Коммуникативные способности ребенка: развиваем с юных лет

Ситуативная слепота

Автор этих строк сравнительно недавно проводил семинар для школьных психологов, где попросил специалистов оценить, какие коммуникативные навыки хуже всего сформированы у современных подростков. Разброс оценок получился довольно большой, но психологи сошлись во мнении, что хуже всего развит навык ориентировки в ситуации общения. Дефицит данного навыка проявляется в неумении выбрать подходящее время и место общения. Разговор получается неуместным, малоэффективным (цели участников не достигаются) и малоприятным (провоцирует негативные эмоции).

Неспособность подростков сориентироваться в ситуации общения в первую очередь связана с их малым социальным опытом. У них действительно не хватает знаний, чтобы понять мотивы и цели других участников общения, прогнозировать длительность разговора, оценить уместность обсуждаемой темы в данное время и в данном месте. Но подобная «ситуативная слепота» характерна не только для подростков.

Мне довелось консультировать руководителя, столкнувшегося с упорным сопротивлением со стороны коллектива («Я им даю поручения, ставлю задачи, а они постоянно срывают их выполнение!»). У него была привычка стремительно пробегать по офису, на ходу выкрикивая распоряжения. Ему казалось, что этого достаточно и что сотрудники должны в буквальном смысле слова «ловить на лету» его указания.

На самом же деле он просто неверно воспринимал ситуацию

Многие сотрудники просто не успевали переключить внимание со своих дел на стремительную пробежку шефа, и в буквальном смысле слова не слышали, что он им говорил. Во-вторых, многие сотрудники просто не понимали, кому именно была адресована брошенная в воздух фраза. В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было)

В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было)

В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было).

Постановка задачи – это не просто брошенная на бегу фраза, это довольно сложный управленческий и коммуникативный навык. И первое правило для данного навыка: создайте или выберите подходящую для постановки задачи ситуацию

«Подходящая» ситуация – это такая, где ничто не отвлекает внимание участников от обсуждения задачи и они могут полностью сосредоточить свое внимание на диалоге. Ситуация должна создавать возможность для качественного контакта между участниками общения. Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

А как можно сосредоточить внимание, что-то обсудить, дать обратную связь (и т. п.), если руководитель пулей пролетает мимо?

Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

А как можно сосредоточить внимание, что-то обсудить, дать обратную связь (и т. п.), если руководитель пулей пролетает мимо?

Коммуникативная игра 22. «Снежный ком».

Эта игра хороша для знакомства, но может использовать и в других случаях. Играют так. Первый игрок называет свое имя. Следующий игрок называет имя первого игрока и свое имя. Третий игрок – имя первого и второго игрока и добавляет свое имя. И  так по кругу. Заканчиваем тем, что первый игрок называет все имена. Имена очень легко запоминаются в этой  гире.

Не обязательно в этой коммуникативной игре называть имена – можно называть, кто что любит или не любит, у кого какая мечта, кто откуда приехал (если играем с детьми в загородном лагере) или  у кого какое домашнее животное (то есть что говорим можно выбирать и придумывать самим в зависимости от темы)

Роль семьи в развитии коммуникативных способностей ребенка

Семья — наиболее значимая для ребенка ячейка общества, рассматриваемая специалистами в качестве социального окружения, характерной чертой которого является постоянство. Влияние домочадцев сказывается на темпах и глубине развития личности малыша. Оказание профессиональной помощи закреплено за дефектологами и психологами. При необходимости подобной терапии приветствуется тесное сотрудничество с родителями, существенно улучшающее результат проделанной работы. Главная возлагаемая на педагогов задача заключена в понимании и верном оценивании возможностей малыша. В некоторых случаях взрослым показано усвоение основ, необходимых для успешного проведения занятий с собственным ребенком.

Уровень и особенности развития коммуникативных способностей малыша базируются на используемой родителями поведенческой модели, вследствие чего крайне важно учесть определенные нюансы. Ближайшим родственникам следует осознавать пагубность изоляции малыша от ровесников

Годовалых крох можно приобщать к общению путем посещения школы раннего развития или детского клуба. Фактор присутствия родителей других детей способствует привыканию дошкольников к наличию взрослых, не связанных с ними родственными узами. Игровая форма занятий ориентирована на приобретение навыков общения у малышей, чей возраст не превышает трех лет.

Общение с родственниками и ровесниками оказывает влияние как на темперамент и характер ребенка, так и на пребывающие в стадии формирования предпочтения и привычки. Обилие игровых комплексов позволяет выбрать наиболее подходящий вариант развития коммуникативных навыков, учитывающий типаж малыша и его индивидуальные особенности. После таких занятий капризные и требовательные дети умеряют свои «аппетиты», а зажатые малыши раскрепощаются.

В наши дни семья продолжает оставаться одной из лидирующих составляющих в сфере развития детей дошкольного возраста. Гармоничным психическим развитием могут похвастать малыши, подрастающие в благоприятных психологических условиях, созданных в узком семейном кругу. На ограниченном площадью квартиры или дома пространстве формируются важные для человеческого общества личностные черты. Родительской любви отведена роль корректирующей направляющей, отвечающей за психологическое развитие любимого чада. Проявляемые матерями и отцами мудрость и любовь ассоциируются у детей с надежной опорой и эмоциональной безопасностью, которые они пронесут через всю жизнь.

Современные тенденции вынуждают многие семьи строить будущее на основании избирательной тактики. При таком подходе взрослым зачастую приходится концентрироваться на решении проблем бытового и финансового характера. Необходимость развития отпрысков при этом переходит в разряд второстепенных задач, предполагающих возможность самоустранения. Нехватка времени на воспитание собственных малышей чревата торможением развития коммуникативных навыков

Отсутствие сознательности в столь важном вопросе осложняет вступление юного гражданина на тернистый путь взаимодействия с многогранным окружающим миром. Не исключено, что уже в ближайшем будущем такой малыш будет испытывать трудности с обретением новых друзей и не сможет самостоятельно найти выход из типичных для большинства его сверстников ситуаций

Чаще всего именно родители являются единственным источником общения для младенца. В рамках этого взаимодействия ребенок познает окружающий мир, знакомится с моделями приемлемого и неприемлемого общения с другими людьми. В процессе общения отец или мать проецируют на малыша сформированную некогда модель коммуникативности. Что интересно, передача может осуществляться как осознанно, так и неосознанно, вследствие чего родители обязаны учитывать высокую внушаемость и восприимчивость детей раннего возраста. Взрослым рекомендуется присмотреться к собственному стилю общения. В некоторых случаях он весьма далек от принятых в обществе правил и норм, что не может не сказываться на гармоничности развития дошкольников.

Польза от развития коммуникативных навыков

Развитые коммуникативные навыки наряду с профессионализмом и умением презентовать себя и свой личный бренд являются одними из тех, на которые стоит обратить особое внимание, если вы настроены на успех. Умение договариваться с другими влияет на:. Уровень дохода

Личный бренд во многом строится на способности устанавливать связи: лучше коммуницируете, лучше запоминаетесь, чаще приходите на ум как эксперт, услугами которого можно воспользоваться

Уровень дохода. Личный бренд во многом строится на способности устанавливать связи: лучше коммуницируете, лучше запоминаетесь, чаще приходите на ум как эксперт, услугами которого можно воспользоваться.

Только до01 января

Пройди опрос иполучи обновленный курс от Geekbrains

Дарим курс по digital-профессиям
и быстрому вхождения в IT-сферу

Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Перейти

Скачать файл

Возможность реализовать собственные идеи. Во многом акт коммуникации является продажей: своих личностных и профессиональных качеств, видения мира и способов его изменить
Грамотная речь и способность привлечь и удержать внимание аудитории позволяет проще устанавливать раппорт с собеседником, а значит, легче доносить свою точку зрения, что связано с большей вероятностью получить свободу для ее реализации.

Скорость адаптации на новом месте работы

Это критически важно тем сотрудникам, которые пришли на руководящие должности
Развитые коммуникативные навыки позволят проще разобраться в процессах, легче наладить связь с командой, а главное — установить контакт с нужными сотрудниками. Кроме этого, руководителю важно, чтобы его слушали, в противном случае работа не будет эффективной.


Польза от развития коммуникативных навыков

Еще одна порция полезных советов

  1. Чтобы развить коммуникативные навыки у ребенка-дошкольника, достаточно простых упражнений. Мы собрали основные советы. Некоторые из них очень простые, некоторые — несколько более сложные. Но здесь важен комплексный подход. Итак:
  2. Занимайтесь с малышом регулярно. Если ребенок замкнут — старайтесь инициировать диалог самостоятельно.
  3. Учитывайте интересы малыша. Если ребенку неинтересна тема разговора, скорее всего, он будет поддерживать ее неохотно.
  4. Спрашивайте “Как прошел день?”. Это позволит не только быть в курсе дел своего малыша, но и научит быть его более открытым.
  5. Практикуйте совместное чтение. Сказка на ночь — отличный вариант, но необязательно использовать именно его. Это поможет малышу развить понимание сюжета, обогатит его словарный запас и разовьет эмоциональный интеллект.
  6. Спрашивайте мнение ребенка. Нравится или не нравится? Почему? Что ты думаешь по этому поводу? Как бы ты поступил, окажись на его месте? Это развивает способность принимать решения и анализировать поступки других людей.

Общение важно не только для дошкольника, но именно в этом возрасте заложить базу очень важно. Малыш, получивший навыки коммуникации в раннем возрасте, будет успешнее развивать их еще до того, как пойдет в школу, когда способности выражать свои мысли и анализировать сказанное учителем станут одним из важнейших умений на первое время

Социально-коммуникативное воспитание дошкольников: цели и задачи

Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений в воспитании дошкольников.

Это те умения и навыки, которые пригодятся воспитанникам детских садов, когда они станут взрослыми.

В рамках этой цели выделяют следующие задачи:

  1. В процессе воспитания создать условия, в которых дошкольники смогут принять и освоить ценности и нормы общества.
  2. Развивать умение детей сопереживать, доброжелательно общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
  3. Помочь детям стать самостоятельными, целеустремленными, научиться самостоятельно регулировать собственную деятельность.
  4. Сформировать у них уважение к собственной семье, коллективу, в котором они находятся, а так же положительное отношение к труду и творчеству.
  5. Научить детей безопасно вести себя в быту, в обществе, на природе. Подготовить их к взаимодействию со сверстниками.

Упражнения для развития навыков общения у детей дошкольного возраста

Знаменитый российский психолог, доктор педагогических наук Букатов Вячеслав Михайлович считает социо-игровую методику1 наиболее эффективной для повышения коммуникативной компетентности детей.

«Волшебная палочка»

Дети встают в круг и передают из рук в руки палочку. Передающий атрибут обозначает всем известную сказку, тот, кто берет палочку, называет персонажа из озвученного произведения. Таким образом, каждый участник выступает в двух ролях: передающего и принимающего. Игровое упражнение учит взаимодействию и вызывает интерес друг к другу. 

«Слухачи»

Прежде всего необходимо объединить детей в малые группы, например, по цвету волос, обуви или другим признакам. Лидеры объединений покидают помещение, взрослый определяет для детей слово из трех открытых слогов, например, «бумага». Затем воспитатель определяет каждой группе слог и вместе с детьми выбирает песню. Как только лидеры возвращаются, объединения поют одновременно на мотив музыкальной композиции свой слог. Задача уходивших капитанов – угадать слово. Игра пробуждает энтузиазм у детей и развивает командный дух.

«Живая буква»

Взрослый называет главе группы букву. Капитан совместно с командой строят букву. Другие группы угадывают ее. Игровое упражнение развивает толерантность, умение кооперироваться у детей.

«Руки-ноги» 

Взрослый объявляет: «Руки». Дети совершают движения руками, после команды «Ноги» двигают ногами

Важно не оценивать активность участников. Движения могут быть танцевальными, хаотичными, пресловутыми физическими упражнениями. Каждый участник выбирает самостоятельно

Творческая активность раскрепощает детей, помогает преодолеть стеснительность, страх осуждения, вырабатывает доверие к окружающим и развивает чувство эстетики

Каждый участник выбирает самостоятельно. Творческая активность раскрепощает детей, помогает преодолеть стеснительность, страх осуждения, вырабатывает доверие к окружающим и развивает чувство эстетики.

Всемирно известный психолог Филип Зимбардо, автор книги «Застенчивый ребенок», разработал упражнения для развития сотрудничества, взаимовыручки и дружбы среди детей.

«Интеллектуальная мозаика»

Сказку, историческое событие разделить между детьми. Каждому ребенку достается свой кластер целостного рассказа. Затем участник доводить полученные знания до соратников. В результате у каждого ребенка формируется полная картина. Затем вся группа принимает участие в тестировании на знание деталей рассказанного события. Так выявляется успех «преподавания», иными словами, способность межличностной коммуникации участников. 

«Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»

Игровое упражнение для группы детей и всей семьи. По сути, это соревнование,  кто громче рычит. Участники представляют себя львами и начинают в один голос рычать. Условный лидер мотивирует всех: «Рычи, лев, рычи! Пусть раздастся самое громкое рычание. А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы… И это львиный рык? Это писк котенка. Нужен громогласный рев». Затем все строятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего и двигаются с пыхтением, свистом, имитируя паровоз. Обойдя помещение по периметру, «голова состава» становится в конец. И так, пока каждый не побывает руководителем состава. Отличное завершение – крушение, все падают на пол. Игра отлично раскрепощает, снимает эмоциональное напряжение и объединяет участников.

«Покажи себя с неожиданной стороны»

Предоставить возможность детям нарядиться любым персонажем. С помощью маскарадного костюма, маски, грима и, главное, поведения приобрести новую роль. Базовое упражнение для ликвидации болезненной замкнутости. Игра позволяет освободиться от чувств и эмоций, которые ребенок держал в себе, выразить себя, обретая внутреннюю свободу.

Знаковый детский психолог нашего времени Людмила Владимировна Петрановская считает, что дети старше 3 лет должны играть со сверстниками, а не родителями. Хорошо, если во взрослом жив внутренний ребенок, и он с удовольствием играет с детьми. Большая ошибка родителей – выдавливать из себя массовика-затейника. Дети остро чувствуют неискренность и теряют доверие к окружающим. Вместо насилия над собой взрослым следует обеспечить ребенка общением с другими детьми: пригласить в гости его друзей, записать в кружки, посетить игровую комнату. 

1Социо-игровой подход предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей.

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов

Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Что такое коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки – это целая личностная система качеств, благодаря которой человек способен добиться хороших результатов в контактах с другими людьми. Эти навыки индивидуальны для каждого отдельного человека. Они являются результатом работы его психики. Только при достаточно хорошо развитых коммуникативных навыках возможно полноценное общение с другими людьми.

Изучая сущность коммуникативных навыков, нужно иметь точное представление о значении таких терминов, как «коммуникация», «компетентность в коммуникации», «общение». Все эти понятия являются частью взаимосвязанной системы коммуникативных явлений.

Российская наука подробно исследовала такие элементы общения, как взаимодействие на уровне коммуникаций, развитие коммуникативных навыков в процессе образования с точки зрения педагогики и психологии. Проанализировав имеющуюся литературу по теме, можно сделать вывод, что эта проблема изучалась в основном в рамках преподавания в вузах и на этапе средних классов школьного обучения. Однако что касается начального этапа обучения, то изученность этой проблемы остается на достаточно слабом уровне. А ведь именно в этом возрасте закладываются и укрепляются первичные основы для дальнейшего развития.

Приемы эффективной коммуникации

Любой человек живет в обществе и зависим от него. Даже самые отчаянные домоседы, возможно не напрямую, но вступают в межличностные связи. И для работы, и для бытовых социальных связей будет полезна эффективная коммуникация. Приемы и навыки общения можно развить и улучшить – это сделает жизнь любого человека намного проще.

Хотите в процессе общения получать позитив? Вам будет полезно узнать некоторые приемы повышения эффективности коммуникации:

  1. Научитесь внимательно слушать то, что говорят. Следует не просто смотреть на собеседника во время разговора, но и слегка наклониться, кивать головой, задавать уместные наводящие вопросы. Этот прием позволит максимально точно понять точку зрения собеседника.
  2. Говорите четко, кратко и по существу. Чем яснее сформулирована мысль, тем больше вероятности, что ее поймут и воспримут правильно.
  3. Включайте в свой арсенал не только вербальную, но и невербальную коммуникацию. Примите такую же позу, как и собеседник, старайтесь использовать только открытые жесты, не касайтесь лица во время беседы.
  4. Следите за эмоциональной окраской речи. Она должна быть умеренной, но настолько, чтобы собеседник понял вашу заинтересованность в вопросе.
  5. Овладейте приемами ораторского искусства. Умение владеть голосом позволяет ускорить развитие эффективной коммуникации. Четкая артикуляция, правильный тембр и выверенная громкость сделают позитивным любое сообщение.
  6. Овладейте техническими средствами коммуникации. Любому взрослому человеку необходимо уметь пользоваться телефоном, факсом, «Скайпом», электронной почтой. Навык письменного общения следует развивать регулярно.

Это лишь основные приемы, предназначенные для облегчения и улучшения межличностного общения.

Формирование коммуникативных навыков

Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.

Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста. Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли. Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.

При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.

Заключение

Совершенствующиеся информационные технологии оказывают пагубное влияние на многих дошкольников, уровень социального развития которых не соответствует современным требованиям. Педагоги с сожалением констатируют, что значительной части ребят дошкольного возраста не привиты навыки правильного общения. Основная масса современных детей не способна к сопереживанию, не имеет представления о необходимости проявления дружелюбия и не склонна к общению в вежливой манере. Со слаборазвитыми коммуникативными способностями сталкиваются воспитатели многих дошкольных учреждений. В последние годы наблюдается сокращение времени, выделяемого на человеческое общение. Детей всё чаще можно застать за компьютерными играми и просмотром телевизионных передач. Вследствие этого регистрируется снижение интереса как к ровесникам, так и к ближайшим родственникам.

Преподаватели уверены в том, что для лишенного живого общения ребенка закрыт доступ к ярким эмоциональным ощущениям. Страдает от этого и способность оптимального общения с окружающими, без которой невозможно успешное продвижение практически в любой сфере деятельности

Именно поэтому столь важно развитие коммуникативных способностей у дошкольников, являющееся одним из главных направлений подготовки малыша к реалиям взрослой жизни

Занятия должны проходить в игровой форме. Приветствуется «пробное» взаимодействие с окружающими людьми и объектами. Действующий «понарошку» ребенок не испытывает страха перед последствиями, поскольку перед ним открыта возможность пересмотра условий игры, смены обстановки и участников. Оказавшийся в психологической безопасности малыш активизирует свои действия.

Общение с одногодками более многогранно. Его можно назвать отличной подготовкой к взаимодействию в сфере учебы, досуга, работы и налаживания семейной жизни.

Дошкольнику следует прививать чувство уважения к мнению других людей, каким бы противоречивым оно ни было. Малыши должны осознавать, что оскорбление взрослых и сверстников недопустимо.

Формирование коммуникативных способностей невозможно без взаимодействия с родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками, сестрами, братьями), посещающими детский сад ровесниками, воспитателями и обслуживающим персоналом (нянечками, сторожами, поварами). В рамках общения со взрослыми дошкольники впитывают наиболее приемлемые для старших собеседников модели общения. Любой взрослый, будь то родитель или педагог, должен помнить следующее: пришедший в этот мир кроха готов к восприятию схем коммуникативности с первого самостоятельно сделанного вдоха. При этом не следует забывать, что выбор формы общения остается за всецело сформировавшейся личностью. Ребенок такой личностью являться не может, поскольку пребывает на стадии становления. Именно поэтому формирование культуры общения у детей, не достигших школьного возраста, возложено на плечи родителей и воспитателей.

Дошкольники, воспитывающиеся в атмосфере понимания, гармонии, заботы и любви, впоследствии пополняют ряды уравновешенных личностей, воспринимающих окружающий мир в позитивном ключе. Родители, заботящиеся о психологическом здоровье отпрысков, находят время для общения и игр. Они готовы выслушать и приласкать малыша, вникнуть в суть его проблем. Такие матери и отцы понимают, что обретенная в детстве эмоциональная защита способствует повышению самооценки, помогает одерживать верх над отрицательными эмоциями и находить выходы из конфликтных ситуаций. Как показывает практика, выходцы из благополучных семей обзаводятся навыками оптимального общения в рамках взаимодействия с другими членами семьи. В дополнительных занятиях такие дети не нуждаются.

Проявления бездушия, агрессии, авторитаризма и недоброжелательности негативно сказываются на ребенке. Насмешки, резкость и безразличие, отсутствие права голоса и невозможность обсуждения наболевших тем идут рука об руку с жестким отношением и излишней требовательностью, не учитывающими психологические потребности малыша. Взрослеющие в подобных семьях дошкольники усваивают искаженные модели поведения, характеризующиеся ложью или заискиванием, настороженностью или агрессией. Недостаток родительского тепла порождает трудности с завязыванием и поддерживанием нормальных отношений, подразумевающих наличие навыка приспосабливания к той или иной ситуации. Таких детей относят к проблемным. Они нуждаются в помощи, оказать которую способен лишь психолог.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий