Почему ребенок должен помогать с домашними делами

Меняем распорядок дня

Как ни о чем не переживать в течение всего дня? Очень просто, добавьте в свой привычный график несколько приятных моментов. Это поможет отвлечься и получить хорошую дозу положительных эмоций. Они помогут вам справиться практически с любым стрессом.

Завтрак должен быть вкусным

Йогурт, природное, шоколад с чаем, овсянка с медом и сухофруктами — неважно с чего вы начнете свой день, главное, чтобы это принесло вам ощущение счастья.

Не пропускайте зарядку, она дает бодрость и силы противостоять стрессу весь день.

Учитесь отвлекать себя от неприятных ситуаций. В такие моменты думайте о том, что приводит вас к умиротворению.

В особо сложных ситуациях смотрите на текущую воду

Рядом нет реки? Не беда, достаточно просто водопроводного крана. 

Запишите свои опасения на бумаге. А после просто разорвите ее и выбросьте. Представьте, что вместе с клочками вы выбрасываете свои проблемы.

Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому

Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»

Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.

Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.

Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому

Или, наоборот, способен на большее

Или, наоборот, способен на большее.

Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.

Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.

Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

Хорошее начало – половина дела

Отвечая на вопрос родителей: с какого возраста следует приучать детей к порядку, следует отметить, что малыши подвержены родительскому влиянию. Они очень рано начинают копировать поведение мамы и папы, считают их неоспоримым авторитетом, образцом для подражания. Следует максимально использовать эту особенность, чтобы приучить к чистоплотности детей. Именно любящие родители могут вдохновить малыша на новые свершения и выработать у него необходимые умения, например, разложить вместе вещи по местам, вымыть с мамой посуду или полить цветы, с папой убрать инструменты на даче.

Важно! Если родители сами постоянно поддерживают в комнате чистоту, то им легко требовать это от ребенка. Наоборот, если близкие не желают навести порядок, вряд ли возможно будет научить этому малыша

И еще: никогда не ругайте любимое чадо при неправильных действиях, следует поощрять проявленную инициативу и показывать, как правильно убирать.

Например, многим знакома ситуация: дочка пытается помыть посуду, подходит мама, начинает говорить, что тарелки плохо вымыты, отправляет ее играть и домывает сама. Такое поведение мамы моментально отбивает желание делать уборку в дальнейшем. А если мама похвалит, покажет, как правильно навести порядок, у девочки появится желание выполнять домашнюю работу, чтобы заслужить похвалу.

Основные этапы приучения к порядку

Процедура приучения к порядку может занять длительное время, лучше делать это в несколько этапов.

Первым этапом является осознание. Ребенок должен понять, для чего следует убирать в доме и выполнять домашнюю работу. Следует рассказать, что кровать нужно всегда заправлять, чтобы создать уют в доме. Растения следует обязательно поливать, так как они завянут и перестанут радовать своей красотой

Малыш должен осознать важность данной работы, чтобы впоследствии делать ее самостоятельно

Вторым этапом является планирование. При формировании полезной привычки у малышей родителям придется изменить распорядок жизни, выделяя в нем время для домашних дел. Если ребенок должен ежедневно заправлять собственную постель, то следует перенести время утреннего подъема на более ранее время. В итоге вечером также придется укладывать его спать немного раньше. Если дошкольник собирается ухаживать за цветами, то нужно поставить лейку и воду в доступное место, чтобы ему не приходилось просить помощи у мамы или папы.

Важно! Родители должны понимать, какую именно домашнюю работу в состоянии выполнить любимое чадо. Это зависит от возраста, физических и психологических особенностей

Третий этап подразумевает правильное настроение. Во время приучения ребят к домашним делам и уборке не нужно говорить им, что это нужно для выработки у них полезной привычки. Следует делать упор на то, что уборка и помощь родителям в домашних делах касается жизни всей семьи. Пусть это будет интересным занятием, которое нужно проводить ежедневно. Главное, показывать доброжелательность и не высказывать недовольства, если любимое чадо сделает что-то не так.

Четвертым этапом является воплощение идеи в жизнь. Когда маленький член семьи осознает, для чего нужно убирать и помогать родителям, он зарядится энергией и будет делать все без напоминаний. Нужно освободить ему время для повседневных дел, чтобы они не слишком тяготили его и не заменяли игру, приготовление учебных заданий; выработать список доступных домашних дел; подготовить все необходимое для детского труда.

Важно! Привычку убирать следует вырабатывать ежедневно, нельзя пропускать повседневные домашние дела, иначе ребенок не осознает важности процесса. Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине

Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине.

Постоянство является важной составляющей хорошей привычки. Нужно чаще напоминать маленькому члену семьи о том, что ему предстоит сделать

Можно поставить напоминание на телефоне или компьютере, написать записку и приклеить на холодильник или воспользоваться другими интересными способами.
Освобождение времени для домашних дел крайне необходимо. Надо незаметно встроить домашние дела в режим дня. Младший школьник будет знать, что после школы ему обязательно нужно полить цветы, а после прогулки протереть обувь. Главное, не требовать выполнения уборки в конкретное время, а использовать режимные моменты.

Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому

Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»

Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.

Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.

Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому. Или, наоборот, способен на большее

Или, наоборот, способен на большее.

Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.

Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.

Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.

Вопросы и ответы

Почему для девочек и мальчиков одинаковые списки домашних обязанностей?

«Девочка должна ловко управляться с тряпкой и хорошо готовить, а мальчик – уметь забивать гвозди и стремиться зарабатывать». Этот распространенный стереотип разрушил немало семейных пар. Он берет начало из детства, когда девочкам и мальчикам поручают разные домашние обязанности, кому-то делают поблажки, а кому-то нет. В современном мире женщины искусно изготавливают мебель, а мужчины становятся рестораторами и именитыми поварами. Любая работа должна распределяться между людьми, исходя из интереса и способности ее выполнить. Это не связано с полом.

Когда стоит освободить ребенка от выполнения домашних обязанностей?

Болезнь и плохое самочувствие – веские причины освободить ребенка от домашних дел. При загруженном графике нужно смотреть по ситуации

Важно оставить 1-2 часа свободного времени, а после занятий дать полчаса на отдых и восстановление. Неправильно освобождать от домашних обязанностей ребенка, который хочет погулять или считает, что в выходной день или каникулы должен отдыхать с утра до самого вечера

Родителям следует объяснить, что домашние дела должны быть выполнены так или иначе. Возможно, в более удобное для ребенка время.

Если с раннего возраста выполнение домашних обязанностей в семье для ребенка норма, то в подростковом возрасте просьбы о помощи не вызывают протеста. Дела по дому нужно подбирать по возрасту, с учетом загруженности, характера, талантов малыша. Возможно, какую-то работу он сможет выполнять раньше своего возраста, а другую позже. Все индивидуально. Списки обязанностей – пример, на который стоит ориентироваться, но никак не прямое руководство, которому нужно в точности следовать.

Почему ребенку важно быть опрятным? ​

Опрятность как качество личности — способность всегда выглядеть ухоженно, соблюдать порядок на рабочем месте, содержать личные вещи и личное пространство в чистоте. Сюда можно отнести и гигиенические процедуры, и уборку, и уход за одеждой.

Сформированная еще в детстве привычка следить за собой не дает проявиться в дальнейшем таким качествам характера как:

  • безалаберность,
  • необязательность,
  • непунктуальность,
  • небрежность.

Многие дети-неряхи растут одинокими, поскольку их неопрятность и нечистоплотность вызывают негативные эмоции у сверстников. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Неприятный запах изо рта, грязная одежда и неухоженный вид могут становиться причинами буллинга в школе. Неряшливый ребенок, как правило, хуже учится. Ему сложно сконцентрироваться на выполнении домашних заданий, когда рабочее пространство не организовано должным образом. Малыш, постоянно пребывающий в хаосе разбросанных по комнате вещей, непременно забывает взять на занятия нужные тетради и учебники.

А личная гигиена, которая является главным правилом опрятного внешнего вида, позволит избежать множества проблем со здоровьем:

  • кожных заболеваний (акне в подростковом возрасте, дерматитов);
  • заболеваний зубов и десен;
  • заболеваний мочеполовой системы;
  • кишечных расстройств.

Воспитайте полезные навыки у ребенка

Записаться на консультацию

Как правильно выполнять домашнее задание

Начинать с простых заданий

Ребёнок может потерять мотивацию делать уроки, когда столкнётся с первым трудным заданием. Чтобы этого избежать, при выполнении домашней работы следует руководствоваться принципом «антибаран». Суть его в том, что задание, которое не получается, надо пропустить и сделать то, что получается легче всего. Так мозг разомнётся на простых заданиях, что позволит ему справиться с более сложными задачами. Этот же принцип можно использовать при выборе предмета, с которого начнётся выполнение домашней работы: начав с лёгкого предмета, ребёнок будет рад, что у него всё получается, и с лёгкостью справится со сложными задачами за счёт мотивации.

Сначала делать все задания устно

Благодаря такому подходу можно сэкономить время на каждом предмете, даже если все задания письменные. Это помогает ребёнку лучше понять суть задачи и сделать её письменно гораздо быстрее.

Сохранять высокую скорость работы

Кроме выполнения работы на высокой скорости, важно успевать переключаться на другой вид деятельности до того, как ребёнок устал: это помогает мозгу перестраиваться и равномерно тратить энергию. После нескольких занятий в таком темпе ребёнок сам научится замечать у себя признаки усталости и будет сразу приступать к другому заданию

Соблюдать гигиену работы

Следует делать пятиминутные перерывы каждые полчаса. Можно сделать пальчиковую гимнастику, прилечь или съесть что-нибудь питательное

Важно: перерывы должны проходить без гаджетов и интернета, чтобы не сбивать ребёнка с рабочего настроя

В комнате ребёнка должна быть оптимальная температура, хорошее освещение и удобный письменный стол, стул. На рабочем столе должно быть достаточно места для учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей, ноутбука. Следует приучить ребёнка не захламлять стол ненужными вещами, которые могут отвлечь

Важно, чтобы он понимал, что письменный стол — это рабочее место, на котором должен царить порядок

Делать короткие перерывы

Это позволит ученику держать продуктивность на высоком уровне. Например, можно установить правило: каждые 30–50 минут устраивать десятиминутные переменки

Важно сразу договориться с ребёнком, что эти перемены будут проходить без гаджетов и Интернета. Следует объяснить школьнику, что навязчивый поток информации из соцсетей не даст мозгу отдохнуть. Лучше предложите ему прогуляться или съесть что-нибудь питательное

Лучше предложите ему прогуляться или съесть что-нибудь питательное.

Как найти для ребенка подходящую домашнюю работу?

Исключить прислуживающий характер.

Например, малышу можно предложить помочь папе исправить стол не в качестве мальчика на побегушках, а в важной роли, помощника и советчика. Опираться на интересы. Когда в доме все члены семьи заняты полезными делами, детям легче втянуться в бытовой труд

Когда в доме все члены семьи заняты полезными делами, детям легче втянуться в бытовой труд.

Обязанности должны быть распределены с учетом справедливости и физической силы.

Не надо оставлять чаду самые неприятные и скучные дела, даже если вы думаете, что они самые простые. Дать право на ошибку. Нельзя настаивать на идеально правильном выполнении работы и указывать на список недочетов, ошибок ребенка. Учет физических сил и расширение возможностей — важная составляющая. Например, в 2-3 года малыш может убрать свои игрушки, складывать одежду в корзину для белья, но не может еще готовить себе обед и заправлять свою кровать. С шести-семи лет дети могут подметать, накрывать на стол, готовить пищу. И так далее.

Важно развитие и расширение зоны ответственности, а с ней и свободы действий, доверия ребенку со стороны взрослых

Классификация

Предусмотрена классификация патологии по разнообразным признакам:

  • локализации;
  • причине возникновения болезни;
  • механизму развития (патогенезу);
  • объёму тканей, которые оказались вовлечены в патологический процесс.

По причине возникновения болезни выделяют разные виды пневмонии:

  • типичную;
  • аспирационную;
  • болезнь, возникшую на фоне ослабления иммунитета.

Типичная пневмония возникает у пациентов без выраженных нарушений иммунитета. Она может быть:

  • грибковой;
  • вирусной;
  • бактериальной;
  • паразитарной;
  • микобактериальной. Микобактерии способны, подобно грибкам, образовывать мицелий на одной из стадий своего развития.

Пневмония, возникающая на фоне снижения иммунитета, диагностируется у больных СПИДОМ, пациентов, страдающих другими заболеваниями. Аспирационный тип болезни выступает следствием проникновения (пассивное попадание или вдыхание) чужеродного агента в лёгкие.

По механизму развития выделяют пневмонию:

  • первичную. Она возникает в качестве самостоятельной патологии;
  • вторичную. Подобная пневмония является следствием других болезней;
  • посттравматическую. Воспалительный процесс возникает из-за задержки мокроты. Посттравматическая пневмония чаще всего обусловлена травмами грудной клетки;
  • радиационную. Она возникает после лучевого лучения онкологических болезней.

По локализации различают пневмонию:

  • двустороннюю;
  • одностороннюю.

По вовлечённости тканей следует выделить пневмонию:

  • тотальную, приводящую к полному поражению лёгких;
  • очаговую. При таком виде пневмонии формируется очаг инфекции небольшого объёма. Пример данной патологии – бронхопневмония. Она затрагивает бронхи, респираторные отделы;
  • сливную (предусматривающую образование нескольких патологических очагов);
  • сегментарную. В таком случае оказываются поражены один или несколько сегментов лёгкого;
  • долевую. Она сопровождается поражение болей лёгкого. Наиболее распространённая её разновидность – крупозная пневмония. При наличии этого заболевания наблюдается распространение патологического процесса на альвеолы, частичное поражение плевры.

Пневмония без температуры представляет собой особую опасность. Она предусматривает бессимптомное течение. Организм не сигнализирует о наличии болезни даже кашлем. Бессимптомная терапия зачастую является следствием слабого иммунного ответа.

Крупозная пневмония характеризуется острым началом с повышением температуры тела (более 39°С),одышкой, болями в районе грудной клетки, слабостью. Пациента беспокоит кашель. Сначала он непродуктивный, сухой. Затем на 3-4 день после начала болезни возникает кашель с «ржавой» мокротой. У больного постоянно держится высокая температура тела. Отличительные черты этой формы пневмонии – кашель, лихорадка, отхождение мокроты. Подобные симптомы сохраняются на срок до 10 дней.

При тяжёлом течении крупозной пневмонии наблюдается цианоз носогубного треугольника, возникает гиперемия кожных покровов. В области щёк, губ, крыльев носа, подбородка появляются герпетические высыпания. Состояние пациента длительное время остаётся тяжёлым. Его дыхание учащённое, поверхностное. Пульс больного зачастую аритмичный, частый. Сердечные тона глухие, артериальное давление остаётся сниженным.

Очаговой пневмонии свойственно малозаметное, постепенное начало. Болезнь нередко развивается после недавно перенесённого острого трахеобронхита, острой респираторно-вирусной инфекции. Очаговая пневмония симптомы предусматривает разнообразные. Температура тела держится на отметке 38-38,5°С. Кашель при очаговой пневмонии сопровождается отхождением слизисто-гнойной мокроты, отмечаются слабость, потливость. При дыхании возникают болевые ощущения в грудной клетке при кашле, на вдохе.

При очаговой сливной пневмонии состояние больного стремительно ухудшается. Возникают такие симптомы, как цианоз, выраженная одышка.

Должен ли ребенок ребенок помогать по дому?

Обязанности подростка в семье – это негласный или установленный ранее ряд действий, который должен выполняться подростком «дома» в качестве вклада в общее семейное дело.

Вклад – это и убрать за собой, и поддерживать чистоту в комнате, и гулять с собакой, и забирать младшего ребенка из садика. В общем, есть вещи, которые делать НАДО. Кто-то в семье должен взять их на себя – тогда он освобождает других от этой нагрузки. Вот это и есть “вклад в общее семейное дело”.

Как определиться, должны ли у подростка быть такие обязанности? Довольно просто. Если вы считаете, что У ВАС они есть – они могут и должны быть и у подростка. В общем, если вы сейчас задумались: “А как их может не быть-то?! У всех есть обязанности…” – это ваш случай.

Это правда важно – чтобы на подростка распространялись те правила, по которым живет семья. Есть семьи, в которых люди делают только то, что им приятно, важно в моменте и нравится в целом

Никого не напрягают клубы пыли размером с хорошую болонку, люди бросят все дела, чтобы посмотреть на закат и поговорить об этом. И это – вопрос ценностей и приоритетов. Ребенок из такой семьи может сильно удивиться, когда попадет, скажем, в коллектив, где все расписано, есть дисциплина, обязанности и т.п. Вполне вероятно, родители подберут ему атмосферную школу, похожую на их семью. А потом он сам решит, как ему удобнее жить. Может, наоборот, потянется к дисциплине и понятным правилам игры. А может, продолжит семейную традицию.

Если же в вашей семье взрослые берут на себя обязательства и есть понятные правила – освобождать от этого подростка не стоит. Во-первых, это прямой путь к тому, чтобы избаловать. Ведь избалованность – это не когда много конфет, а когда думаешь, что тебе положено больше, чем другим. Причем, просто так, а не по заслугам. А во-вторых, ребенок будет бояться взрослеть. Ведь взрослый мир – это вот эти все противные обязанности в семье и прочие жертвы. Кто же захочет добровольно променять на такое все прелести маминой заботы?

Помощь специалиста

Если вы понимаете, что обычные методы вам не помогают, и не переживать из-за проблем больше чем нужно вы не можете — доверьтесь психологу. Таким образом вы не только научитесь контролировать свои эмоции, но и расстанетесь с рядом серьезных проблем из прошлого, которые могут разрушить будущее.

Стоит также проверить исправность эндокринной системы и щитовидной железы в целом. Сбой в гормональном фоне негативно влияет на стрессоустойчивость организма.

Кроме того, проверить уровень защиты организма легко через ДНК-исследование. Оно покажет, как работают главные “дирижеры” нашего эмоционального состояния – серотонин, дофамин и норадреналин, и вы узнаете, насколько вам организм подвержен стрессам и уязвим перед внешними раздражителями, а главное – поймете, что вам с эти делать. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий