4 причины возненавидеть чаты для родителей

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Родительский чат – что говорят психологи

Когда-то на просторах глобальной сети мне попалась на глаза классификация родителей. Их делили на…

  • Активистов. Тех, кто всегда участвует во всех обсуждениях, спорах, в общем, в любом кипише.

  • Тихонь. Тех, кто все читает, но помалкивает.

  • Держащих нейтралитет. Тут все понятно – это родители, которые в перепалки не вступают, но в случае необходимости и вопрос зададут, и свое мнение выскажут.

Психолог Ирина Лагунина из Барнаула говорит, что эта классификация вполне имеет право на существование, ведь в родительском чате у взрослого человека может реализоваться целых пять психологических багов. Давайте проверим, что из этого списка хотя бы раз реализовали мы сами.

Актуализация детских впечатлений

Таким образом, всё, что происходит с нами в контексте родительства, в том числе и родительский чат, – это отражение наших собственных детских впечатлений.

Например, те самые родители-«тихони» часто избегают конфликтов в чате, потому что в детстве были свидетелями родительских ссор.

Эффект невидимки

Учитывая то, что здесь человек не смотрит глаза в глаза, так же, как и в соцсетях и вообще везде в интернете, он может «безопасно» высвобождать очень многие подавленные чувства и запретные эмоции. Именно поэтому в родительском чате часто пишут то, что не могут сказать в глаза.

Самореализация

Когда человек не реализован в реальной жизни, в родительском чате он ощущает возможность на что-то влиять, что-то менять. Появляется как бы «пробник», мини-возможность реализоваться, если эта потребность не удовлетворена.

Эмоциональная подпитка

Несмотря на обилие развлечений, жизнь у современного взрослого достаточно однообразна. На работе чаще всего одно и то же, да и если мама сидит дома с ребенком – это всем известный день сурка.

Причем, отмечает Ирина, речь не идет о несчастных людях. Есть родители, у кого все хорошо, и, казалось бы, они должны быть спокойны и адекватны, но на самом деле вот это однообразное «хорошо» тоже вызывает сенсорную депривацию. Психика всегда ищет разнообразные эмоции и даже где-то возможность фрустрироваться, а родительский чат – это такая штука, где эту подпитку можно легко получить.

Ощущение силы

У нас у всех есть школьный опыт, он разный, но то, что объединяет современное поколение родителей – бессилие, которое мы часто испытывали в школе, будучи учениками. В эпоху нашего детства (80 – 90-е годы) еще не было принято, чтобы родители принимали на сторону ребенка. А в родительском чате появляется возможность это бессилие отработать.

Именно поэтому в родительских чатах часто вспыхивают конфликты.

???? Что делать, если в родительском чате вас начали провоцировать или оскорблять

Если в родительском чате вас начали провоцировать и оскорблять, то:

  1. Первоначально стоит мирно попросить обидчика не высказывать свою субъективную оценку в публичном доступе.
  2. Если это не помогло, то целесообразно собрать доказательства (скриншоты оскорблений, свидетельские показания) и написать заявление в прокуратуру. Обидчика могут привлечь к административной ответственности за оскорбления (унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме) и выписать ему штраф по ст. 5.61 Кодекса об административных правонарушениях.

Главное, не опускаться до стиля общения обидчика и не переходить на ответные оскорбления.

Имена в родительском чате

Имеет смысл прописать, что каждый новый человек, который присоединяется к чату, должен представиться и сообщить, чей он родитель.

  • Попросите приходить в чат под именем и фамилией. Объясните, как это указать в настройках самого приложения Ватсап, Вайбер и т.п.
  • Попросите родителей использовать хэштех #ктоя, когда они представляются.
  • Если вы пользуетесь Телеграмом, попросите детей или компетентного родителя сделать бота с приветственным сообщением при присоединении нового участника. Пример такого сообщения: Добрый день, рады приветствовать вас в родительском чате 8А. Пожалуйста, расскажите, чей вы родитель. Будет здорово, если также ответите на несколько вопросов: 1) Хотите ли вы вступить в родительский комитет? 2) Готовы ли вы участвовать в жизни класса и как? Пожалуйста, поставьте в своем сообщении хэштэг #ктоя. Это поможет другим родителям с вами познакомиться.

? Что делать, если в родительском чате вас начали провоцировать или оскорблять

Если в родительском чате вас начали провоцировать и оскорблять, то:

  1. Первоначально стоит мирно попросить обидчика не высказывать свою субъективную оценку в публичном доступе.
  2. Если это не помогло, то целесообразно собрать доказательства (скриншоты оскорблений, свидетельские показания) и написать заявление в прокуратуру. Обидчика могут привлечь к административной ответственности за оскорбления (унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме) и выписать ему штраф по ст. 5.61 Кодекса об административных правонарушениях.

Главное, не опускаться до стиля общения обидчика и не переходить на ответные оскорбления.

???? Писать только по существу

Некоторые родители считают чат пространством для общения. Например, на вопрос «Кто может помочь завтра на субботнике?» отвечают те, кто не может, а на вопрос «Кто не будет присутствовать на родительском собрании?» наоборот, отвечают те, кто будет, в ответ на уведомление учителя – в ответ поступает 45 «спасибо», на сообщения о походе в театр – родители начинают делиться своим впечатлениями от прошлых посещений постановок.

Если вы считаете важным оповестить других родителей о каком-то происшествии, то хотя бы проверьте сведения на достоверность. Не нужно делать чат местом для рассылки явно фейковой информации о жутких маньяках, опасной жвачке и газировке и прочих городских легендах.

Цифровая образовательная среда Читать

Навигатор дополнительного образования Подробнее

Видеонаблюдение в школе Смотреть

Причины

Мизантропия является не врожденной чертой, а результатом накопленного жизненного опыта и влияния определенных факторов и обстоятельств.

К основным причинам мизантропии относятся:

  • Авторитарный стиль воспитания, строгость родителей, которые формируют у ребенка «синдром отличника», а также твердое убеждение, что он не имеет права быть в чем-то несовершенным, ошибаться. Став взрослым, человек видит, насколько несовершенен окружающий мир. А почти все окружающие люди – глупые и недостойны общения с ним. 
  • Высокий уровень интеллекта. Интеллигентные, образованные личности с широким кругом интересов, часто становятся мизантропами, осознавая, что вокруг мало соответствующих им людей. 
  • Предательство, повышенная чувствительность. Чуткие, «тонкокожие» натуры очень впечатлительны. Сталкиваясь с предательством или несовершенством общества, они отворачиваются от него и не хотят впускать в свою жизнь посторонних. Такие люди убеждены, что единственный человек, которому можно доверять, – это он сам.
  • Свойства темперамента. Флегматикам и меланхоликам трудно привыкать к новому окружению, видам деятельности, обстановке. Поэтому они предпочитают одиночество или общение в узком кругу друзей. Со временем, эти черты характера могут вызывать мизантропию.
  • Страх общения, вызванный подсознательной неуверенность в себе, низкой самооценкой.
  • Низкие навыки межличностных взаимодействий. Закрытость, малообщительность могут быть вызваны отсутствием опыта коммуникации: частыми болезнями в детстве, длительным лечением, отказом от посещения образовательных учреждений.
  • Биохимические факторы – нарушения обмена биогенных аминов, в особенности снижение уровня серотонина (химическое вещество в мозге, которое регулирует настроение и чувство счастья).
  • Сопутствующие психические расстройства (шизофрения, шизоидная психопатия, аутизм, социопатия, тревожные расстройства).

Патогенез мизантропии не изучен. Это связано с тем, что мизантропия – не психическая болезнь, а определенное свойство личности.

Вероятнее всего, в его основе лежит воздействие различных неблагоприятных факторов на становление личности человека (тяжелого детства, психотравмирующей ситуации и т.д.)

Способы, помогающие добиться послушания

Знакомые могут советовать родителям “лучше воспитывать” своего ребенка. Но не совсем понятно, в чем заключается принцип лучшего воспитания. То ли в увеличении количестве наказаний, то ли, напротив, в усиленной опеке. У каждого свой обывательский взгляд на это, но, к сожалению, в большинстве случаев неправильный.

Для начала нужно выявить причины, помогающие ответить на вопрос о том, почему ребенок в 4 года не слушается родителей. Да, их нужно искать в себе и в своем подходе к воспитанию. Но списывать со счетов определенные особенности развития психики малыша не стоит, как и проявлять завышенные ожидания к нему.

Крайнее выражение непослушания – уход из дома

Главные правила, позволяющие добиться послушания:

Проявляя требования – будьте непреклонны и последовательны. Допустим, ребенок специально сломал игрушку, в качестве наказания он был отлучен от просмотра мультиков на день. Впоследствии малыш извинился. Но его извинения или улучшение поведения не должны трактоваться родителями как посыл к тому, чтобы отменить наказание. Если наказание уже есть, то оно должно быть выполнено в полной мере.
Требуйте только то, что малыш в состоянии понять и выполнить. Вместо “убери в комнате” лучше говорить “убери игрушки и заправь кровать”. Чем младше ребенок, тем больше конкретики нужно вносить в свои просьбы.
Показывайте на своем примере, как надо. Это важная часть, которая требует отдельного разбора. Если вкратце, то модель поведения для ребенка полностью обозначается его родителями

При этом важность представляет не только их поведение друг с другом и с малышом, но и взаимодействие с окружающим миром, с незнакомыми людьми.
Рассчитывайте силу и время наказания в зависимости от величины (тяжести) проступка. Если ребенок не съел кашу, то применять к нему физическое наказание глупо и жестоко. Родители сами должны понимать, как и за что наказывать, чтобы не переусердствовать.
Не применяйте в общении с ребенком слово “нельзя”

Малышу важно понимать причину возникновения тех или иных запретов и наказаний. Недостаточно просто ставить его перед фактом: “ты сделал плохо, ты наказан” или бросать сухое “нельзя” в ответ на просьбу. Ребенок в возрасте 3-4 лет воспринимает “нельзя” как повод побунтовать, нарушить запрет.

Родители сами должны понимать, как и за что наказывать, чтобы не переусердствовать.
Не применяйте в общении с ребенком слово “нельзя”

Малышу важно понимать причину возникновения тех или иных запретов и наказаний. Недостаточно просто ставить его перед фактом: “ты сделал плохо, ты наказан” или бросать сухое “нельзя” в ответ на просьбу

Ребенок в возрасте 3-4 лет воспринимает “нельзя” как повод побунтовать, нарушить запрет.

Также во многих семьях бывает такое, что ребенок в 2-4 года не просто не слушается, но еще и бьет отца или мать

Тут важно уточнить, что подобное поведение появляется по разным причинам. Ребенок либо не понимает, что это приносит боль и неприятные эмоции, либо, напротив, пытается причинить все это своим родителям. В первом случае следует объяснить доступным языком, что физическое насилие недопустимо, так как оно причиняет боль

Можно изобразить гримасу, отображающую неприятные эмоции, сказать “бо-бо” или больно, указав на место ушиба или провести полноценную беседу. Это зависит от возраста ребенка

В первом случае следует объяснить доступным языком, что физическое насилие недопустимо, так как оно причиняет боль. Можно изобразить гримасу, отображающую неприятные эмоции, сказать “бо-бо” или больно, указав на место ушиба или провести полноценную беседу. Это зависит от возраста ребенка.

Также следует показать более приятное действие, например, объятие или поглаживание по щекам. Грубо говоря, заместить одно другим – агрессию на нежность. Если целью ребенка является причинение боли, то в большинстве случаев это желание обусловлено соответствующим поведением со стороны родителей – грубостью, рукоприкладством. Пока родители не изменятся, не перестанут конфликтовать между собой и срываться на ребенке, малыш будет вести себя агрессивно.

В 4 года малыш может и не понимать, что так вести себя нельзя

Обида: психология и причины

Обида — это крайне негативная эмоция, целая группа чувств: злость, разочарование, страх, неуверенность в себе. Причин появления ненависти у ребёнка к родителям может быть много.

  1. Отсутствие любви. Повальное количество людей приходят с обидой, что их недолюбили в детстве родители, что им не хватило материнской или отцовской любви, принадлежащей им по праву, ласковых слов, поцелуев и объятий, вместо этого они чувствовали эмоциональную холодность, отстранённость.

  2. Насилие любого характера: физические наказания, избиения или моральное издевательство: унижения, оскорбления.

  3. Безразличие, безучастность в воспитании, отсутствие интереса к ребёнку, его проблемам, жизни и чувствам.

  4. Неравномерная любовь между братьями и сёстрами, чувство что любили больше другого члена семьи.

  5. «Чужим всё, родным ничего». Особая категория родителей, с уже своими психологическими проблемами, имея которые люди стараются только для чужих людей, друзей, знакомых, детей знакомых и т.д.

  6. Родители в «розовых очках». Родители отрицающие проблемы ребёнка, переживания, отрицающие существование его самого. «Привет, сынок, у тебя всё хорошо? Как замечательно! А я сегодня ходила в магазин и увидела замечательную кофемашину…»

    Разговоры с такими родственниками больше напоминают диалог с тумбочкой, или просто с глухим, абсолютное нежелание вникать ни в жизнь, ни в чувства и в эмоции. Всем своим видом и поведением они транслируют ребёнку: «Не трогай меня, отстань»

  7. Гиперопека, манипуляции. Другая крайность, но не менее опасная и токсичная. Мать или отец, а может, и оба, не дают и шагу сделать самостоятельно. Тотальный контроль, полное подчинение.

  8. Сравнение с другими детьми, обесценивание, неуважение.

  9. Жизнь в нищете.

  10. Завышенные ожидания, бесконечная критика.

  11. Неправильный и нездоровый образ жизни родителей.

  12. Невыполненные обещания.

Вариаций на тему обид может быть очень много, но основная их часть связана неудовлетворённой потребностью в любви, ребёнок не чувствовал себя любимым, важным и значимым в семье, или не чувствовал стабильности и безопасности.

Когда нам хорошо, мы не испытываем ненависти

Бывает даже, что родителей нет уже в живых, но человек всё равно обижен на них, он считает, что его бросили, оставили одного в этом сложном мире. Обида — это целый комплекс эмоций, где главным компонентом выступает подавленная агрессия, подавленные чувства. То есть ребёнок, в силу своего возраста, отсутствия опыта, просто не может ответить взрослому, высказаться, выразить свой гнев.

Можно прожить всю жизнь с этими чувствами, но пока проблема не будет решена, человек психологически так и останется тем маленьким обиженным ребёнком. Проблемы с самореализацией, в отношениях с противоположным полом, в карьере — пробелы могут быть в каждой сфере жизни.

От отношений с родителями зависит характер взаимодействия со всем миром, с самим собой и даже со своими детьми.

Ненависть может отравить жизнь. Необходимо разобраться, что это злость, которая никак не может вырваться наружу, это агрессия, желание причинить вред, боль, но невозможность это реализовать, чаще всего из-за страха.

Ненависть — это значит желать зла, но не иметь возможность его совершить, то есть агрессия остаётся внутри и человек сражается с ненавистным больше в своём воображении, а не в реальной жизни.

С этим чувством необходимо работать, прорабатывать его, пока оно не лишило последних сил.

Важно

Негатив отнимает и поглощает всё свободное время, которое можно было бы потратить с пользой и радостью для своей жизни. Когда нам хорошо, мы не испытываем ненависти, мы не стремимся причинить кому-то боль или вред. Нам хорошо и всем окружающим мы желаем такого же состояния.

Конфликты в родительском чате

У Анны Т. трое детей. Я попросила её посчитать родительские чаты, в которых она состоит.

Старший ребенок:

  • 1. Чат садика, где только мамы.
  • 2. Чат садика, где можно связаться с воспитателями.
  • 3. Чат мам-оппозиционерок (в группе всегда какой-то конфликт – эти забили на споры и пререкания остальных и отделились).
  • 4. Чат с тренером по гимнастике.
  • 5. Чат с учителем по конструированию.

Ребенок номер два – средний.

  • 1. Чат садика – слава богу, пока один, хотя ссор там будь здоров – не перечитать.
  • 2. Чат с тренером по беговелам.

А потом в сад пойдет еще и младший, и можно вообще весь день из чатов не вылезать…

Лично я не представляю, как можно существовать в семи чатах, тем более что как минимум в двух из них постоянные ссоры. Анна признается, что сначала все читала, «переживала за поединки там, а потом забила» и теперь вообще эти чаты путает.

Ирина Лагунина говорит, что с точки зрения конфликта не имеет значение, какую роль в нем играет человек: участника, объекта или просто свидетеля – реагируют на ситуацию люди одинаково, в зависимости от своего характера и жизненного опыта. Единственный вариант существования в конфликтном чате, по словам Ирины Лагуниной, — реагировать не на эмоции, а на информацию. Выражать собственное недовольство тоже необходимо максимально информативно, избегая эмоционально окрашенных слов.

И только когда вы дадите себе внятный ответ на этот вопрос, сообщение можно отправить

Или стереть… В общении в чате всегда важно осознание цели своего высказывания

Но бывают ситуации, когда вы не хотите участвовать в спорах, а телефон «блямкает» ежесекундно, «сил никаких нет» и «читать это уже все невозможно». При этом выйти из чата нельзя – потому что ну как без информации-то? В этом случае Ирина Лагунина подсказывает маленький хитрый лайфхак:

Как уладить конфликты в родительском чате

Когда вы хорошо прописали правила и обозначили модераторов, вы сняли 80% конфликтов заранее. Но люди есть люди, поэтому нужно еще и уметь разрешать конфликты в чате.

  • Если участники начали оскорблять друг друга, модератор может использовать те наказания, которые вы прописали заранее.
  • Желательно иметь именно последовательные наказания: предупреждение-блокировка на время-блокировка насовсем-исключение.
  • К исключению из чата прибегать не стоит, поскольку таким образом вы переходите от конфликта в чате к реальному конфликту, а ребенок конфликтного родителя может пострадать от недостатка информации.

Совет 2. Установить правила чата

Часто классные руководители и другие участники воспитательно-образовательного процесса создают чаты с «односторонним» движением — без права публикации сообщений или комментариев родителями. Иногда это очень удобно, если речь идет об информации, которая объективно не нуждается в комментариях — например, расписание уроков, сообщение об его изменении, информация о времени проведения родительского собрания.

Снизить риск конфликтных ситуаций можно, если установить правила общения в чате, уверена Анна Костылева, педагог-психолог «Мобильного Электронного Образования». По мнению эксперта, они не должны быть направлены не только на благо педагога, а  должны помогать всем участникам вести себя разумно и корректно. 

Что можно оговорить в правилах:

  1. Озвучить время работы чата или, как минимум, — время активности педагога в чате. 

Это очень важно: если родители будут знать, что учитель не ответит ни в 10 вечера, ни в 7 утра, то рано или поздно они перестанут писать в это время. А если нет, то вы сможете смело отключать уведомления и не отвлекаться на работу в личное время, которого и так не хватает

  1. Ввести запрет на использование оскорбительной и нецензурной лексики. 

За нарушение этого правила можно на какое-то время ограничивать активность участника в чате. 

  1. Оговорить цель чата и темы, на которые в нем можно общаться.

Это поможет исключить спам и появление в чате сообщений, не относящихся к жизни класса и школы. 

Важно: правила и штрафные санкции должны быть простыми, понятными и одинаковыми для всех. 

А нужны ли чаты?

— В младших классах,возможно,чаты и нужны. А со средней школы ребята уже сами могут о себе позаботиться.

Не забывайте,что детей нужно приучать к самостоятельности. Ведь зачастую беседы превращаются в напоминалки. Ребенок не записывает домашние задания,потому что знает: мама всегда спросит,что задали,у других родителей. Так мы сами не даем детям учиться брать на себя ответственность.

Школьный дневник

К тому же помните,что в беседах очень много воды. Иногда учителю лучше просто передать записку через ученика.

Мы так привыкли к чатам и иллюзии контроля,что не знаем,как жить без них. А ничего не будет,мир не рухнет. Станет только спокойнее,будет меньше каналов,куда можно безответственно сливать свои эмоции и загружать ими других людей.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Конфликты в родительском чате

У Анны Т. трое детей. Я попросила её посчитать родительские чаты, в которых она состоит.

Старший ребенок:

  • 1. Чат садика, где только мамы.
  • 2. Чат садика, где можно связаться с воспитателями.
  • 3. Чат мам-оппозиционерок (в группе всегда какой-то конфликт – эти забили на споры и пререкания остальных и отделились).
  • 4. Чат с тренером по гимнастике.
  • 5. Чат с учителем по конструированию.

Ребенок номер два – средний.

  • 1. Чат садика – слава богу, пока один, хотя ссор там будь здоров – не перечитать.
  • 2. Чат с тренером по беговелам.

А потом в сад пойдет еще и младший, и можно вообще весь день из чатов не вылезать…

Лично я не представляю, как можно существовать в семи чатах, тем более что как минимум в двух из них постоянные ссоры. Анна признается, что сначала все читала, «переживала за поединки там, а потом забила» и теперь вообще эти чаты путает.

Ирина Лагунина говорит, что с точки зрения конфликта не имеет значение, какую роль в нем играет человек: участника, объекта или просто свидетеля – реагируют на ситуацию люди одинаково, в зависимости от своего характера и жизненного опыта. Единственный вариант существования в конфликтном чате, по словам Ирины Лагуниной, – реагировать не на эмоции, а на информацию. Выражать собственное недовольство тоже необходимо максимально информативно, избегая эмоционально окрашенных слов.

И только когда вы дадите себе внятный ответ на этот вопрос, сообщение можно отправить

Или стереть… В общении в чате всегда важно осознание цели своего высказывания

Но бывают ситуации, когда вы не хотите участвовать в спорах, а телефон «блямкает» ежесекундно, «сил никаких нет» и «читать это уже все невозможно». При этом выйти из чата нельзя – потому что ну как без информации-то? В этом случае Ирина Лагунина подсказывает маленький хитрый лайфхак:

???? Писать только по существу

Некоторые родители считают чат пространством для общения. Например, на вопрос «Кто может помочь завтра на субботнике?» отвечают те, кто не может, а на вопрос «Кто не будет присутствовать на родительском собрании?» наоборот, отвечают те, кто будет, в ответ на уведомление учителя – в ответ поступает 45 «спасибо», на сообщения о походе в театр – родители начинают делиться своим впечатлениями от прошлых посещений постановок.

Если вы считаете важным оповестить других родителей о каком-то происшествии, то хотя бы проверьте сведения на достоверность. Не нужно делать чат местом для рассылки явно фейковой информации о жутких маньяках, опасной жвачке и газировке и прочих городских легендах.

Цифровая образовательная среда
Читать

Навигатор дополнительного образования
Подробнее

Видеонаблюдение в школе
Смотреть

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий