Что мешает приучить ребенка к горшку

Рекомендации по приучению малыша к горшку

Знакомство. Расскажите ребенку, для чего использовать горшок, называйте вещи своими именами. Старайтесь не стыдиться  —  ребенок должен понять, что нет постыдного в названии половых органов, процессах дефекации и мочеиспускания. Прямо говорите о том, что горшок нужен для того, чтобы в него пописать и покакать.
Определение постоянного места. Горшок должен быть на одном и том же месте, в зоне досягаемости ребенка. Если он будет находиться в детской и вы переживаете за чистоту, поставьте горшок на пеленку или моющийся коврик.
Игра  —  покажите, как использовать горшок. Усадите на него любимую игрушку, сюжетно-ролевая игра поможет понять, как действовать. Отличным подспорьем будет писающая кукла.
Снимите подгузник. Пока ребенок ходит в одноразовом подгузнике, он не соотносит процессы, происходящие в теле, с результатом, не чувствует дискомфорта, если помочился или покакал в штаны

Для этого важно начать убирать подгузник, можно заменять его на трусики для приучения к горшку, которые не сразу впитывают влагу. Убирая впитывающие средства, старайтесь одевать малыша так, чтобы он мог снять мокрую одежду самостоятельно

Совсем отказываться от подгузников не стоит, можно продолжать пользоваться ими во время долгого дневного, ночного сна, длительных прогулок, походов в поликлинику и других ситуациях.
Предлагайте сесть на горшок по расписанию. Не стоит ставить напоминания в смартфоне, достаточно предложить горшок после сна, перед прогулкой, перед отходом ко сну, а также через 20 минут после еды.
Снимите подгузник совсем. Отказываться от него стоит плавно  —  убирать во время дневного сна, застилая постель одноразовыми пеленками, потом делать это и на ночной сон. Будьте готовы к мокрым ночам, это нормально  —  сначала могут быть промахи, которые станут появляться все реже.

Как приучить ребенка в год

Многие родители интересуются, как приучить к горшку ребенка, которому исполнился 1 год. Надо сразу сказать, что даже если из 10-ти попыток более 5-ти будут удачными, сам проситься в туалет малыш не будет. Чтобы у него возникла потребность оставаться сухим и чистым, должна пройти определенная стадия неврологического и психического созревания.

Сначала к ребенку должно прийти ощущение наполненности кишечника и мочевого пузыря, при этом он должен научиться напрягать и расслаблять мышцы, ответственные за закрытие и открытие этих внутренних органов. Только после этого он сможет ходить в туалет общепринятым способом. Родителям рекомендуется действовать так:

Приучить ребенка к горшку в год можно, если высаживать его на него в определенные моменты: после дневного и ночного сна, перед и после прогулки, спустя четверть часа после принятия пищи.
Конечно, горшок обязательно должен находиться под рукой, быть чистым, удобным и комфортным для малыша

Кроху-егозу не так-то просто заставить просидеть на одном положении хотя бы 5 минут, поэтому можно «брать в туалет» книжки, игрушки и другие отвлекающие внимание предметы.
Если малыш просидел на горшке 10 минут, а положительного результата нет, стоит повторить попытку через 15–30 минут, но не стоит делать это насильственно, а тем более нельзя допускать, чтобы ребенок большую часть времени проводил на горшке, иначе можно получить обратный эффект.
Не допускается ругать ребенка за неудачи, помня о том, что вы начали приучать кроху к испражнению в положенном месте слишком рано. Да, экономия чистого белья и подгузников при этом будет на лицо и пусть это будет пока первоопределяющей задачей

А если у малыша пока на это свое видение, так это естественно.
Хвалить за хорошую работу можно и нужно в любом возрасте, объясняя, какой он молодец и как приятно ходить в чистых и сухих штанишках, а не мокрых и грязных.

Приучение к горшку ребенка с задержкой в развитии

Задержка в развитии задерживает и формирование навыков самообслуживания. Родителям следует быть готовыми к тому, что приучение к горшку ребенка с задержкой развития будет длительным и постепенным. Для ребенка с задержкой в развитии следует использовать больше наглядных примеров, чем словесных инструкций.

Малыша следует побуждать, поощрять жестами, мимикой, «материальным» подкреплением. Маме нужно понимать, что, несмотря на свой возраст и внешний вид, малыш может быть далеко «не созревшим» для обучения самостоятельному туалету. В осознанности процессов следует ориентироваться на реальный, а не календарный уровень развития.

Особых рекомендаций по обучению писать и какать на горшок детей с задержкой развития нет. Методы остаются общими, с поправкой на более долгий и медленный процесс.

Хвалите и поощряйте!

В случае успеха обязательно хвалите ребенка, а в случае неудачи не расстраивайтесь или не показывайте, что огорчены.

  • Одних детей хорошо мотивируют наклейки, значки и звездочки в специально заведенном для этого графике. Других — обещание почитать книжку перед сном или прогулка в парке.
  • Хвалите ребенка, даже если он просто посидел на горшке, без видимого результата. Скажите ему, что он делает все как взрослый. И если сейчас не вышло, обязательно получится в следующий раз.
  • После двух недель успешного пользования горшком устройте праздник. Попрощайтесь с памперсами. Подарите малышу трусики, которые он сможет легко снимать самостоятельно.
  • Не перестарайтесь. Не делайте события из каждой попытки, иначе ваш малыш может почувствовать беспокойство и застесняется от чрезмерного внимания.

1) Важность разговоров. Иногда с ребенком достаточно поговорить как со взрослым

Объясните ему все подробности процесса: как понять, что хочется в туалет, зачем нужна туалетная бумага, зачем мыть руки. Попробуйте донести это в игровой форме, нарисуйте на листочке, что происходит в организме. Найдите детские учебные материалы по теме: картинки, видео, мультики.

Дети учатся, копируя взрослых. Глядя, как вы пользуетесь туалетом, они без слов поймут, зачем он нужен

Каждый раз, когда вы идете в туалет, обратите на это внимание ребенка. 

Если у вашего малыша есть старшие братья и сестры или друзья, которые уже умеют ходить на горшок, попросите их показать ему пример. На мальчика эффективнее всего подействует пример папы.

2) Важность режима и ритуалов. Для формирования любой привычки важно повторять одно и то же действие регулярно.

  • Старайтесь сажать малыша на горшок в одно и то же время (после завтрака, перед купанием, перед сном). Это поможет ему привыкнуть к горшку и относиться к этому как к ежедневной обязанности.
  • Чтобы не нарушать распорядок, старайтесь брать горшок с собой, если идете в гости.

Когда познакомить ребенка с горшком?

В сети интернет встречаются несколько противоположных мнений по поводу возраста приобретения туалетных навыков.

Одни, вдохновленные книгой Инги Бауэр «Жизнь без подгузников» считают, что даже новорожденные подают знаки о том, что хотят облегчиться: покряхтывают или замирают. Они рекомендуют с первых месяцев жизни держать малышей над раковиной, приучать их писать под звук текущей воды или его имитацию. Надо сказать, что этот метод на самом деле работает, только совсем не так, как хотелось бы родителям. У ребенка вырабатывается рефлекс на определенные звуки, но об осознанном желании помочиться нет и речи. Процесс же приучения к горшку идет так же, как и у детей, не практиковавших раннее высаживание. Более того, он порой сильно осложняется желанием делать это на ручках у мамы.

Другие уверены, что ребенок сам поймет, как пользоваться туалетом, когда придет время. Однако не стоит откладывать этот процесс до 2,5 – 3 лет. Работы П.К. Анохина говорят о том, что быстро впитывающие влагу одноразовые подгузники не дают малышу ощутить неудобство из-за испачканного белья и поэтому тормозят развитие причинно-следственных связей. Так или иначе, все равно будет промежуток между отказом от подгузника и устойчивым навыком проситься на горшок. В более позднем возрасте это может вызвать дополнительные физиологические и даже психологические проблемы.

Доктор Комаровский пишет, что только в 14 месяцев организм ребенка в принципе получает возможность контролировать акт мочеиспускания и дефекации, потому что дозревают отвечающие за это участки коры головного мозга.

В целом, и другие педиатры сходятся во мнении, что наиболее благоприятен период с 14 до 24 месяцев

Но опять же, всегда следует обратить внимание на самого малыша:

  1. Проявляет ли он беспокойство, когда мокрый, или продолжает играть
  2. Показывает ли он доступными ему способами, что вот-вот испачкает штанишки
  3. Способен ли он 2 -3 часа оставаться сухим

Если на все эти пункты ответ «да», то ребенок готов сделать еще один шаг к самостоятельности.

Однако прежде, чем начать этот путь, нужно отдавать себе отчет, что:

  • Вряд ли вас ждет удача в первый день эксперимента
  • Надо подготовить 10-12 пар сменного белья и носков на день
  • На 1 шаг вперед иногда будут два шага назад
  • Понадобиться много терпения
  • В итоге вас все равно будет ждать успех, даже если это случится не так скоро, как хочется

Признаки готовности ребенка к приучению к горшку

Чтобы данный процесс проходил легко и без дискомфорта, Комаровский советует некоторое время понаблюдать за малышом, чтобы обнаружить признаки его готовности к обучению. Они должны быть как с физиологической, так и с психологической стороны. Приучение к горшку пора начинать, если:

  • малыш может сообщить доступным ему способом (жестом, словом или звуком) о желании сходить в туалет;
  • режим дефекации у ребенка можно назвать стабильным;
  • он может более 1,5 часов оставаться в сухом подгузнике;
  • кроха знает части своего тела, их назначение, а также названия одежды;
  • он понимает значение слов «покакать» и «пописать»;
  • ребенок показывает отрицательные эмоции по поводу мокрого/запачканного подгузника, пытается его снять;
  • малыш хочет или умеет сам заходить в туалет и выходить из него.

Лучшее время для отказа от подгузников

Сказать, когда именно малышу нужно переходить на горшок, довольно сложно. Конкретных норм нет. Все очень индивидуально, и зависит от многих факторов. Наиболее благоприятным временем для отказа от подгузников считается период между полутора и двумя с половиной годами.

К 18 месяцам у ребенка наступает физиологическая готовность: он уже способен контролировать процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря достаточное количество времени, чтобы добраться до горшка. Однако в таком возрасте ребенок еще слабо ассоциирует этот предмет с возможностью удовлетворить свои потребности.

Картинки, где счастливый годовалый малыш сидит на горшке, зачастую вводят нас в заблуждение — в этом возрасте дети просто не понимают, что они делают. Именно поэтому так часто родители жалуются на «откаты» в освоении этого навыка. Кроме того, большое значение имеет уровень развития моторных навыков, а именно способность самостоятельно дойти до горшка, снять с себя трусики и уверенно на нем сидеть. Поэтому немаловажным для отказа от подгузников является наличие навыка самообслуживания.

После двух лет, кроме всего прочего, появляется социальная готовность ребенка: дети стремятся подражать взрослым, копировать их поведение и поступки, детям становится интересно иметь отдельное место для «справления нужды».

Слишком затягивать с отказом не стоит. Очевидно, что для самого малыша подгузники — это гарантия комфорта. Он понимает, что в них сухо и удобно, поэтому изменение правил может вызвать переживания и недовольства. Чтобы максимально избежать негативных реакций, педиатры и психологи рекомендуют переходить на обычное белье тогда, когда малыш уже познакомится и подружится с горшком.

Пять шагов на пути приучения к горшку

Главная роль родителей в воспитании чистоплотности у детей — сделать процесс естественным и позитивным, насколько это возможно. Пройдет немного времени, и малыш успешно овладеет всем тем, что вы (пока, может, и безуспешно) втолковываете ему. Попробуйте закрепить у ребенка навык опрятности, воспользовавшись простыми советами.

Перед тем, как перейти к пошаговому описанию процесса, советуем вам ознакомиться с советами психолога о том, как необходимо приучать детей к горшку:

Приобретите горшок и поставьте его в детской комнате (или туалете). Расскажите ребенку, для чего нужен этот предмет и как им пользоваться. Первое время можно позволить посидеть на горшке одетым, чтобы малыш не испытывал страха перед ним.
Если ребенок охотно и с интересом начал садиться на горшок, предложите ему попробовать сесть на него, сняв подгузник

Покажите правильное положение — ножки должны твердо стоять на полу, это важно во время дефекаций. Пусть сидение на предмете гигиены постепенно становится частью дня малыша, начните с 1 занятия и увеличивайте до 3-4 раз в сутки.
Когда кроха привыкнет к присутствию нового предмета в доме, попробуйте сменить ему наполненный подгузник возле горшка

Содержимое подгузника стряхните в горшочек, чтобы ребенок понял — горшок предназначен именно для этого.
Вскоре после регулярных занятий стимулируйте ребенка использовать горшок по назначению. Снимите с крохи памперс, горшок поставьте возле игрового места. Позвольте малышу поиграть возле горшка, напоминая, что если ему захочется «в туалет», то нужно воспользоваться стоящим рядом предметом. Ребенок наверняка будет забывать о горшке первое время, но не упрекайте его за это — просто продолжайте напоминать. Дождитесь момента, когда у малыша всё получится, и обязательно похвалите свое чадо.
Как только пользование горшком станет регулярным, замените подгузники с липучками на одноразовые тренировочные трусики. На этой стадии обучения горшком мальчики учатся мочиться во «взрослый» унитаз, повторяя за отцом или старшим братом. Девочки также могут проявлять желание воспользоваться специальным стульчаком для унитаза. Хвалите ребенка, когда он проявляет инициативу самостоятельно сходить в туалет.

На заметку! Обучение пройдет гладко и без стресса, если родители будут сохранять спокойное отношение в случае ошибок и не отказывать давления на своего малыша.

И дополнительно еще несколько советов по легкому приучению ребенка к горшку от опытной мамы:

https://youtube.com/watch?v=QNxiWq5Skbs

Родители должны созреть

С того момента, как подруга или родственники дали вам сигнал, что пора отказываться от подгузников, у вас есть два пути: начать нервничать и всеми силами заставлять малыша становиться взрослым и всегда сухим, или спокойно жить своей жизнью и не форсировать события.

Какой бы путь вы не избрали ― итог один. Ребенок все равно научится ходить на горшок или унитаз, просто потому, что иначе быть не может. Если, конечно, речь не идет о каких-то патологиях и болезнях. Еще ни один знакомый мне ребенок не пошел в школу в памперсе. Поэтому для меня второй путь, конечно же, предпочтительнее. Не спешить с горшком и дождаться, когда ребенок будет готов к нему сам ― это путь для спокойных ленивых родителей, которые не ищут себе лишних хлопот. Мне, к примеру, было бы лень по 40 минут стоять над ребенком и бормотать ему «пись» в надежде, что он намочит горшок. И даже если бы он его намочил, это был бы не показатель его «взрослости», а просто за 40 минут «письканья» любой из нас устанет и решит сделать мокрое дело, лишь бы отвязались.

Фото: s-momclub.com

Признаки готовности ребенка

Важно правильно определить, когда приучать ребенка к горшку. Обычно этот момент наступает, когда малышу исполняется полтора года, но он может быть готов к отказу от подгузников раньше или позже

Помните, что эти сроки индивидуальны. Не нужно торопить ребенка, пытаться заставлять его пользоваться горшком, если он еще к этому не готов.

Понять, что малышу пора знакомиться с горшком, можно по многим признакам:

Ребенок какает примерно в одно и то же время (стул стабилен), причем позывы предсказуемы, а сам он уже может обращать на это внимание. Например, он «задумывается» или прекращает перед этим игру.
Малыш зовет родителей сразу после мочеиспускания или дефекации, потому что ему некомфортно

Иногда он пытается привлечь внимание родителей, когда ему пора в туалет.
Координация движений хорошо развита. Ребенок способен по несколько минут держать равновесие сидя. Он также может оставаться на одном месте, сидеть смирно хотя бы 3—5 минут.
Ребенок пытается самостоятельно снимать и надевать трусики или подгузники или уже хорошо умеет это делать.
Малыш знает связанные с туалетом слова (писать, какать, «пи-пи», «ка-ка», ходить на горшок), понимает, что они значат. Например, он может показать свой горшок, знает, где он находится, может сказать, хочет ли он писать или какать, если спросить его об этом.
Ребенок уже пытается подражать взрослым, хочет быть более самостоятельным: он стремится все делать сам, пытается повторять действия взрослых и хочет ходить в туалет самостоятельно, «как большой».
Постепенно малыш учится контролировать мочевой пузырь, и это получается у него все лучше: например, он может остаться сухим после дневного сна или немного потерпеть, если прямо сейчас нет возможности сходить в туалет.
Мокрые трусики или подгузник не нравятся ребенку и он пытается снять их.

Навык опрятности формируется постепенно, в несколько этапов. Это прямо влияет на готовность к приучению к горшку:

  • Процесс начинается, когда малыш впервые испытывает дискомфорт из-за мокрых трусиков или подгузника, когда он показывает, что ему это не нравится, и пытается снять грязное белье. Обычно это происходит в 12-15 месяцев.
  • Спустя некоторое время ребенок учится понимать, когда ему нужно в туалет. Это проявляется замиранием перед мочеиспусканием. Такое поведение появляется примерно в 16 месяцев, но это может случиться и раньше или позже. Еще через несколько недель ребенок научится распознавать позывы заранее, а затем и контролировать их.
  • Желание сходить в туалет сначала проявляется жестами: малыш может теребить одежду в области паха или тянуть маму за руку. В это время его уже можно приучать к горшку.

В первые недели малышу будет требоваться помощь взрослых, но позже он научится справляться самостоятельно. Обычно навык полностью формируется к трем годам.

Методика быстрого приучения к горшку ребенка 2 лет

Когда малышу должно исполнится 2 года, и подходит время идти в детский сад, а он еще ходит в подгузниках, используют способы ускоренного приучения к горшку.

За три дня

Эта методика подразумевает быстрое формирование навыков самостоятельного хождения в туалет. Но это совсем не значит, что в трехдневный срок ребенок научится справлять нужду на горшок «без осечек».

Быстрая техника эффективна при определенных условиях:

  • ребенок не старше 2 лет 1 месяца;
  • интервалы между мочеиспусканиями не менее 1-2 часов;
  • акты дефекации проходят примерно в одно время 1-2 раза в сутки;
  • кроха отказывается одевать подгузник.

Перед началом приучения к горшку малыша подготавливают, объясняя ему, для чего нужен этот предмет гигиены.

После объяснений переходят к практической части быстрой методики:

Первый день. Когда ребенок проснется, с него снимают подгузник и все время следят за малышом. Если он начинает справлять нужду, то подставляют горшок. Это делают, чтобы кроха увидел связь между опорожнением и предметом гигиены. Перед сном одевают подгузник. При попаданиях в горшок нужно хвалить, объясняя причину

Когда ребенок намочит штанишки, ругать его нельзя, лучше не заострять внимание на «промахах».
Второй день. Родители ходят за малышом так же, как и в первый день, при этом организовывают прогулку без подгузников, взяв для него сменную одежду.
Третий день

Делают все то же, что и во второй день, но добавляют еще одну прогулку. Малыша сажают на горшок перед сном, прогулкой и после них.

Интересно!Многие родители, испытавшие эту методику, утверждают, что после активного трехдневного приучения дети начинают проситься и даже пробуют присаживаться на горшок самостоятельно. Главное, обеспечить им удобную одежду, которую можно легко и быстро снять без помощи взрослых.

За семь дней

Техника носит название «Добровольный малыш». Ее создали для детей от 1,5 лет, которые владеют элементарными навыками самообслуживания и понимают слова взрослых.

Методика рассчитана на 7 дней обучения:

  1. В первый день после пробуждения снимают подгузник, объясняя ему что он уже взрослый, и сажают на горшок. Задача — задержать малыша на нем на 10 минут. Если не получилось, через 15 минут повторить. Периодически осуществлять это действие в течение всего дня.
  2. Во второй и третий дни тактика родителей не меняется. Нужно учитывать, что на прогулки надевать подгузники нельзя, лучше чаще спрашивать у крохи, хочет ли он в туалет.
  3. В четвертый день мама и папа уже понимают, в какие моменты нужно предложить горшок. Следуя вышеуказанным рекомендациям и не забывая хвалить при успешных попытках «справить нужду», продолжают обучение еще на протяжении трех дней.

Пошаговый план

Как приучить малыша к горшку, и сделать знакомство ребёнка с горшком легким и простым (личный опыт):

  1. Изменить свою родительскую позицию с №1 на №2.
    Ребёнок – это нормальный маленький человек, который всем сердцем стремится жить по законам социума и быть похожим на вас, родителей!
  2. С рождения давать ребёнку возможность пройти ВСЕ необходимые этапы знакомства с собственным телом! В какой-то момент найти свои половые органы,  далее позволить почувствовать что эти «штучки» производят какие-то интересные вещи, и от этого бывает вначале тепло, а затем мокро и холодно 🙂

Знакомство с какашками  ребёнок тоже должен пройти! Даже если Вам кажется что эту «фу-у-у», для него это ЦЕННОСТЬ! Он ЭТО сделал сам! И очень этим гордится.

Просто отнеситесь к этому как к неизбежному!

Подробнее про этапы развития мочеполовой системы ребёнка я рассказываю в курсе Как легко и быстро приучить ребенка к горшку?

  1. Днем дома  – никаких подгузников! Подробнее о том как отучить ребенка от подгузников?>>>

Ребёнок дома находится в длинной (закрывающей попу) футболке, кофточке и т.д.

Ночью для сильно устающих мам, не придерживающихся теории высаживания, подгузник можно сохранить до 1 года. В год он исчезает и днём и ночью.

Используем на прогулку и только в холодное время года! Летом гуляем в штанишках и с сумкой запасных вещей!

  1. Горшок покупаем ПРАВИЛЬНЫЙ!

И появляется он у нас как интерьер мебели в районе годика!

Раньше нет смысла. Любая психологическая теория развития ребёнка скажет вам, что до года основная задача ребёнка – убедиться в надежности окружающего мира, в надёжности мамы, и делается это всё у мамы на ручках!

О выборе горшка смотрите мой ведеоурок:

  1. Создаем условия для знакомства ребёнка с горшком. Но не насилуем  ребёнка!

НИКОГДА:

  • Не держим ребёнка на горшке силой!  Это ЕГО  личное желание сесть и сидеть на горшке!
  • Мама НИКОГДА не ругает ребёнка за промахи.  Мама ТОЛЬКО хвалит ребёнка за успехи.
  • Не угрожаем ребёнку и не ставим ультиматумов. «вот если не пописаешь на горшок, не пойдем гулять…», «покакал мимо – ходи в грязных штанах » и т.д.
  1. Терпеливо ждем, когда ребёнок САМ возьмёт контроль над своими туалетными делами.

Мы, как мамы, просто создаем условия!

Именно такого подхода я придерживалась при знакомстве с горшком с тремя моими дочками.

И, честно говоря, иногда, особенно со старшей, у меня возникали порывы заставить её, ускорить процесс, начать угрожать и унижать….

НО!  я вспоминала  базовую установку «Ребёнок стремится стать похожим на взрослых! Ему просто требуются условия и время!» и терпения прибавлялось!

С младшей весь процесс прошел спокойно, и я даже не могу сказать точно – в какой момент она стала регулярно ходить на горшок! САМА!

В помощь вам записан курс Как быстро и легко приучить ребёнка к горшку?

Рекомендую посмотреть!

Ошибки в приучении ребенка к горшку

Ребёнок боится какать: решаем деликатную проблему с осторожностью
Как научить ребенка вытирать попу самому

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий