10 способов, как научить ребенка верить в себя и ничего не бояться

Помощь специалиста

Если вы понимаете, что обычные методы вам не помогают, и не переживать из-за проблем больше чем нужно вы не можете — доверьтесь психологу. Таким образом вы не только научитесь контролировать свои эмоции, но и расстанетесь с рядом серьезных проблем из прошлого, которые могут разрушить будущее.

Стоит также проверить исправность эндокринной системы и щитовидной железы в целом. Сбой в гормональном фоне негативно влияет на стрессоустойчивость организма.

Кроме того, проверить уровень защиты организма легко через ДНК-исследование. Оно покажет, как работают главные “дирижеры” нашего эмоционального состояния – серотонин, дофамин и норадреналин, и вы узнаете, насколько вам организм подвержен стрессам и уязвим перед внешними раздражителями, а главное – поймете, что вам с эти делать. 

Нежелание учить общаться

Пусть ребенок сам разбирается в отношениях со сверстниками — такова позиция невмешательства

На самом же деле учить детей правильно общаться важно. Объясняйте, как заводить знакомства, поддерживать разговор, вести дискуссию, отвечать на звонки

Учите в игровой форме, моделируя нужную ситуацию.

Когда малыш жалуется на конфликты, всегда внимательно слушайте и подсказывайте, как правильно поступить в каждой ситуации. Если ребенка обзывают, а он теряется, гуру коммуникативных навыков Кэрол Флеминг в книге «Говорить легко! Как стать приятным собеседником, общаясь уверенно и непринужденно» предлагает поиграть в «Задай задире жару»!

Правила простые — ребенок озвучивает, что обидного ему сказали, а все члены семьи начинают предлагать свои варианты ответа обидчику. Главное — не думать долго, а стараться быстро и находчиво отразить нападки. Благодаря игре ребенок сможет «спокойно пробовать в кругу семьи различные варианты поведения, эмоций и разную манеру речи».

Условия роста

Что значит «организовать условия»? Мы ставим перед ребёнком задачи, которые адекватны его возрасту и уровню развития. Для начала те, в которых у него высок шанс на успех (то, что у Выготского называется «зона ближайшего развития»).

Если задача будет слишком сложной — ребенок потерпит неудачу и расстроится, а может и вовсе откажется пробовать дальше. Есть мнение, что первый опыт, первые шаги в любой новой деятельности должны быть приятными и результативными, пусть самыми маленькими, но с положительным итогом — это залог интереса к освоению новой сферы.

Но если задачи всегда слишком легкие, «заниженные», не адекватные возрасту — их успешное выполнение, конечно, будет доставлять радость ребенку, но приведет к замедлению развития.

Сложность задач должна нарастать постепенно, когда предыдущий положительный опыт уже закреплен, чтобы ребенку всегда было на что опереться. Он получает всё больше опыта, удовлетворение от самостоятельного решения разных типов задач, порой, достаточно сложных. Это и есть не иллюзорная, а твердая устойчивая основа веры в свои силы.

Преодолеть себя и не делать замечаний

Критика всегда снижает самооценку и взрослого, и ребёнка – это уже давно не секрет даже для тех же детей. И хотя все об этом знают, но удержаться от критики ой как трудно! Вырастая в атмосфере критики, любой человек навсегда пропитывается ей. Советская культура всегда стремилась поправить человека, ведь партия лучше знала, как надо. С тех пор так и пошло: «Что улыбаешься/хмуришься, горбишься, совсем не ешь/вон как отъелся!». От критики только и успевай уворачиваться. И взрослое поколение передаёт это детям.
Взрослые уже привыкли жить под градом критики, летящей со всех сторон. А когда взрослый – ещё и родитель, то «град» лишь усиливается. Замечания в адрес его ребёнка, постоянная критика снижают его самооценку и вселяют страх сделать ошибку.

К чему приводит неумение проигрывать?

Когда ребенок (а потом и взрослый) не умеет проигрывать, его жизнь становится неполной. Он не получает необходимых навыков, чтобы преодолеть неудачи и двигаться дальше. Возможные последствия:

  • Неадекватное отношение к себе. Возможна как завышенная, так и заниженная самооценка. Ребенок не может адекватно использовать свои ресурсы и двигаться к победе.
  • Перекладывание ответственности. Ребенок не может взять на себя ответственность за поражение и ищет виновных в проигрыше. Это не он плохо написал контрольную, а учитель к нему придирается.
  • Избегание неприятностей. Ребенок считает, что все равно проиграет, поэтому лучше вообще ничего не делать. Он плывет по течению в надежде, что жизнь сама выведет его туда, куда нужно.
  • Неумение общаться. Тут возможны два варианта: либо ребенок заранее подчиняется правилам и старается сделать то, что от него просят, либо он сам становится агрессором и давит на другого, чтобы получить то, что хочет.
  • Высокий уровень стресса. Сам по себе проигрыш — это стресс. Если мы не умеем принимать поражение и боимся проиграть, уровень стресса растет.

Мы не можем уберечь ребенка ото всех проигрышей и расстройств. Наша главная задача — научить сына или дочь проигрывать и искать в поражении положительные моменты.

Медитации

Сегодня уже никого, наверное, не удивляют духовные практики, направленные на укрепление эмоционального равновесия. Благодаря медитации улучшается даже физическое состояние. Кроме того, открывается сознание, приходит понимание, как следует вести себя с людьми, чтобы жить в гармонии со всем, что происходит. Медитации способствуют укреплению веры в себя и свои возможности. Как ничего не бояться? Просто начните заниматься духовной практикой — и скоро увидите удовлетворительный результат, который обязательно порадует.

Медитации ведут к раскрытию всех чакр, внутренней природы человека. Такое занятие не просто помогает справиться со страхом, но и нейтрализует разрушительное действие всех негативных эмоций. Вы почувствуете себя другим человеком: жизнерадостным, оптимистичным, достойным всяческих побед.

Как понять, уверен ли в себе ваш ребенок

Черты уверенного человека:

  • проявление положительных эмоций при новых знакомствах;
  • долговременные дружеские связи;
  • спокойная манера поведения;
  • адекватная реакция на критические замечания со стороны взрослых, сверстников;
  • спокойное признание успеха другого человека, принятие собственных неудач;
  • самоуважение, понимание своих прав, способность отстоять их перед ровесниками и взрослыми;
  • настойчивость, целеустремлённость;
  • наличие собственного мнения, отсутствие «стадного» инстинкта.

Анализируя, детально разбирая поведение человека в разных ситуациях, можно понять слабые и сильные стороны характера.

Живите без оглядки

Чтобы не искать лишних подвохов и не переживать вообще ни о чем, научитесь жить сегодняшним днем. Помните, что наше прошлое осталось далеко позади, те события уже никогда нас не коснуться

Очень важно осознать абстрактность тех времен и перестать за них цепляться. 

Тот же самый совет касается и будущего. Ситуация, которую вы себе представляете может никогда не произойти. Вы не узнаете об этом, пока не попробуете что-нибудь сделать. Но если постоянно опасаться провалов, неудач и осуждения, вы никогда не сможете счастливо существовать в настоящем. То что вас окружает каждый день — это и есть ваша жизнь.

Как помочь ребенку стать уверенным в себе, используя игры

Учить и воспитывать лучше всего получается через игру. Укрепить уверенность помогут домашние театральные представления, главное — найти благодарную публику. В ролевых играх создавайте сложные ситуации, которые часто случаются в жизни, и предлагайте ребенку найти из них выход.

Попробуйте вместе превратить недостатки в достоинства. Возьмите листок бумаги и запишите в столбик все качества, которые ребенок считает плохими чертам своего характера. А теперь помогите ему доказать, что каждое из этих качеств может быть достоинством. Например, медлительность — это желание все продумать и сделать правильно, качественно.

Напишите имя ребенка (можно взять и фамилию) и подумайте вместе, какие положительные качества начинаются на каждую из составляющих его букв. Например, Яна — яркая, напористая, аккуратная. Чаще давайте ребенку повод верить в хорошее, тогда он обязательно вырастет уверенным и счастливым.

Перестань оглядываться назад и по сторонам

У тебя есть два врага, которые убивают твою веру в себя: это твое стремление судить о себе по прошлым успехам и неудачам и твое желание сравнивать себя с окружающими. Это тормозит твое развитие и существенно снижает самооценку, заставляя тебя топтаться на одном и том же месте.

Тебе нужно усвоить одну простую истину: если ты действительно хочешь чего-то добиться, тебе нужно смотреть только вперед. Не надо оглядываться на свое прошлое, не нужно соревноваться с окружающими тебя людьми. Просто двигайся в комфортном для себя темпе и делай то, что от тебя требуется. Следуя этой простой инструкции, ты быстро обретешь веру в себя и свои силы.

Ребенок не может дать сдачи – в чем причина?

Психологи уверяют, что неумение дать сдачу чаще всего связано с семейными традициями: если малыш растет в любви, не испытывает сам и не видит в окружении проявлений агрессии, то чужое агрессивное поведение не раздражает и не злит его, а удивляет. И при этом у него не появляется желания дать сдачи.

Некоторые мамы слишком настойчиво опекают своих малышей, оберегая их даже от общения с другими детишками. Дети становятся робкими и избегают любых конфликтов со сверстниками, а при их возникновении стараются вернуться под защиту взрослых.

Если вы задумываетесь, как научить ребенка постоять за себя, примите во внимание еще несколько причин:

  • Малыш в раннем детстве постоянно слышал от взрослых, в том числе, и вас, что «хорошие» детки не дерутся. Если вы сначала внушали ему это, а теперь «передумали», то представьте, что почувствует ребенок, когда вы начнете настраивать его иначе
  • Ребенок не боится дать сдачи, а не приемлет именно такой способ разрешения ситуации, ему неприятно драться
  • Раньше он имел большой позитивный опыт общения с ровесниками, так что просто не умеет давать сдачи, если на него нападают
  • Родители слишком мало давали ребенку самостоятельности, в том числе и в разрешении конфликтов, так что все ситуации «улаживались» без его участия

Важно правильно настроить ребенка

Прежде чем учить детей стоять за свои интересы, взрослые должны понять, что насилие далеко не единственный способ отстоять свою правоту. Походя бросая ребенку «а ты дай ему по шее», они не отдают себе отчета в том, что рукоприкладство не доводит до добра, и рано или поздно полученная другим ребенком травма может привести обидчика на скамью подсудимых.

Если вы все же поставили цель научить ребенка постоять за себя, то прислушайтесь к рекомендациям психологов:

  • Приучайте ребенка чаще общаться с другими детьми. В детском коллективе они часто сталкиваются с разнообразными ситуациями и самостоятельно справляются с ними. При этом замечено, что к некоторым детям, внешне спокойным и неконфликтным, не придирается ни один хулиган, а другие становятся «мишенью» для насмешек и обид. Дело здесь не в агрессивности, а в уверенности в себе. Если ребенок воспитан правильно, то ему нет нужды пускать в ход кулаки: он так посмотрит на обидчика, что у того пропадет охота задираться
  • Не практикуйте дома телесные наказания, не унижайте ребенка. Если вы будете давить на него, то он вырастет затравленным, безвольным созданием, принимающим насмешки и издевательства сверстников как должное
  • Если ребенок пережил обиду и в запале кричит, как он разделается с тем, кто его унизил, не распаляйте его. Успокойте и поговорите, как выйти из создавшейся ситуации «не потеряв лицо». Рассмотрите различные варианты ответа на чужую агрессию. Ребенок может остановиться не на самом рискованном из них
  • Помогите малышу преодолеть страх перед новым для него учреждением, коллективом и т.д. Это нормальное ощущение, когда ребенок испытывает напряжение, попадая в новую обстановку. Дайте ему понять, что это место не представляет опасности. Нет страха – нет желания защититься от него
  • О том, что «добро должно быть с кулаками», знают все. Поэтому вместо пространных наставлений «врежь ему, сынок», лучше отдать мальчика в спортивную секцию, где знают, как научить ребенка постоять за себя, и сделают это правильно, без накала страстей

Нет похожих статей.

«Ты самая красивая на свете»

Дошколятам такие фразы приходится слышать нередко – сегодня модно взращивать лидеров и внушать неотразимость бизнес–малышам, не видящим преград перед собой. В психологии это называется аффирмация – установка, которая влияет на последующее поведение.

Но все хорошо в меру. Знакомство с неудачами лучше организовать в раннем возрасте, чем лечить чадо от неврозов, когда возникнут первые подростковые трудности в общении и достижениях.

Вы чаще критикуете или хвалите своего ребенка?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Начальные классы – период, когда на самооценку в большей степени влияют успехи в учебе

Первый учитель – самый авторитетный старший в жизни младшего школьника, и важно выбирать современного педагога, который развивает таланты, помогает в становлении лучших личностных качеств

Самооценка подростка часто зависит от мнения сверстников. Ведущая деятельность в этом возрасте – общение и познание всех граней социальной жизни взрослого. Каждый день подростка – это соревнование во взрослости, учеба отходит на второй план. Девочки зацикливаются на внешности, мальчики – на физической силе.

Детям подросткового возраста сложно адекватно оценивать себя, потому что уверенное ощущение взрослости конфликтует с недостаточным жизненным опытом. Результат этого конфликта – тревожность, неуверенность в себе, колебания самооценки, снижение школьной успеваемости.

Жить без стресса — это легко

Мы не можем не переживать за людей, которые достаточно близки нам. Но мы способны научиться не доводить эти волнения до полновесного стресса и нервных срывов. Жить без губительного влияния негатива очень просто, нужно только выполнять несколько приятных правил для этого.

  1. Устраивайте ежедневные прогулки на свежем воздухе, это даст возможность отдохнуть, главное подпускать к себе только приятные мысли.

  2. Займитесь любым видом спорта. Это укрепит ваш организм и повысит самооценку.

  3. Обязательно устраивайте себе полноценный отдых. Даже если график слишком плотный, в нем должно найтись место для передышки.

Работа психолога с нерешительным ребёнком и его семьёй

Психолог совместно с родителями определяет причину нерешительности. Тревожность (почти всегда она – основа нерешительности) может быть как врождённой, так и приобретённой, постоянной или возникающей в определённых ситуациях. Психологическое исследование и понимание всего комплекса факторов позволит сделать работу над проблемой более целенаправленной. В зависимости от того, какие факторы привели к нерешительности, будет составлен план работы. В него может входить стабилизация эмоционального состояния и снижение тревожности, формирование устойчивой позитивной самооценки и уверенности в себе, работа со страхами и многое другое. Постепенно, шаг за шагом, проблема будет решена. Изменится как внутреннее самоощущение ребенка, так и его поведение

Важной составляющей успешной психологической работы является контакт с родителями.

В ходе беседы с родителями психолог даёт рекомендации, помогающие решить проблему, при необходимости отрабатывает с ребёнком ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно и потому ведёт себя нерешительно.

Детская нерешительность «лечится» куда проще, чем взрослая, поэтому родителям важно не упустить момент и вовремя обратиться за помощью к психологу

Ребенок гордится выстраданной пятеркой

Если у вашего ребенка плохие итоговые оценки, пусть он сам исправляет ситуацию и принимает последствия. Поощряйте его за хорошие оценки, но пусть он сам их добивается.

Выстраданная упорным трудом пятерка станет предметом особой гордости. А навык трудолюбия и умения брать на себя ответственность принесет плоды в будущем — в вузе и на работе.

Разочарования — рутинная часть нашей жизни, поэтому ответ на вопрос «Позволю ли я своему ребенку ошибаться?» вполне ясен. Когда мы рассказываем детям, как бороться с неудачами и отражать удары, мы даем им урок, который будет приносить им пользу всю оставшуюся жизнь.

Фото: unsplash

Как бы нам ни хотелось, мы не можем вечно защищать наших детей, но в наших силах научить их добиваться успеха. Ранний опыт неудач поможет принимать трудные решения по мере взросления и, в конечном счете, станет причиной побед.

Перевод Марии Строгановой

Как преодолеть неуверенность в себе

Неуверенность по Жизни, очень частый спутник у большинства людей в России. Какие причины этого:

  • Состояние хронического стресса
  • Неудачи в личной жизни и бизнесе
  • Психологические детские травмы и травмы во взрослом состоянии
  • «Нереализованные» цели и желания, долги перед собой
  • Болезни, особенно хронические
  • Идеализации, что «должно быть только так, а этого не происходит»
  • «Неизвестность будущего»

И первое что женщина о себе думает, что «она какая-то не такая…».

Признаки «неуверенного человека»

  • Нет спокойствия по жизни, одна суета
  • Открыв шкаф, вы совсем не понимаете какая одежда вам идет и подойдет
  • Вы переживаете по всем поводам, что кто-то заметит вашу оплошность, ошибку, что вы что-то сделаете не так и это касается всего
  • Боитесь стать посмешищем
  • Опасаетесь новых компаний и новых людей
  • Боитесь, что не справитесь
  • Молчите почти всегда, потому что боитесь что-то не то сказать
  • Боитесь новых дел, начинать для вас всегда очень трудно
  • Боитесь перемен и выхода из «зоны комфорта»

Страх спутник неуверенного по Жизни человека

Мы рождаемся уже с набором определенных страхов, которые нам передались от наших самых далеких родственников, когда необходимо было «выживать» и бороться за «место под солнцем». Страх гонит всегда нас или «бить или бежать». Так было в древности. Это наш «глубинный страх».

У кого-то ничего не изменилось с древних времен

«Глубинный страх» — это внутреннее чутье

Сейчас все совсем не так. Мы понимаем, что если будем трогать горячий утюг, то будет ожог. Но есть ситуации, когда мы не знаем, что может быть, а организм наш очень разумный и он защищает нас заранее и «внутреннее чувство» подсказывает нам не делать этого, хотя мы и не знаем, как может получиться.

Кто-то этот «глубинный страх» игнорирует и идет дальше, а кого-то он останавливает, «парализует», тем самым и вселяя в нас неуверенность. Как преодолеть неуверенность в себе и избавиться от страха?

Неуверенность — это удел очень чувствительных и эмоциональных людей. Они, сами по себе, такие от рождения: застенчивы, всегда откликаются на помощь, добры, восприимчивы к обидам, они боятся причинить зло другим людям и очень сложно отказывают кому-то, но при этом они и идеалисты по Жизни.

У них все должно быть идеально, в отношениях, в деньгах, в работе, везде. А если это не так, то соответственно они очень переживают и это их девиз, что «не стоит высовываться». Вот такая присуща им «двойственность».

Следует отметить, что эти люди очень талантливы по жизни, они обладают умением все глубоко изучать, много знать и много читать, фантазировать и изобретать, они «чувствуют» творчество во всем, что им нравится и за что они берутся, и, главное, что у них многое получается.

Творческий человек всегда найдет себе применение в жизни

А если они не берутся что-то делать или у них не получается что-то, то очень часто они начинают все АНАЛИЗИРОВАТЬ. Обычно слова «вот если бы я так сказал или сделал, то все могло бы быть совсем не так».

Вот так и падает самооценка, и возникает неуверенность в себе.

Главный аргумент этого, что ВСЕ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ И КАК ПОСТУПАЕМ в ОПРЕДЕЛЕННЫЕ МОМЕНТЫ ЖИЗНИ – это единственно правильный на тот момент вариант.

Подавленная самостоятельность

Иногда родители так сильно хотят облегчить ребенку жизнь, что делают за него все, игнорируя даже самые первые проявления самостоятельности и заявления малыша «я сам!» С таким подходом можно вырастить детей, которые не умеют справляться с трудностями и постоянно ждут помощи от родителей.

Чтобы воспитать ребенка уверенным, учите его самостоятельно решать проблемы и брать на себя ответственность. Будьте рядом, поддерживайте и помогайте, но никогда не перетягивайте инициативу. Пусть он первым пробует разобраться с проблемой. В случаях, когда ребенок совсем не знает что делать, предложите несколько вариантов решения и пусть он выберет сам — так последнее слово все равно будет за ним.

Давайте ребенку несложные поручения и требуйте их выполнения. Делегируйте ему посильные для его возраста домашние обязанности. Он будет чувствовать ваше доверие, знать, что в его помощи нуждаются, вместе с этим будет расти его уверенность в себе.

Научить самостоятельно регулировать конфликты

Чем меньше взрослый вмешивается в детские ссоры, тем лучше

Но важно понимать, что полное невмешательство возможно только после длительной подготовительной работы

В Монтессори-центрах практикуют майевтический метод Даниэле Новара, итальянского педагога и психолога, основателя Психолого-педагогического центра воспитания и разрешения конфликтов.

Цель применения метода — развить у детей умение решать конфликтные ситуации, научить постоять за себя и приходить к соглашению с другим человеком самостоятельно, рассудительно, без насилия, с каждым разом всё меньше привлекая взрослых. Научить проясняться можно так же, как научить завязывать шнурки, обуваться и одеваться.

Вот основные принципы метода:

Не искать виноватого. Если вмешается взрослый, то ощущение тяжести проблемы в глазах ребёнка увеличится

Даже если повод для разногласий банален, а ссора была игрой или способом привлечь внимание. Не предлагать своего решения

Зачастую решение, которое предлагает взрослый, непонятно детям и далеко от их восприятия проблемы

Не предлагать своего решения. Зачастую решение, которое предлагает взрослый, непонятно детям и далеко от их восприятия проблемы

А значит, оно не даст положительного эффекта — только запутает. Они не сделают полезных выводов, и конфликт повторится.

Просить обе стороны объяснить причину ссоры устно или письменно. В процессе дети учатся выражать свои мысли и эмоции, доносить до другого своё видение ситуации, успокаиваются. Если они совсем маленькие, для объяснений подойдут рисунки. Роль взрослого — побуждать их общаться, при этом самому занимая нейтральную позицию.

Поддерживать итоговое соглашение, созданное участниками конфликта. Когда дети выражают свои позиции и делятся мыслями о причине ссоры друг с другом, решение рождается само. Задача взрослого — поддержать ситуацию, не навязывая свою точку зрения. Ведь он уже направил, показал путь мирного решения проблем. А значит, чем дальше, тем реже дети будут привлекать старших во время ссор.

Рассмотрим на примере, как работает майевтический метод. В детском садике Ваня постоянно обижает Лену и Катю: отбирает игрушки и обзывается. Сначала девочки это терпели, но однажды тоже решили пообзываться на Ваню. Мальчик ответил. Воспитатель Алиса, увидев, что дети ссорятся, не стала разбираться сама и тем более искать виноватых. Зато, когда градус эмоций снизился, решила аккуратно вмешаться, чтобы направить и помочь прояснить ситуацию.

Для этого она предложила Ване, Кате и Лене по очереди подробно рассказать свои версии событий друг другу и выслушать, не перебивая. Спросила у каждого: «Как вы поссорились?», «Как ты думаешь, почему это произошло?» Чтобы ответить на вопросы воспитателя, дети переключились с эмоций на размышления. Они немного успокоились, и выяснилось следующее:

Катя: Ваня, ты постоянно обижаешь нас, потому что мы с тобой не играем. Когда ты подходишь к нам, мы теперь начинаем тоже тебя обзывать, потому что нам неприятно.

Лена: Ваня, ты хочешь с нами играть, но тогда зачем отнимать у нас игрушки и обзываться? Мы не хотим играть с теми, кто нас обижает.

Ваня: Вы не играете со мной и сказали, что я глупый. Мне обидно, поэтому я отнимаю у вас игрушки и обзываюсь.

Послушав разговор, Алиса попросила подумать: что каждый из них может сделать, чтобы больше не ссориться друг с другом, и чтобы все получили то, что хотят. Решение родилось само — девочки согласились поиграть с Ваней, а он пообещал больше не отнимать у них игрушки и перестать обзываться. И чем старше они становились, тем реже Алиса и другие воспитатели вмешивались в новые ссоры.

При таком подходе дети учатся останавливаться и высказывать свои мысли, обиды, эмоции во время ссоры. Слушать друг друга. Конечно, на пути к этому открытию они проходят через эмоциональные всплески, слёзы, и иногда даже драки. Но потом понимают, как мирно сосуществовать с другими — говорить, когда что-то не нравится, и вместе придумывать решения. А не глушить эмоции и терпеть.

У нас есть ещё одна статья по теме от сертифицированного специалиста метода.

Методика Даниэле Новара даёт действительно ошеломляющий эффект: дети общаются друг с другом напрямую, без взрослого посредника. Он просто стоит рядом и помогает в выстраивании конструктивного диалога, а со временем становится не нужен

Научить ребёнка постоять за себя — не значит показать ему, как нападать на другого в ответ. Это подразумевает гораздо больше: развивать интеллект и эмпатию, чтобы каждый хорошо понимал себя и других людей. Знал, как не попасть в неприятную ситуацию и как грамотно выйти из неё, если избежать не удалось. Умел применить свои знания на практике и адаптироваться в постоянно меняющейся среде.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение”сочини рассказ”. Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

6 золотых правил

Не нужно бояться своих ошибок. Например, ребенок роняет во время обеда в детском саду тарелку, и она разбивается вдребезги. Первая реакция ребенка – страх, что воспитатель будет ругать. Может, малыш просто убежит из комнаты или будет всех уверять, что это не он разбил тарелку. Научите свое чадо не прятаться от ответственности, но при этом не переживать из-за случившегося, искать во всем что-то положительное. Да, с каждым может произойти такая неприятная история, но это же пустяки, ведь ничего страшного не случилось и никто даже не поранился осколками, но оптимизм и умение нести ответственность еще не раз помогут вашему малышу, когда он вырастет.
Не обращать внимания на обзывание, клички, дразнилки и другие попытки унижения. Разумеется, без них никак не обойтись. Но как на них правильно отвечать? Игнорировать! Любая реакция – не выход из положения

Клички и обидные прозвища всегда придумываются для того, чтобы обратить внимание и вывести из себя. А если не ”выводиться” из себя, то обидчикам скоро надоест обзываться. Еще один действенный метод – улыбнуться в ответ на очередной наезд

Это будет настоящей неожиданностью для обидчиков и отобьет всю охоту продолжать дразниться. Не показывать свой страх. В школе дети постарше могут начать угрожать ребенку и запугивать его. Объясните чаду, что не нужно сразу бросаться на забияк с кулаками. Конфликта можно избежать, для этого может быть достаточно спокойного и уверенного разговора, нужно стараться не показать страха и держаться уверенно даже если от страха начинает трясти. Если же эта тактика не действует и обидчик лезет в драку, ребенок должен уметь защищаться. Как школьнику можно научиться постоять за себя? При помощи самообороны. Обучите ребенка простым методам, и, если он будет знать, что может нанести ответный удар, он будет чувствовать себя спокойнее.
Уметь отказывать. Доброта и отзывчивость – замечательные качества, но все хорошо в меру. Безотказность может сыграть с малышом плохую шутку, другие ребята его могут заставить делать все, что захотят, а в случае чего сделать крайним. Объясните ребенку, что у него есть право выбора и он не обязан выполнять все просьбы сверстников. Не бояться просить о помощи. У вашего ребенка не получается самостоятельно сделать поделку для выставки. Он бросает эту идею и забывает о ней. Ему стыдно просить помощи у старших, ведь сверстники могут смеяться над ним, особенно если у них все получилось. Скажите малышу, что не нужно стесняться просить помощи у взрослых и стыдиться того, что он что-то не умеет. Помогите ему, объясните, как удобнее и правильнее всего все сделать, и у него все получится. Привить любовь к спорту. Спорт помогает развивать терпение и выносливость, преодолевать трудности станет гораздо легче, а физически сильного ребенка будет очень сложно унизить или принудить к чему-либо

Еще один действенный метод – улыбнуться в ответ на очередной наезд. Это будет настоящей неожиданностью для обидчиков и отобьет всю охоту продолжать дразниться. Не показывать свой страх. В школе дети постарше могут начать угрожать ребенку и запугивать его. Объясните чаду, что не нужно сразу бросаться на забияк с кулаками. Конфликта можно избежать, для этого может быть достаточно спокойного и уверенного разговора, нужно стараться не показать страха и держаться уверенно даже если от страха начинает трясти. Если же эта тактика не действует и обидчик лезет в драку, ребенок должен уметь защищаться. Как школьнику можно научиться постоять за себя? При помощи самообороны. Обучите ребенка простым методам, и, если он будет знать, что может нанести ответный удар, он будет чувствовать себя спокойнее.
Уметь отказывать. Доброта и отзывчивость – замечательные качества, но все хорошо в меру. Безотказность может сыграть с малышом плохую шутку, другие ребята его могут заставить делать все, что захотят, а в случае чего сделать крайним. Объясните ребенку, что у него есть право выбора и он не обязан выполнять все просьбы сверстников. Не бояться просить о помощи. У вашего ребенка не получается самостоятельно сделать поделку для выставки. Он бросает эту идею и забывает о ней. Ему стыдно просить помощи у старших, ведь сверстники могут смеяться над ним, особенно если у них все получилось. Скажите малышу, что не нужно стесняться просить помощи у взрослых и стыдиться того, что он что-то не умеет. Помогите ему, объясните, как удобнее и правильнее всего все сделать, и у него все получится. Привить любовь к спорту. Спорт помогает развивать терпение и выносливость, преодолевать трудности станет гораздо легче, а физически сильного ребенка будет очень сложно унизить или принудить к чему-либо.

Что делать, если ребенок не уверен в себе

Чтобы вырастить самостоятельного мужчину, родители должны обратить внимание на следующие моменты:

  1. В первую очередь, нужно начинать с себя. Если мама с папой сами с большим количеством комплексов, не способны принять решение, вечно сомневаются в своих действиях, ребенок наверняка вырастет таким же, как его родители.
  2. Не формируйте у сына негативное отношение к себе. Не допускайте таких фраз: «Что ты за ребенок такой!», «Вечно с тобой что-то происходит» и т.д.
  3. Развивайте навыки самостоятельности, начиная с раннего возраста. Обязательно хвалите ребенка, когда он что-то сам сделает – это поднимает самооценку и даст повод сыну гордиться своими поступками.
  4. Дайте возможность ребенку развивать свои творческие способности. Не навязывайте свое мнение. «Ты же будущий мужчина, лучше играй в хоккей или футбол, а танцы для девочек» – подобными фразами вы добьетесь лишь того, что мальчик потеряет уверенность в себе и будет заниматься нелюбимым делом. Если сын хочет рисовать, пускай рисует. Главное, чтобы ему нравилось то, что он делает.
  5. Не сравнивайте сына с другими детьми, ведь он – индивидуальность, со своими привычками, характером, особенностями. Уважайте сына, как личность, и он вырастет достойным человеком.
  6. Будьте своему ребенку поддержкой и опорой. Больше времени проводите вместе, найдите интересное для всей семьи занятие. Мальчик должен видеть, что родители искренне интересуются его жизнью.

Заключение

  • Семья — основа, тот мир, из которого ребенок берет все хорошее и плохое в жизнь. Помните об этом каждый день.
  • Ваш пример и поведение может ребенку испортить жизнь и отношения в коллективе, а может сделать его самодостаточным и счастливым человеком. Помогите ребенку построить гармоничные отношения с окружающим миром.
  • В случае конфликта не проходите мимо и не отворачивайтесь, ведь ваша своевременная помощь и коррекция могут потушить неприятную ситуацию. Око за око и зуб за зуб — не самая лучшая позиция. Скорее всего это приведет к цепной реакции, где в конфликт будет втянуто максимальное количество людей.
  • От действий и мудрости родителей зависит поведение ребенка. Если не хватает знаний, то периодически советуйтесь с семейным психологом.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий