Как реагировать и бороться с капризами ребенка (ребенок от рождения до 1 года)

Слезы тщетности

Существует такое понятие, как слезы тщетности. Это своего рода инструмент, который позволяет ребенку справляться с осознанием и принятием того, что невозможно изменить, с запретами и границами.

Согласитесь, что все разрешать и позволять ребенку просто невозможно, да и не правильно. Малыш должен с раннего возраста знать и понимать, что есть вещи, которые делать нельзя.

Слезы тщетности как раз и помогают малышу принять это. А ваше дело понять это и быть в этот момент рядом. Какое-то время истерика будет продолжаться, но со временем начнет стихать, перейдет в тихий плач, затем останутся только всхлипывания и, наконец, все прекратится.

Развиваем речь

Еще одна серьезная проблема этого возраста – сказать хочется много, но пока не получается. В ваших же интересах целенаправленно заниматься развитием речи ребенка

Очень важно постоянно комментировать вслух свои действия и действия ребенка, называть вещи своими именами (не «запихнем эту штуковину во-о-н туда», а «положим карандаш в коробку»)

Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своим опытом и впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: “Я увидел машину, посмотри и ты на нее!”. Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке.

Отнеситесь с пониманием к потребностям своего годовалого карапуза, помогите ему удовлетворить свои самостоятельные устремления, не подавляйте его инициативу и экспериментаторские способности, это очень важно для развития личности. Кризисы приходят и уходят, значит, нужно учиться спокойно с ними справляться!. Инесса Смык

Инесса Смык

По материалам журнала «Мой Кроха и Я»

Переутомление

Еще в младенчестве ребенок показывает своим плачем, что ему что-то не нравится

Это могут быть колики, голод, жажда, недосыпание, желание получить внимание родителей. Когда малыш подрастает, он учится словами доносить до взрослых свои потребности

Но именно усталость остается тем видом дискомфорта, который большинство детей дошкольного возраста не осознают.

Малыши, которые привыкли ложиться спать в определённое время, например, в 10 часов вечера, могут начать капризничать уже в 8 вечера, если ранее набегались на детской площадке или много гуляли пешком в течение дня. В подобной ситуации ребенок сам не осознает, почему у него вдруг испортилось настроение. Переутомление и избыток эмоций являются неочевидной, но частой причиной капризов маленьких детей.

Какие еще бывают неврозы

Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия. 

Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия. 

Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:

  • невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
  • истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
  • ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
  • невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
  • депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
  • логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
  • энурез – непроизвольное мочеиспускание;
  • сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
  • анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения. 

Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.

Осложнения при детской истерии

Следствием детских истерик являются психологические и физические осложнения. Во время приступов ребенок может нанести себе вред – удариться, поцарапаться, получить ушиб

Важно, чтобы родители научились правильно реагировать на подобное проявление, а иначе ребенок будет постоянно прибегать к такому методу для достижения своих целей

Ближе к подростковому возрасту могут сформироваться истерические черты: демонстрации, инфантильность, желание привлечь внимание, зависимость от чужого мнения. Слезы и крики трансформируются в истерический невроз, который проявляется физиологическими дисфункциями и эмоциональными переживаниями. 

Осложнения подростковой истерии грозят отсутствием нормальной интеграции в обществе. Подростку, привыкшему добиваться всего путем слез и истерик, будет сложно наладить здоровые отношения с окружающими. Частые перепады настроения и отсутствие целеустремленности, в дальнейшем сделают невозможным устройство на высокооплачиваемую работу и создание крепкой, счастливой семьи. 

Некоторые родители ошибочно воспринимают истерию за проявление подросткового бунта. Иногда дети вырастают, начинают учиться, строить планы, и проблема уходит сама, но в большинстве случаем без помощи специалиста не обойтись. Грамотный врач подскажет, как правильно вести себя с ребенком, назначит при необходимости успокаивающие лекарства. 

Родителям следует посетить невролога, если приступы истерики у ребенка продолжительные и сопровождаются обмороками, ночными кошмарами, рвотой, вялостью и одышкой.

Типы детской истерии

Специалисты выделяют следующие типы истерии у детей, которые имеют разную симптоматику и выраженность.

  • Истерический паралич. Сопровождается потерей или снижением мышечной силы в конечностях, что приводит к деактивации движений.
  • Истерическая потеря чувствительности. Ребенок испытывают онемение и боль на некоторых участках кожи.
  • Истерическое нарушение походки. Больной испытывает способность ходить, а все попытки встать на ноги заканчиваются раскачиванием из стороны в сторону.
  • Истерическая слепота. У ребенка теряется способность видеть либо одним, либо двумя глазами.
  • Истерическая глухота. Пациент перестает слышать на одно или 2 уха.
  • Истерический припадок. Сопровождается непроизвольными движениями рук и ног, иногда заканчивается обмороком.
  • Истерический мутизм – нарушение речи. Ребенок перестает внятно говорить, либо вовсе теряет речь.
  • Истерическая амнезия. Характеризуется кратковременной потерей памяти.
  • Истерическая кома. Ребенок теряет сознание, не реагирует на внешние раздражители и отклик, не открывает глаза. Без сознания пациент может находиться от нескольких минут по нескольких дней. 

Манипуляция родителями

Маленькие дети порой те еще хитрецы – многие из них используют собственные капризы, для того чтобы повлиять на решения взрослых. Будь то покупка новой игрушки или желание задержаться на детской площадке – немало родителей соглашается с ребенком, лишь бы он не плакал.

Конечно же, такой подход вреден, в первую очередь, для самого ребенка. Постоянно получая желаемое через слезы, малыш растет эгоистом, что в дальнейшем плохо скажется на взаимоотношениях с другими детьми. Родители должны ставить определенные рамки, не позволять ребенку манипулировать собой. Это позволит не только вырастить детей послушными, но и научить их договариваться со старшими, отстаивать свою позицию словами, а не слезами и истериками.

Капризы малышей до года

Для того, чтобы вникать в суть дела, необходимо понять психологические особенности малышей до первого года жизни. И тут необходимо начинать с самого начала, чтобы вся картина была ясной.

  1. Кризис новорожденности – один из самых важных этапов в жизни ребенка, является данный кризис, который проявляется со дня рождения до 2 месяцев. Этот кризис является нормой, и основной его признак — это потеря веса младенца.
  2. Младенческий возраст – это второй важный этап в жизни малыша, который длится от 2 месяца до 1 года. Это тот период, когда кроха общается благодаря своим эмоциям. И во время этого этапа родители должны много времени проводить и уделять общению с малышом. Несмотря на то, что этот этап сам разделяется на разные этапы, все же основной нуждой малыша тут остается связь и общение с родителями. Когда ребенок много плачет, все время издает звуки – это верный признак того, что он хочет общаться. Данный кризис проходит с появлением речи у ребенка.

Это 2 основных кризиса, которые встречаются у ребенка до 1 года жизни. Теперь посмотрим, нужно ли беспокоиться и придать серьезность детским капризам, которые появились до 1 года.

Ночные истерики

Если большинство истерик у ребенка происходят ночью, это – повод задуматься над тем, как проходит ваш день (обратите также внимание на статью Ребенок просыпается ночью и не спит>>>). Слишком сильные эмоциональные и двигательные нагрузки могут истощать ребенка, но как сказать вам об этом он не знает

Начинаются трудности с засыпанием и ночные истерики в 1 год. Смотрите на режим дня ребенка

Слишком сильные эмоциональные и двигательные нагрузки могут истощать ребенка, но как сказать вам об этом он не знает. Начинаются трудности с засыпанием и ночные истерики в 1 год. Смотрите на режим дня ребенка.

Важно! Если вы не укладываете ребенка спать своевременно, к вечеру переутомление достигает предела и, чтобы сбросить нагрузку, ребенок будет уходить в истерику. Проблемы сна и выстраивание правильного режима дня для годовалого ребенка мы разбираем в рамках курса Как улучшить сон ребенка: учим ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>

Проблемы сна и выстраивание правильного режима дня для годовалого ребенка мы разбираем в рамках курса Как улучшить сон ребенка: учим ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>

Рассуждение

Воспитание это то, чему во все времена учили и учат своих детей родители. Основа человеческой жизни и залог ее успеха. Перечень правил и норм, которых нужно придерживаться. Зачем они и какова их роль в жизни человека расскажем далее.

Детям всегда кажется, что их родители требуют от них слишком много и то, что им вроде бы как не нужно, но только в сознательном возрасте мы понимаем и объясняем себе их поведение. Воспитание, оно длится на протяжении многих лет, родители объясняют своим чадам определенные правила, которым они должны следовать.

Каждый из нас мечтает быть счастливым человеком, иметь все, чего так хочется, но для этого следует самому научиться многому. Помимо профессионального направления, необходимо база – это воспитание, в которое входит и жизненные ценности, психология, морали и взаимоотношения. Психология человека устроена таким образом, что нас привлекают к себе именно те люди, которые разделяют с нами наши жизненные позиции, но и воспитание ту играет не последнюю роль. Ведь намного приятнее общаться с человеком, обладающим базовыми манерами поведения, который умеет общаться и обращаться с окружающими его людьми.

Воспитание человека играет огромную и иногда решающую роль в его социальной позиции, ведь в этом слове содержится несколько понятий. Воспитание: формирование личности, интеллектуализация (развитие собственного видения картины мира), эстетическое воспитание (креативность, критическое мышление и другие гуманистические ценности), развитие физического плана (сохранение и укрепление здоровья) и наконец-то трудовое воспитание (желание работать и зарабатывать). Все эти составляющие в итоге формируют вполне состоявшуюся личность, которая сможет здраво функционировать в обществе.

Правильное воспитание должно осуществляться в спокойной, теплой и наполненной любовью обстановке, и только тогда оно покажет свои позитивные плоды.

Истерики детей

Такие неприятные явления как истерика у малыша могут наблюдаться в тех случаях, когда родители выбирают авторитарный стиль воспитания и часто ставят запреты перед ребенком. Однако родители должны понимать, что у малыша есть естественный интерес. Ведь в течении года он был »взаперти» в своем манеже или коляске. Каждый день он видел одно и тоже, а теперь он уже может ползать и изучать все больше и больше вещей. Он с каждым днем расширяет свой кругозор, для него все ново и интересно. И хотя многие вещи вокруг могут для него быть жизненно опасными, сам малыш этого не знает и не понимает. И так как он не знает что такое опасность, он не только смотрит, но и хочет трогать тот или иной предмет, почувствовать какой вкус у него и тому подобное. И тут-то, родители с ужасом и криками набрасываются на ребенка и грубо отбирают предмет из его рук. Такая реакция родителей не только не понятна для малыша, но и вызывает ответную реакцию в виде капризов и истерии. Ведь он не имеет другого инструмента, кроме крика и плача для выражения своего недовольства и возмущения.

Такая реакция, или как родители часто ошибочно называют ее »истерика», не что иное, как призыв разрешить ему удовлетворить свою естественную потребность: познать окружающий мир. Когда малыш уже увидел, что вокруг него есть столько нового, успокоить его при помощи старых игрушек или же возвращением в манеж немыслимо.

Конечно, безопасность ребенка важнейшая вещь и поэтому, по мере взросления малыша, нужно продумать как безопасным способом удовлетворить естественную потребность своей крохи в познании мира. Для этого уберите с доступных для малыша мест все те предметы, которые могут навредить ему. Пускай вокруг него будут лишь те предметы, которые малыш может потрогать, попробовать на вкус, не нанеся вреда для себя. Небольшая переделка в квартире подарит вашему малышу искреннюю радость и море удовольствий и вы забудете о капризах или истерии малыша.

Самой распространенной проблемой и капризом у детей – это каприз вечернего сна. Ребенку уже пора спать, а он хочет есть, пить, играть или же смотреть мультики. Тут криками делу не поможешь. Отличным решением будет выработка специальных »ритуалов», которые будут сигналом для ребенка о том, что уже приближается время сна: например, просмотр программы »спокойной ночи, малыши» и тому подобное. И еще, отличным способом является за час до сна убрать все активные игрушки и прекратить активные игры ребенка.

Мирись, мирись и больше не дерись!

А теперь давайте представим себе, что будет на нашей пленке после истерики. Когда ребенок успокоится, обсудите с ним, что произошло. Расскажите о своих чувствах во время скандала: как вам было стыдно, неприятно, но вы рады, что он, наконец, смог взять себя в руки. Объясните, что таким способом он не сможет добиться желаемого результата. Когда вы оба остынете, обязательно помиритесь. Для малыша этот нехитрый ритуал означает переход к новому, спокойному состоянию.

А потом как-нибудь попробуйте проиграть разные формы поведения с игрушечными человечками – сначала пусть малыш «озвучивает» игрушку-ребенка, а вы – маму, а потом поменяйтесь местами. В игре покажите, к чему приводит то или иное поведение, и на наглядном примере малыш сам сделает соответствующие выводы.

Инесса СМЫК

По материалам журнала «Домашний очаг»

Категории

  • Анализы и диагностика(0)
  • Беременность и роды(86)
  • Бесплодие(3)
  • Болезни сосудов(1)
  • Болезни уха, горла, носа(0)
  • Гастроэнтерология(1)
  • Генетика и прогнозы(8)
  • Гинекология(19)
  • Глазные болезни(0)
  • Диетология(1)
  • Диетология и грудное вскармливание(49)
  • Иммунология(3)
  • Инфекционные болезни(0)
  • Кардиология(3)
  • Кожные болезни(5)
  • Косметология(1)
  • Красота и здоровье(0)
  • Маммология(12)
  • Маммология для Пап(1)
  • Наркология(4)
  • Нервные болезни(0)
  • Онкология(9)
  • Онкология для Папы(3)
  • Ортопедия(0)
  • Педиатрия(76)
  • Первая помощь(0)
  • Пластическая хирургия(0)
  • Половые инфекции(0)
  • Проктология(1)
  • Психиатрия(0)
  • Психология(16)
  • Психология для Папы(6)
  • Пульмонология(0)
  • Ревматология(0)
  • Репродуктивная система мужчины(4)
  • Сексология(0)
  • Спорт, Отдых, Питание(4)
  • Стоматология(0)
  • Счастливое детство(18)
  • Урология и андрология(7)
  • Хирургия(1)
  • Эндокринология(0)

Как перехитрить капризулю?

Большинство родителей пытается отучить своих малышей капризничать. Существует несколько способов перехитрить и успокоить маленького капризулю:

Поговори со мной, дружок! Когда все доводы исчерпаны, а ребенок еще капризничает, попробуйте подключить подставное лицо. Любимая игрушка малыша – лучший помощник. Возьмите в руку зайчика или мишку, заговорите от его имени: «Привет, малыш! Ты такой грустный! Мне тоже грустно, пойдем гулять?» После пары предложений малыш начнет прислушиваться. Это самый легкий способ прекратить капризы двухгодовалого ребенка.

Меняйте тему. Если вы чувствуете, что назревает протест и малыш отчаянно не хочет что-то делать, не нужно бороться, лучше просто смените тему. Спросите у малыша, с кем он играл на площадке, о новых друзьях, интересных куличиках, вспомните про собаку

Пары минут увлеченного разговора достаточно, чтобы переключить внимание, а потом снова вспомнить о водных процедурах.

Альтернативные методы

Когда стандартные способы успокоить малыша не помогают, можно попробовать что-нибудь новое. Есть и альтернативные методы предотвратить истерики:

  1. Все наоборот. Наилучший способ угостить малыша чем-нибудь полезным – сказать, что есть это никак нельзя. Например, как угостить ребенка рыбкой? Под любым предлогом заманить чадо на кухню и сделать вид, что вы его не замечаете, но при этом что-то едите. Увидев малыша, спрячьте тарелку. Такие действия наверняка заинтересуют ребенка и проявят интерес к еде. Хотите повести ребенка в парк – говорите, что в парк сегодня никак нельзя. Так вы сможете предупредить капризы своего ребенка.
  2. Праздник непослушания. Тяжело постоянно жить под запретами. Время от времени устраивайте ребенку праздники. В один из выходных сообщите ребенку, что сегодня он может делать все что угодно. В этот день согласуйте с ребенком меню, время и место прогулки, по возможности подарите небольшой презент. Вечером поговорите с малышом по душам, спросите, понравился ли ему сегодняшний день. Пообещайте устраивать такие праздники один раз в неделю, но при условии, что в остальные дни малыш будет слушаться (рекомендуем прочитать: почему ребенок не слушается и что делать?). Капризы маленького ребенка будут становиться более редкими .
  3. Бои подушками. Капризный ребенок не может выплеснуть негативные эмоции. Если выхода из ситуации нет, вызовите ребенка «на бой» Для этого понадобятся 2 небольшие подушки или мягкие игрушки. С помощью пятиминутной «драки» малыш выплеснет агрессию, все обиды будут забыты.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как быть, если ребенок плачет в детском саду?

Следуя этим правилам и ориентируясь на настроение малыша, мама всегда сможет договориться с маленьким капризулей. Справляться со вспышками упрямства в самом начале гораздо легче, чем успокоить чадо после истерики.

Кое-что напоследок

Но в то же время нельзя переусердствовать. Если вы все время будете строги к ребенку, то он закроется от вас навсегда.

Для того, чтобы ваш ребенок был спокойнее нужно больше времени проводить на прогулке. К тому же для них важным является составление и соблюдение режима. К тому же не забудьте, что если в семье будет неспокойная атмосфера, то это не может не сказаться на ребенке.

Если ваш ребенок делает что-то новое, или же что-то хорошее, то нужно хвалить его за это. Показывайте малышу, что он важен для вас. Пусть он увидит, что вы внимательны к нему и к его успехам. И скоро вы увидите, как изменяется поведение вашего малыша и каким он становится спокойным, добрым и главное, без капризов.

Источники

  • Gaussoin SA., Espeland MA., Beavers DP., Casanova R., Garcia KR., Snively BM., Shumaker SA., Wallace RB., Rapp SR. Dementia outcomes after addition of proxy-based assessments for deceased or proxy-dependent participants. // Int J Geriatr Psychiatry – 2019 – Vol34 – N10 – p.1403-1411; PMID:31034676
  • Noordin S., Allana S., Masri BA. Establishing a hospital based fracture liaison service to prevent secondary insufficiency fractures. // Int J Surg – 2018 – Vol54 – NPt B – p.328-332; PMID:28919380
  • Merlo S., Spampinato SF., Sortino MA. Estrogen and Alzheimer’s disease: Still an attractive topic despite disappointment from early clinical results. // Eur J Pharmacol – 2017 – Vol817 – NNULL – p.51-58; PMID:28577965
  • Pines A. Alzheimer’s disease, menopause and the impact of the estrogenic environment. // Climacteric – 2016 – Vol19 – N5 – p.430-2; PMID:27327261
  • Haring B., Wu C., Coker LH., Seth A., Snetselaar L., Manson JE., Rossouw JE., Wassertheil-Smoller S. Hypertension, Dietary Sodium, and Cognitive Decline: Results From the Women’s Health Initiative Memory Study. // Am J Hypertens – 2016 – Vol29 – N2 – p.202-16; PMID:26137952
  • Fischer B., Gleason C., Asthana S. Effects of hormone therapy on cognition and mood. // Fertil Steril – 2014 – Vol101 – N4 – p.898-904; PMID:24680649
  • Pines A. Surgical menopause and cognitive decline. // Climacteric – 2014 – Vol17 – N5 – p.580-2; PMID:24502814
  • Haring B., Leng X., Robinson J., Johnson KC., Jackson RD., Beyth R., Wactawski-Wende J., von Ballmoos MW., Goveas JS., Kuller LH., Wassertheil-Smoller S. Cardiovascular disease and cognitive decline in postmenopausal women: results from the Women’s Health Initiative Memory Study. // J Am Heart Assoc – 2013 – Vol2 – N6 – p.e000369; PMID:24351701
  • Wharton W., Gleason CE., Miller VM., Asthana S. Rationale and design of the Kronos Early Estrogen Prevention Study (KEEPS) and the KEEPS Cognitive and Affective sub study (KEEPS Cog). // Brain Res – 2013 – Vol1514 – NNULL – p.12-7; PMID:23603409
  • Maki PM., Henderson VW. Hormone therapy, dementia, and cognition: the Women’s Health Initiative 10 years on. // Climacteric – 2012 – Vol15 – N3 – p.256-62; PMID:22612612

Профилактика истерик

Если вы задумываетесь о том, как отучить ребёнка в два-три года от истерик и от капризов, то стоит заняться профилактикой: развитием эмоционального интеллекта у малыша.

Эмоциональный интеллект — это базовый навык, который помогает договариваться, находить новых друзей, устанавливать крепкие взаимоотношения. От развития этого навыка зависит не только будущее ребёнка, но его настоящее: как быстро ему удаётся возвращать гармоничное состояние «здесь и сейчас».  

Как родители могут влиять на развитие эмоционального интеллекта? 

1. Называть эмоции ребёнка.

Когда ребёнок злится, грустит, испытывает фрустрацию или другие сложные эмоции, ему сложно понять, что с ним происходит

Поэтому так важно обозначать эмоцию, называть её. А не просто говорить, что малыш «капризный

Профилактикой является называние любой эмоции, которую ребёнок проижвает сам или видит у кого-то. Это научит ребёнка узнавать эмоции и справляться с ними. Например, выражать свои эмоции словами, а не криками и валянием на полу.

Называть детские эмоции можно даже тогда, когда малышу ещё нет года.

2. И свои эмоции тоже.

Вспомните, как вы сами ведёте себя, когда рассержены? Кричите, швыряете на пол посуду, топаете ногами? Родитель даёт пример выражения эмоций, поэтому мамам и папам стоит в первую очередь начать работу в сфере эмоционального интеллекта с себя. 

Идеальный вариант — если вы рассердились, то обозначить это словами: «Я сейчас очень зла!» Если уже успели покричать, то объясните ребёнку произошедшее постфактум: «Моя любимая ваза разбилась. Я расстроилась, рассердилась и закричала».

Когда родитель сам себе запрещает злиться и грустить, то даёт ребёнку ложную модель поведения. Например, в случае, если ребёнок ведёт себя неприемлемо, а мама улыбается — малыш не получает адекватную обратную связь.

3. Исключить все варианты насилия над ребёнком и над другими членами семьи.

Шлепки и подзатыльники тоже считаются. Даже если ребёнок в два-три года в запале злости и негодования ударил маму, а мама в ответ толкает или даёт подзатыльник — она, по факту, легализует насилие. Ребёнок «впитывает» действия родителей и повторяет их, поэтому если мама «дерётся», то малышу сложно будет объяснить, почему это запрещено ему. Так отучить от истерик не получится.

4. Проявлять эмпатию, когда ребёнок испытывает любые эмоции.

Если он радуется, порадуйтесь с ним и объясните ситуацию: «Ты радуешься, потому что мы идём гулять в парк, и я тоже очень рада!» Можно обсудить с ребёнком его капризы в ситуации из прошлого. «Помнишь, как ты уронил формочку с песком? Ты выглядел очень расстроенным. Что ты тогда чувствовал?»

5. Обсуждайте поведение персонажей в книгах.

Например: «Как ты думаешь, почему Конни толкнула свою подругу Юлию? Наверное, Конни очень обиделась на Юлию. Но теперь Юлия не хочет играть с Конни. Что же девочке делать?». Можно обсудить, как мог бы повести себя герой, или вспомнить, как сам ребёнок вёл себя в похожих обстоятельствах.

6. Учите малыша выражать эмоции без ущерба для других людей и для окружающей среды.

Можно говорить так: «Твоя злость сейчас очень-очень сильная! Давай вместе потопаем ногами или побьём подушку. Ух, как ты злишься!»

7. Читайте книги, посвящённые эмоциям.

Такие книги есть и детские, их можно читать вместе с малышами; и взрослые, они предназначены для родителей.

Список книг об эмоциональном интеллекте для взрослых

  • Дэниел Гоулман. «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ».
  • Джон Готтман, Джоан Деклер. «Эмоциональный интеллект ребёнка
  • Эмбер и Энди Анковски. «Что у него в голове?».
  • Юлия Борисовна Гиппенрейтер. «Общаться с ребёнком: как?».
  • Симонов Павел Васильевич. «Эмоциональный мозг». 
  • Джоанна Фабер, Джули Адэр Кинг. «Как говорить, чтобы маленькие дети вас слушали. Руководство по выживанию с детьми от 2 до 7 лет».

Список книг об эмоциональном интеллекте для детей

В три года: 

Русе Лагеркранц, Эва Эриксон. «Моя счастливая жизнь» (изд-во «КомпасГид»).

«Энциклопедия для самых маленьких. Эмоции» (изд-во «Русское слово»).

«Мои эмоции. Главная книга малыша» (изд-во Clever).

В 4 года:

Ю. Б. Гиппенрейтер. «Психологические игры и занятия с детьми».

В 5 лет:

Оскар Бренифье. «Что такое чувства?».

Рабочие тетради для школьников:

Наталья Ремиш. «Это мои эмоции» (изд-во «Поляндрия»).

Виктория Шиманская. «Где живут эмоции» (изд-во МИФ).

Причины детской агрессии

В младшем возрасте причиной детской агрессии чаще всего становится желание ребенка познать мир и выяснить реакцию окружающих на свое поведение. Поэтому, если он видит со стороны родителей и свидетелей драки осуждающую реакцию, то быстро понимает, что он ведет себя неправильно. А вот неоднозначная реакция (например, родители – умиляются, родственники обиженного ребенка – негодуют, а противник – дает сдачи) заставляет малыша почувствовать себя растерянным и проводить свой эксперимент снова и снова.

Однако, если любознательность ребенка можно отнести к здоровой агрессии, которая легко поддается коррекции, то неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье может стать причиной настоящей агрессивности, являющейся по своей сути психологическим заболеванием. Причиной такой агрессии может стать чрезмерная опека, невнимательность или безразличие со стороны родителей, которые являются следствием:

  • “нежеланности” ребенка – дети очень тонко чувствуют отношение родителей к себе, и даже самый незаметный жест или интонация, свидетельствующая о том, что ребенок появился на свет случайно, заставляет малыша любым способом (в том числе, и агрессивным поведением) доказывать, что он имеет право на существование.
  • враждебности – достаточно часто родители “перекладывают” на ребенка вину за собственные неудачи в жизни (например, если из-за ребенка приходится уйти с любимой работы или из семьи уходит один из супругов), в результате чего ребенок приходит к мысли, что мир вокруг него агрессивен и враждебен, а значит, нужно защищаться.
  • отсутствии эмоциональной связи в семье – когда родители часто ссорятся между собой на глазах у ребенка, его жизнь напоминает существование на дремлющем вулкане, который может начать извержение буквально в любую минуту, и это “включает” в малыше защитный механизм, проявляющийся в агрессии.
  • чрезмерного контроля – безмерная опека и желание во всем руководить жизнью ребенка приводит к тому, что малышу приходится постоянно подавлять в себе гнев и раздражение, которые накапливаются и в какой-то момент выплескиваются в неконтролируемом приступе агрессии.

Кроме того, специалисты отмечают целый ряд “личных” причин для проявления агрессии ребенка, которые возникают в результате:

  • подсознательных переживаний – как правило, передаются ребенку от беременной матери, которая чрезмерно беспокоилась о безопасности малыша, еще в период внутреутробного развития (другими словами, ребенок появляется на свет без уверенности в собственной безопасности).
  • личного опыта – характерно для неблагополучных семей, где на глазах у ребенка один из родителей ведет себя очень агрессивно как по отношению к самому ребенку, так и по отношению к окружающим.
  • заниженной самооценки – ребенок недоволен собой (как правило, в результате отсутствия любви, внимания и поощрений со стороны родителей), и пытается “возвысить” себя в своих глазах путем агрессивного отношения ко всему миру.

Еще раз про колики

Еще одна распространённая причина плача у новорожденных – это кишечные колики. Колики проявляются не только криком. Также характерные симптомы: поджимание ножек, или наоборот – младенец выгибается дугой; метеоризм и вздутие. Одна из самых популярных версий о природе колик – это незрелый желудочно-кишечный тракт ребенка.

Какого-либо лечения кишечные колики не требуют. Как правило, они проходят сами после 3 месяцев.

Однако можно воздействовать на симптоматику явления:

  • использовать газоотводную трубочку. Например, трубочки Windi, применение которых сразу дает облегчение 
  • дать малышу суспензию от вздутия (только после консультации с врачом)
  • положить ребенку на животик теплый компресс

Для профилактики колик и не только, перед каждым кормлением педиатры рекомендуют выкладывать малыша на животик. Начинать следует с нескольких минут, и постепенно увеличивать время до 10-15 минут. А после кормления кроху обязательно нужно поносить вертикально, чтобы из желудка вышел воздух, который мог попасть туда с пищей.

Кроме того, причиной плача может стать и само кормление. Так, например, если новорожденный находится на смешенном или искусственном вскармливании, то причиной его крика может стать дискомфорт в пищеварительной системе. Чаще всего виной этому является неправильно подобранная смесь.

Подробнее о смешанном вскармливании можно прочитать в нашей статье «Смешанное вскармливание: что важно знать маме?».

Врачи, которые следят за современными тенденциями в педиатрии, рекомендуют давать новорожденным смесь на основе козьего молока.

Во-первых, потому что козье молоко по своему составу ближе всего к грудному. А значит, проще переваривается детским организмом, нагрузка на незрелую систему пищеварения минимальная. Безопасным и лучшим выбором в этом случае будет смесь Кабрита на основе фермерского козьего молока. Смесь производится в Нидерландах.  По данным научных публикаций Кабрита обогащена жировым комплексом, богатым бета-пальмитатом, который, кроме того, что улучшает продолжительность и качество сна ребенка, также сокращает длительность и интенсивность плача.

Проявления заболевания

При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство

Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. 

Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах

Его самооценка занижена либо находится на нуле

Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.

Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.

Симптомы неврастении у детей:

  • повышенная нервная истощаемость;
  • рассеянность;
  • неуверенность в себе;
  • нарушение концентрации, внимания;
  • недовольство, капризность;
  • суетливость;
  • возбужденное состояние;
  • приступы агрессии;
  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушение режима сна. 

При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует. 

Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий