Злость, тревога, раздражение на своих детей. Несколько историй из жизни

Как лечат агрессию у детей?

Медикаментозное лечение применяется только тогда, когда злоба, гнев и агрессия сопутствуют психическому расстройству. Назначать препараты должен только врач. Во всех остальных случаях агрессивное поведение корректируется при помощи методов психотерапии.

Психолог должен выяснить причину проблемы, определить наличие у ребенка ресурсов, достаточных чтобы с ней справиться, и провести психологическую коррекцию при помощи следующих техник:

  • арт-терапии (лечение с помощью искусства и творчества) и ее многообразных направлений (изотерапии, песочной терапии, глинотерапии, куклотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и танцев);

  • игровых упражнений (специалист предлагает малышу выплеснуть свое раздражение и злость при помощи физических упражнений, кидания мяча, игр с водой и других материалов);

  • групповых тренингов (занятия в группе способствуют улучшению коммуникативных навыков и искреннему выражению чувств, малыш учится отстаивать свою точку зрению, перестает ощущать себя одиноким);

  • релаксационных техник (дыхательные гимнастики, упражнения на расслабление и переключение внимания помогут уменьшить уровень тревожности).

Обо всех способах и методах работы с агрессивными детьми рассказывают опытные психологи на нашем дистанционном курсе. Освоив эту программу профессиональной переподготовки, вы получите востребованную и гуманную профессию педагога-психолога, сможете помогать детям справиться с нарушениями поведения и отклонениями в развитии, научитесь раскрывать творческий потенциал у детей и подростков.

Если не тянуть и вовремя обратиться к психологу, то агрессия в детском возрасте успешно корректируется, но для этого потребуются усилия и участие не только педагогов и психологов, но и родителей.

Материнская агрессия – то, в чем сложно признаться

Вера Сиротюк

Далеко не каждая мама способна честно сказать себе и окружающим, что в какие-то периоды чувствует злость и раздражение по отношению к своему ребенку. Причем, чем меньше возраст ребенка, тем сложнее в этом признаться. Ведь сразу в голове возникает строгий голос: «Как можно злиться на своего собственного ребенка? Он же ангел! Ты плохая мать! Тебе надо лечиться!».

И дальше, мучая себя чувством вины, мама старается терпеть, быть «идеальной». Но через какое-то время всё повторяется по кругу: срыв, чувство вины, попытка быть «хорошей».

Очень важно разрешить себе испытывать разные чувства, которые возникают при общении с ребенком. Мы все временами чувствуем недовольство, злость – на работе с коллегами, в супружеских отношениях, с детьми. Это нормально

Вопрос в том, ЧТО мы с этой злостью и агрессией делаем: срываемся, бьём ребенка – или выбираем более конструктивный путь.

В некоторых православных семьях гнев и злость пытаются подавлять, потому что «злиться – это грех». И здесь есть очень тонкая грань: если мы не принимаем в себе эти чувства, подавляем их, не говорим о них, то мы тратим много энергии на то, чтобы сдерживаться. И спустя какое-то время мы уже не можем удерживать это напряжение, «разряжаемся» с помощью скандала, обрушивая на ребенка поток ругательств и шлепков.

Причины повышенной тревожности у детей​

Значительный «вклад» в развитие тревожности вносят родители. Бывают дети, особенно сильно предрасположенные к повышенной тревожности — дети творческого склада ума, высокочувствительные, меланхолического темперамента. Но обычно, если родители нашли подходящий подход к воспитанию ребёнка, тревожность может проявляться лишь эпизодически, не перерастая в тяжёлую форму. Рассмотрим самые распространённые причины детской тревожности.

1. Тревожная атмосфера дома

Дети всегда перенимают модель поведения близких взрослых. Если родители сами постоянно о чем-то беспокоятся, их тревожность передаётся ребёнку. Он усваивает, что мир опасен, что на самые разные события в жизни нужно беспокойно реагировать. В этом случае ребенок становится мнительным, его страхи распространяются на все сферы жизни. Даже если родители не высказывают открыто свои страхи, дети всегда чувствуют напряженную атмосферу. В такой обстановке стресс у детей может стать хроническим.

2. Психологическая травма

Причиной повышения тревожности может стать любая ситуация, которая вызвала сильный стресс у ребёнка. Развод родителей, потеря близкого человека, серьёзные конфликты с учителями или сверстниками, болезнь — любое из этих событий наносит ребёнку тяжёлую травму. Если родители и психологи не помогли справиться с ней, страхи и тревоги будут сопровождать ребёнка и дальше

Такой травмой может стать даже публичное порицание или провал ребенка на важном мероприятии, особенно если он растёт чувствительным и эмоциональным

3. Авторитарный стиль воспитания

Когда детям предъявляют слишком высокие требования, ругают за любые ошибки, не позволяют выражать свои эмоции и часто наказывают, тревога становится их постоянным спутником. В такой ситуации дети постоянно вынуждены бороться за любовь и принятие, страдают от частой критики, стремятся угодить родителям любой ценой и отчаянно боятся потерять их расположение. Особенно тяжело им приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны. Ещё тяжелее, если родители применяют жестокие наказания или запугивания. Как следствие — низкая самооценка, неуверенность в себе, недоверие к окружающему миру, постоянные страхи и высокий уровень тревоги.

Формы проявления агрессии

К формам проявления агрессии относятся ярость, гнев, раздражение, злость, ненависть. Чаще всего эти чувства являются неконтролируемыми и, соответственно, несут опасность для окружающих.  Каждое из этих основных чувств проявляется следующими формами:

  • Яростью – состоянием, максимально близким к агрессии. Без ярости агрессия невозможна.
  • Раздражение – минимальное проявление агрессии, свидетельствующее о возможном ее начале.
  • Злость – более выраженное проявление агрессии и при этом более частое, чем раздражение. Тот, из-за кого возникла злость, т.е. предмет злости больного всегда выражен сильнее остальных по своему содержанию и природе.
  • Ненависть – самое тяжелое проявление агрессии. Зачастую, ненависть может быть чертой характера, но она также быстро укореняется и приобретает хронический характер. 

Наша социализация основана на балансе между процессами возбуждения и торможения в корковых нейронных сетях. Агрессия появляется у людей, которые физически потеряли функциональность некоторых структур мозга, отвечающих за процессы торможения-возбуждения. Как следствие, во время действия раздражителей, возбуждение преобладает, а процесс торможения очень сильно опаздывает и влияет слабо. 

Психологическая основа агрессии – это малая способность человека к самоконтролю и саморегуляции, зависимость от обстоятельств, неустойчивая самооценка. В данных случаях агрессия является способом снятия напряжения при эмоциональных и умственных нагрузках. 

Что такое повышенная тревожность

Тревожность — это повышенная склонность к беспокойству и опасениям. Человек, страдающий от этой проблемы, часто переживает по относительно незначительным поводам, ощущает постоянную угрозу, страх по неопределённому поводу. Любые события воспринимаются как опасные, неблагоприятные и вызывают у него стресс.

Как и страх, тревога может быть оправдана и даже полезна, ведь это защитный механизм человеческой психики. Ситуативная тревожность помогает мобилизоваться, избежать опасности, решить проблему. Но, если тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных, можно говорить о том, что она стала устойчивой чертой личности, моделью поведения.

Это справедливо как для взрослых, так и для детей. Но проявления тревожности у детей специфические. Тревожному ребёнку трудно устанавливать контакты с окружающими, он постоянно подавлен, находится настороже, воспринимает мир как пугающий и враждебный. У ребёнка закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. Одним из следствий повышенной тревожности у ребёнка становится низкая устойчивость к стрессам, в том числе неспособность справляться с жизнью, успешно учиться и познавать окружающий мир.

Научим умению быть спокойным и внимательным

Записаться на консультацию

В чем суть расстройства

Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:

  • гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
  • гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
  • переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.

В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности. 

Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.

Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями. 

Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения. 

У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве. 

Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.

Что такое злость и как она работает?

Злость – болезненное и комплексное чувство раздражения, недоброжелательности, досады, гнева. Оно может быть обращено как во внешнюю среду – на конкретного человека, группу лиц или ситуацию – так и на самого себя (например, повторное переживание и «проигрывание» травмирующей ситуации).

Это один из главных защитных механизмов психики, который помогает бороться с внешними раздражителями, защищать себя, своих близких и свою собственность.

Чувство злости – это проявление агрессии. А она рождается в подкорковых структурах мозга – амигдоле и заднем гипоталамусе. Это эволюционно древнейшие формирования, они отвечают за быструю оценку угрозы и автоматические поведенческие реакции.

При злости наши надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» − адреналин и норадреналин. Это важнейшие нейромедиаторы – вещества-передатчики нервных импульсов между клетками мозга. Они обладают активирующим действием – стимулируют работу вегетативной нервной системы, влияют на тонус сосудов и мышц.

Так, что происходит с нашим организмом, когда мы злимся:

· Сужаются кровеносные сосуды

· Увеличивается частота сердечных сокращений

· Повышается мышечный тонус

· Ускоряется обмен веществ

· Увеличивается содержание в крови глюкозы (основного источника энергии)

· Снижается болевая чувствительность

· Возбуждается центральная нервная система и повышается уровень бодрости, скорость реакции

Все эти изменения помогают быстрее и эффективнее реагировать на опасности. И именно из-за них при гневе мы сжимаем кулаки и зубы, не можем усидеть на месте, страдаем от боли в сердце и голове из-за повышения давления и пульса.

Однако природа дала нам всего 3 варианта реагирования на злость:

· Борьба

· Бегство

· Оцепенение

Метод прямой борьбы в современном социуме практически невозможен, незаконен и морально неприемлем (если речь не идет о конкретной угрозе для жизни, самообороне). Бегство тоже не всегда возможно – мы ограничены временем, пространством, общественными правилами, обязательствами, а иногда и выученной беспомощностью (о ней мы подробнее писали).

Поэтому чаще всего мы выбираем реакцию оцепенения.

Но, к сожалению, при оцепенении мы не даем выход той энергии, которую нам дарят высвобожденные гормоны. И дело тут не только в нашей неспособности применять борьбу и бегство, но и в нашем неумении работать с собственными эмоциями и направлять их в безопасное русло.

Афобазол

Действующее вещество «Афобазола» ‒ фабомотизол (транквилизатор). Это успокоительное назначают при вегетативных нарушениях, тревожности, депрессиях, когнитивных расстройствах. «Афобазол» обычно хорошо переносится, хотя иногда может вызывать головную боль. Принимают препарат трижды в день по 1 таблетке после еды. Курс лечения «Афобазолом» ‒ 2-4 недели. Положительный эффект от успокоительного наступает на 5-7 день лечения и сохраняется после отмены препарата еще на протяжении 7-14 дней. Пациенты пишут, что «Афобазол» хорошо переносится, не вызывает сонливости и снижения концентрации внимания, от него нет мышечной слабости, зависимости и синдрома отмены.

Афобазол
ОАО “Фармстандарт-Лексредства”, Россия

Афобазол применяется у взрослых при тревожных состояниях: генерализованные тревожные расстройства, неврастения, расстройства адаптации. Препарат также назначается при соматических заболеваниях: бронхиальная астма, синдром раздраженного кишечника, системная красная волчанка, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, аритмии.

от 204

Живите без оглядки

Чтобы не искать лишних подвохов и не переживать вообще ни о чем, научитесь жить сегодняшним днем. Помните, что наше прошлое осталось далеко позади, те события уже никогда нас не коснуться

Очень важно осознать абстрактность тех времен и перестать за них цепляться. 

Тот же самый совет касается и будущего. Ситуация, которую вы себе представляете может никогда не произойти. Вы не узнаете об этом, пока не попробуете что-нибудь сделать. Но если постоянно опасаться провалов, неудач и осуждения, вы никогда не сможете счастливо существовать в настоящем. То что вас окружает каждый день — это и есть ваша жизнь.

Что происходит с партнерскими отношениями.

Они меняются однозначно. Неслучайно в классификациях кризисов семьи, один из самых значительных связан с появлением ребенка, а около 20 процентов пар распадаются, не сумев пройти этот кризис. Появление нового маленького члена семьи может обнаружить еще больше различий партнеров в представлениях, ценностях, установках и ожиданиях друг от друга. «Кто такой хороший папа/мама», «Кто должен быть ответственным за те или иные обязательства», «Как правильно воспитывать ребенка?». Столкновение этих различных ценностей и концепций становится причиной участившихся конфликтов. Хорошо, если у партнеров было время до рождения ребенка уже завести правильные традиции разрешения конфликтов. Если партнеры уже умеют говорить о своих чувствах и ожиданиях, способны услышать другого и объединиться вокруг общих сложностей.

Кроме этого, появление ребенка предполагает новые нагрузки, ответственность, обязательства. Об их распределении нужно как-то уметь договориться. Необходимы силы, не только физические, но и эмоциональные. И чтобы их высвободить, каждому из партнеров необходимо отказаться от чего-то привычного и, возможно, любимого в своей собственной жизни. Попытки же сохранить прежний уклад жизни и совместить это с заботой о ребенке и о своих меняющихся партнерских отношениях часто приводят к эмоциональному истощению, усталости, ощущению, что ничего не получается.

Еще одна сложность, которая встречается в парах молодых родителей – это смешение ролей супружеских и родительских. Когда вопросы отношений между нами, как любящими друг друга людьми, хронически переносятся на задний план

Очень важно находить возможности и организовывать время, которое вы посвящаете друг другу, говорите о своих переживаниях, интересуетесь жизнью друг друга, проводите время с удовольствием, обсуждайте как каждый из вас переживает изменения в вашей семье

Несмотря на то, что партнерские отношения проходят непростое испытание в период появления ребенка, хочется сказать о том, что любой кризис – это возможность развития и перехода на другой этап, который может сделать отношения зрелее и сильнее.

Как диагностируется агрессия в детском возрасте?

Диагностирует агрессивное поведение у ребенка психолог (в сложных случаях – сотрудничая с невропатологом и психиатром). Главная задача специалиста – выяснить причину агрессии, понять, от чего именно защищается малыш.

Свое исследование психолог проводит при помощи следующих методов:

  • беседа (с ребенком, членами его семьи, педагогами и воспитателями);

  • наблюдение за поведением и реакциями малыша;

  • анкетирование и тестирование (школьникам и подросткам, которые умеют читать и писать, специалист предлагает заполнять анкеты, а дошкольникам – тесты в виде картинок или рисунков).

Родителям тоже советуют последить за рисунками своего ребенка.

Если малыш:

  • изображает себя значительно меньше по размеру, чем других;

  • склонен четко прорисовывать зубы и ногти у людей и животных на своих картинах;

  • рисует драки, ссоры, оружие, пожары, войну;

  • часто зачеркивает изображение и исправляет детали на своих рисунках;

  • в семейных «портретах» всегда забывает изобразить определенного родственника;

  • рисует объекты и линии слабо или нечетко,

то эти показатели тоже могут говорить об агрессивном поведении.

Влияние эмоционального состояния мамы на ребенка

Если говорить о последствиях и влиянии маминого эмоционального состояния на ребенка, безусловно, оно значительное. Нередко на консультациях удается понять, что причины беспокойства ребенка, нарушения сна или пищеварения, сложности или изменения с процессом грудного вскармливания, а также появление психосоматических расстройств у совсем маленького ребенка (дерматиты), являются не столько причиной маминого эмоционального состояния, сколько следствием. Т.е. мама тревожится, устала и раздражена не потому, что у ребенка сложности со сном. Наоборот – сложности со сном у ребенка ПОТОМУ, что мама тревожна, раздражена и напряжена. Малыши очень зависимы от мамы и возможностей сообщить окружающим о своих потребностях у них не много. Они не могут сказать: «Мне страшно», «Мне это не нравится». Часто тело является их единственным способом отреагировать на происходящее вокруг. Перинатальная психология считает важным психологическое состояние пары (не только мамы) на течение беременности. Что уж тут говорить о значимости и связи психологического состояния мамы и малыша. Фраза «Лучшее, что можно сделать для того, чтобы ребенок был счастлив – быть счастливыми родителями» начинает работать с момента зачатия. Тревожность, напряжение, раздражительность мамы, конечно, не может пройти бесследно для малыша.

Как помочь справиться со злостью

Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.

‍Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.

‍Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».

‍Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.

‍Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.

‍Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста. 

<<Форма с консультацией>>

<<Форма бесплатного курса>>

Страхи

Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх – это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются. Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.

Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет

Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание. Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками. Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью

У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться

Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью. У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.

Работа со страхами направлена на:

  • установление причины беспокойства ребенка;
  • снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.

Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»). С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка. А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.

Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.

Агрессия у детей

Статистика свидетельствует, что в последние годы школьники, особенно младших классов, становятся всё более агрессивными. У них появляется агрессивное поведение, направленное как на одноклассников и друзей, так и на учителей и родителей. Среди наиболее актуальных причин называют:

  • пребывание в нестабильном психологическом климате в семье (родители не ладят между собой, проявляют агрессию к своему сыну или дочери)
  • плохое воспитание (когда один день ребенку что-то разрешают, а на второй день немотивированно наотрез отказывают в это же; это вызывает непонимание ребенка и злость)
  • плохая успеваемость в школе
  • ссоры и отсутствие общего языка с одноклассниками
  • предвзятое отношение учителя, воспитателя
  • излишняя требовательность учителя, куратора, родителей

Агрессивное поведение у ребенка 2 лет может быть спровоцировано запретом чего-либо. Когда они не получают желаемого, может начаться истерика или проявления агрессии. Дети такого возраста еще не понимают, что их поведение имеет определенный результат, который может существенно отражаться на окружающих. Например, они могут толкнуть другого ребенка, не понимая, что тот может удариться головой или даже сломать себе что-либо. Агрессивных детей в возрасте 2 лет лучше не ругать. Объясните ему, в чем он был не прав, какие последствия несут его поступки

При истерике постарайтесь переключить его внимание на что-либо

Также агрессия у детей 2 лет может говорить о том, что они испытывают базовые физические потребности, о которых пока не могут сказать (или не могут даже их осознать). Например, ребенок может хотеть пить, кушать, спать, отдыхать.

В три года у ребенка наступает первый возрастной криз. Нельзя проявляться ответную агрессию, нужно действовать спокойными разговорами, объяснениями ситуации. Если это не помогает, нужно обязательно обратиться на консультацию к квалифицированному детскому психологу.

Агрессивное поведение дошкольников может иметь такие возможные причины:

  • биологические
  • наследственные, особенности характера
  • соматические болезни
  • патологии головного мозга

В 7 лет у ребенка наступает еще один криз становления личности. Поступая в первый класс, они сталкиваются с новыми ограничениями. Отсюда может исходить грубость по отношению к родителям, ссоры с друзьями и товарищами, игнорирование просьб и приказов учителя. Если родители в ответ на такое поведение будут кричать на ребенка, наказывать его, это приведет к усугублению криза.

Агрессию у ребенка 7 лет может спровоцировать нездоровый психологический климат в семье, физические наказания за проступки и низкую успеваемость, жестокие компьютерные игры, постоянный просмотр фильмов, где герои проявляют агрессию (в основном это триллеры и боевики), установки воспитания (когда ребенка учат в ответ на агрессию от другого ребенка самому действовать агрессивно, прибегая к физическим методам).

Агрессивное поведение школьников может быть связано с навязыванием ощущения элитности родителями. Дети из богатых семей требуют к себе повышенного внимания со стороны учителей, почета и даже поклонения со стороны одноклассников. Они чувствуют свою избранность, считают себя «выше других». Когда окружающие нарушают их иллюзию, не подтверждают имеющиеся установки, у ребенка начинается агрессивное поведение.

Как помочь предотвратить агрессивное поведение

Вот профилактические меры:

‍Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.

‍Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.

‍Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

‍Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.

Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.

День отдыха

Выходные дни у вас бывают в достаточном количестве, но вы все равно чувствуете себя усталым и разбитым? Значит вы не умеете полностью расслабляться и отпускать все проблемы. Устройте себе день отдыха, соблюдая несколько простых условий.

  • Измените привычный сценарий вашего выходного. На работе отпроситесь на весь день среди недели, детей отправьте к родственникам или наймите няню. Изменения должны коснуться и стилю отдыха. Если вы привыкли проводить выходные дома — отправляйтесь за город. Заядлым путешественникам наоборот будет полезно побыть дома.

  • Проснитесь не по будильнику, а тогда, когда сами захотите. После пробуждения примите расслабляющую ванну.

  • Найдите себе приятную компанию для утреннего кофе или чай. Помните, такие моменты помогаю хорошо бороться со стрессом.

  • Порадуйте себя вкусной едой, Ее вы можете как заказать, так и приготовить самостоятельно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий