Слух новорожденного
А вот слышать малыш начинает еще в утробе матери. Он может на слух воспринимать мелодии, голоса. Особенно часто он слышит мамин голос. Поэтому, родившись, узнает его одним из первых.
Едва появившись на свет, новорожденные начинают слышать преимущественно резкие, громкие и высокие звуки как существенные раздражители. Реакция на них у младенцев соответствующая: вздрагивание, испуг, плач, замирание. Монотонные или нерезкие звуки (человеческий разговор, работающий телевизор или фен в соседней комнате) пока остаются привычным фоном. Реагировать на них ребенок начнет ближе к 3–4 месяцам. Поэтому не стоит беспокоиться, что у крохи нарушен слух, если он при этом выказывает реакцию на громкие и резкие звуки. А вот если ее нет – посетить педиатра нужно.
Однако уже на первом месяце детки реагируют не только на громкие звуки или погремушки, но также на интонацию речи взрослого, его тембр голоса. Абсолютно все детки любят слушать музыку (особенно классическую).
Внешне это проявляется по-разному:
- активными движениями конечностей;
- поворачиванием головки на звук;
- вздрагиванием или замиранием;
- плачем или прислушиванием.
Кроха может также нахмуриться или начать моргать.
Со второго месяца реакция на изменения ритма звуков будет очевидна: если мама говорит быстрее, ручки-ножки младенца начинают двигаться в такт ее темпу речи, и наоборот. Если она начнет говорить грубым голосом, малыш может нахмуриться или замереть.
С каждым месяцем ребенок проявляет реакции на все более тихие и отдаленные звуки. В этот период активно развивается и его интеллект, малышу становится интересно, что происходит вокруг. Примерно с полугода можно говорить о том, что слух ребенка выровнялся. Теперь он прислушивается даже к шорохам и шепоту в другой комнате.
Вот так развиваются органы зрения и слуха у новорожденных. Помочь крохе в этом могут яркие и музыкальные игрушки и предметы, а также мамино пение.
Состояние малыша сразу после рождения вызывает у молодых родителей ряд вопросов и опасений. Почему он плохо реагирует на шумы — например, не просыпается, когда в соседней комнате работает пылесос? Почему не замечает, когда кто-то входит в комнату? И вообще, все ли в порядке и когда новорожденные начинают видеть и слышать? На самом деле, как правило, реальных поводов для беспокойства нет, и сейчас мы выясним почему.
В мамином животе комфортно, тепло и темно, и вдруг малыш попадает в новый мир, полный движения, света, красок, звуков. Природа очень мудра: она защищает едва родившегося человека от стрессов, связанных с резкой «сменой обстановки». Развитие всех функций (зрения, слуха, двигательной активности) должно происходить естественным образом, в течение нескольких месяцев. И насколько правильно это происходит, в ряде случаев может сказать только опытный врач.
Что может помочь в развитии зрения
Для активного развития зрения младенца, укрепления зрительных мышц и полноценной стимуляции сетчатки, зрительного нерва и мозговых зрительных центров можно проводить дополнительные занятия. Малыш быстрее научится различать предметы, фокусировать взгляд, потренирует глазные мышцы. Попробуйте следующие методики:
- Повороты головы. Улыбайтесь крохе, говорите с ним, при этом поворачивая его головку из стороны в сторону. Он будет пытаться следить за вашим лицом, учиться фокусировать взгляд. Дополнить упражнение можно демонстрацией крупного кубика, окрашенного в красный или оранжевый цвет.
- Вертикальное положение. Малышу, не достигшему месячного возраста, проще оценивать и воспринимать различные предметы, находясь в вертикальном положении. Можно носить ребенка «столбиком», фиксируя руками шею и спинку, прижав к себе. Так кроха будет постепенно изучать обстановку, крупные предметы, разглядывать мир.
- Постепенно начинайте использовать разноцветные игрушки — кубики, пластиковые колечки, мячики. Сначала кроха различает только основные цвета, но постепенно сможет отличить уже оттенки одного цвета. Соответственно, на игрушки разного цвета он будет реагировать по-разному. Играть лучше через день, начиная с желтых и красных игрушек разного оттенка. Их маленькие дети видят лучше других.
- На 2–3 месяце повесьте над кроваткой мобиль — это карусель с игрушками. Ребенок будет фокусироваться на них взглядом, изучать, пытаться задеть их ручками, при этом радостно оживляясь. Чтобы малышу не надоедало это развлечение, вешайте разные игрушки каждые 2–3 дня4.
Зрение новорожденных
Итак, не стоит думать, что новорожденный слеп. Весь вопрос в том, что и как он может видеть. На момент рождения его зрение намного ниже, чем у взрослого, из-за незрелости мозга, а также глазного яблока и сетчатки, в которой пока отсутствует желтое тело. Поэтому сразу после рождения ребенок начинает видеть большие светлые или темные размытые пятна. А также большие яркие предметы, расположенные прямо перед его лицом. Его глазки пока не могут сфокусироваться вместе на одном предмете, так что родителям часто кажется, что зрачки их грудничка «разъезжаются», блуждают, косят.
Такое положение дел сохранится как минимум до 2,5 месяцев, когда у крохи появится бинокулярное зрение – возможность смотреть на предмет сразу обоими глазками, фокусироваться. Правда, этот фокус пока еще не очень «настроен», взгляд малыша остается немного «скользящим». Однако уже в месяц детки могут узнавать на общем фоне близко расположенные к нему лица мамы или папы. Считается, что с этого периода ребенок начинает различать четкие, сочные цвета: сначала красный, желтый, к 3–4 месяцам – зеленый, синий, к 5 месяцам – все основные цвета, ближе к году – множество разных оттенков. Поэтому окружать его предметами непонятных пограничных полутонов нет смысла, они его не заинтересуют.
В 3 месяца малыш более уверенно и увлеченно следит за игрушками перед глазами, еще через месяц уже может хватать, тянуть в ротик, рассматривать игрушки, свои ручки. Фокус уже довольно резкий. В это время старайтесь, чтобы кроха видел ваше лицо всегда одинаковым: с той же прической, в тех же очках. Не меняйте мимику слишком резко, давайте ему возможность привыкнуть к ней.
На 5-м месяце ребенок учится координировать движения рук с помощью глаз, в полгода начинает различать мелкие предметы и детали. Далее малыш учится распознавать форму и объем предметов, узнавать их по отдельным деталям, искать игрушку, пропавшую из поля зрения. Ближе к 10–12 месяцам несовершенное детское зрение превращается в «настоящее взрослое».
Когда ребенок начинает улыбаться осознанно?
Ребенок на втором месяце жизни проводит эксперименты, осваивая новые эмоции и выражения лица —возможны ухмылки, забавные выражения лица. Постепенно рефлекторные улыбки, которые возникают во сне или в период, когда влияют раздражители, заменяются уже осознанными действиями. Именно улыбка как реакция на обращение или улыбки близких людей появляется к двум месяцам.
В ответ на улыбку мамы или папы, их ласковые слова или на собственное имя губы малыша уже сознательно расплывутся в улыбке. При помощи нее ребенок выражает радость, удовольствие, общается. Это награда для родителей за их заботу и любовь.
Физиология процесса
Научным путем установлено, что человек рождается зрячим, но видеть полноценно окружающий его мир он не может. Это связано с тем, что у новорожденных еще не сформирована периферическая нервная система, и ей предстоит существенное развитие.
Для формирования полноценной зрительной картинки должны работать такие cистемы организма:
- анализатор;
- ощущение;
- восприятие.
Упрощенно процесс выглядит таким образом: глаза получают картинку и отправляют ее в мозг, а головной мозг распознает ее и формирует окончательный образ. Взаимодействие этих составляющих и представляет собой зрение.
Что нужно делать родителям, чтобы не допустить болезней глаз у детей
В целях профилактики нарушений зрения:
- С раннего возраста приучите ребенка не трогать глаза руками, не тереть их и не подносить к ним посторонние предметы.
- Приучите малыша умывать глаза прохладной проточной водой утром и вечером.
- Объясните, что опасно долго смотреть на яркий свет.
- Проконтролируйте режим зрительных нагрузок – просмотр ТВ и компьютерные игры у дошкольников должны занимать не больше 15-30 минут в день, а у школьников – не больше 1-2 часов в зависимости от возраста.
- Расстояние до телевизора должно равняться пяти диагоналям экрана, среднее расстояние до монитора – 60 см, до книги – не меньше 30 см.
- Обеспечьте регулярные прогулки – во время них зрительный аппарат отдыхает.
- Обеспечьте хорошее освещение рабочего места – свет должен падать слева либо сзади (но не справа или спереди).
- Школьников приучите каждые 45 минут делать перерывы на глазодвигательную гимнастику. Она представляет собой простые движения глазами – моргания, вверх-вниз, вправо-влево, по и против часовой стрелки, вдаль и на кончик носа.
- Убедитесь, что в рационе ребенка достаточно зеаксантина и лютеина – пигментов, необходимых зрительному аппарату для защиты сетчатки глаз от вредного компьютерного излучения синего спектра. Эти вещества содержатся в сладком перце, шпинате, петрушке, зеленом горошке, кабачках и фисташках.
- Проконсультируйтесь с офтальмологом – иногда целесообразно пропить курс поливитаминов для глаз.
Восприятие цвета
Примерно до месячного возраста кроха не различает цвета. Считается, что он все видит в черно-белых оттенках. К двум месяцам ребеночек может различать цветные предметы. В трехмесячном возрасте кроха различает красный и желтый тона, другие цвета пока не доступны его восприятию.
Вы сами заметите – трехмесячный малыш начинает интересоваться цветными предметами. В это время можно повесить над колыбелькой музыкальную карусель с яркими игрушками. Также крохе нравится рассматривать:
- цветные узоры;
- красивую роспись на предметах.
Ребенок с интересом созерцает рисунок ковра, жостовскую роспись на деревянных тарелочках. Для развития зрительных навыков необходимо повесить над кроваткой кусочки ковровых орнаментов и деревянные расписные тарелочки. К шестимесячному возрасту малютка начинает распознавать все цвета радуги!
На что любит смотреть ребенок?
Малыш с удовольствием рассматривает лицо мамы, оно ассоциируется с ласковым голосом, нежными прикосновениями, вкусной едой, комфортом. Уже ко второму месяцу новорожденный точно знает, как выглядит его мама.
Изменения в облике близких людей, такие как, новая прическа, изменение цвета волос, очки, могут напугать ребенка. Он может Вас не узнать, и заплакать.
Дети любят рассматривать мужские лица. Считается, что лица мужчин более четкие, выразительные
Часто малыши с интересом смотрят на «необычную растительность» папы — бороду и усы.
В самом раннем возрасте привлекают внимание ребенка черно белые картинки, их он может разглядывать длительное время, постоянно отворачиваясь и вновь к ним возвращаясь.
Крупные, яркие предметы вызывают повышенное внимание ребенка. Он может смотреть на них продолжительное время.
Можно ли проверить зрения у ребенка самостоятельно
При достижении 3-х лет зрение у ребенка можно проверять в домашних условиях. Таблица имени Орловой — наиболее популярный метод домашнего обследования. В таблице представлены не всем знакомые буквы, а изображения животных, поскольку в 3 года малыш еще не может знать алфавит.
Таблица Орловой – это метод проверки зрения, но для этого нужно сделать распечатки таблицы, после этого расположить ее на линии глаз ребенка в освещенном помещении.
Чтобы проверить функциональность зрения у ребенка в домашних условиях необходимо воспользоваться следующими рекомендациями:
- Перед тем, как начать проверку зрения, нужно ознакомить малыша с таблицей и попросить перечислить все расположенные на ней рисунки. Это сделать нужно обязательно, ведь так ребенок поймет, что от него требуется.
- Проверка зрения дома вызывает у малышей усталость глаз гораздо раньше, чем при осмотре у врача. В таком случае исследование лучше начинать сверху таблицы, при этом показывать только одну картинку из ряда.
- Во время проведения теста один глаз, необходимо закрыть.
- Нужно следить за тем, чтобы ребенок не щурился, мог дать нужный ответ в течение 5-ти минут.
Для проверки уровня остроты зрения у школьника следует использовать другой метод. Все дети школьного возраста знают алфавит, а это значит, что можно использовать таблицу Сивцева. Она является наиболее популярной для проверки зрения в медицинских учреждениях, кроме этого, она дает довольно неплохие результаты. Таблица имеет такую же структуру, как и таблица Орловой, но только вместо картинок расположены буквы. В этом случае, ее используют по такому же принципу:
- попросите ребенка отойти на расстояние 5-ти метров и закрыть один глаз ладонью;
- после этого спросите у него, какие буквы находятся в 10-м ряду;
- в случае если школьник ответил все без ошибок, значит, отклонений нет;
- глаза проверяются по очереди.
Можно самостоятельно сделать подобную таблицу, распечатав ее на бумаге хорошего качества. Подойдет лист формата А4.
Развитие зрительных способностей
В первые дни младенцы не способны долго рассматривать человека или предмет, их глазки как бы скользят по объекту внимания. Постепенно это время увеличивается, но только к четырехмесячному возрасту ребенок способен осознанно задерживать взгляд на заинтересовавшем его предмете.
Если вы хотите создать для своего карапуза идеальные условия для изучения окружающего мира, соблюдайте следующие правила:
– размещайте объект для разглядывания (игрушку, картинку) на расстояние до 25 см от детского лица. Этот принцип действует и для человеческого лица – наклоняйтесь к малышу, улыбайтесь в ответ на детскую улыбку;
– грудничку проще фокусировать взгляд, если он расположен вертикально. Чтобы поиграть в «гляделки» или показать ему что-то интересное, возьмите малыша на ручки, поставив «столбиком» и придерживая головку;
– развесьте над кроваткой погремушки или установите мобиль. Размещать их нужно не напротив малыша, а чуть-чуть сбоку или поближе к ногам. Такое положение помогает сфокусировать взгляд, не создавая нагрузки на детскую шею;
– отслеживайте, как у младенца растут реснички. Часто они отрастают неровно, попадая на роговицу, что при моргании вызывает ее повреждение;
– следите за правильным освещением, однако не оберегайте детские глаза от света. Постоянный полумрак не позволяет развиваться глазным мышцам малыша.
Итак, на распространенный вопрос, когда новорожденный ребенок начинает видеть, специалисты отвечают просто: с момента появления на свет. Однако для полноценного развития этого умения должно пройти несколько месяцев. Лишь в четырехмесячном возрасте малыш начнет различать цвета, узнавать маму и на некоторое время задерживать взгляд на предметах.
Чтобы не переживать о развитии зрительных способностей младенца, посещайте офтальмолога не реже одного раза в квартал. Доктор проследит, как совершенствуется детское зрение, и расскажет, как ухаживать за глазами новорожденного ребенка.
Состояние органов зрения во время рождения
Вскоре после рождения ваш педиатр или неонатолог осмотрит глаза младенца на предмет врожденной катаракты или других серьезных неонатальных болезней глаз новорожденных.
Несмотря на то, что такие болезни являются скорее исключением, лучше их обнаружить и начать лечить на ранней стадии, чтобы уменьшить патологическое воздействие на развитие зрительной системы младенца.
Чтобы защитить глаза ребенка от патогенных бактерий и микроорганизмов, которые могли попасть в них во время прохода через родовой канал и вызвать инфекцию глаз, в них закладывают мазь с антибиотиком
Для нормального развития зрительной системы очень важно раннее предотвращение возможных инфекций глаз
ВАС БЕСПОКОИТ ЗРЕНИЕ ВАШЕГО МАЛЫША? Найти окулиста поблизости.
Родившись, ваш малыш видит предметы только в черно-белом спектре и в оттенках серого. Это связано с тем, что нервные клетки сетчатки и головного мозга, которые отвечают за цветовое восприятие, еще не полностью развиты.
Новорожденный ребенок еще не может фокусировать зрение на расположенных вблизи объектах (нарушение аккомодации). Не стоит волноваться, если вы заметили, что ваш малыш не может “сфокусировать” зрение на каких-либо предметах или на вашем лице. Потребуется время, чтобы он приобрел эту способность.
Несмотря на все эти особенности, исследования показали, что уже через несколько дней после рождения младенец способен отличить лицо матери от лица незнакомого человека.
Ученые считают, что ребенок узнает лицо матери благодаря контрастной линии роста волос. (Во время исследования женщины прикрывали волосы шарфом или шапочкой для плавания, и ребенок не мог отличить лицо матери от лица незнакомого человека.)
Поэтому чтобы стимулировать визуальный контакт, в течение первых недель жизни ребенка не стоит менять прическу или внешний вид.
Еще можно заметить, что у младенцев довольно крупные глаза. Все потому, что обычно у ребенка сначала растет голова, а потом все остальное тело. При рождении глаза ребенка по размеру составляют 65 % глаз взрослого человека!
Возможные проблемы
Заметить что-то неладное можно уже в первые месяцы жизни
Важно следить за реакцией малыша. Ребенок может родиться с нарушениями слуха, при этом он не воспринимает высокочастотные звуки, а слышит только низкочастотные
Тугоухость может быть врожденной или приобретенной.
Не менее распространены патологии зрения у новорожденных, особенно у недоношенных. Это:
- косоглазие;
- врожденная катаракта (помутнение хрусталика);
- ретинопатия (патология развития сосудистой системы глаза);
- врожденная глаукома (повышение внутриглазного давления);
- нистагм (непроизвольное движение зрачками из стороны в сторону);
- птоз (опущение нижнего века).
Заболевания глаз опасны, они могут привести к потере зрения. Большинство врожденных болезней устраняются только оперативным путем.
Что нужно знать родителям о развитии зрения ребенка
Чтобы зрение развивалось правильно, нужно соблюдать некоторые рекомендации:
Обращайте внимание на состояние глаз ребенка; не допускайте присутствия инородных тел: ворсинок, ресничек, слизистых образований.
Любой свет действует как раздражитель, заставляя мышцы глаза активно работать, развивая зрения, поэтому не прячьте глаза ребенка от яркого света, но избегайте прямого попадания солнца на глаза детей.
Для более спокойного состояния перед сном используйте приглушенный свет. На ночь можно оставлять рассеянный свет от ночника.
Зрение детей нужно развивать
Для этого полезно вешать на расстоянии 20-30 см от лица ребенка игрушки, периодически меняя их (разная форма, величина и цвет).
Чаще берите ребенка на руки, показывая предметы вокруг.
Меняйте местоположения ребенка в кроватке, чтобы он не косился в одну сторону постоянно.
Используйте движущиеся предметы, чтобы учить ребенка фокусироваться на предмете в движении.
Чаще меняйте свою мимику в общении с ребенком.
В заключение, стоит сказать, что с помощью зрения человек получает 80% информации об окружающем мире. Умение видеть развивается вместе со способностью узнавать. Но нужно помнить, что ребенок видит окружающий мир иначе.
Известный философ Жан-Жак Руссо говорил, что «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать».
Задача взрослых сделать все, чтобы дать возможность ребенку видеть и воспринимать окружающий мир, создать условия для его нормального развития.
Этапы развития и формирования зрения по месяцам
Маленькие дети не различают предметы, зрение у новорожденных размытое и нечеткое.
Первый месяц жизни
Зрительные способности грудного ребенка с 1-го месяца жизни отличаются от зрения в первые дни жизни. Младенец уже способен выделять из окружающего мира лица родителей пусть даже на размытом фоне. К концу 1-го месяца малыш учиться следить глазами за движущейся игрушкой или прочими предметами, но не более чем в 30-ти сантиметрах от его лица.
Второй и третий месяц
Со 2-го месяца у грудничка происходит развитие центрального зрения. Он уже умеет четко фиксировать взгляд на предметах в 80-ти сантиметрах от него и ближе. В этом периоде у малыша формируется двухмерное восприятие предметов (различает высоту и ширину), но при этом он не различает их по объему для него все вещи плоские.
При достижении 3-х месяцев младенец уже умеет различать оттенки цветов (желтый и красный), также различает контрастные рисунки. К тому же ребенок в 3 месяца уже способен долго задерживать взгляд на рисунке. У него происходит формирование бинокулярного зрения, благодаря чему, ребенок узнает родителей.
Шестой месяц
К 6-ти месяцам малыш различает много цветов, уже дольше фокусирует взгляд, следит за движениями и видит себя в зеркальном отражении, но при этом не понимает, что это он.
Формирование зрения к одному году
В год ребенок способен четко видеть на расстоянии 6 метров, у него повышается уровень остроты зрения, хорошо ориентируется на местности, благодаря этому малыш может делать первые уверенные шаги.
Как привлечь внимание ребенка?
Начните тихо и ласково разговаривать с малышом находясь в поле его зрения, на расстоянии не больше 25 см. Это оптимальное расстояние, на котором видит новорожденный ребенок.
В ваше отсутствие, с тренировкой зрения малыша могут помочь яркие игрушки, расположенные в кроватке или люльке малыша. Закреплять игрушку следует сбоку кроватки или на уровне ножек ребенка.
Чаще всего крутящиеся игрушки с колыбельной вешают прямо над головой новорожденного, что может спровоцировать у него чувство постоянной угрозы, заставляя нервничать.
Зная, как видит новорожденный ребенок, вы всегда сможете оценить его развитие и вовремя заметить опасные сигналы, и обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.
На что нужно обращать внимание
Есть ситуации, которые должны стать поводом для консультации со специалистом. Не стоит сразу переживать, помните — каждый малыш индивидуален, сроки освоения тех или иных навыков у детей могут различаться. Однако лучше посетите педиатра или окулиста, если:
- в три месяца кроха не поворачивает голову в сторону звуков и не следит взглядом за мамой;
- к трем месяцам малыш не реагирует на окружающие предметы, не фокусируется на лицах;
- в возрасте полугода и старше глазки ребенка периодически косят.
Кроме того, можно обсудить с врачом любые другие вопросы, которые возникают по поводу зрения ребенка.
Вероятные проблемы с глазами
Возможные причины проблем со зрением могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью к глазным болезням, инфицированием плода во время пребывания в утробе, воздействием на него радиации, агрессивных химических соединений. Патологии зрительной системы нередко наблюдаются у новорождённых детей, чья мама злоупотребляла при беременности алкоголем, никотином, наркотиками, проходила лечебный курс с запрещёнными лекарственными препаратами.
В грудничковом возрасте встречаются следующие виды нарушений:
- Косоглазие.
- Врождённая форма миопии.
- Дальнозоркость.
- Нистагм.
- Глаукома.
- Птоз.
Косоглазие
Косоглазие (страбизм) может иметь врождённый или приобретённый характер. При наличии данной патологии нормальное положение глазных яблок меняется. Подобное явление связывают с ослабленными глазодвигательными мышцами, неспособными выполнять функцию фиксаторов.
Косоглазие является не только косметическим дефектом – в будущем данное нарушение способно становиться причиной несвоевременного развития ребёнка. Чаще всего специалисты рекомендуют устранять страбизм при первых признаках его развития (методом массажа, гимнастики или выполнения операции).
Врождённая миопия
При наличии врождённой миопии (близорукости) ребёнок рождается с глазными яблоками, имеющими удлинённую форму. В результате имеющегося нарушения изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней.
Близорукие малыши также отстают в развитии от здоровых ровесников – проблематично фиксируют взгляд на предметах, не всегда узнают родителей, могут пугаться частей собственного тела. Современная офтальмология владеет средствами устранения младенческой миопии и в случае её своевременного обнаружения позволяет эффективно пролечить кроху, избавив от проблем в будущем.
Дальнозоркость
Если физиологическая дальнозоркость не исчезает к 6–7 месяцам, её начинают рассматривать как патологическую. При таком заболевании младенец хорошо видит вдали, но не способен ориентироваться в предметах, расположенных в непосредственной близости от него.
Дальнозоркий малыш беспокоит родителей тем, что не рассматривает свои конечности, не реагирует на близко находящиеся игрушки. При этом он хорошо фиксирует взор на предметах, расстояние до которых составляет более 60–70 см.
Нистагм
Отклонение проявляется в непроизвольном движении глазных яблок, возникающем при отсутствии провоцирующих факторов. Данное нарушение возникает в случае недоразвития глазодвигательной мускулатуры, удерживающей глаз в правильном положении. Патология провоцирует трудности с фиксацией взгляда, сосредоточением на каких-либо объектах.
Физиологический нистагм имеет место на протяжении первых 10 дней жизни крохи. Если по истечении данного периода явление сохраняется, стоит показать малыша специалисту.
Глаукома
При глаукоме повышается внутриглазное давление, последствиями чего становятся дегенеративные и дистрофические процессы в глазных тканях, ухудшение зрения. На присутствие этого заболевания указывают:
- помутнение роговицы;
- аномальная реакция зрачка;
- слезотечение при ярком свете;
- отсутствие нормальной фиксации взгляда.
Врождённые формы глаукомы устраняются в процессе хирургического вмешательства. После операции восстановление нормальных показателей зрения происходит на протяжении нескольких месяцев.
Птоз
Нарушение, представляющее собой опущение верхнего века, чаще развивается у недоношенных младенцев. Патология препятствует полноценному обзору, затрудняет отхождение слёзного секрета.
В большинстве случаев глаз с опущенным веком развивается медленнее, острота зрения на нём часто понижается, в уголке скапливаются отложения жира и белка. Для лечения тяжёлых форм птоза применяются хирургические методы, состоящие в уменьшении объёма века, его подрезании и подтяжке внутриглазной мускулатуры.
Наиболее тяжёлым нарушением становится слепота, способная иметь односторонний или двусторонний характер. Иногда восстановить зрительную функцию удаётся благодаря своевременному проведению качественной операции.
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
Как видит грудной ребёнок
Как известно, органы чувств у грудничков функционируют несколько иначе, чем у взрослых людей. Это связано со сложными и длительными процессами адаптации к окружающему миру, через которые проходит маленький человек в процессе своего развития и роста
Особенно важно диагностировать имеющуюся патологию в первые несколько недель жизни: это значительно облегчит дальнейший процесс лечения
Особенности зрительного аппарата новорождённых
В отличие от взрослых людей, дети первых дней жизни видят мир совершенно по-другому. Это определяется некоторыми особенностями развития и строения глазодвигательных мышц, глазного яблока и хрусталика у ребёнка:
- шаровидное глазное яблоко;
- тонкая и нежная роговица, богатая кровеносными сосудами;
- вес глазного яблока не более четырёх-пяти граммов;
- маленькая преломляющая сила роговицы;
- несформированные до конца слёзные протоки;
- отсутствие слёзной жидкости в каналах первые несколько недель жизни;
- малое количество пигмента меланина в радужке;
- узкий зрачок (не более двух миллиметров в диаметре);
- большая кривизна хрусталика, что приводит к искажению зрения и формированию «перевёрнутой» картинки;
- наличие десяти слоёв сетчатки (у взрослого человека их остаётся шесть).
Благодаря особенностям строения детской зрительной системы она является очень уязвимой к внешним воздействиям факторов окружающей среды. Именно поэтому в первые дни жизни малыши довольно часто болеют различными воспалительными и инфекционными заболеваниями глаз (конъюнктивит, кератит), которые могут в будущем серьёзно отразиться на качестве зрения.
Видео: как окружающий мир видят новорождённые дети
Зрение малышей в первые дни жизни
Сразу же после появления на свет зрительная функция новорождённого существенно ограничена. Он может видеть только на тридцать градусов вправо и влево, на десять градусов вверх и вниз. Предметы, находящиеся на расстоянии более одного метра от глаз, не попадут в поле его обзора.
В первые дни жизни новорождённый видит все предметы как расплывчатые пятна
Острота зрения у младенца первых дней жизни гораздо ниже, чем у взрослого. Это объясняется большой преломляющей способностью хрусталика, которая делает всех детей физиологически дальнозоркими. Жёлтое пятно на сетчатке (область наибольшей остроты зрения) сформировано к моменту рождения менее чем на шестьдесят процентов.
Изменения зрения ребёнка в первый месяц жизни
Через десять дней после рождения малыш уже становится способным к фиксации взора на двигающемся объекте в течение нескольких секунд. Обычно врачи рекомендуют начинать в это время первые тренировки с карточками. Месячные малыши лучше воспринимают чёрно-белые узоры и рисунки с крупными картинками, так как клетки сетчатки, воспринимающие цвета, ещё не до конца сформированы.
Зрение младенца второго-третьего месяца жизни
Ко второму месяцу жизни младенец самостоятельно длительно фиксирует взгляд на предмете, его взор становится более осмысленным. Малыш уже ярче реагирует на смену лиц и обстановки. При путешествии на руках у взрослого ребёнок, который уже умеет держать головку, активно осматривается по сторонам, пытается найти ускользающий из поля зрения предмет.
После трёх месяцев жизни активно начинает развиваться цветовоспринимающий аппарат сетчатки. Ребёнку больше нравятся яркие и разноцветные игрушки, нежели чёрно-белые. А также кроха начинает интересоваться формами объектов: водит по ним пальчиком, рисует узоры в воздухе. К полугоду малыш пытается самостоятельно познавать мир, активно осматривает предметы окружающей обстановки, фиксирует на них взгляд и просит родителей подать ему те или иные игрушки.
Чего категорически не надо делать.
Какими должны быть приоритеты родительницы в первые 12-15 недель материнства? Чему в первую очередь нужно научиться? На что обращать самое пристальное внимание? Вы подумали о режиме дня? Или об „искусстве кормления и одевания» новорожденного? Вспомнили дорогущую книгу „Энциклопедия материнства», которую так и не решились купить (стало быть, зря, если речь пойдет об учебе)? Дорогие мамы, сегодня речь не об этом! В самые первые дни, недельки, месяцы — самое главное, чего категорически не надо делать:
— не бойтесь своего малыша („Боже, он такой малюсенький и хрупкий, он совсем не похож на рекламных щекастень-ких ангелочков…») — вам сейчас вполне по силам дать ему все необходимое!
— не считайте себя неопытной, неумелой, неловкой в отношении с собственным ребенком — поверьте, вы именно тот человек, который способен лучше всех справиться с вашим малюткой!
— не полагайтесь на мнение родственников и подруг (даже тех, кто „уже вырастил своих троих»), а также на сведения, почерпнутые из самых современных книг, — все навыки, которые нужны матери, у вас есть от природы!
— не погрязните в скрупулезном соблюдении „мелочей быта» и режима дня, доводя себя до изнеможения — приоритетная задача вашего материнского триместра состоит в том, чтобы прислушаться, присмотреться к своему крохе, прочувствовать его. Каков он, ваш масик? Как он ведет себя в разных ситуациях, когда ему дискомфортно-тревожно и приятно-спокойно (это два базовых состояния новорожденного малютки)? Как детка „сигналит» вам об этом и каким образом вы, мама, можете влиять на его состояние? Подобная исследовательская работа поможет в эволюции знаменитой материнской интуиции — явлении многогранном, многоликом и по сей день непостижимом, которое позволит вам не только чувствовать своего ребенка (иногда даже на расстоянии от него!), но и собственным эмоциональным состоянием влиять на переживания и самочувствие крохи.