Совместное купание – за и против. Разбираемся вместе с врачом-педиатром

Когда нужно купать малыша?

Педиатры разрешают купать малышей сразу после выписки из роддома, если нет каких-либо других рекомендаций от неонатолога. Даже если пупочная ранка еще недостаточно зажила, противопоказаний для водных процедур нет.

Использование раствора марганцовки в воде для купания не рекомендуется, поскольку может приводить к пересушиванию нежной кожи ребенка, а также есть риск вызвать ожог кожи и слизистых малыша не растворившимся кристалликом.
С осторожностью следует относиться к купанию ребенка в отваре трав из-за риска аллергической реакции на эфирные масла растений
Применять шампуни и пенки можно, главное на них должна быть маркировка с рождения (0+). Детские шампуни и пенки для купания рекомендуется применять не чаще 1 раза в неделю.. Еще один аспект — время

Начинаем с 3 минут, постепенно доводя до 20 минут. Если ребеночек здоров, то до 6 месяцев можно купать каждый день. После полугода через день. Оптимальнее всего, если это будет происходить в вечернее время

Еще один аспект — время. Начинаем с 3 минут, постепенно доводя до 20 минут. Если ребеночек здоров, то до 6 месяцев можно купать каждый день. После полугода через день. Оптимальнее всего, если это будет происходить в вечернее время.

Что потребуется для купания?

  • ванночка;
  • термометр;
  • средства для купания (пенка, шампунь, детское мыло);
  • приспособления для купания.

Что касается последнего пункта, то подбор здесь индивидуальный. В специальных горках и гамаках можно купать младенца до года даже если рядом нет помощников.

С кругами для плавания ситуация сложнее. Многим деткам нравится плавать с ним на шее. Но увлекаться эти занятием не стоит. Ортопеды утверждают, что погружение в воду с кругом может негативно повлиять на хрупкие шейные позвонки деток.

Закупать армаду «резиновых уточек» нет смысла – ограничьте выбор экологически чистыми игрушками без запаха фенола. Еще вариант — совместное купание с мамой или папой. Раньше считали, что это не совсем гигиеничный вариант, но взгляды изменились. Если кроха боится плюхаться самостоятельно, купаться вместе — оптимальный выход из ситуации.

Купание младенца во многих семьях становится настоящим ритуалом. Нередко вокруг этой процедуры разгораются жаркие споры, ведь существует множество вариантов того, как организовывать купание новорожденного.

Суровая правда жизни состоит в том, что разные мамы живут в отличающихся бытовых условиях, и каждая приспосабливается так, как удобнее ей и больше нравится малышу. Купание новорожденного – процедура нехитрая, но все равно вызывает ряд вопросов.

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.
В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна “Москва” И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.
Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.
В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.
Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.
Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.
Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.
Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.
Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания

Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.
Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте

Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.
Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции – радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения – крепкий , здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения – основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

«Мне светило пойти в трактористы»

— Почему вы стали детским врачом? Наверное, родители педиатры?

— Нет, у меня в семье нет никого из медиков, я поступил в медучилище случайно. 

— Как можно случайно поступить в медучилище?

— Ну вот так, учишься в 11 классе, живешь в деревне, мама — ткачиха, папа — помощник мастера на фабрике, и единственное, что тебе светит, — это ближайшее ПТУ и корочка тракториста. Как-то не прельщает. Начинаешь думать, куда еще. А тут девчонки говорят: «Мы поступаем в медучилище». — «А на кого там учат?» — «На медсестер и фельдшеров». — «Это которые на скорой катаются? О, прикольно. Лучше, чем тракторист». 

Подаешь документы, сдаешь экзамены, начинаешь учиться.

Поначалу говоришь себе: «Может быть, я еще буду работать в кафе официантом, но корочка медработника не помешает». А потом втягиваешься, тебе нравится.

Постепенно начинаешь этим делом гореть. 

— Как вы сдали такие сложные предметы — химию, биологию, математику?

— На тройки сдал, но стал понемногу нагонять. В школе ты учишься, чтобы от тебя отвязались. А в профессии уже видишь цель, понимаешь, что и зачем.

— В какой момент вас «торкнуло», и вы поняли, что все-таки не будете официантом?

— Это происходило постепенно. На втором курсе я сказал себе: «О, а у меня вроде получается, и уж точно я не хуже других». А потом поступаешь в Медицинскую академию — и все такие: «Ах, парень из деревни, ну надо же». Я и сам обалдел — до последнего не верил, что смогу туда поступить. Но учиться было трудно, я в чем-то сильно проигрывал «домашним» мальчикам. Чтобы догнать, начинаешь бежать со всех ног. 

На первых двух сессиях у меня были двойки, я пересдал на тройки, и то мне их скорее из жалости поставили, решили дать шанс. А к третьему-четвертому курсу уже начинаешь обгонять ребят из хороших медицинских семей. Потому что они-то на готовое пришли, а у тебя сформировались привычка трудиться. И раз — выходишь в лидеры, что очень повышает самооценку. Ты-то всегда считал себя тупицей.

Сергей Бутрий

— И все-таки, почему педиатрия, девчачья профессия, а не хирургия, например?

— Конечно, я, как все мальчишки, сначала хотел быть хирургом и даже ушел медбратом в хирургию, где всему надо было учиться заново. Проработал чуть меньше года — и меня отвернуло от этой профессии. Прекрасная специальность, но качеств, которые требуются хирургу, у меня нет.

Тогда был очень популярен сериал «Доктор Хаус», мы смотрели его на дисках и копировали друг у друга. Мне страшно нравился диагностический поиск, казалось, что это очень круто. Педиатрия предоставила мне такую возможность. В последний момент я взял ординатуру по педиатрии, а потом пошел участковым врачом.

— Наверное, вы любили детей?

— Я вчера выложил у себя в фейсбуке шуточную картинку: студенты-медики, мальчик и девочка, держат кукол, на которых отрабатывают реанимационные навыки. Девушка бережно, как мама после кормления, придерживает за куклу за спинку и за затылок, а молодой человек схватил ее за голову и держит на весу. Надпись: «Девочка — терапевт, мальчик — педиатр». Это очень точно. Чем меньше ты трепещешь перед детьми, перед их хрупкостью и беззащитностью, тем легче сохранить трезвый взгляд.

Любой романтический, идеалистический настрой может предопределить твой выбор, но в работе не помогает. Профессионализм педиатра и любовь к детям — это совсем разные категории, примерно как метры и децибелы. 

— А свои дети у вас есть?

— Да, дочь и сын. 14 и 12 лет.

— Когда речь идет об их здоровье, вы ведете себя как тревожный родитель или как врач?

— Родительские эмоции всегда перекрывают мышление, отсюда принцип «не лечи своих детей». Когда моя дочь попала в реанимацию с пневмонией и существовала реальная угроза ее жизни (это задолго до всякого ковида), мне казалось, что врачи всё делают не так. Но я не вмешивался, потому что понимал, что в этом состоянии не буду эффективен. Врачи только потом узнали, что я тоже доктор. Я не хотел это афишировать и что-то им советовать. Они выполняли свою работу, спасали моего ребенка и делали это профессионально, не ангажированно, не на эмоциях. 

Почему-то матерям кажется, что если я буду лично переживать за их ребенка, то стану лучше лечить. Вовсе нет, надо сохранять холодный ум и некоторую отстраненность.

Нарушением режима

Нарушением режима лечения и правил внутреннего распорядка считаются:

  • Курение в помещениях и на территории больницы, распитие спиртных напитков;
  • Использование в палатах отделений нагревательных и прочих электроприборов;
  • Несоблюдение рекомендаций врача, прием лекарственных препаратов по собственному усмотрению, их хранение в палате;
  • Неявка или несвоевременная явка на прием к врачу и процедуру;
  • Невыполнение требований медицинского персонала при выполнении ими различных процедур;
  • Самовольный уход из отделения без уведомления медицинского персонала и разрешения заведующего отделением;
  • Грубое и неуважительное отношение к персоналу и другим пациентам;
  • Несоблюдение санитарно-эпидемиологического и охранного режима.

Профилактические осмотры у педиатра

Во время профилактического осмотра для оценки правильного развития ребенка врач-педиатр врач совершает следующие манипуляции:

  • Измерение роста, веса, диаметра груди и головы

  • Прослушивание сердечных ритмов и частоты дыхания

  • Проверка состояния горла и ротовой полости

  • Измерение температуры

  • Прощупывание живота

  • Назначение прививок, анализов и различных обследований по необходимости

Профилактические осмотры помогают детскому врачу понять, соответствует ли развитие ребенка его возрасту, а также дать рекомендации по питанию, дополнительным физическим упражнениям, массажу и профилактике заболеваний.

Партнёрские роды: что нужно знать мужу

Начнём с самого начала – с момента возникновения идеи

Важно, чтобы оба супруга позитивно относились к этому. Если один из них не горит желанием или вообще против таких родов, то лучше сразу отказаться от этой мысли

Второй момент – характер мужа. Не каждый мужчина в состоянии спокойно созерцать всё, что происходит в процессе родов. Там и кровь, и слизь, и крики любимой женщины. Во-первых, женщина поступает в роддом не для того, чтобы переживать из-за состояния своего мужа или успокаивать его

А во-вторых, мужчина, упавший в обморок, лишь отвлекает и даже раздражает врачей, чьё внимание в такой ответственный момент должно быть направлено исключительно на роженицу

Помимо этого стоит знать, что к партнёрским родам необходимо готовиться заранее, чтобы избежать сложностей и недопонимания между супругами и медицинским персоналом. Справку о прохождении курсов, врачи, конечно, требовать не будут, но, с их точки зрения, если человек вызывается быть помощником роженицы, он должен быть подготовленным.

Как проходят партнёрские роды?

Для роженицы существенных отличий нет – физиологический процесс родов в любом случае произойдёт. В том случае, если женщина поступает в родильное отделение, приехав из дома, она приезжает вместе со своим помощником или помощницей. Если же её переводят из отделения патологии беременности непосредственно в родильное отделение, она сообщает об этом партнёру, после чего он приезжает в роддом. В приёмном отделении после осмотра, подтверждения факта начала родов и заполнения необходимых документов необходимо переодеться в сменную одежду и переобуться в обувь, которая легко моется (обычные резиновые тапочки). Затем роженицу с партнёром отправляют в индивидуальный родовой зал, где уже и происходит появление на свет малыша.

Родовой процесс состоит из трёх периодов, последовательно сменяющих друг друга. Первый – период раскрытия, в течение которого у женщины возникают регулярные схватки и происходит раскрытие шейки матки. В это время постоянного присутствия акушеров и гинекологов в родильном зале не требуется. Время от времени они заходят, чтобы проверить состояние роженицы и степень раскрытия шейки матки. В этот период выполняется КТГ для определения состояния плода, а также дозаполняется необходимая документация. Также после излития околоплодных вод отмечается, в какое время это произошло, а также оценивается характер вод. Настрой и самочувствие женщины во многом зависит в этот момент от партнёра, который всё время находится рядом с ней. Во втором и третьем периодах врачи находятся в родильном зале, а партнёр перемещается к изголовью женщины, где может подбадривать её и держать за руку. Второй период – период изгнания. Третий – последовый период. Соответственно, происходит рождение ребёнка и изгнание последа. После появления на свет малыша партнёру в некоторых случаях дают самостоятельно перерезать пуповину, а также посмотреть на манипуляции, которые проводятся с новорождённым. В это время женщина рожает послед.

Каждые роды отличаются друг от друга, поэтому и вариантов партнёрских родов может быть несколько. Помощник может присутствовать от начала и до конца родового процесса, то есть на протяжении всех трёх периодов родов. А может быть такое, что человека попросят выйти и подождать снаружи в том случае, если потребуется экстренное оперативное вмешательство. И если, неожиданно для себя, партнёр понимает, что не готов созерцать столь красочное событие, он может поддерживать женщину во время схваток, а после покинуть родзал и дождаться рождения малыша.

Продолжительность водных процедур

Необходимо придерживаться рекомендаций:

  • начинают водные процедуры с 3-5 минут;
  • если ребенок не нервничает, ему все нравится, увеличивают интервал постепенно на 1-2 минуты;
  • доведя до 15 минут, наблюдать за поведением малыша: при наличии признаков, что ему комфортно, можно постепенно добавить минут (около 20).

Завершение купания грудничка в ванне должно проходить без капризов и плача. Обычно к трем месяцам от рождения водные процедуры становятся любимым времяпровождением. Если родители начинают закаливающие мероприятия, то купать следует ежедневно, время процедуры увеличивают до 30 минут. За этот интервал малыш успеет поиграть, подвигать ножками с ручками, попереворачиваться на животик с помощью взрослых.

Техника безопасности

  1. Не оставляйте без присмотра ребенка, даже если он уверенно держится на воде.
  2. Уровень водоема не должен доходить малышу до подбородка.
  3. Держите под контролем разницу температур, перегретому ребенку нельзя резко входить в холодную воду.
  4. Выбирайте удобную одежду для плаванья, на берегу одевайте головной убор.
  5. Пользуйтесь солнцезащитными кремами для детей.
  6. Малышам до 3-х лет категорически запрещено оставаться на открытом солнце дольше 10 мин.
  7. Проверяйте надувные изделия до похода на пляж, фиксаторы и затычки должны быть вне поля внимания ребенка.

Соблюдая осторожности и внимательно выбирая водоем, вы позаботитесь о счастливом знакомстве малыша с водой. Активный отдых на открытом воздухе укрепляет иммунитет и влияет на гармоничное развитие мышечной системы

Try
To learn more

Важные нюансы процедуры

Теперь можно перейти к рассмотрению ключевых моментов и распространенных вопросов, касающихся процедуры купания.

Когда?

Отчасти на этот вопрос уже был дан ответ выше — купать ребенка можно сразу по после выписки из роддома, если нет никаких противопоказаний, как простудные заболевания или общее тяжелое состояние.

Единственное условие — следить за процессом заживления пупочной ранки, а также, для защиты от инфекций, кипятить и дезинфицировать воду.

Если же вы боитесь купать малыша, пока у него не зажил пупок, тогда обязательно проводите все необходимые гигиенические процедуры и тщательно очищайте кожу влажными салфетками или губкой, смоченной в воде, избегая области пупка. Когда же ранка полностью затянется, можете спокойно купаться, уже не используя кипяченую воду и не обеззараживая ее с помощью различных средств.

Тем не менее, за чистотой воды стоит следить всегда. Если вы не уверены в этом вопросе, то лучше поставить дополнительную систему очистки или фильтры.

Сколько и как часто?

Новорожденному малышу не нужен слишком долгий процесс — это только утомит его и расстроит. В результате, вместо успокоения вы получите раздражительность и беспокойство. К тому же, такой кроха еще не сможет ни поиграть в ванной игрушками или мыльными пузырями, ни побаловаться с водичкой.

В первый раз вы можете ограничить и пятью минутами. Опять же, каждый ребенок индивидуален. Смотрите на его реакцию — возможно, на следующий день можно будет уже увеличить время до семи-восьми минут, а черед неделю-другую спокойно купаться по десять-пятнадцать минут. Уже к полугоду, когда малыш начнет садиться и играться игрушками, купание может занимать и до получаса, однако необходимо следить, чтобы сильно не остывала вода.

Новорожденных деток рекомендуется купать ежедневно. С возрастом можно сокращать процедуры: после шести месяцев купание может быть через день, а после года — раз в два-три дня.

В какое время?

Вопрос, касающийся времени купания, тоже должен решаться с учетом особенностей именно вашего ребенка и комфорта вашей семьи.

Традиционно процедуру купания педиатры рекомендуют проводить вечером — перед сном и вечерним кормлением. Однако некоторые детки могут наоборот возбуждаться от купания. Тогда вам придется перенести его на дневное или более раннее время, чтобы ребенок успел успокоиться и смог заснуть.

Один малыш будет отлично купаться на голодный желудок, чтобы потом вкусно и сытно поесть, а другому нужно сначала покушать, а только потом совершать гигиенические процедуры, поэтому вы должны наладить такой режим дня, который будет удобным в вашей ситуации.

Тем не менее, учитывайте, что слишком голодный ребенок не сможет нормально купаться и не позволит вам все сделать все, что вы задумали, но и плотно покушавший кроха будет чувствовать себя в ванной нехорошо. Поэтому оптимальный вариант — немного покормить малыша за час-полтора до купания, а потом и после него.

Также не оттягивайте с вечерним купанием, особенно, если оно у вас уже продолжительное. Постарайтесь начинать все процедуры не позже восьми-девяти часов вечера, чтобы вовремя уложить ребенка спать.

Рекомендуется приучать малыша к режиму с первых дней жизни.

Доктор Комаровский рассказывает, как лучше купать новорожденного, какими средствами пользоваться.

Приемы и методики

Водные упражнения с пеленок — явление не новое. Еще в 80-х годах, в период СССР, врачом и ученым Захарием Фирсовым была написана книга-инструкция о пользе плавания для детей до года. Она была одобрена Министерством здравоохранения.

В это же время получила распространение и методика Владимира Гутермана, с подробным описанием обучения грудничков. Особенно прогрессивные родители приняли на вооружение и жесткий метод Игоря Чарковского, который по сегодняшнее время вызывает сомнения.

В настоящее время методика Гутермана признана оптимальной для младенцев. Она предполагает главное: занятия должны быть приятны для малыша. Ее применение рассчитано на четыре этапа:

  1. Подготовительный. Включает массаж, гимнастику, элементы которой используются сначала вне воды, затем в ванне. Начинается подготовка на пятый день после рождения и заканчивается в возрасте 3 месяцев. В этот период малыш привыкает к водному пространству вокруг себя.
  2. Второй период: обучение плаванию заключается в том, что на протяжении трех месяцев у ребенка закрепляются плавательные рефлексы в ответ на мамины команды. Грудничок осваивает приемы движений, постепенно отвыкает от поддержки.

  3. Самостоятельное плавание. В полгода или позже, в 9 месяцев, при поддержке родителей или инструкторов кроха плавает и ныряет сам.
  4. Заключительный этап – закрепление навыков. Активный годовалый бутуз осваивает подводное плавание, может переплывать небольшое пространство.

Вот как следует придерживать новорожденного во время купания.

Методика включает следующие упражнения: на начальном этапе мама ведет ребенка вдоль ванны на руках в разных положениях и с разной степенью поддержки. Вот основные приемы:

  • Подскоки и повороты. Поддерживая малыша руками, приблизьте его стопы к стенке ванны или бассейна. Почувствовав опору, он инстинктивно оттолкнется от нее. Это станет стимулом для дальнейшего плавания.
  • Плескание. Для этого упражнения грудничка надо расположить в положении личиком книзу. Одной рукой мама держит подбородок, другой похлопывает по поверхности воды, предлагая повторить действие.
  • Плавание. Положение младенца, как в предыдущем упражнении. Разместите перед ним яркую игрушку и предложите крохе схватить ее. Повторите несколько раз, постоянно увеличивая расстояние между ребенком и игрушкой.
  • Зигзаги и восьмерки. Освоив плавание по прямой, двигайтесь зигзагообразно, рисуйте восьмерки. При этом разворачивайте маленького пловца на спинку и живот. Облегчит задачу использование надувного круга.
  • Качели. Лежащего на животике младенца покачивайте вверх и вниз, чтобы он поднимался и погружался. Голова грудничка при этом должна полностью находиться над поверхностью воды.

Окрепший младенец гуляет по дну, подпрыгивает, тянется за игрушкой. Если правильно соблюдать все предписания, в годик или раньше ребенок будет уметь ходить, плавать и нырять.

Мы предлагаем вам посмотреть то, как специалист проводит первое занятие в обычной ванне дома с малышом.

Из чего состоит процесс?

Водные процедуры

  1. Разденьте малыша.
  2. Поместите малютку спинкой на предплечье правой руки.
  3. Опустите малыша в ванну, поддерживая тельце под лопатками и размещая головку на предплечье.
  4. В процессе купания ласково и спокойно общайтесь с крохой.
  5. Свободной рукой поливайте водичку на грудную клетку, промойте шейку.
  6. Не обрызгивайте лицо и не лейте воду, чтобы не напугать кроху.
  7. Аккуратно смочите волосики, слегка массажируя головку.
  8. Бережно промойте все складочки, куда вода не попадает естественным образом.
  9. Через 7-8 минут завершайте купание.
  10. Подведите руку глубже под тельце и выньте малыша из ванны.
  11. Укутайте кроху полотенцем.
  12. Лицо промокните небольшой салфеткой или полотенечком.
  13. Перемещайтесь в комнату для проведения гигиенической обработки.

Гигиеническая обработка ребенка

Что включает гигиеническая обработка ребенка:

  1. Положите малыша на пеленальный стол.
  2. Промокните тело полотенцем. Не совершайте трущих и давящих движений, чтобы тщательнее удалить влагу.
  3. Разверните младенца и подержите его несколько минут раздетым, чтобы кожа подсохла и подышала.
  4. Удалите влагу со всех складочек и сгибов.
  5. Промойте влажными ватными дисками личико.
  6. Глазки протрите смоченными ватными дисками по направлению к носу. Используйте отдельный диск для каждого глаза.
  7. Влагу из носика и ушей удалите ватными турундами: скрутите из кусочка ваты плотный жгутик и вставьте его в ушной или носовой проход (неглубоко). Вата впитает влагу.
  8. Если есть необходимость, остригите ногти на руках и ногах.
  9. Изучите состояние кожных покровов. Если кожа ровная, неповреждённая и не воспалённая, ничего дополнительно не наносите. Если обнаружили подсушенные или шелушащиеся участки, обработайте местно детским кремом или маслом. Если складки краснеют и удерживают влагу, слегка обработайте подсушенные поверхности присыпкой.
  10. Наденьте на малыша подгузник.
  11. Оденьте кроху ко сну.
  12. Приступайте к кормлению.

Предлагаем посмотреть видео о том, какие гигиенические процедуры необходимо осуществить после купания:

Основные правила купания грудничка

Купать новорожденных нужно правильно. Существуют определенные рекомендации:

  • Первое купание длится 5 минут и делать это нужно в вечернее время. Вода должна быть кипяченой и составлять 36,6 – 37 градусов.
  • Новорожденного следует обтирать мокрым полотенцем или влажными салфетками несколько раз в день. Купают его при необходимости.
  • В жару, при кожных раздражениях, опрелостях и сильном потоотделении мыть малыша нужно гораздо чаще.
  • Когда пупочная ранка заживет, грудничка можно купать во взрослой ванне с использованием проточной воды.
  • Шампунь и мыло следует применять не чаще одного раза в неделю. В первые 2 – 3 месяца голову малышу моют детским мылом, а уже в дальнейшем используют шампунь.
  • Для купания приобретают гипоаллергенные моющие и косметические средства с натуральными составами, подходящие ребенку по возрасту.
  • Травяные добавки в виде календулы, ромашки или череды используют после 3 – 4 месяцев, а хвойно-солевые ванны предусмотрены для детей старше 6 месяцев.
  • Перед купанием ванну нужно вымыть содой, хозяйственным мылом или другими безопасными средствами.

Купание младенца в первый месяц

За новорожденным ребенком нужен особый уход. В этот период грудничка следует купать в детской ванночке или его тело просто обтирают влажными салфетками.

Как часто купать новорожденного? Делать это можно каждый день, желательно в одно и то же время. Перед купанием в ванночку наливают кипяченую воду и ждут, пока она не остынет до необходимой температуры. Затем малыша раздевают, а чтобы он не испугался, его нужно подержать на руках и прижать к себе. Погружать в воду его следует постепенно и аккуратно.

Необходимо заранее подготовить столик, на котором новорожденного будут вытирать после купания. Нужно постелить простынь или пеленку, а искупавшегося малыша закутывают в махровое полотенце. Вытирая грудничка, кожу не растирают, а слегка промакивают влагу. Обязательно обрабатывают пупочную ранку перекисью водорода. Кожу новорожденного для смягчения и увлажнения смазывают специальным маслом или лосьоном. Затем надевают памперс и одежду.

Купание малыша после месяца

Когда ребенку исполнится месяц, его уже можно купать в обычной ванной. Но обрабатывать ее следует гораздо тщательнее. При этом, многие родители используют гамак или детскую горку, что упрощает процедуру, так как не приходится наклоняться к малышу слишком низко. Кроме того, грудничок, находясь на горке или в гамаке, не скользит по ванне.

Воду для купания уже не кипятят. Температуру воды следует снижать на один градус каждую неделю, а время купания увеличивают до 15 – 20 минут. Обязательно ли купать ребенка после месяца каждый день? В этом возрасте такую процедуру проводят несколько раз в неделю, а при использовании мыла и других средств – раз в 7 дней. Купая малыша, нужно тщательно промывать каждую складочку, а поливать его следует из ковшика. Многие дети боятся воды и начинают капризничать, поэтому в воду можно бросить различные игрушки. Они помогают расслабиться и отвлечься.

Когда ребенку исполняется 6 месяцев, можно использовать для ванны различные добавки. Очень полезны хвойные ванны, которые:

  • укрепляют иммунитет;
  • успокаивают;
  • нормализуют сон;
  • улучшают состояние кожи;
  • устраняют опрелости и сыпь.

Помимо этого, они полезны для лечения нервных заболеваний и органов дыхания. Ванны с добавлением пустырника или валерианы хорошо помогают при бессоннице, сильном стрессе, нервных расстройствах. При коликах и спазмах рекомендуется делать ванну с фенхелем, а при сильных раздражениях или опрелостях на коже – с ромашкой, чередой или календулой.

Таким образом, на вопрос, как часто купать новорожденного ребенка, можно ответить, что делать это следует практически каждый день. Использовать мыло и шампуни в этот период нежелательно. Такая процедура приносит организму младенца огромную пользу, стабилизируя давление, кровоснабжение и налаживая координацию.

Приемы и методики

Водные упражнения с пеленок — явление не новое. Еще в 80-х годах, в период СССР, врачом и ученым Захарием Фирсовым была написана книга-инструкция о пользе плавания для детей до года. Она была одобрена Министерством здравоохранения.

В это же время получила распространение и методика Владимира Гутермана, с подробным описанием обучения грудничков. Особенно прогрессивные родители приняли на вооружение и жесткий метод Игоря Чарковского, который по сегодняшнее время вызывает сомнения.

В настоящее время методика Гутермана признана оптимальной для младенцев. Она предполагает главное: занятия должны быть приятны для малыша. Ее применение рассчитано на четыре этапа:

  1. Подготовительный. Включает массаж, гимнастику, элементы которой используются сначала вне воды, затем в ванне. Начинается подготовка на пятый день после рождения и заканчивается в возрасте 3 месяцев. В этот период малыш привыкает к водному пространству вокруг себя.
  2. Второй период: обучение плаванию заключается в том, что на протяжении трех месяцев у ребенка закрепляются плавательные рефлексы в ответ на мамины команды. Грудничок осваивает приемы движений, постепенно отвыкает от поддержки.

  3. Самостоятельное плавание. В полгода или позже, в 9 месяцев, при поддержке родителей или инструкторов кроха плавает и ныряет сам.
  4. Заключительный этап – закрепление навыков. Активный годовалый бутуз осваивает подводное плавание, может переплывать небольшое пространство.

Вот как следует придерживать новорожденного во время купания.

Методика включает следующие упражнения: на начальном этапе мама ведет ребенка вдоль ванны на руках в разных положениях и с разной степенью поддержки. Вот основные приемы:

  • Подскоки и повороты. Поддерживая малыша руками, приблизьте его стопы к стенке ванны или бассейна. Почувствовав опору, он инстинктивно оттолкнется от нее. Это станет стимулом для дальнейшего плавания.
  • Плескание. Для этого упражнения грудничка надо расположить в положении личиком книзу. Одной рукой мама держит подбородок, другой похлопывает по поверхности воды, предлагая повторить действие.
  • Плавание. Положение младенца, как в предыдущем упражнении. Разместите перед ним яркую игрушку и предложите крохе схватить ее. Повторите несколько раз, постоянно увеличивая расстояние между ребенком и игрушкой.
  • Зигзаги и восьмерки. Освоив плавание по прямой, двигайтесь зигзагообразно, рисуйте восьмерки. При этом разворачивайте маленького пловца на спинку и живот. Облегчит задачу использование надувного круга.
  • Качели. Лежащего на животике младенца покачивайте вверх и вниз, чтобы он поднимался и погружался. Голова грудничка при этом должна полностью находиться над поверхностью воды.

Окрепший младенец гуляет по дну, подпрыгивает, тянется за игрушкой. Если правильно соблюдать все предписания, в годик или раньше ребенок будет уметь ходить, плавать и нырять.

Мы предлагаем вам посмотреть то, как специалист проводит первое занятие в обычной ванне дома с малышом.

В чем купать новорожденного

Для купания малышей лучше использовать специальные средства, которые имеют нейтральный уровень кислотности (рН 5,5) или приближенный к таковому. Также они не содержат агрессивных поверхностно-активных веществ (ПАВ), сильных отдушек и компонентов, способных повредить нежную кожу младенцев. Помимо этого, подойдут средства на масляной основе, которыми обычно пользуются взрослые и дети с атопическим дерматитом.

Не стоит купать ребенка в настоях трав, марганцовке и прочих растворах. Помимо того, что все эти компоненты вызывают сухость кожи, высок риск развития аллергических реакций к новорожденного.

Также нет смысла купать в кипяченой или отстоянной воде. Эти рекомендации актуальны лишь в том случае, если вода добывается из ненадежного источника или колодца. При центральном водоснабжении вода пригодна для купания детей.

Особенности

Водные процедуры полезны абсолютно для всех малышей с самых первых дней жизни.

В утробе матери крохи находятся в водной среде, а потому она для них является привычной и родной. В воде карапуз чувствует себя как дома. Купание — не только гигиеническая процедура, направленная на то, чтобы кожные и волосяные покровы ребенка были чистыми. Прием ванн способствует физическому развитию, несет в себе элемент игры, а потому оказывает положительное действие на умственное и эмоциональное развитие малыша.

Современные врачи на купание смотрят более демократично.

У родителей со стажем, как правило, трудностей при первом купании новорожденного дома возникает значительно меньше, чем у новоиспеченных мам и пап, которые всего лишь несколько часов назад получили на руки первенца. Комаровский советует сохранять спартанское спокойствие. Именно оно является гарантией успеха в нелегком деле купания крохи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий