Физиологическое развитие малыша в 5 месяцев
Психически и физически ребенок продолжает развиваться интенсивными темпами. Каждый день для него полон открытий. Ему уже недостаточно только кушать и спать. Малыш испытывает потребность в общении с близкими людьми, в движении и познании мира вокруг себя.
Родители очень часто сравнивают детей разного пола, чтобы понять, что должна уметь ребенок-девочка в 5 месяцев, а что – мальчик. На самом деле разницы в навыках и умениях в этом возрасте не существует, и специалисты одинаково оценивают всех детей с точки зрения их психоэмоционального развития. Здесь большую роль играет темперамент ребенка, генетическая предрасположенность, масса тела и другие факторы. А вот физически малыши разного пола развиваются неодинаково.
К 5 месяцам ребенок набирает в весе в среднем 3,2-3,4 кг и вырастает на 12-14 см. Мальчики к этому возрасту имеют массу тела 6,6-8,3 кг, а девочки – 6,0-7,7 кг. В среднем за 5 месяц жизни ребенок поправляется на 700 г и вырастает на 2 см. Рост мальчиков к этому времени составляет уже 63,6-68 см, а девочек – 61,6-66,2 см.
На 5 месяце жизни у малыша может начаться процесс прорезывания зубов. Причем у девочек первые молочные зубы появляются обычно раньше, чем у мальчиков.
Что должен уметь ребёнок в возрасте 5 недель (развитие ребёнка во 2-ой месяц)
К этому возрасту уже все детки должны уметь следить глазами за игрушкой (зрительное сосредоточение сформировано).
Эмоциональные реакции. Общение со взрослым
В среднем, в возрасте 5 недель большинство деток уже должны уметь улыбаться. Но временные границы нормы значительно шире: 3-8 недели жизни.
Конечно, улыбка не возникает мгновенно. Постепенно формируется начало улыбки, которое всё отчётливее проявляется как реакция на появление взрослого (мамы).
Когда же взрослый не общается с грудничком, то мы можем видеть в его поведении зрительно-слуховой поиск. Лицо взрослого вызывает наибольший интерес, малыш его рассматривает с широко раскрытыми глазами.
Кроме психомоторного развития, которое мы разбираем в этой статье,успешность развития ребёнка оценивается ещё по 2-м направлениям:
- набор массы тела и динамика изменения роста ( и )
- состояние сна ().
Какие игрушки необходимы малышу на третьем месяце?
С появлением в доме малыша, в доме «поселяются» игрушки в большом количестве. Необходимо выбирать только качественные и безопасные игрушки. Особенности ребенка первого года таковы, что он все «пробует на зуб». Поэтому краска на них должна быть стойкая, нетоксичная. Сами игрушки могут быть деревянными, пластмассовыми и др. Какие же игрушки подходят в данном возрасте для развития ребенка?
- Погремушки и небольшие игрушки.
Погремушки должны быть разные и по форме, и по цвету, и по материалу, из которых они сделаны. Следует иметь хотя бы несколько таких погремушек, которые можно легко удержать в маленькой ручке.
Многие современные игрушки многофункциональны, они могут и звенеть, и пищать, и шуршать. Не следует предлагать малышу сразу много погремушек, лучше половину припрятать и время от времени менять их.
Сначала ребенок следит за погремушкой из рук мамы, прислушивается к ее звучанию. Потом мама вкладывает ее в ручку малыша. Постепенно ребенок научится брать игрушку сам.
- Музыкальная карусель или мобиль. Такая конструкция обычно подвешивается над кроваткой. Дети очень любят следить за движущимися по кругу зверятами и слушать приятную мелодию.
- Гирлянда из игрушек. Такая гирлянда представляет из себя подвеску с игрушками, которая натягивается над кроваткой, или в люльке коляски. Сначала ребенок просто рассматривает игрушки, потом начинает к ним тянуться и случайно наталкиваться. К трем месяцам большинство детей уже активно стучат ручками по гирлянде и трогают игрушки.
- Музыкальные игрушки. Они могут быть в виде игрушек-погремушек, которые при включении поют песенки. Можно приобрести картонные музыкальные книжки.
Также для развития ребенка будут незаменимы наборы детских музыкальных инструментов, всевозможные колокольчики и бубны.
- Развивающий коврик. Современные коврики очень красочные и интересные. Над ковриком перекрещиваются дуги, к которым можно подвесить игрушки на таком расстоянии, чтобы малыш мог дотянуться до них.
- Большой надувной мяч. Он пригодится для занятий гимнастикой с детьми. Для начала можно просто покачивать ребенка на мяче. Это станет хорошей тренировкой мышц всего тела и вестибулярного аппарата.
Эти и другие игрушки способствуют разностороннему развитию малыша. поэтому, чем раньше вы начнете играть с ребенком, тем активнее будет развиваться мышление карапуза. Главное – не переусердствовать и не настаивать, играть недолго, когда ребенок сыт, бодр и весел.
Зеркало
Если зеркало напольное, ребенка кладут перед ним или подносят на руках к любой другой зеркальной поверхности. Малышу следует дать время разглядеть собственное отражение и разобраться в том, кого он наблюдает. Затем следует подробно рассказать ему, какие люди и что за предметы отражаются зеркальной гладью. Пока он не в состоянии запомнить ни единого названия или имени, но ему уже по силам уловить, что каждый предмет или человек обозначается отдельным словом.
К чему ведет такая игра? У малыша повышается уровень внимания, способность к концентрации, растет его наблюдательность, совершенствуются зрительные навыки и развивается логическое мышление.
Психическое и эмоциональное развитие
Нормальное эмоциональное развитие невозможно без здорового психического состояния ребенка в 5 месяцев. Родителям нужно побеспокоиться, чтобы кроха чувствовал себя комфортно. Тесный контакт с мамой – неотъемлемая часть нормального эмоционально-психического развития.
Постепенно формируется умственное развитие. Например, если 5-месячный малыш видит игрушку, которая частично накрыта пеленкой, то он скинет ее, чтобы она не мешала достать интересующий предмет.
Мальчику или девочке 5 месяцев интересно наблюдать за действиями взрослых. Они проявляют интерес не только к повседневным делам, но и к взрослой еде. Дети становятся более самостоятельными, до 10 мин. времени могут играть без участия взрослых.
Что умеет
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев:
узнавать родителей; отличать родных людей и незнакомых, выдавать соответствующие эмоции; следить за передвижением родителей; рассматривать предметы, находящиеся в поле зрения, обращать внимание на мелкие детали; изучать свое тело, трогать руки, ножки, пробовать их на вкус; гулить, выдавать звуки, напоминающие слоги, например, «ам», «ма»; молчать, когда с ним разговаривают, вести диалог на своем языке. Ребенок охотно выражает свои эмоции. Он плачет, когда ему страшно, смеется, если весело
Малыши в 5 месяцев еще не понимают, что им говорят, однако они уже различают интонацию, поэтому выдают соответствующую реакцию
Он плачет, когда ему страшно, смеется, если весело. Малыши в 5 месяцев еще не понимают, что им говорят, однако они уже различают интонацию, поэтому выдают соответствующую реакцию
Ребенок охотно выражает свои эмоции. Он плачет, когда ему страшно, смеется, если весело. Малыши в 5 месяцев еще не понимают, что им говорят, однако они уже различают интонацию, поэтому выдают соответствующую реакцию.
Как развивать
Важную роль в развитии ребенка в 5 месяцев играют родители. Малышу во время бодрствования необходимо уделять все свободное время. Нужно носить его на руках, показывать и рассказывать обо всем, что попадает в его поле зрения.
Младенцев 5 месяцев по-прежнему интересуют яркие игрушки, картинки, поэтому их стоит использовать для развития. Рассматривая книги с животными, необходимо имитировать их голоса. Пора изучать части тела.
Стоит приобрести музыкальные инструменты, например, колокольчики, звенящие бубенчики, детское пианино.
Игрушки
В этом возрасте важное значение для развития ребенка имеют игрушки. Они помогают гармоничному физическому и психоэмоциональному развитию младенца, создавая среду, способствующую лучшему познанию мира, развитию органов чувств и двигательных навыков..
Главное правило при их приобретении
- безопасность: отсутствие мелких деталей и токсичных веществ в материале из которого изготовлена игрушка;
- прочность конструкций;
- размер, не позволяющий ее проглотить;
- гигиеничность: возможность легко вымыть или постирать.
Присмотритесь к Жирафу Софи — развивающей игрушке-прорезывателю, стимулирующей все органы чувств ребёнка. Безопасная, с ультрамягкой поверхностью, напоминающей нежную мамину кожу, и пищалкой, реагирующей на нажатие в любом месте, она обязательно понравится и вам, и вашему малышу.
Для массажа десен и облегчения неприятных ощущений, снятия беспокойства при прорезывании зубов, обязательно купите грызунки, погремушки-прорезыватели…
Игрушки помогают развивать мелкую моторику рук, так как ребенок их хватает, ощупывает, бросает и перекладывает с места на место, из одной руки в другую…
Погремушки, имеющие удобную ручку для захвата, остаются фаворитами для малышей этого возраста. Они прекрасно справляются с развитием координации и хватательных движений малыша.
Дайте ребенку для перебирания крупные бусы, вкладывайте в его ручки игрушки разного веса, размера и материалов — шероховатых, гладких, мягких… Но, совсем мелкие предметы, в том числе, крупу, семена, давать опасно, даже в присутствии взрослого: ребенок может их проглотить или вдохнуть!
Нашейте на большой кусок ткани крупные пуговицы, бархат, шелк, крупное кружево, липучки, шнуровки… Пусть, лежа на животике, ребенок рассматривает и трогает сделанную вами игрушку…
Пригодится и мяч, который кроха с удовольствием будет обхватывать ручками, кидать или толкать, глядя, как тот прыгает или катится.
Его обязательно заинтересуют игрушки, которые издают звуки сами (музыкальная шкатулка) или пищат только при нажатии на них. Заставляя своими движениями игрушку звучать, ребенок узнает, что он может воздействовать на нее и это дает понимание принципа причины и следствия.
Купите неваляшку, пальчиковые краски, сенсорные коробки и подушечки, куклу би-ба-бо (одевается на пальцы или ладонь)…
Порадуют и займут юного исследователя браслеты на ножки, носочки с колокольчиками или погремушками.
Незабываемое впечатление произведут мыльные пузыри.
Приобретая ребенку новые игрушки, показывайте малышу, как с ними обращаться. Пусть он увидит, что, к примеру, колечки от пирамидки можно разбросать или сложить, а мягкую игрушку – погладить или обнять
Играя с ребенком, важно сформировать у него прочные связи между предметом, его названием, звучанием, видом, вкусом, сенсорными качествами. Таким образом мы закладываем ему основы логического и аналитического мышления.
https://youtube.com/watch?v=AePo7WkaXDw%3F
Психическое и эмоциональное развитие
Нормальное эмоциональное развитие невозможно без здорового психического состояния ребенка в 5 месяцев. Родителям нужно побеспокоиться, чтобы кроха чувствовал себя комфортно. Тесный контакт с мамой – неотъемлемая часть нормального эмоционально-психического развития.
Постепенно формируется умственное развитие. Например, если 5-месячный малыш видит игрушку, которая частично накрыта пеленкой, то он скинет ее, чтобы она не мешала достать интересующий предмет.
Мальчику или девочке 5 месяцев интересно наблюдать за действиями взрослых. Они проявляют интерес не только к повседневным делам, но и к взрослой еде. Дети становятся более самостоятельными, до 10 мин. времени могут играть без участия взрослых.
Что умеет
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев:
узнавать родителей;
отличать родных людей и незнакомых, выдавать соответствующие эмоции;
следить за передвижением родителей;
рассматривать предметы, находящиеся в поле зрения, обращать внимание на мелкие детали;
изучать свое тело, трогать руки, ножки, пробовать их на вкус;
гулить, выдавать звуки, напоминающие слоги, например, «ам», «ма»;
молчать, когда с ним разговаривают, вести диалог на своем языке.
Ребенок охотно выражает свои эмоции. Он плачет, когда ему страшно, смеется, если весело. Малыши в 5 месяцев еще не понимают, что им говорят, однако они уже различают интонацию, поэтому выдают соответствующую реакцию.
Как развивать
Важную роль в развитии ребенка в 5 месяцев играют родители. Малышу во время бодрствования необходимо уделять все свободное время. Нужно носить его на руках, показывать и рассказывать обо всем, что попадает в его поле зрения.
Младенцев 5 месяцев по-прежнему интересуют яркие игрушки, картинки, поэтому их стоит использовать для развития. Рассматривая книги с животными, необходимо имитировать их голоса. Пора изучать части тела.
Стоит приобрести музыкальные инструменты, например, колокольчики, звенящие бубенчики, детское пианино.
Сон ребенка в 5 месяцев: советы родителям
- Правильное время: начинайте укладывать ребенка каждую ночь в одно и то же время. Научно доказано, что налаженный режим сна существенно увеличивает его качество.
- Сытый ребенок — крепкий сон! Ребенок в 5 месяцев имеет более продолжительный сон ночью (около 5–6 часов), поэтому непосредственно перед укладыванием стоит покормить его. Это поможет малышу заснуть и не просыпаться часто. Сверхпоглощающие подгузники также могут быть полезным способом продлить сон.
- Режим дня 5-ти месячного ребенка: выработанный распорядок поможет вашему малышу быстрее засыпать и сократить количество пробуждений по ночам.
- Раздельный сон: вашему ребенку нужно научиться спать одному, поэтому самое время начинать укладывать его спать в собственную кроватку.
- Не оставляйте малыша одного спать в отдельной комнате: поскольку было доказано, что риск СВДС (синдрома внезапной детской смерти) снижается, когда младенцы спят в одной комнате со своими родителями, безопаснее, чтобы ваш ребенок спал в одной комнате с вами, по крайней мере, до шести месяцев (а в идеале до года).
- Младенец должен засыпать в кроватке: положите ребенка, когда он хочет спать, но еще не спит. Как только он привыкнет к распорядку дня, он начнет засыпать сам. Позвольте ему научиться самообладанию.
- Ничего лишнего в детской кроватке: для безопасного сна не кладите возле ребенка в кроватке ни подушку, ни одеяло, ни мягкие игрушки или все, что может стать причиной удушья. Накройте матрас плотно прилегающей простыней.
- Обеспечьте крохе комфорт: убедитесь, что в спальне для ребенка не слишком жарко и не слишком холодно.
Материал утвержден врачом Андреем Шиманским
Что должен уметь ребёнок в возрасте 7 недель (развитие во 2-ой месяц жизни)
Основные моторные навыки
Во 2-ой месяц жизни ребёнок должен удерживать голову на короткое время из положения лёжа на животе.
Из положения лежа на животе виднее, что же происходит вокруг
Эмоциональные реакции
Общение со взрослым
Важно помнить, что для развития эмоций ребёночку нужно общение со взрослыми. . Физический комфорт / дискомфорт приносит лишь негативные эмоции или их прекращение
Да, голодный малыш испытывает «несчастье», но сытый ребёнок чувствует всего лишь удовлетворение.
Физический комфорт / дискомфорт приносит лишь негативные эмоции или их прекращение. Да, голодный малыш испытывает «несчастье», но сытый ребёнок чувствует всего лишь удовлетворение.
Как установили психологи, «счастье», радость возникают у ребёнка только при общении со взрослым. Это ярко видно по оживлению малыша при приближении взрослого, гулению, появляющейся улыбке и, позже, смехе.
Развитие речи
Гуление начинает получаться у большинства деток в 7 недель. Возрастные границы нормы 4-11 недель
Кормление ребенка
Хотя классические учебники и говорят, что первый прикорм при грудном вскармливании положено начинать с полугода, некоторые детки активно проявляют интерес к взрослой пище уже сейчас. Разумеется, основным источником еды все еще является мама, потому пренебрегать диетой при грудном вскармливании не стоит. Но педагогический прикорм уже вполне можно начинать.
В любом случае, малыш кушает все больше и больше. Но вопроса о том, как увеличить лактацию, у вас возникнуть не должно – ваша грудь пока еще будет производить столько молока, сколько нужно грудничку. А вот интервалы между кормлениями постепенно будут увеличиваться. Может, даже поспать ночью нормально выйдет.
Навыки 5 месячного ребенка
- В положении на животике кроха умеет удерживать голову и плечи приподнятыми около 5 минут. Ещё бы, ведь такой ракурс тренируется на протяжении не одного месяца. Поэтому поза получается у деточки лучше остальных. Ребенку очень интересно наблюдать за происходящим именно в такой позиции.
- Улучшается координация движений. Благодаря развитию зрения кроха определённо точно берёт интересующий предмет.
- Развитие моторики. На данном этапе кроха умеет делать не только хватательные движения, он способен подолгу удерживать предмет. Брать его из рук мамы, перекладывать из руки в руку. Хорошо делать массаж пальчиков крохе, по очереди разминая подушечки. Можно присоединять различные прибаутки и стишки, что благотворно в комплексе повлияет на развитие речи.
- Даже если в этом возрасте зубы не появляются, то очень вероятно обильное слюноотделение. Необходимо помочь малютке, массируя десна.
- Если пятимесячный грудничок находится на искусственном вскармливании, самое время предлагать ему прикорм. Теперь негустое пюре будет восприниматься хорошо. И ни о каком рвотном рефлексе не может быть и речи. Ранее воспринималась лишь жидкая пища. Хотя, по рекомендациям медиков лучшее время для прикорма ― полгодика.
- Появляются не только любимые игрушки и предметы, но и игры воспринимаются на «ура». Пробуйте известную игру «ку-ку», «сорока ― сорока».
- Многие переворачиваются со спинки на животик.
- Есть некоторые детки, пытающиеся садиться, но делают это, опираясь на опору кроватки. Очень хорошо иметь правильный ортопедический матрац, благодаря умеренной жёсткости он поможет карапузу в этом нелёгком труде.
- Очень интересными забавами будет мини-музыкальный центр с кнопочками, которые легко нажимать. Самостоятельное воспроизведение звуков вызовет дикий восторг и поднимет настроение карапузу.
Существует психологический подтекст у всех простых игр.
К примеру, если возвращать ребенку игрушку, которую он бросает из манежа, это начинает формировать у него ощущение постоянства окружающего мира, его стабильность, доверие и надёжность, что способствует гармоничному развитию личности.
Моторика ребёнка
В пятимесячном возрасте у карапуза появляется всё больше новых навыков, он уже многому научился:
- Малыш самостоятельно держит голову, причём уже при любом положении тела. Делает это продолжительное время.
- Ребёнок научился с живота переворачиваться на спину. Родители могут помочь развить этот навык. Для этого, когда ваш малыш на животе, понадобиться поманить карапуза яркой, его любимой, игрушкой, заводя её за спину ребёнка. Малыш будет пытаться до неё дотянутся и перевернётся.
Будьте наблюдательны в этот период. Одна моя подруга не задумывалась над тем, что малыш уже с лёгкостью может переворачиваться, и пропустила момент, когда её дочка перекатилась к края дивана и упала. К счастью, всё обошлось без серьёзных осложнений (диван был низким), но ребёнок сильно испугался. «Что делать, если ребенок упал с кровати»
- Хватательный рефлекс малыша закрепляется. Теперь он целенаправленно хватает предметы и удерживает их в ручке.
- Научился сам держать бутылочку, чашку-непроливайку, высовывать пустышку и даже умеет засовывать её назад в ротик.
- Если ребёнка поставить вертикально на твёрдую поверхность (мама удерживает малыша под мышками), он будет «стоять» на носочках с выпрямленными коленками.
- Может совершать небольшие передвижения, опираясь на локтевые суставы, коленки ещё не задействованы. Вы можете стимулировать его перемещения. Ставьте перед ним любимую вещь или пусть он пытается добраться в мамины объятья.
Эмоциональное и социальное развитие
Если говорить о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев с точки зрения психического развития, то здесь ему подвластен широкий спектр эмоций. Кроха умеет:
- громко смеяться;
- требовать;
- огорчаться и радоваться;
- выражать свое недовольство интонацией детского лепета.
В этом возрасте ребенку очень нравится проводить время с близкими людьми. Если же его пытается взять на руки незнакомец, то малыш тут же отреагирует на это недовольством или громким плачем. Такая же реакция наблюдается у ребенка при попадании его в незнакомую обстановку. В этом случае присутствие близкого человека рядом крайне необходимо.
Тревожные признаки
В возрасте 5 месяцев дети должны быть активными, шумными и энергичными, родителям малыша стоит начать беспокоиться и обратиться за консультацией к специалисту, если их ребенок:
большую часть дня спит, а проснувшись, тихо лежит в кроватке, не требуя внимания;
не может уверенно держать голову;
не интересуется игрушками, не пытается их схватить, удержать или попробовать на вкус;
не может сконцентрировать свое внимание на одном предмете хотя бы на несколько секунд;
не может сесть даже с поддержкой;
не гулит, не лепечет;
не проявляет эмоций при виде родителей и других близких родственников.
Дата: 03.03.2015.
Обновлено: 18.02.2016
Физическое состояние
За пятый месяц жизни малыш прибавляет в весе от 500 грамм до килограмма, в росте — до двух сантиметров.
В пять месяцев младенец должен уметь переворачиваться со спинки на животик и подтягиваться, держась за руки родителей или перекладины кроватки, пытаясь сесть. Мальчики могут самостоятельно садиться и сидеть до 10 минут, у девочек такой навык появляется чуть позже (здесь можно узнать когда ребенок начинает переворачиваться более подробно).
В некоторых случаях развитие происходит так стремительно, что к пяти месяцам ребенок за неделю учится переворачиваться, подтягивать ножки и начинает ползать — сначала аккуратно, а затем активно, на четвереньках.
Малыш способен сам недолго держать бутылочку, крепко хватать палец взрослого, перекладывать игрушку из одной ручки в другую, пытается грызть игрушки.
Показатели роста и веса для ребят
В норме мальчики к пяти месяцам имеют следующие показатели:
- вес — от 6 до 9,5 килограммов;
- рост — от 64 до 66 сантиметров;
- окружность головы — от 40 до 45 сантиметров;
- окружность грудной клетки — от 40 до 47 сантиметров.
Нормы веса и роста для девочек
- вес — от 5,4 до 8,8 килограммов;
- рост — от 60 до 68 сантиметров;
- окружность головы — от 38,9 до 44 сантиметров;
- окружность грудной клетки — от 40 до 44,5 сантиметров.
Показатели эти весьма усредненные, но если малыш сильно отличается от его возрастной нормы — стоит посоветоваться с педиатром.
Калькулятор роста и веса малыша Выберите пол и возраст малыша, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) Мальчик Девочка Выберите возраст месяцев Рассчитать Вес Низкий кг Средний кг Высокий кг Рост Низкий см Средний см Высокий см
Возможные проблемы
В 5 месяцев родители могут заметить у своего ребенка следующее:
- хватательный рефлекс отсутствует или он слабый;
- младенец не переворачивается на живот, спину;
- не реагирует на свое имя;
- не узнает родителей;
- если укрыть его покрывалом с головой, не пытается убрать его;
- не следит за движущимися предметами, людьми;
- не интересуется происходящим;
- постоянно кричит или смотрит в одну точку;
- не гулит, не издает звуков.
Ребенка нужно показать педиатру. Он выдаст направление к психиатру, неврологу либо ортопеду.
Здоровье 5-месячного младенца в руках родителей. Если папа с мамой будут следить за питанием крохи, правильно ухаживать за ним и развивать, то проблем не возникнет.
Физическое развитие — основа всего
Чтобы малыш активно осваивал новые навыки, был бодрым и веселым, с удовольствием играл в новые игры, ему необходимо правильное физическое развитие. К этому возрасту он прибавил еще 3–4 см роста и набрал до 700–1000г веса, скелет стал крепче, укрепились мышцы — за счет устранения их гипертонуса ребенок может полностью разгибать ножки и ручки, вытягиваться во весь рост.
К трехмесячному возрасту младенец уже достаточно хорошо может управлять своим телом и контролировать движения. Часть активности основана на врожденных бессознательных рефлексах, но многие действия ребенок предпринимает вполне осознанно. Он поворачивает головку в сторону звука или света, двигает руками и ногами, оживляется в ответ на обращение. Мышцы на шее укрепляются, малютка уже пытается поднимать и на определенное время удерживать головку, что позволяет осваивать новое положение — на животике. Постепенно улучшается острота зрения, ребенок воспринимает предметы и людей вблизи себя. Он постепенно начинает тянуть ручки к предметам, трогает лицо мамы или папы, следит глазами за предметами, если они движутся недалеко от лица. Эти навыки формируют основу психоэмоционального развития и формирования новых умений и навыков.
Подбирать подходящие игры или занятия для трехмесячного малыша нужно с учетом его возможностей и уровня развития
Поэтому важно знать, что может уметь ребенок в трехмесячном возрасте