Преимущества и недостатки
Рассмотрим плюсы и минусы нонконформизма. Само по себе явление не несет ничего плохого, но если человек решит броситься в крайность, дело может закончиться плачевно. Итак, минусы:
- чрезмерное стремление выделиться, используя методы, способные навредить окружающим;
- приверженность противоречащему мнению из желания бунтовать, а не из искренней его поддержки;
- пропаганда деструктивных правил из желания доказать свою силу убеждения;
- самоутверждение за счет тех, кто слабее.
Есть и плюсы, поскольку нонконформизм – понятие многогранное. Преимущества:
- внедрение новых технологий, знаний, умений, противоречащих общепринятым, но превосходящих их по своей результативности;
- адекватный индивидуализм, создающий уникальную личность с интересными и необычными взглядами на привычные события и вещи;
- развитие критического мышления и постоянный анализ информации, приходящей извне.
Достижения нонконформизма сформированы именно из положительных его проявлений. Если индивид стремится к отстаиванию собственной позиции и отрицанию всего распространенного, его мнение должно быть основано на реальных фактах, чтобы не нести деструктивную энергию в массы.
Стили воспитания
Существует 4 стиля воспитания:
Авторитетный стиль подразумевает копирование поведения родителей. В таких семьях важные решения принимаются только совместно
Используя данный стиль, родители всегда берут во внимание чувства своего чада, а также позволяют ему справляться с теми обязанностями, с которыми ему под силу справиться. В данном случае не используется физическое или моральное насилие, а ребенок вырастает целеустремленным, дружелюбным и уверенным в себе.
Авторитарный стиль подразумевает воспитание, когда ребенок в семье не имеет права голоса. Его любят, но не могут предоставить ласку и понимание
Чаще всего такие личности вырастают пассивными, без стремления к чему-либо и ориентируются на более авторитетных людей.
Либеральный стиль воспитания имеет большой минус, так как воспитываясь в такой атмосфере, ребенок чувствует вседозволенность. Родители полностью доверяют своему чаду, освободив себя от какой-либо ответственности. Во взрослом возрасте такие люди становятся агрессивными, неуверенными в себе, имеют проблемы с психикой и могут попасть под дурное влияние.
Индифферентный стиль является наиболее неблагоприятным. В данном случае родители абсолютно не контролируют ребенка, их не интересуют его чувства и эмоции. При этом они требуют, чтобы ребенок им всецело подчинялся и выполнял все требования. Подросшие дети в дальнейшем могут быть излишне агрессивными или неуверенными в себе.
Его любят, но не могут предоставить ласку и понимание. Чаще всего такие личности вырастают пассивными, без стремления к чему-либо и ориентируются на более авторитетных людей.
Либеральный стиль воспитания имеет большой минус, так как воспитываясь в такой атмосфере, ребенок чувствует вседозволенность. Родители полностью доверяют своему чаду, освободив себя от какой-либо ответственности. Во взрослом возрасте такие люди становятся агрессивными, неуверенными в себе, имеют проблемы с психикой и могут попасть под дурное влияние.
Индифферентный стиль является наиболее неблагоприятным. В данном случае родители абсолютно не контролируют ребенка, их не интересуют его чувства и эмоции. При этом они требуют, чтобы ребенок им всецело подчинялся и выполнял все требования. Подросшие дети в дальнейшем могут быть излишне агрессивными или неуверенными в себе.
Плюсы
Отсутствуют шаблоны. Детей не ставят на один уровень. Подход к каждому индивидуальный. Нет определенного алгоритма, как и что нужно делать. На ребенка не давят со всех сторон взрослые. Малыш учится отстаивать свое мнение и строить свое отношение к миру.
Доверие. Когда родители не указывают на недостатки и слабость, ребенок воспринимает семью в качестве своего друга. Он с легкостью может поделиться с вами секретами и обратиться за помощью.
Свобода выбора. Дети сами строят режим дня. Они сами придумывают свой досуг и распределение дел по часам. Малыш свободен в своем выборе. Он создает собственные цели и осуществляет мечты. Такие дети всегда знают, чего хотят.
Открытость. Дети способны открыть сердце миру. Они полны уверенности и умеют отстаивать свои позиции. Ребенок активно принимает участие в диалогах и соревнованиях. В этом возрасте закладывается отличная основа для будущей карьерной борьбы.
Развитие творчества. Ребенок имеет возможность выбрать любой способ самореализации. Здесь нет границ и запретов. Дети могут определять собственные интересы и следовать за ними.
Ответственность. Как говорит Вячеслав Моше Кантор (ЕЕК), любой выбор заставляет человека нести за него ответственность. Малыш учится обдумывать решения и самостоятельно решать возникшие проблемы. В процессе накапливается ценный опыт, который поможет в будущем избежать многих неприятностей. И ребенок не станет возлагать ответственность на чужие плечи.
Здоровая психика. Психологическая свобода и дружеские отношения положительно влияют на детское развитие. Малыш не подвергается наказаниям и насилию. В его душе не поселились страх и тревога. А эмоциональный уровень стабилен.
Семейная форма обучения
В случае если нет возможности определить ребенка в школу с раздельным обучением – всегда есть вариант дать ему образование на дому. Конечно у этого подхода есть сторонники и противники. Те, кто против утверждают, что это мешает социализации ребенка. Но существует и противоположное мнение. Наиля выбрала для своей дочери семейную форму обучения. И не разу не пожалела о своем решении
Наиля Незаметдинова поясняет: «Было очень важно, чтобы мой ребенок развивался гармонично, как личность. И я побоялась, что социальная среда в школе очень может сильно отразиться на ней
У меня дочка очень впечатлительная, нежная, поэтому для нее излишняя озлобленность многих детей очень сильно сказывается. Дело в том, что нравственная позиция нашей семьи более требовательна к общению моего ребенка». Как и с раздельным обучением, дети обучающиеся на дому, показывают как правило высокие результаты. Сказывается индивидуальный подход, ведь каждый учащийся занимается в удобном для себя ритме. Еще одним доводом за семейную форму обучения является то, что таким образом практически сводится на «нет» попадание «не в ту компанию».
Наиля продолжает: «Есть такие опасения почти у всех родителей, которые переходят на домашнее обучение – та самая социализация, о которой постоянно говорят нам администрация школы, куда мы приходим, но мне кажется, что важность социализации в школе несколько завышена. Дело в том, что дети обучающиеся на семейной форме обучения – они обычно имеют большой запас свободного времени и посещают спортивные секции, кружки, занимаются творчеством»
Из минусов такой формы обучения – высокая финансовая нагрузка на родителей, особенно в старших классах, когда необходимо нанимать множество репетиторов по различным предметам. Но выход есть: если вбить в поисковой строке в Интернете «семейное образование», то мы увидим специализированные сайты с уроками по школьной программе. Также широко представлены различные центры, фактически частные школы, которые помогают снизить финансовую нагрузку на семью и позволяющие дать ребенку качественное образование.
Наиля говорит: «Комплектация современных школ в классе она превышает 30 человек и в связи с этим учитель не имеет возможности уделять каждому ребенку максимум времени. И таким образом этот индивидуальный подход, который принят в школе – он органичнее будет для ребенка именно в семейной форме». Мухамед уже много лет занимается общественной и просветительской деятельностью, и знает о проблемах образования не понаслышке. Особенно в среде соблюдающих мусульман. Мухамед Саляхетдинов – председатель правления Ассоциации «Собрание»: «Более верующие или более консервативные родители ищут какие-то альтернативные пути дать своим чадам образование. Таким образом, сегодня есть какие-то образовательные центры, очень много образовательных центров очень высокого уровня, где берется достаточно солидная плата за это образование. И есть примитивные на дому, приглашается преподаватель и так далее, либо семейное обучение».
Также домашняя форма обучения может стать настоящим спасением для детей мигрантов, которые пока плохо владеют русским языком. Как показывает практика, подобный подход полностью себя оправдывает. Мухамед продолжает: «Я заметил, что те дети, даже дети не из русскоязычных семей с плохим русским языком, оказывается сдают аттестацию в школах лучше, чем русские дети в этих школах. То есть процентное соотношение показало, это меня еще раз убедило в том, что в этом направлении надо помогать. Чтобы эти дети не маргонизировались, а были достойными представителями этого общества. И мы увидели, что мы как общественная организация, мусульманская организация, должны как-то содействовать такому виду образования, чтобы дети действительно получали образование и потом могли поступать в высшие учебные заведения».
Конечно, каждый родитель желает дать своему ребенку самое лучшее образование. И не все знают, что помимо престижной гимназии для одаренных детей есть альтернативное решение, которое позволяет раскрыть огромный потенциал даже в ребенке, которого в обычной школе определили в безнадежные «троишники».
Рекомендации
Научите ребёнка осознавать свои поступки. Зачем он это делает, какого результата ожидает. А понимает ли о последствиях? Если да, то каким образом будет с ними справляться? Если не понимает, пусть пофантазирует о возможных вариантах. Подскажите собственные пути решения проблемы, а он пусть сам выбирает подходящие.Не сваливайте всю ответственность на него, и при этом не берите её на себя. При необходимости включайтесь в процесс, не более того. Ребёнок должен знать, что может положиться на вас и ваш опыт.
Не стоит угождать ребёнку во избежание снижения его самооценки и влияния. Свобода развития — это хорошо, но всё равно должны соблюдаться границы. Если ребёнок не будет мыть руки перед едой — это чревато заболеваниями. Или будет игнорировать полезную еду, требуя только шоколад и конфеты — со временем обзаведётся такой проблемой, как ожирение…
Не стоит превращать ребёнка в центр вселенной вашей семьи. Есть также и вы с вашими чувствами и потребностями
Важно уметь уважать другого и заботиться о нём. Не только брать, но и уметь давать. Не забывайте отстаивать и свои интересы при его свободном развитии
Не забывайте отстаивать и свои интересы при его свободном развитии.
Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию
Светлана Бук
Примеры снисходительного воспитания
Есть два основных принципа снисходительного воспитания: у вас нет контроля – и вы даже не хотите его. И ваши дети имеют полную свободу делать ошибки – и учиться на них. Возможно, эти уроки могут «прижиться» лучше, чем если бы вы просто диктовали правила.
- Ваш шестиклассник хочет бросить школу только потому, что? Вы думаете: ну, это их решение. (И они, вероятно, увидят последствия в виде более низких оценок или задержания.)
- Вы найдете алкоголь в спальне подростка. Вы думаете: «Я хочу, чтобы мои дети делали лучший выбор, но я не могу заставить их делать то, что они не хотят делать». (Опять же, снисходительные родители добрые и любящие. Быть снисходительным родителем не означает, что вы отдаете своему ребенку, который пил ключи от вашей машины.)
Задачи, которые стоят перед воспитателем
В первую очередь это родители, которые привели ребенка в этот мир и полностью за него ответственны. То, как они относятся к его воспитанию, предопределит его судьбу. Не стоит считать, что мы тут дома малыша побалуем, а в детском садике и в школе воспитают. Именно с семьи начинается становление личности. А потом уже идет подбор детского садика и школы, согласно выбранных родителями принципов воспитания. Возможно, семья религиозная – и упор делается на духовное воспитание детей. Тогда дети посещают соответствующие школы. Семья активистов за чистоту природы, конечно же, постарается привить детям такое же отношение, направит воспитание детей в русле общения с ней, курсов и походов с палатками. Другими словами – все индивидуально.
Дети всегда сопротивляются воспитанию
Во-первых, любой ребенок будет сопротивляться воспитанию. Кто-то больше, кто-то меньше. И это нормально, потому что его отрывают от интересных игр и заставляют что-то изучать, говорят о каком-то хорошем поведении. Самый первый совет – не делать из того самого хорошего поведения каторгу для малыша, превращая все в форму игры. Воспитатель должен найти общий язык с воспитанником, в чем и отражается принцип диалога. Это вхоит в основные принципы воспитания.
Во-вторых, не все дети вундеркинды, а на обучении не заканчивается воспитание
Когда приходит время усваивать новые знания, не касающиеся социализации, важно понимать одну вещь – ребенка надо научить думать. Самой большой проблемой воспитанника является нетерпеливый воспитатель, желающий немедленного результата. Авторитет воспитателя начинается в семье
Авторитет воспитателя начинается в семье
В-третьих, нельзя давать послаблений в первую очередь себе. Воспитатель должен помнить простой факт, что только постоянное и полное внедрение принципов воспитания в жизнь воспитанника даст результат. Если воспитанник будет знать, что вот здесь и в это время он должен быть воспитанным, а вот там он может вести себя, как хочет, то именно во втором случае будет проявляться его уровень воспитания и развития.
Заинтересованность. Ошибочно приводить в пример, почему нужно хорошо себя вести и развиваться, материальные блага. Достаточно заинтересовать малыша процессом, а более взрослого ребенка результатом.
Авторитет панибратства – один из видов неправильного воспитания
Соберем все по полочкам. В этом нам поможет таблица.
Эффективность воспитания обеспечивает:
Авторитет воспитателя | Последний должен быть не просто учителем, но подателем примера и другом воспитаннику. Ребенок должен доверять воспитателю и уважать его, перенимая принцип гуманизации. |
Единая цель | В зависимости от того, каким воспитатель желает видеть воспитанника, строится система принципов воспитания. |
Современность социума | Воспитанник по окончании воспитательного процесса должен быть готовым жить именно в том социуме, который его окружает. |
Единая направленность всех участников воспитательного процесса | Не допускается, чтобы в школе воспитанник получал одну информацию, в семье другую, а на улицах третью. Если этого совсем не избежать, стоит выделять основные знания. |
Мотивация воспитанника | Мотивирование полностью лежит на плечах воспитателя, но только на начальном этапе. Позже воспитанник должен сам четко понимать, зачем ему это нужно и уметь себя мотивировать. |
Диалог | Не рекомендуется превращать воспитание в театр одного актера, то есть воспитателя. Обе стороны должны активно принимать участие в процессе. |
Единство | Как уже говорилось, нужно не растягивать одеяло воспитания, а скомпонировать все так, чтобы со всех сторон шел один и тот же посыл воспитаннику. Имеется в виду школа, родители, бабушки и дедушки. |
Квалификация педагогов | Несчастью, наблюдается такая проблема, когда педагоги и сами еще нуждаются в воспитании, не имеют достаточного уровня квалификации, чтобы браться за формирование личности. |
Учет желаний воспитанника | Нельзя учить искусству рисование того, кого тянет к поварскому делу. Нудно выявлять сильные стороны личности ребенка и их развивать, а не подавлять |
Последовательность | Нельзя стараться запихнуть все знания в человека одновременно. К каждому новому потоку информации личность должна быть готова как по возрасту, так и по психофизическому состоянию. |
Поддержание здоровых отношений в коллективе | Часто воспитатели оставляют на самотек процесс формирования взаимоотношений учеников, но это неверно. Именно педагог должен помочь ученикам в формировании положительных отношений и предотвратить агрессию и негатив. |
Общие рекомендации родителям
Несмотря на то, что в разное время в разных странах и цивилизациях существовали специфические подходы к тому, как воспитывать детей, есть несколько общих постулатов, о которых должен постоянно помнить каждый, кто принимает участие в развитии детской личности.
Хотите воспитать в ребёнке самостоятельность — давайте ему хоть немного свободы. В 3 года пусть сам попробует завязать шнурки и надеть шапку, а в 15 — приготовить семейный ужин или трудоустроиться летом, чтобы заработать себе на телефон. Гиперопека и чрезмерный тотальный контроль в данном вопросе чреват формированием зависимой и не приспособленной к жизни личности.
Хотите воспитать его уверенным в себе — чаще напоминайте о том, насколько он самодостаточный. Подчёркивайте достоинства, хвалите за малейшие достижения. Но при этом с детства учите правильно воспринимать критику в свой адрес. Это позволит избежать внутренних комплексов и поможет добиваться намеченных целей. При этом не забывайте работать над собой. Если мама постоянно вслух говорит о том, какая она толстая и как у неё всё плохо, не стоит ждать от детей самоуверенности и успешности.
Хотите воспитать лидером — прививайте с раннего детства организаторские способности:
- учите формулировать собственное мнение по поводу просмотренного мультфильма, прочитанной книги, совершённого поступка;
- обучайте ораторскому искусство;
- доверьте выполнение домашних обязанностей;
- сделайте ответственным за конкретное мероприятие;
- помогите найти увлечение, хобби, через которое он сможет раскрыть свой творческий потенциал;
- обеспечьте полноценное общение со сверстниками;
- обсуждайте и анализируйте каждую неудачу.
Если хотите воспитать в ребёнке лидерские качества — начинайте с самого раннего детства, иначе потом будет поздно.
Что такое трудовое обучение?
Одним из великих педагогов, активно использовавших трудовое воспитание, был Антон Семёнович Макаренко. Благодаря своей авторской методике, он успешно воспитал своих воспитанников. А те, вспоминали о своём учителе с теплотой и благодарностью. Но по другую сторону баррикад, стоят любящие родители, постоянно переживающие за своих чад. Не обременит ли их такой труд и пойдёт ли на пользу.
Главное отличие детского труда от взрослого, это его организованность. Педагог должен чётко поставить цель труда и условия его организации. В этом деле важен не столько конечный результат, сколько процесс создания маленькой личностью чего то, самостоятельно. Кроме этого, в трудовом процессе, ребёнок учится самодисциплине, работе в команде, умению прислушиваться к более старшим и опытным.
Трудовое воспитание это не только дежурство по классу и ежегодный субботник. Талантливый педагог умеет организовать работу в виде игры, экскурсии, в процессе морально-этической беседы и даже соревнования.
Важный фактор трудового воспитания – беспрерывность и последовательность. Нельзя обращаться к трудовому воспитанию от случая к случаю. Весь процесс должен быть гармоничным.
Трудовое воспитание можно разделить на несколько областей, каждая из которых влияет на разные сферы личности. Примерные области такие:
- Умение к самообслуживанию.
- Политическая область (Навыки не только для помощи самому себе, но и обществу)
- Профессиональное определение (Полезно для профориентации ребёнка)
- Работа по дому (Помогает испробовать социальные модели и научиться полезным умениям)
Причём, следует определиться, какую область следует развивать в данный момент, а не хвататься за всё сразу. Помните, что главное системность и последовательность.
Ниже, кратко перечислены конкретные плюсы и минусы трудового воспитания.
Совместное и раздельное обучение при советской власти
Советская власть провозгласила всеобщее равенство, в том числе и равенство полов, поэтому образование стало единым для мальчиков и девочек и проводилось в одних и тех же классах, то есть, стало совместным. Девочки получили право поступать во все учебные заведения. Ведущие педагоги того времени подчёркивали, что именно смешанное обучение формирует чувство товарищества между мальчиками и девочками. Эксперимент был успешным, однако в 1943 году, во времена Великой Отечественной войны вновь восстанавливается раздельное обучение мальчиков и девочек. Это было связано с вполне реальными и практичными причинами. Мальчиков обучали быть воинами — защитниками Отечества, а девочек учили совмещать материнство и труд на благо Отечества, быть такой универсальной «матерью-труженицей». Поэтому «профильные» предметы в школах вновь разделились: у мальчиков преобладала физкультура и начальная военная подготовка, у девочек домоводство, рукоделие, стенография, педагогика дошкольного воспитания.
Если в дореволюционный период были сильны традиции отношений полов и семей в целом, а потому обучение не играло первостепенной роли именно в воспитании людей, то в советский период родители детей полностью отдавали себя труду, а воспитанием занималась школа, и, конечно, не справлялась. Мальчики и девочки, разделённые на период уроков, воссоединялись после школы и стремительно навёрстывали упущенные возможности, но уже «за глазами» учителей и родителей. Поэтому уже в 1954 году правительство принимает решение о возвращении совместного обучения в школах, где развитие взаимоотношений полов будет под происходить приглядом педагогических работников. В это же время вводится практика задавать много заданий на дом, только с единственной целью — минимизировать свободное время у школьников, сделать так, чтобы практически всё его они проводили за уроками. В летний период создаются трудовые лагеря и пионерские лагеря.
Что такое свободное воспитание
Суть педагогического метода – позволить малышу следовать своим желаниям, не останавливая его критикой и строгими запретами. Считается, что так он в полной мере сможет раскрыть свои способности.
Ему позволяют самому решать, когда кушать, спать, заниматься. Слова «должен» и «надо» исключают из обращенной к малышу речи. Родители становятся его друзьями, а не наставниками.
Ругань и физические наказания не допускаются даже при серьезных проступках. Основным средством искоренения нежелательных наклонностей становятся беседы, объясняющие последствия тех или иных поступков, и переключение чада на более полезные занятия.
Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание
Естественное воспитание не подразумевает под собой полного безразличия к развитию ребёнка. Это не означает, что снимается ответственность за процесс научения. Скорее идёт речь о том, чтобы изначально выставить границы, которых малыш самостоятельно будет учиться придерживаться
Очень важно привить ему способность к самоорганизации. То есть сохранять баланс между контролем, авторитарностью и полным безучастием
Не стоит отдавать власть малышу и делать все, что он потребует
Должно быть чёткое разграничение между взрослым и ребёнком. Взрослая фигура обязательно должна присутствовать в его картине мира. Это будет давать ощущение безопасности.
Как считал Руссо и Александр Нилл — каждый ребёнок индивидуален. Поэтому не стоит руководствоваться какой-то одной моделью воспитания. Иногда необходимо включение каких-либо элементов из других теорий. А также опираться на свои ощущения и представления.
Следующие шаги
Дело в том, что мир изменился за последние несколько десятилетий. Не обязательно в опасности, которые существуют, но в нашем восприятии этих опасностей, и как это отражается на наших взаимоотношениях с обществом в целом. Эти изменения могут сделать свободный выгул воспитание детей более трудным, хотя и не невозможно.
Там, безусловно, место для корректировки здравого смысла здесь
Примите во внимание вашего ребенка, вашу семью и ваше окружение, и решить, какой уровень свободы соответствует этим условиям. Это не должно быть все или ничего: Вы не должны позволить своему 6-летний дом ходьбы от школы только для того, чтобы вписаться в свободном выгуле формы. Вы просто должны иметь желание поднять сильные и независимые ребенок, обеспечивая достаточную свободу и гибкость, чтобы культивировать эту независимость
Вы просто должны иметь желание поднять сильные и независимые ребенок, обеспечивая достаточную свободу и гибкость, чтобы культивировать эту независимость.
Методика Глена Домана
Методика Домана уникальна тем, что, уделяя развитию пару минут в день, можно добиться повышения уровня интеллекта и заложить в детскую голову большой объем информации.
Глен Доман считал, что самый активный период развития мозга – от 0 до 6 лет. Это значит, что обучение можно начинать уже с 6 месяцев, когда ребенок учится ползать.
Как воспитывать
Весь процесс происходит с помощью специальных карточек, разделенных на тематические группы. На них есть рисунки, надписи или знаки. Каждая из карточек одной группы показывается ребенку непродолжительное время несколько раз в течение дня.
Предполагается, что малыш получит сразу много информации об окружающем мире: будет знать не просто собаку, а разные породы, не только фрукты и овощи, которые ест, но и множество других и т.п.
С помощью таких карточек проводится обучение чтению, математике и английскому языку. Детям предлагаются карточки со словами, написание которых они должны запомнить механически, опираясь на визуальные отличия. Вычисления тоже проводятся подобным образом: ребенок должен запомнить расположение точек на картинке, не пересчитывая их, чтобы производить операции с числами.
Плюсы и минусы методики
В зависимости от того, насколько полно и активно использовать элементы методики воспитания детей раннего возраста, можно выделить в ней как плюсы, так и минусы.
Плюсы:
- занятия с самого раннего возраста способствуют тому, что уже в 2 года ребенок хорошо развит;
- не занимает много времени;
- родители сами могут выбрать необходимый материал и заготовить карточки, не требуется обращаться к специалистам;
- занятия носят ненавязчивый характер, дети не испытывают от них негативных эмоций.
Минусы:
необходимо систематично заниматься с малышом, не делать пропусков, чтобы получить результаты; с детьми, которые не занимались в раннем возрасте по такой методике, не смогут обучаться таким образом, им будет неинтересно; ребенок пассивен в обучении, не может задавать вопросы и интересоваться тем, что его привлекло, не учится анализу и синтезу полученной информации; все внимание уделяется именно обучению, возможность творческого развития не предусмотрена