От месяца до трех
Зрение
На втором-третьем месяце жизни ребенок видит лицо мамы гораздо четче. К тому же теперь он различает лица даже на фотографиях и интересуется ими. Еще он начинает различать мамин силуэт. В два месяца видит размыто предметы вдалеке — на расстоянии 2–3 метров от него. Теперь он может подолгу фиксировать взгляд на игрушках, своих пальчиках, мамином лице. У малыша появляется бинокулярная фиксация взора: он видит предмет сразу двумя глазами. Движения глаз к третьему месяцу становятся координированными, исчезает эпизодическое «косоглазие» (если нет — обратитесь к врачу). Размещайте игрушки и крупные яркие картинки на расстоянии 40–50 см от глаз малыша.
Слух
Ребенок слышит больше звуков, придает им значение. По мимике месячного малыша можно понять, услышал ли он шум. На третьем месяце ребенок обязательно повернет глазки в сторону источника звука. Говорите с малышом, называйте его по имени, рассказывайте ему об окружающих предметах с разными интонациями.
Вкус и запах
Дети на грудном вскармливании знакомятся с разными вкусами по материнскому молоку: когда мама съедает необычный продукт, крохе «перепадает» немного новых вкусовых ощущений. У малышей на искусственном вскармливании такой возможности нет, ведь смесь всегда одинакова. Но с началом прикорма они наверстают свои знания о мире вкусов. Для детей по-прежнему важен мамин запах. Маленький секрет: оставьте рядом со спящим малышом свою футболку, которую вы носили до этого, и он будет спокоен.
Тактильные ощущения
Ребенок продолжает ощупывать мир ртом: главным образом тактильная информация поступает через губы и язык. Но он уже начинает использовать кончики пальцев, которыми затрагивает людей и предметы для их чувства и узнавания. Правда, координация движений еще не позволяет малышу как следует ощупать предмет пальцами или донести его до рта, которым можно изучить каждый пупырышек и ворсинку, но скоро и это случится. А пока вы можете вкладывать в ручку крохи разные предметы, гладить его ладошкой разные поверхности.
Эмоции
Ребенок активнее прислушивается к речи мамы или папы. Он ведет себя активнее, если речь ускоряется, а монотонный, медленный разговор его успокаивает. Интонация тоже важна: ласковое обращение радует кроху, а резкие и грубые слова вызывают плач. Малыш учится узнавать маму и папу. Он запоминает, что их появление всегда вызывает приятные чувства: тебя накормят, переоденут и возьмут на ручки. Поэтому появление мамы или папы начинает вызывать улыбку, и эта улыбка уже точно обращена ко взрослым. Обычно это случается в 6–8 недель, но «неврологическая норма» размыта — от 5 до 12 недель. Улыбка — это первое средство общения крохи. Так он показывает, что ему хорошо и интересно жить с вами. В возрасте от полутора до четырех месяцев к улыбке добавляется «комплекс оживления»: малыш не только улыбается близкому человеку, но и начинает махать ручками и ножками, произносить разные звуки.
Звуки и речь
В начале второго месяца младенец начинает пробовать свой голос и произносит гласные звуки, это называют «агуканьем». Малыш может долго следить за звуками, а потом пытаться их повторить. Постепенно он начинает использовать звуки для общения — в ответ на появление взрослого или при рассматривании игрушек. Ближе к двум месяцам в звуках появляются согласные, малыш начинает «гулить», произнося забавные «гы», «кхы», «гу»
Повторяйте за малышом эти звуки «для поддержания беседы», разговаривайте с ним, рассказывайте ему стихи, ясно и медленно проговаривая слова: детишки любят следить за ртом и мимикой взрослого и слушать обращенную к ним речь, это важно для развития их собственных эмоций и речи
12 советов для развития хорошего вкуса у ребенка
Дочери было пять лет и она не ходила в кружки ИЗО и “развивашки”. Честно признаюсь, меня посетило чувство радости и гордости за такое её достижение.
Врождённое, скажете, или угадала, но это не так. Это результат домашнего развития вкуса, которого я не ждала так рано. И это не сложно, если есть желание! Вам не придётся ходить на скучные лекции, изучать толмуды истории искусств и выискивать экскурсии для дошкольников. Кстати, последнее встречается очень редко.
А что же тогда делать? Предлагаю взять на заметку наш путь. Весёлый и не сложный из двенадцати пунктов.
1. Конечно, при случае ходить на выставки и в музеи. Но короткими набегами, с играми и сюрпризами, выбирая всего несколько произведений для изучения. Лучше подготовиться заранее и даже нарисовать секретную карту, скачав с сайта музея план этажей.
2. Устраивать прогулки в красивые места, искренне восхищаться вслух, отмечая что именно вам нравится и почему. Предложить сравнить с другим местом или спросить что напоминают предметы: дверь или скульптура, дерево или фонтан.
3. Путешествовать. В соседний город или ближайшие красивые места, заграницу
Не просто отдыхать и развлекаться в отпуске, но искать красоту и привлекать детское внимание. Вместе разбирать фотографии
4
Обращать внимание на пособия в книжных. Раскраски по известным картинам, книжки по искусству с наклейками, паззлы из красивейших фотографий и картин
Сейчас можно найти много разных вариантов.
5. Отлично работает настольный перекидной календарь искусств на год! Его нужно поставить в такое место, где ребёнок волей-неволей обязательно сам увидит. У нас он стоит на столе, за которым мы едим
Не ленитесь уделять внимание реакции ребенка и отвечать на вопросы, шутите. Это займёт одну-две минуты
Не принуждайте смотреть, делайте это сами и комментируйте свои мысли вслух.
6. Выбирать детские книги не только по содержанию, но и по иллюстрациям и оформлению
Объяснить родственникам, почему это важно. Безжалостно избавляться от аляпистых книг, которые вам подарили
Например, в поликлиниках обрадуются пополнению полок в кабинетах и местах ожидания приёма.
7. Не покупать некрасивые игрушки, слишком броские и черезчур пёстрые блокноты, одежду и аксессуары. Если считаете что-то некрасивым и ребёнок это понял – объяснить что с этим предметом не так. Но оставить ребёнку право на собственное мнение и обсудить вместе.
8. Давать выбирать что надеть и комбинировать одежду. Если что-то неудачно – объяснить почему. Очень помогают игровые наборы, где можно одевать фигуры человечков, выбирая одежду из большого набора.
9. Устраивать красивую сервировку стола по разным поводам. Делать это в разных стилях, искать примеры в международных журналах по дизайну и на специализированных известных сайтах. Можно просто скопировать, а не придумывать, если это не про вас.
10. Не обойтись без гармоничного оформления квартиры или дома. Проверить, всё ли удачно по цветам и стилю? Гармонично ли расположено? Следить за своим стилем не только в одежде на работу, но и в домашней обстановке.
11. Ходить иногда на творческие мастер-классы, выбор которых сейчас огромен. Даже для мальчиков можно найти что-то увлекательное. Если сложно выбраться, то к вам на помошь придут видеоролики.
12
Чаще обращать ваше и детское внимание на всё красивое вокруг. Будь то закат и облака или ваза в витрине
Не пожалеть пары минут, чтобы остановиться. Заодно это украсит будни и повседневный путь.
И конечно, важнее всего личный пример и общение
Если родители сами любят красивое и гармоничное, любят изучать и наблюдать произведения искусства, уделяют внимание удачному сочетанию в одежде и домашней обстановке, то не сложно будет привлечь к этому детей. Вместе изучайте, вместе развлекайтесь и творите
Не обязательно уделять этим шагам много времени или целый день, но важно делать это регулярно. Часто и всего по несколько минут – это путь к глубокому и качественному эффекту
И пусть на каждом этапе воспитания детского чувства прекрасного с вами будут терпение и чувство юмора.опубликовано econet.ru.
Елена Калистратова, специально для Эконет.ру
https://youtube.com/watch?v=YYMqYWOtK1c
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
- Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
- Тянется за предметами, ощупывает их;
- Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
- Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
- Исчезает гипертонус ног.
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
- В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
- «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
- Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
- Реагирует на звук своего имени;
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
- Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».
Зачем нужно эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание — это организация разнообразной художественной деятельности, цель которой — сформировать у детей эстетические взгляды и потребности. Такое воспитание:
- развивает способность воспринимать прекрасное;
- формирует эстетический вкус;
- поощряет эстетическое отношение к действительности, которое состоит из осмысленного отношения к жизни, нравственности и духовной чистоты;
- развивает любовь к природе и желание ее сохранить.
Практикующий клинический психолог Вероника Казанцева уверена: эстетическое воспитание необходимо детям, чтобы достичь успеха в жизни:
Как целенаправленно развить эмпатию
Если опасаетесь, что ребёнку не хватает эмоциональной отзывчивости и умения сопереживать другим, этот навык можно и нужно развивать.
1
Обращайте внимание на чужие чувства. Предлагайте ребёнку пожалеть кого-то, кому сейчас плохо
Например, на детской площадке мальчик упал с горки и плачет. Можно подойти и пожалеть его, предложить помощь. Если видите, что мальчику уже помогают — можно ограничиться обсуждением с ребёнком: «Смотри, упал. Бедный, ему больно. Ну ничего, его бабушка пожалеет, и всё пройдёт». Если ребёнок обидел кого-то — нужно не просто требовать «извинись немедленно», а подробно описать чувства того, кого обидели.
Предлагайте ребёнку пожалеть кого-то, кому сейчас плохо. Например, на детской площадке мальчик упал с горки и плачет. Можно подойти и пожалеть его, предложить помощь. Если видите, что мальчику уже помогают — можно ограничиться обсуждением с ребёнком: «Смотри, упал. Бедный, ему больно. Ну ничего, его бабушка пожалеет, и всё пройдёт». Если ребёнок обидел кого-то — нужно не просто требовать «извинись немедленно», а подробно описать чувства того, кого обидели.
Необязательно искать живые ситуации
Акцентируйте внимание на чьих-то чувствах, когда играете с ребёнком. Например: «Моя кукла купила воздушный шарик, а он случайно улетел в небо
Она грустит». Придумывайте ситуации и обсуждайте с ребёнком — как чувствует себя герой? Каково ему? Можем ли мы помочь?
2. Будьте примером
Воспитание и обучение детей строится на повторении действий и реакций обучающего, значимого взрослого. Не скрывайте свои чувства, когда вам плохо, — открыто говорите о них.
Проявляйте эмпатию по отношению к ребёнку, даже если его проблемы кажутся надуманными — например, в песочнице не поделил с кем-то ведёрко. Если вы чувствительны к эмоциональному состоянию ребёнка, он перенимает это
Важно: никогда не говорите ребёнку, как он «должен» себя сейчас чувствовать
Нужно уметь справляться даже с самым тяжёлым эмоциональным состоянием сына или дочери вне зависимости от их возраста. Не смейтесь и не подшучивайте над негативными эмоциями ребёнка. Такие эмоции — возможность для сближения. Как правило, у детей, которые легко могли довериться взрослым в детстве, чувствовали себя защищённо, получали поддержку и ласку в нужные минуты — с эмпатией проблем нет.
3. Социализируйте
Социальные связи важны в любом возрасте — так ребёнок учится ладить с окружающими. Чем больше у ребёнка контакта со сверстниками, тем легче ему учиться эмпатии. Командные игры ускоряют эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка. Взаимодействуя с другими, ребёнок получает множество эмпатических переживаний, учится ставить себя на место других, помогать и находить помощь в трудную минуту.
Можно предложить ребёнку устроить совместные активности со сверстниками. Есть игры, которые специально развивают эмпатию.
«Передача чувств». Взрослый ведущий выбирает ребёнка и на ушко предлагает, какое настроение загадать. Ребёнок по цепочке передаёт это настроение — с помощью мимики, жестов, прикосновений. Каждый следующий ребёнок догадывается, о каком настроении идёт речь, и придумывает, как передаст это следующему в цепочке. Когда круг замыкается, нужно обсудить, какое именно настроение было загадано.
«Тихий разговор». Взрослый ведущий шепчет на ушко ребёнку какую-нибудь фразу. Все дети садятся в круг. Задача ребёнка — невербально сказать эту фразу остальным. Дети угадывают, что именно это за фраза.
«Эмоции героев». Взрослый ведущий читает детям рассказ или сказку. Детям заранее выдают символические карточки с изображениями разных настроений. В процессе чтения дети соотносят карточки с эмоциональным состоянием героя произведения и объясняют свой выбор.
4. Обсуждайте эмоции
Спрашивайте ребёнка, что он чувствует в данный момент. Но чем младше ребёнок, тем сложнее ему распознавать свои эмоции. Дети не умеют определять, грустно им сейчас или они злятся — до тех пор, пока родители не научат отличать одно от другого.
Проговаривайте эмоции сына или дочери: «Ты сейчас злишься, потому что…», «Ты расстроился из-за…», «Тебя обидело то-то и то-то…». Когда ребёнок распознаёт свои эмоции, понимать чужие легче.
Когда говорите о собственных эмоциях, используйте «я-высказывание»: «Я чувствую себя так», «Мне сейчас так-то». Не перекладывайте ответственность за свои эмоции на ребёнка: «Ты такой-то, довёл меня!».
<<Перелинковка>>
Первый месяц
Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 20 часов в сутки он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см.), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в коленях ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать недолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.
Педиатры считают важным прикладывание ребенка к груди в первые минуты жизни ребенка. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается “эмоциональный контакт”. Также первое молоко (молозиво) очень полезно для новорожденного ребенка
Читаем почему – В чем важность раннего прикладывания новорожденного к груди (прикладывание сразу после родов)
Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем, за первый месяц ребенок набирает в весе около 600 – 700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время кормления торопить ребенка. Когда малыш у груди, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.
При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется к окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть рефлексов пропадает. К таким рефлексам относятся:
- Сосательный;
- Плавательный (если положить кроху животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
- Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
- Поисковый (поиск груди матери);
- Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.
Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.
Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка.
А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.
В первые месяцы (обычно до 3-х месяцев) 80% малышей испытывают боли в животике из-за коликов и газиков. Ребенок выгибает спинку, сучит ножками и истошно плачит. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с публикациями на тему коликов и газиков.
- Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте – 2-3 см.
- Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
- Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
- Действия пока рефлекторны.
- Движения хаотичны, кулачки сжаты.
- Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
- Главный способ общения с миром – плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
- Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах – мамином лице или подвесной игрушке.
- Реагирует на громкие и резкие звуки – звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
- Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
- Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная “речь” – гуление, или агуканье.
Зачем делать прививки детям?
Затем, что прививки защищают малыша от страшных заболеваний, последствиями которых может быть смерть или инвалидность на всю жизнь. Вакцины знакомят иммунную систему крохи с предельно ослабленными или даже мертвыми возбудителями инфекций и тренируют ее бороться с этими опасными врагами. В результате после каждой прививки в организме ребенка формируется новый отряд иммунного спецназа, готовый расправиться не только с «учебной», но и с настоящей инфекцией.
Кроме персонального, вакцинация формирует коллективный иммунитет к контагиозным (передающимся от человека к человеку) болезням. Благодаря этому интересному эффекту при появлении в популяции нескольких заразных носителей инфекции она не распространяется из-за низкой вероятности их встречи с непривитыми людьми. Коллективный иммунитет позволяет оставаться здоровыми тем, кому нельзя делать прививку по медицинским показаниям. И, самое главное, вашему малышу до того возраста, когда ему можно будет пройти плановую вакцинацию. Вот как это работает:
Принцип действия коллективного иммунитета.
Благодаря массовой вакцинации удалось полностью уничтожить некоторые болезни в отдельных странах или даже в глобальном масштабе. В 1980 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о полной ликвидации черной оспы во всем мире, и сейчас возбудитель этого опаснейшего заболевания сохранился только в исследовательских медицинских лабораториях.
Наконец, по мнению ВОЗ и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) вакцинация всего от четырех болезней — дифтерии, столбняка, коклюша и кори — ежегодно спасает до 2,5 миллионов жизней. На наш взгляд, одного этого аргумента достаточно, чтобы раз и навсегда закрыть спор о пользе прививок.
Секрет № 7 Маленькое дело или большое — вы все равно молодец, каждый день
Несмотря на то, что моя жизнь повернулась на все сто восемьдесят градусов, я открыла в себе много новых ресурсов!
1 Я научилась чувствовать, а не думать. Это очень помогло в понимании своего ребенка. Только прислушиваясь к плачу, а потом к своему внутреннему голосу, мне удавалось почти безошибочно определять причину плача.
2 Я научилась делать огромное количество дел очень быстро. Ни один тайм-менеджмент не смог меня научить так четко и с максимальной продуктивностью планировать время. Когда малыш засыпал, начинался обратный отсчет «у вас осталось один час пятьдесят восемь минут», и я успевала все! Переделав массу дел по дому, накормив и вычесав кота, полив цветы, постирав, погладив, помыв полы и приготовив обед за сорок минут, оставшиеся час двадцать я могла полежать в тишине на кровати.
3 Я научилась слышать себя и контролировать свой перфекционизм. Много работала над своими чувствами. Сложнее всего было победить чувство вины — что периодически лежала без сил и на несколько минут оставляла ревущего малыша одного. Иногда повышала голос, директивно укладывала спать, преодолевая его сопротивление.
4 Я стала креативнее
Малышу не важно, что ты седьмой раз за ночь встаешь его кормить — чтобы уснуть, обязательно нужен спектакль или игра. И обязательно что-нибудь новенькое
5 Я научилась гибкости: быстро перестраивать себя и свой режим под нужды ребенка. Каждый день был разным, по мере его взросления менялся и режим дня: вот мы спим три часа, бодрствуем один, потом два на два, сейчас можем бузить четыре-пять часов без перерыва и дремать всего тридцать минут. Все это перестало меня раздражать, и я научилась адаптироваться, получать удовольствие от общения с ним. Хотя, поверьте, это было очень непросто.
Сейчас моему Семену одиннадцать месяцев. Я продолжаю проживать с ним все периоды и учиться вместе: играть, кушать, переворачиваться, ходить, манипулировать предметами. И каждый день, несмотря на бессонные ночи, сутками непрерывный плач от прорезывания зубов, проблемы с животиком, онемевшие руки и спину, вполне компенсируются всего одной его улыбкой с утра. Всего одной, но самой дорогой на свете!
Секрет № 5 Речь развивается благодаря общению, а не учению
С шестого месяца кроха стал различать мою интонацию. Мама «строгая» — надо уползти к игрушкам, мама «добрая» — можно побаловаться с ней, посмеяться и повизжать. Так закладываются основы речевых навыков.
Я не читала вслух книги, стихи, потешки из интернета, они удивляли меня нескладностью и отсутствием смысла.
Вместо этого я пела ребенку песни (плохо, но долго), комментировала свои действия, особенно при приготовлении пищи. К еде малыш был неравнодушен, поэтому она привлекала больше внимания. Показывала и называла черно-белые картинки — у ребенка на первом году зрение только начинает формироваться, и он может различать только контрастные цвета: крупные черные фигуры на белом фоне, остальное для него пока «белый шум». Давала потрогать различные материалы: мягкие ткани, расчески, пакетики, обертки, кнопки, пуговицы, деревянные игрушки, колокольчики.
С помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов малыш привлекал к себе внимание взрослых. Каждый месяц у нас были новые звуки: вот он с утра звонко кричит «АГА! АГА!», а затем это сменяется «амама» и «бабаба»
Самым интересным моментом было выражение блаженства. Так в девять месяцев, развалившись как барин на двух одеялах, он с упоением издавал звуки, похожие на мурлыканье.
Запомнить:
разговаривать с ребенком, реагировать на его попытки общаться.
Простые советы, как привить ребенку культуру питания
Полезные пищевые привычки способствуют росту крепкого и здорового организма дошкольника. Для усвоения и закрепления навыков культуры питания предлагаем воспользоваться простыми советами от психологов.
Обстановка на кухне
Малыш не сразу сможет пользоваться ложкой аккуратно или правильно пить воду из стаканчика. К таким моментам нужно быть готовым и проявить терпение. Минимизировать время на уборку после приема пищи помогут такие приемы:
- постелить под стульчик для кормления резиновый коврик или клеенку;
- приборы, тарелки и кружки, которыми пользуется ребенок, должны быть по возрасту, подходящего размера, не травмоопасны;
- использовать непромокаемые нагрудники, чтобы не запачкать одежду малыша.
Научиться пользоваться ложкой малыш сможет, только если мама доверяет ему столовый прибор в руки. При этом второй ложкой родители кормят малыша.
Терпение, еще раз терпение
Конечно, прежде чем ребенок научится самостоятельно и правильно пользоваться приборами, он будет всячески обращаться с ними. Разлитый суп или чай — не повод срываться на малыше. Хочет брать пищу руками, пусть так и делает. Так ребенок развивает самостоятельность. Нужно терпеливо показывать ему, как захватить пищу приборами, и в итоге дети начинают понимать, что так употреблять пищу проще, быстрее и эффективнее.
Никаких отвлекающих факторов
Ошибка многих молодых родителей — это отвлечение внимания ребенка от процесса приема пищи
В ход идут мультики, песни, смартфоны, игрушки и многое другое, что владеет вниманием малыша, пока папы или мамы кормят его. При такой организации процесса ребенок не понимает, голоден он или сыт, не различает вкусовых ощущений от разных продуктов
Дайте выбор
Не только для малыша, но и для всей семьи полезно на стол ставить некоторое разнообразие блюд. За столом в присутствии родителей и других членов семьи ребенок может проявить желание попробовать то, что до этого не было его любимым блюдом, просто, как говорится, за компанию. Пищевой интерес у ребенка может как проявиться в раннем детстве, так и значительно позже, например, к пяти-шести годам, когда он распробует много разных продуктов. Способствует развитию пищевого интереса помощь маме и папе в приготовлении блюд, сервировке стола.
Когда учить ребенка питаться правильно
Приучать малыша питаться правильно нужно с малых лет. Это поможет сформировать пищевые привычки. Было проведено исследование, в рамках которого диетологи наблюдали за пищевым поведением полутора тысяч детей от рождения до шестилетнего возраста. Оказалось, что дети, которым мало давали фрукты и овощи на первом году жизни отказывались их есть в 6 лет. Лучший возраст для приучения ребенка к правильному питанию с 6 месяцев.
Кстати, малыш знакомится со многими вкусами еще до своего рождения. Находясь в животе матери, он заглатывает амниотическую жидкость. Вкус этой жидкости зависит от того, чем питается женщина во время беременности.
После рождения ребенок находится на грудном вскармливании и вкус молока также зависит от рациона питания матери. Возможно поэтому дети, которые питаются материнским молоком намного легче переходят на прикорм, чем малыши, которые едят смеси.
Доказано, что восприятие ребенком новых продуктов сильно зависит от того, присутствовали ли они в рационе матери во время беременности и периода лактации. Поэтому женщине нужно крайне внимательно относиться к своему питанию в это время. Оно должно быть гипоаллергенным, сбалансированным и рациональным.
Некоторые предпочтения в еде заметны у ребенка уже в первые месяцы его жизни. Например, он может с удовольствием есть соленую и сладкую пищи, отказываясь при этом от кислой или горькой еды. Частично это защитная функция организма, который на всякий случай пытается избегать горькой пищи, так как она может содержать токсичные вещества. Однако, далеко не все горькие продукты вредны для здоровья.
Правило 2. Не привязывайтесь к брендам
Что касается брендов, то ни в коем случае не нужно к ним привязываться. У нас так сложилось, что каждая девушка мечтает о сумке Gucci или Louis Vuitton, и вовсе не потому, что это какая-то особенная качественная сумка или оригинальная модель, а потому что это статус. Гармонирует ли данная вещь с гардеробом, образом в целом — этот вопрос зачастую даже не рассматривается.
Поэтому я рекомендую не гнаться за известными брендами, а особенно не покупать подделки. Многие незнакомые и малоизвестные бренды могут делать очень хороший качественный продукт. Также не рекомендую фокусироваться на одном бренде: ищите, экспериментируйте вместе с ребенком. Родительский критерий по выбору одежды должен быть один — качественная и удобная вещь из хорошей ткани, в остальном дайте право выбора ребенку.
Еще раз подчеркну, что ткань в детской одежде особенно важна — она не должна колоться, кусаться, скатываться. Иначе ребенок просто эту вещь не будет носить, какой бы красивой она ни была. В идеале нужно знать, откуда эта ткань, кто ее производитель, каков ее состав. Учитесь сами и учите ребенка.
Секрет № 3 Мамины эмоции «заразны»
Любые мои эмоции быстро передавались малышу. Мне приходилось контролировать себя: чем больше раздражалась я (а я раздражалась, так как бессонные ночи и перфекционизм не давали спокойно жить), тем больше был раздражен малыш. В итоге он капризничал, я нервничала еще больше, получался замкнутый круг.
Пришлось подтянуть навыки релаксации. Отличное решение — медитативные техники. Подойдет, например, медитация покоя из книги М. Р. Гинзбурга «Эриксоновский гипноз: систематический курс»:
Я стала спокойнее и, соответственно, ребенок тоже. Малыш быстрее успокаивался, спокойнее засыпал, меньше плакал. Научиться расслабляться было трудно, но все дело в желании и тренировках.
Запомнить:
- «подружиться» со своими эмоциями, а не давить их: если дело плохо, отойти в другую комнату на пять минут и выдохнуть; если очень плохо — оставить мужа с ребенком и сходить прогуляться;
- изучить медитативные техники: можно просто лежать и представлять себя в приятном месте — на берегу моря, в лесу у журчащей реки;
- отдыхать, отдыхать и отдыхать.
Возможные проблемы
Если ребенок постоянно питается неправильно, злоупотребляет фастфудом и другой вредной пищей, то со временем могут развиться следующие проблемы со здоровьем:
- отставание от сверстников в развитии и росте;
- ожирение;
- нехватка йода, железа, витаминов и других полезных веществ в организме;
- гастрит;
- ухудшение общего самочувствия, вялость, слабость, заторможенность.
Некоторые девочки-подростки начинают сидеть на строгой диете, чтобы соответствовать идеалам, навязанным миром моды. Это негативно сказывается на их здоровье, приводит к нарушению цикла, что в будущем может стать причиной развития бесплодия.
У мальчиков другие проблемы. Некоторые их них в стремлении обрести красивое мускулистое тело начинают увлекаться гормональными средствами, а также неправильно питаются, что также со временем может привести к проблемам со здоровьем.
Таким образом, правильное питание имеет определяющие значение для детей, начиная с рождения. И задача родителей обеспечить их свежими, качественными продуктами и составить правильный рацион питания. Это поможет в будущем избежать множества проблем со здоровьем.
Подводим итоги первого года
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие:
- Самостоятельно встает, садится;
- Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
- Пережевывает твердую пищу;
- Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.
Психоэмоциональное развитие:
- Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
- Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
- По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
- Волнуется при встрече и прощании;
- Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
- Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.