Роль взрослых в организации игр
Родители и педагоги должны понимать, что роль игры в психическом развитии ребенка – не в том, чтобы обучить определенным сюжетам, моделям поведения, а в создании условий для естественного, свободного овладения умением общаться, сопереживать, дружить.
Подходящая для игровой деятельности среда зачастую не требует никаких специальных пространств, заключается в простом наличии сверстников рядом и отсутствии принуждения, контроля со стороны взрослых.
Если по ходу взросления игра усложняется, обогащается новыми способами взаимодействия, появляется умение вводить новых персонажей, развивается способность комбинирования разных ситуаций, совершенствуются диалоги, то можно говорить о росте уровня игры, а значит — и росте числа ее участников.
Воспитатели в детском саду имеют свои методические задачи по организации игровой деятельности:
- Включаться в детскую творческую игру, на собственном примере демонстрируя приемы игровой деятельности.
- Корректировать способы развертывания сюжета и игровых действий в соответствии с возрастом.
- Формировать игровые умения, объяснять их смысл.
- Следить, чтобы дети в игре отражали приобретенные навыки, представления, усвоенные модели поведения, мягко направляя ребят.
- Внедрять дидактические игрушки, учить одушевлению, созданию сюжета
- Знакомить с настольными, подвижными играми, с правилами.
Родителям нужно помнить, что игровая деятельность детей складывается спонтанно, естественно, интуитивно – нет необходимости создавать особый развивающий климат, наполнять среду специальными игрушками. Постоянная активная включенность родителей в детскую игру может даже навредить – ребенок не сможет самостоятельно, без помощи мамы и папы выбирать и направлять сюжетную линию, наполнять содержание, обогащать ролевое поведение, выстраивать взаимодействие с друзьями.
Позволяя детям играть самим, родители дают им возможность гармонично войти в окружающий мир, найти свои механизмы общения с людьми, научиться строить отношения, адекватно использовать разные предметы и воспринимать реальность. Играя, дети обретают уверенность в себе, наполняют жизнь интересным, увлекательным содержанием, удовлетворяют свои социальные потребности и интересы. Свободная творческая игра – важнейшее средство полноценного развития личности малыша.
Автор статьи Алёна Кириленко
Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.
Ребенок мало играет или вообще не играет
Почему некоторые дети отказываются или вообще мало играют? Об этой проблеме начинают чаще писать мамы на форумах. Главное, внести ясность в ситуацию и выяснить причину. Мы не будем создавать возрастную градацию, а рассмотрим случай в целом.
Если играет, но мало.
Например, только в настольные игры, а не ролевые. Девочка не играет с куклами, мальчик с машинками. Здесь возможна эмоциональная зажатость внутри. Здоровый ребенок играет и играет много. У него в этом огромная потребность. На «нездоровье» может влиять родитель, семейная ситуация, проблема в школе, в детском садике, на улице, если ребенок часто гуляет. Сегодня достаточно актуальная проблема — травля. Я с этим столкнулась недавно, когда работала в детском клубе. Это замечательное место: все ограждено, красиво, рядом элитный детский сад. Дети в возрасте 6-7 лет собирались в группу. По идее, им должно быть интересно играть, а они занимались травлей детей, которые младше них. Бросались землей в лицо. Происходящее снимали на смартфоны, потом грозили, что опубликуют на YouTube. Травля имеет место быть везде. Дети, которые становятся мишенями закрываются из-за этого.
О том, что ребенок мало играет, представление родителя не всегда сопоставимо с детским миром. Для одного малыша нормально проигрывать всё за 1,5-2 часа. Ему хватает этого периода, чтобы выплеснуть чувства. Все остальное время ему хочется побыть с мамой и папой. Но маме может показаться, что полтора часа мало. Она начинает переживать, ведь другие дети играют весь день напролет. Они начинают плакать, когда их «вынимают» из игры. Самое главное, чтобы вообще ребенок играл.
Есть дети, которые вообще ни во что не играют. Они даже не берут в руки карандаш, чтобы выразить эмоции, мысли. Рисование в какой-то мере — это тоже игра. Ведь в процессе изображается сюжет. Если ребенок не играет вообще — это очень большая проблема. Нет выхода эмоциям, посредством игры. Здесь уже нужно подключать невролога, нейропсихолога. Для малыша остается только один вариант выплеснуть эмоции: слезы, крики, физическая активность. Но этого мало. Ребенку важна игра.
К чему приводит внутренняя зажатость у детей
Ребенок не может в дальнейшем, когда вырастает, полноценно взаимодействовать с социумом. Ему будет очень сложно общаться. Он не развился благодаря играм. Для него общество — это большой мир, в котором кто-то что-то умеет делать. А он, посредством игры, не смог развить эти навыки. Отсюда появляется неуверенность, боязнь делать первый шаг, пробовать себя на новом поприще. От чтения много пользы, но игра не менее важна.
Пример из практики
У меня на занятиях был мальчик, которому 4 года. У него прекрасные заключения от неврологов. Несколько экземпляров от разных врачей. Читаешь «все здорово», а в итоге начинаются проблемы, когда дело доходит до игры. В моем кабинете есть множество игрушек. Мальчик может взять любую на выбор. Ему нравится доска с эмоциями. На ней нарисованы таблички, которые при ударе кулаком или нажиме падают. Детки могут сами, если захотят, подойти и выбрать эмоцию. Кроха может передать настроение, выбрав нужный смайлик. Например, сердечко, плачущего, смеющегося. В один день этот мальчик проходит мимо всех игрушек и даже доски эмоций.
— Во что сегодня поиграем? — спрашиваю я.
— В песок наверное, — подумав отвечает.
— А в какой мокрый или сухой? — он долго думает, но я не тороплю и не направляю. Ребенок сам должен сделать выбор и прийти к ответу.
— Хочу в сухой.
Начинаем работать с сухим песком. <Дарья Клепальская проводит сеансы песочной терапии для детей — примечание редакции>. Потом он говорит:
— Мне скучно.
— А почему тебе скучно?
— Я не знаю.
На занятие выделяется 45 минут. За это время мы начинаем разбираться в ситуации. Он вообще не притронулся к игрушкам, а просто разговаривал. Для него было важнее сегодня пообщаться. Выход эмоциям произошел через разговор. Но если мы будем всегда просто говорить — это дает очень маленький результат. Нужно проигрывать все ситуации из жизни, чтобы ребенок не страдал от внутренней зажатости. Иначе он себя чувствует некомфортно.
Умеем ли мы играть с детьми
В самом начале своего пути детского психолога часто ловила себя на мысли, как же сложно просто играть. Придумывать сюжет, фантазировать… Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком!
На первых встречах с родителями я интересуюсь, как и во что они играют с ребенком. Единицы отвечают, что во время совместных игр собирают конструктор, пазлы, рисуют, катают машинки или участвуют в ролевых «постановках». Большинство говорят, что рассматривают с ребенком буквы и цифры, называют животных, просят подать или принести какую-то игрушку, показать части тела — сосредоточены на интеллектуальных играх. Одним словам учат.
Когда родители узнают, что с ребенком нужно играть, причем именно в его игру, очень часто теряются. По глазам видно, что просто не умеют этого делать.
Тогда я пытаюсь оказать помощь: спрашиваю, во что мама сама играла, когда была маленькой. Мало кто может вспомнить что-то больше, чем просто куклы и дочки-матери. Память о своем детстве осталась так глубоко спрятана, что вопросы об игре вызывают недоумение.
Итак, какие же развивающие игры советуют педагоги?
1. Сюжетно-ролевые игры
К ним относятся те самые игры «во врача», «дочки-матери» и тому подобные. Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире. Ребенок же берет на себя какую-то роль какого-то взрослого, начинает действовать, отчасти копируя увиденное поведение, отчасти добавляя что-то свое. Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом «взрослой жизни» малыша, они помогают познавать окружающий мир и, отталкиваясь от увиденного в реальности, под воздействием собственной фантазии, создавать новые модели поведения.
У сюжетно-ролевых игр есть свои характерные особенности:
- это форма активного отражения ребенком повседневной жизни взрослых людей;
эта игра предполагает комплексные действия, а не отдельные – одинаковые и периодически повторяющиеся (как письмо или чтение);
сюжет таких игр меняется с течением времени – то, во что играли дети 20 лет назад, и то, во что они играют сейчас – две большие разницы;
сюжетно-ролевая игра предполагает творческое отражение действительности ребенком;
такая игра способствует познанию малышом окружающего мира и развитию познавательных способностей и любознательности;
такая игра предполагает не пустое заучивание чего-то, а применение своих знаний не практике;
как правило, в такие игры можно играть только коллективно, поэтому эта деятельность способствует развитию коммуникативных навыков ребенка;
изначальный сценарий сюжетно-ролевой игры может измениться в процессе его реализации, что способствует развитию творческих способностей малыша и его способности ориентироваться и выбирать нестандартные пути решения.
2. Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов
Такие игры помогают развивать у ребенка логические мышления, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике. Детский ребус – это, наверное, наиболее популярная форма загадок для маленьких детей, развивающая не только логическое мышление, но и творческую фантазию.
Обычные детские загадки и кроссворды в игровой форме помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление. Кроме того, разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка.
3. Игры-соревнования
Психологи считают, что именно в играх-соревнованиях у детей развивается стремление к успеху и возможности стать первым.
4. Конструкторская игра
Такой вид игры больше подходит для детей старшего дошкольного возраста, когда моторика у них уже хорошо развита, и они уже могут что-то сконструировать. С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов, и у них развивается практические мышление. В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности.
5. Игра-драматизация
По сути, эта игра подразумевает заучивание малышом слов роли, точная передача чувств и эмоций героя. Она развивает нравственные черты малыша, учит его различать эмоции и уметь их передавать. Основой для сюжета такой игры может стать любое литературное произведение, конечно, не представляющее большой сложности для маленького ребенка.
С кем и как играют дети?
Однозначно ответить на подобный вопрос нельзя. Выбор ребенка “с кем играть” зависит от уровня его развития, характера, предпочтений, реальной существующей практики игры в его жизни.
Так, например, те, кто постоянно находится в поле зрения родителей и не имеет возможности заниматься самостоятельно, в любом возрасте будет оглядываться на то, что скажет мама и какую идею она ему даст. Малыши, которые уже ходят в детский сад, охотно играют с ровесниками на улице, а дома организуют игры не только с родителями, но и с игрушками.
Естественно, по мере взросления дети увеличивают круг вовлекаемых объектов в свою игру. Так, новорожденный готов смотреть, как его занимают мама и папа, а вот к году ребенка на улице уже интересуют его сверстники и те, кто постарше. Малыши третьего года жизни активно принимают в игру как взрослых и детей, так и свои игрушки.
Наша задача состоит в том, чтобы дать свободу выбора маленькому человеку. Конечно, нельзя все время отказывать в помощи, если ребенок просит, но мягко направить, предложить пофантазировать ему самостоятельно в наших силах. Безусловно, родители должны быть рядом, ведь мы – главная опора и поддержка наших детей. Просто не стоит контролировать каждый их шаг. И, как бы сложно это ни казалось поначалу, со временем станет ясно, что свобода выбора – важный этап на пути развития наших чад. Необходимо воспринимать игру как форму организации жизни детей, а не только как развлечение.
Игры детей от 0 до 3 лет
Дошкольный возраст является самым ответственным периодом развития ребёнка. Это наилучшее время формирования его как личности, ведь интенсивно развиваются все психические процессы. Будет ли ребёнок лидером, насколько успешно будет учиться — всё это зависит от того, в какие игры он играет.
Смотрите видео о развивающих играх с малышом первого года жизни
Как правильно подобрать содержание игр с учётом возраста дошкольника? В начале жизни малыш только познаёт мир
Ему важно узнать, как всё происходит: крутится, вертится, двигается и т. д
Малыш мнёт, рвёт, бросает, крутит, нажимает, тянет, стучит
Таким образом, ребёнок постигает закономерность действий предметов. В связи с этим, подбираем ребёнку соответствующие игрушки. Это игрушки, обеспечивающие познавательное развитие малыша и его социальное становление: аналоги реальных предметов (телефон, посуда, лопатка), кубики, пирамидки, механические игрушки, погремушки, куклы. Обеспечьте малыша спортивными игрушками: малыш должен развиваться физически
Малыш мнёт, рвёт, бросает, крутит, нажимает, тянет, стучит. Таким образом, ребёнок постигает закономерность действий предметов. В связи с этим, подбираем ребёнку соответствующие игрушки. Это игрушки, обеспечивающие познавательное развитие малыша и его социальное становление: аналоги реальных предметов (телефон, посуда, лопатка), кубики, пирамидки, механические игрушки, погремушки, куклы. Обеспечьте малыша спортивными игрушками: малыш должен развиваться физически.
Как строится детская сюжетно-ролевая игра
Структура игры состоит из следующих компонентов:
- роли;
- игровых действия;
- игровое употребление предметов (замещение);
- реальные отношения между ребятами.
Роль
Это важнейшая составляющая любой творческой игры – представляет собой определенные действия и высказывания, характерные для какого-то человека. Дошкольник принимает на себя роль взрослого, выстраивает игровое поведение, которое, на его взгляд, присуще этому взрослому. Малыш соответствующим образом разговаривает, двигается, совершает манипуляции с разными предметами.
Дети очень избирательны к ролям. Ребенок наиболее охотно согласится на роль того, кто вызывает у него неподдельный интерес, сильные эмоции, чей поступок впечатлил или восхитил. Значение также имеет формирование отношений данной роли с другими участниками игры – имеет ли фигура вес, как складываются ее взаимодействия с остальными, насколько высока активность персонажа.
Игровые действия
Реализация роли происходит через игровые действия – все совершаемые ребенком перемещения, высказывания, манипуляции с предметами. Замещение вещей реальной жизни игрушками или какими-то другими объектами – прием, который постепенно разовьет абстрактное мышление и воображение. Обычно чем младше ребенок, тем менее требователен он к игрушкам – кроха будет счастлив использовать палки, камни, карандаши, бумагу, подушки с пледами.
Партнерское взаимодействие
Построение партнерского взаимодействия играющих детей включает в себя следующие моменты:
- Совместное обсуждение, планирование сюжетной линии, проговаривание некоторых действий играющих.
- Определение роли каждому участнику, выбор игровой атрибутики.
- Контролирующие действия по ходу развития сюжета.
- Внесение корректировок в игру.
Чем старше участники игры, тем более прогрессивными являются их реальные функции, выше способность договариваться и придерживаться плана. Говоря о роли творческих игр в развитии ребенка дошкольного возраста, педагоги и психологи делают упор на естественную социализацию, умение жить интересами команды, приобретение партнерского духа. Игра имеет ведущее значение для формирования детского коллектива. Малыши учатся слышать друг друга, договариваться, искать компромисс, жертвовать своими интересами ради интересов своих сверстников, применяя следующие инструменты:
- Планирование – будущие события, сюжет обсуждаются всеми участниками.
- Обсуждение начального замысла – какие роли будут исполнять друзья, возможно ли поменяться ролями так, чтобы каждый мог побыть основным персонажем.
- Создание игровой среды – совместно подбираются среда, предметное наполнение.
Для того чтобы организовать игровое, непосредственно сюжетно-ролевое общение внутри выбранного сюжета, дошкольники используют такие приемы:
- Смена ролей. В процессе игры дети могут неоднократно поменяться ролями, ввести новых персонажей, а от каких-то избавиться.
- Переход к игровому сотрудничеству. Присматриваясь друг к другу, малыши играют рядом, каждый находится в своем воображаемом поле, и лишь со временем происходит объединение сюжетов и создание общего игрового пространства.
- Ребята ориентируются на переживания, которые они испытывают по отношению к персонажам. Благодаря такой эмпатии поддерживается интерес к игре, развивается сюжет, обогащается содержание.
- Драматизация событий – повышенная эмоциональная напряженность, необходимость помогать героям, спасать их – средство оживления игры, придания ей привлекательности, поддержания интереса на высоком уровне.
Влияние игры на развитие ребёнка
Играя, дети постоянно развиваются. Некоторые игры способствуют развитию физических данных, другие формируют психику и умственные способности.
Развитие познавательной сферы
Через игры дети во многом познают мир. Они на опыте узнают об основных свойствах разных предметов и веществ, изучают их назначение. Познание мира через игры начинается с самого начала. Это начинается ее до того, как ребенок способен осознанно играть во что-либо. Он просто трясет погремушкой, слыша шум, складывает или бросает игрушки. Часто пробует на зуб различные предметы. Познавая мир, малыш одновременно развивает и свою память, логику. Способность анализировать и мыслить. Эти навыки, если их правильно развить, помогут ребенку лучше учиться в школе.
Физическое развитие
Существуют игры, которые направлены специально на развитие физических способностей. В это время дети осваивают движения, улучшают свои навыки и выносливость. Многие дети просто обожают подвижные игры. Они любят побегать, попрыгать, поиграть с мячом. В детской комнате рекомендуется оборудовать уголок со спортивными конструкциями, чтобы ребенок мог заниматься в течение дня
Во дворе важно стимулировать детей как можно больше двигаться. Это поможет в легкой игровой форме улучшить физические способности, а командная игра научи взаимодействовать между собой
Развитие образного мышления
Часто во время игры ребенок проявляет фантазию. Он моделирует пространство, наделяет игрушки определенными свойствами, придумывает для них имена и характеры. Дети понимают, что все это не по-настоящему, но во время игры фантики становятся для них настоящими деньгами, а песок – тестом для куличей. Именно в процессе таких игр и развивается воображение ребенка, он учится мыслить самостоятельно и нестандартно. Сегодня существует очень много игрушек, которые имитируют настоящие предметы. Это в каком-то смысле лишает детей возможности проявить фантазию.
Развитие речи и навыков
Когда в игре есть сюжет, а игрушки выполняют роли, ребенок проговаривает их действия и слова. Особенно полезны такие игры в коллективе. Это развивает речь, способность общаться. При этом дети учатся договариваться о правилах, а затем соблюдать их. Эти навыки тоже очень пригодятся им в дальнейшем.
Мотивация
Как правило, в ролевых играх ребенок подражает своим родителям или другим взрослым. Он на время как бы становится взрослым, пробуя себя в той или иной роли. В игровой форме он пытается выполнить те или иные действия. В таких играх просматривается мотивация вырасти достойным человеком, получить образование, чтобы иметь возможность найти хорошую работу, реализоваться в профессии. Чтобы мотивация была правильной, дети должны видеть хороший пример.
Нравственность
Как правило, дети играют между собой по выдуманным сюжетам, но при этом реагируют на действия партнеров по игре по-настоящему. Это может быть радость, благодарность или обида. В это время формируются человеческие качества. Малыш учиться быть смелым, проявлять решительность, доброжелательность. Чтобы человеческие качества формировались правильно, необходим хороший пример перед глазами. Родители должны время от времени наблюдать за игрой, ненавязчиво давать рекомендации и советы.
Эмоциональная сфера
Очень важным компонентом познания мира и развития ребенка является формирование его эмоциональности. Играя, дети должны научиться проявлять поддержку, выражать сожаление, симпатию. Часто сквозь игру можно заметить определенные проблемы. Например, малыш боится чего-то или встревожен
Выявив проблему, и своевременно обратив на нее внимание, ее можно будет решить еще в раннем возрасте. Это поможет ребенку вырасти более уверенным и уравновешенным человеком. Игра очень важна в жизни ребенка
И чем разнообразнее и интереснее они будут, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми своих детей нельзя. Нельзя просто отправить ребенка поиграть с самим собой, чтобы он не мешал. Забота проявляется не только в покупке дорогих игрушек и компьютера
Игра очень важна в жизни ребенка. И чем разнообразнее и интереснее они будут, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми своих детей нельзя. Нельзя просто отправить ребенка поиграть с самим собой, чтобы он не мешал. Забота проявляется не только в покупке дорогих игрушек и компьютера
Очень важно наблюдать за тем, как ребенок проявляет фантазию, как взаимодействует с другими детьми и взрослыми, насколько хорошо он развивается физически
Родители не понимают, почему дети должны играть
На своей практике не раз пришлось столкнуться с тем, что родители часто недооценивают детскую игру. Мне приходится объяснять родителям, почему детям нужно играть.
«Только оставь его без присмотра, так он сразу же начнет баловаться».
Начинаем выяснять, что значит «баловаться»: доставать игрушки из шкафа, разбрасывать конструктор, бегать по комнате с машинкой, рассыпать ложкой фасоль… Минуточку! Кажется, здесь речь идет о том, что ребенок играет. Он рассматривает игрушки, изучает окружающие предметы. Любопытство — одно из самых важных для малыша качеств! Он пытается «готовить суп», изображает таксиста. Только для мамы все эти действия объединены словом «баловаться». Отдельная проблема — если это происходит в общественных местах.
«Она постоянно шкодит. То камни принесет, посередине комнаты положит, то песок на стол высыпет. Только отвернусь, как обязательно что-то натянет на голову. Сил просто нет».
Да, часто дети в процессе игр (особенно, подвижных и активных) могут причинять некоторые неудобства, испортить наведенный порядок, перевернуть игрушки и даже испачкать ковер. Но сравнимы ли эти потери с тем, что получает ребенок во время простых игр… Так зачем детям нужны игры?
Типы игр, выбор игрушек для разных возрастных групп
Есть несколько видов игр, которые сменяют друг друга по мере развития ребенка.
Функциональные игры
Основная причина функциональных игр — получение приятных эмоций. Наблюдается на протяжении всей жизни человека, но остается ведущим видом до двухлетнего возраста.
Игры с персонажами
Происходит переход от функциональных игр к символическим. Символические игры — это игры, в которых один объект рассматривается как другой, в настоящее время не существующий. Например, когда ребенок берет палку, ездит на ней и обращается с ней как с лошадью. Предполагается, что в этих играх формируется и укрепляется способность ребенка понимать последовательность.
Ролевые игры
Ролевые игры начинаются в возрасте трех — четырех лет. В этих играх ребенок имитирует поведение взрослых, их роли отца, матери, врача, продавца и т.д. Ролевые игры способствуют развитию социальных навыков.
Игры по правилам
Игры по правилам. Эти игры прививают детям способность подчиняться правилам, в игре есть правила, все подчиняются этим правилам.
Развивающие игры
Развивающие игры используется как средство обучения и воспитания. Название развивающей игры должно означать занятие, в ходе которого дети приобретают определенные знания и навыки. Таким образом, образовательная игра предназначена для обучения.
При выборе игрушки необходимо руководствоваться следующими принципами (качество, соответствие возрасту, соответствие интересам ребенка):
Детям от 0 до 1 года нужны развивающие чувствительность игрушки — резиновые игрушки в ярких цветах, издающие голоса.
Детям до года нужны большие кубики с неострыми краями, маленькие пирамидки из 3-4 частей, движущиеся игрушки. В этом возрасте дети очень любят прыгающие игрушки, они дарят массу положительных эмоций.
В 2 года у ребенка уже может быть мягкая игрушка, с которой он может дружить, обнимать его, любить, спать с ним, большой шар, пирамидки из 5-8 частей, кубики большие и маленькие, вставлять игрушки.
В возрасте 3 лет играют в сюжетные игры, активно используют дубликаты бытовых вещей.
В 4 года они начинают играть в куклы и игрушки, сделанные ими самими. В этом возрасте практически все дети очень любят игрушки, которые они могут создать или построить своими руками, как пример – пластилин, конструктор, кукольный домик.
В возрасте 5 лет они играют в режиссерские игры, где они являются режиссером игры, они контролируют ход игры. Они уже могут сами придумывать сюжет, раздавать роли и не браться за роль, если она им не по душе.
В 7 лет дети уже могут играть и без игрушек, это время дворовых игр
В этот период развивается социальное поведение, находятся первые настоящие друзья, развивается воображение, а командная работа выходит на максимум.
Не рекомендуется давать детям механические игрушки с дистанционным управлением до 7 лет, так как они поглощают внимание ребенка, требуют большого напряжения, создают пассивное физическое состояние, ничего не развивают.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что детям нужно больше играть сегодня, чтобы развиваться и решать будущие задачи. От игры зависит, какими навыками будут вооружены дети, какими людьми они станут, и какой мир они создадут.
Роль игры в развитии и жизни ребенка
Есть родители, которые думают, что обычные игры — бесполезная трата времени. Но это не так. Родитель приходит с ребенком в детский садик или центр на развивающие занятия. В них всегда будут игрушки. И когда ребенок идет к ним, мама пытается его сразу увести: «Давай-давай быстрее, у нас занятия. Что у тебя дома мало игрушек?».
Не все родители обращают внимание на то, как играет чадо. Когда они приводят его в сад, у них есть запросы: «Занятия от и до, на игры выделять меньше времени. Он и дома играет в игрушки»
Нужно посмотреть на сюжет его игры. Как он играет в машинки? Он может проигрывать постоянно историю с вручением медали. Значит ребенку близка тема с низкой самооценкой. С какой машинкой он играет чаще, с той ассоциирует себя. Он проектирует себя на эту игрушку. Когда чадо постоянно награждает авто за первое место, значит его когда-то за что-то недооценили. А потребность в этом осталась
Он и дома играет в игрушки». Нужно посмотреть на сюжет его игры. Как он играет в машинки? Он может проигрывать постоянно историю с вручением медали. Значит ребенку близка тема с низкой самооценкой. С какой машинкой он играет чаще, с той ассоциирует себя. Он проектирует себя на эту игрушку. Когда чадо постоянно награждает авто за первое место, значит его когда-то за что-то недооценили. А потребность в этом осталась.
Проблема в том, что родители могут неверно трактовать эту игру. Смотря на чадо, они будут видеть в нем стремление к победам. Он лидер. Мама и папа могут посчитать, что надо отдать ребенка в спорт, собирать награды. Позже, если мальчик проиграет, то это его сломает. Он будет продолжать заново повторять сюжет. Каждый проигрыш будет переносить тяжело. Только другой человек сможет показать, что двигаться можно и в других направлениях.
Если ребенку не дать поиграть и проиграть то, что его волнует, это образует внутри него зажим. И этих зажимов может быть много, когда он нечто переживает в одиночку. Малыш не поделился этим с мамой, папой или родители не поинтересовались как дела. Но эта недоговоренность формируется внутри него. Дети много находятся в детском садике. За это время накапливается многое. Какие-то эмоции были сильнее, другие менее. Ребенок может о чем-то не рассказывать. Оно забывается, но поверхностно, что-то оседает. Для того, чтобы этого «осадка» было меньше, а малыш мог расслабляться, нужно заниматься «самолечением». Если кроха не может сам себе помочь и проиграть сюжет, например, ему скучно одному, то может помочь второй участник. Это может быть мама, папа, подружка, психолог, воспитатель — любой человек, которого ребенок готов впустить в игру
Это немаловажно
Компьютерные и онлайн игры
В настоящее время появилось большое количество специализированных электронных ресурсов, предлагающих развивающие компьютерные и он-лайн игры для детей. Такие игры — абсолютно логичное продолжение всех предметных и устных игр и занятий с детьми с целью развития их способностей. Позитивные стороны тут тоже присутствуют — например, ребёнок постепенно учится компьютерной грамотности
Здесь нет ничего сложного: ребёнок просто играет в понравившуюся игру на компьютере, тем самым тренируя память или внимание или скорость мышления и тому подобное. Он может научиться логически мыслить, обобщать, делать правильный выбор, тренироваться в математике или учить языки
И всё происходит в доступной игровой форме
И всё происходит в доступной игровой форме.
При занятиях за компьютером существуют правила:
Обращайте внимание, в какой позе ребёнок сидит за компьютером. Сидеть нужно не сутулясь, не наклоняясь в какую-либо сторону, не кособочась. Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка
Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка
Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.
Детские компьютерные игры появились не так давно — всего несколько лет назад, однако эта сфера стала очень популярной среди детей и их родителей.
Подвижные игры для детей цель и задачи
Подвижные спортивные игры – отличное средство для приобщения карапуза к здоровому образу жизни. С их помощью можно научить малыша важным умениям и навыкам. Использовать активные занятия в воспитательных целях могут не только педагоги, но и сами родители.
Цель подвижных развлечений– не только помочь детям весело провести свой досуг, но и научить таким важным вещам, как взаимодействие в команде, взаимопомощь, ловкость, выносливость, смелость, упорство.
Регулярная физическая активность способна укрепить здоровье малыша. Задача родителей вызвать у крохи неподдельный интерес к подвижным развлечениям, а также научить его играть самостоятельно, соблюдая все необходимые правила.
Также использование подвижных игр с детьми служит отличным способом для корректировки индивидуальных особенностей детей. С их помощью стеснительного и робкого малыша можно научить быть общительным и коммуникативным, гиперактивного – дисциплинированным и собранным и т.д.
Важно, чтобы каждый ребенок в игре побывал как в главной роли, так и во второстепенной.Для активных детей хорошо подойдут занятия, требующие сосредоточенности и выполнения четкий действий, от которых будет зависеть конечный результат. Пассивным малышамлучше сначала предложить освоиться в несложных развлечениях, постепенно помогая развить быстроту и ловкость, а после, при достижении положительной динамики, перейти уже на более сложные уровни занятий
СПРАВКА!Перед началом развлечений обязательно понятно и подробно объясните детям правила, поясните, что их соблюдение очень важно, в игре необходимо всегда оставаться честным, справедливым. После занятий проведите беседу с малышами, поговорите о совершенных ошибках, расскажите, как избежать их, а главное, не забудьте, похвалить за успехи.
Роль подвижных игр в развитии ребенка
Не зря говорят «движение – это жизнь». Ведь именно с помощью регулярной физической активности, малыш сможет повысить свой иммунитет, укрепить здоровье и стать выносливым и ловким. Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка неоценима. Такие занятия научат малыша владеть своим телом, улучшат моторику и помогут в освоении новых возможностей своего тела.
Активные игры– это не только лишь развлечение. На самом деле количество пользы при таком времяпровождении немалое. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, такие занятия помогают раскрепоститься, преодолеть застенчивость, стать организованным и дисциплинированным, получить новые знания об окружающем мире и закрепить уже знакомую информацию.
ОСОБЕННОСТИ!Подбирайте игры с учетом возраста и особенностей развития ребенка.
Проведение активных развлечений на свежем воздухе вдвойне полезно. Легкие хорошо насыщаются кислородом, укрепляется нервная система, что способствует улучшению качества сна, повышению аппетита, снижению утомляемости и раздражительности.