Можно или нельзя грудным детям смотреть телевизор и почему

К просмотру разрешается

Прежде чем включить телевизор, знайте: малыши — подражатели. Поэтому выбор контента очень важен. От взрослых зависит, что в итоге получится воспитать в крохе – эстетический вкус или любовь к хаотичному просмотру второсортного контента. Дитя, выросшее на сказках, научится внимательности и чуткости, а любитель новостей станет раздражительным, нервным.

В 3-летнем возрасте предпочтителен просмотр детских сказок и мультиков с простым сюжетом: «Синий трактор», «Теремок», «Лунтик». К 5 годам малыш может сопереживать, поэтому пришло время «Винни Пуха» или «Крошки Енота».

После преодоления 5-летнего рубежа настала пора «Короля Льва», ведь ребенок четко схватывает сюжет. А там и «Фиксики» на подходе, увлекательные телепередачи, развивающие кругозор и словарный запас

Важно развлекательную функцию телевизора трансформировать в познавательную

Телевизор и детский досуг — как соблюсти баланс

Тревожные заголовки в СМИ о вреде телевизора для детей зачастую вызывают у родителей чувство вины, но, увы, не всех заставляют поменять образ жизни — огромное количество детей уже с трех месяцев имеет опыт общения с телеэкраном.

Не так страшен сам телевизор, как факт игнорирования родителями своих детей. ТВ заменяет ребенку такие важные виды деятельности, как игра и общение с родителями. Именно игра учит его понимать причинно-следственные связи в окружающем мире, а слова родных являются главным инструментом развития речи.

Чем заменить телевизор

  • Прогулки. Чтобы отвлечь свое чадо (а заодно и себя) от телевизора, старайтесь больше бывать с ним на свежем воздухе. Если вы живете в частном доме, во дворе для малыша всегда найдется «работа». Например, он будет с огромным удовольствием бегать за вами с леечкой и поливать цветники.
  • Чтение. Книги, в отличие от телевизора, будут полезны ребенку в любых количествах. Если вам кажется, что малыш вас не слушает, все равно читайте. Поверьте — вам только кажется.
  • Гаджеты с интерактивными играми. Если Американская академия педиатрии категорически против телевизора детям до двухлетнего возраста, то некоторые экранные гаджеты (смартфоны, планшеты) вполне приветствует. Но если ребенок не пассивно смотрит видео, а играет в интерактивную развивающую игру, например, обводит пальчиком предметы.
  • Рисование. Рисуйте с малышом везде, где можно: красками на бумаге, руками по рассыпанной муке, ложкой по дну тарелки с кашей. При такой занятости ребенок даже не вспомнит о просмотре мультфильмов.
  • Постоянное общение. Что бы вы ни делали по дому, всегда комментируйте свои действия. Более благодарного слушателя вы не найдете.

Телевизор и прочие гаджеты, конечно, являются хорошим подспорьем, когда родителям необходимо уделить время себе, ведь не у всех есть возможность пригласить няню или попросить помощи у бабушки. И если вы чувствуете, что вам необходим небольшой отдых или просто возможность спокойно поесть, 15-минутный просмотр грудничком спокойного повествовательного видео не повредит. Просто не нужно прибегать к этому средству слишком часто.

Основная проблема телевизора не в том, что ребенок делает во время просмотра, а в том, что он не делает. Полезнее, если малыш будет оглушительно стучать по пустой кастрюле, пока вы готовите обед, или размазывать по полу воду, «помогая» вам с уборкой, чем сидеть перед «ящиком» без общения и движения.

Тем не менее, вам придется идти на компромиссы. При грамотном подходе понятия —дети и телевизор — вполне совместимые. Если вы очень хотите посмотреть интересную передачу, а ребенок явно увлекся своей игрой, просмотр на небольшой громкости вреда не нанесет. Главное — не забывайте периодически обращаться к малышу, чтобы он чувствовал ваше присутствие. В то же время исключите всякую вероятность просмотра малышом фильмов, содержащих сцены насилия.

В любом случае, решая вопрос, когда ребенку можно смотреть телевизор, главное — чувствовать меру и не оставлять детей на «воспитание» телевизору.

Почему детям нельзя смотреть телевизор?

Существует ряд показателей, характеризующих развитие маленьких детей:

  • эмоционально-волевая сфера;
  • речевые навыки ;
  • способность к творчеству;
  • физиологические особенности организма;
  • состояние нервной системы.

Именно эти параметры страдают в первую очередь от чрезмерного «общения» малыша с голубым экраном и являются самыми важными причинами почему детям нельзя смотреть телевизор слишком долго.

Эмоционально-волевая сфера

Подменяя живое общение со сверстниками на прогулке или ролевые игры виртуальным участием в жизни телевизионных героев, ребёнок не получает должного развития своих эмоционально-волевых качеств.

Он не проживает происходящие события, как бы не была велика его эмоциональная вовлеченность, он всегда остаётся зрителем. Да, герои мультфильма могут научить его делиться, быть добрым и послушным, но пока он сам не проживёт эти ситуации, будучи участником, а не зрителем, необходимый жизненный опыт не закрепится. А оказаться участником, сидя возле телевизора невозможно, особенно если ребёнок проводит возле него много времени, в ущерб прогулкам и общению со сверстниками.

Способность к творчеству, развитие фантазии

Любой телевизионный продукт – будь то даже самый добрый мультфильм или интеллектуальная развивающая телепередача опасны, прежде всего, тем, что являют собой своего рода «готовый» рецепт, неважно чего – жизненной ситуации или рассказа на тему, как правильно вылепить кошку из пластилина. Получить рецепт и, следуя ему, сделать что-либо всегда легче и проще, чем придумать что-то самостоятельно, проявив фантазию и творческий подход

Таким образом, творческий порыв ребёнка заранее нейтрализуется, когда телевизионный сюжет предоставляет ему готовый шаблон действий.

Полноценное развитие речи

Казалось бы, просмотр качественных мультфильмов и фильмов должен только способствовать развитию речи, ведь ребёнок слушает грамотных актёров, пополняет свой речевой запас новыми словами. Между тем всё не так просто.

Речь развивается в большей степени именно тогда, когда речевой аппарат максимально задействован: когда ребёнок сам произносит слова и звуки, конструирует предложения, выстраивает диалоги, то есть в процессе непосредственного человеческого общения.

У детей, проводящих много времени перед телевизором, безусловно, есть шанс пополнить свой словарный запас, активно вводя в него новые, услышанные по телевизору слова. Но это произойдёт только в том случае, когда ребёнок много и продуктивно общается со сверстниками, учит наизусть и рассказывает стихи, постоянно укрепляет свои речевые навыки. Однако время, проведённое у телевизора, не всегда компенсируется прогулками и общением со сверстниками, а зачастую, наоборот преобладает.

Концентрация внимания и усидчивость

Современный телевизионный продукт, которым заполнены голубые экраны, к сожалению, не способствует развитию усидчивости и сосредоточенности. Более того, детские неврологи утверждают, что такой частый ныне диагноз, как синдром дефицита внимания, во многом вызван именно бесконтрольным просмотром в раннем детстве современных детских мультсериалов и рекламы.

Проведите небольшой опыт: сравните, за какое время разворачивается, казалось бы, простенький сюжет любого детского старого мультсериала, например «38 попугаев» и современного — «Маша и медведь». Как часто меняется картинка? Когда и как говорят персонажи, и говорят ли вообще? Сколько времени отведено на развитие сюжета? Результаты наверняка вас заставят задуматься.

Быстрая смена картинки, постоянное хаотическое движение героев в течение мультфильма, вскрики и междометия (а не нормальная членораздельная речь), все это способствует формированию у детей так называемого «клипового» мышления. Особенно сильно такому восприятию способствует просмотр рекламы, причём не только просмотр, но и пассивное нахождение в зоне включённого телевизора, с нескончаемым потоком рекламных роликов.

В результате восприятие ребёнка как бы разорвано – он может владеть большим количество информации, но не в состоянии анализировать и делать выводы. Ему трудно подолгу сосредотачиваться на чем-то одном, он не любит занятия требующие концентрации внимания и усидчивости.

Современный взгляд на влияние телевидения на детей

Несмотря на столь большое внимание к этому вопросу со стороны науки и педиатрии, данные по-прежнему остаются неоднозначными, и родители продолжают задаваться вопросом — можно ли грудничку смотреть телевизор? Но многие ученые, исследующие потенциальный вред от телевизора, сходятся во мнении, что пользы от него точно нет

Возможные последствия для грудного ребенка от просмотра телевизора

  • Нарушения развития речи. Предполагается, что существует обратная связь между количеством проведенного перед экраном времени и объемом словарного запаса ребенка. Когда телевизор включен, количество слов, произносимых мамой, резко снижается, и от этого страдает качество ее общения с малышом. И, как следствие, появляется риск задержки речевого развития, включая восприятие устной речи. Исследования, проведенные в 2008 году профессором Дмитрием Христаксисом (Институт Сиэтла и Университет Вашингтона, США) подтверждают, что дети, смотревшие телепрограммы в грудном возрасте (от рождения до года), в шесть раз больше подвержены подобным отклонениям.
  • Влияние на зрение. Офтальмологи всегда утверждали, что если грудничок смотрит телевизор, особенно с небольшого расстояния, то подвергается риску развития миопии (близорукости) из-за того, что глаз на момент рождения не до конца сформирован. Но исследования 2000 годов поставили этот постулат под сомнение. Доктор Ли Даффнер из Американской академии офтальмологии говорит, что длительный просмотр телевизора (даже вблизи) не приводит к физическому повреждению глаз (а только к перенапряжению и усталости). Но если вы видите, что ребенок сидит близко к экрану, — добавляет доктор Даффнер, — это повод задуматься не о риске снижения остроты зрения, а о том, что, возможно, проблема уже существует, и стоит обратиться к врачу.
  • Снижение интереса к чтению. По статистике, в семьях, где телевизор работает в фоновом режиме (постоянно вне зависимости от того, смотрят его или нет), в будущем дети проявляют меньше интереса к чтению, чем те, в чьих домах его включали очень мало.
  • Гиперактивность и дефицит внимания. Исследования, проведенные в 2004 году доктором Христакисом, показывают возможную связь дефицита внимания в начальной школе у детей, смотревших телевизор до трех лет.
  • Ожирение. Когда грудничок часами сидит у экрана, вместо того, чтобы ползать по дому, велика вероятность появления лишнего веса, и, как следствие, еще большее снижение активности.
  • Нагрузка на нервную систему. Телевизионное изображение меняется слишком быстро для детского восприятия, и нервная система малыша получает избыточную нагрузку. Это чревато возникновением перевозбуждения, появлением неконтролируемых страхов, проблем со сном и, вероятно, нарушениями кратковременной памяти в будущем. Неврологами также изучается возможная связь между мерцанием экрана и возникновением судорог у детей.

Что можно смотреть детям разного возраста

Итак, с вопросами когда и как разобраться удалось. Теперь следующий, и самый главный — что можно смотреть детям разного возраста по телевизору. 

Задумайтесь!

1. Дети сильны в подражании. Такая способность воспроизводить поведение после того, как увидел его всего лишь раз, называется «отсроченной имитацией». Это невероятный навык и развивается он очень быстро. К возрасту 1,5 лет ребенок может воспроизводить событие через четыре месяца после того, как видел его всего лишь раз. Этот навык никогда не утрачивается ребенком и маркетологи в курсе. Вот почему мы так склонны воспроизводить поведение родителей годы спустя.

2. Вторая причина значимости содержания видеоматериалов в том, что наши ожидания и предположения глубоко влияют на наше восприятие реальности. Я надеюсь, раз вы стали родителями, уже имеете представление о том, что очевидные истины очевидны только для конкретного человека или группы людей и восприятие реальности у каждого свое, сформированное на основе опыта, убеждений, генетики и т. д. Т. е. то, чему вы позволите проникнуть в мозг вашего ребенка влияет на его ожидания в отношении окружающего мира, а это, в свою очередь воздействует на его восприятие и на поведение. 

Не верьте словам развивающее, для маленьких гениев и прочее! Группа исследователей из Вашингтонского университета проводила исследование DVD Baby Einstain и естественно результаты были провальные, в последствии компания Disney убрала надпись «развивающий».

Дети, не достигшие 3-летнего возраста, еще не способны воспринимать сложные сюжетные линии и смысл происходящего на экране. Их привлекает скорее движение и динамичный темп. Идеальный репертуар для этого времени — простые сказки и мультфильмы: Колобок, Теремок,Курочка Ряда, Три Медведя и так далее. Можно выбрать такую схему — сначала прочитать книжку, а затем посмотреть ее «экранизацию». Из современных подойдут Лунтик, Грузовичок Лева, Малышарики. Несмотря на то что многие думают, что в этом возрасте дети не способны к серьезным размышлениям, обсуждать увиденное в ними все равно нужно!

С 3 до 5 лет у детей наступает период идентификации — они сопоставляют себя с героями мультфильмов, фильмов и телепередач, уведенных на экране, в этом возрасте они способны сопереживать и идентифицировать чувства и эмоции

В это время для родителей особенно важно контролировать, что они смотрят. Насилие, рекламы с глупыми слоганами лучше полностью исключить. Кроме того, после каждого просмотра нужно обсуждать увиденное, только тогда вы будете уверены в том, что малыш правильно воспринял информацию

Репертуар может состоять из добрых и «волшебных» мультиков — Винни-Пух, Ну-Погоди, Золушка и так далее. 

Кроме того, после каждого просмотра нужно обсуждать увиденное, только тогда вы будете уверены в том, что малыш правильно воспринял информацию. Репертуар может состоять из добрых и «волшебных» мультиков — Винни-Пух, Ну-Погоди, Золушка и так далее. 

С 5 лет суд удаляется в отношении жестокого вердикта исключить телевизор, некоторые программы улучшают работу мозга. В «репертуар» можно включать сказки и мультфильмы с более глубоким философским смыслом, ведь ребенок уже понимает — «что такое хорошо, а что такое плохо». Подойдут Маугли, Бэмби, Король Лев, Фиксики и так далее. Кроме того, в телеменю можно включить не слишком сложные для восприятия передачи о животных, городах и странах. 

Что запрещается смотреть категорически

Один из самых главных вопросов, который интересует родителей — что делать с рекламой? До 5 лет малышу лучше ее вовсе не показывать. Конечно, его наверняка привлекут динамичные слоганы и ритмичная музыка, однако есть вероятность засорения словарного запаса глупыми фразами типа «не тормози — сникерсни». Мультфильмы для просмотра могут быть записаны на флешки.   

Категорически запрещается просмотр мультфильмов и передач, где присуствуют элементы насилия и агрессии. Ребенок может «переложить» такую модель поведения на себя и считать в дальнейшем, что она вполне приемлема в жизни.

Еще один вопрос — это новости. Родители часто смотрят их в присутствии детей, даже не подозревая о том как информационные сюжеты о разных, иногда не слишком приятных, событиях могут травмировать детскую психику и наложить отпечаток на дальнейшее мировосприятие. До 7 лет выпуски новостей категорически не рекомендованы. Если все же их приходится смотреть, взрослые должны обеспечить чувство защищенности, чтобы увиденное на экране не стало причиной панических страхов в жизни.

Особенности зрения у грудничков

Сразу после рождения кроху проверяют на наличие врожденных заболеваний, таких как катаракта и глаукома. В целях профилактики младенцу капают обеззараживающие капли. Размер глаза ребенка в момент рождения достигает 67 % величины этого органа у взрослого человека, поэтому глаза новорожденных кажутся такими большими. Зрительные центры и сетчатка недостаточно сформированы в первые месяцы жизни, и кроха видит мир в серых оттенках. В первое время родителям не рекомендуется кардинально менять имидж — это поможет чаду быстрее узнавать их.

В первый месяц жизни во время кормления кроха смотрит в сторону. Это обусловлено недостаточной развитостью цилиарной мышцы. Младенцу трудно фокусироваться взглядом на объектах, которые находятся близко от него. Он легче воспринимает предметы, находящиеся на расстоянии, например, игрушку. Когда глаза отклоняются в сторону, это сигнал, что нервы глазных мышц еще не сформированы окончательно и их развитие продолжается. При значительном отклонении рекомендуется сразу же обратиться к врачу.

Через 2-3 месяца после рождения сетчатка глаза становится сильнее примерно в 5 раз. Очертания объектов начинают принимать форму. Пока малыш может воспринимать длину и ширину объектов и прослеживать траекторию движения предметов. В трехмесячном возрасте кроха способен различать цветовые оттенки: красный, оранжевый, зеленый.

С какого возраста и в каком количестве можно смотреть телевизор

Есть семьи, где телевизор работает фоном и дети с самого рождения находятся в его плену. Родители при этом полагают, что если взгляд малыша не обращен на экран, то никакого влияния он на него не оказывает. На само деле это не так. На мозговые ритмы воздействуют не только меняющиеся картинки, но и звуки и даже переменчивый свет.

Не удивительно, то после этого возникают проблемы:

  • с нервной системой,
  • нарушения сна,
  • раздражительность,
  • повышенная возбудимость и так далее.

Телевидение может вести к враждебности, концентрации на проблемах.

Связь была неоднозначна, но сейчас доказано, что это проблема отсроченной иммитации в сочетании с потерей контроля над побуждениями.

Телевидение вредит устойчивости внимания и способности сосредоточиться.

Каждый дополнительный час, проведенный за телевизором до 3-х лет увеличивает вероятность проблем с вниманием к 7 годам до 10%. Включенный телевизор отвлекает ребенка от любого вида деятельности, включая ту изумительную развивающую мозг воображаемую игру

Включенный телевизор отвлекает ребенка от любого вида деятельности, включая ту изумительную развивающую мозг воображаемую игру.

А вот пользыдо двух лет телевизионные передачи на ребенка точно не оказывают. Поэтому если и начинать просмотр, то исключительно после второго дня рождения. Некоторые психологи вовсе советуют отложить знакомство до трех лет.

Итак, если все же в возрасте до трех лет ваш ребенок начал смотреть телевизор, то время «общения» должно быть ограничено 20 минутами. В 3-5 лет его можно увеличить до получаса. Далее просмотр может занимать до 1,5 часов в день, но при этом разделен на несколько приемов.

Конечно, некоторым эта цифра покажется слишком большой. Но.. времена меняются, а вместе с ними и точки зрения специалистов, в том числе и врачей. Достаточно вспомнить своих родителей, которые запрещали подолгу читать книги. Много ли тех, кто сегодня ограничивает в этом своих детей? Практически нет.

Если проводить «временную» аналогию просмотра телевизора с далекими 80-ми и 90-ми, то следует отметить, что на сегодняшний день технический процесс ушел далеко вперед. Вред от просмотра телевизора теперь можно назвать скорее психо-эмоциональным, чем физическим. Последний давно сведен к минимуму, если соблюдать элементарные правила.

На что ориентироваться, выбирая передачи, фильмы и мультики для ребенка?

Собираем свою коллекцию видео – специально для ребенка. В нее можно включить научные передачи для его возраста, детские кинофильмы и мультфильмы, которые воспитывают в детях правильные качества (борьба за правду, защита слабых, воспитание силы воли, уважение к старшим и проч.), исторические передачи, викторины.

Не проходим мимо советских мультфильмов, которые являются настоящими энциклопедиями важнейших жизненных ценностей. Кроме того, «наши» мультфильмы не перевозбуждают детскую психику, а напротив – гармонизируют ее.

Выбирайте хорошие мультфильмы не как способ «отдохнуть от ребенка полчасика», пока тот смотрит в экран, а в качестве поощрения. Выбранный мультфильм обязательно смотрите вместе, всей семьей – это поможет вам, кстати, лучше узнать свое чадо. А еще можно завести добрую семейную традицию – смотреть фильмы и мультики вместе. Для просмотра длинного мультфильма в 1,5-2 часа выбирайте максимум 1 день в неделю, не чаще.

Чтобы не лишать ребенка выбора, и не выглядеть тираном, предлагайте ребенку передачи или мультфильмы на выбор.

Анализируйте заранее – какими качествами обладают герои, какая речь звучит с экрана, чему учит мультфильм, и проч.

Выбирайте контент по возрасту! Не торопите ребенка жить – не нужно заранее рассказывать ему через экран ТВ о взрослой жизни и ее проблемах

Всему свое время.

Обращаем внимание на темп смены сюжета. Для деток до 7-8 лет рекомендуется выбирать мультфильмы и кинокартины со спокойной сменой обстановки, чтобы ребенок успевал усваивать и понимать увиденное

Фильм, мультик или передача должны вызывать вопросы! Если ребенок после просмотра ни о чем не спрашивает, стоит задуматься – не слишком ли примитивный контент вы выбрали

Ориентируйтесь на такой контент, который заставляет думать, а не тот, где уже «все разжевано и в рот положено».

Выбираем героев, на которых ваше чадо захочет стать похожим. Не пукающего Шрека, не смешного и сумасшедшего Миньона — а, например, робота Валли или Лиса из Маленького Принца.

Отдельно стоит выделить мультфильмы о животном мире, о котором детки еще так мало знают: о том, что малышей-пингвинят высиживают папы, а не мамы; о том, как волчица прячет своих волчат, и проч.

Подбираем для ребенка фильмотеку самостоятельно. Не приучаем чадо быть зависимым от ТВ и программы передач. Но не включаем видео на «ютубе», откуда ребенок сможет перескочить и на запрещенный для его возраста контент. Не используем телевизор в качестве няни и во время еды.

Для ребенка 3-8 лет рекомендуется выбирать ТВ-контент, который не будет давить на психику – спокойные развивающие передачи, добрые мультфильмы, короткие поучающие видео.

Для ребенка 8-12 лет можно подобрать добрые детские фильмы, научные программы для его возраста, развивающие передачи различной тематики. Конечно, в этом возрасте уже можно дать чаду чуть больше свободы в выборе тем, но контролировать просматриваемый контент следует обязательно.

Конечно, не нужно с головой закапываться в поисках психологически правильного мультфильма, чтобы случайно не включить мультик с каким-нибудь тайным смыслом – ни к чему разбирать каждый кадр по косточкам и искать психологически неверные ходы мультипликаторов. Достаточно краткого анализа – общий смысл, характер героев и речь, методы достижения цели героями, полученный результат и мораль.

Ну и, конечно — главным «мультфильмом» для ребенка должна стать реальная жизнь. Нужно найти для своего чада такие занятия и хобби, от которых он не захочет отрываться. Тогда бороться с ТВ и интернетом даже не придется.

Почему грудничкам не рекомендуется смотреть телевизор, особенно с близкого расстояния?

Окулисты с уверенностью говорят, что просмотры телепередач или видео с мониторных экранов или телевизоров происходит увеличение нагрузки на глаза новорожденных. Это объясняется чрезмерным напряжением внутренней части глаза, включая мышцы глаза, участвующие в процессе фокусировки.

Через некоторое время произойдет срыв компенсаторных возможностей и начнет развиваться близорукость. Этого допускать не стоит.

Важно: Зрение грудничка портится после просмотров телевизоров или компьютерных мониторов. Серьезное влияние способны оказывать также смартфоны и планшеты

Нарушения, которые способны произойти у грудничка после длительных просмотров телевизора:

Задержка развития речи

Задерживается развитие речи, особенно тогда, когда новорожденный находится близко к экрану. В три года понадобится помощь специалиста по корректировке речи (помощь логопеда).

Повышается масса тела и нарушается опорно-двигательный аппарат ребенка

Когда грудничок находится в неподвижном состоянии возле экрана, то он способен набирать лишние килограммы. Как результат – это увеличение нагрузок на многие отделы позвоночника. Это отражается на развитии, происходит запоздалое развитие к самостоятельному переворачиванию, ползанию. Дети поздно начинают сидеть.

Снижается интерес к чтению в будущем

Во многих семьях телевизоры работают постоянно в виде фонового режима. Он включен не зависимо от того, показывается там что-то интересное или нет. Детям становится неинтересным поток информации в будущем.

Нарушается работа нервной системы

Частые просмотры мультфильмов, сказок, песен или рекламы негативно влияют на психику и эмоциональные качества младенца. Как результат – появление расстройства при развитии: низкие показатели моторики, ухудшение памяти, плохой сон. Также возможно проявление кратковременной памяти в будущем.

Проявление гиперактивности и дефицита внимания

Ученые с уверенностью гласят, что повышенная активность и дефицита внимания уже в школьном возрасте проявляется у тех детей, которые часто смотрели телевизор.

Как успокоить ребенка без телевизора

Раньше люди как-то справлялись без гаджетов, успокаивая младенцев. И эти способы не канули в прошлое, никуда не делись, ими пользуются и по сей день.

Если вы на вопрос, можно ли детям до года смотреть телевизор, даете отрицательный ответ, выберите другие методы, как отвлечь ребенка и успокоить его:

  1. Радио, аудиосказки, музыка. Младенцы больше реагируют на звук, чем на изображение, поэтому спокойные звуки могут их угомонить и те притихнут, прислушиваясь;
  2. Мамины песни, сказки. Лучше всего ребенок будет реагировать на ваш голос, который он уже узнает. Мамин голос дарит ощущение тепла, спокойствия, защиты. Вы можете просто разговаривать, что-то рассказывая потихоньку, напевать песенку. Если тяжело делать это долго, запишите свой голос на диктофон и включайте;
  3. Дайте задание. Ребенку от полугода можно уже дать какое-то «дело», чтобы он «помогал» маме в делах:
  • Дайте ему в руки что-то «взрослое», например, кастрюлю с ложкой, силиконовые лопатки, пластиковые банки с крупой;
  • Насыпьте перед ним на подносе манку, покажите, как водить по ней пальчиком;
  • Дайте кусочек соленого теста. Все эти игры для мелкой моторики успокаивают нервы.
  1. Купите музыкальную игрушку. У грудного ребенка развивается музыкальный слух и, буквально все крохи любят бренчать по клавишам. Это занимает надолго и не надоедает каждый день.

Вред и польза телевизора для грудничков

Насчет пользы, конечно, вопрос довольно спорный. Учитывая все вышесказанное об особенности их зрения, понятно, что малыши до года одинаково будут реагировать на любое видео – будь то реклама, фильм или обучающий мультик.

Совершенно очевидно, что сразу отпадает вопрос, можно ли ребенку в 1 месяц смотреть телевизор.

  1. Он его не отвлечет и не успокоит;
  2. Может, наоборот, начать раздражать и нервировать, что вызовет беспокойство, плохой сон и плач.

Знайте! Это может быть одной из причин тревожного детского сна, когда ребенок просыпается часто среди ночи, плачет, а иногда и вовсе устраивает ночные «загулы».

Как наладить сон малыша, смотрите в курсе от специалиста по детскому сну Спокойный сон малыша от 0 до 6 месяцев>>>

  1. Зрение, конечно, не испортит, потому что младенец, скорее всего, просто почти ничего не увидит, если телевизор будет слишком далеко – только яркий свет и мелькание. А это, согласитесь, не совсем приятно – долгое время смотреть на мелькающие пятна.

Если со зрением все понятно, то вот про другой вред,  который наносит телевизор, редко кто из мам задумывается.

Почему вообще возникает вопрос «можно ли ребенку в 3 месяца смотреть телевизор?», ответ, который я слышу чаще всего от мамы: «мне нужно  чем-то занять ребенка, чтобы  сделать свои дела»

Тогда давайте посмотрим, какие проблемы могут возникнуть от такого отвлечения:

Речевая активность снижается;

Зачем разговаривать с малышом, когда это делает телевизор?

И мамы занимаются собой, делами и чем угодно, только не отвлекают свое чадо от просмотра мультика, который завладел его вниманием. Малыш слышит только, зачастую неразборчивую речь мультяшек, которые не требуют от него ответной реакции, поэтому речь не тренируется и не развивается

Малыш слышит только, зачастую неразборчивую речь мультяшек, которые не требуют от него ответной реакции, поэтому речь не тренируется и не развивается.

Дефицит внимания и гиперактивность;

Мама, усадившая кроху за просмотр мультиков, не только не общается с ним, но и не играет.

Зачем занимать малыша, когда это делает телевизор?

Однако так вы отдаляетесь друг от друга, теряете доверие детей

К тому же, малыш при этом не чувствует маминой любви и заботы, становится капризным, привлекая к себе внимание

Страхи, неврология;

Даже, казалось бы, не страшные видео могут вызвать у ребенка неприятные образы и ассоциации. Из-за этого нарушается сон, тяжелее становится и процесс засыпания, ребенок не может находиться в комнате один, не высыпается.

Читайте актуальную статью: Ребенок боится оставаться в комнате и дома один>>>.

Особенно часто это случается, когда телевизор работает фоном, во время сна малыша. Если вы думаете, что грудной младенец быстрее уснет с телевизором, это ошибка – лучше включите  радио, которое не будет, подобно экрану, давать яркий свет.

Снижение активности;

Постоянно сидя, постоянно без действия. И если у кого-то это вызывает повышенную активность, потому что надо вырабатывать накопившуюся энергию, то других делает вялыми и апатичными, ничем не интересующимися.

Такие дети склонны к ожирению и проблемам в общении со сверстниками, резким вспышкам необоснованной агрессии и гнева.

Время для просмотра гаджета

При ответе на вопрос, сколько времени отвести на общение крохи с телевизором, начать следует с того, что у экрана малыш должен быть не один, а в присутствии родителей. Взрослые выберут подходящую по возрасту передачу или мультик, отсеют неподобающий сюжет, организуют правильное освещение, избегая яркого света или темноты.

Мама или папа должны проследить, чтобы расстояние от глаз малыша до гаджета составляло не менее 3 метров. Нельзя допускать просмотр телевизора под углом, сбоку. Не рекомендуется в этот момент лежать или неудобно сидеть. Если семья смотрит художественный фильм продолжительностью более 1 часа, нужно обязательно сделать зрительную гимнастику.

Всемирной организацией здравоохранения разработана таблица, определяющая время нахождения детей разного возраста перед экраном телевизора:

  1. от 0 до 3 лет – просмотр гаджета запрещен;

  2. от 3 до 7 лет – не более 30 минут в день;

  3. от 7 до 10 лет – до 50 минут ежедневно;

  4. от 11 до 18 лет – от 1 до 3 часов в день.

Стоит отметить, что к 12 годам телевизор вытесняется видеоиграми и виртуальным общением в сети. Такие занятия также требуют строжайшего контроля со стороны родителей.

Опасности для общего развития

         Отрицательные последствия просмотра телевизора с младенческого возраста установлены учеными разных стран. Специалисты едины в том, что ребенок, с первых лет постоянно смотрящий телевизор (особенно на небольшом расстоянии), подвержен риску серьезнейших хронических заболеваний. Возможно, их перечень даст понять родителям, почему ребенку до 3-5 лет нельзя постоянно находиться в комнате с работающим телевизором.

  • ослабленный иммунитет;
  • плохое зрение;
  • сердечно — сосудистые заболевания;
  • потеря концентрации внимания;
  • проблемы с памятью;
  • беспокойный краткосрочный сон;
  • ожирение в связи с малоподвижным образом жизни;
  • развитие аутизма.

Даже на достаточном расстоянии экран работающего телевизора действует на ребенка, как магнит. Не стоит обманывать себя мыслями о том, что, сидя боком к экрану, малыш не обращает на него внимания. В каком бы положении дети ни были, воздействие телевизионного звука и изображения неизбежно.

Воспитание маленького ребенка требует от родителей усилий и определенных жертв. Нельзя променять быстро летящие годы общения с любимой крохой на вечный просмотр телевизора. Как же будет обидно, когда через несколько лет общение с вами ваш ребенок легко променяет на виртуальный мир. И задумавшись о причинах, вспомните, в каком возрасте вы впервые поднесли вашего малыша к экрану телевизора.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий