Что должен уметь маленький ребенок в 1 год и 2 месяца и особенности физического и психо-эмоционального развития

Питание

Кушать малыш должен 4 раза в день. При этом в его рационе должно быть разнообразие каш, супов, овощей, фруктов, рыбы, мяса и кисломолочной продукции. Можно давать крохе сладости. Но не много. А вот жареные блюда в рацион ребенка включать нельзя.

Инфографика питательных продуктов

Перетирание супов и овощей уже не требуется. Благодаря новым зубам малыш с легкостью управится с тушеной и вареной пищей. И салат можно натирать на крупной терке, а не на мелкой, как раньше.

Примерное меню

Рацион лучше формировать исходя из того, что любит и не любит ваше чадо. Но можно воспользоваться примерным меню для малыша в год и семь месяцев.

Завтрак: каша, творог, хлеб с маслом и чай.

Обед: салат из свежих овощей, овощной или мясной суп, второе с гарниром, хлеб и морс.

Полдник: кефир, немного фруктов и печенье.

Ужин: мясное блюдо, гарнир, фруктовое пюре, хлеб и молоко.

Что делать, если у ребенка плохой аппетит

Если малыш плохо кушает, измените его рацион. Может, ему не нравятся продукты, которые вы ему предлагаете. Ведь у детей в этом возрасте уже имеются свои предпочтения в еде: некоторые блюда он любит, а к другим отказывается даже притрагиваться.

Категории

  • Анализы и диагностика(0)
  • Беременность и роды(86)
  • Бесплодие(3)
  • Болезни сосудов(1)
  • Болезни уха, горла, носа(0)
  • Гастроэнтерология(1)
  • Генетика и прогнозы(8)
  • Гинекология(19)
  • Глазные болезни(0)
  • Диетология(1)
  • Диетология и грудное вскармливание(49)
  • Иммунология(3)
  • Инфекционные болезни(0)
  • Кардиология(3)
  • Кожные болезни(5)
  • Косметология(1)
  • Красота и здоровье(0)
  • Маммология(12)
  • Маммология для Пап(1)
  • Наркология(4)
  • Нервные болезни(0)
  • Онкология(9)
  • Онкология для Папы(3)
  • Ортопедия(0)
  • Педиатрия(76)
  • Первая помощь(0)
  • Пластическая хирургия(0)
  • Половые инфекции(0)
  • Проктология(1)
  • Психиатрия(0)
  • Психология(16)
  • Психология для Папы(6)
  • Пульмонология(0)
  • Ревматология(0)
  • Репродуктивная система мужчины(4)
  • Сексология(0)
  • Спорт, Отдых, Питание(4)
  • Стоматология(0)
  • Счастливое детство(18)
  • Урология и андрология(7)
  • Хирургия(1)
  • Эндокринология(0)

Психо — эмоциональное поведение ребенка

Ребенок начинает выстраивать логически цепочки и открывать для себя новые закономерности. Если взрослый спрятал любимую игрушку, малыш осознает, что предмет никуда не пропал, и затем начинает искать вещь там, где она была спрятана. В таком возрасте ребенок учится самым простым манипуляциям с игрушками – брать с собой медведя «спать», кормить куклу, а также тянуть машинку за веревку.

Дети в любом возрасте очень любопытны. Способы изучения того или иного предмета с течением времени не меняются.

Для того чтобы ребенок осознал предназначение вещи, он стучит по ней, кладёт в рот или трясет. Если вещь напоминает тот или иной продукт пищи, малыш будет тянуть его в рот. Ощупывая и прикасаясь к различным предметам, ребенок может показать вам, что ему приятны далеко не все ощущения нравятся.

Осязание и тактильные ощущения

Повышенная тактильная чувствительность очень часто возникает у детей именно в годовалом возрасте. Ребенок показывает, что ему неприятны многие осязания. К примеру, малышу не нравятся влажные мягкие предметы или ходить босиком по песку. Именно поэтому ребенок должен познать, как можно больше тактильных ощущений, для того чтобы получать жизненный опыт. Не нужно торопить события и демонстрировать малышу все и сразу.

Знакомство с окружающим миром должно протекать постепенно. Задача взрослых заключается в ежедневном общении, тактильном контакте и обучении ребенка новым ощущениям.

Родители могут взять предметы с разной текстильной поверхностью и аккуратно прикасаться к рукам ребенка.

Ребенок интересуется всем неопознанным и новым. Он часами может доставать и складывать различные предметы из емкости. Когда ребенок встречает уже знакомых ему людей, он с удовольствием тянется к общению с ними. Главное стремление – всегда находиться в центре внимания.

Познание окружающего мира через игры

Каждое действие и каждая игра ребенка становятся более осмысленными

Важно уделять как можно больше времени для игр с ним именно в этот период. Игра с папой значительно отличается от игры с матерью и должна проводиться как можно чаще

Такие «Шумные» игры как пинание мячика, подбрасывание вверх и прятки положительно влияют на ребенка и приносят ему радость.

Просмотр иллюстрированных книжек – одно из любимых занятий маленького ребенка

Все яркое и красивое привлекает внимание. Первые книжки не должны быть громоздкими и тяжелыми, так как ребенок воспринимает все яркое как игрушки: будет постоянно держать в руках, крутить, вертеть и кидать

Когда ребенок видит на страницах книги знакомый предмет, он внимательно рассматривает его

В такие моменты очень важно громко произносить название изображаемого на картинке предмета. Так ребенок сможет понять что означают те или иные предметы, которые его окружают и какое они имеют значение

Общение

Ребенку необходимо внимание со стороны своих родителей. Он ищет любые возможные средства коммуникации с ними: жестикуляция и голосовые сигналы

Все просьбы ребенка сопровождаются звуковым сопровождением. Таким образом малыш получает жизненный опыт и определенные навыки. Запретная интонация звучит только при необходимости.

Речевое развитие

Произношение новых звуков вызывает у ребенка особый интерес и восторг. Малыш с радостью учится проговаривать новые звуки. Повторяющиеся слоги и отдельные звуки запоминаются легче всего. Именно повторение таких слогов как «ма-ма» и «па-па» становятся самыми первыми словами в жизни маленького человека. В годовалом возрасте большинство детей произносят свое первое слово.

Разница между словом и сочетанием звуков заключается в ассоциации слова с определенной обстановкой, действием или человеком. Произношение звуков происходит само по себе и не несет никакой смысловой нагрузки. Дети отлично запоминают часто произносимые взрослыми фразы и понимают их значение.

Ребенок отлично понимает, что многие фразы чаще всего сопровождаются определенной жестикуляцией. К примеру, если малыш слышит фразу «пока-пока», он по просьбе одного из родителей помашет рукой в след уходящему. Самые простые просьбы «дай мне», «достань», «покажи» ребенок выполняет беспрекословно. К сожалению, в годовалом возрасте количество запоминаемых слов и выражений в значительной мере превосходит количество произносимых слов. Реакция на запрет не всегда оперативна. Хорошо знакомое слово «нет» не всегда останавливает ребенка.

Физическое развитие ребенка в 13 месяцев

Со второго года жизни темпы роста малыша несколько замедляются. Они уже не будут такими стремительными, как до 12 месяцев. Теперь активнее пойдет психо-эмоциональное и интеллектуальное развитие. Физические изменения тоже будут, но не такие значительные как раннее.

Обычно к этому возрасту малыши успевают обзавестись передними зубами. В норме их должно быть 8 штук. Но не критично, если этот показатель несколько отличается. Каждый организм индивидуален и не обязан строго идти по нормативному пути развития. Большинство детишек в 13 месяцев уже умеют ходить самостоятельно, либо передвигаются за ручку со взрослым. Также проявляется стремление к самостоятельности. Начинается период активного исследования окружающего пространства. Детальному изучению поддается все досягаемое по росту: шкафы, полки, выдвижные ящики. Обнаруженные интересные предметы исследуются на глаз, а потом и на зуб

Поэтому так важно максимально обезопасить домашнее пространство от предметов, способных потенциально навредить ребенку

Зрение

Малыш уже способен оценить расстояние предметов друг от друга и до себя. Благодаря этому его движения становятся более скоординированными в попытке взять игрушку. В этом возрасте дети еще не способны полноценно рассматривать картинки, особенно если они мелькают на экране телефона или телевизора. Просмотр мультфильмов дает мало пользы для развития, но серьезно напрягает глазные мышцы. Поэтому не стоит включать детям мультфильмы. Гораздо более полезным и безопасным будет совместное изучение книжки с большими картинками.

Слух

После годика дети уже способны воспринимать свой голос и экспериментировать с его громкостью и интонацией. Они могут определить источник звука и поворачивают на него голову. Многие малыши пугаются резких непонятных им звуков, поэтому не стоит посещать с ребенком чересчур шумные места, а также приобретать музыкальные игрушки с повышенным уровнем громкости.

Речь

Словарный запас продолжает расширяться. В среднем детки в 13 месяцев могут говорить до 10 простых слов. Например, это слова с повторяющимися слогами: мама, папа, баба, биби, на. Малыш уже хорошо понимает обращенную к нему речь и может выполнить простые просьбы, такие как «дай кубик», «иди на ручки» и тд. Речевое развитие ребенка в 13 месяцев у девочек идет более активно, чем у мальчиков.

Моторика

Ребенок постоянно использует различные жесты: показывает на желанный предмет пальцем, подставляет ладонь, чтобы взять в нее игрушку или протягивает ручку, когда хочет схватить за руку взрослого. Малышу под силу справиться с мелкими предметами, он аккуратно берет их указательным и большим пальцами. На фоне проявления самостоятельности многие дети уже стремятся кушать ложкой без помощи взрослых.

Эмоции

После 1 года ребенок демонстрирует широкий спектр эмоций: радость, смех, обиду, грусть, злость, протест. Это время, когда начинает проявляться характер малыша, и родители сталкиваются с первым непослушанием. Маленький человек уже стремиться добиться своего и активно отстаивает свои права

Связь с мамой пока еще очень сильна и крайне важно, чтобы она не отвергала детские эмоции, помогала их проживать без лишнего стресса

Речевое развитие

На этом возрастном этапе ребенок понимает:

  • вопросы «что, кто это? », «где? », «что делает? » при рассматривании простых сюжетных картинок;
  • понимает рассказ с простым сюжетом;
  • выполняет несложные задания «дай игрушку», «поставь на место».

В активной речи слов уже около 80 или больше в зависимости от индивидуальных особенностей. Кроха произносит по-своему почти все слова, которые слышит. Малыши любят проговаривать окончания строк в стихотворениях («Уронили мишку…. на пол. Оторвали мишке… лапу»). Они уже свободно строят разговор из двухсловных предложений («Баба дай»). Первые полные предложения будут аграматичны и забавны. Но этот веселый период продлится недолго. Затем начнет формироваться фразовая речь.

Процесс развития речи можно ускорить, если не пускать его на самотек, а заниматься с ребенком в игровой форме.

Рекомендуется использовать игры, развивающие артикуляционный аппарат: подуй на одуванчик или на крутилку; сделай язычок лопаткой, иголочкой или трубочкой; надуй щеки; цокай язычком, как лошадка; дразнись язычком. Логопеды советуют давать ребенку пить из трубочки.

Очень стимулируют развитие речи игры рядом со старшими детьми, которые уже активно говорят.

Мало кто не знает, что развитию детской речи способствуют упражнения на мелкую моторику.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Что может являться показателями отставания от нормы в интеллектуальном и речевом развитии?

Малоподвижность ребенка, нежелание перемещаться, бегать, лазать, менять игрушки. Ребенок все время сидит, играет с одной игрушкой, раскачивается из стороны в сторону. Проблемами также могут быть дизартрия (нарушение подвижности речевых мышц), говорение «в нос», обильное слюноотделение, напряженная мимика лица, нарушение звукопроизношения. Отсутствие реакции на речь взрослых

Следует обратить внимание на состояние слуха малыша, проверить у врача – отоларинголога. О задержке речевого развития говорит то, что к 1,5 годам у ребенка полностью отсутствуют слова, а в конце второго года – предложения

ЧТО ДЕЛАТЬ В ТАКИХ СЛУЧАЯХ? – Не сидеть, сложа руки. Если родители заметили, что их чадо отстает от других детей, они немедленно должны обращаться к специалистам. Пока детская нервная система лабильна, практически все проблемы можно решить способами педагогической коррекции, с помощью физиотерапевтических процедур и медикаментозного лечения.

Как кормить ребёнка

Чтобы детский организм получал все нужные для развития и роста вещества, важно грамотно наладить питание ребёнка. Рацион должен быть полноценным, сбалансированным, включающим разнообразные продукты. В меню нужно включать крупы в формате каш и гарниров, мясо, рыбу и птицу, сезонные и местные ягоды с фруктами и овощи, яйца (максимум дважды в неделю), молочные продукты и кисломолочные (йогурты, не очень жирные сыры, молоко, сливочное масло в небольших количествах, ряженку, кефир), пшеничный хлеб без содержания дрожжей, растительные натуральные масла

В качестве питья можно предлагать не только воду, но и травяные чаи, морсы, соки, компоты

В меню нужно включать крупы в формате каш и гарниров, мясо, рыбу и птицу, сезонные и местные ягоды с фруктами и овощи, яйца (максимум дважды в неделю), молочные продукты и кисломолочные (йогурты, не очень жирные сыры, молоко, сливочное масло в небольших количествах, ряженку, кефир), пшеничный хлеб без содержания дрожжей, растительные натуральные масла. В качестве питья можно предлагать не только воду, но и травяные чаи, морсы, соки, компоты.

Важно знать! Не стоит предлагать ребёнку сладости, мясные деликатесы, полуфабрикаты, жирное, колбасные изделия, жареное, маринованное, острые блюда, копчёности, а также консервы. Предлагаем примерное дневное меню:

Предлагаем примерное дневное меню:

  • Завтрак: приготовленный на пару омлет, кусочек сыра, некрепкий чай (лучше детский).
  • Обед: борщ, пюре из картофеля, сделанная на пару рыбная котлетка, компот.
  • Полдник: фрукт (груша, банан, яблоко), детское мультизлаковое печенье, стакан кефира.
  • Ужин: суфле из телятины, отварная греча, салат из овощей, сок.

Всего за сутки вместе с жидкой пищей (молоком, компотами, соками) ребёнок должен съедать примерно 1200-1300 граммов.

Примеры игр/упражнений для развития речи ребенка в 1 год

Когда ребенок начинает говорить первые слова, то ему самому это очень нравится. Чтобы помочь малышу как можно быстрее заговорить, необходимо чаще с ним общаться. Младенец понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому разговаривать с ним нужно выразительно. Купание, кормление, массаж и все другие действия необходимо сопровождать ласковыми словами.

Называйте ребенка по имени, говорите ему названия окружающих предметов, хвалите его, повторяйте первые звуки, которые он произносит.

Когда малыш станет постарше рекомендуется разговаривать с ним понятными и простыми предложениями. Нужно стараться поддерживать разговор, задавать наводящие вопросы, постепенно увеличивать продолжительность бесед.

Быстрому развитию речи способствуют следующие игры, упражнения и занятия:

1. Пение, чтение книг

Крайне полезно читать малышу книги, показывать яркие, привлекающие внимание картинки. Это развивает память, звуковое и визуальное восприятие, помогает ребенку запоминать новые слова

Совместное разучивание песен и коротких стишков для годовалого ребенка для развития речи не только улучшает произношение звуков, но и укрепляет эмоциональную связь родителей и ребенка.

2. Развитие мелкой моторики.Для этого ребенку нужно выполнять мелкие движения пальцами рук и ног: играть с пуговицами, бусинками, перебирать крупу (под контролем родителей, чтобы малыш ничего не проглотил).

3. Развитие словарного запаса.Делать это можно разными способами. Можно показывать малышу различные предметы, называть их и простым языком объяснять значение. Так ребенок не только выучит новые слова, но и расширит кругозор, узнает много интересного об окружающем мире, быстрее научится говорить.

4. Отказ от коверкания слов и языка жестов. Ребенок учится разговаривать, слушая окружающую речь, поэтому если взрослые много сюсюкают, коверкают слова, то ему будет трудно научиться говорить правильно. Также нужно отучать ребенка разговаривать жестами и стимулировать его произносить свои желания вслух. Действовать необходимо мягко, не доводя малыша до истерики и плача.

5. Музыкальные игры. Помогают развивать речевое дыхание, учат протяжно произносить гласные и четко согласные звуки. Развитию речи способствуют короткие песенки с повторением слогов, игрушки, которые воспроизводят звуки животных, музыкальные инструменты (ребенка просят сказать название инструмента и воспроизвести звуки, которые он издает).

6. Пальчиковые игры. Это изображение различных историй, сказок, стихотворений при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее активировать центр речи. В пальчиковых играх используют движения руками (хлопанье в ладоши, опускание и поднимание ладоней, разгибание и сгибание пальцев). Самими известными пальчиковыми играми являются «Летели гуси», «Ладушки, ладушки».

7. Артикуляционная гимнастика для речи ребенка в 1 год направлена на развитие подвижности органов речи. В нее включают упражнения для щек, языка, губ, мимические упражнения. Примеры упражнений:

  • Гримасы.Стоя вместе с ребенком перед зеркалом, показывайте язык, широко улыбаетесь, надувайте щеки.
  • Игры на дыхание. Выдувайте мыльные пузыри, сдувайте обертку от конфет в ладони, дуйте на одуванчики.
  • Игры с языком. Показываете и прячьте язык,делайте круговые движения языком, пытайтесь достать языком до кончика носа.

Что умеет делать малыш

В этом возрасте дети уже ходят без посторонней поддержки.

Также дети могут сами подниматься по лестнице, присаживаться, забираться на невысокие препятствия, например на диван или кресло, а также спускаться с них.

Совершает несложные действия над предметами.

Он может расчесываться, открывать/закрывать дверки шкафа, кататься на игрушечной лошадке.

Если у него что-то не получается, он показывает на предмет и просит о помощи, умело имитирует поведение родителей, например, прикладывает что-нибудь к уху и «говорит по телефону».

Также может попросить родственников поиграть с ним в конкретную игру.

Вы можете заметить, что в это время малыш уже играется сам.

Основные навыки

Дети в этом возрасте уже многое умеют:

  • ходить без чьей-либо помощи;
  • узнавать родных людей и различать их голоса;
  • производить несложные действия с предметами (например, катать машинку или ездить на детском автомобиле, отталкиваясь ножками, а также открывать дверки, нажимать на кнопки);
  • произносить звуки, которые «говорят» животные (коровка— «му-у-у», собачка —«ав» и т. д.)
  • понимать обращенные к ним просьбы и просить о чем-то, иногда изображая действиями (например, чтобы взяли на ручки) или используя знакомые слова («дай»);
  • произносить коротенькие словечки или просто слоги (на, дай, ням-ням, мама, баба и др.)

В это время значительно расширяется пассивный словарный запас малыша. Он уже понимает почти все слова, обращенные к нему. Может что-то показать, принести, дать или взять.

И все же каждый новый день для деток в этом возрасте полон открытий. Каждую минуту они узнают что-то новое, чему-то учатся. Их любопытству нет предела.

Развитие моторики

Годовалые малыши активно познают окружающий мир, поэтому их моторные навыки быстро совершенствуются. В один годик ребенок должен уметь делать следующее:

  • собирать и разбирать пирамидку из нескольких крупных колец;
  • ставить два кубика друг на друга;
  • складывать предметы в коробку;
  • играть с сортерами (кубиками с прорезями для фигурок разной формы);
  • катать по полу и подбрасывать мячик;
  • брать крупные предметы одной рукой;
  • брать небольшие предметы двумя пальцами;
  • играть с водой (зачерпывать ее ложкой, переливать);
  • открывать дверцы шкафчиков, выдвигать ящики, доставать оттуда вещи и класть их обратно.

Малыш активно копирует действия взрослых («разговаривает по телефону», «варит кашу», как мама, «бреется», как папа), тем самым приобретая новые навыки. Психомоторное развитие напрямую связано с речевым.  

Психологические изменения

Психическое развитие малыша зависит от окружающей обстановки. Если новорожденный испытывает дискомфорт или чувствует нервозность со стороны родителей, он будет плакать. То же самое произойдёт при испуге или недовольстве. Не следует думать, что малыш капризничает, скорее всего, его что-то беспокоит.

Поведение крохи становится всё осмысленнее:

  • он осознанно всматривается в предметы, пытаясь их изучить, следит взглядом за двигающейся игрушкой.
  • различает голоса близких людей и радуется, увидев маму;
  • может выражать свои эмоции мимикой: хмуриться, улыбаться или радостно покрикивать;
  • в лексиконе малыша появляются первые «агу». В детском лепете могут проскакивать и согласные звуки: «Б», «П», «М», «Н». Так карапуз тренируется в общении. Хотя 3-х месячный малыш ещё не понимает смысла сказанных ему слов, он остро чувствует эмоциональный настрой говорящего;
  • следит за реакцией родителей: если что-то не нравится, отворачивает голову;
  • вздрагивает и прислушивается, когда слышит незнакомый звук;
  • хорошо реагирует на музыку. Слуховое восприятие можно развивать, купив грудничку звуковые игрушки, повесив их над кроваткой или включить классическую музыку. Малыши её обожают;
  • выражает свои желания характерными звуками: когда крохе скучно или есть потребность увидеть мамино лицо, он будет хныкать. Если на «сигналы» не обращать внимания, то последует громкий плач;
  • улыбается, понимая, что его сейчас возьмут на руки. Популярный педиатр Е.Комаровский поощряет такую привычку. Он советует родителям чаще брать малыша на руки, чтобы усилить взаимосвязь и считает, что это важнейшее условие для формирования отзывчивого человека.

Эмоциональное общение со взрослым очень важно для ребёнка. Надо чаще разговаривать с малюткой, озвучивая свои действия и называя все предметы, которые интересуют кроху. Каждый разговор с малышом — стимуляция памяти, активизация речевых навыков, расширение кругозора

Каждый разговор с малышом — стимуляция памяти, активизация речевых навыков, расширение кругозора.

Моторные функции

Позы и перемещения

После первого года происходит совершенствование всех видов движений. Окончательное развитие ходьбы на полностью выпрямленных ножках относится только к 3-5 годам. Ещё дольше совершенствуется техника бега, прыжков, различных спортивных игр. Но в целом можно сказать, что в 1,5 года уже все дети могут ходить самостоятельно.

Также отметим дополнительные умения:

  • обернуться назад при ходьбе (обычно уже могут дети в возрасте 12-15 месяцев),
  • некоторые детки уже могут забираться по лестнице,
  • попытки отбить мяч ногой (но пока не хватает устойчивости),
  • перешагивает через препятствия,
  • приседает.

Выучивание любого движения требует многократных повторений, поэтому высокая активность детей, почти постоянное нахождение в движении, является необходимым условием правильного развития.

Действия с предметами

Возраст 1,5 лет интересен довольно активным подражанием действиям взрослых. Ребёнок пытается их повторять на полном серьёзе, что умиляет и радует окружающих. Мы можем увидеть «серьезный» разговор по игрушечному телефону, “чтение” книги с активным перелистыванием страниц (не всегда по одной), активную «помощь» в уборке по дому и т.д.

А ещё ребёнок уже может держать карандаш (или мелок) и активно рисовать каракули.

Видим более или менее умелое использование ложки, то есть в возрасте 1,5 года ребенок уже может есть самостоятельно.

Также  все более активны попытки самостоятельно раздеться. Пока они не получаются и сводятся к активной помощи взрослому в процессе раздевания.

Важным моментом является развитие манипуляции одновременно несколькими предметами. Если раньше ребенок обучался манипулировать 2-мя предметами (положить 1 предмет на другой, вложить 1 предмет в другой – кубик в кубик, ложку в чашку), то теперь может получаться построить пирамидку из двух-четырех кубиков.

Интеллектуальный уровень

К этому возрасту практически каждый малыш уже точно понимает: он и мама – два отдельных человека, со своими характерами, своими желаниями

И хочет доказать собственную важность. Выражается это не только упрямством или капризами. В этом возрасте детки выказывают готовность оказать маме помощь во всех ее домашних хлопотах

Зачастую такая помощь оборачивается троекратным увеличением временных затрат. Но если начать пресекать такие попытки ребенка, он очень быстро перестанет навязывать «свои услуги» и не только не обретет нужных навыков, но и почувствует себя ненужным. А это – неизбежно новые проблемы с поведением. Поэтому мамам потребуются все их силы, терпение, мудрость

В этом возрасте детки выказывают готовность оказать маме помощь во всех ее домашних хлопотах. Зачастую такая помощь оборачивается троекратным увеличением временных затрат. Но если начать пресекать такие попытки ребенка, он очень быстро перестанет навязывать «свои услуги» и не только не обретет нужных навыков, но и почувствует себя ненужным. А это – неизбежно новые проблемы с поведением. Поэтому мамам потребуются все их силы, терпение, мудрость.

Чем еще приметно развитие малышей этого возраста?

  • Они уже умеют точно выражать желания, даже требовать, активно сопротивляться, если их что-то заставляют делать насильно, говоря твердое «нет!».
  • Различают все основные цвета, а часто и их оттенки, знают основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат).
  • Знают, где находится тот или иной предмет (даже если его не видно), могут найти, принести его по просьбе.
  • Начинают активно интересоваться сверстниками, делают попытки поиграть вместе.

Развивающие игры

1 год и 2 месяца – возраст, когда самое время занять свободное время ребенка развивающими играми, направленными на пополнение его пассивного и активного словаря, двигательный опыт и творческие способности.

Поем вместе. Спойте ребенку детскую песенку, побуждая повторять доступные ему слова, например, «мама». Каждое действие, встречающееся в песне, показывается руками. Благодаря игре ребенок развивает свой активный словарь и отрабатывает навыки подражания словам и действиям.

Преодолеваем препятствия. необходимо сделать полосу препятствий из подручных материалов и помогите крохе преодолеть ее. Подобное развлечение развивает двигательный опыт и ловкость малыша.

Устраиваем бумажный снегопад. Возьмите белый лист бумаги и вместе с машом порвите его на кусочки. Затем предложите сделать из них снегопад. Покажите пример, скомкав бумагу и подбросив ее вверх. Ребенок будет в восторге от такой игры. Плюс ко всему она разовьет его мелкую моторику, а в будущем отлично скажется на творческих способностях ребенка.

Что помогает развивать речь ребенка в 1 год

Как развивать речь у годовалого ребенка? В первые годы жизни основой получения информации об окружающем мире является сенсорный канал (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание).

Осязание. В первые месяцы жизни является основным чувством. Поэтому малыша нужно чаще гладить, прикасаться к нему, делать массаж, гимнастику, давать ему трогать игрушки различной фактуры и формы. Благодаря таким контактам с внешней средой и тренировкам осязания детский организм формирует знания о себе, своих ощущениях, которые пригодятся ему в дальнейшем развитии.

Зрение. Ребенка с первых месяцев жизни нужно заинтересовать окружающими предметами

Он должен научиться фокусировать зрение, удерживать внимание на различных объектах. Для этого над кроваткой малыша можно повесить цветные яркие предметы (игрушки, воздушные шары)

Когда ребенок подрастет арсенал предметов внешней среды начинает пополняться игрушками. Кроме этого, визуальные ощущения малыш получает во время прогулок и нахождения вне дома.

Слух. Ребенку необходимо давать как можно больше информации, которую он может воспринимать через органы слуха. Это может быть хорошая музыка, звуки природы, шум улицы и, конечно, речь близких людей. Нужно постоянно разговаривать с младенцем на самые разные темы. У большинства матерей это получается само собой, когда они озвучивают свои действия (купание, пеленание, кормление и так далее). Также нужно показывать на предметы и озвучивать их название. Когда ребенок начинает гулить, необходимо откликаться на его звуки и «поддерживать разговор».

Вкус. Молоко матери, соки, вода, пища (вначале протертая, затем твердая) – разнообразие вкусов врывается в сознание ребенка. Постепенно расширяя ассортимент продуктов в рационе, вы расширяете вкусовые ощущения малыша, формируя пищевые пристрастия. Кстати, установлено, что чем раньше младенец познакомится с основными вкусами, тем менее привередливым в еде он будет в более старшем возрасте.

Крупная моторика. Это движение крупных групп мышц (руки, ноги, тело). С первых месяцев жизни нужно мотивировать ребенка больше двигаться. Если вы пеленаете малыша, то нужно оставлять достаточное количество времени, чтобы он мог подрыгать ногами и руками. Когда он немного подрастет и начнет самостоятельно передвигаться по дому, то нужно будет создать безопасное пространство, чтобы кроха не поранился.

Мелкая моторика (движения пальцев рук, кистей). Известно, что мелкая моторика и речь тесно связаны. Это объясняется близостью расположения двигательных и речевых центров в мозге. Поэтому стимулирование мелкой моторики всегда оказывает положительное влияние на формирование речи.

Таблица с нормами роста и веса детей до года

Физиологическое развитие малыша проходит по нормам. Существуют средние показатели физического развития ребенка до года по месяцам. Они собраны в таблицу развития ребенка, где указаны параметры массы тела и роста, которые должны набрать детки.

ВозрастСредняя прибавка в росте (см)Средняя прибавка в весе (г)
1 месяц2–3600
2 месяца3800
3 месяца2,5800
4 месяца2–3750
5 месяцев2700
6 месяцев2650–700
7 месяцев1,5–2550–600
8 месяцев1,5–2550–550
9 месяцев1,5–2500–550
10 месяцев1–1,5350–450
11 месяцев1–1,5350–400
12 месяцев1–3350–600

Когда младенец набирает вес и растет быстрее, чем продемонстрировано в таблице, или немного отстаёт, паниковать рано. Возможно, это его индивидуальные особенности. Это усреднённые показатели, а нормы гораздо шире.

Образ жизни

Для нормального развития ребенка второго года жизни важно придерживаться режима. Повышенная активность крохи может привести к перевозбуждению, истощению

Полноценный отдых, дневной сон, игры на усидчивость, а также сбалансированный рацион помогут поддерживать физическое и психоэмоциональное здоровье.

Режим дня ребенка в 1,3 года

Для ребенка в 1 год и 3 месяца особенно важен отдых. Крепкий и продолжительный дневной сон обеспечивает полноценный отдых, хорошее самочувствие. Периоды бодрствования ребенок проводит активно – играется, познает что-то новое, ползает, ходит, «опустошает» шкафы.

Режим для детей 1,3 года выглядит так:

ВремяРежим
8:00пробуждение
8:00 – 8:30утренняя зарядка, гигиена
8:30 – 9:00завтрак
9:00 – 10:30игры
10:30 – 11:00перекус
11:00 – 12:30прогулка на улице
12:30 – 13:00обед
13:00 – 16:00обеденный сон
16:00 – 16:30полдник
16:30 – 17:30прогулка на улице или игры
17:30 – 18:00подготовка к ужину
18:00 – 18:30ужин
18:30 – 20:00игры
20:00 – 20:30водные процедуры
20:30 – 21:30массаж, перекус
21:30 – 22:00подготовка ко сну

Питание

В 1,3 года ребенка кормят 5 раз в день, четко придерживаясь режима. Последнее кормление за 1,5-2 ч. до сна, не позже. Лучше всего дать йогурт или кефир, либо же грудь или молочную смесь.

Хоть малыша и переводят на общий стол, но вредной пищи не дают. Жареное, жирное, острое, копчености, полуфабрикаты под запретом. Пища должна иметь кашицеобразную консистенцию, твердую еду нужно перетирать.
Примерное меню на день:

Прием пищиБлюда
ЗавтракОвсяная каша, хлеб с маслом
ОбедОвощной суп, котлета на пару, картофельное пюре
ПолдникТворог / фруктовое пюре / печень
УжинГречневая каша

Сон

В этом возрасте дети спят раз в день. Обеденный сон длится с 13:00 до 16:00. Если кроха плохо спал ночью, то может поспать часок с 10:00 до 11:00. Соответственно потом он уснет не ранее 14:00–15:00.

Ночной сон в среднем длится 10 часов: с 22.00 до 8:00.

Уход

Утро должно начинаться с личной гигиены – умывание, подмывание, смена памперса, очищение ушей. Уход в течение дня сводится к тому, чтобы ребенок оставался сухим и чистим, был тепло одет.

Приучать к горшку в этом возрасте можно, но существенных результатов ожидать не стоит.

Купание

Купают кроху ежедневно, перед сном. Купание происходит под присмотром родителей. Чтобы малышу было интересно, ему дают резиновые игрушки.

Прогулки

Гулять на свежем воздухе можно долго, малыш сам ходит, прогулки становятся интересными. Главное, чтобы он не слишком уставал. После 10–15 минут ходьбы лучше посадить его в коляску, через 30–60 минут можно снова пускать ходить.

Массаж и гимнастика

Вечерний массаж после купания помогает расслабиться, устранить мышечную усталость

Особое внимание уделяется рукам, ногам, стопам, ладошках

Упражнения малыш может выполнять самостоятельно, без помощи родителей, например, поднимать вверх/в стороны конечности. Полезны занятия на фитболе.

Игры

Активные игры необходимо чередовать со спокойными. Например, можно поиграть в боулинг, футбол, а затем сесть собирать конструктор.

Развить память и внимание помогут ассоциативные игры. Для этого понадобятся карточки с животными, геометрическими фигурами, детские обучающие книжки

Играть очень просто. Например, мама показывает собаку и говорить «гав», корову – «му». Со временем ребенок сам будет имитировать звуки.

Речь ребенка в 1 год и 2 месяца

В связи с особенностями развития словарный запас крохи в 1 год и 2 месяца претерпевает некоторые изменения. Ребенок начинает активно использовать слово «нет», отстаивая свою независимость. Оно занимает первое место в лексиконе упрямца, обогнав традиционные «мама» и «папа».

Расширяется спектр звуковых сочетаний, используемых малышом для обозначения предметов и явлений окружающего мира: «би-би», «ав-ав», «мяу».

Успешное речевое развитие ребенка возможно при постоянном общении с ним. Следует комментировать свои действия, называть предметы, заинтересовавшие его, вести с ним диалог. Совсем не должно смущать, что вопросы остаются без ответа. Сейчас основное развитие его речи состоит в увеличении запаса слов, которые ребенок воспринимает, но пока не произносит. Пройдет немного времени, и богатый пассивный словарь малыша превратится в активную правильную речь.

Физическое развитие ребенка в 18 месяцев

Развитие мальчиков и девочек в 18 месяцев в норме должно затрагивать каждую сферу его жизни, об этом мы и поговорим ниже.

Слух.

Ребенок должен воспринимать свой голос, понимать, что это его собственный. Он может говорить или кричать громче, когда понимает, что его не слышат. Малыш понимает, откуда доносится тот или иной звук, поворачивается в сторону источника или идет к нему.

Зрение.

В полтора года малыш начинает видеть все вокруг гораздо четче, нежели до года. Ребенок может оценивать и определять расстояние между предметами. Сменяющие друг друга картинки еще неподвластны крохе, поэтому просмотр телевизора может оказать негативное влияние на зрение ребенка.

Речь.

В возрасте 18 месяцев ребенок говорит в пределах 15-20 слов, но некоторые дети знают уже до 40 слов. Малыши начинают произносить несложные фразы, которые состоят из двух или трех слов.

Зубы.

Как правило, в полтора года у ребенка уже прорезались следующие зубы: нижние и верхние центральные резцы, верхние и нижние боковые резцы, верхние и нижние малые моляры и верхние клыки, нижние клыки появляются практически сразу после полутора лет.

Моторика.

Если раньше ребенок просто хватал любые предметы, то сейчас он берет именно то, что ему интересно или нужно. Ребенок понимает, какой предмет как лучше взять, чтобы он не выскользнул из рук. Малыш начинает кушать ложкой, старается держать ее самостоятельно, без посторонней помощи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий