Что в норме должен уметь ребенок в 1 год и 1 месяц, этапы развития и выбор игрушек

Девять и десять

Многие родители ведут календарь помесячного развития ребенка. По месяцам и до года девочка развивается несколько быстрее мальчика. Это научно доказанный факт — малышки начинают раньше ходить и говорить. Но в целом к этому возрасту ребенок должен начинать проявлять интерес к ходьбе. Падать он будет часто, потому что еще не умеет опускаться на пол бесшумно. Ребенок учится пить из кружки и есть самостоятельно.

В 9 месяцев малыш неплохо ползает и начинает осваивать щипковый захват — он уже может двумя или тремя пальчиками поднять с пола мелкие предметы. В этот период маме надо быть наиболее внимательной — каждую найденную мелочь ребенок потянет в рот и может подавиться.

Особый интерес в этот возрасте у него вызывают машинки, колесики и рычажки. Для развития двигательных навыков 9 месячного малыша педиатры рекомендуют упражнения на фитболе.

Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Кроха повторяет все звуки, которые слышит и привносит их в свои игры. С радостью реагирует на свое имя. К 10 месяцам ребенок должен уметь делать первые шаги без поддержки взрослого, опираясь на ребро кровати или спинку дивана.

Он уже может некоторое время сидеть и заниматься одним делом. Большое удовольствие ему доставляют развивающие игры, пирамидки и кубики. Он учится общению с другими детьми и начинает с интересом рассматривать картинки в книжках.

В этом возрасте кроха копирует взрослую речь и начинает понимать простые вопросы. Ответить он еще не может, но жестами покажет правильный ответ или принесет необходимую игрушку.

Читайте подробнее: Навыки и таблицы развития ребенка в 10 месяцев

Нормы роста и веса

Ребенку 18 месяцев, каким же должен быть его «идеальный» вес и рост? Каждый малыш развивается и растет по своему «индивидуальному плану», поэтому нельзя назвать точных цифр, есть лишь диапазон значений, на который можно опираться. Ниже приведена таблица с показателями примерного веса мальчиков и девочек, а также их роста в 18 месяцев.

Показатель

Развитие у мальчиков в 18 месяцев

Развитие у девочек в 18 месяцев

Вес

8,8  кг – 13,7 кг

8,1 кг – 13,2 кг

Рост

76,9 см – 87,7 см

74,9 см – 86,5  см

Оценить развитие малыша в полной мере сможет ваш педиатр, так как по одним только показателям роста и веса нельзя делать заключение о норме развития.

Физическое развитие

За первый год жизни в теле ребенка происходят большие изменения. Он уже не тот крошка, которым был в младенчестве. С каждым месяцем его мышцы крепнут, а движения становятся более уверенными и скоординированными.

Годовалый малыш должен уметь следующее:

  • свободно дотягиваться рукой до предмета, крепко держать игрушку;
  • перекладывать предметы из одной руки в другую, держать в руках несколько крупных предметов одновременно;
  • открывать и закрывать дверцы шкафчиков;
  • ползать;
  • перемещаться по комнате с поддержкой взрослого или без нее.

Двигательное развитие ребенка в этом возрасте протекает очень быстро и активно. Поэтому родители должны внимательно следить, чтобы малыш не лез, куда не нужно и не трогал опасные предметы.

Можно ли ускорить развитие малыша?

Список того, что должен знать и уметь малыш в 1 год, довольно солидный. Как прийти к такому результату, имея всего 12 месяцев в запасе? Природа мудра, основные навыки ребенок получает на генетическом уровне, но вот относительно психоэмоционального развития – здесь есть простор для того, чтобы вырастить маленького вундеркинда.

Естественно, природные данные – это сверхважно, но общение и ранее развитие способны принести поразительные плоды. Начав учить малыша плаванию в возрасте нескольких месяцев, к году получаем результат, который недоступен 99% сверстников

Неправильно говорить, что ребенок ничего не умеет, вернее признать, что родители его ничему не научили.

Развитие малыша в раннем возрасте

Чем младше ребенок, тем стремительнее происходит его развитие. Оно включает в себя социализацию, получение представлений об определенных навыках, узнавание родителей, изучение мира. До года происходит самое быстрое изменение разума и поведения малыша.

В наиболее раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. У него еще нет представления о собственном «я», но его крайне интересует все происходящее вокруг.

Годовалый ребенок — это исследователь, которому необходимо давать возможность активно изучать окружающий мир, залезать в интересные места, трогать интересные вещи — но при этом оберегать от опасностей, которые могу подстерегать его: горячих кастрюль и чайников, падений, острых предметов. И тогда малыш довольно быстро обучится всему тому, что должен уметь ребенок в 1 год.

Наиболее эффективной в данный период развития ребенка большинство психологов признает методику умеренного невмешательства. Позвольте ребенку исследовать окружение настолько, насколько он считает нужным. Очень хорошо, если у родителей есть возможность регулярно менять друг друга на посту своеобразного «охранника» ребенка.

Как правило, до трех лет женщины единолично занимаются воспитанием малыша, однако такая круглосуточная работа крайне тяжела и требует постоянной концентрации, достичь которой во время регулярного недосыпания очень сложно. Поэтому, чтобы одновременно не ограничивать свободу ребенка в исследовании мира, родителям стоит договориться между собой либо найти хорошую няню. Конечно, больше всех повезет тем, у кого есть заботливые тетушки или бабушки, готовые посвящать время малышу.

Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев

В шесть месяцев ребенок сам берет игрушки, рассматривает их, стучит ими, перекладывает из ручки в ручку, может держать по одной игрушке в каждой руке одновременно. Малыш радуется, если ему удалось дотянуться до того или иного желанного предмета и сердится, если у него это не получается или если взрослый отнимает у него предмет из соображений безопасности.

Шестимесячный малыш уже пытается ползать: иногда у него получается двигаться задом наперед, иногда – «по-пластунски». Полугодовалые малыши любят вставать на четвереньки и раскачиваться в такой позе взад-вперед – это упражнение является подготовкой к полноценному ползанию. Некоторые дети именно из такой позы потом садятся.

В шесть  месяцев ребенок уже понимает обращенную  к нему речь,  знает свое имя и оборачивается к позвавшему его по имени взрослому. Гуление переходит в лепет, малыш способен повторять за взрослым простые открытые слоги.  Ребенок эмоционально реагирует на музыку, некоторые дети могут даже пытаться «петь» во время звучания музыкального произведения.

Полугодовалый малыш уже четко различает своих и чужих. Он распознает голоса близких людей, даже находясь в соседней комнате. Отношение к чужим становится еще более настороженным, чем прежде. Ребенок долго присматривается к незнакомому человеку, прежде чем пойти на контакт с ним. На контакт идет очень избирательно.

Многие полугодовалые малыши умеют пить из кружки и пытаются пользоваться ложкой. Попытки, как правило, неудачные, но это не главное. Главное, что в шесть месяцев ребенок уже понимает, зачем нужна ложка и что ей надо делать.

Контрольный показатель: полугодовалый малыш умеет проситься на руки к маме.

Тест на развитие ребенка в 1 год

  1. Возьмите 2 кубика и научите ребенка строить из них башню. Тогда он перестанет разбрасывать их и пробовать на вкус, а будет пытаться ставить их друг на друга. Ближе к полуторогодовалому возрасту ребенок сможет строить башню, состоящую из 3-4 кубиков.
  2. Дайте малышу игрушку с возможностью вкладывания геометрических фигур (рамку-вкладыш или сортер). Ребенок в 1 год уже должен понимать, что для каждой фигуры есть свое отверстие, в которое она вкладывается.
  3. Предложите малышу собрать пирамидку из колец. В возрасте 1-1,5 года он будет нанизывать их, не учитывая размер. Умение правильного складывания пирамиды в соответствии с размером колец приходит к детям только к 2 годам.
  4. Проверьте как развиты навыки пользования бытовыми предметами. К полутора годам малыш должен уметь правильно пользоваться ложкой и чашкой. Ребенок в полтора года сам снимает носки, шапку и варежки.

Поведение ребенка в 1 год

К году дети начинают испытывать страх в момент разлуки с родителями. Сроки и интенсивность страха могут быть различными у разных детей. Беспокойство малыша об ушедшей маме — это совершенно нормальное явление. Поэтому родители должны научить кроху спокойно переносить разлуки. В период приучения к разлукам родители могут:

• стараться не затягивать время расставаний;

• не покидать ребенка тайком, или в момент, когда ребенок чем-то занят;

• уходя прощаться и целовать ребенка в щечку;

• в момент расставания сообщать ребенку, что вы скоро вернётесь;

• часто уходить и вовремя возвращаться, чтобы у ребенка выработалось доверие.

Если пренебречь описанными правилами ребенок может испытывать сильный страх, расстраиваться и устраивать истерики.

К году дети начинают быть одержимы бросанием предметов на пол. Не волнуйтесь, ваш малыш это совершает просто так, а не для того, что вы расстраивались и нервничали. Годовалые дети очень любопытны, поэтому им просто интересно, что станет с брошенным предметом.

К году дети начинают осознавать, что они отдельная личность, которая существует независимо от мамы и папы. Борьба за независимость может проявляться отказом сидеть в коляске, автомобильном кресле, смене постельного белья.

В данной ситуации родителям следует вовремя заметить ситуацию и похвалить малыша одобрительными комплиментами, но при этом твердо усадить ребёнка на сиденье и отвлечь при помощи любимой игрушки, песни, или вкусного лакомства.

Что должен уметь ребенок в год

Годовалый малыш уже умеет самостоятельно вставать на ножки и ходить без посторонней помощи. А с помощью взрослого кроха даже пытается бегать – держась за руку, он бегает уже вполне уверенно.

Годовалый ребенок может без посторонней помощи пить из чашки, вполне успешно самостоятельно ест ложкой, умеет перекладывать ложку из одной руки в другую. В этом возрасте малыш активно интересуется едой в тарелках у взрослых и пытается ее попробовать.

Годовалые дети хорошо понимают, что требуют от них взрослые, они сознательно пытаются получить похвалу и радуются ей. Дети к этому возрасту уже произносят несколько слов, некоторые слова у них получается произнести вполне отчетливо, некоторые они еще сильно коверкают.

Ребенок в год умеет проситься на горшок. У каждого малыша для этого существуют свои «позывные». Однако, заигравшись или заинтересовавшись чем-либо, дети часто сообщают о своих потребностях в последний момент, так что мокрых штанишек в год полностью еще не избежать.

Годовалый малыш уже хорошо понимает слово «нельзя» и знает, какие для него существуют ограничения. Более того, уже в этом возрасте ребенок начинает проверять границы дозволенного и может начать проявлять упрямство.

Контрольные показатели для годовалого ребенка: в год не все дети умеют ходить самостоятельно, но все здоровые годовалые малыши должны уметь шагать, держась за руки взрослого. И еще один показатель – в год ребенок должен уметь подавать взрослому по его просьбе названные им игрушки.

Как играть с ребенком?

Цель каждой игры с малышом — улучшить физическое развитие, речевые навыки, психологическое состояние. Главное правило — действовать родители должны ненавязчиво. Лучше заранее подобрать игрушки, которые послужат цели, подумать, как заинтересовать ребенка, на что обратить больше внимания.

Не стоит ожидать, что в 15 месяцев ребенок начнет немедленно выполнять все просьбы или повторять движения. Пройдет немало времени, пока малыш в точности будет воспроизводить действия родных, научится обращаться с некоторыми развивающими игрушками. Обязательно в течение игры активно общаться с карапузом, объяснять каждое движение.

15 месяцев — очередная ступенька развития, которую прошли малыши вместе с родителями. Несет эта дата немало приятных неожиданностей, сюрпризов для взрослых — ребенок начинает воспринимать окружающее совершенно по-другому, чем грудничок, поражает своим стремительным развитием, активно постигает новое и пытается применить знания в жизни. Задача родителей — поспособствовать этому, ненавязчиво воздействовать на навыки, стимулировать желание узнавать об окружающем мире.

Что должен уметь делать ребенок в 3 месяца

На третьем месяце жизни психоэмоциональное развитие ребенка идет ускоренными темпами, буквально каждый день ознаменован новыми достижениями. Уже ярко проявляется комплекс оживления: когда близкие люди подходят к крохе, улыбаются ему и заговаривают с ним, то в ответ малыш радуется всем своим существом – он улыбается, активно машет ручками и ножками, гулит.

Трехмесячный малыш уже уверенно держит голову в вертикальном положении, хорошо упирается стопами в твердую поверхность, когда его ставят на нее, удерживая по мышки. Малыш начинает захватывать игрушки, изучает собственное тело, может подолгу рассматривать свои ручки, изловчившись и захватив одной ручкой другую. Лежа на животике ребенок может удерживать головку примерно 2-2,5 минуты, а некоторые особо подвижные детки в три месяца уже начинают переворачиваться со спины на живот.

Контрольные показатели для трех месяцев: ребенок в этом возрасте должен уметь удерживать головку хотя бы полминуты, находясь в вертикальном положении, а также поднимать и удерживать головку лежа на животике не менее 0,5 минуты. Улыбаться в ответ на улыбку и обращенные к нему слова близкого взрослого.

https://youtube.com/watch?v=RmX7ATfs1HQ

Питание ребенка в 1 год

У ребенка в год, как правило, уже есть первые зубки. Он учится жевать твердую пищу. Но, врачи рекомендуют продолжать кормить таких малышей отдельно, аккуратно добавляя пищу со взрослого стола.

Еду для годовалого ребенка мелко шинкуют или делают пюре. Ребенок в 1 год уже умеет кушать любые каши. В его меню обязательно должны присутствовать овощи и фрукты, необходимо варить малышу супы. Вся пища для ребенка должна готовиться преимущественно на пару или вариться, можно доводить продукты до готовности в духовке. Жарить еду для ребенка нежелательно.

Питание ребенка в 1 год, как правило, четырехразовое. На 1 году развития не рекомендуется плотно кормить малыша перед сном, можно предложить ребенку стакан кефира и печенье, либо сладкий творожок.

Если ребенок к году не знаком со столовыми приборами, желательно показать ему, как пользоваться специальными детскими ложкой и вилкой. Однако, необходимо относится к процессу приучения к еде ложкой спокойно. Еще долго ваш ребенок будет размазывать и расплескивать пищу из тарелки, этого не избежал еще ни один родитель. Со временем у малыша будет получаться кушать ложкой аккуратнее.

Даже самого привередливого ребенка можно накормить, заинтересовав его необычной посудой с детским рисунком, специальными приборами (ложка, вилка, кружка) или красивым оформлением детской порции.

Развитие годовалого ребенка в 1 год — Видео:

Питание

Кушать малыш должен 4 раза в день. При этом в его рационе должно быть разнообразие каш, супов, овощей, фруктов, рыбы, мяса и кисломолочной продукции. Можно давать крохе сладости. Но не много. А вот жареные блюда в рацион ребенка включать нельзя.

Инфографика питательных продуктов

Перетирание супов и овощей уже не требуется. Благодаря новым зубам малыш с легкостью управится с тушеной и вареной пищей. И салат можно натирать на крупной терке, а не на мелкой, как раньше.

Примерное меню

Рацион лучше формировать исходя из того, что любит и не любит ваше чадо. Но можно воспользоваться примерным меню для малыша в год и семь месяцев.

Завтрак: каша, творог, хлеб с маслом и чай.

Обед: салат из свежих овощей, овощной или мясной суп, второе с гарниром, хлеб и морс.

Полдник: кефир, немного фруктов и печенье.

Ужин: мясное блюдо, гарнир, фруктовое пюре, хлеб и молоко.

Что делать, если у ребенка плохой аппетит

Если малыш плохо кушает, измените его рацион. Может, ему не нравятся продукты, которые вы ему предлагаете. Ведь у детей в этом возрасте уже имеются свои предпочтения в еде: некоторые блюда он любит, а к другим отказывается даже притрагиваться.

Тест для ребенка 1 год: реакция ребенка на окружающий мир, что должен знать ребенок в 1 год

Существуют такие заболевания и проблемы со здоровьем, которые на первый взгляд не видимы, но в последствии могут привести к инвалидности.

Ответьте на нижеперечисленные вопросы:

  1. Знает ли ребенок вас и близких родственников в лицо?
  2. Узнает ли ребенок вас и близких по голосу?
  3. Испытывает ли ребенок боль при падении или ударе?
  4. Хорошо ли ориентируется ребенок в пространстве, когда ползает или ходит?

Если хоть на один из этих вопросов вы ответили отрицательно, то рекомендуется обратиться за помощью к специалистам. Чем раньше выявить проблемы со слухом, зрением, осязанием, тем проще устранить их в дальнейшем.

Ребенок в 1 год – это маленький исследователь. Которому интересно буквально все, он готов к получению новых впечатления, к расширению своего кругозора.

Стоит понимать, что пока малыш не выявляет причинно-следственную связь. Что это значит: дотронувшись до горячего, он не знает, что обожжется. Или проглотив мелкую деталь, не знает, что можно задохнуться.

Что должен знать ребенок в 1 год и что будет знать по факту во многом зависит от родителей. Воспитание и развитие ребенка – это каждодневная работа, требующая максимум внимания, отдачи и положительного настроя.

Развитие ребенка в 7 месяцев

В 7 месяцев детки уже активно играются с различными вещами, теребят их, перекладывают из одной руки в другую, берут игрушечки из состояния сидя, быстро ползают. Многие на этом этапе развития произносят отдельные слоги, показывают, где та или иная игрушка, понимают смысл некоторых слов, обращенных к ним. Свои эмоции карапуз выражает смехом, плачем или агуканьем.

Семимесячный малыш нуждается в личном пространстве, чтобы ничего не мешало ползать, играться. Он может стоять, если его держать под мышки, полностью разогнув ножки и упираться всей ступней. Ежедневное купание – это прекрасный способ доставить крохе массу удовольствий. Прогулки на свежем воздухе должны быть по-прежнему ежедневными. Теперь ребенок меньше спит во время прогулки, а активно познает мир. Он может внимательно изучать местность, сидя в коляске. Кроме того, в этом возрасте обязательны развивающиеся игры. Спят малыши также по 13-14 ч. в сутки. Зубов к концу седьмого месяца у ребенка 1-2, реже 3. Кушает маленький человечек часа через 4.

  • Средняя прибавка в весе 300-400 граммов
  • В росте — 2,5 см.

Развитие речи у ребенка в 1 год

К году ребенок имеет очень ограниченный словарный запас. В арсенале у ребенка присутствуют двух звучные слова, такие как: мама, тата, баба, деда. Большая часть младенцев способна только что-то лепетать себе под нос или издавать только им понятные звуки. В норме ребенок в 1 год должен уметь:

• издавать длинные лентообразные звуки, короткие группы звуков, таких как: тата, биби,…;

• использовать короткие слова, типа — дай, или звуки — ма — ма, чтобы получить, а затем и удерживать внимание;

• использовать жесты для общения (машут руками, дергают за одежду, толкают, когда что-то хотят сказать);

• имитировать звуки речи, пытаются подражать речи взрослых;

• в своем запасе иметь 1-2 слова, которые звучат не внятно и понятны только родителям.

В течение года маленький непоседа научится говорить некоторые отдельные слова, начнет выполнять простые указания, например показывать где нос, глазки или ушки. В годовалом возрасте язык ребенка развивается через общение. 90% процентов детей приобретают навыки через повторение фраз, подражание родителям и окружающим. В этом возрасте дети любят когда им читают книжки, ведут с ними беседы, что-то совместно делают и играют. Поэтому родителям следует активно взаимодействовать с ребенком, активно развивать его словарный запас.

Нормы развития

Редкий ребенок в 1 год и 9 месяцев может похвастаться усидчивостью и спокойствием. Для этого возраста свойственна высокая двигательная активность, частая смена занятий и настроения. Малыш интересуется всем новым: игрушками, предметами быта, пищей. Его привлекают камушки и палочки, он все еще может пробовать их на вкус. Появляется понятие «мое». Если раньше поделиться своей игрушкой не составляло труда, то теперь из-за машинки или куклы может начаться драка.

У ребенка появляются дружественные связи среди сверстников. Правда совместная игра завязывается редко, в основном симпатии ограничиваются эмоциональным приветствием, обменом игрушками. К друзьям дети охотно подсаживаются, играют хоть и не вместе, но рядом.

В 1 год и 9 месяцев повышается обучаемость. Ребенок быстро запоминает цвета, фигуры, осваивает счет и даже некоторые буквы. Но если материал не повторять, все забывается очень быстро. Примерно 80% детей в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и кишечник, процесс их опорожнения становится контролируемым.

Речь

В 1 год и 9 месяцев ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, произносит не только слоги и звуки, но и слова. Пытается строить простые фразы. Во время чтения он может повторять окончания стихов. Знает, как его зовут, и называет свое имя.

Новые речевые навыки:

  1. появляется вопросительная форма слов и фраз («а это», «кто», «какая»);
  2. ребенок начинает комментировать игровой процесс, большая часть слов носит необращенный характер («вот так», «да», «собрать кубик», «играть»);
  3. речевой запас увеличивается до 20-50 слов.

Слова в этом возрасте произносятся все еще нечетко, могут быть искажены и упрощены («дай ляля», «ди мама», «ябоко»). Часто речь ребенка может понять только близкий взрослый, и то не без помощи интуиции.

Физическое развитие

С каждым днем ребенок становится проворнее. Возрастает его уверенность в себе. В 1 год и 9 месяцев девочки весят 9–12,5 кг, мальчики – на 1–1,5 кг больше. Рост детей колеблется от 81 до 86 см.

Каковы физические навыки ребенка в этом возрасте?

  1. Залезает и слезает на стул, невысокую лестницу без помощи взрослого.
  2. Проходит по широкой перекладине.
  3. Переступает через невысокие предметы.
  4. Бегает, не спотыкаясь и огибая препятствия.
  5. Достаточно умело обращается с ложкой, но иногда вымазывается едой.
  6. Оказывает помощь при раздевании, снимает сам головной убор, обувь.
  7. Переворачивает страницы в книге.
  8. Может ездить на трехколесном велосипеде.

Восприятие

В возрасте года и 9 месяцев ребенок взаимодействует с окружающим миром уже не через маму и папу, а самостоятельно или с их помощью. Он чувствует себя отдельной единицей, но эмоционально все еще тесно связан со взрослым.

Характерные черты восприятия:

  1. стремиться к самостоятельности, употребляет местоимение «Я» («я сам», «это я», «я не хочу»);
  2. реагирует на смену настроения родителя, ведет себя подобным образом (смеется, плачет, раздражается);
  3. ищет одобрения, откликается на похвалу, гордится собой;
  4. чувствует себя уверенно в кругу близких людей, с незнакомыми скован;
  5. контактирует со сверстниками при помощи мимики, жестов, может заглядывать в глаза, брать за руки;
  6. обижается на запреты, может плакать и капризничать, чтобы добиться своего;
  7. пытается разобраться в устройстве игрушек, что часто заканчивается их поломкой;
  8. понимает предназначение предметов (если дать ручку и бумагу, начнет рисовать, лопатку – выкапывать ямку).

Когнитивная сфера

В 1 год и 9 месяцев продолжают активно развиваться мышление, память, внимание. Если ранее для выполнения одного и того же действия малыш использовал разные варианты, то теперь он догадывается, что и как нужно сделать, чтобы решить поставленную задачу. Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем

Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем.

Малыш в этом возрасте обладает следующими навыками:

способен выполнить простое задание (подать ложку, нарисовать круг, снять шапку);
различает цвета и простые формы (красный-зеленый, круг-квадрат);
показывает части тела, минимум 3;
собирает пазл из 4-8 частей;
вкладывает в сортер соответствующие фигурки;
рисует кривые линии, круги, квадрат;
может концентрировать внимание в течение 3-10 минут.

Возрастные нормы развития ребенка 1-3 лет

В возрастной период от 1 до 3-х лет ребенок вырастает еще на 25 см, а в весе прибавляет до 4 кг. Основным для ребенка в этот период выступает социальное взаимодействие. Малыш не только учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, но также осваивает способы знакомства, принципы дружбы и пр.

К трем годам у крохи проявляется стремление к самостоятельности, он пытается быть независимым от родителей. Также малыш уже осознает себя как отдельную личность и учится оценивать свои действия и прогнозировать ситуации. Практически каждый трехлетний малыш – большой фантазер.

В согласии с нормами развития ребенка 1-3 лет, он должен уметь:

  • сооружать башню из кубиков;
  • бить ногой мяч;
  • складывать крупные, простые пазлы;
  • проявлять исследовательский интерес к предметам и окружению (ломать игрушки для осмотра содержимого и пр.);
  • складывать простые предложения из 5 слов;
  • выполнять несложные задания взрослых;
  • рисовать вертикально прямую линию;
  • называть части своего тела и показывать их;
  • рассказывать четверостишья;
  • самостоятельно проситься в туалет;
  • раздеваться и одеваться при некоторой помощи родителей;
  • самостоятельно кушать из тарелки и пить из чашки;
  • резать бумагу ножницами;
  • мыть и вытирать ручки.

Непременным этапом развития и возрастной особенностью ребенка трех лет является кризис 3 лет, который в каждом отдельном случае может протекать по своему сценарию. У большинства малышей кризис проявляется упрямством, негативизмом и агрессией к окружающим, у отдельных деток преобладает уступчивость и сострадание.

Трехлетние малыши остро нуждаются в одобрении взрослых и похвале. У них активно происходит развитие речи и мышления. Самым важным этапом развития и возрастной особенностью ребенка трех лет является игровой процесс, через который малыш познает мир и усваивает информацию.

Какие навыки доступны ребенку этого возраста

К моменту 1 года и 9 месяцев малышу доступно уже весьма многое, он может:

  1. сам залезть на стул или диван, преодолеть невысокое препятствие иного рода, подниматься по лестнице держась за перила;

  2. есть самостоятельно как густую, так и жидкую пищу, используя ложку, прилагая усилия к тому, чтобы она попадала в рот без потерь «по дороге»;

  3. легко может снять одежду (иногда там, где этого делать не нужно), расстегивает замок «молнии» и пуговицы, способен надеть головной убор, справится со штанами, может обуться;

  4. уже может научиться использовать горшок и сообщать о своей нужде определенными словами или иным способом;

  5. собирает пирамидку, различает форму предметов, способен подобрать нужную форму к отверстию сортера, построить башенку или стену из кубиков;

  6. определить размер предметов, например, показать самый маленький и самый большой мячик, так же может различать цвета, найти два одинаковых по цвету предмета;

  7. способен усвоить знание о месте хранения игрушек и других вещей, может по просьбе взрослого убрать вещи на свои места;

  8. начинает проявлять первые признаки самостоятельности и защиты «собственных границ», выражая недовольство при попытках оказать ему помощь в том, что он намеревался сделать сам

Что можно кушать малышу в 1 год и 1 месяц: меню и рацион питания

Даже если зубов у вашего чада почти нет, это не повод отказываться от продуктов и держать ребенка только на творожках и пюре из баночек. Просто вся пища должна быть достаточно измельчена, чтобы не доставить затруднения при глотании.

Познание мира происходит в том числе и через новые вкусы. Например, бутерброд с маслом избавьте от корочек, порежьте небольшими кусочками, а сыр натрите сверху на мелкой терке.

Примерное меню на 3 дня

1-й день2-й день3-й день
ЗавтракОмлет паровой
Каша на молоке
Хлеб с маслом
Чай
Овощное пюре
Хлеб с маслом и тертым сыром
Чай с молоком
Манно-морковное суфле
Молоко
Хлеб с маслом
ОбедПротертый борщ
Суфле из курицы
Пюре картофельное
Компот
Суп-пюре из цветной капусты
Суфле рыбное
Пюре из кабачков
Сок
Щи вегетарианские
Запеканка картофельная с мясом
Печенье
Компот
ПолдникКефир
Печенье
Яблоко тертое
Кефир
Сухарики
Фрукты
Творог
Кефир
Фрукты
УжинГречневая каша
Молоко
Хлеб
Запеканка творожная
Молоко
Хлеб
Овощное пюре
Чай с молоком
Хлеб

Приготовьте мусс из яблок

Яблоки 150-200 г, сахарный сироп 25-30 г, вода 50 г.
Яблоки обмыть и наколоть со всех сторон вилкой, на дно посуды налить воды и поставить запекаться в духовку. После того, как яблоки испекутся и станут мягкими, протереть их через сито, смешать с сиропом и взбить ложкой до получения белой пышной массы.

Календарь развития ребенка от 1 до 2 лет по месяцам

  • 1 год 1 месяц
  • 1 год 2 месяца
  • 1 год 3 месяца
  • 1 год 4 месяца
  • 1 год 5 месяцев
  • 1 год 6 месяцев
  • 1 год 7 месяцев
  • 1 год 8 месяцев
  • 1 год 9 месяцев
  • 1 год 10 месяцев
  • 1 год 11 месяцев
  • 2 года

Эмоциональное развитие

В первые 8 недель после рождения у ребёнка формируется базовое доверие к миру. В этот момент малыш особенно нуждается в тепле и заботе

Важно своевременно реагировать на его потребности (голод, нечистота пелёнки, скука) и давать ему эмоциональную обратную связь. Таким образом ребёнок ощущает себя личностью, желания которой важны. 

Также малыш учится выражать свои эмоции (радость, печаль, испуг). Для развития эмоционального интеллекта родитель может проговаривать ребёнку названия его эмоций: 

«Кажется, ты сейчас очень расстроен!» 

«Я думаю, ты рассердился, потому что твои штанишки промокли. Давай их переоденем, чтобы стало сухо!» 

Около 9 месяцев у малыша появляется устойчивая оценка себя как личности, субъекта познания, вера в себя и свои силы. Это тоже развитие! Ещё ребёнок начинает разделять людей вокруг на хорошо знакомых, значимых взрослых и посторонних, незнакомых. В присутствии посторонних отчётливо демонстрирует настороженность, даже боязнь. 

Таким образом, к году ребёнок должен уметь

  • проявлять свои эмоции различными способами;
  • демонстрировать свои желания;
  • отличать близких людей, эмоционально реагировать на них;
  • выражать беспокойство при виде незнакомых людей.

Развитие в возрасте до 12 месяцев происходит постоянно

Самое важное  — уделять малышу достаточно внимания, знакомить его с окружающим миром, много разговаривать и гулять. А после года жизнь с малышом станет ещё интереснее!

Как развивать ребёнка с 1 года до 3 лет, рассказываем на нашем курсе «». Эксперты и кураторы помогут стать компетентным родителем, чтобы вырастить самостоятельного и счастливого ребёнка!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий