11 причин не давать ребенку гаджеты

Что пригодится ребёнку в будущей профессии

Не всегда приносят пользу навыки, полученные в процессе многочасового пребывания в виртуальном пространстве. Речь идёт, в частности, о математике. Способность полноценно сосредотачиваться возникает также при изучении других точных наук. Подобное качество требуется в других областях. А полученные при осваивании компьютера навыки могут помешать.

Беспокоит родителей и другие проблемы, которые не всегда находят реальное подтверждение. Как было выяснено специалистами, неоправданным штампом стало утверждение о так называемом «клиповом сознании» у детей

Будто бы подростки утрачивают способность удерживать внимание. Поэтому раздаются призывы создавать ролики для детей продолжительностью не более трех минут

В ряду подобных предположений – отсутствие способности к восприятию длинных текстов.

Учёные высказывают свою точку зрения относительно пользы, которую получают в результате навыка пользования компьютером. В будущем подросткам будет проще выстраивать картеру в некоторых областях человеческой деятельности, связанных с переключением между несколькими задачами. Упрощается отслеживание целого ряда процессов, если с детства иметь дело с гаджетами. Меньше возникнет сложностей при управлении проектами. Журналистам в современных СМИ также требуется умение работать с большим объёмом информации. Поэтому не стоит родителям слишком критически относиться к увлечению детей виртуальным миром

В любом вопросе важно проявлять чувство меры

Стоит задуматься над адаптацией к социальным сетям

Как показывает практика, имеет смысл не только анализировать поведение детей, что касается присутствия в интернет-пространстве

Важно прослеживать историю взаимоотношений подростков с виртуальным миром, в частности, с разной активностью они пользовались социальными сетями. Вначале возросла популярность «ВКонтакте»

На первых порах нередко выкладывали о себе полный набор данных. Слишком откровенное предоставление информации приносило немало вреда, например, подростки не понимали, что не стоит сообщать номер телефона, тем более небезопасно делиться информацией о месте проживания.

7 причин ограничить электронное время

Несколько лет назад Американская Академия Педиатрии и Канадское Педиатрическое Сообщество рекомендовали детям до двух лет запретить всякое общение с электроникой, детям от трех до пяти – ограничить электронное время одним часом в день, а детям 6-18 лет – двумя часами. Опираясь на ряд исследований, специалисты назвали причины, почему это стоит сделать.

  1. Задержка развития. Из-за гаджетов дети меньше гуляют и двигаются. От этого замедляется их физическое развитие и ухудшается способность к учебе. У одного из трех детей, с первого класса «подсевших» на игры, в итоге наблюдается задержка развития.
  2. Лишний вес. Дети, которым позволено использовать электронику в спальне, страдают ожирением на 30 % чаще ровесников и в последствии рискуют заболеть сахарным диабетом.
  3. Нарушение сна. 60 % родителей вообще не контролируют своих чад во время использования гаджетов. 75 % детей позволено использовать планшеты, айпады и смартфоны в спальне. В итоге дети младшего и среднего школьного возраста спят значительно меньше, чем нужно их организму, что приводит к плохой успеваемости и общей усталости.
  4. Психические проблемы. Чрезмерное пребывание у экранов провоцирует у малышей и школьников проблемы с психикой (расстройство внимания и концентрации, депрессии, страхи, психозы, проблемное поведение). Практически у каждого второго ребенка, злоупотребляющего просмотром игр и видео, наблюдается нарушение внимания и плохая память.
  5. Агрессивность. Если проанализировать интернет и телевизионный контент, то мы ужаснемся, сколько в нем жестокости! Война, террор, пытки, убийства, сексуальные преступления – все это влияет на неокрепшую психику детей.
  6. Зависимость. Механизм зависимости от гаджетов аналогичен наркомании и алкоголизму. В 2009 г. от «цифровой» зависимости страдал каждый одиннадцатый ребенок в возрасте 8-14 лет, сейчас – каждый девятый.
  7. Риск для здоровья. Как ни стараются разработчики, они не могут сделать электронику абсолютно безопасной. В 2011 г. Мировая организация здоровья причислила смартфоны к категории риска 2В («возможно, вызывающих рак»). Дети реагируют на электронику намного чувствительнее взрослых, ведь их иммунная система и мозг находятся в процессе развития. Кроме возможных, есть еще очевидные факторы негативного влияния гаджетов на здоровье: стремительное ухудшение зрения и сколиоз.

Чем опасно использование гаджетов

Многие родители боятся, что из-за частого использования гаджетов у детей испортится зрение и разовьется близорукость. Однако офтальмолог Глеб Арсланов считает, что вредность гаджетов в этом плане сильно преувеличена. 

В попытке защитить детские глаза от экранного излучения некоторые родители покупают специальные линзы. Но Глеб Арсланов уверен, что это бесполезно.

Кстати, в чернике, моркови и витаминах для глаз тоже нет никакого смысла. Для ребенка — нет. Все питательные вещества содержатся в нормальном пищевом рационе». 

Последствия для психики

Согласно исследованиям, регулярное использование гаджетов (особенно на ночь) нарушает циркадные ритмы, снижая качество сна и концентрацию днем; повышает тревожность и риск депрессии у детей и подростков. Есть данные о том, что при этом замедляется развитие когнитивных функций. 

Психолог Ольга Викторова:

Но все же главной опасностью гаджетов считается вовсе не излучение или снижение концентрации внимания, а дофаминовая зависимость, которую они формируют. По данным исследователей, до 77 процентов подростков испытывают тревогу, когда остаются без мобильного телефона. 

«Репетитор. Как педагогу развить личный бренд и зарабатывать больше» — курс повышения квалификации от Учебного центра Педсовета.

За 60 ак. часов обучения вы узнаете:
— какие есть тонкости и «подводные камни» в работе репетитора,
— как организовывать и планировать свою деятельность,
— как выйти на высокий, стабильный доход.

Программа основана на реальном опыте экспертов-практиков. По ее окончании выдается удостоверение о прохождении курса.

Удобный формат обучения. Доступна рассрочка.

Стоит задуматься о кибертравле и суицидах

С распространением Интернета появилось такое понятие, как кибертравля. Чем дальше, тем больше тревожит взрослых непростая проблема. Однако дело усложняется недостаточной изученностью вопроса. Если не в полной мере опасность осознают родители, дети тем более не понимают её серьёзности. Предоставляемые гаджетами возможности воспринимаются подростками как забава, которая несёт лишь удовольствие, ведь сейчас появились увлекательные игры, можно слушать любимую музыку. А на YouTube имеется большое количество всевозможных роликов.

Увлечение Интернетом не всегда контролируемое, хотя подросток не отдаёт себе в этом отчёта. Стремление к удовольствиям не сопровождается трезвой оценкой ситуации. Не способствует более осознанному поведению также полезная информация об опасности пользования гаджетами. Причина проста – недостаточность разъяснений, которые давали бы профессионалы относительно последствий увлечения виртуальным миром. Вследствие отсутствия адекватной оценки происходящего подростки делают то, что может привести к печальному результату.

Некоторые дети считают развлечением отправку своих фотографий в обнаженном виде. Не задумываются о последствиях также в других случаях, например, сообщают на своей странице о предстоящем отпуске. В результате хвастовство приводит к печальным последствиям – грабежу

А в первом случае привлекают внимание педофилов. Опытные негодяи выслеживают своих жертв и совершают насилие вследствие провоцирования на подобные действия самими подростками

Поэтому постоянно увеличивается роль педагогов и родителей, которые должны вовремя обратить внимание на небезопасное поведение детей. Если вовремя провести беседу и предупредить о возможных последствиях, ребёнок взглянет на свои увлечения другими глазами. Причем, не существует возрастных ограничений. Об опасности некоторых действий в Интернете стоит напоминать уже первоклассникам. Тем более актуальной становится проблема для подростков, ведь пользование Интернетом у них превращается в назойливую привычку. От увлечения трудно отказаться. Чтобы направить интерес в правильное русло, стоит вникать, чем именно интересуется ребёнок и предлагать другие варианты.

Иногда раздаются обвинения по поводу того, что именно Интернет приводит к случаям суицидов. Специалисты спорят относительно объективности таких утверждений. При детальном рассмотрении проблемы психологи приходят к выводу о других причинах трагических событий. Дело не в технологиях. Корни явления кроются в неправильной оценке происходящих в мире событий. Чаще всего подростки воспринимают окружающее как цепь безопасных и легких приключений. Конечно, не стоит драматизировать мир и пугать всевозможными страшилками, однако ребёнок должен объективно оценивать жизнь. В противном случае подросток может оказаться неподготовленным к каким-либо событиям. Если заблаговременно не просчитать действия и допустить опасную ситуацию, поведение школьника может оказаться неоправданно рискованным. Вероятность подобного сценария увеличивается благодаря возрастным особенностям подростка.

Отдельного разговора заслуживают так называемые группы смерти. Узнав о таком явлении, взрослые поддались панике. Предшествовало этому несколько ложных сообщений. В информационной атаке присутствовали сведения о якобы взрывающихся в руках пачках денег. Утверждали также, что прямо возле школ можно найти распространителей наркотиков. Чтобы осознать суть происходящего, учёные пытались понять социальную сторону проблемы, в частности, осмысливалась реакция общества.

Как правильно «знакомить» детей с электроникой?

Все не так плохо и непоправимо, как может показаться на первый взгляд, если научиться контролировать времяпрепровождение ребенка за экраном смартфона или телевизора:

  1. Введите режим. Позволяйте ребенку проводить за гаджетами не более 40 минут в день – этого вполне достаточно, чтобы «познакомиться» с компьютером и смартфоном, а также поиграть в развивающие и интеллектуальные игры. Если дети слезно просят продлить время, постарайтесь занять их чем-либо другим.
  2. Будьте примером. Дети склонны копировать поведение взрослых: если вы сами постоянно отвлекаетесь на смартфон, не удивляйтесь, что ваше чадо делает то же самое.
  3. Поощряйте и хвалите детей. Об этом почему-то забывают многие мамы и папы, а ведь это повышает самооценку вашего ребенка и снижает дефицит внимания.
  4. Способствуйте его занятости. Если вы видите, что у ребенка есть интерес к рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах или спорту, поспособствуйте этому и отдайте его в секции. К тому же, так развивается и кругозор детей.

Как обезопасить ребенка от влияния гаджетов?

Даже с учетом всех негативных последствий чрезмерного влияния гаджетов на детей, не отнимайте у них электронику в раннем возрасте. Просто контролируйте этот процесс и очень поможете ребенку в его развитии. К тому же, в будущем он вполне может стать IT-специалистом, а профессионалы в этой области всегда будут востребованы.

Еще интересное по теме – в следующем видео:

Плюсы и минусы использования гаджетов

Положительное влияние современных гаджетов на детей

Во-первых, телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине. Ребёнок от долгого сидения на одном месте устаёт, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребёнок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства. Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.

Во-вторых, в наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям. Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию

Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление. Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире

Отрицательное влияние гаджетов на жизнь ребёнка

Кроме этого, в Интернете много жестокости. Youtube заполнен агрессивными роликами и фильмами ужасов. Другие сайты тоже содержат вредную для ребёнка информацию. Редко, но иногда это влияет на психику малыша. Он может начать относиться ко всему враждебно. В этом случае задача родителей оградить ребёнка от компьютера или следить за тем, что он ищет в сети.

Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Во-первых, это касается отрицательного воздействия на зрение детей. К тому же, те дети, которые постоянно проводят время за гаджетами, меньше двигаются. А это плохо сказывается на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведёт к искривлению позвоночника. Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведённый за компьютером. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребёнка не останется времени для девайсов. А часы, проведённые с семьёй, всегда лучше часов, проведённых за ноутбуком.

О дивный новый мир: 4 причины детской зависимости от технологий

Проблема увлечений детей всегда волновала их родителей. Так, еще 50–70 лет назад мамы и папы активно запрещали своим чадам читать, потому что это испортит зрение. А мальчишки и девчонки все равно самозабвенно погружались в книжки, читая их с фонариком под одеялом.

Потом такая же борьба была с комиксами — старшее поколение считало, что они отупляют детей и прививают им клиповое мышление. Сегодня родители идут войной на гаджеты, но сами при этом поминутно заглядывают в смартфон, проверяя сообщения в Вотсапе или ленту Инстаграма.

У некоторых взрослых это перерастает в настоящую зависимость — они чувствуют тревогу и дискомфорт, если выпадают из онлайн-жизни или на время оказываются без Интернета и телефона. При этом от детей они ждут осознанного отношения к гаджету и интереса к книгам, активным играм и встречам с друзьями офлайн.

Если такого рода зависимость возникает у взрослых, то что говорить про детей? Их увлечение гаджетами часто становится более серьезным, чем у родителей. На это влияет несколько факторов. Вот основные из них:

1. Дети не умеют себя контролировать

Дело не в отсутствии силы воли или стремлений, а в особенности работы головного мозга детей. В нем недостаточно сформированы участки коры, отвечающие за самоконтроль и умение сказать «нет» любому соблазну. Они полностью формируются только к окончанию подросткового возраста, то есть примерно в 20 лет.

2. Дети легко вовлекаются в то, что им интересно

Фото автора mirkosajkov: Pixabay

Вспомни, как твой малыш мог часами строить башню из кубиков, а подросток — рисовать картину или учиться играть на гитаре, стирая пальцы в кровь. Обычно ребенок бросает интересное ему занятие, если не получается добиться результата здесь и сейчас. Но смартфон с бесконечными играми и лентами социальных сетей предлагает развлечения на любой вкус. Надоело играть, можно поинтересоваться, что постят в «ТикТоке» или посмотреть мультики на Ютубе. Неинтересно смотреть видео, можно скачать новую игру. И так до бесконечности.

3. Дети предпочитают развлекаться, а не работать

В целом, это особенность не только детской, но и взрослой психики. При прочих равных любой человек предпочтет развлечение работе или обучению. А смартфон — бесконечный их источник.

Влияние современных гаджетов на зрение ребенка

Есть мнение, что современные гаджеты серьёзно портят зрение. Особенно обвиняют в этом излучение от экранов. На самом деле ни один современный гаджет не превышает нормы электромагнитного излучения, и в этом смысле не несёт никакой опасности для зрения

Однако существует ряд факторов, на которые необходимо обратить внимание, чтобы сохранить остроту видения у себя и детей. Это размер и качество экрана устройства и условия его использования

Чем меньше и хуже экран, тем сильнее приходится напрягать глаза. Поэтому телевизор лучше планшета. Нельзя долго смотреть на яркий экран, находясь в тёмном помещении. Лучше не читать с экрана и не давать детям смотреть мультфильмы в условиях сильной тряски. Необходимо правильно настроить освещённость экрана устройства: если на улице вы используете полную яркость, заходя в помещение, уменьшайте её на 2/3. Давая ребёнку смартфон или планшет, лучше посадить его за стол или поставить гаджет на подставку, чтобы расстояние от глаз ребёнка до экрана не менялось. Все эти рекомендации призваны снять чрезмерную нагрузку с глазных мышц и являются профилактикой снижения остроты зрения

Говорить же о том, что использование гаджетов ведёт к слепоте, не правильно. Лучший способ защитить глаза ребёнка — ограничить время «общения» с гаджетом. Надо помнить, что длительное непрерывное «общение» с любым современным устройством вызывает синдром сухости глаз. Смотря на яркий экран, мы в 2-3 раза реже моргаем, а значит, недостаточно увлажняем свои глаза. В свою очередь, сухость глаз может привести к развитию их воспаления.

Как и любую другую проблему, снижение зрения легче предупредить, чем лечить. Меры профилактики не так сложны, как кажется

Стоит обращать внимание на размер и качество экрана (чем больше, тем лучше), правильно настраивать освещение (в помещении достаточно 1/3 от полной яркости), читать или смотреть видео, установив гаджет на подставку или положив на стол

В тёмное время суток использовать гаджеты только с дополнительным освещением. Давать глазам отдых каждые 30-40 минут. По возможности ограничить время непрерывного использования гаджетов. 

Дополнительным фактором, который, наряду с использованием современных девайсов, может спровоцировать ухудшение зрения у человека, является изначальная предрасположенность к тому или иному заболеванию глаз. Особенно это касается детей, у которых чрезмерные нагрузки на глаза при наличии врождённой патологии значительно ускорят её развитие. Прежде чем купить ребёнку планшет или смартфон, стоит сводить его на приём и осмотр к врачу-офтальмологу.

Информация подготовлена специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области в городе Зеленоградск».

Как развивается зависимость от телефона

Конечно, развитие зависимости занимает продолжительное время, поэтому, если проследить, как развивается болезненная тяга к гаджетам, у родителей есть возможность предвидеть и предотвратить проблему.

  • Любопытство. Подросток видит сверстников, регулярно пользующихся модными устройствами. Ему кажется это престижным, появляется желание получить “навороченную игрушку”, разобраться, как она работает. В самом этом желании нет ничего плохого, ведь такие гаджеты действительно делают нашу жизнь легче.
  • Увлечение. Подросток понимает преимущества, которые дает использование телефона или другого устройства. Ему хочется и дальше облегчать себе жизнь с его помощью. Эта фаза является переломной: если подросток достаточно сознателен, то он продолжит использовать гаджет по мере необходимости, но не более того: зависимым он не станет.
  • Удовольствие. Человек привыкает, что использование устройства дарит ему положительные эмоции. При этом зачастую он перестает получать удовольствие от других вещей, которые раньше ему нравились. На этом этапе уже начинает развиваться зависимость.
  • Неудовлетворение. Оно возникает, если подросток по тем или иным причинам не имеет доступа к телефону. На этом этапе подросток становится по-настоящему зависимым от гаджета.

Мнение детских офтальмологов

Вопрос «Влияет ли телефон на зрение?» беспокоит многих родителей. В связи с этим, мы решили собрать ключевые моменты мнения детских офтальмологов со всего мира:

  1. Портит ли телефон зрение?

    Патология зрения возникает не из-за гаджетов, а из-за нарушения рекомендации их использования. Главным условием здорового развития детей являются ведение здорового образа жизни и генетические особенности.

С какого возраста можно играть в телефон/планшет?

Ключевым определяющим фактором являются показатели рефракции (способности глаза видеть). Если показатели развития находятся в пределах возрастной нормы и у ребенка нет отклонений в развитии зрения, то возраст не является противопоказанием к использованию гаджетов.

В каком возрасте проявляется близорукость?

В любом.

Офтальмолог наблюдает малыша уже с первых месяцев существования. На первичном приеме исключаются вероятности развития патологий, а последующие направлены на выявление уровня развития зрения.

Когда следует ограничить ребенка в использовании телефона/планшета?

Если после приема специалиста обнаружена патология, то в качестве замедления ее прогресса стоит ограничить малыша от использования гаджетов.

Как использовать смартфон в классе

Существует множество цифровых игровых решений, которые можно использовать на уроках. Например, Wordwall. Это инструмент для создания групп или коллекций слов, объединённых одной темой. Обычно им пользуются учителя иностранных языков, но можно использовать «стены слов» и в других предметах: литературе, изучении окружающего мира, истории и так далее.

В России существует большой проект «Урок цифры», созданный «Лабораторией Касперского» для повышения цифровой грамотности школьников и популяризации цифровых профессий. В проекте более 20 готовых уроков на темы, связанные с цифровизацией:

  • безопасность в интернете,
  • цифровая музыка/искусство,
  • разработка игр и приложений,
  • беспилотный транспорт и так далее.

Все их можно проходить в классе с помощью смартфонов, это увлекательно и полезно.


Фото: Lithiumphoto / Shutterstock

Если контроль бесполезен, и даже вреден, что тогда делать?

  • Не предлагайте ребенку гаджет в дошкольном возрасте, чтобы отвлечь, развлечь, успокоить. Если малыш плачет, лучше обнять и позволить пережить ему боль/страх/обиду, чем сунуть в руки смартфон. С ним он, действительно, успокоится быстрее. Вернее, отвлечется от неприятного чувства, так и не научившись проживать его. В дошкольном возрасте велико влияние родителей. Малыш копирует вас. Он хочет быть похожим на маму и папу. Пользуйтесь этим. Посмотрите на себя: за какими занятиями он вас видит чаще всего? Постарайтесь ограничить свое времяпрепровождение в телефоне/компьютере при ребенке.
  • В школьном возрасте уже сложнее. Сверстники обсуждают игры, приносят в школу гаджеты. Отправить ребенка с кнопочным телефоном, конечно, можно, но есть опасность появления ярлыка «белая ворона». Как альтернатива — наручные часы, по которым можно звонить и принимать звонки. Но опять же, есть отрицательный фактор: заглядывание в чужие телефоны, выпрашивания «дай поиграть».
  • Затяните ребенка в реальный мир. Покажите ему, что здесь тоже интересно. Выберете альтернативные занятия: кружки, походы, прогулки, поездки, совместные занятия. Помните, раньше мы не боялись выходить из дома без телефона? Неужели сейчас поехать на рыбалку без него стало настолько опасным?
  • Работайте над установлением близких отношений, чтобы у ребенка не было желания уйти в виртуальный мир с головой. Что сильнее контроля? Быть рядом, откликаться, когда сын или дочь приглашают вас в свое личное пространство. А не так:
    • — Мама, я хочу показать тебе, мою новую игру. Я там подвал построил и у меня там ящики разные, а в них…
    • — Не хочу я знать ничего о твоих играх! Погулял бы лучше.

Следующего раза может ведь и не быть. Кроме того, у ребенка не должно быть ощущения, что рассказывать что-то родителям опасно. Если контроль ничего не решает, то возможность советоваться с вами, просить о помощи обезопасит вашего ребенка. Это становится особенно актуально в подростковом возрасте, когда кажется, что «никто меня не понимает» и «весь мир против меня».

Влияние гаджетов на человека ещё мало изучено. Мы не знаем, куда приведут новые технологии наших детей. Известно только, что каждое следующее поколение тянется вперед — к новому. Вы, как родитель, можете сделать многое: если не удержать, то направить. Но если вы чувствуете, что увлечение гаджетами мешает развитию ребенка, он замкнут, агрессивен, или не получается установить с ним контакт, лучше обратиться к психологу. Специалист также поможет снять собственную тревожность. Иногда родитель приходит с запросом «измените мне ребенка», а в процессе консультации понимает, что требуется работа над собой. Работая над собой, вы неизбежно сделаете вклад в детско-родительские отношения. Ибо меняетесь вы — меняются и люди вокруг вас.

Причины возникновения

Почему дети могут, не отрываясь, часами смотреть мультики, играть в игры на планшете, компьютере, телефоне и так далее? Всё просто – это один из способов удовлетворения своих потребностей, которые невозможно удовлетворить в реальной жизни.

Не знают, чем ещё себя занять. Ничего не интересно, кроме игр.
Реализуют свои способности с помощью игр. В школе оценки не очень, но в игре всё получается. Мама ругает, что в садике плохо себя ведёт, зато в игре за промахи не ругают.
В реальной жизни ребёнок не получает похвалы и любви, но в играх есть достижения, награды, а в игровом сообществе восторгаются его успехам.
В играх легче и проще, чем в жизни. В жизни нужно уметь быть самостоятельным: учить уроки, обучаться каким-либо навыкам, учиться общаться с людьми.
В игровом пространстве комфортно, потому что любые эмоции разрешены. В жизни же не разрешают ныть, плакать, кричать, обесценивают, говоря, что это не больно и ты придумываешь. В жизни есть запрет на эмоции, а в игре нет.
Позитивные эмоции, которых нет в жизни

Родителям определённо важно знать, поел ли их ребёнок, почистил ли зубы, выучил ли уроки. Ругают, стыдят и так далее

Но редко кто интересуется, почему малыш сегодня хмурый, грустный, чем расстроен. А в играх и мультфильмах есть только положительные эмоции.
Просто способ побыть наедине с собой. В современных реалиях дети не успевают побыть детьми: сады, школы, кружки, развивашки, внеклассные занятия. Это нужно, но иногда ребёнку просто хочется побыть в одиночестве. Даже без родителей. Здесь речь идёт о личных границах.
У ребёнка нет альтернативных занятий: прогулок, походов, общения с другими детьми, поездки в кафе, в развлекательные центры, в спортивные секции и так далее. Таким образом игры и гаджеты становятся альтернативой всему вышеперечисленному.
Когда гаджеты для ребёнка – запретный плод. Родители много внимания уделяют организации этого процесса и нервничают по этому поводу
Слишком сильно акцентируют внимание на играх. Сначала сами дают ребёнку гаджет, лишь бы не мешал, а потом не могут забрать и сами же начинают ругать своё чадо.
Родители не наблюдают за отношениями своего ребёнка к гаджетам
Кому-то от гаджетов только хуже, начинается истерика, меняется поведение в худшую сторону. Кому-то лучше, ребёнок чему-то учится и спокойно может завершить игру. Кому-то из детей всё равно – ну есть гаджет, ну нет и его и ладно. Важно наблюдать и прислушиваться к своему ребёнку, делать выводы и после уже выстраивать отношения ребёнка к гаджетам и устанавливать рамки.

Как использовать смартфон с пользой дома?

Покажите ребёнку, что смартфон — это инструмент не только для развлечения, но и для интересного обучения. Скачайте несколько полезных приложений:

  • «Учи.ру» — здесь школьники могут потренироваться делать задания по темам, которые требуют дополнительного освоения. Или пройти вместе с родителями темы, которые по каким-то причинам пропустили в классе.
  • Buddy — это тренажёр произношения. Он учит правильному произношению английских слов, записывает произношение ребёнка, анализирует и даёт советы.
  • «Английский с Фиксиками» поможет ребёнку выучить первые три сотни общеупотребительных слов — цифры, цвета, названия животных и так далее.
  • LogicLike — приложение, где ребёнок может выбрать интересный ему раздел и решать задачки про русалок, единорогов, вулканы, транспорт и так далее.

Кстати, игры необязательно должны помогать осваивать школьную программу. С их помощью можно развивать и soft skills, то есть мягкие, личностные навыки. Если ребёнок увлечён какой-то игрой, даже самой бесполезной, на первый взгляд, попросите его научить вас играть в неё. Так ребёнок сможет улучшить коммуникативные навыки и почувствует, каково это — объяснять и учить кого-то.

Ещё одна недооцененная функция смартфона — возможность слушать аудиосказки и рассказы. В век YouTube аудиосказки отошли на задний план, уступив место мультфильмам. И совершенно зря, потому что с точки зрения развития когнитивных способностей аудиосказка гораздо полезнее: она развивает воображение и чувство языка, не перегружая мозг ребёнка яркими визуальными образами.


Фото: ivi.photo93 / Shutterstock

Про мультики

Что касается мультиков, то с ними та же тема, что и с другими гаджетами. Очень часто родители видят в просмотре ребёнком мультиков чистое зло и не включают их ребёнку вообще. Лучше, говорят, я буду весь день с ребёнком заниматься, чем включать ему мультики.

А как же «Делу – время, потехе – час»? Безусловно, есть множество исследований о вреде мультиков и есть рекомендации по количеству экранного времени, которые необходимо соблюдать.

Но это не значит, что нужно выкидывать телевизор, как только в доме появился ребёнок. Во всём важна мера.

Мультики детям можно, но:

  • Мультики должны подходить по возрасту.
  • В них не должно быть откровенного насилия, убийств, крови и так далее.
  • Соблюдать рекомендации по экранному времени.

Вспомните себя в детстве. Кто не любил смотреть мультики? Кто из нас не бежал с утра пораньше к телевизору, потому что там начиналась любимая телепередача выходного дня? А чем ваши дети отличаются от вас? Они дети!

Помните, в детстве вы говорили, что никогда не станете запрещать своим детям смотреть мультики, когда ваши родители ругались из-за долгого просмотра мультфильмов? Запретный плод всегда сладок. Ограничивать – да. Запрещать – нет.

Что обычно делают родители, когда ребёнок настаивает и требует мультики, гаджеты и компьютерные игры?

  • Орут, угрожают, бьют и наказывают. Это не самый гуманный способ решения проблемы. Ребёнок будет бояться вас, будет смотреть мультики тайком, играть тайком в игры. Ребёнку нужно быть другом, а не самым большим страхом в жизни, с которым он потом будет ходить к психотерапевту во взрослости.
  • Читают нотации. Их никто не любит. Если кто-то читает нотации вам, вам, вероятно, тоже не нравится. Так почему это должно нравится вашему ребёнку?
  • Игнорируют ребёнка и обесценивают его проблемы. «Ребёнок сам по себе, где-то там и ладно. Нет у него никаких проблем же. И игры эти дурацкие, учат только плохому.» Знакомо? Хорошо ли это? Нет.

Ещё раз: гаджеты, телевизоры, игры, мультики – это способы реализации ребёнком его потребностей. Подумайте, чего не хватает ребёнку, что он готов часами смотреть мультфильмы, играть в планшет или телефон? Может, вашего внимания? Похвалы? Любви? Может совместных прогулок, игр и интересных занятий? Вместе с вами?

Что говорят ученые

Ученые из Национального института здравоохранения США выяснили, что у детей, которые часто и долго используют гаджеты, навсегда меняется структура мозга. На протяжении десяти лет они следили за 11 000 школьников девяти-десяти лет. Сканирование показало, что мозг необратимо меняется, а его кора становится тоньше.

К неутешительным выводам пришли и ученые из Канады. Они наблюдали за 2 500 малышей двух-пяти лет. Они проводили за телефонами свыше 17 часов в неделю. В итоге у таких деток умственные способности развивались медленнее, чем у ровесников, которые не были так увлечены гаджетами.

Корейские ученые выяснили, что подростки, зависимые от гаджетов, чаще испытывают тревогу, депрессию и другие психические расстройства. Они хуже спят, сильнее подвержены стрессу и даже набирают лишний вес.

О негативном влиянии гаджетов на умственное развитие говорят и российские ученые. Так, эксперт по психодиагностике детей Жанна Сафиуллина заметила появления страхов и фобий, смешения реальности и ухудшения успеваемости в школе при чрезмерном увлечении смартфонами и компьютерами.

Делаем вывод о перспективах

Специалисты прогнозируют, что в следующем поколении многое изменится. Компьютер прочно входит в жизнь современного человека, поэтому для детей наших дочерей и сыновей будет естественно быстрое переключение между задачами. Однако проблема усидчивости не уйдёт в прошлое. С другой стороны, стремительное развитие технологий приведёт к исчезновению многих профессий. Соответственно, встанет вопрос трудоустройства большого количества людей. Стоит учесть также явное противоречие: в регионах со слабо развитыми технологиями демографические показатели обычно занимают лидирующие позиции по сравнению с районами, которые называют более цивилизованными. Вместе с тем, имеют место тенденции миграции из них множества граждан. В итоге развитые государства выигрывают.

Психологи настаивают также на других закономерностях. Тягу к гаджетам специалисты связывают с явным удовольствием, в результате чего уменьшается интерес к сексуальной жизни. Поэтому не удивительно снижение демографических показателей. Близкое общение нередко проигрывает социальным сетям. Телефонные звонки уже не берут верх в соревновании различных видов коммуникаций. Сегодня отдают предпочтение электронной почте, когда нужно выяснить рабочие моменты.

Прослеживая тенденции, специалисты прогнозируют увеличение количества разработок технологий. Организуют системы, предназначенные для других людей. Существует потребность в постоянно совершенствующемся программном обеспечении. А занятость в некоторых сферах деятельности существенно сократится, например, меньше станет потребность в работниках сельского хозяйства.

Произойдут изменения в психологической сфере. Прежде всего, усилится чувство одиночества. Среди многочисленных расстройств ожидается преобладание тревожно-депрессивных состояний. Наблюдается следующий тренд: 1980-е годы были ознаменованы нарциссическими настроениями. 2000-е также названы обществом достижений. Далее последовал другой этап – преобладание диффузно-депрессивных состояний. Задача гаджетов – снизить уровень тревожности

Наблюдается меньшее количество конфликтов в метро, так как внимание пассажиров привлекают именно гаджеты. Занимаясь телефоном, напряжение реализуется в мелкой моторике

Даже маленьким детям предлагают планшеты, чтобы успокоить их перед сном.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий