Мифы XXI века о воспитании ребенка

3 Советы родителям по воспитанию детей

Родители несут ответственность за детей, их будущее. Некоторых, это по-настоящему пугает, ведь страшно совершить проступок. Быть мамой и папой не так просто, как кажется. Тяжелый груз изнуряет, бывает родители начинают считать себя плохими. Есть несколько советов, которые могут облегчить родительскую ношу.

  • Признайте — от ошибок никто не застрахован. Смиритесь с этим, а не пытайтесь избежать. Простите заранее ошибки, которые вы можете совершить. Вот увидите, станет легче. Ваше легкое душевное состояние передается и ребенку. Делитесь рассказами про казусы с ребенком, тогда он сможет избежать ваших ошибок, проще относиться к неудачам.
  • Будьте терпеливы.  Развитие и воспитание ребенка в семье длительный и сложный процесс. Чадо испачкалось, разбило дорогую вазу, не может научитьсяопределять время по часам — вспомните сразу Карлсона. «Спокойствие! Только спокойствие». От криков, агрессивных споров, телесных наказаний, ребенок не станет вас лучше понимать. Наоборот, доверие и взаимопонимание, будет трудно вернуть. А вазу можно будет купить новую.
  • Не забывайте, что ребенок, даже маленький, тоже имеет право на плохое настроение. Любому родителю хочется, чтобы чадо всегда улыбалось и бегало довольное. Но нельзя этого требовать. Чтобы не усугублять положение, поинтересуйтесь в чем причина хандры. Поддержите ребенка, попробуйте его порадовать.
  • Питание и режим сна влияет на самочувствие ребенка. Разнообразие в рационе блюд, соблюдение часов сна — улучшает интеллектуальные способности, повышают психологическую устойчивость, физическую активность.
  • Вносим разнообразие в жизнь. Детский сад, школа, дополнительные занятия, дом — однообразие дня психологически истощает. Постепенно, ребенок эмоционально выгорает, угнетает рутина. Но менять что-либо ему сложно. Распорядок входит в привычку, единственным местом отдыха становится дом. Но даже в родных стенах он не может получить расслабления. А выходить из зоны комфорта становится тяжелее. Регулярно выезжайте на природу, дачу, ходите в парк, посещайте мероприятия. У ребенка есть увлечения? Запишитесь в соответствующий кружок, секцию.

Контролировать себя ради дитя.

Пример: папа обжегся, закономерная реакция выпустить пар и выругаться. Ребенок скорее всего продублирует ее в будущем. Хорошо, если близкий готовый объяснить, почему так повторять нельзя. Но вряд ли, отцу понравится, когда его начнет отчитывать в следующий раз ребенок. Это подрывает авторитет главы семейства. Поэтому, нужно справляться с вредными привычками и контролировать реакции.

Плохой пример.

Ребенок еще не знает, что хорошо и плохо. Поэтому отрицательный пример, который показывают взрослые, чадо может расценивать как норму. Его будет трудно переубедить в обратном, ведь основы уже заложены. Если себя так нельзя вести, то почему маме или папе позволительно? Это распространенная проблема в воспитательном процессе. Взрослые должны избавиться от вредных привычек и контролировать себя.

Главное в семейном воспитании ребенка — это любовь

Говорите, как сильно вы любите ребенка, проявляйте внимание, заботу. Дети, растущие в ласке, вырастают счастливыми людьми. Они реже страдают от психологических недугов, добиваются высоких положений в обществе

Они реже страдают от психологических недугов, добиваются высоких положений в обществе.

Миф № 6: воображаемые друзья — признак социальных и эмоциональных проблем.

У этого мифа есть даже научные обоснования: в середине 20-го века психологи утверждали, что наличие выдуманных друзей у детей старше четырех лет говорит о нарушениях в развитии.

Правда

Современные психологи (например, Джессика Келлер) отмечают, что дети обычно не считают своих выдуманных друзей реальными и нередко даже говорят об этот взрослым. Для них общение с книжными персонажами, историческими личностями или полностью выдуманными героями — всего лишь игра.

Исследование Стефани Карлсон показало, что при помощи воображаемых героев дети удовлетворяют несколько потребностей.

  1. Потребность во взаимоотношениях. Связь с придуманным товарищем бывает не менее тесной, чем с настоящими друзьями.
  2. Потребность быть компетентным. Дети становятся лидерами, они как будто обучают своего менее сведущего друга. 
  3. Потребность быть самостоятельными. Воображаемые персонажи приходят на помощь, когда ребенку хочется взять контроль над реальной ситуацией.

Исследования также показали, что дети, которые общаются с выдуманными героями, лучше говорят и обладают более богатым воображением и словарным запасом. Они меньше стесняются и больше расположены к живому общению. 

Маленькие дети не осознают, что вы – человек с собственным разумом

washingtonpost.com

Если у вас есть маленький ребенок, то его укусы или дерганье ваших волос для вас не сюрприз. Но такие инциденты происходят вовсе не потому, что ребенок вас ненавидит и хочет причинить вам боль: до определенного возраста ему просто не приходит в голову, что у вас есть разум и чувства.

5-летний ребенок с нормальным развитием умело «читает» мысли другого человека, как и большинство из нас. Мы можем с удивительной точностью угадывать, о чем думает наш собеседник и о чем он знает. Но большинство детей возрастом до 3 лет не могут делать ничего из вышеперечисленного.

, давая детям следующий сценарий поведения: один человек кладет шарик в коробку, а когда выходит из комнаты, кто-то другой перемещает шарик из первой коробки в другую.

Детей спрашивали, куда посмотрит хозяин мяча по возвращении в комнату. Большинство четырехлетних малышей указывали на «вторую коробку», потому что они знали, что именно там находится шарик. Они не могли мыслить, как другой человек, который обладал иной информацией.

Дети более раннего возраста (до 1-1,5 лет) справляются с этим еще хуже – если вы на что-то укажете пальцем, они будут смотреть на ваш палец, а не на «цель». То же касается и действий.

Скажем, если вы попытаетесь повесить петлю на крючок, но не сможете этого сделать, лишь дети в возрасте от 1,5 лет повторят вашу попытку. Решиться на этот шаг – значит осознать, что «большие существа», которые их кормят, имеют собственные цели и потребности – а это довольно сложная идея.

Миф № 4: ходунки помогают малышу раньше пойти

Большинство мам делится на два лагеря. Одни считают, что благодаря ходункам ребенок начнет ходить гораздо быстрее. Другие уверены, что он должен научиться ходить естественным путем.

Правда

Ходунки помогают, в первую очередь, родителям — это возможность отдохнуть от постоянного присмотра за малышом. Благодаря этому приспособлению ребенок может продолжать открывать мир и при этом оставаться в безопасности.

Но использование ходунков имеет и негативные последствия:

У ребенка исчезает стимул учиться ходить самостоятельно.
Функции мозжечка, координирующего движения, формируются неправильно

После того как ребенок начинает ходить, он заваливается во все стороны и падает.
Малыш теряет чувство осторожности. У него не развивается инстинкт самосохранения.

Если родители все же используют ходунки, важно предоставлять ребенку и другие возможности двигаться: заниматься с ним гимнастикой и давать ему ползать. Не помешает и массаж.
 

Миф № 1: плач перед сном вреден для развития ребёнка

Многие убеждены, что малыша обязательно нужно успокаивать всякий раз, когда он плачет перед сном. Иначе ребенок превратится в эмоционального инвалида.

Правда:

Психологи рассказывают, в каких случаях нужно реагировать на плач сына или дочери:

  • возраст до шести месяцев;
  • болезнь ребенка;
  • малыш перенес эмоциональное или физическое насилие;
  • один из родителей считает, что ребенка нужно постоянно успокаивать, а другой с ним не согласен. В этом случае лучше придерживаться общей стратегии, иначе малыш просто запутается и не будет понимать, чего от него хотят.

В большинстве других случаев плач не говорит о том, что ребенок испытывает какие-либо трудности. Иногда ему просто скучно. И тогда мама и папа имеют полное право на заслуженный отдых.

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Исследование, проводившееся в Австралии на протяжении пяти лет, показало, что дети, которых приучали засыпать самостоятельно, ничем не отличаются от сверстников, чьи родители успокаивали их перед сном. По итогам эксперимента две группы детей, принимавших в нем участие, оказались идентичны по своему физическому, эмоциональному и психическому состоянию.

Миф о партнерских отношениях

И вот еще один миф очень распространенный и очень близкий к мифу о давлении – это миф о том, что с детьми надо вступать в партнерские отношения. Вы знаете, это я очень часто сегодня слышу и даже от православных родителей. Они как правило говорят об этом с гордостью: «У нас с ребенком равные отношения. Мы ему друзья. Мы не ведем себя как старшие. Мы ему говорим: ты сам знаешь как правильно, ты мудрый, ты мудрее нас». Но это же чушь! Как это ребенок может быть мудрее взрослого? Взрослый, конечно же, мудрее ребенка. Взрослый образованнее ребенка, взрослый социальнее ребенка, ну, в конце концов, он просто взрослый, он просто старше намного.

Это миф очень фальшивый

Как мать может быть партнером своему ребенку, если она его носила в утробе? А потом кормила грудью? А потом кормила с ложечки? Вытирала ему задницу? Как она может быть ему партнером? Конечно, нет! Но, я хочу сказать, что я обратила внимание, этот миф очень соблазнителен именно для женщин. Женщины же боятся стареть, женщинам хочется быть вечно молодыми, а когда им внушают, что они должны быть друзьями, причем равными друзьями своему ребенку, у них создается иллюзия, что они вроде как дети, они вечно юные

Не может взрослый человек быть с ребенком в партнерских отношениях. То, что в партнерских отношениях невозможно нормальное воспитание, это я, надеюсь, вы понимаете? Ну, не может мой товарищ по песочнице или мой друг по парте диктовать мне как жить, это же ясно, правда?

Но есть и не настолько лежащее на поверхности очень вредное явление, которое происходит с детской психикой. Представьте себе, у детей, родители которых находятся с ними в партнерских отношениях, возникают патологические страхи. Вот почему они возникают. Ну, с одной стороны вы знаете, что теперь, если ребенок сидит у телевизора, да еще играет в компьютерные игры, да еще и проходит ОБЖ в школе, он знает, что нет ничего опаснее, чем жизнь. Жизнь вся стоит из одних опасностей, она вся агрессивна, и агрессия эта направлена на него – маленького, беззащитного, слабого человека. А почему он чувствует себя беззащитным? Именно потому, что папа и мама (и другие взрослые иногда) вступают с ним в партнерские отношения. Он же не понимает, что это современная мода. Он думает, что его родители слабаки, если они ему говорят: «Мы ничего не знаем, ты мудрее нас».

Если мама выясняет с мальчиком какую часть пряника она имела право съесть, а за другую половину просит прощения, ребенок-то думает, что родители не защитят его ни от чего, они такие же как он, они равные ему, а он не может себя ни от чего защитить. Так что вот еще какие неочевидные явления вредоносные возникают от партнерского воспитания.

Воспитание должно быть в хорошем смысле слова авторитарным. Кто не авторитет, тот не защита. Кто не авторитет, тот вообще не может воспитывать ребенка. Поэтому, не исключая дружеские отношения… А почему не может быть старший друг? Родитель? Или учитель? Конечно, он друг! Не исключая дружеские отношения, обязательно родители должны быть на пьедестале; как и учителя, они должны возвышаться над ребенком. Он должен знать, что они гораздо умнее, гораздо мудрее, они гораздо образованнее, и поэтому они имеют право учить его жить. И должны. Они для этого и предназначены.

Правила воспитания детей, требующие внесения поправок

Хорошие дети — послушные дети.

Беспрекословное послушание сдерживает личные желания и стремления ребенка. Воспитывайте детей в атмосфере уважения к вашему мнению и комфортном развитии по собственному сценарию, а не родительским шаблонам.

Детей нельзя ругать и наказывать.

Безусловно, о телесном наказании речи идти не может, также, как и об истерических криках родителей. Но здоровая критика по случаю вполне уместна. Необходимо корректировать поведение ребенка для того, чтобы он понимал что правильно, а что — нет, и формировал в себе нормальное восприятие критики.

Контроль поможет избежать неприятностей.

Слишком жесткий контроль родителей может способствовать тому, что ребенок вырастет боязливым, безынициативным. Объясните малышу правила безопасности, расскажите о последствиях безрассудных поступков.

С появлением ребенка родители должны заниматься только его воспитанием.

Малыш счастлив, если счастливы его родители. Вместо того, чтобы думать только о воспитании, начните получать от этого удовольствие, любите ребенка, почувствуйте, как вам интересно проводить время вместе.

2 Ребёнок — копия родителей

На самом деле, из 46 хромосом, которые мужчина и женщина передают своему потомству, активно работают только 23. Остальные находятся в «спящем» режиме. Может быть, они «проснутся» в детях наших детей, а может, не станут активными никогда. Смысл в том, что мы передаём детям не только свои гены, но и гены наших родителей, и более далёких предков.

Так что не стоит удивляться, если в семье рабочих вдруг рождается одарённый скрипач или учёный. Никакого божьего чуда. Просто в роду были талантливые люди, и теперь, несколько поколений спустя, их гены «проснулись». Правда, в роду могут оказаться не только таланты, но и алкоголики, и шизофреники. Никто из нас не застрахован от такого «наследия». Факт в том, что ребёнок даже на генетическом уровне принадлежит родителям меньше, чем они думают.

Алексей Серебряков, воспитывающий ребятишек из сиротского приюта, заявил, что разницы нет. Он прав. В какой-то степени мы все воспитываем чужих детей. Так что, надо быть осторожнее, говоря ребёнку: «ты моя кровиночка». Он не только ваша кровиночка…

Миф 3: Методики раннего развития необходимы

Сегодня большинство молодых мам озадачены вопросом: «А всё ли я делаю для того, чтобы ребёнок развивался полноценно?» И вот малыш буквально с пелёнок начинает изучать иностранный язык по суперсовременной методике, и учится читать, ещё не научившись справлять нужду на горшок. И никаких «сюси-пуси»! Ребёнок с рождения должен слышать чётко поставленную речь, желательно со сложноподчинёнными предложениями!

На самом деле:

Такое рвение чаще всего связано с нереализованными собственными амбициями или простым веянием моды, но никак не с желанием самого ребёнка. Более того, чрезмерное увлечение ранними методиками развития может привести к обратному результату: те навыки, которыми малыш должен овладеть в определённом возрасте, не будут развиты в полной мере.

Миф о партнерских отношениях

И вот еще один миф очень распространенный и очень близкий к мифу о давлении – это миф о том, что с детьми надо вступать в партнерские отношения. Вы знаете, это я очень часто сегодня слышу и даже от православных родителей. Они как правило говорят об этом с гордостью: «У нас с ребенком равные отношения. Мы ему друзья. Мы не ведем себя как старшие. Мы ему говорим: ты сам знаешь как правильно, ты мудрый, ты мудрее нас». Но это же чушь! Как это ребенок может быть мудрее взрослого? Взрослый, конечно же, мудрее ребенка. Взрослый образованнее ребенка, взрослый социальнее ребенка, ну, в конце концов, он просто взрослый, он просто старше намного.

Это миф очень фальшивый

Как мать может быть партнером своему ребенку, если она его носила в утробе? А потом кормила грудью? А потом кормила с ложечки? Вытирала ему задницу? Как она может быть ему партнером? Конечно, нет! Но, я хочу сказать, что я обратила внимание, этот миф очень соблазнителен именно для женщин. Женщины же боятся стареть, женщинам хочется быть вечно молодыми, а когда им внушают, что они должны быть друзьями, причем равными друзьями своему ребенку, у них создается иллюзия, что они вроде как дети, они вечно юные.. Не может взрослый человек быть с ребенком в партнерских отношениях

То, что в партнерских отношениях невозможно нормальное воспитание, это я, надеюсь, вы понимаете? Ну, не может мой товарищ по песочнице или мой друг по парте диктовать мне как жить, это же ясно, правда?

Не может взрослый человек быть с ребенком в партнерских отношениях. То, что в партнерских отношениях невозможно нормальное воспитание, это я, надеюсь, вы понимаете? Ну, не может мой товарищ по песочнице или мой друг по парте диктовать мне как жить, это же ясно, правда?

Но есть и не настолько лежащее на поверхности очень вредное явление, которое происходит с детской психикой. Представьте себе, у детей, родители которых находятся с ними в партнерских отношениях, возникают патологические страхи. Вот почему они возникают. Ну, с одной стороны вы знаете, что теперь, если ребенок сидит у телевизора, да еще играет в компьютерные игры, да еще и проходит ОБЖ в школе, он знает, что нет ничего опаснее, чем жизнь. Жизнь вся стоит из одних опасностей, она вся агрессивна, и агрессия эта направлена на него – маленького, беззащитного, слабого человека. А почему он чувствует себя беззащитным? Именно потому, что папа и мама (и другие взрослые иногда) вступают с ним в партнерские отношения. Он же не понимает, что это современная мода. Он думает, что его родители слабаки, если они ему говорят: «Мы ничего не знаем, ты мудрее нас».

Если мама выясняет с мальчиком какую часть пряника она имела право съесть, а за другую половину просит прощения, ребенок-то думает, что родители не защитят его ни от чего, они такие же как он, они равные ему, а он не может себя ни от чего защитить. Так что вот еще какие неочевидные явления вредоносные возникают от партнерского воспитания.

Воспитание должно быть в хорошем смысле слова авторитарным. Кто не авторитет, тот не защита. Кто не авторитет, тот вообще не может воспитывать ребенка. Поэтому, не исключая дружеские отношения… А почему не может быть старший друг? Родитель? Или учитель? Конечно, он друг! Не исключая дружеские отношения, обязательно родители должны быть на пьедестале; как и учителя, они должны возвышаться над ребенком. Он должен знать, что они гораздо умнее, гораздо мудрее, они гораздо образованнее, и поэтому они имеют право учить его жить. И должны. Они для этого и предназначены.

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Миф 5: Ребенка надо воспитывать

Речь идет о воспитании-контроле, когда родители «учат жить» своих чад. Постоянно говорят, как поступать в той или иной ситуации, требуют подчинения, наказывают за непослушание, все контролируют и оценивают.

6 строгих ТАБУ, если вы воспитываете мальчика

Причем большинство убеждены и свято верят, что только с помощью всех вышеперечисленных действий они воспитают достойного члена общества. При этом не забывают напоминать о своем опыте. Мол, «меня так воспитывали, вырос же хорошим человеком».

Вырос, не спорим. Однако уже нет возможности узнать, какой был бы результат, если бы близкие не «воспитывали», а просто любили.

И этот миф настолько укоренился в сознании современных мам и пап, что даже немного страшновато переубеждать родителей в обратном, разоблачая его. Однако, как показывает практика, именно он (как никакой другой) мешает детям расти счастливыми, а родителям получать удовольствие от воспитания.

В воспитании ребенка всегда есть место страху. И все, даже самые опытные родители, совершают ошибки. Но чтобы их было как можно меньше – полагайтесь на интуицию, смотрите на мир шире и действуйте увереннее. А еще – научитесь мыслить критически, чтобы отличить хорошие методы воспитания от мифов, навязанных обществом.

На что обратить внимание при покупке книги?

Заходя в магазин, мы видим большие полки с корешками книг разного размера и цвета. Листая красочные страницы, изучая названия и авторов, сложно определиться с тем, какая литература достойна нашего внимания. Хочется, чтобы книга была емкая, практичная и полезная. Так как у многих разнятся ценности, то и литературные вкусы могут не совпадать.

При выборе важно ориентироваться на следующие три параметра: автор, наличие отзывов и основной посыл книги

Автор

Авторство играет решающую роль. Сегодня пишут книги все: от домохозяек до блогеров. В результате создаются горы литературного мусора, среди которого сложно найти что-то стоящее. Узнайте о личности автора как можно больше. Лучше, если это не просто практикующий педагог или психолог, но и хороший родитель. Можно знать много теории, но для большинства из нас важна практика. Если у автора есть несколько книг – это хороший признак. Значит, его труды продаются и читаются.

О хорошей книге несложно найти отзывы и рекомендации. Впечатления могут быть противоречивыми, но если их вообще нет, значит, книга не зацепила, не получила отклика в сердцах. Следовательно, не стоит тратить время на ее прочтение.

В отзывах можно ознакомиться с идеологией автора, его основными идеями. Это является важным параметром, о котором мы поговорим ниже.

Идеология или содержание

Если качество одежды или мебели можно определить на ощупь или зрительно, то книгу ценят за ту информацию, которую она содержит. Литературный труд всегда несет определенную идеологию. Она зависит от национальности автора, его религиозных убеждений и моральных качеств.

К примеру, в Китае важно воспитать у ребенка трудолюбие, сделать его успешным, лучшим. Для этого зачастую личные качества отодвигаются на второй план

В американских книгах акцент делают на свободе ребенка, его самовыражении. Одни авторы концентрируются на интеллектуальном развитии, другие – на эмоциональном или физическом.

Для развития детей надо постоянно с ними заниматься.

Уже с двух-трех лет малышей водят на различные кружки и в “группы развития”, подсовывают им раскраски и развивающие игры… Однако британский исследователь Дэвид Уайтбрэд полагает, что интеллект лучше развивается у тех детей, которые часто остаются в одиночестве. Это способствует формированию новых полезных умений и навыков.

Детям с ранних лет необходимо самостоятельно исследовать окружающий мир. Если же их постоянно контролируют, то трудно бывает сформировать собственное мнение о мире. В результате ребенок растет безынициативным, мыслит стандартно и не всегда находит выход в сложной ситуации без подсказки старших. Полезно хотя бы на пару часов в день предоставлять ребенка самому себе, советует Уайтбрэд.

3 Все дети одарённые

Передачу «Лучше всех!» нельзя смотреть без содрогания. Бедные дети! За что их так мучают? Родители выставляют их на всеобщее обозрение, как дрессированных животных. Надо же своё тщеславие потешить. Только им невдомёк, что ничего хорошего этих детей не ждёт. Их жизнь очень скоро превратится в ад. И руку к этому приложат сами родители.

В определённом возрасте все дети рисуют, лепят, поют или пишут стихи. Это нормальная часть взросления. Некоторые взрослые решают, что у ребёнка талант, и начинают мучить его кружками, секциями, репетиторами. У маленького человека отнимают детство.

Ещё хуже, если у ребёнка уникальные способности, как в передаче Максима Галкина. Он знает наизусть всего Шекспира или перемножает в уме шестизначные числа. Его начинают растить как «будущего гения». Жизненная катастрофа такому ребёнку обеспечена.

Память на Шекспира или умножение чисел в уме — весьма специфические навыки. Карьеру на них не построишь. Неужели это не понятно? Люди становятся гениями уже в зрелом возрасте, благодаря упорству и труду. Но у ребёнка, привыкшего с малых лет считать себя уникумом, такие качества никогда не разовьются. Лучше оставить «одарённых» детей в покое и дать им расти нормально.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий