит, что человек не готов к социализации, просто ему нужен более подходящий круг общения – друзья постарше, дети с аналогичными интересами.
Мы всегда желаем своим чадам только добра и хотим, чтобы они выросли сильными, добились успеха в жизни.
Поэтому так важно учить ребенка общаться. Не только поправляя и направляя его, но и ежедневно подавая пример, демонстрируя навыки социального взаимодействия, как с самим ребенком, так и с другими людьми
Это важный труд, но он обязательно принесет плоды.
Еще о том, как научить ребенка общаться со сверстниками, в видео:
Причины детской отчужденности
Не секрет, что детей характеризует крайняя степень жестокости. Они не гнушаются придумыванием обидных прозвищ всем, кто хоть как-то отличается от большинства. Таким образом, повод для насмешек может ожидать детей с лишним весом, кто носит очки, с рыжими волосами, каким-либо физическим недостатком и т.д. Неудивительно, что ребенок в таком случае может замкнуться в себе и перестать общаться с другими ребятами. Наличие модной одежды, навороченных гаджетов, возможность тратить немало карманных денег – причины популярности большинства детей в современных учебных заведениях. Подростки могут морально издеваться над сверстниками, которые донашивают одежду за братом или сестрой, а также не могут похвастаться крутым мобильником. Ребенок может расти в семье, в которой родтели постоянно недовольны каждым его другом. Ему могут внушать, что не стоит дружить с тем или иным приятелем, так как у того асоциальные родители, или он плохо себя ведет. Появление в семье нового члена семьи или излишняя занятость родителей на работе также могут быть причиной нелюдимости ребенка
Из-за того, что самые близкие люди перестали уделять ему должное внимание, может возникнуть нежелание с кем-либо общаться в принципе. Дети, отличающиеся застенчивостью, могут стать настоящими изгоями в детском или учебном заведении
У них нет необходимых навыков, чтобы приобретать нужные знакомства, отсутствует смелость для того, чтобы предложить другому ребенку увлекательную игру
Изоляция могла возникнуть из-за хронического заболевания, тревожности родителей, желанию оградить ребенка от плохих компаний. Если у ребенка наблюдается стремление решить любые спорные ситуации с помощью рукоприкладства и выяснения отношений, он также может лишиться друзей. В большинстве случае подобное поведение возникает у детей, которые воспитывались у агрессивных родителей. Еще одни дети, лишенные друзей и испытывающие чувство одиночества – эгоисты. Их могли воспитать любящие родители, которые внушили ребенку, что тот является самым лучшим в своем окружении и никому ничем не обязан. В группе риска можно выделить детей, которые не ходили в детский сад, продолжая до школы пребывать в ограниченном социуме. Они способны испытать самый настоящий дискомфорт, когда начинают ходить в школу, так как не способны легко сориентироваться в новом коллективе.