Введение
Мир, окружающий нас, можно назвать миром звуков. Звучат вокруг нас голоса людей и музыка, шум ветра и щебет птиц, рокот моторов и шелест листвы. С помощью речи люди общаются, с помощью слуха получают информацию об окружающем мире. Не меньшее значение звук имеет для животных. С точки зрения физики, звук – это механические колебания, которые распространяются в упругой среде: воздухе, воде, твёрдом теле и т.п. Способность человека воспринимать упругие колебания, слушать их отразились в названии учения о звуке – акустика (от греческого akustikos – слуховой, слышимый).
Шум довольно распространен в наши дни. Шум – звук, в котором изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, беспорядочно и повторяется через разные промежутки времени. Как и все физические явления, шум имеет и положительные качества и отрицательные. Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние на нас. Но шум имеет много вредных и опасных для человека свойств.
Как музыка влияет на развитие ребенка?
Польза музыки для детей неизменна. Все грамотные родители знают: мелкая моторика развивает мозг. Двигательный и речевой центры серого вещества тесно связаны. При игре на музыкальных инструментах всегда задействованы пальцы рук. Например, на фортепьяно или на аккордеоне ребенок сначала играет поочередно каждой рукой, в процессе обучения обе руки начинаются двигаться одновременно, причем по-разному. В этот момент нейронные сигналы между двумя полушариями мозга распределяются равномерно. Натренированный таким образом мозг лучше воспринимает и усваивает любую информацию. В это связи уровень IQ музыкантов выше, чем у людей, не испытывающих интереса к нотам.
Уже замечено: дети, регулярно посещающие музыкальные занятия, опережают сверстников в интеллектуальном развитии. Развивается не только моторика рук, но и моторика речи. Юные музыканты быстрее осваивают технику чтения и точнее выражают свои мысли.
Когнитивные психологи призывают ввести обучение игре на музыкальном инструменте в обязательную школьную программу. Специалисты уверены, тогда детям не придется зубрить грамматику английского языка, благодаря гармоничной работе двух полушарий информация будет усваиваться в разы быстрее.
Что обозначают ноты?
Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.
Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.
Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.
Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.
«Белый шум»
Концепция, которая используется в педиатрии относительно недавно. Белым шумом называют сочетание звуков, создающее монотонный фон. При этом набор может сочетать в себе звуки разной частоты и громкости, но при этом они будут сливаться воедино, поглощая все иные шумы и равномерно заполняя весь частотный диапазон.
Отсутствие перепадов или резких вклинивающихся звуков создает спокойную обстановку, что позволяет малышу быстро успокоиться. Белый шум часто используется вместо музыки для сна детям.
Есть природные звуки, создающие белый шум: шум водопада, шелест травы и листвы, ветер, журчание ручья. Техногенные звуки также могут относиться к белому шуму: звуки работы различных приборов достаточно монотонны, например, пылесоса, насоса, вентилятора, фена и пр.
Для создания белого шума можно использовать специальные аудиозаписи, а можно создавать его искусственно.
Здесь нужно только наблюдать за реакцией ребенка: какие звуки ему нравятся, какие вызывают напряжение, какие – расслабление, какие становятся успокаивающей музыкой.
Правильный фон способствует:
- быстрому засыпанию;
- успокоению;
- расслаблению;
- крепкому сну без пробуждений;
- более плавному переходу из одной фазы сна к другой;
- исключению пробуждения от резких посторонних звуков;
- поглощению посторонних шумов;
- более качественному отдыху, релаксации.
Физиология слуха у младенцев
Диагностика слуха у новорожденных проводится еще в родильном доме на вторые-третьи сутки. Медицинский персонал посещает каждого младенца со специальным устройством, которое измеряет способность уха ребенка воспринимать звуки. Если отмечаются отклонения в развитии органа слуха, такого ребенка внимательно наблюдают еще в течение трех месяцев для того, чтобы исключить аномалии развития или подтвердить диагноз. Современная медицина способна медикаментозно или хирургически решить проблему тугоухости или глухоты для ребенка в любом возрасте.
Строение детского уха отличается от взрослого, в силу небольшого размера самого черепа. Слуховой проход, соединяющий ушную раковину с барабанной перепонкой, очень короткий и напоминает щель. По мере роста головы проход будет удлиняться и округляться. Сама барабанная перепонка имеет более пологое положение, чем у взрослого. Ее отклонение от горизонтали слухового прохода составляет всего 10˚. Она плотнее и толще, чем у детей 3-4 лет и взрослых, потому как состоит из нескольких слоев.
В возрасте 5-6 лет барабанная перепонка у детей составляет уже больший угол по отношению к слуховому проходу, который равен 45˚. У взрослого человека она располагается практически вертикально – на уровне 75˚.
Диагностика слуха
Пока ребенок не достиг месячного возраста, его можно приучить к домашнему шуму, чтобы не стараться создать идеальную тишину во время детского сна в дальнейшем. Пока грудничок только учится воспринимать звуки, большинство их них является для него лишь фоновым шумом, который становится нормой при постоянном звучании.
Внимание! Если с первых дней жизни родители не меняют своего поведения во время сна и бодрствования ребенка, малыш привыкает к шуму и спокойно спит под голоса родителей и звуки их домашних забот. Если с первых дней жизни ребенка во время его сна создается идеальная тишина, любой случайный чих обязательно будет будить младенца и в старшем возрасте
Музыкальные сказки
Помимо просто музыки (классической или эстрадной) ребенку нужно слушать музыкальные сказки, мультфильмы, в которых поют и играют на музыкальных инструментах. Ведь все жизненные мудрости, весь мир ребенок познает через сказки, через мультяшных героев — они занимают его и доносят до понимания больше слов, чем вы можете себе представить. Так, например, мультфильм «Как Черепаха и Львенок пели песенку» учит ребенка дружбе, и малыши с удовольствием повторяют песенку о том, как львенок «на солнышке лежит». Не менее поучительна «Сказка о Царе Салтане», которая легко запоминается своими стихами, и в особенности песенкой белочки, которая «орешки всё грызет». Добрые песни в сочетании с интересными сказками воспитывают в ребенке отзывчивую и приятную личность.
1.1. “Музыкальная медицина”
Целительное воздействие музыки на живые организмы было замечено еще на заре цивилизации. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие “музыкальной медицины”. Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны в древних папирусах и Библии. Музыка влияет на организм человека всесторонне. Во время прослушивания музыки головной мозг реагирует на неё активизацией нескольких областей. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека. Музыку наш мозг воспринимает одновременно двумя полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое тембр и мелодию. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее.
По данным московского медицинского центра “Ленц” и Детского Центра лечения, в результате многочисленных исследований установлено, что под действием музыки такие психические процессы, как память и ориентация улучшаются на 45–50%, а внимание – на 25–30%. Музыкальное воздействие на организм человека осуществляется не только на центральную нервную систему, но и на мышечную, пищеварительную системы. Современные научные исследования показали, что именно классическая музыка положительно влияет на физическое и психическое состояние человека, на здоровье больных
“Живая” музыка композиторов–классиков помогает избавиться от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог
Современные научные исследования показали, что именно классическая музыка положительно влияет на физическое и психическое состояние человека, на здоровье больных. “Живая” музыка композиторов–классиков помогает избавиться от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог.
— Успокоиться помогут “Свет луны” Дебюсси, “Аве Мария” Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.
— “Лунная соната” Бетховена и “Симфония” Гайдна помогут снять раздражительность.
— При бессоннице слушайте сюита “Пер Гюнт” Грига, “Грезы” Шумана, пьесы Чайковского. Но не любая музыка улучшает зрение и слух, а только та, которая более всего отвечает внутреннему состоянию организма человека. После прослушивания рок – композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв. Так музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага. Известный русский хирург и академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием классической музыки организм начинает работать более слаженно, гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что классическая музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придаёт физическую бодрость.
Создатель музыкальной фармакологии американский учёный Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, “Лесного царя” Шуберта, оду “К радости” Бетховена из его 9–й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Такое воздействие музыки объясняется тем, что различные по частоте звуки по– разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связано с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека своя частота ритмов. Именно поэтому так различны музыкальные вкусы. Интересный факт, отмеченный психологами, – это “совпадение” искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме человека. В психологии существует такой термин как “слуховой путь”. Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60–70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбуждённые нервные центры (например, гнева и недовольства), снимают состояние стресса, боль, улучшают процессы обмена. Всё это происходит под воздействием классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Чайковский. “Но каждое произведение имеет своё воздействие на психическую деятельность” Классическая музыка, в принципе, морально безупречна.
Влияние классической музыки на ребенка
Мнения взрослых разделяются на два лагеря — одни говорят, что для маленьких деток классическая музыка слишком сложна, а другие настаивают, что именно классика воспитывает в детях эстетический вкус
Однако детям неважно, как вы относитесь к этой музыке — каждый малыш интуитивно тянется к тому или иному звучанию, независимо от ваших личных предпочтений. Так, например, многие малыши затихают, когда слышат мелодии Чайковского, Бетховена, Вивальди, а вот к Баху с его несколько тяжеловатой для восприятия органной музыкой, дети относятся с настороженностью, потому что столь глубокое звучание вызывает у них тревогу
Положительное влияние классической музыки на детей доказано учеными, и они говорят, что именно определенная частота акустических волн классических произведений воздействует на центры удовольствия ребенка, способствует развитию мозговой деятельности. Так, например, музыка Моцарта облегчает восприятие всего нового для малыша и стимулирует память, поэтому его произведения можно включать малышу в перерывах между познавательными играми.
При помощи классических произведений можно даже корректировать эмоциональное состояние малыша. Так, например, чтобы успокоить ребенка, можно включить ему произведения Бетховена, Брамса, Шуберта, чтобы улучшить настроение включите ему Чайковского, для поднятия активности пускай малыш слушает Листа, Моцарта, Хачатуряна, а для уменьшения чувства неуверенности и тревоги рекомендуется включать вальсы Штрауса, Рубинштейна, произведения Шопена.
Насильно принуждать ребенка к прослушиванию классической музыки не стоит, ведь даже не каждый взрослый способен осилить 10 минут прослушивания классики. Старайтесь каждый день включать малышу разные произведения и присмотритесь, как он на них реагирует. Наверняка от одних он будет успокаиваться, а другие наоборот будут побуждать его к необъяснимым капризным поступкам. Через время вы уже сможете подобрать список произведений, которые наиболее благотворно влияют на малыша.
Сравнительный анализ:
сравнительный анализ результатов исследования показал что:
• Растение №1, которому включали классическую музыку каждый день на два часа, прибавляло в стеблевом росте и увеличивало количество листьев.
• Растение № 2, которому включали рок музыку каждый день на два часа, заметно отставало в стеблевом росте, листья его желтели и опадали.
• Растение №3, было контрольным, которому не создавали музыкальный фон – мало чем отличалось по внешним признакам от растения № 1.
• Растение №1 под действием классической музыки зацвело на 10 дней раньше контрольного растения и растения № 2 и имело крупный цветок.
• Растение №2 тоже зацвело, спустя 15 дней, но цветок был маленький и слабый.
Музыка и речь
А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.
Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).
Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.
Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.
Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.
Пение полезно для настроения и общения
Пение – естественный антидепрессант. Несколько песен после трудного дня помогут выпустить пар, отдохнуть и вернуться к хорошему настроению.
Караоке применяют для обучения в языковых школах и на бизнес-тренингах, чтобы побороть страх выступления и прокачать лексические и коммуникативные навыки.
Караоке-клуб – идеальное место, чтобы поближе познакомиться с новыми сотрудниками, помочь им раскрыться в неформальной обстановке среди коллег.
Согласно статье в The Guardian, пение помогает малышам подготовить мозг к речи. Музыка так же важна, как обучение чтению и письму в юном возрасте, для избежания языковых проблем в будущем.
При пении и речи задействованы разные участки мозга. Именно потому некоторые люди, перенесшие инсульт, могут потерять способность нормально говорить, но могут петь. Разные участки мозга, отвечающие за пение и речь, также позволяют некоторым заикам петь без малейших проблем.
Просто забавные факты о пении
Когда мы поем, звук выходит изо рта со скоростью около 120 км в час.
В языке маори есть необычное слово “конева”, которое означает “привычка петь на открытом воздухе, находясь рядом с домом”.
А вы знали, кому принадлежит самый громкий голос в мире?
Самый громкий голос, согласно Книге рекордов Гиннеса, принадлежит британке Джилл Дрейк. Она может кричать с громкостью 129 децибел – громче рок-группы и отбойного молотка и лишь на 10 децибел тише реактивного самолёта.
Большинство людей думают, что не умеют петь, потому что они «не одарены от природы». Это правда, у одних талантов больше, чем у других, но это все равно что хождение. Практически каждый сможет ходить, если попытается.
Лучше всего петь стоя. Когда вы сидите, то теряете до 30% дыхания по сравнению со стоянием, что заметно сказывается на качестве вокала.
Труд
Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.
Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.
Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.
Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни
Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт
Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.
Нравится ли мозгу музыка
Если вы считаете, что на планете нет людей, которым бы музыка любого направления не нравилась вообще, то ошибаетесь. Ученые говорят, что примерно 5% населения Земли абсолютно равнодушны к музыкальным звукам. Сотрудники университета Макгилла (Канада) сравнили процессы, происходящие в головном мозге меломанов и людей, не переносящих музыку.
Оказалось, что у антимеломанов во время прослушивания любой мелодии не активизируются участки мозга, призванные обрабатывать звуковые сигналы. Также выяснилось, что в их организмах на фоне музыки не вырабатываются гормоны удовольствия.
Но в то же время эти участки мозга у антимеломанов не всегда «молчат». В остальных случаях они реагируют вполне адекватно. Почему так происходит, исследователям еще предстоит разобраться. А пока известно, что на фоне прослушивания мелодий у большинства людей улучшается настроение, проходят депрессии, апатия, то есть музыка определенно благотворно влияет мозг, можно сказать, что она ему нравится.
Международная группа ученых провела исследование, в рамках которого доказала, что любовь к мелодиям у людей закладывается на генетическом уровне и тесно взаимосвязана с выработкой дофамина (нейромедиатор головного мозга, отвечающий за чувство удовольствия). И чем больше прослушиваемая мелодия нравится человеку, тем больше дофамина вырабатывает организм.
Как разные мелодии влияют на наши эмоции
Исследования показывают, что музыка способна воздействовать на нейронную сеть головного мозга, стимулируя тем самым определенные эмоции и вызывая изменения в настроении. Наверное, многим приходилось наблюдать за тем, как маленькие дети под понравившуюся им мелодию сначала начинают улыбаться, а затем двигаться в такт. Еще один пример – колыбельные песни. В течение веков во всех странах мира матери поют малышам песни. Дети слушают, успокаиваются и засыпают. Нередко и сами мамы засыпают под колыбельные, причем даже раньше малышей.
Одной из причин таких эмоциональных изменений является гормон окситоцин, выработка которого активизируется на фоне услышанного пения. Именно этот гормон называют причиной тесной взаимосвязи между матерью и ребенком, слушающим колыбельные.
Исследователи предполагают, что окситоцин снижает активность участков головного мозга, отвечающих за страх и тревогу, поэтому выброс гормона делает человека более спокойным и доверчивым. В некоторых случаях окситоцин препятствует выработке кортизола – гормона стресса. Кроме того, ученые обнаружили, что прослушивание музыки способствует выработке гормона дофамина, отвечающего за чувство удовольствия.
Что для мозга лучше: веселая или грустная мелодия
Группа ученых из Финляндии и Великобритании обнаружила, что даже грустные мелодии могут вызывать в головном мозге процессы, которые улучшат настроение. Подводя итоги наблюдения, исследователи указали на то, что люди, как ни странно, испытывают особый вид удовлетворения и эмоций во время просмотра трагических фильмов или прослушивания грустных песен.
Свой вклад в изучение сделали и японские ученые. Они определили, что грустные переживания для нашего мозга обычно ассоциируются с романтическими чувствами, а некоторым людям в состоянии печали полезно слушать минорную музыку, так как она действует на мозг как психологическая уловка – позволяет легче пережить собственную трагедию.
В это же время мужской и женский мозг по-разному реагирует на грустную и агрессивную музыку. У женщин на фоне таких мелодий активизируется часть мозга, отвечающая за эмоциональный контроль. У мужчин все происходит наоборот. Поэтому сильному полу в состоянии грусти минорные мотивы лучше не слушать.
Интересный эксперимент с прослушиванием мажорных и минорных мелодий провели ученые из Ирландии. Они нашли подтверждения тому, что прослушивание определенной музыки может повлиять на восприятие эмоций другого человека. Участникам эксперимента дали несколько фотографий незнакомцев и попросили определить, какую эмоцию передает выражение лица. В итоге оказалось, что под веселые мелодии люди рассматривали в незнакомых лицах счастье, под грустные напевы в тех же самых фотографиях испытуемые видели нейтральную или печальную мимику.
Чего избежать
Есть звуки природы, влияющие на сон негативно.
Волчий вой ночью беспокоит и угнетает, лишая полноценного отдыха до утра. Раскат грома, звуки грозы тонизируют, дают мощный энергетический заряд. Грохот прибоя, крик чаек бодрит, стимулирует нервную систему, побуждая к активным действиям.
Поэтому для релакса перед сном лучше подходит успокаивающая музыка: шум воды, леса, огня, голоса птиц и дельфинов. А бодрящие звуки хороши утром.
Успокаивающая музыка приводит в порядок мысли, отвлекает от повседневной рутины, укрепляет физические и духовные силы.
Для нормализации отдыха рекомендуется гулять ежедневно на свежем воздухе. Будет полезно слушать вечером аудиозаписи с расслабляющими звуками природы для спокойного сна. Хорошее настроение и бодрость от исцеляющей природной музыки полностью вытеснит из жизни весь негатив.
Что такое звукотерапия
В современной медицине все большую популярность начинает набирать метод лечения под названием «звукотерапия», другими словами лечение звуками. Данный метод представляет собой влияние разночастотных колебаний на органы и организм в целом. Уже давно доказано, что количество лейкоцитов, отвечающих за защитную функцию организма, под воздействием звуков увеличивается.
Восприятие музыки человеческим мозгом происходит сразу обоими полушариями: левое полушарие чувствует ритм, а правое — тембр и мелодию. Помимо воздействия на человека музыка положительно действует и на животных и на растения.
Человека всегда окружают какие-либо шумы, но, как правило, он их не замечает. Звуки, способные лечить, всегда приятные на слух, они успокаивают, приводят в состояние покоя и счастья. Мелодии, приносящие веселое настроение и радость, замедляют пульс, повышают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а «дергающаяся» раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.
Уже находясь в животе мамы, ребенок начинает реагировать на музыку и звуки. Происходит это с 14 недели беременности. Как правило, спокойная и нежная мелодия успокаивает малыша, активная — ободряет. Если во время беременности мамочка слушала колыбельные песенки, то недоношенный ребенок быстрее окрепнет и лучше наберет вес. По результатам американских исследований, в среднем такие крохи выписываются на 1 неделю раньше других недоношенных деток, которые музыку не слушали.
Лечение звуками природы
Одним из направлений звукотерапии является лечение звуками природы, которые особенно широко используются в психотерапии, аэрофитотерапии и иных практиках для расслабления.
Шум воды
Шум горный реки, дождя, морского прибоя, воды в целом успокаивает и расслабляет нервную систему человека. Дело в том, что на подсознательном уровне эти звуки напоминают время нахождения в животике у мамы.
Слушать шум реки:
Шум вол, звуки и пение китов и дельфинов смягчают боли матери при родах и стресс малыша от появления на свет.
Слушать шум моря:
Звуки дельфинов
Дельфины способны вылечивать экстрасенсорно. Слушая их крик звуки, центральная нервная система человека успокаивается, а головной мозг активируется, что приводит к избавлению различных неврозов.
Слушать крик дельфинов:
Пение птиц
Звуки леса, птиц, природы положительно сказываются на эмоциональном состоянии, расслабляют и улучшают сон. Также повышают настроение, общий тонус и успокаивают нервную систему.
Слушать пение птиц:
Как уверяют ученые, птичье пение помогает улучшить все (!) происходящие в организме человека процессы. После лечения такой методикой (орнитотерапия) душа и психика приходят в состояние гармонии.
Звуки леса, воды повышают умственную деятельность, а также увеличивают скорость мыслительных процессов. Они активизируют клеточную активность той части мозга, которая отвечает за творческое вдохновение и гениальность.
Звукотерапия — одно из самых, пожалуй, простых и приятных способов избавления от недугов. Обязательно старайтесь почаще выбираться на природу, а дома, на работе или в машине включайте аудиозаписи со звуками воды, птиц или дельфинов. Со временем вы заметите, что вы чаще всего находитесь в хорошем настроении, меньше стали реагировать на негатив.
Добавляйте к себе на стену эту статью, чтобы исцеляющие звуки были всегда под рукой.
Физиология слуха у новорожденных.
Описанные выше особенности восприятия звуков младенцем объясняются физиологией его слуха. Так, несмотря на распространенное мнение о том, что новорожденный ничего не видит и не слышит, малыш начинает слышать окружающие его звуки еще на стадии внутриутробного развития, а именно на 19 неделе беременности женщины. Первыми звуками для малыша становятся отзвуки материнского организма, среди которых стук сердца, шум жидкости в животе и др. Таким образом, к моменту рождения малыш слышит уже достаточно хорошо, однако формирование слуха все еще продолжается. На этот процесс влияют звуки окружающей среды, которые малыш слышит в первые месяцы своей жизни.
Музыка природы для сна.
В ходе исследований, проведенных французским врачом А. Томатисом, было установлено, что в коже новорожденных содержится очень много клеток, практически идентичных тем, которые являются основой строения внутреннего уха человека. На основании данного факта можно сделать вывод, что ребенок может слышать не только ушами, но и всем телом. Именно поэтому младенец очень часто ведет себя неспокойно в слишком шумных местах. Однако это совсем не значит, что малыша необходимо окружить полной тишиной, поскольку к таковой он тоже не привык.
Виды гимнастики:
Существуют два вида гимнастик: общеразвивающая – направленная на развитие основных мышц и лечебная, которая назначается специалистом в виде ЛФК, например, гимнастика при дисплазии тазобедренных суставов у новорожденных, где упражнения носят лечебный характер и проводятся в специализированных учреждениях.
Мы расскажем о гимнастике, которую можно выполнять дома.
- Гимнастика для новорожденных в 1 месяц (о том, как развивается малыш в 1 месяц, читайте в статье Что должен уметь ребенок в 1 месяц?>>>):
- И.п. (исходное положение) – положите кроху на спинку, нежно погладьте его по ручкам, ножкам, животику. Переложив его на животик – погладьте спину, ручки, ножки и ягодички;
- И.п. – положите младенца на спинку, вложите свои указательные пальцы ему в ладошки. Пусть он за них схватится и попробует приподнять свои голову и плечи;
- И.п. – положите кроху на животик. Прижмите свою ладонь к его стопам. Новорожденный, помогая себе ручками, будет пытаться от них оттолкнуться;
- И.п. – лежа на спине, сгибайте и разгибайте малышу ручки и ножки.
- Гимнастика для новорожденных на фитболе (гимнастическом мяче) требует от родителей некоторой сноровки, иначе малыш может упасть с мяча во время упражнений. Поставьте ритмичную музыку, положите на мяч пеленку и приступайте к упражнениям
И.п. – положите кроху на животик. Прижмите ножки к поверхности мяча, дополнительно фиксируя спину своей рукой. Покачайте его на мяче вперед и назад. Это упражнение тренирует вестибулярный аппарат и массирует мышцы живота. Периодически делайте попрыгивающие движения мячом, массируя, таким образом, кишечник;
Если у вас существуют какие-либо проблемы с кишечником или малыш страдает коликами, обратите внимание на наш курс Мягкий животик>>>
- И.п. – зафиксируйте руки на ножках малыша и делайте покатывающие движения мячом вперед так, чтобы малыш лежал головой вниз;
- И.п. – каждую ножку новорожденного держим в отдельной руке, сгибаем ее в колене и продолжаем выполнять покатывающие движения головой вперед;
- И.п. – делаем упражнение для ручек. Положите свой указательный палец в кулачок младенцу. Подкатывая мяч к себе, малыш слегка свисает, откатываем его вперед и ручки разводим в стороны;
- По такому же принципу повторяем все движения, только малыш лежит уже на спине.
- Массаж для грудничка делается с целью улучшения лимфотока и кровоснабжения. Начинать движения можно с ручек, ножек или живота. Мы начнем с ножек.
- И.п – после легкого поглаживания ноги перейдите к растиранию стопы ножки, голени и бедра. Массирующие движения должны быть плавными. Закончите массаж конечности сгибание и разгибанием ноги;
- После этого мы приступаем ко второй ножке и ручкам;
- Помассируйте животик и грудную клетку поглаживающими и растирающими движениями. Живот массируем только по часовой стрелке;
- Перевернув кроху на живот, необходимо помассировать спину.
- Пестовальная гимнастика основывается на русском фольклоре. Делая гимнастику и улыбаясь малышу, приговаривайте, поглаживая малышу те места, про которые говорится в пестушке:
Потягушки, потягунушки
Поперек-толстянушки
Ноженьки-ходюнушки,
Рученьки-хватунюшки
Роток-говорок,
А в головку-разумок.
Общение с ребенком приговорками-пестушками, дает вам возможность установить ритм и включиться в общий поток земной энергетики. На земном шаре все подчинено определенным ритмам: кровообращение, дыхание, выработка гормонов. День сменяется ночью, а приливы — отливами – каждая клеточка на Земле работает в определенном ритме.
Поэтому все сказки наших бабушек – это своеобразный массаж в игре. Например, игра «Сорока – ворона» выполняется легкими круговыми движениями, массируя определенные точки на ладони, тем самым стимулирует работу желудочно-кишечного тракта и настраивает его на полноценный ритм.
Мы рассказали Вам о разновидностях гимнастик для новорожденных детей. Теперь вы не только имеете о них представления, но и способны овладеть элементарными навыками и приемами. Растите, развивайтесь, улыбайтесь и пусть наши рекомендации, и советы будут только вам в помощь!
- Уход за новорожденным ребенком
- Травы для купания новорожденного
- Выпадают волосы у новорожденных на голове
Три-четыре, ноги шире: для спортсменов
Расслабление под мягкие переливы флейты, звуки пианино или скрипки – это для обезболивания и настроения. А в спорте музыка задает ритм. Британские ученые еще в 2005 году доказали, что результативность спортсменов, которые слушают ритмичные композиции, растет на 15–20%. Здесь имел место двойной эффект:
- отвлечение (особенно полезен на тренажерах);
- ритмика.
Будучи фактором хорошего настроения (если это любимые произведения), музыкальное сопровождение становится еще и своеобразным допингом – разрешенным, но не менее действенным, чем медикаментозные стимуляторы (улучшает циркуляцию крови, ускоряет обменные процессы – тело приходит в тонус).
Побежали-побежали!
Давай побежим к… Пока малыш еще не научился бегать, придется побегать маме. Возьмите кроху на руки и скажите: “Сейчас мы побежим с тобой к березке. Побежали, побежали!” Подойдите к дереву и скажите: “Прибежали! Вот березка!” Теперь бегите к кустику, скамейке, машинке, собачке, лесенке, клумбе, словом ко всему, что найдется интересного поблизости.
Такая игра не только повеселит кроху, а и поможет запомнить много новых слов. Главное, произносите слова четко, делая выразительные движения губами. Малыш будет внимательно рассматривать не только называемый предмет, но и ваши губы. Он может даже потрогать их ручками. Таким способом кроха изучает движения органов речи.