Введение прикорма
Традиционно первая еда для прикорма – это овощное пюре. Затем вводят каши. Если эти продукты введены в рацион ребенка ранее, то в полгода малютке дают мясо. Для этого подойдет телятина, которую наскабливают ножиком и проваривают в воде, а потом протирают через сито.
Полугодовалые малыши уже могут кушать свежие фрукты, но понемногу. Можно давать бананы, персики, абрикосы, авокадо.
Доктор Комаровский рекомендует вводить прикорм с полугода и начинать его с молочных продуктов: сначала кефир и творожок, затем каша на молоке и только потом овощи.
Прикорм полезные советы
Соблюдение следующих рекомендаций позволит избежать дискомфорта при введении прикорма ребенку в полгода:
- Объем вводимого вида пищи в первый раз должен составлять несколько капель. Если негативной реакции со стороны организма не последовало, можно постепенно увеличивать количество, за 1-2 недели доведя его до суточной нормы.
- Следующий вид прикорма дается только тогда, когда младенец уже привык к предыдущему.
- Не следует принуждать ребенка есть, если он отказывается. Детям нужно время, чтобы распробовать и полюбить новую пищу.
- Во время кормления сначала малышу дается прикорм, а потом материнское молоко или смесь. Велика вероятность, что младенец после основной еды не захочет кушать новое блюдо.
Отучаем от соски
Чаще всего полугодовалый ребенок уже способен на это. Отучать нужно постепенно и ненастойчиво. Помочь могут следующие советы:
- предложить младенцу попить из чашки как бы «случайно»;
- предлагать ребенку питье из кружки нужно продолжать (но не заставлять), даже если он постоянно отказывается;
- когда малыш освоит чашку, следует заменить одно кормление из булочки на питье молока из кружки и так постепенно полностью убрать соску.
Особенности ухода и гигиены
Ежедневными процедурами ухода за малышом шести месяцев продолжают оставаться:
- подмывание,
- умывание по утрам,
- гигиена рук (ногтей),
- уход за волосами,
- чистка ушек и носа.
В список гигиены малыша входит и закаливание, купание, массаж и гимнастические упражнения (здесь подробнее про закаливание детей раннего возраста в домашних условиях).
Мальчик
Подмывать мальчиков стоит поточной чистой теплой водой, не проводя при этом лишних манипуляций. Некоторые специалисты утверждают, что такие действия могут привести к значительным травмам.
Что нужно делать:
- в течение дня использовать влажные салфетки для поддержания чистоты;
- при купании просто промыть половой орган водой и используем мыло.
Девочка
Оптимальный режим подмывания для девочек:
- после дефикации;
- во время вечернего купания помыть теплой водой с использованием мыла.
Большего ничего не требуется
Важно не переборщить с умыванием. Нет никакой необходимости каждый раз при смене подгузника мыть ребенка практически полностью
Крупная и мелкая моторика рук
Крупная и мелкая моторика постепенно совершенствуется. Малышу нравится трогать, хватать, изучать различные предметы, трясти их и бросать. Что умеет делать ручками ребенок в 6 месяцев?
- Может тянуться за игрушкой, лежа на животе и опираясь лишь на одну руку. Не забывайте примерно раз в две недели обновлять игрушки, чтобы малыш не утратил к ним интерес.
- Оценивает размер и форму желаемого предмета, чтобы подстроить под него руку перед тем, как схватить. Очень полезное умение, которое в будущем поможет изучить форму и вес.
- Способен хватать вторую игрушку свободной рукой, лежа на спине, если первая уже занята другой игрушкой. То есть ребенок умеет контролировать несвязанные движения обеих ручек.
- Умело перекладывает игрушку из одной руки в другую. Подключается контроль за связными действиями.
- Некоторые уже начинают тянутся к вещам, которые лежат далеко от малыша, но в поле его зрения.
Физические упражнения с малышом в 6 месяцев
В дополнение к упражнениям, которые вы делали с малышом в 5 месяцев, можно добавить несколько новых.
Они должны способствовать укреплению сердечно — сосудистой системы ребенка, улучшать кровообращение, стимулировать укрепление опорно-двигательного аппарата и развивать координацию движений.
- Сидение по-турецки. Малыша усаживают на ровную поверхность или на колени к маме. Поддерживая спинку, сгибают ножки в коленях так, чтобы стопы ребенка соприкасались. Можно слегка потереть подошвы друг о друга. После того как малыш освоится с такой позой, уменьшайте поддержку спины, чтобы малыш учился держать равновесие. Упражнение укрепляет мышцы туловища и позвоночник.
- Низкие приседания. Малыша берут подмышки спиной к себе и ставят на ножки. Обеими руками сгибают ноги ребенка в коленях, чтобы он присел на корточки. Кроха попытается встать, после чего вновь усадите его. Следите, чтобы стопы малыша стояли ровно, не подворачиваясь внутрь или наружу. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет ножки и способствует освоению вертикальной позы.
- Подъем ног. Положив ребенка на спину, ладонями обхватываем его колени, попутно выпрямляя ножки. Сначала по очереди, а потом одновременно, поднимаем ноги малыша вертикально вверх. Повторить плавными, медленными движениями 8-10 раз. Упражнение укрепляет тазобедренные мышцы и нормализует тонус ног.
Особенности психоэмоциональной сферы
Такой вопрос очень важен для развития шестимесячного ребенка, поэтому стоит уделить ему внимание. Какие психологические изменения происходят у малыша?
- Малыш начинает плакать только в случае, если испытывает какой-либо дискомфорт. Речь постепенно становится лучше, пополняется новыми звуками. Ребёнок старается повторить услышанные звуки. Называть речью такую имитацию рано.
- Когда ребенок слышит голос мамочки, то сигнализирует об этом определенным звуком.
- Большинство малышей уже начинают проявлять любовь и ласку к родителям, прижимаются к ним. Что касается отношений с посторонними людьми, то малыш в 6 месяцев уже не испытывает такого страха, как это было ранее, но держит дистанцию.
- Мышление крохи развивается стремительно, формируются самые простые причинно-следственные связи.
- Шестимесячный кроха начинает проявлять интерес к особенностям различных предметов.
Питание
Прикорм
- Новая пища вводится во второе утреннее кормление. Это делается для наблюдения за реакцией ребенка на новый продукт. Высыпания, нарушения стула и настроение ребенка говорят о необходимости временно прекратить введение нового продукта.
- Объем нового продукта не должен превышать 1/3 чайной ложки.
- Не нужно смешивать разные продукты на этапе знакомства. Если к одному виду продукта малыш уже адаптировался и успешно его ест, то можно предложить ему сутра попробовать новый продукт, а через кормление дать уже знакомый.
- Новый продукт вводится минимум через 7 дней после предыдущего.
- Наращивание объемов идет постепенное. В первый день можно дать 1/3 чайной ложки, во второй – ½ чайной ложки, третий — 1 чайную ложку, четвертый день – 2 чайные ложки. Постепенно объем доводится до возрастной нормы.
- Перед началом прикорма необходима консультация педиатра. Он посоветует вам, с какого именно продукта начать.
Таблица введения прикорма
Вид продукта | Искусственное вскармливание | ГВ |
Сок | 3-4 мес. | 5 мес. |
Фруктовое пюре | 4 мес. | 5,5 мес. |
Овощное пюре | 4,5 мес. | 5,5 мес. |
Каша молочная | 4,5 -5 мес. | 5,5-6 мес. |
Каша безмолочная | 6 мес. | 6 мес. |
Мясное пюре | 6 мес. | 6 мес. |
Творог | 6 мес. | 6 мес. |
Сухари, печенье | 7 мес. | 7 мес. |
Общение
Общение с крохой становится с каждым днем интереснее и эмоциональнее. Маленький человечек уже может передать свое настроение интонацией. Но что же конкретно должен уметь ребенок в 6 месяцев с точки зрения коммуникации?
Ребенок постоянно пытается обратить на себя внимание: звуками, жестами, иногда плачем. Ему очень приятно внимание, особенно мамы. Без взрослых малыш чувствует себя одиноко и начинает переживать
Внимательно следит за взрослыми, изучая их речь, манеру говорить, интонации. Совсем скоро в его речи появятся первые слова, которые он запоминает уже сейчас. Не забывайте читать малышу вслух, чтобы пополнить его пассивный словарь. Плачет и отворачивается, если не хочет что-либо делать или с кем-либо общаться (с незнакомым взрослым, например). Например, малыш может не испытывать голод, когда его пытаются покормить, и свой протест он будет выражать отворачиванием от бутылочки и похныкиванием. Некоторые детки к незнакомым людям, наоборот, проявляют повышенный интерес: с любопытством рассматривают, пытаются дотянуться ручкой. Разрешите крохе потрогать другого взрослого, изучить его черты лица и волосы. Это будет очень полезно для развития эмоционального интеллекта. Если вы внезапно закончили с малышом играть или какой-либо другой приятный ему процесс, то, вполне возможно, кроха выразит протест громким недовольным плачем. Как же можно прекратить столь интересную игру? Или веселое катание на плечах? Но хорошо, что пока, в таком раннем возрасте, внимание ребенка можно быстро переключить на что-нибудь другое и остановить поток слез. В этом возрасте детки уже не только узнают себя в зеркале, но и улыбаются своему отражению.
Можно наряжать малыша и показывать его самому себе в разных одеждах или аксессуарах.
Первый зубик
Возможно, уже и не первый, а второй или даже третий. У большинства детей шесть месяцев – самый распространённый период появления первых зубов. Сначала прорезаются нижние единички.
Зачастую этот процесс сопровождается небольшим повышением температуры, послаблением стула и общим ухудшением настроения. Но стоит зубику показаться над уровнем десны, все симптомы проходят.
В это время необходимо больше времени уделять обработке игрушек и мытью рук. Ведь малыши всё тянут в рот. Особенно, когда там всё чешется и болит. А распухшие дёсенки – превосходная среда для развития разного рода стоматитов.
Если младенец сосёт соску, самое время от неё отучать. Давление, которое оказывает пустышка на растущие зубы, может привести к неправильному формированию челюстного аппарата.
Вместо соски предложите малышу прорезыватель.
Осмотр у врачей и вакцинация
В 6 месяцев малыша, как и в предыдущие месяцы, осматривает педиатр, который замеряет вес, рост, температуру, объем головы и груди. Оценивает нервно-психическое и физическое развитие крохи, отвечает на вопросы.
После осмотра врач принимает решение о плановой вакцинации против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и вирусного гепатита В, гемофильной инфекции (группа риска).
Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2018 году регулирующийся Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» вычеркивает из осмотра таких врачей, как: невролог, хирург и ортопед. Также в 6 месяцев не нужно сдавать общий анализ крови и мочи.
Но, при необходимости, врач может выписать направления на внеплановое посещение других узких специалистов, сдачу анализов и проведение различных обследований. Однако, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.
В каких случаях стоит обратиться к врачу
Конечно, все малыши развиваются по своему ритму и далеко не все дети имеют смогут сесть в этом возрасте, но существуют некоторые умения, отсутствие которых может насторожить родителей:
- Ребенок не пытается сесть и не сидит даже при поддержке (должен хотя бы пытаться);
- Не удерживает в руке предметы, не перекладывает игрушки из одной руки в другую;
- Не узнает близких людей, которых видит каждый день;
- Не реагирует на звуки, голоса, игрушки;
- Не переворачивается на живот, не опирается на ручки при положении лежа на животе.
Такие ситуации могут быть свидетельством отставания в развитии и неврологических заболеваний, а также прочих проблем со здоровьем крохи. Поэтому если ваш малыш не делает что-то из этого списка, то вам необходимо срочно обратиться за консультацией к специалисту.
Как самостоятельно оценить развитие малыша в этом возрасте рассказывается в следующем видео:
Питание
Основным питанием шестимесячного малыша остается грудное молоко, но ребенку в 6 месяцев рекомендуется вводить в рацион первый прикорм. Чаще всего таким прикормом выступает детский кефир или овощное пюре., но в случае, если малыш плохо набирает вес, первым прикормом служит каша.
Прикорм вводят постепенно, начиная с совсем маленьких доз. Если ребенок нормально переносит продукт, то норму постепенно увеличивают. За неделю от чайной ложки доводят до полной порции и заменяют одно кормление. Через неделю можно начинать вводить следующий продукт.
У детей на искусственном вскармливании введение прикорма начинают раньше. Обычно к шести месяцам меню таких детей более разнообразно. Оно включает каши, овощи, кисломолочные продукты, соки, однако молочная адаптированная смесь все еще необходима, она – основа питания.
Подробнее о питании в этом видео:
Сенсорные системы
Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от способностей взрослых людей. К этому возрасту ребенок, как правило:
- Свободно следит за предметами;
- Способен длительно сосредоточиваться при разглядывании;
- Совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания);
- Различает большинство цветов (к 6-7 месяцам почти все цвета);
- Правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука).
Что видит младенец с рождения до года
Как младенец видит цвета в 6 и 9 месяцев
Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных движений происходит под контролем зрения. Ребенок к 4 месяцам проявляет активный интерес к своим рукам. Долго рассматривает игрушки и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот.
Таблица роста и веса ребёнка по годам — от рождения до 7 лет
При оценке физического развития детей на основе приведённой таблицы важно учитывать, что весовые значения подвержены переменам больше, чем характеристики роста. Вес, соответственно, легче корректировать, если создать более благоприятные условия для организма, например, давать большую физическую нагрузку или улучшить качество питания
Рост здоровых малышей при рождении — 46–56 см
Мальчики обычно выше девочек, но если мама с папой рослые, то малышка может быть даже выше доношенного новорожденного мальчика
Рост здоровых малышей при рождении — 46–56 см. Мальчики обычно выше девочек, но если мама с папой рослые, то малышка может быть даже выше доношенного новорожденного мальчика.
Важно! В момент выписки из роддома вес малыша, как правило, меньше того, что был при рождении. Оба параметра врачи фиксируют в документах, которые выдают молодой матери
Не нужно беспокоиться — это естественный физиологический механизм потери веса
Новорождённый «худеет» по причине потери жидкости через легкие и кожу, усыхания остатка пуповины, выделения мочи и мекония (первородного кала)
Не нужно беспокоиться — это естественный физиологический механизм потери веса. Новорождённый «худеет» по причине потери жидкости через легкие и кожу, усыхания остатка пуповины, выделения мочи и мекония (первородного кала).
Физическое развитие девочек: особенности
Рассчитать вес и рост дочки от рождения до года можно самостоятельно, если провести сравнение данных по центильному методу.
Следует помнить, что все дети разные, поэтому темпы роста и набора веса вашего ребенка могут отличаться от указанных в таблице значений.
Чтобы дать правильную характеристику физическому развитию ребёнка надо рассмотреть целый ряд важных показателей:
— Антропометрические: вес, рост, окружность головы, окружность груди — они рисуют картину внутреннего потенциала ребёнка: процессы развития систем организма, согласованность образа жизни и потребностей тела и т. д.
Обратите внимание! Если ребенок до 1 года при нормальном питании недостаточно весит, то это может быть признаком рахита, анемии, иммунодефицита, сбоев в эндокринной и нервной системах. — Функциональные: крепость мышц (физическая ловкость), емкость легких, артериальное давление
— Функциональные: крепость мышц (физическая ловкость), емкость легких, артериальное давление
— Функциональные: крепость мышц (физическая ловкость), емкость легких, артериальное давление.
Эти параметры диагностируют на основе оценки физического потенциала ребенка, факта умений и навыков, которые он освоил к определённому возрасту. Родителям на помощь может прийти педиатр, который определит адекватность развития ребёнка посредством УЗИ.
— Соматоскопические: отражают внешнее соответствие нормам физического развития: осанка, состояние кожи и слизистой оболочки, наличие и состояние жировой прослойки.
Согласно усреднённым нормам, здоровая новорождённая девочка имеет рост 49,2 см и весит 3,2 кг. Самым низким пределом нормы для новорожденной являются рост 47,3 см и вес в 2,8 кг, а верхний лимит роста и веса — 51 см и 3,7 кг. Если показатели выходят за границы нормы, то малышку надо обязательно держать под присмотром педиатра и особенно пристально обследовать.
К 1 годику, согласно нормам ВОЗ, рост девочки должен быть 74 см, а вес — 9 кг. Нижний лимит нормы — 71,4 см/7, 9 кг, а верхний — 76,6 см/10, 1 кг.
В 4 года вес девочки должен быть, в среднем, 16,02 кг с небольшими отклонениями в ту или иную сторону в 2,3 кг, а рост — 100,56 см при погрешностях в плюс или минус на 5,76 см. Таким образом, с рождения и до 4 лет нормально развивающаяся малышка должна набрать целых 13 кг и вырасти примерно на 51 см.
В 6 лет, в отличие от мальчиков, девочки становятся более грациозными и мягкими, теряют в весе за счёт интенсивного роста костей и мышц конечностей.
Новорождённый мальчик в норме должен иметь вес 2,9-3,9 кг, а рост — 48-51,8 кг.
А дальше начинаются настоящие чудеса. Рост и вес ребёнка увеличивается в первый год жизни как никогда, буквально со скоростью света. Через полгода с момента рождения, если вес мальчика в пределах нормы, то есть 7,1-8,8 кг, то малыш должен вырасти до 65,5 — 69,8 см.
В 1 год рост мальчика в норме должен быть не менее 73,4 см и не более 78,1. Соответственно, за первый год жизни малыш должен прибавить в росте примерно 25,5 см.
После 1-го года жизни процесс прибавки и веса, и роста снижаются.
Ко 2 годам жизни мальчик вырастает на 8- 10 см., а к 3 годам, в среднем, — на 10 см, когда ещё более замедляется рост ребёнка, и о нормальном физическом развитии говорит прибавка в росте минимум на 4 сантиметра.
Поводы для беспокойства: когда нужно обратиться к врачу?
Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов. Необходимо обратиться к доктору, если:
- малыш не держит уверенно голову;
- при лёгком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
- ребенок не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
- не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
- малыш не делает попыток в произношении звуков;
- кроха не реагирует на звуки и речь;
- грудничок не интересуется игрушками.
Режим дня и сон
В течение дня у малыша по-прежнему остаётся 2 — 3 дневных сна и один ночной. Продолжительность дневных индивидуальна. От получаса да нескольких часов.
Активная фаза сосания у них смещается на последние несколько часов сна.
Чтобы крохи крепче и дольше спали, в их жизнь можно ввести небольшие ритуалы. Ритуал – это определённая последовательность действий, совершаемых перед отхождением ко сну.
Например, гимнастика, или занятия на фитболе, — купание – массаж – бутылочка или грудь перед сном – колыбельная. Так, привыкнув к заданной последовательности, ребёнок уже будет знать, что после всех этих действий надо засыпать.
Особенности психологического развития
Постепенно, шаг за шагом, ребенок учится сложной науке овладевания собственным телом. По мере того, как он начинает понимать все большее количество слов и различать голосовые интонации, взаимоотношения между взрослым и ребенком становятся более сложными.
Малыш не только радуется обращенной к нему речи, но и старается понять ее, учится различать отдельные звуки и слоги. Это важные моменты в психо-эмоциональном развитии крохи. Запоминая отдельные звуки и слоги, он со временем начнет их повторять.
В этом возрасте дети любят слушать сказки, потешки, стишки, колыбельные песни
Очень важно учиться разговаривать с ними простым и правильным языком, чтобы речь ребенка была правильной
К шести месяцам жизни улыбка ребенка становится все более осознанной, он начинает испытывать целый спектр различных эмоций от радости до злости. Он хорошо различает «своих» и «чужих» людей, по-разному веет себя с ними. Если в близкими он всегда весел и активен, на их появление в комнате может реагировать радостью, смехом, то на чужих людей он смотрит с опаской и настороженностью. Если что-то крохе не понравится, он может громко разреветься.
К концу шестого месяца малыш умеет произносить до 30-40 разнообразных звуков, его «речь» все больше совершенствуется. Если ему что-то не нравится, то он уже не реагирует на это плачем. Напротив, протест, недовольство и прочий дискомфорт он выражает определенными звуками и интонацией. Подобным образом малыш вступает в диалоги, которые все больше приобретают черты сотрудничества. Его слух тоже развивается, поэтому ребенок хорошо различает голоса родителей.
Полугодовалые дети способны проявлять свои чувства: нежность, ласку, любовь. Кроха может крепко прижаться к маме, обхватить ее шею руками. Малыш часто просится на ручки к близким людям. Постепенно у него формируются несложные причинно-следственные связи: если нажать кнопку на игрушке, та заиграет, если уронить погремушку, раздастся стук и прочее. Ребенок начинает проявлять интерес к тому, для чего предназначены те или иные предметы.
Физиологические данные полугодовалого малыша
Педиатр оценивает физиологическое развитие малыша, исходя из центральной таблицы, где указаны нормы развития, по которым определяется вес и рост малыша. Интереснее то, что эти нормы роста и веса отличаются для мальчиков и девочек. При нормальном развитии ребенок в шесть месяцев должен весить от 6,8 до 8,4 кг; а рост малыша – составлять от 64 до 67 см.
К этому времени ребенок уже освоил некоторые навыки и должен уметь:
- Делать переворот с живота на спину;
- У малышей понижен гипертонуса конечностей;
- Он может, лежа на животе, облокачиваться на одну руку, а другой – хватать игрушку;
- Малыш может крепко держать вашу руку своими пальцами.
- Кроме того, он уже сам подтягивается, держась за вас, чтобы встать;
- Некоторые дети могут к этому времени уже самостоятельно сидеть;
- Делает усилия, чтобы ползать, в некоторых случаях на четвереньках ползёт к игрушке;
- Если держать ребенка подмышками, он начинает пританцовывать, упираться и отталкиваться ногами;
- Более активные к этому времени делают попытки вставать, держась за кроватку;
- Он уже может брать предметы то в одну руку, то в другую или же в каждой руке держит разные игрушки;
- Малыш может сам играть около 15-ти минут, может бросать игрушку, поднимать её и снова бросать, может открывать и закрывать коробочки, играть с платочками;
- Он уже узнает игрушки и, если какую-то спрятать, начинает её искать.
А еще в 6 месяцев у многих детей появляется первый зуб, и именно в этот период малыш впервые в жизни посещает стоматолога. Как видите, в 6 месяцев ребёнок уже должен уметь очень многое.
Физическое развитие
В 8 месяцев активность малыша достигает пика — он не дает родителям ни секунды спокойного времени в период бодрствования, а дневной сон сокращается до двух раз. Кроха с интересом познает мир, ползает, исследует все предметы, до которых может дотянуться, часто пробует их на вкус.
Однако следует помнить, что существует большой диапазон навыков, физических и психологических характеристик, сопровождающих развитие ребенка в 8 месяцев. Девочка и мальчик также проявляют их по-разному. Набор веса ожидаемо замедляется по мере увеличения физической активности. В среднем малыши набирают 500−600 грамм веса и вырастают на пару сантиметров.
Конечно, многое зависит от физиологических особенностей родителей. У высоких мамы и папы малыш может вырасти и на 5 сантиметров, а при наличии жирного молока у мамы — набрать 1 кг веса. Поэтому в таблицах роста и веса всегда указывают нижнюю и верхнюю границы нормы, на которые можно ориентироваться. В среднем, согласно мнению российских педиатров, нормальный вес девочек в этом возрасте — 7−9 кг при росте 66−72 см, а мальчиков — 7−10 кг при 66−73 см.
Вес мальчиков, кг | 7,5 | 10,0 |
Вес девочек, кг | 7,2 | 9,3 |
Рост мальчиков, см | 66,8 | 73,1 |
Рост девочек, см | 66,0 | 72,5 |
Всемирная организация здравоохранения оперирует чуть отличающимися нормами роста и веса:
Вес мальчиков, кг | 6,9 | 10,7 |
Вес девочек, кг | 6,3 | 10,2 |
Рост мальчиков, см | 66,2 | 75,0 |
Рост девочек, см | 64,0 | 73,5 |
Окружность головы мальчиков, см | 42,0 | 47,0 |
Окружность головы девочек, см | 40,7 | 46,0 |
Не нужно бояться, что кто-то из них отстает от сверстников, если еще не прорезались зубы или не получается шустро ползать и долго сидеть без опоры. Однако педиатры выделяют точные признаки и основы того, что должен делать ребенок в 8 месяцев, которые нужно поощрять и развивать в игровой форме, помогая им формироваться и закрепиться. Физически развитый малыш обычно умеет:
- Садиться из положения лежа, сидеть без опоры или с помощью подушки, вставать, держась за твердую основу или руки взрослого, и сохранять положение стоя.
- Переворачиваться в любую сторону или вертеться в одном направлении, поэтому опасно оставлять его на кровати или пеленальном столике — кроха может упасть в одну секунду, даже если кажется, что он далеко от края.
- Держать бутылочку обеими руками и пить из нее, контролируя процесс, а также поднимать, если она упадет.
- Изучать движение собственных пальчиков, выбирать игрушку из множества, кидать ее, ожидая, что мама или папа поднимут.
- Снимать кольца пирамидки, листать толстые страницы детских книжек, нажимать на кнопки музыкальных игрушек.
- Ползать на четвереньках или по-пластунски, по крайней мере, пытаться это делать, особенно при виде новой интересной игрушки неподалеку.
- Складывать маленькие стаканчики в большие, пробовать открыть дверцы шкафов, развязать узелки ленточек, которыми они могут быть закреплены.
Многие родители паникуют, видя, как 8-месячные сверстники их малоподвижных сына или дочери активно ползают и переворачиваются. Не стоит раньше времени переживать, бывает, что мозг занят усвоением психологических навыков, которые впоследствии будут выражены действиями. Ребенок в 8 месяцев должен уметь вначале подсознательно составить план действий, а потом воплощать его физически. Но в любом случае специальный комплекс массажа у специалиста или самостоятельно, согласно учебным видео и книгам, пойдет только на пользу — снимет тонус или укрепит нужные мышцы.
Особенности питание в 6 месяцев и начало прикорма
В полгода ребенок становится очень активным и ежедневно тратит огромное количество энергии на изучении окружающего мира. Кроме того, развитию детского организма требуется всё больше и больше различных витаминов и микроэлементов для эффективного развития. Грудного молока и молочных смесях более не хватает для восполнения всех потребностей ребенка, а значит необходимо вводить прикорм.
Полгода является идеальным сроком для введения прикорма, так как организм ребенка начинает испытывать потребность в дополнительных источниках энергии и необходимость в минералах и витаминах, а его пищеварительная система становится способная справиться с новым видом пищи.
Стоит помнить, что более позднее введение прикорма чревато рядом негативных последствий, среди которых невозможность быстро усваивать пищу совершенно новой консистенции, недостаточное развитие жевательных способностей, а также развитие гипотрофии, рахита, анемии и даже аллергии на ряд отдельных продуктов.
Однако нельзя вводить прикорм насильно. Если ребенок наотрез отказывается есть с ложечки, выплёвывает еду или не хочет её прожевывать, то возможно стоит не спешить с первым прикормом
Также большое внимание стоит уделить симптомам аллергий и нарушениям в стуле ребенка. При их проявлении сразу же обратитесь к педиатру и исключите данный продукт из рациона питания
Начало прикорма, его состав и форма в 6 месяцев
Первые прикорм следует проводить в начале дня. Обычно, это период перед первым завтраком ребенка. Состав прикорма нужно подстраивать в зависимости от предрасположенности организма к излишней полноте или худобе. В первом случае подойдут пюре из цветной капусты, кабачка или брокколи, а во втором каши, содержащие не более одного злака или овоща, например, греча или рис на воде без приправ.
Хорошо начинать прикорм с пюре из свежих и качественных овощей. Их необходимо термически обработать (лучше всего подойдет обработка паром, так как она сохраняет почти все витамины и микроэлементы продукта), а после при помощи блендера превратить овощи в однородную массу. Температуры готового продукта должна быть приближена к температуре тела ребенка, то есть в районе 37 градусов.
Начинайте кормить ребенка сразу с ложечки – так будет проще и быстрее его научить есть самостоятельно в будущем. В первое время давайте не более половину или целой чайной ложечки прикорма во время кормления, восполняя недостаток питания смесью или грудным молоком. Далее доводите массу прикорма до 170 грамм и постепенно превращайте прикорм в один полноценный прием пищи.
Не вводите одновременно более одного продукта сразу. В шесть месяцев пищеварительная система организма развита недостаточно, чтобы успевать адаптироваться к различным типам пищи за короткий промежуток пищи. Также в этом возрасте не стоит использовать в качестве прикорма каши из нескольких компонентов.