Самостоятельное засыпание — врождённая способность у детей или приобретенный навык?

Какие специалисты занимаются восстановлением сна

Психотерапевты, психиатры-наркологи. Симптоматическую терапию с рекомендацией о последующем обращении к психотерапевту может назначить любой врач.

В белорусских учреждениях здравоохранения созданы специальные лаборатории сна, где пациенты проводят ночь под контролем диагностической аппаратуры. Она позволяет исследовать электрическую активность головного мозга и выявить нарушение циклов сна, апноэ, ночные эпилептические приступы. А параллельно производимое видеонаблюдение фиксирует иные двигательные расстройства.

— Нарушение качества сна, конечно, неприятно, но оно не вызывает опасности для жизни пациента. Апноэ же несет прямую угрозу жизни и здоровью. Представьте только, что происходит полная остановка дыхания на 10 секунд с частотой развития более 15 эпизодов в час. Кислородное голодание будет однозначно влиять на когнитивные функции. Причем от этой проблемы страдают не только пожилые, но и молодые люди.

У меня был 35-летний пациент. Мужчина пришел к психотерапевту с жалобами на снижение настроения, памяти и работоспособности в целом. Жена отказывалась с ним спать, что усугубляло его состояние. В процессе беседы с супругой мы выяснили причину: оказалось, он храпит. Назначили исследование в сомнологической лаборатории и поставили диагноз: тяжелейшее апноэ. Проблему пациента решил специальный аппарат, с которым отныне он должен спать. Подключили медикаменты, чтобы мужчина привык спать с аппаратом.

Можно ли обойтись без таблеток при бессоннице

— Если возможно избавить человека от бессонницы одной психотерапией, так и делаем (это вероятнее, когда нарушение сна длится несколько недель), но если состояние запущенное и уже настолько утомило пациента, что у него не остается сил на психотерапевтическую работу, подключаем медикаментозную терапию.

Почему иногда не помогает лечение? Если бессоннице сопутствует невротическое или психическое расстройство, а лечат человеку только нарушение сна, полного выздоровления не произойдет, но может появиться риск зависимости от гипнотических средств — таблеток.

Фото: Volodymyr Hryshchenko, unsplash.com

Что мешает ребенку спать

Причины, по которым ребенок недосыпает, можно разделить на две группы: физиологические и неврологические.

Физиологические — это когда режутся зубки, беспокоит живот, хочется кушать. Эти симптомы проходят за несколько дней, а если ребенок плохо спит месяц или два, стоит обратиться к неврологу. Возможно, малыш перевозбуждается вечером и, засыпая, не может успокоиться. Или его весь день носили на руках, катали в коляске на улице, и ему не удалось поползать, походить, узнать мир.

Дети с полугода активно интересуются вещами и процессами вокруг себя, для них это познание становится основной задачей. Поэтому днем они могут плохо есть, просто потому что эта задача не основная, зато ночью начинают просыпаться каждый час-полтора и просить бутылочку.

Иногда родители поздно приходят домой и рвутся играть с ребенком. У младенца еще не сильно развито торможение активности, поэтому после активных игр на засыпание уйдет больше времени и спать он может тревожно.

Методы самостоятельного засыпания

Есть множество рекомендаций и «методик», которые обещают помочь приучить ребёнка к самостоятельному сну, но перед тем, как приступить к «обучению», нужно убедиться, что малыш здоров. Для этого, безусловно, необходимо получить консультацию у специалиста, который наблюдает за здоровьем ребенка.

Следует очень осторожно относиться к ряду рекомендаций по тому, как «научить» ребенка засыпать самостоятельно. Часто, подобные рекомендации исходят от людей, не имеющих достаточных знаний о детской физиологии.. Например, некоторые «cпециалисты» по сну различают два типа методик: мягкие и жёсткие

В первом случае родители не дают проплакаться малышу, а максимально плавно адаптируют его к новым условиям засыпания. Во втором случае обучение предполагает достаточно стрессовые условия, и специалисты рекомендуют использовать такие методы в исключительных случаях.

Например, некоторые «cпециалисты» по сну различают два типа методик: мягкие и жёсткие. В первом случае родители не дают проплакаться малышу, а максимально плавно адаптируют его к новым условиям засыпания. Во втором случае обучение предполагает достаточно стрессовые условия, и специалисты рекомендуют использовать такие методы в исключительных случаях.

Мягкая методика Элизабет Пэнтли предполагает большую аналитическую работу родителей и состоит из 10 шагов. Предполагается, что мама или папа будут вести дневник сна ребёнка с учётом его физиологии. Исходя из индивидуальных особенностей, родители будут ловить так называемые окна в сон — время, когда малыш наиболее уставший. К минусам этой методики относят долгий период обучения и большой труд со стороны родителей.

Мягкая методика Ким Вест, помимо поиска окна в сон, предполагает ещё и введение ритуалов на сон: чтение книжки, зашторивание окон и совместное выключение света. При этом малыша не нужно укачивать, а укладывать в кровать необходимо сонным, но не спящим. После того как родители положили ребёнка в кроватку, следует сесть рядом и успокаивать его, при этом постепенно отодвигаясь или отставляя свой стул. Постепенно, день за днём, стул надо отодвигать всё дальше. Методика также предполагает нескорый результат.

В любом случае, перед тем как применять какие – либо методики, необходимо получить консультацию специалиста.

Вторичные расстройства сна

Вторичные нарушения встречаются гораздо чаще, чем первичные, и характеризуются нормальными показателями данных полисомнографии. Нарушение паттерна сна часто носит преходящий характер, однако может вызвать серьезные проблемы в семье, если продолжается в течение длительного времени. Наиболее часто встречающимся вторичным расстройством сна являются ночные пробуждения и нежелание засыпать в назначенное время, что чаще всего наблюдается у только начинающих ходить детей и вообще в дошкольном периоде. Хотя 95% новорожденных плачут после ночного пробуждения и требуют родительского внимания для повторного засыпания, к возрасту одного года от 60 до 70% детей могут уже в принципе заснуть вновь самостоятельно

Важной является концепция ассоциаций сна. Ребенок, который укладывается в постель в бодрствующем состоянии и учится засыпать используя комфортные для него меры, как правило, способен успокаиваться сам, если вдруг просыпается посередине ночи

И напротив, ребенок, который засыпает при помощи родителя, например покачиванием или просто благодаря физическому присутствию, может испытывать сложности к самостоятельному засыпанию после ночного пробуждения. В таких случаях родителям можно порекомендовать изменить поведение, перестать укачивать ребенка и т.д., ждать дольше обычного, когда ребенок плачет после пробуждения, пока ребенок постепенно не научится успокаиваться и засыпать самостоятельно.

Колики и ночные пробуждения.

Колики у детей часто являются настоящим бичом для молодых родителей. При том, что колики не являются сами по себе проблемой расстройства процесса сна, младенцы с коликами имеют укороченную общую длительность сна. Проблемы со сном могут иногда продолжаться и после того, как колики прошли с возрастом – поскольку меры, которые родители использовали, чтобы остановить приступы плача (укачивание в руках, на коляске), могут помешать усвоению нормального паттерна сна. Младенец старше 4 месяцев, которые продолжает пробуждаться ночью, считается «обученным ночным плакальщиком». Такие младенцы быстро успокаиваются после того, как их берут на руки. Один из способов – это рекомендовать родителям постепенное увеличение временных интервалов «игнорирования», еще способ остановить плач ребенка – это “cold turkey.”. Любой способ приводит к сложностям на протяжении нескольких ночей, однако в конечном итоге помогает в «обучении» ребенка к самостоятельному засыпанию (Ferber). Другой способ, который также является эффективными и с большей готовностью воспринимается некоторыми родителями – это «пробуждения по расписанию». Родители при этом будят ребенка в определенное время, незадолго до ожидаемого самостоятельного пробуждения ребенка. Как только частота спонтанных пробуждений снижается, длительность интервала между «пробуждениями по расписанию» может увеличиваться, вплоть до прекращения спонтанных пробуждений.

Страхи, которые останавливают матерей

Ходят страшилки, что если ребенок спит отдельно, то у него постоянный стресс, развивается недоверие к матери, разрушается привязанность, возникают навязчивые привычки типа сосания пальца. На просторах интернета я встретила даже информацию о том, что мозг таких детей развивается медленнее. Что ж, я не удивлена. Учитывая моду на детоцентризм, странно, что еще разрешают отходить от ребенка дальше, чем на метр 🙂 

Конечно, я не спорю, что привязанность влияет на то, насколько тревожным растет ребенок, и это влияет на качество сна. Но один только вид сна не делает ребенка тревожным или спокойным. К счастью, это зависит от множества других факторов: врожденных особенностей ребенка, условий его жизни, состояния матери и пр. 

Созависимость от ребенка 

Очень часто бывает, что мать не хочет отселять ребенка в другую постель сама, утверждая, что «он сам не хочет отделяться». Мама думает: «Ребенок не готов от меня отделиться, он еще мал и беспомощен». И, если копнуть еще глубже, мы можем перевести это как «я слишком слаба и беспомощна, чтобы оставаться одна». 

Маме так хорошо и тепло с ребенком, что она не хочет его отпускать. Она хочет продлить это замечательное время, когда малыш “маленький и сладенький”. 

Тут важно помнить, что основная задача родителей — адаптация ребенка к миру, к реальности, забота о его взрослении. Сепарация (отделение) от мамы — процесс необратимый и неизбежный, а сопротивляться ему — значит вредить ребенку и становлению его личности

Удовлетворение собственных потребностей

Почему же мама может так поступать? По своим причинам, не связанным с детьми. Она может хотеть сама «оставаться маленькой», нуждаться в близости и тепле, которого сама не получила в детстве. Она может оправдывать беспомощностью ребенка невозможность каких-то собственных жизненных изменений. Например, не хочет выходить на работу, утверждая, что ребенку еще нужен постоянный уход. Но за этими утверждениями прячется собственный страх.  

Частой причиной могут быть проблемы с мужем: обиды или избегание близости с супругом. В таком случае, ребенок в постели – удачное прикрытие.

Удобство

Привычный способ засыпать с мамой уже сложился. Возможно, у ребенка был тяжелый младенческий период, который сопровождался различными трудностями. Особенно это может быть заметно у легковозбудимых детей или детей с неврологическим статусом. Маме было проще засыпать с ребенком, чтобы его успокоить. 

Теперь она сталкивается с осознанием, что изменение этих привычек приведет к сильному сопротивлению, особенно если ребенок и так подвержен истерикам и бунтует против режима. Для мамы это означает дополнительные силы и время, которых и так не хватает.

Но если вы хотите переступить через страх, и перестать оттягивать неизбежное, наверняка у вас возникнет вопрос: с чего начать? Можно ли как-то “подстелить соломки”, чтобы процесс прошел гладко или хотя бы с меньшими потерями? 

Конечно! Давай посмотрим, как именно. 

Online-консультации врачей

Консультация специалиста по лазерной косметологии
Консультация нефролога
Консультация дерматолога
Консультация общих вопросов
Консультация невролога
Консультация косметолога
Консультация сосудистого хирурга
Консультация эндоскописта
Консультация пластического хирурга
Консультация инфекциониста
Консультация детского психолога
Консультация доктора-УЗИ
Консультация онколога-маммолога
Консультация психиатра
Консультация нейрохирурга

Новости медицины

Футбольные фанаты находятся в смертельной опасности,
31.01.2020

“Умная перчатка” возвращает силу хвата жертвам травм и инсультов,
28.01.2020

Назван легкий способ укрепить здоровье,
20.01.2020

Топ-5 салонов массажа в Киеве по версии Покупон,
15.01.2020

Новости здравоохранения

Глава ВОЗ объявил пандемию COVID-19,
12.03.2020

Коронавирус атаковал уже более 100 стран, заразились почти 120 000 человек,
11.03.2020

Коронавирус атаковал 79 стран, число жертв приближается к 3200 человек,
04.03.2020

Новый коронавирус атаковал 48 стран мира, число жертв растет,
27.02.2020

Как понять, достаточно ли у ребёнка эмпатии

Эмпатия — не врождённая способность, а следствие воспитания. Её основы должны закладываться в раннем возрасте. 

Уже тогда родители могут наблюдать разницу между ребёнком, склонным к эмпатии, и ребёнком, которому сопереживания чужды: первый способен пожалеть кого-то и посочувствовать, а второй останется равнодушным или даже позлорадствует.

К возрасту 3–4 лет дети должны уметь реагировать на чувства других людей и демонстрировать сопереживание. Если у пятилетки не наблюдается достаточной эмпатии — например, смеётся, когда сверстнику больно, — это тревожный сигнал для родителей. Вот несколько способов определить, что ребёнок обладает эмпатией.

<<Форма демодоступа>>

‍Ребёнок улавливает эмоции других и корректно реагирует. Например, считывает, когда мама пришла с работы не в духе — даже если мама ничего не говорит — и спрашивает: «Мам, что-то случилось?», «Мам, ты грустишь?».

‍Ребёнок не эгоистичен. Например, может пойти на компромисс, играя на детской площадке: разрешить малышу помладше покачаться на качелях первому.

‍Ребёнок сопереживает персонажам в сказках и мультфильмах. Если сын или дочь плачет при просмотре «Корпорации монстров» или при чтении детского романа «Без семьи», это значит, что он обладает высоким уровнем эмпатии. 

Как понять, что ваши действия правильные?

Если Вы решили приучить ребенка к самостоятельному засыпанию, всегда будьте последовательны и постоянны в своих действиях. Понять, что ритуал эффективен, совершенно несложно: Ваш малыш станет достаточно расслабленным и даже может начать засыпать еще до его окончания! В этом случае совсем не обязательно выполнять все действия до конца. Положите карапуза в кроватку, чтобы он мог погрузиться в волшебный мир сновидений.

Иногда может случаться так, что малыш капризничает и излишне сопротивляется укладыванию во время ритуала. В этом случае также не стоит проводить  все процедуры до конца. Необходимо помочь крохе поскорее заснуть. Вероятнее всего, Ваш кроха переутомился, и укладывание началось слишком поздно.

Энурез

Энурез (второе название – недержание мочи) – неспособность человека «дотерпеть» до туалета, постоянная борьба с мокрыми простынями.

Приучение малыша к горшку является одним из этапов общего психического и физического развития ребенка. Возраст, в котором уже можно говорить об энурезе у ребенка, должен составлять не менее 4-5 лет.

Причины энуреза самые различные – психическая травма, аномалии развития мочевыводящих путей, недоразвитие пояснично-крестцового отдела позвоночника, неправильный режим дня, нерациональное питание, эндокринные нарушения, задержка созревания нервной системы.

Энурез может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением какой-либо другой болезни. Различают энурез дневной и ночной, первичный и вторичный. При первичном энурезе отмечается отсутствие предшествующего контроля за опорожнением мочевого пузыря. О вторичном энурезе говорят в том случае, если человек, как минимум, 6 месяцев контролировал процесс мочеиспускания, а потом опять начал мочиться в штаны или постель, вследствие влияния урологических, неврологических, психических или эндокринных заболеваний.

При энурезе отмечаются стойкие нарушения сна, проблемы с засыпанием и пробуждением, чрезмерно глубокий сон, ночные страхи, сноговорение и снохождение. Если такого ребенка разбудить насильно, то можно наблюдать нарушение ориентации с двигательным возбуждением, страхами.

Зачем нужен режим

Самое важное — режим. Если вы решили, что ребенок будет засыпать в 21:00, значит, это время нужно соблюдать, что бы ни происходило: бабушка в гости приехала, соседка зашла поболтать, муж вернулся из командировки

Время сна для ребенка должно быть неизменно, а ритуал перед сном должен быть одним и тем же.

Детям очень важна предсказуемость. Каждый день за два часа до сна должны повторяться одни и те же действия, включая детские походы попить и в туалет, после того как ребенок уже в кровати: 

  • 19:00 — выключать телевизор и убирать гаджеты, выключать основной свет и оставлять лампу, сбавлять тон голоса, играть в спокойные игры;
  • 19:30 — идти в ванную или в душ. После купания расслабляющий массаж с маслами, обязательно переодеть ребенка в приятную, мягкую пижаму;
  • 20:00 — еда;
  • после еды — укачивать: например, петь колыбельные, читать сказки, всё зависит от возраста.

Детям с полугода лучше проговаривать план действий, рассказывать, что ждет их завтра. Так дети успокаиваются и не боятся спать, потому что знают: завтра точно будут новый день и новые игры. Если это малыш до двух лет, то слова для него могут быть примерно такими: «Сейчас мы идем чистить зубы, я тебя помою, потом ты покушаешь и пойдешь спать в свою кроватку. А утром я сварю тебе вкусную кашу и мы пойдем гулять в парк». 

С двух лет уже можно перекладывать часть ответственности на ребенка: «Сейчас идем в душ, я помогу тебе почистить зубы, искупаю тебя, пока я готовлю тебе покушать, возьми игрушку, с которой ты будешь спать, и выбери книжку, которую хотел бы послушать перед сном. Утром мы пойдем в сад, где ты сможешь поиграть с друзьями, а вечером поплаваем в бассейне». 

Комнату, где спит ребенок, надо хорошо проветрить, закрыть шторы и включить ночник. Если у малыша нет отдельной комнаты, это должно быть пространство в квартире, где он играет и спит, где лежат его игрушки, которые он сам разложил — место, где для него всё предсказуемо.

Симптомы расстройства

Сфера движения:

  • выраженное двигательное возбуждение с точки зрения крупной и мелкой моторики;
  • неспособность оставаться неподвижным даже короткое время;
  • вскакивания с места;
  • бессмысленная ходьба;
  • повышенная скорость и частая вариация движений (ощущение постоянной спешки);
  • компульсивное размахивание руками;
  • учащение мелких движений конечностей (удары ногами, громкое топтание, шевеление пальцев, постоянная работа с вещами, находящимися в пределах досягаемости рук или ног, раскачивание на стуле и т. д.);
  • бесцельный бег.

Познавательная сфера:

трудности с концентрацией внимания (неустойчивое внимание, сильно зависит от аффективных факторов);
отсутствие настойчивости в случае небольшого интереса и неспособность ощутить прямую выгоду от действия;
повышенный ориентировочный рефлекс;
поспешность;
значительная утомляемость в умственной работе и связанная с этим неравномерная работа;
поверхностное мышление;
переключение внимания с объекта на объект (неправильные, необдуманные ответы на вопросы или неправильное решение задач);
в исследованиях интеллекта некоторые авторы находят уровень «ниже ожидаемого»;
зрительно-моторные проблемы;

трудности с синтезом в мышлении;

отсутствие навыков планирования.

Трудности с синтезом в мышлении

Многие дети с синдромом дефицита внимания имеют ту или иную форму нарушения речи или языка, в том числе:

  • задержка речевого развития;
  • проблемы с артикуляцией;
  • проблемы со структурой предложения;
  • неправильное расположение звуков;
  • сложно выразить мысли и слова письменно;
  • краткосрочная память.

Эмоциональная сфера:

  • неконтролируемые, иногда очень сильные эмоциональные реакции;
  • усиление выражения чувств;
  • повышенная эмоциональная чувствительность к раздражителям окружающей среды;
  • вспышки гнева;
  • импульсивность действия.

Общие черты личности ребенка с синдромом дефицита внимания:

импульсивное действие;
желание доминировать в группе;
низкая самооценка;
периодически возникающая депрессия;
незрелое поведение;
нарушения сна: просыпается рано, трудности с засыпанием, беспокойный сон;
физическое развитие: высокий уровень физической активности;
социальное развитие: замедленное социальное развитие, трудности в установлении контактов со сверстниками, хвастаются перед сверстниками, чтобы привлечь внимание.

Вам может быть интересно

06.03.2019 Как пережить смерть близкого человека?

26.09.2019 «Сделаю завтра»: как бороться с привычкой откладывать дела на потом

05.03.2019 «Я дышу тобой»: как отличить любовную зависимость от настоящей любви

23.09.2019 Алкогольный психоз — приговор или есть надежда?

01.08.2019 Мы действительно способны контролировать свои эмоции

26.06.2019 Без шанса на счастье: как негативные установки мешают нам любить

24.10.2019 Отношения «на грани»: как восстановить доверие друг к другу

05.06.2019 «Я вас понимаю»: 5 эффективных способов выучить иностранный язык

24.07.2019 Алкоголик в семье. Как помочь ему осознать проблему и начать лечение

26.02.2019 Разводиться не обязательно: как пережить измену супруга и сохранить семью

01.08.2019 Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется… А если не вернулась — перед вами одинокий человек

24.10.2019 Киберсексуальная зависимость: ответы на важные вопросы без стеснения

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой

Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий