Что делать, если ваш ребенок боится громких звуков

Как детские страхи влияют на взрослую жизнь

Дети боятся не только монстров. Основные их страхи связаны с инстинктами и социальными факторами. Разберем основные страхи и их влияние на взрослую жизнь.

К инстинктивным страхам относят страх смерти, замкнутого пространства, высоты, темноты, разных животных (в том числе, насекомых), стихий (воды, огня и т.п.), людей определенных профессий (врачей, пожарных) и страх потеряться.

Прямое влияние, которое оказывают эти страхи на нашу жизнь, — это избегание. Мы стараемся не ездить в лифтах или летать на самолетах, до последнего откладываем визит к врачу, и отказываемся от отдыха на природе, потому что панически боимся насекомых. С такими страхами довольно просто работать, потому что мы можем довольно легко понять, чего мы на самом деле боимся.

Совсем другое дело, когда страхи неосознанные и проявляются в виде особых ритуалов или неявных стремлений. Например, страх темноты может трансформироваться в страх перед неизвестностью и проявляться в виде отказа пробовать новое. Мы можем отказаться от новой работы в другом городе, потому что не знаем, как сложится наша жизнь в новом городе.

Стремление к популярности и признанию тоже может быть следствием детских страхов. Если мы говорим ребенку постоянно быть на виду, чтобы не потеряться, он подсознательно усваивает, что необходимо всегда оставаться в центре внимания и старается быть заметным любой ценой.

У детей с сильными детскими страхами во взрослом возрасте развиваются особые ритуалы, причину появления которых они не могут объяснить. Например, страх перед животными-паразитами или бактериями может вылиться в обсессивно-компульсивное расстройство. Такие люди обрабатывают с антисептиками все продукты питания, постоянно моют полы и протирают пыль, не могут жить в гостиницах, сидеть на лавочке в городском парке, не ходят на концерты и спектакли, потому что опасаются подхватить какую-нибудь болезнь.

К социальным страхам относятся страх одиночества, отчуждения, наказания и насмешек. Такие страхи приводят к тому, что ребенок, а потом и взрослый подавляет собственное «Я», старается быть удобным, послушным и «правильным». Он отказывается от своих желаний, чтобы угодить другим, делает все, о чем его просят, и часто оказывается в ситуации, когда ему самому не на кого положиться.

Эти страхи также приводят к тому, что во взрослом возрасте человек избегает близких отношений, никого не подпускает к себе, ведет замкнутый, а то и асоциальный образ жизни. Возможность сблизиться с другими приводит к апатии и депрессии. Иногда страхи настолько сильны, что человек старается отгородиться от реального мира с помощью алкоголя, наркотиков, компьютерных игр или выдуманных миров.

Проблема усиливается, если родители или другие значимые взрослые (например, педагоги, бабушки или дедушки) отмахиваются от страхов, считая их чем-то несерьезным, запрещают проявлять негативные эмоции и игнорируют особенности детей.

Когда ребенок боится громких звуков — наша реакция

Везде шум, гам, детский смех и детский плач. Можно было наблюдать детей, которым явно не нравилось данное мероприятие. Они плакали, кричали, устраивали истерики, топая ножками. И при этом многие закрывали уши руками. Громкий, неприятный для них звук явно приводил их в состояние дискомфорта.

Задаешься невольно вопросом, почему дети так реагируют на громкий звук? Если ребенок боится громких звуков, что делать? Почему они боятся громких звуков не только на таких мероприятиях, но и дома. Фен, пылесос, блендер — стоит их включить, как ребенок начинает плакать или кричит от страха. Другие закрывают уши или прячутся туда, где потише.

Объясняешь ребенку, что бояться нечего, обнимаешь, вроде успокаивается, но стоит вновь услышать громкий звук, как все повторяется.

Почему ребенок боится громких звуков

Родители не знают истинной причины такой реакции. Бывает, начинают приучать малыша к громким звукам через постепенное знакомство с источником шума, проводят беседы, разъясняют, почему это устройство так гудит. Как правильно действовать на самом деле?

Ответы я получила на тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Есть дети, которые в силу своих психических свойств определенным образом реагируют на громкие звуки. Это дети со звуковым или зрительным векторами. Дети со зрительным вектором открытые, общительные, ярко выражают свои эмоции. Замечают красоту окружающего мира, то, что не увидели другие — красивую капельку росы на травинке, необычные лепестки цветочка…

Дети со зрительным вектором наиболее подвержены страху и особо восприимчивы к любой опасности. Страх может принимать разный вид — темноты, пирата, волка, громких звуков. Услышав грохот, гром, звук перфоратора, они вздрагивают, пугаются, плачут, плохо спят по ночам.

Совет: Пугать и приучать такого ребенка к громким звукам не стоит. Дело в том, что если ребенка со зрительным вектором пугать, то можно остановить его развитие. Он еще мал и не способен справиться со стрессом. Наоборот, для правильного развития ему необходимо ощущение защищенности и безопасности, которое передается детям от матери. Подробнее о детях со зрительным вектором читайте здесь. 

А вот дети со звуковым вектором обладают чувствительными ушками и ощущают сильный дискомфорт от громких звуков. Они закрывают уши руками и зажмуривают глаза. Им больно.

С самого рождения такой малыш наделен определенным даром — лучше слышать, различать множество разных звуков, воспринимать их более громкими и отчетливыми. В то время как для других детей звуки не будут такими оглушительными или резкими, не причинят им боль.

Ребенок со звуковым вектором может пугаться звука работающего пылесоса, любой другой бытовой техники, шума хлопающих дверей. Но в отличие от ребенка со зрительным вектором испуг происходит из-за причиненных ему дискомфорта и боли. 

Именно такой ребенок может иметь прекрасный слух, ему самой судьбой предначертано развиваться музыкально. У него от природы есть способность тонко чувствовать интонации, звучание речи, распознавать волшебство музыки. Ему легко даются иностранные языки и точные науки.

Совет: Подойти к воспитанию такого ребенка с учетом его психических свойств. На самом раннем этапе его развития создать ему условия для комфортного времяпрепровождения.

Это значит:

— обеспечить дома моменты тишины, возможности уединения;— разговаривать с ним тихим голосом;— избегать посещения шумных мероприятий;— подобрать ему подходящие развивающие занятия.

Узнать больше информации об особенностях воспитания звуковых детей вам поможет статья:

Узнать больше о механизме формирования боязни громких звуков можно тут  

Разобраться с причинами, из-за которых ребенок боится громких звуков, понять своего ребенка, его психику поможет бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология». Регистрация тут.

Основные причины возникновения страха

Итак, почему ребенок боится громких звуков:

Слишком чувствительный ребенок;

Обычно к трем-четырем годам страх шумов проходит, если же ребенок в 5 лет боится громких звуков, это говорит о слишком чувствительной нервной системе. Гиперактивные, легковозбудимые дети вздрагивают от любого внешнего воздействия.

Перенесенный стресс;

Ребенка напугала собака своим лаем или кто-то резко прикрикнул на него. Или, допустим, он спал и внезапно проснулся от громкого шума рядом. Даже Наполеон боялся кошек, потому что в детстве к нему в кроватку неожиданно запрыгнула одна из них! Поэтому такие шоковые ситуации надо исправлять обязательно, чтобы неоправданный страх не перешел во взрослую жизнь.

Заболевания, связанные с ушами;

Обязательно сходите к ЛОРу, чтобы он проверил, нет ли воспаления. Особенно, если ребенок стал бояться громких звуков после перенесенной болезни. Бронхит, ларингит, отит – любое заболевание, связанное с ЛОР-органами.

Ребенок может бояться не самих звуков, а того, что их сопровождает.

Не криков как таковых, а того, что потом у родителей плохое настроение, которое дети чувствуют. Не музыки, а чувства усталости после длительного ее прослушивания. Понаблюдайте. Например, я заметила, что мой ребенок боится звука пылесоса после того, как ему приснился сон, что пылесос взорвался.

Жизненный опыт как причина страха

Со временем страх шума, заложенный природой, может усугубиться другими причинами, такими как:

  1. Слишком эмоциональная реакция родственников на поступки ребенка. Громкие окрики и испуганные вскрики мамы или бабушки могут спровоцировать стресс, к которому психика малыша не готова.
  2. Неожиданный хлопок или взрыв, петарды, салюты. Одни дети благополучно забывают о пережитом, а у других развивается устойчивый страх.
  3. Увиденный эпизод из «ужастика». Подобные фильмы могут пощекотать нервы даже взрослым, что уж и говорить о детях. У малыша ухудшается сон и может возникнуть устойчивый страх.
  4. Неудачный опыт надувания или игры с воздушным шаром. Если шар лопается с оглушительным звуком, ребенок может начать бояться и других громких хлопков.
  5. Шум работающего перфоратора, дрели или других строительных инструментов. Однако дети, которые постоянно слышат такие звуки, обычно привыкают к ним.
  6. Отдельные бытовые приборы издают довольно неприятные звуки. Пылесос, электрическая мясорубка или будильник могут вызывать неблагоприятную реакцию у малыша.
  7. Музыкальные игрушки с громкими или агрессивными мелодиями. Развивающие игрушки должны быть только со спокойной музыкой, так что нужно внимательнее выбирать такие товары.

Практически все дети не любят тревожные звуки: громкие голоса, крики, резкие сигналы автомобиля, звуки заводящегося мотора или мотоцикла, салюты и петарды, шум миксера или пылесоса, резкие звуки от падающих предметов, гром, собачий лай и голоса других животных, жужжание насекомых, некоторые музыкальные игрушки.

Что такое ночные кошмары у детей

Стоит отметить, что ночные страхи не являются плодом воображения ребенка или черезчур заботливых родителей. Ночные кошмары – это физиологическое явление галлюциногенного характера. Обычно данное явление возникает, когда перевозбужденный мозг ребенка не способен перейти в стадию торможения. Из-за этого возникает повышенное психическое возбуждение.

У одной трети детей, которые страдают ночными кошмарами, зачастую проявляется повышенная двигательная активность. Во сне такие дети могут активно размахивать конечностями, а также пытаться убежать

При этом важно помнить, что ребенок находится в стадии глубоко сна и может пораниться. У детей, страдающих от ночных кошмаров, может развиться парасомния или лунатизм

Отметим, что детские ночные кошмары – это не наследственное заболевание, оно не обусловлено генетическими факторами. Ночные кошмары могут проявляться у людей всех возрастов, однако наибольшее количество расстройств фиксируется у детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет.  При этом стоит отметить, что от ночных кошмаров в большинстве случаев страдают мальчики. Полное избавление от страхов в ночное время наступает к двенадцати годам.

Почему ребёнок боится громких звукови неприятного гудения

Каждый детский страх проявляется чаще всего в определённом возрасте и вызывается характерными причинами.

Естественная реакция психики на шум

Новорождённый ребёнок, как правило, крепко спит днём и ночью: его сну не мешают громкие звуки, речь, фоновые шумы. Но уже со второго месяца жизни ситуация начинает меняться. Малыш вздрагивает и плачет от телефонного звонка, гула работающего пылесоса и других бытовых приборов, громкого разговора и смеха взрослых, пения магнитофона или заводной игрушки. Реакция может доходить даже до истерики, родители же часто не знают, что делать.

Громкие звуки нередко вызывают у младенца сильный плач

На самом деле причина подобного страха — не ошибки в воспитании и не недосмотр со стороны взрослых. Это совершенно нормальная реакция развивающейся психики: громкий звук ассоциируется у младенца с опасностью (похожее чувство кроха испытывает в присутствии незнакомых людей или когда боится остаться без мамы). Кроме того, продолжительный шум вызывает дискомфорт в органах слуха.

Такое поведение, являющееся естественным проявлением инстинкта самосохранения, продолжается относительно недолго — до 12–18 месяцев. Иногда громкие звуки пугают малышей до трёх лет: как правило, это чересчур чувствительные, ранимые и тревожные дети

Конечно же, взрослые должны к ним относиться с особым вниманием и чуткостью

Если же после трёх лет фонофобия не проходит, а тем более сопровождается дополнительными страхами (ребёнок постоянно тревожен, избегает общения с людьми), то родителям уже необходимо обратиться за помощью к специалисту, чтобы избежать в дальнейшем серьёзных проблем с нервной системой.

Почему громкий звук вреден для ребёнка

Продолжительные громкие шумы небезопасны для детей. Они вызывают перенапряжение клеток мозга, которые становятся неспособными полноценно координировать работу организма. Это приводит к расстройству в функционировании различных органов, в частности печени и сердца. Кроме того, от резких звуков и неприятных гулов уши постепенно утрачивают чувствительность. У ребёнка возникает устойчивое чувство беспокойства, он подвержен испугам, почти не улыбается. Такие малыши, как правило, плохо спят и быстро устают, поскольку им трудно полностью расслабить мышцы.

Приобретённый жизненный опыт как причина боязни

Страх громких звуков, заложенный у младенца самой природой, со временем может усугубляться дополнительными причинами.

  1. Поведение родителей и родственников. Чересчур эмоциональная реакция близких людей (чаще всего мамы или бабушки) на поступки маленького исследователя, громкие окрики вроде «Не трогай!», «Не лезь туда!» способна спровоцировать стресс у ребёнка и обострить чувство опасности.
  2. Неожиданно услышанный резкий хлопок или взрыв, к которому была не готова психика малыша. Кто-то благополучно забывает о пережитом, у других же развивается устойчивая боязнь.
  3. Некоторые бытовые приборы издают очень неприятные громкие звуки: пронзительный звон будильника, гудение пылесоса, электрической мясорубки. Готовка и уборка в присутствии крохи часто вызывает его негативную реакцию.
  4. Увиденный эпизод из фильма ужасов (случайно или из-за беспечного поведения родителей, просматривающих подобный контент в присутствии своих отпрысков). Такое видео нацелено на то, чтобы пощекотать зрителю нервы. И характерное отличие ужастиков — пронзительный крик либо иной резкий звук в самый неожиданный момент. Мало кто из детей воспримет услышанное спокойно, большинству обеспечен плохой сон ближайшей ночью, а у кого-то разовьётся фонофобия. Кстати, причиной страха может быть и сцена катастрофы, сопровождающаяся грохотом.
  5. Неудачный опыт надувания воздушного шарика — тот лопнул с оглушительным звуком (либо ребёнок стал свидетелем такого происшествия). Подобная боязнь даже имеет своё название — глобофобия.
  6. Гремящие раскаты салюта во время праздника на городской площади. Слишком маленьких деток не следует брать на такие мероприятия.
  7. Детский страх может вызвать шум работающей дрели, перфоратора или иного атрибута ремонта.
  8. Агрессивно звучащие игрушки. Родителям следует быть внимательными при выборе забав для малыша, ведь современная индустрия готова привлекать покупателя различными способами, и это не только яркий цвет изделия.
  9. Гроза. Оглушительные раскаты грома являются настоящим стрессом для некоторых детей.

Как проверить, слышит ли малыш?

Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.

В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:

  • низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук , .
  • среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки , .
  • высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — , , .

При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.

Для проведения обследования необходимо приготовить:

1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.

2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:

  • манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
  • гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
  • горох — приблизительно 70 — 80 Дб.

Причины фонофобии. Особенности звукового вектора

Само понятие звукового вектора очень многое объясняет людям, страдающим фонофобией, показывает причины их ощущений. Также приходит понимание, что их ощущения, звуковые желания нормальны, что таких людей вокруг много и что все, происходящее с ними, происходит не просто так.

Звуковик наделен абстрактным интеллектом, который должен использоваться по назначению, ведь психика требует своей реализации. Если человек со звуковым вектором сосредоточен сам на себе и долгое время прячется в своих состояниях, то он не может выполнять свою природную роль — познание себя, психики, замысла жизни. В этом случае внутренние нехватки только растут, усугубляя чувствительность к звукам настолько, что они становятся буквально болезненными.

Так возникает фонофобия, боязнь звуков у человека. Природа как бы намекает звуковику, что он не должен быть сосредоточен сам на себе, что нужно быть сосредоточенным снаружи, то есть на других людях.

Проблема в том, что звуковик может и хотел бы, но не может выйти наружу из-за дискомфорта, который причиняет боязнь громких звуков. Как быть в этом случае?

Что делать, когда навыков для сосредоточения на других нет, а люди вокруг кажутся глупыми, недостойными внимания и ты в принципе их избегаешь? Как звуковику выйти наружу, если есть боязнь резких звуков?

Когда ландшафт давит на ухо

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет подобное поведение ребенка отсутствием навыка адаптировать звуковой стресс. Однако, этот навык можно и нужно развивать. Главное в этом вопросе – подойти к делу системно и найти точный баланс между «развить» и «навредить».

Слуховой сенсор ребенка со звуковым вектором является сверхчувствительным инструментом, для которого громкий шум или крики могут являться слишком сильным раздражителем, вызывающим стрессовую реакцию.

Почему этого не происходит у взрослых?

Потому что взрослый звуковик уже научился адаптироваться к шуму, хотя пребывание в сверхшумной среде для звуковика в сбалансированных состояниях никогда не станет приятным.

Ребенок же только начинает свой путь развития звукового вектора, и, конечно же, проявляет себя напрямую – в случае большой звуковой нагрузки он «уходит» из болезненной среды погружением в себя.

Конечно, в стрессовой ситуации маленький звуковичок не способен активно идти на контакт, завязывать дружбу или выполнять какие-либо задания. К тому же такой ребенок в силу своих психологических особенностей не сразу реагирует на обращенную к нему речь, а при шумовой нагрузке построить коммуникативный мостик получится с еще большим трудом.

Свойства звукового вектора проявляются интровертированным поведением ребенка, он постоянно находится в своем мире, продолжая внутренний диалог, перебирая цепочку своих мыслей. По этой причине нередко создается ошибочное впечатление некой заторможенности, отставания от остальных, более активных и шустрых детей.

Для того чтобы отреагировать на обращенную к ребенку речь, ответить на вопрос, звуковику необходимо выйти из собственных мыслей и создать коммуникативную связь, перенести фокус внимания изнутри вовне, на что может уйти несколько секунд. С этим же связана привычка маленького звуковика постоянно переспрашивать: «А?», «Что?», несмотря на то, что слышит он лучше всех.

Кроме того, именно звуковому ребенку совсем необязательно смотреть в глаза или вообще в сторону говорящего с ним человека, чтобы слышать и понимать его. Такое правило поведения прививается ему со временем в процессе культурного воспитания.

Тихий, безэмоциональный звуковик на фоне активных разговорчивых зрительных деток кажется странным, даже отрешенным. А все попытки развеселить его, расшевелить или заинтересовать игрой приводят к еще большему отчуждению.

Бывают случаи, когда именно звуковым деткам ошибочно навешиваются ярлыки вроде «отставание в развитии» или «аутичное поведение», вплоть до постановки диагноза аутизм и его интенсивного лечения. О подобных инцидентах говорят многие слушатели тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана в своих отзывах.

Симптомы

Вспомните, что при прослушивании с носителя рок-музыки вначале идет тишина, внезапно прерываемая громким звуком. У фонофоба, особенно если он не знал об этой особенности, возникают мышечные судороги. Он панически пугается даже вида любых устройств, издающих громкие звуки: колонок, пожарной сигнализации. Лишь однажды, будучи свидетелем лопания воздушного шарика, он, только увидев его, испытает тревожность, ожидая гипотетического взрыва и резкого звука.

Все звуковоспроизводящие приборы (телевизор, радио, домашний кинотеатр) у акустикофоба изначально настроены на самый тихий уровень громкости. Потом, в процессе прослушивания, он очень плавно поднимает его до комфортной ему степени.

Больные избегают появляться на мероприятиях, где предполагается парад (там могут быть оркестры с тарелками и барабанами), салюты. Они ненавидят всяческие сюрпризы, связанные с шумом.

Таким людям тяжело находиться в местах, где они не смогут контролировать шум. Это может быть городская улица, парк, ресторан и любая другая локация, где много (или мало) людей. Особая «головная боль» для страдающих лигурофобией – дети и собаки, ведь никогда не угадаешь, когда они крикнут или гавкнут (соответственно). 

При запущенных формах заболевания больные негативно реагируют не только на внезапный звук, но и продолжительный плавный.

Физические проявления акустикофобии такие же, как при любых фобиях и тревожных расстройствах – признаки панической атаки:

  • внутреннее напряжение;
  • тонус мышц;
  • сухость во рту;
  • тошнота;
  • головокружение;
  • онемение;
  • повышение/понижение температуры тела и кровяного давления;
  • учащенное сердцебиение;
  • обильный пот.

Человек боится так сильно, что теряет контроль над собой, не в состоянии рассуждать логично. Он не может сойти с места и говорить, ему кажется, что сейчас сойдет с ума или умрет

Если в этот момент кто-то из окружающих обратит внимание на его состояние, то приступ усилится

Через некоторое время, когда становится тише, индивид приходит в норму, успокаивается. Но повторения такого он больше не хочет. Отсюда и появляется устойчивое желание никуда не ходить, а сидеть дома. Правда, и здесь не всегда удается побыть в тишине, так любимой акустикофобами. Тогда в ход идут беруши. Возможна и агрессия в сторону шумных соседей.

Самые распространенные страхи и способы их преодоления

Страх остаться без мамы. Каждый раз, когда вам нужно отлучиться, объясняйте малышу, зачем вы уходите и надолго ли. Пообещайте ребенку что-нибудь сделать вместе, как только вы вернетесь домой (почитать книжку, поиграть), и всегда выполняйте обещания. Не уходите сразу надолго — начните с 15 – 30 минут, постепенно увеличивая время разлуки.

Страх перед непонятными звуками. Необходимо объяснить ребенку, что страшные и громкие звуки, которые издает работающая стиральная машина или пылесос, не представляют для него никакой опасности. Покажите малышу их источник, попробуйте несколько раз включить и выключить шумные приборы в его присутствии. Если же кроха боится громких звуков, доносящихся с улицы, например грома или сирен, — самым действенным способом будет объяснить причины возникновения этого шума в форме игры.

Страх перед незнакомцами. Не стоит принуждать ребенка к тесному общению с новым для него человеком: во время знакомства посадите малыша к себе на колени и не отпускайте до тех пор, пока он сам не захочет высвободиться из ваших крепких объятий. И уж тем более не оставляйте ребенка один на один с незнакомцем прежде, чем он к нему привыкнет. Старайтесь, чтобы встречи с новыми людьми происходили в привычной для малыша обстановке.

Страх перед животными. Если ваш ребенок еще не успел столкнуться с агрессивным поведением со стороны животных, не пугайте его словами вроде «Не подходи к собаке, а то укусит!» (даже если сами панически боитесь «лучших друзей человека»). Вместо этого показывайте ему как можно больше милых картинок и видеороликов с их участием, а для первого знакомства малыша с пушистым созданием найдите добродушного и спокойного (а также чистого и привитого!) зверя.

Страх перед врачами. Объясните малышу, зачем нужны врачи, а накануне визита в поликлинику поиграйте с малышом в «больницу» — пусть он побудет и в роли пациента, и в роли доктора. Попросите врача, чтобы он, прежде чем начать осмотр, подробно рассказал вам и ребенку о том, что и как он собирается делать, и следовал озвученному плану. После того как прием будет закончен, обязательно скажите малышу, какой он смелый и как вы им гордитесь.

Страх темноты. Самый простой способ помочь вашему крохе перестать бояться темноты — никогда не оставлять его совершенно одного в наглухо закрытой комнате без источника света. Приоткройте дверь, включите ночник, расспросите малыша о том, что именно пугает его, и внимательно выслушайте. Проговорив свои страхи и увидев ваше сочувствие, он испытает облегчение, а со временем и вовсе забудет о своих тревогах. Помните: маленькому ребенку практически невозможно объяснить, что монстров под кроватью не существует, зато можно дать понять, что вам небезразличны его тревоги и вы никогда не оставите его одного.

Почему малыш боится громких резких звуков

Здоровые нормально развивающиеся новорождённые дети спокойно переносят любые шумы, не нервничают и даже не просыпаются, если окружающие, не ограничивая себя, шумят. Но с 2–4 месяцев у малышей может появиться боязнь резких звуков, таких как:

  • телефонные звонки;
  • громкий смех или кашель, храп отца;
  • жужжание кофемолки, дрели;
  • пение заводной игрушки;
  • лай собаки;
  • игра на гитаре;
  • звук работающего пылесоса, фена и пр.

Эти проявления не должны вызывать беспокойства у родителей: до 1–2 лет почти все страхи заложены у детей природой для правильного развития нервной системы крохи. Такая реакция проверяется рефлексом Моро — его ещё называют рефлексом испуга. В ответ на внешний раздражитель малыш вскидывает ручки и словно пытается за что-то ухватиться. Рефлекс Моро проявляется сразу после рождения и является важным показателем развития нервной системы ребёнка, угасает к 4–5 месяцу жизни.

Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — I фаза рефлекса Моро

Если же к 3 годам страх громких и внезапных звуков не прошёл, то это может говорить о том, что нервная система вашего ребёнка слишком чувствительная. И в этом случае нужно проконсультироваться с педиатром, невропатологом. Или же страх стал приобретённым из-за того, что родители не помогают исправить ситуацию, а, наоборот, только усугубляют её порицаниями, насмешками, криком и излишней эмоциональностью. Да, крик «Не ходи туда — упадёшь!» будет в эту секунду действенным, но не факт, что ребёнок снова туда не полезет — это раз, а второе — такая реакция близкого человека точно вызовет стресс, тормозящий всякую борьбу со страхами. Нередко описываемый страх развивается на почве негативных воспоминаний: малыш слышал разговор родителей на повышенных тонах, и теперь любое изменение голоса в сторону крика воспринимает как угрозу спокойствию и безопасности.

Иногда даже разговор на повышенных тонах может заставить страх прогрессировать

Проявление акустикофобии

Факторы, провоцирующие приступ иррационального страха:

  • любой неожиданный звук (хлопнувшая дверь, лопнувший шарик, включённый бытовой прибор, звук петарды),
  • игрушки, издающие громкие звуки,
  • исполняемые звонким голосом песни,
  • музыка,
  • звук воздушного и наземного транспорта (рёв мотора, сигнал клаксона),
  • гроза,
  • карканье птиц.

Человека, страдающего акустикофобией, часто пугает не только сам звук, но и возможность вдруг его услышать. Источником нервного напряжения для больного часто становятся дети и собаки, так как они являются производителями неожиданных и громких шумов. Люди, подверженные данному расстройству, предпочитают не посещать праздничные мероприятия, концерты, кинотеатры и стараются не выходить на улицу.

Город – самый серьёзный источник сильных, неподвластных человеческому контролю шумов.

Акустикофоб с опаской относится ко всем усиливающим звук приспособлениям (динамики, микрофон, рупор). Можно заметить, что при включении проигрывающего музыку устройства, человек первым делом снижает показатели уровня звука до нуля, затем постепенно увеличивает громкость музыки до комфортного для себя звучания.

Не подающееся логическому объяснению беспокойство может возникать при разговоре по телефону, при нахождении в помещении с сильным акустическим эффектом. Умеренный, но длительный по продолжительности звук также может вызвать напряжение и страх. Заставляют человека искать безопасное место разговоры на повышенных тонах и ссоры.

Для акустикофобов характерно такое защитное поведение, как избегание. Человек просто старается не попадать в ситуации, способные вызвать приступы иррационального страха. В связи с этим у страдающих акустикофобией людей сильно ухудшается качество жизни.

Иногда реакцией на неприятный звук может быть не только страх, но и необоснованная агрессия. Как только раздражающий шум стихает, эмоциональное состояние человека нормализуется.

Помимо характерных для любой фобии симптомов ответом на сильный звуковой раздражитель могут быть судороги.

Как развивается слух у новорожденного?

Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: основные стадии развития ребенка до 1 года

Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания – это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:

  • движений ручками и ножками;
  • изменений мимики;
  • движений глазками;
  • вздрагивания или замирания.

Резкие и слишком громкие звуки могут напугать малыша. Громкие возгласы, шум или крики способны довести его до плача и судорожных движений. Все же в первые месяцы у ребенка повышенная чувствительность, поэтому в доме нужно поддерживать умеренную тишину, избегать шума и грохота, а с малышом разговаривать спокойно и ласково улыбаться (подробнее в статье: как проходит развитие ребенка в первый месяц?).

Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.

Таблица развития слуха от рождения до 1 года

ВозрастСлуховое развитие
До 5 недельПри громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: почему дети часто моргают глазами и что это значит?). Во сне может шевелиться или даже проснуться.
1,5-4 месяцаИщет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука.
4-7 месяцевПрислушивается, поворачивая головку к звуку.
7-9 месяцевНаучается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу
9-12 месяцевУмеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона

Отклонения в развитии слуха

Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух – доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:

  • ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
  • малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: когда ребенок начинает разговаривать и произносить первые слова?);
  • в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
  • ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).

Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного

Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:

  • краснуха или корь во время беременности;
  • увлечение алкоголем и наркотиками;
  • прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.

К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды

Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий