8 мифов о педагогическом виде прикорма

Знакомство с прикормом на естественном и искусственном вскармливании

Казалось бы, только наладилось грудное вскармливание после трудных первых месяцев жизни или был подобран оптимальный вариант искусственного питания, как настает время прикорма.

Чем же так важно введение новой, более густой пищи для младенца?

  • Развивается жевательный аппарат и пищеварительная система.
  • Прикорм – дополнительный источник питательных веществ (белка, цинка, железа, пищевых волокон и других, которых не найти в нужном количестве в грудном молоке и адаптированной смеси).
  • Более твердой пищей стимулируется моторная активность кишечника.
  • Ребенок с введением прикорма знакомится с новыми вкусами.
  • Малыш постепенно учится употреблять пищу самостоятельно.

Все вышеперечисленные потребности – индивидуальные для каждого ребенка – и признан удовлетворять прикорм.

Прикорм на грудном вскармливании

Материнское молоко – лучшая пища для детей первых месяцев жизни. Всемирная организация здравоохранения рекомендует начинать прикорм детям, питающимся грудным молоком, не ранее, чем через 180 дней после рождения, что соответствует 6-ти месяцам жизни. Шестимесячному ребенку для правильного и успешного развития уже недостаточно одного грудного молока. Дополнительное питание в виде новой пищи требуется для правильного становления всех систем жизнедеятельности его организма: нервной, почечной, мышечной и т.д.

Прикорм на искусственном вскармливании

Ребенку, с рождения употребляющему адаптированную молочную смесь, вводить прикорм можно раньше – уже в 4-4,5 месяца жизни. У грудничка на ИВ пищеварительная система к этому возрасту достаточно созревает, иммунитет кишечника активно формируется. Повышенная проницаемость слизистой оболочки кишечных стенок нормализуется. Пищеварительная система в целом становится оптимальной для принятия и переваривания более густой пищи. Ребенка на смеси нужно обязательно знакомить с прикормом не позднее 4,5 месяцев. Более поздний прикорм может создать дефицитное состояние витаминов и микроэлементов в организме, что повлечет возникновение различных патологий.

Прикорм на смешанном вскармливании

При смешанном вскармливании, когда в питании малыша имеют место быть и грудное молоко, и смесь, прикорм можно начинать в среднем в 5 месяцев. Детки на смешанном вскармливании получают меньше грудного молока, восполняя его недостаток молочной смесью, и начинают раньше “естественников” нуждаться в полезных веществах для правильного развития и роста

Прикорм в этом случае приобретает значение важного поставщика питательных элементов

Другие виды прикорма

Помимо педагогического, существует педиатрический прикорм. Второй вариант нам более привычен, но не является естественным. Ребенку дают определенные продукты в нужных количествах, вводя их строго по возрасту.

Такой вид прикорма удобен врачам, поскольку позволяет контролировать питание сразу большого количества детей одновременно. При этом выбор и желания ребенка не учитываются.

Педагогический прикорм, в отличие от педиатрического, максимально приближен к естественному типу питания и не создает психологических проблем ребенку. Этот простой и действенный «дедовский» способ позволяет ненавязчиво познакомить младенца с новой едой и создать базу для здоровых пищевых предпочтений в будущем.

Сроки введения прикорма по месяцам

Нельзя недооценивать значение потребляемых продуктов в формировании дальнейшего здоровья ребенка. Допущение ошибки в питании ребенка на первом году жизни может окликнуться в будущем развитием пищевых аллергий и нарушением пищеварительных процессов. А поскольку система пищеварения тесно связана и с обменными процессами, и с работой иммунной системы, то введение прикорма своевременно и надлежащего качества лежит в основе общего здоровья младенца и взрослого человека в будущем.

Ценность грудного вскармливания неоспорима, но рано или поздно его придется прекратить. И, конечно же, случиться это должно не в одночасье, а плавным переходом. Натуральное питание назначается ребенку лишь по достижению его организмом определенных физиологических показателей, а это всегда соответствует возрастной планке. Все упирается в способность организма синтезировать необходимые для переваривания «взрослой пищи» ферменты. Это происходит обычно к полугодовалому возрасту, если до того малыш находился на естественном вскармливании, и, возможно, к пяти месяцам, если малыш питается искусственными смесями, а не материнским молоком. У детей на искусственном вскармливании ферментные системы могут (но вовсе не всегда!) созревать немного раньше, а потому попробовать прикорм по месяцам можно и в этом возрасте. Если организм малыша прикорм воспринимает и реагирует на него без аллергий, колик и прочих проблем с пищеварением, продолжайте инициативу. Но не лишним будет и подождать до полугода.

Шесть месяцев — это тот возраст, в котором у ребенка формируется потребность в питательных веществах, как поставщике дополнительной энергии. Вместе с прикормом в основе питания остается грудное молоко или молочная смесь, но их свойства уже не могут в полном объеме покрывать потребности растущего организма.

Шестимесячный возраст как подходящее время для введения прикорма по месяцам выведен в результате многочисленных клинических исследований. Если прислушаться к опыту и советам наших родителей и бабушек, можно узнать, что прикорм следует начинать едва ли ни с трехмесячного возраста, но это далеко не верно. Суть правильного прикорма состоит в том, что для его переработки необходимы ферменты, и если их мало или вовсе нет в желудке, кишечнике, то пища попросту не усвоится, покинет пищеварительный тракт бесполезным образом. Невозможность нормальных пищеварительных процессов обуславливает дополнительную нагрузку на организм ребенка. Буквально нескольких чайных ложечек пюре, вынужденного покинуть пищеварительный тракт без особых изменений, будет достаточно, чтобы расстроить пищеварительную функцию. Торопиться прикормом ни в коем случае не следует. Если начать его месяцем позже, это будет вернее, чем поспешить.

Как молодой маме в точности определить потребности своего малыша? Все мы индивидуальны, и шестимесячный возраст — это скорее усредненный вариант начала прикорма. Можно подойти к данному вопросу и в индивидуальном порядке

Например, принять во внимание следующие параметры развития ребенка:

  • если малыш рождался в срок, его нынешний вес (на момент начала прикорма) должен вдвое превышать изначальные показатели; если малыш родился недоношенным, прикорм назначается, когда его вес увеличится в 2,5 раза;
  • тип вскармливания — минимальным возрастом, в котором начинается прикорм малыша на грудном вскармливании, будет 6 месяцев, а на искусственном прикорм можно попробовать с 5 месяцев;
  • чтобы прикорм был успешным, малыш должен его правильно глотать — без выталкивающих движений; прежде чем предложить ему ложечку пюре, пусть научится глотать простую водичку;
  • готовность ребенка соответствующего возраста к прикорму проявляется повышенным интересом к продуктам питания с общего стола и желанием присоединиться к трапезе родителей;
  • сигналом потребности в прикорме может быть и сохраняющееся чувство голода у ребенка после кормления молоком или молочной смесью.

Обычно совокупность из нескольких или всех этих параметров наблюдается не раньше пяти месяцев, а иногда лишь к девятому. Женское молоко, будучи идеально сбалансированным под потребности новорожденного, позволяет дольше время маме не вникать в тонкости прикорма по месяцам. Искусственные смеси, наоборот, хоть и не способны повторить гармонию материнского молока, но содержат компоненты подготавливающие пищеварение малыша к восприятию натуральной пищи в более короткие сроки, но никак не ранее пятимесячного возраста.

“Не ест, и всё тут!”

Исцеление от фобииЭтому существует несколько объективных причин: ребёнок приболел, или у малыша режутся зубки, или, может быть, обстановка не располагает (например, вы в гостях, где ребёнку явно некомфортно). Возможно, мама поторопилась и ввела прикорм не при явном пищевом интересе ребёнка.

Елтонская замечает: “…если из кормления ребёнка устраивают отдельный процесс и кормят его чем-то специальным. Нужно перестать кормить ребёнка отдельно. Необходимо сажать его за стол вместе со всеми или хотя бы с мамой, не пытаться кормить. Всем должно стать безразлично, ест ребёнок или нет, по крайней мере, необходимо “делать вид” что это так… Пусть несколько дней смотрит, как едят другие члены семьи. Если начинает просить что-то пробовать — давайте. Положить в тарелку то же, что и всем. В присутствии малыша необходимо есть с аппетитом. Не пытайтесь отвлечь телевизором, книжками или игрушками. Не ругайте и не наказывайте, если ребёнок что-то разольёт или размажет, сразу уберите и демонстрируйте, что все едят аккуратно”

Жанна Цареградская (многодетная мама, повитуха, педагог, консультант по грудному вскармливанию, психолог-перинатолог) уверена: “У всех детей есть инстинкт самосохранения, поэтому деть никогда не будет голодать! Не ест — значит, голода нет! Тем, кто сомневается, маленький психологический этюд (из книги В. Леви “„Нестандартный ребёнок”, изложено своими словами). У каждого взрослого есть такие виды еды, которые он не любит! Вам, например, нравится варёный лук в супе? Ну или придумайте ещё что-нибудь такое же мерзкое, склизкое и очень противное. А теперь представьте себе, что великан ростом с четыре ваших сажает вас в огромный высокий стул под самый потолок и упорно пихает вам в рот огромную, размером с тарелку, ложку этого самого лука! Представили? Уговаривает, сказки рассказывает, и не отстанет, пока не проглотите! Ещё и проверит, проглотили ли! Убежать некуда! Мерзко? Думаете, что мороженым было бы лучше? Хорошо, представьте, что с мороженым, но каждый день, 3-4 раза в день, бадья мороженого, да ещё и под потолком и независимо от того, хотите или нет! Если воображение у вас хорошее, вы больше никогда не будете заставлять своих детей есть” .

Бывает также, что прикорм введён неправильно, либо мама допускает ошибки в кормлении ребёнка за столом. Консультанты “Рожаны” советуют в таких случаях для появления пищевого интереса 2 недели есть при ребёнке с большим-большим аппетитом, а ребёнку в это время ничего не давать! “Отлучить” от стола на две недели. Демонстративно садиться есть без него. Если очень попросит, — выделить на огромную тарелку чайную ложку еды. Если не съел — сразу жадно доесть маме.

У ребёнка бывают периоды монопитания, и к этому нужно относиться с уважением. Некоторые мамы говорят “не ест”, однако на самом деле ребёнок избирательно «налегает» на определённые 1-2 продукта, либо предпочитает “кусочничать”. Если родители “не циклятся”, то этот период обязательно закончится.

Некоторые мамочки, чьи детки отказываются от прикорма или слабо едят, связывают это с “ГВ по полной программе” (то есть зачем кушать другую пищу, если молочко нужного вкуса и температуры всегда рядом). По моему теоретическому опыту форумов, дети делятся на тех, кто ест, и тех, кто слабо ест — при условии, что прикорм вводился правильно. Кроме того, мама знает, что ребёнку чего-либо не хватает в еде, она ему это обязательно вместе с молоком даст — это её биологическая задача.

Когда наступает “перегиб” в сторону “кусочничания” (перестаёт или слабо ест основные трапезы), “кусочничанье” прекращаем. Нормально позавтракал — можешь “кусочничать” до обеда, плохо пообедал — извини, жди ужина. Ну и, конечно, внимательно следим за ребёнком, всё это делаем мягко и разумно!

Ребёнку важно “исследовать границы”: отказ от еды — средство манипулирования мамой (“А можешь мне устроить песни с плясками и игрушками?”). Здесь маме нужно набраться терпения и продолжать “свою линию”, при этом ей вторят остальные домочадцы (смотрим принципы и правила педагогического прикорма). Кстати, после года, когда мама начинает отлучаться из дома “по делам” на пару часов, малыши обычно начинают лучше кушать в её отсутствие

Кстати, после года, когда мама начинает отлучаться из дома “по делам” на пару часов, малыши обычно начинают лучше кушать в её отсутствие.

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.Авторы:
Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог.
Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации.
Статья была опубликована в журнале «Мой ребенок», 2003 г.

  • Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
  • За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
  • Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
  • Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

Как давать прикормы?

Консистенция всех прикормов должна быть пюреобразной. После введения одного или двух прикормов вполне допустимо введение в питание фруктов и соков. Их необходимо давать ребенку между основными кормлениями или добавлять в прикормы для улучшения вкусовых качеств.
Необходимо соблюдать постепенность и последовательность введения каждого прикорма. Первый прикорм начинают вводить по 0,5-1 чайной ложке с выходом на полный объем в 120-150 г (максимально 200 г) на одно кормление в течение 10-14 дней. При этом следует использовать только один продукт (например, только гречневую крупу). После этого при хорошей переносимости необходимо постепенно вводить другие продукты этого прикорма (после гречневой крупы вводить рисову или кукурузную). Новые продукты могут давать в смеси с уже введенными или отдельно. Второй прикорм можно начинать вводить не ранее, чем через 3-4 недели после первого. При этом необходимо также постепенное наращивание объема до 120-150 г (максимум 200 г) и последовательное введение продуктов этого прикорма (после кабачков, например, капуста, картофель и т.д). Третьим прикормом традиционно является мясной. Особенность введения мяса заключается в том, что его, как правило, добавляют в каши или овощи. Обычно объем мяса составляет 50-70 г в сутки. После введения 50-70 г одного сорта мяса можно вводить и другие сорта. Мясо необходимо давать младенцу ежедневно.

После введения трех основных прикормов необходимо формировать режим питания ребенка, который принят в семье. В возрасте около 8 месяцев ребенок должен получать густую пищу не менее 3 раз в день.

Многие авторы считают, что давать продукты прикорма ребенку следует после кормления грудью. Обосновывают это тем, что введение прикорма до кормления грудью может привести к снижению лактации. С другой стороны не каждый ребенок после грудного молока согласится на овощное пюре или кашу. Кроме того, во второй половине года значительно ниже риск гипогалактии. Поэтому в этом вопросе следует подходить индивидуально.
В настоящее время достаточно широко используется так называемое баночное или коробочное питание для грудных детей, которое обладает тем преимуществом, что изготовлено из качественных и экологически чистых продуктов. В то же время на Российском рынке еще встречаются различные промышленные прикормы, в состав которых входят морально устаревшие продукты детского питания. Кроме того, на некоторых упаковках встречаются рекомендации о введении этих прикормов с 2-3 месяцев. Поэтому необходимо дифференцировано и внимательно подходить к употреблению промышленных прикормов и в некоторых ситуация считать более предпочтительным применения обычных продуктов.

При введении какого-либо нового продукта требуется оценить переносимость его ребенком. Для этого чаще всего достаточно контролировать самочувствие ребенка, его стул и аллергические реакции. При появлении диспепсического стула, срыгиваний, высыпаний на коже или явного беспокойства ребенка вводимый продукт отменяется. Повторные попытки введения прикорма необходимо отложить на 1-2 недели, в течение которых возможно кормление ребенка только грудным молоком.

Использование в питании грудного ребенка соли является нецелесообразным. Это является пищевым стереотипом взрослого человека, который нельзя применять к грудному ребенку.

Во втором полугодии темпы нарастания массы тела у ребенка снижаются и в среднем составляют 400-450 г в месяц или около 15 г в сутки. Таким образом: — во втором полугодии жизни ребенок продолжает получать грудное молоко/адаптированную смесь. Мать должна поддерживать лактацию и продолжить вскармливание грудью до 1,5-2 лет и дольше — начиная с 6-8 месяцев в питание, водятся последовательно три прикорма с соблюдением основных принципов диетологии — дополнительно в питании после 6 месяцев возможно введение соков и фруктов с целью разнообразия и улучшения вкусовых качеств, но не в качестве прикорма — введение неадаптированных кисломолочных продуктов следует начинать не ранее 8 месяцев жизни, а цельного коровьего молока не ранее 12 месяцев — при введении новых продуктов в питании требуется контроль за самочувствием ребенка.

Правила введения прикорма:

  • прикорм следует давать только перед кормлением грудью;
  • питание должно быть однородным по своей консистенции;
  • во время приема пищи ребенок должен сидеть;
  • прикорм нужно давать в теплом виде;
  • два раза в день давать один и тот же вид прикорма нельзя;
  • другой вид прикорма можно начинать вводить лишь тогда, когда произойдет адаптация к предыдущему;
  • во время введения нового продукта необходимо внимательно отслеживать любые изменения стула, в случае если их нет, на следующий день можно увеличить порцию прикорма;
  • первоначально овощные либо фруктовые пюре должны состоять из одного единственного вида овощей либо фруктов;
  • в промежутках между приемами пищи ребенку можно давать фруктовые соки, но без сахара.

Теперь о некоторых видах прикорма подробнее. Итак,

Фруктовые и овощные соки

Овощные и фруктовые соки относятся к категории обучающего прикорма, поскольку они по своей консистенции напоминают грудное молоко. Все соки делятся на моно- и поликомпонентные. Под первыми подразумеваются соки, в состав которых входит только один овощ либо фрукт. Поликомпонентные соки соответственно содержат в составе два, либо больше видов овощей или фруктов. Вне всякого сомнения, они намного полезнее, но вместе с тем их введение может нанести и вред здоровью малыша, поскольку в случае развития аллергической реакции родители не будут знать, на какой именно компонент она возникла.

Соки могут быть осветленными либо с мякотью. Большинство соков, которые предназначены непосредственно для младенцев, являются осветленными. И это неспроста. Потому что, если говорить о соках с мякотью, в их составе имеются так называемые пищевые волокна, в итоге, о себе могут дать знать нарушения стула, обусловленные неполным созреванием слизистой оболочки кишечника. Такое питание надо вводить в рацион детей значительно позже. Прикорм соком рекомендуется начинать с 0,5 чайной ложечки. В течение 5-7 дней его общее количество можно увеличить до 30–40 миллилитров.

Плодоовощное пюре

Фруктовые пюре принято считать вторым видом прикорма, который рекомендуется вводить в меню малыша через две недели после сока. Современные специалисты выделяют три вида такого пюре. Так, гомогенизированное пюре предназначено для детей в возрасте от 3,5 до 5 месяцев. Пюреобразное можно давать с 6 до 8 месяцев, а крупно измельченное пюре предназначено для детей в возрасте от 9 до 12 месяцев. Суточное количество такого пюре равняется возрасту ребенка в месяцах, умноженному на 10.

Злаковый прикорм

Злаковый прикорм, то есть каши принято считать традиционным видом прикорма, который необходимо вводить в рацион ближе к 6 месяцам. Крупы помимо микроэлементов, витаминов и белков обогащены еще и большим количеством углеводов, которые снабжают организм крохи необходимой ему энергией.

Первый раз ребенку следует дать не более одной чайной ложечки каши

Важно, чтобы это была безглютеновая каша (кукурузная, рисовая, гречневая), то есть в ее составе не должно быть белка клейковины, который может спровоцировать развитие глютеновой энтеропатии

Кисломолочные продукты

В составе кисломолочных продуктов содержится большое количество фосфора, кальция, рибофлавина и белка. Они подавляют рост болезнетворных микроорганизмов и являются прекрасным средством для профилактики аллергических реакций, злокачественных новообразований, атеросклероза и желудочно-кишечных патологий. Особенно полезными для детского организма являются йогурт, кефир и твердые сорта сыра.

Мясной прикорм

Мясо – универсальный продукт, который является главным поставщиком полноценных белков животного происхождения, однако его можно вводить в рацион малыша только после того, как его желудочно-кишечный тракт полностью сформируется.

Коровье молоко

Молоко в виде дополнительного продукта питания в раннем возрасте использовать запрещено, так как оно может вызвать развитие кишечных кровотечений и стать причиной образования микроцитарной анемии, которая возникает в результате сильного уменьшения запасов железа в организме. У малышей, употребляющих цельное молоко, может развиться и непереносимость к его белку.

Рыба и морепродукты

Рыба и морепродукты – это один из источников полноценных белков и аминокислот. Помимо этого в данных продуктах имеются полиненасыщенные жирные кислоты, оказывающие благоприятное воздействие на развитие центральной нервной системы. Содержатся в них и такие микроэлементы как цинк и железо. Также в морской рыбе очень много йода.

В заключение настоятельная просьба всем родителям – перед тем, как начать введение прикорма, обязательно посоветуйтесь с детским диетологом, и пусть ваш ребенок растет здоровым!

“Пищевой интерес” или когда малыш готов к знакомству с прикормом?

Устоявшееся понятие пищевой прикорм существует уже давно, но не все молодые родители знают, что оно обозначает и как проявляется у младенца. Главное проявление пищевого интереса, это заинтересованность едой и всем, что с ней связано. Другими словами, малыш должен хотеть заполучить кусочек, который исчезает во рту у мамы или папы. Он следит за перемещением еды, тянется за ней, даже требует. Именно такой здоровый интерес к пище, является толчком к началу прикорма. Развитие такой заинтересованности, это залог хорошего аппетита в будущем. Если пищевого интереса не будет, а мама начнет запихивать в кроху непривычную еду, то вполне возможно он полностью откажется от любых продуктов, кроме грудного молока и смеси.

Когда следует вводить прикорм?

Что касается физического развития, то медицина называет срок ввода прикорма полгода. Но это не значит, что грудничку сегодня “стукнуло” 6 месяцев, а завтра мама уже пихает в него кабачок. Все детки индивидуальны и у каждого из них созревают ферментативные системы, отвечающие за переваривание “взрослой” пищи в определенный срок. Именно после их созревания появляется пищевой интерес.

Итак, рассмотрим признаки, которые свидетельствуют, что малыш готов познакомится с педагогическим прикормом:

Конечно, на первом месте физиологическое созревание, поэтому лучше вводить новую пищу после полных 6 месяцев.
Также, обязательное условие со стороны физического развития – умение сидеть. В другой позе прием пищи нежелателен.
Обязательное наличие пищевого интереса к действиям, которые происходят за “взрослым” столом.
Осознание, что еда должна отправится в рот

Неважно, что она попадет туда не с первого раза, главное, есть понятие, куда ее нужно засунуть.
Отсутствие выталкивающего рефлекса сопровождающего новорожденного до 5–7 месяцев.

Когда лучше прикорм отложить?

Есть определенный ряд условий, что даже при наличии стабильного интереса к еде и соответствия всем выше приведенным признакам готовности, знакомство с едой лучше отложить. Вот эти условия:

  1. Малыш болен. В этот период ему необходимо лишь молоко матери, которое до 7–9 месяцев служит иммунитетом для ребенка.
  2. Произошла смена обстановки. Это может быть переезд, появление в семье “новичков”, ремонт, отсутствие матери из-за выхода на работу и т. д. После такого события обождите недельку, две и только потом начинайте знакомить малыша с новой едой.
  3. Когда режутся зубы. Этот период для малыша довольно болезненный и новая еда еду сейчас неинтересна. В это время у малютки может повыситься температура, появится понос. Не тревожьте кроху, подождите пока появятся первые беленькие зубчики и лишь потом, начинайте прикорм. Как помочь своему карапузу в этот период, читайте в статье: “Симптомы прорезывания зубов и боли десен у детей”.

Первая крошка – что нужно знать о микродозах

Введение естественного или педагогического  прикорма начинается с так называемых микродоз. Это маленький кусочек размером с рисинку или гречинку. Малышу дают по три микродозы каждого продукта, лежащего в вашей тарелке, а потом позволяют запить еду грудным молоком. Со своим молоком мама передает ребенку ферментативную информацию о том, как нужно усвоить и переварить эту пищу! Тем самым у животика малыша упрощаются задачи, связанные с усвоением и перевариванием пищи, снижается риск возникновения аллергии на вводимые продукты.

Начиная прикорм с кусочков, мамы решают сразу несколько очень важных для растущего человечка задач:

  1. Навыки жевания и глотания приобретаются только на практике, в определённое природой время. Наличие или отсутствие зубов не имеет никакого отношения к прикорму. Учиться жевать и глотать ребенок готов после исчезновения «рефлекса выталкивания», примерно после 6-ти месяцев
  2. Кусочки больше «понравятся» желудку ребенка, не готового к большим нагрузкам после молока (которое, напомним, усваивается в кишечнике, а не в желудке). Еда, которая идет в виде твердого кусочка, имеет маленькую площадь соприкосновения со слизистой. Этого соприкосновения достаточно, чтобы передать информацию, дальше кусочек идет через желудок «транзитом». Если в период знакомства используется пюре, то оно обволакивает стенки слизистой, создавая дополнительную нагрузку на желудочно-кишечный тракт ребенка.

Но при этом нужно помнить, что белковая и крахмалистая пища (мясо, картошка, лапша, хлеб, печенье, творог, сыр, крупы, рыба), а именно она в большинстве случаев составляет стол российской мамы, начинает понемногу усваиваться у ребенка после 9 месяцев.

Клетчатка вареная усваивается частично после года, а сырая – после 4-х лет!

Основным питанием ребенка остается грудное молоко, а вводимые продукты – это приложение к основному, второстепенное, дополнительное, почти не имеющее пищевой ценности в период знакомства.

Другими словами малыш продолжает насыщаться из маминой груди, а знакомиться с едой – из маминой тарелки. Первоначально еда интересна ребенку с точки зрения знакомства и подражания действиям взрослых, а не потому, что он голоден! Поэтому такой прикорм невозможен, если мама рано выходит на работу или по каким-то причинам не может долго кормить  грудью.

Педагогический прикорм: что это такое и с чем его едят?

Принципы педагогического прикорма пришли к нам с запада. Именно там приверженки теории “кормление по требованию” выдвинули гипотезу, что в первобытные времена, когда понятия медицина и педиатрический прикорм еще не существовали, младенцы как-то учились есть и для них никто не разрабатывал рационы и не вводил определенные продукты. Другими словами, шел естественный эволюционный процесс, когда младенец становился человеком, поглощающим пищу с “общего стола”.

В наше время не все так критично, но основа педагогического прикорма такова – ребенка знакомят с новой “взрослой” едой с общего стола. Малышу, достигшему полугода и более, предлагают микродозы еды с маминой и папиной тарелки. Микродоза, это приблизительно:

  • два рисовых зерна;
  • пол чайной ложки;
  • щепотка.

За один прием пищи разрешается попробовать максимум три разных продукта. Главное, не заставлять кроху, а предлагать, дабы у него возник интерес к еде. Такую еду неправильно называть прикормом, поскольку карапуз не есть, а лишь знакомится с пищей взрослых. Основным источником энергии для него, как и раньше остается грудное молоко или детское питание. Если в этот период мама замечает перебои с появлением грудного молока (так бывает, когда ребенок начинает есть прикорм), то советуем воспользоваться советами из статьи: “Как увеличить лактацию”.

Прикорм без правил

Отдельно стоит сказать о так называемом педагогическом прикорме. Обычно его практикуют мамы с детьми на ГВ, когда ребенок уже не первый. Смысл простой: ребенку позволяют брать микропорции еды с тарелки взрослого, например, одну рисинку, кусочек яблока, маленький кусочек отварного мяса или рыбы.
Это история про пищевой интерес, а не про прикорм в чистом виде

И здесь очень важно понимать, что педагогический прикорм возможен только в том случае, если вся семья придерживается правильного питания, на столе овощи и мясо, приготовленные на пару или путем томления и запекания, ведь ребенку до года категорически не подходят жареные и копченые блюда.
Прикорм — это новое увлекательное путешествие, в которое вы отправитесь вместе с ребенком по достижении им 4-6 месяцев. Вас ждут новые вкусы, разные текстуры, приключения с ложкой и вилкой

А еще каша, размазанная по столу, и макароны, которые летают по кухне. И все это ради того, чтобы жизнь маленького человечка была наполнена вкусами. Согласитесь, оно того стоит.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий