Тест: Правильно ли вы укладываете ребенка спать?

Природа детской истерики

Истерика — это сложное сочетание гнева, разочарования и низкой эмоциональной саморегуляции. Она происходит из-за того, что нервная система не выдерживает длительного воздействия стресса: возникает ощущение беспомощности перед обстоятельствами и как следствие — неконтролируемая вспышка эмоций. Причиной истерик в школьном возрасте чаще всего становятся гормональные изменения или перенапряжение. 

Возрастные гормональные истерики

Два самых сложных периода, с которыми предстоит столкнуться школьнику, — это кризис семи лет и, конечно, подростковый кризис. 

Кризис 7 лет

Семилетка примеряет на себя статус ученика и пытается найти свое место среди сверстников: признают ли одноклассники в нем лидера или хотя бы равного себе. На фоне большого объема новой информации, подчинения непривычным школьным правилам, высоких ожиданий взрослых растет нервное напряжение. 

Параллельно происходит первая серьезная гормональная перестройка организма, эндокринный взрыв. 

Все эти факторы сказываются на поведении ребенка: 

  • он капризничает на пустом месте; 
  • манерничает; 
  • отказывается выполнять привычные действия: например, мыть руки перед едой;
  • изображает из себя взрослого; 
  • передразнивает родителей; 
  • рассказывает неприличные анекдоты или ругается матом. 

Повышенная нервная возбудимость становится причиной срывов. Ни с того ни с сего ребенок может начать реветь, плач нередко перерастает в истерику. 

Подростковый кризис 

Начинается уже в возрасте 10-11 лет — этот период еще называют «гормональным бунтом»: время физической, умственной и сексуальной трансформации. 

Подросток предъявляет завышенные требования к себе и окружающим, но еще не может в полной мере отвечать за свои поступки и самостоятельно справляться с неудачами. Он самоутверждается, доказывает свою «взрослость» и правоту, поэтому все запреты и ограничения воспринимаются в штыки

Крайне восприимчив к критике и упрекам — любое неосторожное слово может спровоцировать эмоциональную бурю. Переход от радости к гневу, от восторга к подавленности занимает считанные секунды. 

Истерика подростка другая, с агрессивным оттенком: он раскидывает вещи, может в эмоциональном запале наговорить лишнего, даже навредить себе — например, разбить в кровь кулаки об стену. 

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Истерики от избыточной нагрузки

Основных причин перегрузок нервной системы в школьном возрасте две: непосредственно учеба и огромные потоки информации из интернета и социальных сетей. 

Интенсивная учеба

Переход из садика в школу сложен сам по себе: свободная игра сменяется уроками, требующими концентрации внимания и дисциплины. Нагрузка в первом классе уже составляет три-четыре учебных часа. Если прибавить к этому домашние задания,  дополнительные занятия или музыкалку, получается полноценный рабочий день. Ребенку в семь лет справиться с такой нагрузкой сложно: чем больше он старается, тем хуже получается.  

Примерно с пятого класса учеба входит в конфликт с подростковым кризисом. На первый план выходит общение со сверстниками, но «страшилки» взрослых о загубленном будущем оказывают эмоциональное давление и заставляют продолжать стараться. 

Апогея стресс достигает в старшей школе: подготовка к ЕГЭ и поступлению в вуз, занятия с репетитором и на подготовительных курсах — эмоциональное напряжение так велико, что малейшее замечание учителя на уроке может спровоцировать истерику.

Переизбыток внешней информации

Американская академия педиатрии провела исследование, согласно которому современные дети проводят перед экраном компьютера до семи часов в день. Если суммировать это со школьными занятиями, получается, что компьютер отнимает у детей время на сон. 

По данным Фонда развития интернета, до 26 процентов российских школьников 11–16 лет зависимы от интернета. Залипание в соцсетях, просмотры видео и игры обеспечивают информационный поток, который ребенок просто не в состоянии «переварить». Из-за этого нервная система постоянно находится в возбуждении и очень быстро истощается.

Синдром обструктивного апноэ сна

Считается, что синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) встречается у 1-3% детей. Симптомы включают храп, затрудненное или ротовое дыхание во сне. Родители младенцев с выраженным СОАС могут отмечать затруднения при питании ребенка. СОАС у детей часто вызван аденотонзиллярной гипертрофией. К другим причинам относятся краниофациальная патология, ожирение и нервно-мышечные заболевания. Сообщается о высоком проценте аллергических заболеваний у детей с храпом и СОАС.
У взрослых, обструкция дыхательных путей является преходящей и часто очень выраженной. У детей, если причиной является аденотонзиллярная гипертрофия, обструкция носит постоянный характер, но менее выражена. Дети реже испытывают гиперсомноленцию (дневную сонливость), чем взрослые, однако у них часто отмечаются также энурез, повышенная потливость и задержка в развитии. СОАС. Имеются очевидные доказательства наличия СОАС у определенного процента детей, испытывающих сложности в обучении, проблемы в поведении, включая синдром гиперактивности и дефицита внимания. Диагноз ОАС ставится в педиатрической лаборатории нарушений сна с использованием ночной оксиметрии и полисомнографии. У большинства таких детей наблюдается существенное улучшение состояния после тонзиллэктомии. Последняя не показана, если причиной СОАС у ребенка является иная патология (краниофациальная аномалия, нервно-мышечные заболевания, ожирение). В этих случаях, а также, если операция по тонзиллэктомии не принесла удовлетворительного результата, можно назначить лечение CPAP – устройством, которое создает положительное воздушное давление в верхних дыхательных путях. Такая методика используется обычно у взрослых, однако показала себя эффективной и безопасной также у детей.

Мифы о детском сне

Если ребенка вымотать днем и не укладывать на дневной сон, он будет лучше спать ночью. Не будет, потому что ему будут мешать стресс из-за нарушенного режима и перевозбуждение. Дети до 4 – 5 лет обязательно должны спать днем, потому что в это время у них восстанавливается нервная система. Чем ребенок старше, тем меньше времени он спит днем.

Соска — вред. Соска может помогать и вредить. Если ребенок привык засыпать на груди, можно дать соску, но убрать, как только заснет. Иначе ребенок проснется на короткий сон и начнет искать соску. Если соски не будет на месте, начнет плакать. В этом случае надо оставлять 2 – 3 соски в кроватке, чтобы ребенок в момент пробуждения сам взял соску и стал спать дальше. Когда родители убирают соску сразу, у ребенка не остается ассоциации соски с засыпанием.

Мамы переводят детей на самостоятельное засыпание исключительно потому, что не хотят ими заниматься. Это не так: самостоятельно засыпание — это не вопрос родительского удобства, а естественный процесс

Самое важное время, которое надо проводить с ребенком — это день. Чем больше ребенок находится днем с родителями, общается с ними, гуляет, тем спокойнее он засыпает

Ребенок за день напитывается любовью и вниманием настолько, что для засыпания ночью ему нужны только кровать и любимая игрушка

На самостоятельное засыпание можно переводить с рождения. До полугода ребенка нельзя переводить на самостоятельное засыпание. В первые месяцы жизни лучше быть с ребенком постоянно, чтобы у него не возникало чувство тревожности. С седьмого месяца можно пробовать разные методы засыпания. Ребенок сам подскажет, что ему нравится больше и по какой системе он будет спать.

Счастье есть
Иногда счастье — это уложить ребенка спать без долгих уговоров и слез, а иногда — купить квартиру, в которой у него будет своя комната.
Посмотреть квартиры Самолета

Ночной энурез

Ночной энурез или ночное недержание мочи является одной наиболее преобладающих и стойких проблем у детей. Энурез классифицируется как первичный, если ранее ребенок никогда не был «сухим» в постели и вторичный, если возникает после того, как ребенок в течение минимум года мог сдерживать мочеиспускание. Первичный энурез встречается гораздо чаще и маловероятно является следствием патологии.
Этиология первичного энуреза является, скорее всего, мультифакторной. Часто первичный энурез связан с семейным анамнезом. Умение сдерживать мочеиспускание тесно связано со зрелостью нервной системы и ребенок, который в возрасте 1-3 лет задержан в развитии, имеет гораздо больше шансов быть энуретиком в шесть лет. У детей-энуретиков была обнаружена меньшая функциональная емкость мочевого пузыря (объем мочи, который мочевой пузырь способен удерживать), чем у детей без энуреза, хотя истинная емкость не различалась. И наконец, энурез относится большинством исследователей к парасомниям, поскольку наблюдается только в стадиях NREM сна. Тем не менее, несмотря на субъективное мнение родителей, детей-энуретиков разбудить не сложнее, чем остальных.
В большинстве случаев, если при тщательно собранном анамнезе, общем и неврологическом осмотре отсутствуют симптомы других нарушений, не требуется проводить дополнительных диагностических исследований, включая анализ мочи. Как правило, еще до первого визита к врачу, родители уже предпринимают какие-то меры, в частности ограничивают вечерний прием жидкости, будят ребенка, чтобы он сходил в туалет до того, как сами родители лягут спать. Хотя иногда врачи и прибегают к медикаментозному лечению, такому как назначение имипрамина (тофранил) и как следующий этап десмопрессина (DDAVP), многочисленные исследования показали превосходство сигналов «влажности» в плане эффективности, отсутствия побочных эффектов и редком проценте повторения эпизодов. Эти устройства доступны через аптеки или могут быть заказаны через Интернет.  Существует также «тренировка сдерживания» (мочевого пузыря), которая подразумевает ряд методов, что лежит, однако, за рамками этой статьи (см. Sheldon).

Колики и ночные пробуждения.

Колики у детей часто являются настоящим бичом для молодых родителей. При том, что колики не являются сами по себе проблемой расстройства процесса сна, младенцы с коликами имеют укороченную общую длительность сна. Проблемы со сном могут иногда продолжаться и после того, как колики прошли с возрастом – поскольку меры, которые родители использовали, чтобы остановить приступы плача (укачивание в руках, на коляске), могут помешать усвоению нормального паттерна сна. Младенец старше 4 месяцев, которые продолжает пробуждаться ночью, считается «обученным ночным плакальщиком». Такие младенцы быстро успокаиваются после того, как их берут на руки. Один из способов – это рекомендовать родителям постепенное увеличение временных интервалов «игнорирования», еще способ остановить плач ребенка – это “cold turkey.”. Любой способ приводит к сложностям на протяжении нескольких ночей, однако в конечном итоге помогает в «обучении» ребенка к самостоятельному засыпанию (Ferber). Другой способ, который также является эффективными и с большей готовностью воспринимается некоторыми родителями – это «пробуждения по расписанию». Родители при этом будят ребенка в определенное время, незадолго до ожидаемого самостоятельного пробуждения ребенка. Как только частота спонтанных пробуждений снижается, длительность интервала между «пробуждениями по расписанию» может увеличиваться, вплоть до прекращения спонтанных пробуждений.

Профилактика Расстройств сна у детей:

Профилактической мерой является хорошая гигиена сна. Днем следует избегать дремоты, особенно в конце дня, ближе к вечеру. Следует регулярно заниматься физкультурой или спортом, но минимум за 3 часа до сна. Также рекомендуют справляться с беспокойствами и строить планы на следующие сутки, чтобы ночью при засыпании не думать об этом. Следует ограничить прием кофеиносодержащих напитков, в том числе кофе и колы. Родители должны обеспечить то, чтобы ребенок не принимал алкоголь и не курил сигареты, а также не принимал психотропные вещества.

Домашняя робота должна быть закончена задолго до времени засыпания. Расслабление должно происходить постепенно, без избыточной стимуляции. Кушать нужно за какое-то время до сна, особенно если ужин калорийный.

Продолжительность времени от укладывания в кровать до подъема должна обеспечивать достаточный сон для ребенка данного возраста и конституции. Если родители пытаются уложить ребенка слишком рано, они приучаются связывать лежание в кровати не со сном, а с бодрствованием.

Укладывать ребенка спать нужно стараться примерно в одно и то же время. Ребенок должен достаточно уставать за день, чтобы быстро засыпать. Во время процесса засыпания не должно быть многократных вставаний с кровати. Должен быть установлен обычный успокаивающий порядок. Например, ребенку нужно ставить приятную музыку или читать сказки. Родители не должны при засыпании или незадолго до сна рассказывать дочери/сыну пугающие истории или разрешать смотреть возбуждающие программы, мультфильмы. Постепенный отказ от необходимости присутствовать родителю создает детям возможность заснуть (и снова засыпать) самостоятельно.

В спальне ребенка кровать должна быть удобной, располагать ко сну. Следует контролировать температурный и световой режим, шум в спальне. Будить ребенка следует примерно в один и тот же час, не разрешать долго лежать в постели. Не следует поощрять слишком раннее вставание, например, давая ребенку смотреть любимые видео после пробуждения.

Нормальный сон у детей.

Сон у совсем маленьких детей существенно отличается от сна у взрослых. Младенцы до 6 месяцев проводят 50% своего сна в стадии инактивного REM сна по сравнению с 20% у взрослых. Сон у малыши начинается через начальную активную REM стадию, тогда как у взрослых первая REM фаза появляется не раньше чем через 90 минут от момента засыпания. Активная REM фаза часто повторяется у младенцев, формируя укороченные циклы сна. До 6 месяцев спокойный REM (определяемый также как спокойный или неопределенный сон) не может быть подразделен на ЭЭГ стадии, известные как зрелый паттерн сна. После 6 месяцев архитектура сна младенца начинает становиться похожей на таковую у взрослых. После начального «установочного» периода, который обычно длится от 10 до 20 минут, наблюдается переход из 1 стадии NREM в стадии 3 или 4. Ребенок может вернуться в стадию 1 и повторить цикл. После одного или двух циклов NREM сна, через 60-90 минут наступает REM сон. Первая треть ночи представлена в основном глубоким сном (Стадии 3 и 4 NREM). Во второй половине ночи преобладают стадии 2 NREM и REM сон. У новорожденных, общее время сна равномерно распределено между дневным и ночным периодами суток. Ночной сон постепенно консолидируется в один непрерывный эпизод к первому году жизни. Количество дневного сна постепенно снижается на протяжении первых трех лет жизни. К четырем годам, большинство детей не испытывают больше потребности в коротком дневном сне. Потребность в ночном сне также снижается, так что в подростковом возрасте она сопоставима с потребностью у взрослых.

Метод самоуспокоения

Заключается в мягком воздействии словесных и тактильных «успокоительных» средств, которые помогут малышу научиться засыпать и успокаиваться после пробуждения самостоятельно.

Ваши действия:

Если ваш ребенок плохо засыпает, ритуалы подготовки ко сну начинайте каждый день в одно и тоже время. Не забудьте, что успокоению способствуют: теплая ванна, приглушенный свет, сказка на ночь (мягкие интонации материнского голоса хорошо убаюкивают ребенка), тихая спокойная музыка. Когда придет время сна, кладите малыша в кроватку и оставайтесь рядом. Как только заметите, что его глазки закрылись, аккуратно выходите из комнаты. Если кроха почувствовал это и заплакал, вернитесь, но не берите его на руки, а начинайте тихо говорить. Главная задача — сделать так, чтобы он, услышав ваш голос, успокаивался, а затем засыпал сам. Постепенно малыш привыкает к тому, что, когда он просыпается ночью, его не берут на руки. В свою очередь вы с помощью радионяни можете успокоить младенца своим голосом не вставая. Спустя две-три недели такого режима ребенок уже может спать более-менее длительное время один в своей кровати.

Комментарий психолога:

Это достаточно гуманный и относительно безболезненный способ приучения ребенка к самостоятельному сну. Ключевым моментом является именно последовательность мамы в своих действиях, ее терпение, уверенность и доверие себе («я поступаю верно»). Не зацикливайтесь на сроках достижения результата! Помните, что они очень индивидуальны. У кого-то получится приучить ребенка к самостоятельному сну за несколько недель, родителям другого малыша может понадобиться больше времени

Также важно понимать, что возможны периоды, когда кроха не сможет успокаиваться сам, а будет достаточно плаксивым и тревожным (например, после прививки, полного медицинского осмотра разными специалистами, после посещения гостей или в период прорезывания зубов). Ваша задача — помнить про это и искать пути помощи, как ребенку, так и себе

Сколько нужно спать детям

Результаты исследования показывают, что есть определенная связь между продолжительностью сна и риском развития симптомов эмоциональных и поведенческих расстройств. Но родителям не нужно беспокоиться без повода. Подавляющее большинство детей перерастают привычку недостаточного сна. 

Как подчеркивает специалист из Норвежского университета науки и техники Брор М. Ранум, в первую очередь нужно убедиться, что ребенок полностью высыпается. Если нет, нужно искать причину

Очень важно обеспечить для малыша комфортные условия и полный покой не только во время сна, но и перед сном. Это защитит ребенка от проблем с психическим здоровьем

Если наладить сон не получается, нужно обращаться к психиатру.

При этом родители и врачи должны понимать, что существуют большие индивидуальные различия между детьми. Некоторые малыши полностью высыпаются за 7 часов, а другим мало и 8-ми. Понять, что ребенок плохо спал можно по его самочувствию. Невыспавшиеся дети капризничают, хандрят, могут быть вялыми, не могут сосредоточиться. Также должны насторожить резкие перепады настроения.

Снохождение и сноговорение

При снохождении  (somnambulism) и сноговорении (somniloquy) ребенок садится в постели с открытыми глазами, но так называемым «невидящим взором». Активность может варьировать в диапазоне от бесцельного беспокойства в постели вплоть до реального хождения по дому. Речь нечеткая и редко носит внятный, понятный характер. Эти расстройства возникают у детей школьного возраста, больше у мальчиков, чем у девочек, и часто сопровождаются также энурезом. Дети со снохождением могут получать травмы и родителям необходимо предпринять меры, чтобы избежать опасных ситуаций, например, падения с балкона или лестниц. Спальные комнаты для таких детей должна находиться на первом этаже, окна и двери надежно закрыты. Во время эпизода снохождения родители должны минимально вмешиваться и воздерживаться от того, чтобы встряхивать его, кричать на него

Такой тип поведения во сне обычно проходит с возрастом и обычно не требует специального вмешательства, кроме мер предосторожности, указанных выше. Другой способ – это так называемые «пробуждения по расписанию»

Родители ведут дневник, на протяжении нескольких ночей записывают время, когда происходит снохождение и затем начинают будить ребенка за 15 минут до предполагаемого времени. При  этом необходимо убедиться, что ребенок находится в состоянии полного бодрствования как минимум 5 минут. Использование такого метода устраняет снохождение у 80% детей.

Нормальный режим дня у ребёнка до трёх лет: периоды сна и бодрствования

Часто причина этого явления – непродуманный режим дня, то есть малыш днём очень долго спит и к вечеру не успевает «устать».

У каждого человека, начиная с самого рождения, должен быть свой распорядок дня. То есть он должен выполнять определённые действия на протяжении суток по времени. Этот так называемый график включает в себя: сон, купание, бодрствование, интеллектуальную и физическую деятельность, гигиенические процедуры. Поэтому если собрать все эти факторы и составить определённый график крохе, учитывая его индивидуальные биоритмы, это во многом облегчит жизнь родителям.

Особенности режима дня

Для того чтобы составить режим дня, необходимо знать, что у каждого ребенка он должен:

  • быть индивидуальным. То есть при его разработке необходимо учитывать возрастные особенности малыша, привычки, биоритмы;
  • строиться на компромиссе (должен быть удобным для всей семьи и в то же время соответствовать физиологическим потребностям крохи);
  • быть последовательным (выполняться действия должны в постоянной последовательности, чтобы у ребёнка быстрей сформировался какой-либо навык, и развилась причинно-следственная связь);
  • быть гибким. То есть меняться в зависимости от того как взрослеет малыш, и от того как меняются его потребности. А также учитывать самочувствие крохи, его настроение и физическую активность.

В новорождённом возрасте малыш проводит 50 – 70 % в активной фазе сна (это причина его быстрого пробуждения). С взрослением крохи происходит укорочение длительности такого сна, а удлинение глубокой фазы.

Польза сна для ребёнка

Сон является важным физиологическим процессом, который нужен для того, чтобы малыш рос и развивался соответственно возрасту, а также для того, чтобы нормально функционировала его центральная нервная система и обмен веществ.

В то время когда кроха спит происходит:

  • выработка гипофизом соматотропного гормона (СТГ) – «гормона роста»;
  • восстановление деятельности всех органов и систем;
  • адаптация организма к смене дня и ночи;
  • активация Т-лимфоцитов (эти клетки принимают участие в борьбе с вирусной инфекцией);
  • метаболизм и усвоение различных веществ тканями головного мозга, поддержание работы нервной системы.

Если данный режим сформирован правильно, то:

  • физическое и нервно-психическое развитие ребёнка соответствует возрасту;
  • повышается иммунитет;
  • у крохи улучшается настроение, активность, работоспособность;
  • это является профилактикой переутомления;
  • такие дети с возрастом более организованны и собраны;
  • повышаются адаптационные процессы к стрессу или к новой обстановке (к детскому садику, школе).

Составление этого режима для грудного ребёнка является достаточно трудоёмким процессом, потому что в первую очередь меняется его потребность в количестве кормлений, часах сна и бодрствования. Но при систематическом выполнении одних и тех же процедур примерно в одно и то же время у крохи сформируется режим.

Каждой возрастной группе соответствуют определённые временные промежутки, которые малыш должен проводить в бодрствовании и во сне.

Время на сон и бодрствование

Возраст малыша Время, отведённое на бодрствованиеЧасы, отведённые на сон
Максимальная длительность этого времени между снами, в часахКоличество дневных сновОбщая продолжительность каждого дневного сна, в часахНочнойКоличество часов в сутки
Новорождённый – 3 месяцев.1 – 2.4 – 5.2 – 2.5.10 – 12 (но малыш просыпается на кормление каждые 3 часа).18 – 22.
3 – 6 месяцев.1.5 – 2.4.1 – 2.10 – 11.16 – 17.
6 – 9 месяцев.2 – 2.5.3.1.5 – 2.9 – 10.14.5 – 15.5.
9 – 12 месяцев.2.5 – 3.5.2.1-й сон – 2.5;

2-й сон – 2.

9 – 10.13.5 – 14.
1 года – 1.5 лет.3.5 – 4.5.2.

1-й сон – 2 – 2,5;

2-й – 1.5.

9 – 10.13 – 13.5.
1.5 – 2 года.5.5 – 5.5.1.2.5 – 3.10 – 11.13 – 13.5.
2 – 3 года.5.5 – 6.1.2 – 2.5.10 – 11.12 – 12.5.

Появление малыша в семье многие ассоциируют с плохим сном, не высыпанием, переутомлением, но при правильно созданном распорядке дня этих проблем можно избежать.

Борьба за сон в детской кроватке

Существуют разные подходы к проблеме сна.  

Если смотреть в корень, мамы выбирают те теории, которые снимают с них напряжение и тревогу, помогают чувствовать себя достаточно хорошими родителями. Но при любом подходе 3 года — рубеж, после которого ребенок уже может спать в своей собственной кровати.

Как помочь ребенку привыкнуть к самостоятельному засыпанию:

  • Режим. Многие малыши не могут уснуть сами, поскольку в жизни городской семьи слишком много событий происходит именно вечером. Возвращается с работы папа, дома кипит активность: стирка, готовка, разговоры под работающий телевизор. Чтобы малыш смог без проблем уснуть, последние 1,5 часа перед отбоем должны быть очень спокойными и размеренными, подчиненными стабильному ежедневному распорядку. Например, прогулка, ужин, тихие игры, купание, укладывание, сказка на ночь. Стабильный режим дает ребенку ощущение безопасности и готовит его ко сну. Вечерние ритуалы помогают успокоиться после дня, наполненного впечатлениями, и составляют его мир — уютный, предсказуемый, теплый.
  • Свое место. Хорошо, если кроватка стоит в отдельной комнате либо изолирована занавеской или ширмой. Это нужно для того, чтобы у ребенка было свое отдельное пространство для сна: когда занавеска отдернута, малыш еще находится в общем мире с родителями и не спит. Когда она задернута — это четкий сигнал, что пришло время засыпать.
  • Помощники. Есть еще один очень важный участник ритуала засыпания: мишутка, зайка, кукла, слоник — одним словом, любимая игрушка. Значимость этого объекта трудно переоценить. У него очень серьезная работа: он вместо мамы защищает сон ребенка. Ребенок переносит чувство безопасности, которое дает ему мамино присутствие, на любимую игрушку. Именно поэтому специалисты по детскому развитию называют таких мишек, заек и поросят «транзиторными» (переходными) объектами. Малыш взаимодействует с ними как с живыми людьми, наделяя их свойствами последних, — так в глазах ребенка на них переходит часть маминой силы. Транзиторный объект имеет колоссальное благотворное значение в психической жизни ребенка. Правда, только при условии сохранения границ между его реальностью и воображаемым миром. По поводу некой одержимости ребенка его любимой игрушкой родителям можно не беспокоиться: зайка или мишка не будет спутником всего детства. Дети вырастают, игрушки убираются в коробку, отправляются в чулан, на дачу или раздаются другим детям, и ребенок (возможно, уже школьник) забывает об их существовании. Также не стоит переживать, если кроха укладывает с собой в кровать целый полк плюшевых зверей и стопку любимых книг. Это нормально и означает, что один мишка в страшном мире снов не справляется и малыш призывает ему на помощь целую армию верных друзей.
  • Ночник. Еще один необходимый предмет в детском уголке для сна — ночник, дающий мягкий приглушенный свет. Дети боятся темноты, и лучший способ справиться с этим страхом — ночная лампа. Кроме того, наличие ночника защитит вас от требования ребенка оставлять дверь в комнату открытой. Нередко с этого требования начинается целая серия условий для сна, связывающая родителей по рукам и ногам: держать дверь открытой, выключать телевизор в гостиной, ставить рядом с кроватью стакан воды и т. д. Ребенок откладывает момент отхода ко сну, проверяя, все ли условия соблюдаются.

Метод Фербера

Ричард Фербер — американский профессор, изучающий проблемы детского сна. Его методика, вышедшая в 1985 году и посвященная тому, как научить ребенка засыпать самостоятельно, вызвала бурю критики. Фербер отталкивался от того, что младенец очень быстро привыкает к постоянному присутствию мамы, после чего отказывается засыпать самостоятельно. В результате по мере роста малыша его укладывание в постель отнимает у родителей много времени и сил.

Считается, что метод Фербера с самого нежного возраста учит ребенка опираться на собственные силы в достижении необходимого комфорта, а также тренирует его терпение и смирение.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Как наладить сон ребенка? Советы психолога

Если ребенок гиперактивен по вечерам, расслабляющий и последовательный распорядок перед сном может помочь ему успокоиться и мысленно подготовиться ко сну

Если дети отказываются от отхода ко сну, чтобы привлечь внимание, это сигнал для родите-лей проводить с малышом как можно больше времени как в период подготовки ко сну, так и в течение всего дня. Добавьте в свои повседневные ритуалы игры, совместное творчество, приготовление еды, а перед сном читайте малышу сказки, беседуйте о том, как прошел ваш и его день

Если ребенок боится сна, помогите ему снизить тревогу

Ночные светильники, совместное проживание в комнате с братом или сестрой или обсуждение проблем с родителем могут помочь детям справиться с ночным беспокойством. Причиной проблем с засыпанием могут стать смартфоны. И подростки могут быть особенно восприимчивыми, потому что их повышенное стремление к социальному одобрению и об-щению может побудить их неоднократно проверять сайты социальных сетей на наличие об-новлений или писать друзьям до поздней ночи. В этом случае стоит ввести определенные правила — например, сделать спальню зоной, свободной от смартфона, и предложить подросту оставлять его в другой комнате, когда он собирается спать. Но делайте это ненасильственно: мягко объясните, почему это правило соответствуют его интересам

И главное: родителям также важно следовать тому же правилу запрета телефонов в спальне

Вот еще ряд общих советов для нормализации сна у детей любого возраста:

Приглушите свет. Воздействие этих искусственных источников света на ребенка в течение часа перед сном может затруднить засыпание и ухудшить качество сна из-за сокраще-ния выработки гормона сна мелатонина. Вместо того, чтобы смотреть телевизор и филь-мы в ночное время, попросите ребенка послушать сказки. Традиция читать вслух сказки на ночь идеальна. Если у вас нет настроения читать, попробуйте электронную книгу или нежную музыку. Обеспечьте спокойную обстановку. Спальня ребенка должна быть спокойных, мягких цветов, без беспорядка, с мягкими светильниками и удобным спальным местом. Кровать — для сна. Это значит, что ваш ребенок должен использовать свою кровать толь-ко для сна, а не для просмотра телевизора, еды или даже игр. Установите распорядок дня и придерживайтесь его. Режим перед сном означает постоянное выполнение одних и тех же действий перед сном в одно и то же время или почти в одно и то же время каждую ночь. Мероприятия могут быть такими простыми, как чистка зубов и надевание пижамы, такими же типичными, как сказка на ночь, или такими сложными, как ароматическая ванна, за которой следует успокаивающая музыка и массаж спины. Последовательно применяемый распорядок дня, простой или сложный, поможет вашему ребенку легче засыпать и засыпать. Замените газировку или горячий шоколад ромашковым чаем или теплым молоком. Ромашковый чай и теплое молоко содержат ингредиенты, способствующие расслаблению . Даже если ваш ребенок может заснуть после употребления кофеина, его циклы сна могут быть неполными.  Научите ребенка успокаиваться и расслабляться. Техники релаксации могут включать упражнения на напряжение / расслабление мышц, управляемую визуализацию или про-слушивание нежной музыки. Также могут помочь массаж и подобные процедуры (для не-которых детей всегда приветствуется растирание спины)

Точно так же издавна счита-лось, что теплые ванны помогают уснуть, и они являются важной частью распорядка дня перед сном. (22 оценок; рейтинг статьи 2.6)

(22 оценок; рейтинг статьи 2.6)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий