Лечение истинного мышечного гипертонуса у детей
Если родители заметили у ребенка симптомы мышечного напряжения, им надо в обязательном порядке показать его неврологу или остеопату. Обнаружить причину, почему у малыша ручки постоянно сжаты в кулачки, может только специалист.
Традиционная терапия повышенного мышечного тонуса включает:
- медикаментозное лечение;
- физиотерапию;
- ароматерапию;
- массажи;
- лечебную гимнастику.
Чаще эти виды терапии лишь облегчают болезненные проявления, но не устраняют их причину.
Самым эффективным методом лечения повышенного мышечного тонуса у деток до 1 года является остеопатия. Использование специального массажа направлено на устранение неврологических нарушений, которые привели к повышению тонуса у грудничков. Нервная система малыша еще не сформировалась окончательно, и остеопат способствует ее полноценному функционированию. Врач проводит свои манипуляции в щадящем режиме, поэтому они не провоцируют болезненные ощущения или дискомфорт. Уже после нескольких сеансов остеопатического массажа родители могут заметить положительную динамику в состоянии здоровья их ребенка, при этом не только уменьшается выраженность признаков гипертонуса, но и улучшаются процессы пищеварения, аппетит и сон.
Причины заболевания
- Аномальное развитие мышц.
- Рубцы в области шеи.
- Патологическое развитие позвонков.
- Хронические и острые воспаления мышечной ткани.
- Длительное протекание болезней глаз, ушей, слюнных желез.
- Изменения костной ткани.
В зависимости от причин, вызвавших заболевание, различают врожденную и приобретенную форму. Ребенок может родиться с патологией, если у матери был тяжелый токсикоз, маловодие, угроза самопроизвольного прерывания беременности. Среди распространенных причин – многоплодие, аномальное положение и травмирование плода. С врожденным наклоном головы могут рождаться, если было обвитие пуповиной, тазовое или поперечное предлежание, родовая травма. Приобретенная патология может проявиться в любом возрасте. Среди причин – миозит и саркома. Различают право-, лево- и двустороннюю кривошею.
Чтобы понять, как исправить кривошею у ребенка, нужно определить механизм, который способствовал развитию деформации. Различают мышечную, суставную, костную, нейрогенную, дермо-десмогенную и компенсаторную патологию.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
- Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
- Тянется за предметами, ощупывает их;
- Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
- Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
- Исчезает гипертонус ног.
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
- В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
- «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
- Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
- Реагирует на звук своего имени;
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
- Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».
СИНДРОМ МЫШЕЧНОЙ ГИПЕРТОНИИ, ГИПЕРТОНУС У РЕБЕНКА, У ДЕТЕЙ, У ГРУДНИЧКА, У НОВОРОЖДЕННЫХ
Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп. Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста. В связи с незаконченностью процессов миелинизации симптомы Бабинского, Оппенгейма, Гордона нельзя считать всегда патологическими. В норме они выражены нерезко, непостоянны и по мере развития ребенка ослабевают, но при повышении мышечного тонуса становятся яркими и не имеют тенденции к угасанию.
Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения. Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем, что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции. Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе. При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики (на цыпочках) – это очень плохо.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- обрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
- потерять интерес к учебе;
- слишком остро воспринимать любую критику;
- занизить самооценку;
- развить в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Как оценить особенности тонуса
Обычно тонус мышц новорожденного оценивают, глядя на позу ребенка в спящем состоянии и когда он двигается. Оценить более тонкие особенности состояния мышц вашего ребенка может только врач-невролог, который для начала задаст определенные вопросы маме: о том, как родился малыш (в результате физиологических родов или кесарева сечения) и каким было его предлежание (лицевое, ягодичное и т.д.). Причиной повышенного тонуса мышц шеи у грудничка, из-за которого у ребенка слишком сильно запрокинута голова, может быть лицевое предлежание в родах, а повышенный тонус ног (когда ножки разогнуты) часто возникает при ягодичном предлежании. А вот поза «эмбриона», которую ребенок принимает, когда спит — признак нормального тонуса. При этом у ребенка ручки сжаты в кулачки и согнуты у груди, а ножки с разведенными бедрами — согнуты к животику.
Физиологичный гипертонус в первые месяцы после рождения не позволяет малышу совершать обычные человеческие движения: он может быстро двигать ножками, скрещивать их, отталкиваться, сгибать их и разгибать. Но ручками также активно малыш двигать пока не умеет: он способен только сгибать их в локтях и иногда разжимать кулачки. Голова грудничка немного запрокинута назад из-за гипертонуса мышц шеи. Тонус мышц у малыша может резко повышаться, когда он плачет или беспокоится.
Типы неправильных захватов карандашей
Существует целый ряд различных способов, которыми дети могут неправильно захватывать ручку
Важно иметь в виду, что многие из этих неправильных захватов становятся проблемой только в том случае, если ребенок не развивается в следующую стадию. Дети держат карандаши по-разному вплоть до шестилетнего возраста, в зависимости от уровня своего развития
Неправильный захват карандаша детьми
Кулачковые захваты: кулачковые захваты, как правило, являются наиболее распространенной и наиболее заметной формой неправильного захвата карандаша. Но сжатый в кулак карандаш – это нормальный способ раскрашивания и каракули для детей до трех лет.
Четырехпальцевый захват: с помощью четырехпальцевого захвата дети контактируют с карандашом или ручкой всеми своими пальцами и большим пальцем, используя свое письмо для перемещения карандаша по бумаге. Это умение писать нормально у детей в возрасте 3-4 лет.
Поддержка третьего и четвертого пальцев: известный как ”статический штативный захват”, этот захват карандаша очень близок к правильному захвату, но включает в себя использование безымянного пальца для поддержки пишущего инструмента. Некоторые дети могут даже добавить свой мизинец к этой хватке. Статический захват штатива является нормальной частью развития хватки, и часто наблюдается у детей в возрасте от 4 до 6 лет.
Другие неправильные формы захвата: Существует бесконечное множество неправильных форм захвата, но нужно помнить, что только «правильный» захват самый эргономичный и позволяет добиться красивого почерка.
В возрасте от 6 до 7 лет должен появиться “правильный” захват карандаша: карандаш управляется большим, указательным и безымянным пальцами
Чтобы гарантировать, что дети развивают этот захват, важно следить за их развитием в более раннем возрасте, чтобы быть уверенным, что они совершенствуются и движутся в нужном направлении
Частые случаи
Инсульт – слабость развивается чаще в руке и ноге одновременно, нижается сила мышц. Может нарушаться речь, изменяться уровень сознания, может сильно болеть голова. Все, кто видит это, должны срочно вызывать “скорую”.
«» – болит рука и шея, рука слабеет. Теряют чувствительность несколько пальцев, иногда полоса кожи. Развивается иногда постепенно, иногда после рывка или травмы.
Миастения – часто двусторонняя, чем больше физическая нагрузка, тем слабее мышцы, симптомы нарастают к вечеру или после даже незначительной физической нагрузки, практически полностью регрессируя после отдыха.
Полинейропатия – практически всегда двусторонняя, развивается на фоне сахарного диабета или после запоя. Беспокоит жгучая боль и онемение по типу «перчаток», иногда до предплечья.
Болезнь Паркинсона и паркинсонизм – дрожать и слабеть начинает одна рука, затем вовлекается другая. Движения замедляются, ощущается выраженная скованность мышц, снижается точность движений.
Рассеянный склероз –слабость появляется внезапно, как при инсульте, но затем может самопроизвольно пройти проходит без лечения. Рассеянный склероз – тяжелое аутоиммунное заболевание, которое диффузно поражает разные отделы нервной системы (это и подразумевается под «рассеянностью»).
- Синдром хронической усталости? – Лучшая диагностика и лечение
- Дрожь в руках
Почему ребенок привыкает держать карандаш неправильно?
Неправильный захват карандаша может развиваться по многим причинам. Эти причины часто связаны с возрастной слабостью мышц, и их очень легко исправить у детей
Но важно понимать, что предположение, что правильный захват ребенок разовьет сам, когда будет готов – ошибочно! Да, человеческое тело способно научиться захватывать карандаш и пользоваться им, но использование этого инструмента не инстинктивно. Захват карандаша – это навык, который взрослые должны контролировать и помогать своему ребенку его освоить
Если у ребенка развивается неправильный захват карандаша, чаще всего это происходит по очень практическим причинам. Дети любят писать и раскрашивать, и когда они приходят в школу, где требуется больше времени держать ручку, неразвитые мышцы пальцев, предплечья и плеча заставляют их находить компенсаторные формы захвата.
Важно, чтобы взрослые понимали, в чем корень этой проблемы, и вовремя могли направить усилия на ее решение
Слабые мышцы пальцев
Мышцы рук взрослого человека довольно сильны, но без практики они не обретают такой силы. Маленьким детям нужно время и специальные игры и упражнения, которые давали бы им нагрузку на нужные мышцы. Это одна из причин того, что творческая игра, раскраска и каракули очень важны. Эти занятия помогают детям развить силу, необходимую им в пальцах, развить мелкую моторику, необходимую для правильного захвата карандаша, а заодно и выполнять многие другие мелкомоторные задачи.
Отсутствие координации
Маленькие дети с недоразвитыми мышцами и пространственным восприятием могут довольно быстро уставать. Иногда неправильный захват является попыткой ребенка компенсировать отсутствие координации, предоставляя ему возможность контролировать свой карандаш любым доступным ему способом. Многие дети просто делают то, что работает, чтобы компенсировать свои неразвитые координационные навыки.
Слабые плечевые мышцы
Еще одна удивительная причина неправильного захвата карандаша – слабые мышцы плеча. Мышцы рук и плеч вовлечены в процесс схватывания и письма больше, чем вы думаете и если эти мышцы недостаточно развиты, это может привести к неправильному захвату карандаша.
Использование недоминирующей руки
Это не так распространено, как раньше, но все-таки еще можно встретить родителей, которые хотят переучить своего ребенка-левшу. Помимо дополнительных трудностей, которые это добавляет ребенку, это также может привести к неправильному захвату.
Обучение у сверстников
В некоторых случаях дети могут сформировать неправильный захват карандаша просто из-за обучения у своих сверстников или братьев и сестер. Дети очень адаптивны, и хотя они, возможно, наблюдали неправильную технику, многие компенсируют это, чтобы заставить ее работать. Если ребенок не сталкивается с трудностями из-за своей недоразвитой хватки, он просто не может двигаться дальше до следующей стадии развития. В этом случае дети часто обнаруживают, что им трудно перейти от большого, детского письма к более развитому, мелкому и тонкому письму, необходимому в школе.
Причины
В обобщенном виде причины развития слабости в руках выглядят так:
- компрессия или сжатие спинного мозга, вызванная дегенеративно-дистофическими процессами в телах позвонков, суставах, связках, особенно межпозвоночные грыжи;
- нарушения мозгового или спинального (в спинном мозге) кровотока, чаще всего ишемический инсульт;
- травмы – бытовые, спортивные или производственные;
- дефицит кальция;
- врожденные дистрофии мышц или прогрессирующие миопатии;
- аутоиммунные болезни – рассеянный склероз, синдром Гиейна-Барре, болезнь Шарко, системная красная волчанка, ревматоидный артрит;
- поражение дуги аорты или ее ветвей;
- различные васкулиты или воспаления сосудов – синдром Рейно, болезнь Бюргера;
- артрозы и артриты;
- синдром паркинсонизма;
- гипертиреоз или повышенная функция щитовидной железы;
- скаленус-синдром или передней лестничной мышцы, когда мышца сдавливает корешки плечевого сплетения;
- воспаление или неврит одного из крупных нервов, питающих верхнюю конечность;
- туннельный синдром, когда нерв сдавливается в каком-либо анатомически узком месте;
- метастазы опухолей внутренних органов;
- миастения;
- поражение периферических нервов руки диабетической или алкогольной природы;
- эмоциональное напряжение.
Наши врачи
Блохина Вера Николаевна
Врач-невролог, кандидат медицинских наук
Стаж 20 лет
Записаться на прием
Новикова Лариса Вагановна
Врач-невропатолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 40 лет
Записаться на прием
Ким Лариса Романовна
Врач-невролог, врач-терапевт, врач высшей категории
Стаж 12 лет
Записаться на прием
Беликов Александр Валерьевич
Врач-невролог, кандидат медицинских наук
Стаж 22 года
Записаться на прием
Панков Александр Ростиславович
Врач-невролог
Стаж 41 год
Записаться на прием
Когда нужно обращаться к врачу?
Если беспокоит только слабость в руках – одной или обеих, но больше ничего не беспокоит, то обращаться нужно в течение первых суток. Периферический нерв – чувствительное образование, его миелиновая оболочка, без которой невозможна нормальная передача импульса, разрушается при воспалении или сдавлении очень быстро. При некоторых сдавлениях разрушается не только оболочка, но и центральное волокно – аксон. Если миелин можно восстановить в относительно короткие сроки (речь идет не о часах или днях, но о неделях и месяцах), то с аксоном дела обстоят сложнее. Чем раньше остановлено повреждение нерва, тем выше вероятность того, что человек сохранит трудоспособность.
Если слабость в руках, пусть даже минимальная, сопровождается головокружением, , шаткостью походки, рвотой, то высока вероятность инсульта. В этом случае счет идет на часы. Врачебная помощь требуется немедленно, обращение нельзя откладывать ни на утро, ни даже на несколько часов. То же самое относится к черепно-мозговой травме, в остром периоде которой часто слабеют руки. Время в этих ситуациях поистине бесценно.
Частые случаи
Инсульт – слабость развивается чаще в руке и ноге одновременно, нижается сила мышц. Может нарушаться речь, изменяться уровень сознания, может сильно болеть голова. Все, кто видит это, должны срочно вызывать “скорую”.
«» – болит рука и шея, рука слабеет. Теряют чувствительность несколько пальцев, иногда полоса кожи. Развивается иногда постепенно, иногда после рывка или травмы.
Миастения – часто двусторонняя, чем больше физическая нагрузка, тем слабее мышцы, симптомы нарастают к вечеру или после даже незначительной физической нагрузки, практически полностью регрессируя после отдыха.
Полинейропатия – практически всегда двусторонняя, развивается на фоне сахарного диабета или после запоя. Беспокоит жгучая боль и онемение по типу «перчаток», иногда до предплечья.
Болезнь Паркинсона и паркинсонизм – дрожать и слабеть начинает одна рука, затем вовлекается другая. Движения замедляются, ощущается выраженная скованность мышц, снижается точность движений.
Рассеянный склероз –слабость появляется внезапно, как при инсульте, но затем может самопроизвольно пройти проходит без лечения. Рассеянный склероз – тяжелое аутоиммунное заболевание, которое диффузно поражает разные отделы нервной системы (это и подразумевается под «рассеянностью»).
- Синдром хронической усталости? – Лучшая диагностика и лечение
- Дрожь в руках
Что дает пальчиковая гимнастика?
- Развивает мелкую моторику.
- Стимулирует развитие речи ребенка.
- В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
- Выступает отельным видом игрового занятия.
- Объединяет в играх со старшими детьми.
- Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.
Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.
Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.
Норма проявления рефлексов и двигательной активности ребенка
В течение первого года жизни у малыша происходит смена врожденных рефлексов на приобретенные. Чем активнее ребенок, тем больше он взаимодействует с окружающим миром. Реакция смены рефлексов является естественной для здорового малыша.
Для каждого отдельного рефлекса есть свои периоды угасания и интервалы существования. Давайте поговорим о них более подробно:
- До 1.5 месяцев. До этого времени у новорожденного может сохраняться повышенный тонус мышц-сгибателей. Это хорошо просматривается на ручках и ножках малыша.
- До 3 месяцев. В этом возрасте у грудничка сохраняется много автоматических рефлексов. Например, «автоматическая походка». Если ножки младенца поставить на опору и слегка наклонить туловище вперед, он будет «шагать» по поверхности. Также до трех месяцев сохраняется рефлекс ползания. Если положить грудничка на живот и легонько подтолкнуть за ступни, он будет пытаться ползти вперед. Кроме того, если пощекотать малышу ступни, его пальцы на ногах примут веерообразное положение.
- До 3—4 месяцев. До этого возраста у малыша сохраняется рефлекс Переса. Если положить грудничка на живот и провести вдоль позвоночника от копчика к шее, малыш поднимет голову и инстинктивно прогнется. В это время он может кричать, так как рефлекс вызывает у него негативную реакцию. Отсутствие рефлекса может указывать на развитие церебрального паралича.
- До года. К этому времени уже все врожденные рефлексы заменяются приобретенными. Остается только сосательный.
Обычно к 3 месяцам тонус мышц-сгибателей приходит в норму. Малыш начинает активно двигать ручками и ножками. Уже в 2 месяца кроха способен хорошо удерживать голову, находясь в вертикальном положении. К концу третьего месяца почти все врожденные рефлексы исчезают.
Исчезновение безусловных рефлексов является обязательным условием для дальнейшего развития младенца. Благодаря этому свойству малыш уже в 4 месяца может переворачиваться, а в полгода — ползать. Он развивается и познает окружающий мир: пытается садиться, затем встать с опорой и, наконец, сделать свои первые шаги.
Если малыш полностью здоров, его развитие происходит постепенно, поэтапно. Это касается как физического, так и психологического развития. Грудничок хорошо спит, его сон спокойный, а пробуждения происходят без капризов и истерик.
Двухмесячный ребенок уже умеет следить за игрушкой, поворачивать голову на звук. Он гулит и улыбается родителям в ответ на их улыбку. Примерно к полугоду ребенок начинает говорить первые слоги, а затем и слова. К году он имеет достаточно большой словарный запас, что позволяет ему неплохо общаться с окружающими.
Почему возникают нарушения двигательных функций?
Очень важную роль в развитии двигательных функций и нервной системы малыша играет внутриутробное развитие. Если беременность протекала без патологий, ткани и органы ребенка получали достаточное количество кислорода и питательных веществ, а роды протекали без осложнений, проблемы в этом случае возникают крайне редко.
К сожалению, возникают ситуации, когда у новорожденного наблюдается гипертонус мышц или, наоборот, их слабость. Малыш может отставать в физическом развитии, например, долго не ползать или не садиться. Понять, что двигательная активность грудничка отходит от нормы, можно по ряду признаков:
- Дрожание конечностей;
- Скрещивание ножек;
- Вздрагивания;
- Нарушения сна;
- Повышенная возбудимость, плаксивость и т. п.
Почему так происходит?
Чаще всего причина кроется в кислородном голодании. Во время гипоксии внутренние органы малыша, а также его нервная система начинают страдать. От нехватки кислорода в первую очередь страдают отделы мозга, отвечающие за двигательную активность. Чем более выражено кислородное голодание, тем серьезнее последствия.
При обнаружении проблем, связанных с развитием моторных функций, необходимо обратиться к врачу. Возможно, потребуется контроль и наблюдение со стороны разных специалистов. Оставлять данное состояние без внимания очень опасно, так как грудничок попадает в группу риска по развитию ДЦП. В дальнейшем у ребенка могут возникать трудности в обучении, общении и восприятии новой информации.
Даже здорового младенца необходимо ежемесячно показывать педиатру и узконаправленным специалистам. Обязательными являются профилактические осмотры у невролога, хирурга, окулиста, логопеда, стоматолога и т. п. При обнаружении отклонений они обязательно направят малыша на дополнительное обследование, а также подберут комплекс восстановительных мероприятий. Грамотный и своевременный подход позволит избежать многих осложнений.
Полезные советы и ответы на вопросы
Как кормить ребенка в 6 месяцев
Вот несколько основных признаков того, что малышу уже нужно дополнительное питание:
- Его вес удвоился с момента рождения.
- У него прорезаются зубы или есть признаки их скоро появления.
- Он начал садиться самостоятельно.
- Малыш интересуется взрослой пищей, пытается взять еду с тарелки или облизать пальчики.
- Уверенно держит в руке ложку, игрушку, перекладывает ее из руки в руку.
Существуют некоторые общие рекомендации о том, как вносить разнообразие в меню малыша в 6 месяцев:
- Введение прикорма начинается с 0,5 чайной ложки перед кормлением грудью. Постепенно порция прикорма увеличивается в геометрической прогрессии до тех пор, пока им не заменяется все кормление.
- Каждый новый продукт вводится не ранее, чем через 2 недели после предыдущего.
- Вводить прикорм лучше во второе кормление.
- Если ребенок отказывается или демонстрирует негативные реакции, лучше отложить введение этого продукта.
С чего начать прикорм
- Овощное пюре. Для его приготовления берутся только свежие овощи. Последнее время педиатры все чаще рекомендуют давать малышу паровую пищу, т.к. в этом случае сохраняется больше витаминов, чем в отварной. Пюре не нужно досаливать, а рекомендуется добавлять несколько капель растительного масла. Норма полной порции овощного прикорма для полугодовалого крохи составляет 170 мл.
- Безмолочные каши. Начинать прикорм стоит с каши, которая состоит из одного вида крупы, например овсяной, постепенно расширяя рацион ребенка и добавляя новые виды этого продукта. После того, как в рацион малыша ввели 4–5 видов каш, можно давать мультизлаковую. Норма полной порции безмолочной каши для этого возраста составляет 180 мл.
Питание малыша искусственника в 6 месяцевЧто можно кушать полугодовалому малышу:
- Овощные пюре и протертые супчики.
- Каши, в том числе и молочные, если нет аллергии.
- Творожок, кефир, йогурт.
- Фруктовые пюре, соки.
- Желток.
- Сухарики, галетное печенье.
Примерная схема кормления малыша в полгода выглядит так:
- Кормление: смесь.
- Кормление: каша, в которую можно добавить сливочного масла.
- Кормление: протертый супчик из овощей. Для сытности можно добавить яичный желток или мясо, сваренное отдельно.
- Кормление: фруктовое пюре, кефир или творог.
- Кормление: смесь.
Полезно знатьНужно ли давать соки ребенку 6 месяцев
Как играть с ребенком в 6 месяцев
Какие новые игрушки можно приобрести
- Игрушки для купания — плавающие фигурки — мячики, кораблики, пластиковые чашки, ситечко, яркая губка.
- Игрушки, которые можно жевать.
- Коробка или корзина для игрушек — малышу будет интересно исследовать ее содержимое.
Развивающие игры для ребёнка в 6 месяцевКнопочки на игрушках, коробочки.Ладушки.Все интересующие предметы.Полезно знать
Варианты игр с ребенком в 6 месяцев
Разнообразьте тактильные ощущения.Позволяйте малышу получить новый зрительный опыт.Постоянно разговаривайте с крохой.Продолжайте делать крохе массаж и заниматься с ним гимнастикой.
На что обратить внимание в развитии ребенка в 6 месяцев
- Не может схватить кубик.
- Не реагирует, услышав шуршание бумаги, которую он видит.
- Не просится на ручки.
- Лежа на животике, не дотягивается до игрушки.
Нужно ли идти в поликлинику в 6 месяцев? Прививки в 6 месяцев.
Плановая вакцинация:
- АКДС — против коклюша, дифтерии и столбняка (3-я по счету).
- 3-я вакцинация против гепатита В.
- 3-я вакцинация против полиомиелита.
При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы – Леонида Ростиславовича Биттерлиха
Несколько случайных отзывов
09.07.2018Анонимно
Лучшая клиника для деток!!! Обожаем нашего стоматолога, настоящая зубная фея!
22.03.2022Анна
Хотела бы оставить положительный отзыв о враче неврологе Страшинской Ирине Анатольевне!!Были с 11-летним сыном на приёме. Действительно, врач от Бога! Очень грамотный специалист. Ничего лишнего. К тому же,приём прошёл в тёплой и душевной обстановке.
06.09.2017Анонимно
Огромная благодарность Элердовой М.А. за профессиональную работу и человечность. Волшебный доктор и человек.
19.02.2020Мария
Добрый день! Хочу выразить благодарность Рубанову Сергей Сергеевичу и всей команде специалистов, которые вылечили(восстановили) и удалили зубки под общим наркозом моей 6- летней дочери! Очень переживала из-за существующих предрассудках об общем наркозе, как оказалось абсолютно зря! Доча довольно быстро и легко отошла от 4,5 часов наркоза, зубки здоровые, ребенок, спокоен, мама безумно благодарна врачам клиники!)) Жалею что раньше не решилась на процедуру! Для деток испытывающих панику при виде стоматологического кресла идеальное решение! Спасибо за здоровые зубки моего ребенка!!!
Смотреть все
Оставить отзыв
Как сидеть за письменным столом?
Позвоночник ребенка еще не окреп, поэтому при неправильном положении при занятиях у него могут возникнуть проблемы с осанкой. Лучше сразу купить стул и стол, высоту которых можно увеличивать по мере роста малыша. Он должен сидеть прямо, поставив ноги на пол или на специальную подставку. Следите, чтобы юный художник положил оба локтя на стол и не сгибался вправо или влево.
На стол не нужно опираться грудью, но и слишком далеко отодвигаться нельзя. Расстояния 2 см будет достаточно. Голову можно немного наклонить, но не утыкаться носом в бумагу. Приучите ребенка время от времени проверять расстояние от рисунка до глаз. Нужно поставить локоть на стол, органы зрения должны находиться на уровне пальцев. Чтобы рука меньше уставала, листок нужно расположить под углом 30⁰ к краю стола, уголок должен смотреть в центр груди ребенка.
При занятиях письмом и рисованием надо позаботиться о зрении малыша. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу нужно располагать слева, чтобы правая рука не отбрасывала тень на листок. Если у вас растет левша, расположите источник света справа. Пасту в ручке или грифель карандаша лучше выбрать ярких, сочных оттенков. Бледные линии трудно различить – ребенок будет напрягать и глаза, и руку, стремясь сделать их более четкими при помощи сильного нажима.
Не позволяйте ребенку рисовать на низкой скамеечке, сидя на полу на коленках. Не нужно, чтобы он писал, лежа на полу. С ранних лет малыша нужно приучить, что для каждого занятия есть свое место, своя мебель и свое положение тела. У некоторых детей лучше получается писать стоя. Препятствовать этому не надо, такое умение очень пригодится ему в школе. Купите специальную доску с надежной подставкой или петлями, за которые ее можно повесить на стену. Объясните, что на этой поверхности он может изображать все, что хочет, а обои, мебель и двери разрисовывать нельзя.
Почему дети сжимают пальчики в кулачки?
Все дети рождаются с повышенным мышечным тонусом. Связано это с вынужденным напряжением мышц плода в матке к концу беременности: из-за того, что ему становится тесно, ребенок вынужден поджимать руки и ноги к туловищу, приняв при этом характерную «позу эмбриона». В результате происходит физиологическое усиление тонуса сгибателей, которое сохраняется на протяжении нескольких месяцев после рождения. Мягкий бережный уход за малышом, поглаживание ручек и ножек, начиная с 10 дня, приводит к постепенному расслаблению мускулатуры.
Мышечное напряжение может быть следствием воздействия некоторых факторов. К причинам истинного (патологического) гипертонуса относятся:
- беременность, отягощенная вирусными заболеваниями, токсоплазмозом, хроническими болезнями матери;
- тяжелое течение беременности, осложненное токсикозом, угрозой прерывания беременности;
- алкогольная или наркотическая зависимость у беременной женщины, курение;
- родовые травмы;
- внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание);
- резус-конфликт между новорожденным и матерью;
- повышенная нейрорефлекторная возбудимость.
Чаще всего к развитию истинного гипертонуса приводит родовая травма, полученная в результате срочных или тяжелых родов, при неправильном акушерском пособии в родах и т.д. Мягкость некоторых костей черепа, открытые роднички, размер головки ребенка, который превышает диаметр родовых путей, — все это способствуют тому, что даже незначительные препятствия и задержки при родах могут стать причиной механических травм черепа новорожденного. Следствием этого являются недостаточное кровоснабжение головного мозга, гипоксия, нарушение трофики тканей, повышение внутричерепного давления, недоразвитие структур головного мозга.