Малыш упал и ударился: как пожалеть и успокоить ребенка

Клинические исследования

Проведенные компанией клинические испытания доказывают высокую эффективность, безопасность и переносимость продукции ТМ «Ла-Кри» для ежедневного ухода за кожей ребенка с легкой и средней формой атопического дерматита. В результате терапии отмечено, после применения крема для чувствительной кожи «Ла-Кри»:

  • уменьшается зуд и раздражение;
  • уходит покраснения кожи;
  • кожа увлажняется, становится ровной.
  1. Коэн Бернард А. Педиатрическая дерматология, МЕДпресс-информ, 2015.
  2. Кильдиярова Рита Рафгатовна, Педиатру на каждый день. Руководство для врачей, ГЭОТАР-Медиа, 2019.
  3. Андерсон, Аричи, Аццопарди, Наглядная неонатология. Руководство, ГЭОТАР-Медиа, 2019.

Признаки ушиба мозга

Ушиб головного мозга — это вид черепно-мозговой травмы, при котором появляется омертвение участка нервной ткани. Обычно это происходит в районе лба, висков или затылка.

Вот признаки ушиба мозга легкой степени:

  • потеря сознания на несколько минут;
  • головная боль;
  • головокружение;
  • тошнота;
  • рвота;
  • замедленное или ускоренное сердцебиение.

При ушибах мозга более тяжелой степени:

  • длительная потеря сознания;
  • сильная головная боль;
  • многократная рвота;
  • нарушения психики;
  • повышение артериального давления;
  • замедленное или ускоренное сердцебиение.

Тяжелая степень ушиба мозга может привести к летальному исходу.

Первая помощь

Как минимум первые 2-3 дня постельный режим.

Лучшее лекарство от СГМ — это сон, если есть с ним проблемы, то можно принимать успокаивающие лекарства на основе валерианы и пустырника.

Также нужно снизить нагрузку на головной мозг — стоит отказаться на несколько дней от чтения, работы на компьютере и просмотре телевизор.

Также стоит избегать яркого освещения — шторы на окнах и ночник вечером вам в этом помогут.

Частым последствием СГМ является отек мозга — чтобы его не допустить рекомендуется меньше пить, из питья оставить минеральную воду, а кофе и чай исключить. в диете стоит придерживаться кисломолочного и растительного направления, полезны цитрусовые, бананы, грецкие орехи.

Откажитесь на две недели от домашних дел, физических нагрузок и управления транспортными средствами.

Лечение ЧМТ и последствий травм мозга

В остром периоде проводят противоотёчную, нейрометаболическую, нейропротективную, симптоматическую терапию, которая заключается в подборе нескольких лекарственных средств предлагаемых как в виде таблетированных препаратов, так и в форме инъекций ( капельных и внутримышечных).

Такое лечение проводится около месяца. После чего пациент остаётся под наблюдением своего лечащего врача, в зависимости от тяжести ЧМТ, от полугода до нескольких лет.

В течение минимум трёх месяцев после ЧМТ строго воспрещается приём алкогольных напитков и тяжёлые физические нагрузки.

Кроме традиционных методов лечения ЧМТ, существуют не менее эффективные методы:

  • иглорефлексотерапия,
  • остеопатия.

В комплексе с лекарственной терапией и физиотерапией эти методики могут оказать более выраженный и быстрый эффект. Однако, в некоторых случаях они бывают противопоказаны к применению.

Всем известен тот факт, что лечение должно быть комплексным, и чем больше методик будет использовано во время лечения, тем лучше.

После окончания курса лечения пациент обязательно должен быть под наблюдением доктора, и в последующем ему могут понадобиться повторные курсы, как правило, раз в пол года.

Возможные осложнения

При отсутствии лечения травма мозга часто даёт осложнения. Наиболее опасными последствиями считаются отдаленные, которые вначале формируются скрыто. Когда на фоне общего благополучия, без видимой симптоматики формируется сложная паталогия. И только спустя несколько месяцев, или даже лет старая травма мозга может дать о себе знать.

Самыми распространёнными среди них являются:

  • головные боли, не редко с тошнотой и рвотой,
  • головокружения,
  • ухудшение памяти,
  • формирование психической патологии и др.

Черепно-мозговые травмы представляют собой опасность о которой пациент может и не подозревать.

После удара головой могут возникать различного рода проблемы, даже тогда, когда нет видимых симптомов сотрясения (головная боль, головокружение, рвота, давление на глаза, чувство переутомления, сонливость, пелена перед глазами).

Во многих случаях последствиями травма мозга может сопровождаться смещением шейных позвонков, что так же может приводить к:

  • головным болям,
  • болям в шее,
  • ухудшению памяти,
  • повышенной утомляемости впоследствии.

Травма мозга часто является «запускающим механизмом» таких заболеваний как:

  • неврит лицевого,
  • патологии тройничного и других лицевых нервов.

это может сопровождаться болями на одной стороне лица или слабостью мышц с одной стороны лица.

В клинике «Брейн Клиник» проводятся все виды исследования и комплексного лечения последствий травм головного мозга.

Как лечить ушибы народными средствами

При небольших ушибах можно помочь ребенку народными средствами.

Например, такими.

  1. В ванну с горячей водой добавить раствор сульфата магния (горькой английской соли). Такую ванну принимают 2-3 раза в неделю в течение часа.
  2. Полынь горькую растолочь до однородного состояния, намазать толстым слоем и закрыть повязкой. Она должна быть влажная, поэтому периодически нужно смачивать ткань полынным соком.
  3. Лист капусты промыть холодной водой и положить на место ушиба, сверху наложить повязку.
  4. Сырой картофель натереть на терке. Эту кашицу положить на место ушиба, а сверху накрыть плотной хлопчатобумажной тканью.
  5. Лист алоэ смазывают медом, а затем прикладывают его к травмированному месту.
  6. Промыть лист подорожника, размять его до появления сока и приложить к месту ушиба.

Ребенка ударили качели, что делать?

Качели – это нехитрое устройство, знакомое с детства каждому. И малыши, и детки постарше очень любят качели за чувство восторга и полета во время катания. Вместе с тем, когда «крылатые качели начинают свой разбег», они становятся источником повышенной опасности для всех ребят на детской площадке. Жесткая конструкция сидения в сочетании со скоростью – грозный снаряд, который может повлечь серьезный ушиб головы и даже вызвать сотрясение мозга у ребенка.

Фото: АиФ/ Надежда Гончарова

Как оказать первую помощь ребенку, если он попал под удар качелей? Прежде всего, нужно по возможности успокоить пострадавшего – плач создаст лишнее напряжение в травмированной области. Затем следует наложить холодный компресс на место ушиба (подойдет даже пакет замороженных продуктов из холодильника!). Не переживайте о возможном переохлаждении риск «простудить» ребенка минимален. А вот предотвратить развитие гематомы необходимо. Не давайте малышу пить — если очень просит, смочите ему губы водой.
Если открылось носовое кровотечение, то сухой холод нужно приложить к переносице. Не просите ребенка запрокидывать голову – так кровь не остановишь, однако можно спровоцировать рвоту и кашель.
Если малыш потерял сознание, нужно немедленно повернуть его на бок и поддерживать голову в таком положении, чтобы при возможной тошноте он не захлебнулся рвотными массами.
Обратиться за квалифицированной медицинской консультацией после подобного удара нужно обязательно.  Сразу звоните в «скорую», даже если вам кажется, что ребенок отделался легким испугом.

Чем лечить ссадины на лице у ребенка – на лбу, на носу, под глазом?

Кроме того, что травма на лице привлекает внимание окружающих и причиняет ребенку психологический дискомфорт, такое повреждение может быть опасным и по другой причине: от него могут остаться пятна и даже шрамы

Поэтому при лечении ранки важно не терять время и максимально быстро обработать повреждение описанным выше способом. Также нужно следить за тем, чтобы ребенок не сцарапывал подсыхающие корочки, так как от этого на лице могут остаться рубцы.

Также нужно следить за тем, чтобы ребенок не сцарапывал подсыхающие корочки, так как от этого на лице могут остаться рубцы.

Чем мазать ссадины на лице у ребенка, чтобы после выздоровления от них не осталось следов-напоминаний? Рекомендуем использовать для этой цели восстанавливающий крем «Ла-Кри» – безопасное негормональное средство, обеспечивающее быстрый и действенный эффект.

Родительские послания

Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:

  • «Забота о себе — не к лицу мужчине»
  • «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
  • «Боль надо перетерпеть»
  • «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»

Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.

В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.

Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).

В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела. Самое разрушительное родительское послание — «Не живи»

Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

  • «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
  • «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»

Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.

Как уменьшить падения?

Количество падений можно уменьшить, например, таким образом:

  1. Когда малыш начинает делать первые шаги — оставляйте его босым. Голая нога лучше чувствует поверхность и не скользит.

Это поможет повысить мышечный тонус в ногах, и научиться равновесию и координации.

  1. Когда малыш начинает ходить, не нужно его постоянно держать за руку. Так он привыкнет, что мама, которая всегда рядом, ловит — и падений не избежать.
  2. Не страхуйте малыша специальными приспособлениями:
  • шлемы;
  • детские вожжи;
  • рюкзачки на спину, чтобы в случае падения смягчить удар.

Все это приводит к ослаблению инстинкта самосохранения и опасному падению.

Почему ссадина у ребенка может быть опасной?

Подобная травма представляет собой нарушение целостности верхнего слоя кожи (эпидермиса), которое появляется в ответ на удар тупым предметом или остается на теле при резком соприкосновении с шероховатой поверхностью. Такое повреждение чаще всего кровоточит, но может ограничиться только покраснением и припухлостью. Вне зависимости от степени и глубины ранки ребенок ощущает боль и жжение.

Сами по себе подобные травмы не опасны. Однако если не уделять им должного внимания и не обеспечить соответствующее лечение, заживление повреждения кожи может занять больше времени. Дополнительная опасность заключается в возможности инфицирования ранки. В таком случае к травме почти всегда присоединяется нагноение, местное повышение температуры, а иногда – даже сепсис. Кроме того, нужно учитывать, что загрязнение может вызвать такие опасные заболевания, как, например, столбняк. Поэтому каждый родитель должен знать, как оказать ребенку первую помощь.

Двигательные нарушения (парезы или параличи, если произошло кровоизлияние после травмы)

Последствия травм головы совершенно различные, и, в отличие от взрослых, у детей не всегда глубокая травма хуже, чем поверхностная. Последствия будут зависеть от того, в какой области повреждение, сочетается ли оно с другими травмами, какой возраст малыша, как быстро родители обратились за медицинской помощью и соблюдали ли предписания врача, от состояния организма ребёнка на момент получения травмы или удара.

Вы знаете, что все детки разные, и травмы получают тоже разные. Поэтому после удара головой не стоит давать детям болеутоляющих препаратов, а также для крепкого сна поить их валерьяной или пустырником. Это может изменить картину серьёзного заболевания и усложнить оказание помощи ребёнку.

Осложнения при сотрясении мозга

Среди последствий сотрясения мозга имеются многочисленные и различные по проявлениям осложнения. Так, многократные (повторные) сотрясения вызывают состояние, именуемое dementia pugilistica, или энцефалопатией боксеров; это форма паркинсонизма посттравматического характера, характерная для людей, профессионально занимающихся боксом и периодически переживающих головные травмы. В работах Г. Мартленда, описавшего этот синдром, указываются характерные признаки посттравматической энцефалопатии: небольшое отставание в движениях одной ноги или «шлепки» стопы на ранних стадиях, иногда проблемы с удержанием равновесия, пошатывание; у части больных присутствует хорошо заметная замедленность действий, периодическая спутанность сознания. Иногда проявления болезни остаются слабо выраженными, в других случаях явственно наблюдается волочение ног, заторможенность в движениях, специфические психические нарушения (например, уменьшение используемого словарного запаса), дрожь головы и конечностей.

Осложнения в результате травмы головы могут быть самыми тяжелыми, поэтому на вопрос – что делать при сотрясении мозга – ответ однозначный: обращаться к врачу; ведь черепно-мозговая травма любого типа и степени тяжести может привести к изменению психической составляющей личности и/или физическим нарушениям. К таким осложнениям относятся:

  • Возникновение специфической реакции на прием алкоголя или инфицирование организма: в нетрезвом состоянии, при гриппе или ином инфекционном заболевании, у больного наблюдаются помрачение сознания (делирий), вспышки перевозбуждения и другие расстройства психики.

  • Расстройства вазомоторного типа, связанные с изменением сосудистого тонуса. Обычно они проявляются:

         – настойчивыми, непреходящими головными болями, интенсивность которых резко усиливается при физических нагрузках на организм или просто резких движениях;

         – возникающими при физических усилиях и наклоне тела головокружениями;

         – чередованием приливов крови в область головы и последующей резкой бледности с повышенной потливостью (часто такие проявления бывают ассиметричными и захватывают какую-либо одну половину головы);

         – быстрым наступлением общей усталости, отсутствием концентрации внимания.

  • Неконтролируемые всплески эмоций, повышенная раздражительность, склонность человека быстро возбуждаться, легко впадать в ярость, часто с проявлением агрессии по отношению к окружающим. Довольно часто за агрессивными вспышками следует период раскаяния, и больной искренне извиняется за свое поведение.

  • Проявление симптомов сотрясения мозга в виде приступов судорог, схожих с эпилептическими припадками.

  • Приобретение личностью больного параноидных качеств, а также невротические состояния, когда человек чрезмерно нервничает по любому поводу, тревожится, испытывает страх. Больные утрачивают способность к сосредоточению, жалуются на головные боли, нарушения сна; присутствуют вазомоторные нарушения.

К более редким осложнениям относятся психотические расстройства (психозы), когда больной галлюцинирует, бредит, плохо воспринимает действительность. В отдельных случаях нарушения психики могут привести к деменции – приобретенному слабоумию, характеризующемуся серьезными сдвигами мышления, памяти, утратой критического отношения и способности ориентироваться в реальном окружении, апатичными состояниями.

Чаще других, по мнению специалистов, встречается такие последствия сотрясения головного мозга, как специфический посткоммоционный синдром (название образовано от латинских слов post – «после» и commotio – «трясение»). Он может проявиться и через месяц, и через год после перенесенной травмы в виде резких, труднопереносимых головных болей, приступов головокружения, беспокойного состояния и нарушения режима сна, проблем с концентрацией на каком-либо привычном деле. Психотерапевтическое лечение сотрясения мозга (точнее, его последствий) в этом случае редко оказывается эффективным; рекомендуется симптоматическое лечение, но следует помнить, что прием сильных обезболивающих препаратов может оказаться опаснее самой болезни и стать причиной развития медикаментозной зависимости.
 

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Как научить падать?

Нам важно, чтобы при падении вперёд малыш упирался на руки, а при падении назад садился на попу.  А как научить ребёнка падать правильно?

Упражнения должны выполняться осторожно, и не причинять дискомфорта. Будьте внимательны к своему ребенку и постоянно за ним наблюдайте

Держите его уверенно, но бережно, начинайте спокойно и медленно, постепенно увеличивая продолжительность занятий

Будьте внимательны к своему ребенку и постоянно за ним наблюдайте. Держите его уверенно, но бережно, начинайте спокойно и медленно, постепенно увеличивая продолжительность занятий.

Если малышу что-то не нравится, то, скорее всего, вы действуете слишком быстро, нужно просто замедлить темп.

Упражнения

Первый этап.

Расположитесь удобно на полу. Поставьте ребенка спиной к себе.

Обхватите своей рукой малыша спереди в районе бедёр. Вторую руку кладите на спину ребенку.

Наклоните малыша вперёд, придерживая его за бедра, так чтобы ребёнок упёрся ручками о пол. Эта позиция является одной из основ безопасного падения.

Важно! В случае падения, ребенок должен осознать, что необходимо наклониться вперёд, и упереться ладошками о поверхность. Второй этап

Второй этап.

Согните ножки малыша в коленках — ребенок почти присел на корточки.

На начальном этапе тренировки, можно помочь малышу — придерживать его за ножки и пальцами подтолкнуть под коленки, чтобы ребенок их согнул. Второе, третье занятие будет достаточно коснуться немного поясницы, чтобы малыш присел.

Вначале, все 3 движения — присесть, упереться, наклониться ребенок выполняет по очереди.

Со временем, в результате регулярных тренировок, все движения сольются в одно, которое и поможет малышу лучше держать координацию, и меньше набивать шишки при падении.

Вначале ребенок присаживается на пол. После каждого падения он поднимается заново. Со временем, ребенок приобретает хорошую координацию движению.

И ему достаточно лишь немного согнуть ножки либо коснуться легонько кистями рук пола, чтобы подняться, выпрямиться и пойти играть дальше.

Счастливого материнства!

  • Что должен уметь ребенок в 1 год?
  • Когда ребенок начинает ходить?
  • Безопасность ребенка на улице: памятка для мамы

Травмпункт детский или взрослый: есть ли разница?

Если в вашем городе есть отдельный травмпункт для детей — то разница есть! Даже если он находится на противоположном конце города, ехать нужно именно туда. Во взрослых травмпунктах вам, скорее всего, откажут в лечении на законных основаниях.

Единственное исключение — экстренная помощь. Первую помощь в критической ситуации ребенку должны оказать в любом медучреждении, независимо от профиля. Пример: на прогулке ребенка покусала собака. Рана кровоточит, ребенок кричит от боли и страха, в пяти минутах находится травмпункт для взрослых. Если вы приведете туда ребенка, никто не имеет права отказать. Ребенку окажут экстренную помощь: остановят кровотечение, снимут боль, наложат повязку и вызовут скорую помощь, которая отвезет в детский травмпункт для обработки раны, наложения швов, профилактики бешенства и столбняка, а также других необходимых мероприятий.

Как ваш ребёнок может получить травму головы?

Нервная система детей развивается постепенно. Вначале ребёнок обучается удерживать головку, переворачиваться, потом начинает лучше управляться с размашистыми движениями рук. В шесть месяцев малыш начинает садиться, ползает, чуть позже неуверенно встаёт на ножки.

Безусловно, это радостный момент для родителей, когда их любимый малыш осваивает свои первые шаги. Эти шаги чаще всего оканчиваются «приседанием» на попу, и малыш ещё несколько дней не хочет проявлять инициативу, так как первое падение вызвало у него боязнь. Когда этот момент забывается, малыш вновь пробует, и у него все замечательно получается.

Но радость родителей быстро сменяется страхом за своё чадо. Ведь шажки получаются очень неуверенными, малыш норовит завалиться на бочок, присесть или переносит свой центр тяжести настолько вперёд, что, кажется, вот-вот упадёт и ударится лбом или носом.

Особенно неуверенно дети чувствуют себя, стоя на мягкой поверхности. Поэтому часто обращение за медпомощью происходит после падения с дивана. Кроме этого, с момента первых шагов вы узнаете, что в вашем доме находятся углы, коих огромное количество. Они весьма опасны, так как находятся на уровне головы вашего ребёнка, и чаще всего дети ударяются виском об угол одного из предметов мебели.

Ещё маленькие детки тянут на себя все вещи, которые они не могут хорошо разглядеть, но до которых дотянулась их ладошка. И не всегда это бывают мягкие плюшевые игрушки. Малыши стягивают вазы, ноутбуки, лампы, стопки книг и непосредственно «ловят» их своей головкой, на которой после образуются шишки и синячки.

Из-за слабо развитой ориентации в пространстве, неважного взаимодействия частей своего тела и окружающих предметов дети постоянно спотыкаются, цепляются за окружающие предметы, у них «заплетаются» ножки, что, несомненно, является причиной падений на пол. Грудничок может упасть с пеленального столика, когда научится переворачиваться на животик

Грудничок может упасть с пеленального столика, когда научится переворачиваться на животик.

НИКОГДА не оставляйте без присмотра кроху, лежащего на пеленальном столике, не отворачивайтесь от него даже «на секундочку», ведь именно в этот момент ребёнок перевернется на животик и упадёт с высоты чуть больше одного метра. Учитывая, что самой тяжелой частью малыша является голова, именно ей он ударяется в первую очередь!

Ошибки родителей при первых падениях

Есть тип мнительных родителей, которые стараются от всего спасти и оградить детей. Это инстинкт — уберечь малыша, абсолютно нормальное явление.

Чтобы научиться заботливому воспитанию, но без лишней тревоги и страхов, смотрите семинар Мама-главная>>>

Но почему же маме не стоит постоянно «ловить ребенка», когда он падает? Стоять рядом и страховать, чтобы он не наткнулся на опасный предмет это нормально.

А постоянно держать за ручку, за капюшон, придерживать спину — с одной стороны убережёт родительские нервы, а с другой НЕ научит самостоятельности.

Малыш привыкнет надеяться НЕ на свои силы. Он просто будет уверен, что мама рядом, мама словит, поддержит, и больно не будет.

А если родителей не окажется поблизости? Кто убережёт от падения, травм?

Но если малыш все-таки упал, не спешите паниковать. Из-за своего небольшого роста и веса дети застрахованы от многих негативных последствий падения.

Важно! Если малыш просто плюхнулся на попу, не кричите с испуганным выражением лица — ребенок, возможно, и не понимает, что с ним случилось что-то плохое. А своим поведением вы можете напугать его

Пусть попробует сам подняться.

Опять же, это не значит, что мы должны пренебрегать безопасностью.

Когда малыш учится ходить, важно:

  1. Защитить все острые углы мебели специальными силиконовыми накладками.
  2. Убрать с пола все предметы, на которые ребенок может споткнуться.
  3. Закрыть розетки заглушками.
  4. Убрать в недоступные для ребенка места лекарства, бытовую химию, косметику, стеклянные и хрупкие предметы. Подробнее в статье Безопасность детей дома>>>

На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или родителей провинившегося ребенка.

Размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае спора – в судебном порядке.

На основании анализа судебной практики можно сделать вывод, что средний размер компенсации морального вреда зависит от субъекта РФ и усмотрения судьи:

  • легкий вред здоровью – от 20 000 до 100 000 рублей;
  • средний вред здоровью – от 150 000 до 500 000 рублей;
  • тяжкий вред здоровью – до 1 000 000 рублей.

Полезные советы по лечению ран, ушибов и ссадин: что делать, если ребенок упал?

  • Отправляясь на прогулку с малышом, захватите небольшую бутылочку с перекисью водорода, упаковку стерильного бинта и бактерицидный пластырь. Эти вещи не займут много места в сумке или кармане, зато пригодятся, если ребенок получит травму.
  • Не обязательно очищать поврежденную поверхность антисептиком, если его нет под рукой: простая чистая вода также поможет справиться с загрязнением ранки, если у вас не оказалось с собой перекиси водорода.
  • Не давайте ребенку срывать струпья.
  • Коротко состригайте малышу ногти, чтобы скапливающаяся под ними грязь не попала в полость ранки, если он все-таки сможет расчесать и сорвать струп.

Как помочь при травме

При поверхностной ссадине:

  • промыть ранку водой из под крана или из бутылки, если это случилось на улице.
  • обработать антисептиком, для этого подойдет перекись водорода, хлоргексидин или мирамистин.
  • если ребенок гуляет на улице, то после обработки лучше заклеить ранку пластырем, чтобы уменьшить риск нагноения из за попадания грязи. В домашних условиях лучше не заклеивать, так ссадина подсохнет на воздухе и заживет быстрее.
  • если в рану могла попасть земля, а ребенок не привит от столбняка, то нужно срочно обратиться к педиатру или в травмпункт для экстренной профилактики.
  • ранка требует наблюдения в течение нескольких дней. Если вокруг появилась краснота, место ссадины увеличилось или сочится гной, то скорее всего внутрь попала инфекция и нужно обратиться к хирургу.

При сильном ушибе и подозрении на перелом, нужно обратиться за медицинской помощью, чтобы сделать рентген и убедиться, что кости целы.

В каких случаях нужно обратиться в больницу, рассказывает педиатр GMS Сlinic :

У маленьких детей заметить проблему сложнее, поэтому поводом для обращения к врачу будет любое изменение поведения ребенка после возможной травмы. Плохой или наоборот, слишком долгий сон, сильный плач без видимой причины, отказ от еды или рвота.

Какие травмы наблюдаются у детей, и с чем они связаны?

  • Травмы головного мозга в результате падения с пеленального столика или кровати.
  • Травмирование шейного отдела позвоночника во время встряхивания ребенка родителем.
  • Травмы пальцев рук в период, когда малыш начинает ползать и изучать окружающий мир.
  • Травмы головы при падении с высоты собственного роста, ожоги, отравления бытовой химией и медикаментами — наблюдаются с момента, когда ребенок начинает ходить.
  • У детей дошкольного возраста — травмы головы, конечностей, полученные на игровых площадках, во время езды на самокатах или велосипедах.

У школьников уже формируется инстинкт самосохранения, они имеют необходимые представления о внешнем мире, поэтому частота травматизма в школьном возрасте снижается. В то же время появляется опасность получения более серьезных травм, что связано с использованием школьниками скоростных видов детского транспорта (мопедов, роликов, скейтов) без соблюдения защитных мер.

В травмировании детей главное место отводится недосмотру со стороны взрослых, когда родители адекватно не оценили опасность ситуации и не приняли меры безопасности.

Ушибы

Ушиб — наиболее часто встречающаяся травма у детей. Он проявляется образованием гематомы (кровоизлияния) в результате повреждения кровеносных сосудов. Целостность тканей при ушибе не нарушается.

Для снятия боли, профилактики увеличения гематомы рекомендуется к месту ушиба приложить холодный компресс, лед, бутылку с холодной водой. Если гематома увеличивается в размерах, возможно, кровотечение из поврежденных сосудов продолжается. В таком случае ребенка надо отвезти в травмпункт, где врач проведет пункцию места ушиба и удалит кровь.

Вывихи

Появление вывихов и подвывихов объясняется тем, что суставы в детском возрасте недостаточно крепкие из-за более эластичной и менее плотной, чем у взрослых, соединительной ткани. Чаще всего страдают суставы пальцев рук, лучезапястный и локтевой суставы.

Вывих сопровождается следующими проявлениями:

  • болью в области пострадавшего сустава;
  • невозможностью двигать поврежденной конечностью;
  • неестественным положением травмированной конечности, связанным с «пружинящей» фиксацией (при попытке вернуть вывихнутому участку физиологическое положение он «пружинит» и не может занять анатомически правильное место).

Задача неотложной помощи при вывихах заключается в иммобилизации поврежденной конечности, придании ей комфортного безболезненного положения. Чтобы уменьшить боль, к месту травмы необходимо приложить пакет со льдом или полотенце, смоченное холодной водой, а также дать ребенку обезболивающую таблетку. Дальнейшую помощь оказывает травматолог в условиях медицинского учреждения.

Растяжения

Клиническая картина растяжения связок проявляется через некоторое время после получения травмы. В области поврежденной связки возникает отек, ребенок жалуется на выраженную боль.

Тактика родителей при растяжении связок заключается в следующем:

  • провести иммобилизацию травмированного сустава;
  • приложить холод к месту поврежденной связки;
  • отвезти ребенка в травмопункт.

Если по какой-либо причине показать малыша травматологу оперативно не получается, накладывать повязку на сустав не стоит. Необходимо придать травмированной конечности возвышенное положение, дать ребенку обезболивающую таблетку и отвезти его к специалисту при первой возможности.

Переломы

Растяжения связок нередко сопровождаются переломами костей. В детском возрасте чаще всего возникают переломы костей голени, верхних конечностей, ключиц.

При переломе ребенок жалуется на боль непосредственно в момент получения травмы, а также при касании к месту повреждения, попытке двигать конечностью. В месте перелома возникает отечность. Открытые переломы характеризуются наличием раны в результате повреждения мягких тканей, из которой выступает костный отломок.

Рекомендации родителям при переломах костей у детей:

  • обездвижьте травмированную конечность, воспользовавшись подручными средствами (линейкой, плотным картоном и т.д.), исключите любую нагрузку на нее;
  • придайте конечности возвышенное положение;
  • приложите к месту перелома холод;
  • дайте пострадавшему ребенку анальгетик;
  • если нарушена целостность кожных покровов (открытый перелом), накройте рану салфеткой, смочив ее антисептиком.

Запрещается самостоятельно устранять смещение костных отломков, так как это может лишь усугубить ситуацию.

Чем занять ребенка?

В первые сутки после травмы дети сами не стремятся к активным действиям. Вот на вторые-третьи сутки справиться с непоседой становится труднее. Гулять ребенку пока нельзя, телевизор и компьютер отменяются. Чем можно заниматься?

Строить из кубиков, конструкторов Лего. Но даже для старших дошкольников и школьников размер деталей должен быть уровня Duplo, то есть как для детей 2-3 лет.

Играть на ковре в машинки, железную дорогу.

Использовать мягкий конструктор. При этом размер отдельных деталей модуля не может быть меньше 4-5 см.

Пазлы лучше оставить до выздоровления. Но если малыш чувствует себя хорошо, то можно минут 20 поиграть в собиралки. Опять же с крупными деталями.

Рисовать, желательно карандашами и красками. Фломастеры хуже — они ярче и больше раздражают глаза.

Можно делать простые аппликации из цветной бумаги, из осенних листьев.

Читать вслух не дольше получаса за один раз. Давать книжку читающему ребенку для самостоятельного чтения можно не раньше, чем на 6-й день после травмы. При этом нужно спрашивать, не устали ли глазки, не появилось ли двоение, не стали ли расплывчатыми буквы.

Можно лепить из глины, пластилина, раскрашивать гипсовые фигурки. Можно рисовать на картоне картинки и размазывать пальцами пластилин, словно раскрашивая рисунок.

Внимание! Все перечисленные занятия призваны уменьшить зрительную нагрузку. В период выздоровления игры с мелкими деталями категорически противопоказаны! Со старшими детьми нельзя заниматься перебиранием крупы, бисероплетением, макраме и вязанием

Почему это важно? При сотрясении мозга, даже несильном, которое часто сопровождает падения детей, обычно повышается внутричерепное давление

Большинство лечебных мероприятий будет связано именно с его понижением, уменьшением количества жидкости в центральной нервной системе

Почему это важно? При сотрясении мозга, даже несильном, которое часто сопровождает падения детей, обычно повышается внутричерепное давление. Большинство лечебных мероприятий будет связано именно с его понижением, уменьшением количества жидкости в центральной нервной системе. А вот нагрузка на глаза (зрительный нерв) как раз вызывает повышение внутричерепного давления, так как при ней происходит приток крови к головному мозгу

С другой стороны, напряжение глазодвигательных нервов приводит к напряжению в нервных волокнах, которые связаны с жизненно важными центрами, отвечающими за дыхание, пищеварение, работу сердца. А в посттравматический период нужно как раз дать отдых всему организму

А вот нагрузка на глаза (зрительный нерв) как раз вызывает повышение внутричерепного давления, так как при ней происходит приток крови к головному мозгу. С другой стороны, напряжение глазодвигательных нервов приводит к напряжению в нервных волокнах, которые связаны с жизненно важными центрами, отвечающими за дыхание, пищеварение, работу сердца. А в посттравматический период нужно как раз дать отдых всему организму.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий