Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу.
Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым
Эффект Моцарта
В 1995 году американским психологом были проведены опыты с крысами: половине подопытных в течение двух месяцев ставили классическую музыку, вторая развивалась в тишине. Первая группа прошла лабиринт на 27% быстрее и с на 37% меньшим количеством допущенных ошибок, чем вторая. Это доказывает, что влияние музыки на живые системы имеет нейробиологическую, а не только эмоциональную природу.
Были также проведены отдельные опыты с музыкой великого Моцарта, который говорил, что «невозможно поверить алгеброй гармонию». Итак, люди, которым ставили Моцарта, показывали резкий всплеск умственной активности. После прослушивания те же люди решали более сложные задачи, чем могли до прослушивания, имели повышенный тонус и быстрей реагировали на различные малоуловимые раздражители. Эту практику назвали «Эффектом Моцарта». Вообще количество исследований, которые указывают на классическую музыку как на самую полезную крайне велико. А как в наше время можно приучить ребенка к правильным звукам, особенно если в семье классическую музыку не слушают, но хотели бы начать?
В итоге можно сказать, что любые занятия музыкой (сочинение, исполнение, даже просто прослушивание) воздействуют на мозг, затрагивая либо его определенные зоны, либо весь орган целиком. Нейронные связи, которые нарабатываются таким простым и приятным способом, человек может использовать в повседневной жизни. Тезисы эти не голословны, так как ведущими учеными проводились исследования при помощи современных технологий МРТ (наблюдается структура мозга) и ЭЭГ (анализируются его функции). Результаты опытов показывают, что музыка развивает мозг: информация, поступающая через органы чувств, обрабатывается быстрей. Каждый человек, который желает получить развитый и функциональный мозг, должен заниматься музыкой, любить её, ценить и обязательно слушать.
Занятия музыкой приносят пользу
Занятие музыкой помогает сохранить ясность ума
В результате одного из исследований, осуществленных при Медицинском центре Канзасского университета, США, ученые пришли к выводу, что музыканты лучше справляются с тестами на когнитивные способности, чем это делают не музыканты.
Регулярная игра на любом музыкальном инструменте – это отличный способ тренировки головного мозга
И совершенно неважно – играете ли вы что есть мочи на барабанах, или лениво “дуете” в саксофон. Определенные участки мозга при этом увеличивают свою активность.
Музицирование улучшает координацию
Это абсолютный факт – музыканты обычно демонстрируют отличную координацию движений. Все потому, что игра на музыкальных инструментах требует очень высокой зрительно-моторной координации. Из этого могут извлечь полульзу даже спортсмены, для которых зрительная координация движений рук имеет первостепенное значение.
Извлечение музыкальных звуков улучшает ваше настроение
Музыка влияет на настроение – это общеизвестный факт, который и упоминать не стоило бы, если бы не необходимость объяснения механизма действия. Как показывают результаты исследований, не только сама музыка, но и процесс музицирования влияет на уровень кортизола.
И если вы музицируете с разной скоростью, вы можете регулировать данный процесс. Играя на музыкальных инструментах, вы создаете эмоциональный выход. Создавая свою собственную музыку, вы регулируете, если хотите, уровень своей грусти, радости или напряженности с помощью искусства.
Музыка улучшает навыки чтения, как учебного умения
Один из важных аспектов музицирования, который отличает музыканта от не музыканта, это, если можно так выразиться, умение читать и осмысливать музыку. Постоянное чтение и распознавание различных нот способствует также совершенствованию навыков чтения и осмысливания обычных текстов.
Занятие музыкой улучшает дыхательную систему
Играете ли вы на трубе, кларнете, флейте или на любом другом духовом инструменте, один из основных навыков, которые вы должны обязательно освоить, заключается в умении правильно дышать.
Условно говоря, все эти инструменты превращают в музыку вибрации воздуха, которые должен создавать музыкант. Это означает, что грамотно поставленное дыхание должно стать, если хотите, второй натурой любого музыканта.
Музыка улучшает умение слушать
Для того чтобы научиться талантливо извлекать из любого инструмента музыкальные звуки, вам необходимо уметь слушать буквально на уровне интуиции. Это умение, если оно развито на должном уровне, позволяет не только попадать в ноты.
Кто-то может сказать, что для этого необходим музыкальный слух, который дается от природы. На самом деле, это не так. Музыкальный слух можно развить. Это, в свою очередь, научит вас слушать окружающие звуки в буквальном смысле слова
Подобное умение крайне важно с точки зрения выстраивания социальных взаимоотношений.
Фортепиано или скрипка
При выборе музыкального инструмента для ребёнка нужно учитывать много факторов: желание ребёнка, его пол и возраст, особенности физического развития. Всё учтите и предоставьте ребёнку свободу выбора: пусть сам остановится на понравившемся инструменте.
Каждый инструмент имеет минусы и плюсы. Чаще всего родители выбирают фортепиано или скрипку для обучения ребёнка. Однако эти инструменты являются и самыми сложными
Если ребёнок не обладает особой усидчивостью, лучше обратить внимание на нечто другое
Можно выбрать флейту: она считается отличным инструментом для начинающих музыкантов. Флейте характерна не очень сложная техника игры. Помимо этого, благодаря флейте можно научиться правильно дышать, увеличить объём легких, развить мелкую моторику рук. Игра на флейте полезна для здоровья нервной системы, помогает избавиться от аллергии и бронхиальной астмы.
Для мальчиков (как для гиперактивных, так и для нерешительных) хорошо подойдут ударные инструменты: одним они помогут справиться с переизбытком энергии, другим — помогут побороть застенчивость.
Гитару обычно выбирают не с раннего возраста, а когда ребёнок подрастет, и будет уверенно держать инструмент. Гитара всегда была престижным инструментом, «статусным», с помощью которого легко повысить авторитет ребёнка в глазах сверстников.
Подходите грамотно, осознанно к выбору музыкального инструмента для ребёнка, поддерживайте его в начинаниях, не критикуйте — и тогда вы сможете превратить занятия музыкой в удовольствие.
Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки.
За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими
Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня»
Музыкальная школа: есть ли минусы
Мы рассмотрели, что дает музыкальная школа ребенку. Однако отрицательные стороны в начальном музыкальном образовании тоже присутствуют. Прежде всего, многим детям не нравится сам процесс обучения.
Если малышу больше нравится футбол или рисование, занятия музыкой покажется крохе каторгой. Добиться результата принуждением достаточно трудно. Кроме того, не каждый ребенок мечтает стать известным музыкантом или певцом.
Но данную ситуацию не нужно путать с временным нежеланием ходить на занятия. Если ребенок устал или столкнулся с трудностями, но любит музыку, родителям стоит прислушаться и помочь. Возможно, следует взять паузу. А может быть проблема в преподавателе или коллективе. Здесь нужно проявить внимательность, лояльность и поговорить с ребенком.
Если ребенок испытывает серьезные проблемы с коммуникацией, испытывает панику и сильный стресс при публичных выступлениях, то здесь лучше сначала обратиться к психологу. Подобные музыкальные концерты и мероприятия могут только усугубить ситуацию.
Минус для родителей также может быть в стоимости услуг школы, необходимости покупать нужную литературу и материалы, музыкальный инструмент и комплектующие.
Какую музыку слушать для развития мозга и памяти, если совсем не знаешь с чего начать?
Есть ли такая музыка для развития мозга и памяти одновременно? Да, такая музыка есть! Как вам такое: слушать музыку и расширять память, слушать музыку и лучше концентрироваться, слушать музыку и оздоравливаться, слушать музыку и снимать стресс?
Представляете, вы лежите, наслаждаетесь музыкой, и выздоравливаете, избавляетесь от стресса и память ваша расширяется, работа головного мозга улучшается.
В наш век интернета, огромного объема информации имеет успех тот, кто быстро усваивает информацию. А еще обладает различными способностями, развитым интеллектом и головным мозгом в целом, и, конечно, отличной памятью.
Именно это дает больше степеней свободы и, конечно, здоровье. Имея у себя все перечисленное или хотя бы часть, человек может быстро освоить нужную профессию, изменить направление жизни, подстроиться к изменчивым требованиям окружающей среды.
Но самое главное — быть счастливым. А что говорить о детях, которые уже живут в постоянном потоке информации. Как им овладеть и не потеряться?
Как нам может помочь музыка?
Влияние музыки на развитие ребенка
Дети отличаются чувственным восприятием окружающего мира, и на музыку они реагируют открыто, непосредственно. Если с раннего возраста включать крохе композиции разных авторов, скоро он уже начнет различать композиторов и даже выскажет предпочтения, кто нравится больше.
Музыка развивает образное мышление и интеллект, слух, память и воображение. Она воспитывает зрительное, слуховое и чувственное восприятие. Учит выражать мысли и чувства. Благотворно влияет на нервные клетки и детскую психику
Повышает концентрацию, внимание и сосредоточенность
Психологи даже применяют специальную музыкотерапию, которая помогает избавиться от проблем в общении, различных страхов и фобий. Бодрая и веселая мелодия расшевелит слишком стеснительного, застенчивого и тихого малыша. А спокойная музыка успокоит гиперактивных детей. Музыкальная терапия снимает напряжение и нормализует эмоциональный фон, поднимает настроение и повышает работоспособность.
Установлено, что классическая музыка восстанавливает рефлексы новорожденных и развивает речь. А при использовании песен лечат заикание и дефекты произношения, ведь пропеть слова гораздо легче, чем выговорить. Детки, которые с рождения слушают музыку, быстрее начинают говорить.
Кстати, в эту область входит не только музыка в традиционном понимании, но и колыбельные. Мамина песенка успокаивает кроху, помогает уснуть и положительно влияет на эмоциональное состояние. Когда же малыш подрастет, многие родители решают отдать его в музыкальную школу. В этом есть много преимуществ. И вот 15 причин отдать ребенка в музыкальную школу.
Что надо знать об открытии Георги Лозанова? И музыка для развития мозга и памяти у взрослых
Георги Лозанов с его коллегой Алеко Наваковым, изучив этот вопрос, доказали, что музыка, имеющая ритм 60 ударов в минуту, дающая альфа состояние, может помочь изучить иностранные языки, любые предметы.
Не только запомнить нужную информацию, но и расширить память. Вы вспомните то, что давно знали, но забыли. Милтон Эриксон и Линн Купер обнаружили такой же эффект от альфа состояния.
К такой музыке относятся медленные части произведений Баха, Вивальди, Телемана.
Нужная нам музыка начинается с 3:32 минуты.
Усиление любого обучения, любого усвоения информации дает музыка именно с темпом от 60-64 ударов в минуту. Он используется в медленной части произведений.
Эти произведения часто писались для струнных инструментов, дающих высокочастотные звуки, для скрипки, гитары, мандолины.
Слушая такую музыку студенты расслаблялись и слушали информацию, которую необходимую запомнить на ее фоне. Студенты Георги Лозанова и Алеко Навакова, находясь в расслабленном состоянии, запоминали на высокой скорости и до 98 процентов от всего объема.
И это очень хороший результат. За 10 лет работы Г. Лозанов научился обучать студентов 3000 иностранным словам в день, а если вы знаете столько слов, то вы можете бегло общаться на языке.
Представьте, что сегодня вы язык не знаете, а завтра вы на нем разговариваете. Кстати его методика сегодня частично используется в некоторых ВУЗах иностранных языков в Москве.
Но, конечно, мы не Георги Лозанов, он обладал поистине удивительными способностями, но мы можем использовать музыку и его открытие. Мне бы хватило 500 иностранных слов в вдень)
Но не так все просто.
Влияние музыки на развитие детей
Исследования свидетельствуют о том, как огромно позитивное влияние музыки на детей. Немало родителей ошибочно считают, что обучение ребёнка музыке, да и просто приобщение в ней, не несёт ничего полезного для развития ребёнка. Тем не менее, результаты многочисленных педагогических экспериментов продемонстрировали, что дети, обучающиеся игре на каком-либо музыкальном инструменте, гораздо успешнее обучаются в школе по сравнению с другими учениками. Дети, которым включают классическую музыку, проявляют неординарный подход к решению сложных заданий и легче с ними справляются, чем дети, которые далеки от мира музыки. Исследования, проводившиеся со студентами, показали, что те из них, кто в детстве посещал музыкальную школу или продолжает заниматься музыкой, показывают более высокие результаты в высшей математике, разнообразных точных науках, при изучении иностранных языков.
К сожалению, папы и мамы все реже и реже задумываются том, чтобы обеспечить и музыкальное образование своих детей. Часто родители считают, что ребёнку необходимо предоставить возможность получать те знания, которые пригодятся ему в жизни. Целенаправленное профильное образование, ставшее сейчас в тренде, ограничивает развитие ребёнка, лишая возможности развиваться всесторонне. Сегодня родители хотят поскорее выбрать будущую профессию для ребёнка, чтобы спланировать профильное обучение: хочешь быть адвокатом — учи историю и право, желаешь стать банкиром — учи математику. Реалии жизни формируют мысль многих родителей: «Главное — получить высокооплачиваемую работу». А ведь раньше, предыдущие поколения родителей, обязательно старались дать музыкальное образование ребёнку.
Как привить ребенку любовь к музыке?
С самого раннего возраста рекомендуется развивать ребёнка в музыкальном плане.
Для самых маленьких детей:
- пойте на ночь колыбельные или включайте спокойные мелодии при отходе ребёнка ко сну
- обеспечьте малыша различными музыкальными игрушками
- занимайтесь с крохой по программам раннего развития. Пусть занятия проходят под заводные мелодии.
Дети 1,5-2 лет уже могут:
- петь несложные детские песни
- выполнять движения ритмической гимнастики и танцев.
Общие рекомендации по музыкальному развитию
Воспитывайте ребёнка в атмосфере музыки. Такие дети быстрее развиваются и вырастают творческими личностями
Они понимают прекрасное, и в будущем будут стремиться сделать мир лучше.
Обращайте внимание детей на музыку в мультфильмах и кинофильмах, на ледовых катках и в путешествиях. Учите их слушать музыку, запоминать её.
Посещайте с ребёнком детские театры, цирк, мюзиклы и представления, концерты филармонии и детского симфонического оркестра.
Устраивайте дома музыкальные вечера и театрализованные праздники, в которых будут принимать участие все члены семьи.
Демонстрируйте личный пример
Обычно в семьях, где любят музыку и понимают её, дети растут эстетически воспитанными.
Наконец, определите ребёнка в музыкальную школу или запишите в детский хор.
В чём польза музыкального интеллекта
- Улучшает мышление.
Например, детям, у которых есть проблемы с речевой и координационной деятельностью, письмом, рекомендуют играть на клавишных. В этом случае работает пальцевая артикуляция (мелкая моторика), которая напрямую связана с мышлением и речью.
Прослушивание музыки во время работы и выполнения разного рода задач способствует концентрации внимания и креативности, делает человека продуктивнее.
- Развивает способность работать в режиме многозадачности.
Ритм, музыкальная динамика и создание эмоционального образа под воздействием музыки — на все это одновременно реагирует мозг и музыканта, и слушателя. Таким образом, под воздействием музыки формируется способность к быстрому переключению внимания.
- Влияет на школьные результаты.
Считается, что ударники, например, лучше «дружат» с математикой, благодаря развитому чувству ритма и счету:
Прослушивание музыки, в свою очередь, снижает выработку гормона стресса, кортизола. Мозг школьника, свободный от стресса, лучше справляется с заданиями, так как не чувствует потребности отражать внешние угрозы.
- Развивает эмоциональный интеллект.
Если ребенок с раннего возраста начинает заниматься музыкой, то скоро он чувствует себя в этой среде, как рыба в воде, быстро находит единомышленников, учится дружить:
То же самое происходит, если ребенок просто любит музыку и слушает определенного исполнителя. Он общается с другими поклонниками его творчества, находит «своих», учится дружить.
Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.
Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.
На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.
Когда отдавать в музыкальную школу
Мы часто видим, как в музыкальную школу ведут уже дошкольников. Это имеет место, если вы хотите вырастить профессионального музыканта и гения. Для общего развития этот возраст еще слишком мал. По мнению экспертов, ребенок готов к музыкальному обучению в 8-9 лет.
В этом возрасте ребенок уже стал школьником и понимает, что такое процесс обучения. Он готов посещать и музыкальные занятия. Первый учебный год полезен и для родителей. За этот период они узнают ребенка получше. Насколько он обучаем и ленив, какие предметы нравятся больше и даются легче, насколько он усидчив и внимателен.
Кстати, формирование музыкального слуха заканчивается к семи-девяти годам. Поэтому не бойтесь опоздать с музыкальными занятиями. В любом случае, лучше сначала пойти в классическую школу, а уже затем — в музыкальную.
Несмотря на то, что музыкальные занятия крайне полезны, не заставляйте детей делать то, чем они категорически отказываются заниматься. Иначе польза занятий сойдет на нет. Такое принуждение — это уже не воспитание, а насилие над детьми. Это даст только негативные результаты и отрицательно скажется на развитии личности.
Музыкальное развитие мозга
Мозг человека очень сложен и изучен менее чем на 5%, однако, кое-что мы уже можем сказать с уверенностью. Современные исследования показали, что моторная зона мозга формируется в пределах 6-8 лет, и именно в это время рекомендуется начать активные занятия музыкой с ребенком. Дело в том, что музыкальный инструмент помогает разработать координацию пальцев рук, а следовательно, развить сенсорные зоны мозга. Занятия с клавишными (рояль, пианино), струнными (гитара, скрипка) или духовыми инструментами (флейта) позволяют маленькому человеку стать более уверенным во всех своих движениях. К тому же, начало активных занятий сопряжено с прослушиванием простой музыки специально для малышей, а значит, больше шансов, что ребенок увлечется музыкой
Кроме того, если индивид воспринимает искусство, то велика вероятность, что он будет тонко чувствовать тон разговора и направленность интонаций других людей, а следовательно, иметь более высокий эмоциональный интеллект, важность которого признается в последнее время все чаще
Секрет людей, обладающих феноменальной памятью
Сначала надо выяснить как запоминали люди, обладающие суперпамятью. Эти вопросы также изучались в Советском Союзе и не просто так.
Например, йоги могут пересказывать дословно в течение многих дней очень длинные древние тексты. А люди, которые считают быстрее компьютера? Что помогает им?
А есть люди, которые получают данные, недоступные следователям и разведчикам? Как они все это делаю и доступно ли это обычному человеку, можно ли к этому приблизиться?
Я же не говорю о том, чтобы стать гениальным, хотя почему бы и нет?
Ученые выяснили, что эти люди запоминают находясь в определенном состоянии, их мозг испускает преимущественно волны низкого уровня, его еще называют альфа-уровня (7-13 Гц в секунду).
Это происходит, когда мозг работает в замедленном режиме, когда тело полностью расслаблено. Конечно, полной противоположностью является наш бодрствующий режим.
Когда мы бежим, что-то делаем, думаем, анализируем, наш мозг испускает бетта-волны и он очень далек от гипермнезии — от суперпамяти.
И наоборот, когда наше тело расслаблено, а мозг работает в расслабленном режиме, наши способности усиливаются. Такого состояния йоги достигают при помощи медитаций.
Мы же можем этого достичь используя необходимую музыку, просто нажав на кнопочку Play.
Как вы можете догадаться, что в таком состоянии оба полушария головного мозга начинают работать в параллельном режиме или как обычно говорят синхронно.
Аргументы «за»
Многие родители, заметив за ребенком интерес к музыке, уже представляют его именитым певцом или пианистом-виртуозом. Другие мамы и папы считают, что музыкальное образование, в принципе, не будет лишним — нужно же стремиться к разностороннему развитию ребенка. В пользу обучения в музыкальной школе приводятся следующие аргументы:
- Музыка — это полезно. Недооценивать влияние музыки на развитие ребенка нельзя — она, действительно, должна присутствовать в жизни детей дошкольного возраста. Регулярные занятия в музыкальной школе развивают у ребенка творческие способности и формируют хороший вкус.
- Больше общения. Музыкой можно заниматься с частным преподавателем, но в музыкальной школе ребенок, помимо знаний, получает возможность расширить круг общения. Знакомство с новыми ребятами поможет развить его социальные навыки.
- Дисциплинированность и ответственность. Музыкальная школа — образовательное учреждение, поэтому здесь есть расписание, оценки, задания и экзамены. Чтобы добиться результатов, нужно стараться, соблюдая все правила, а это воспитывает в ребенке дисциплинированность и чувство ответственности.
- Уверенность в себе. В музыкальных школах всегда проводятся концерты, где каждый ребенок может показать свои музыкальные достижения. Для застенчивых детей первые публичные выступления — это стресс и волнение, но они помогают перебороть стеснительность и страх сцены. Более того, у ребенка повышается самооценка, и появляется уверенность в себе.