Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка, ошибки и советы

Ошибки родителей гиперактивных детей

Боязнь психиатров

Если избегать консультации психиатра, теряется время, когда ещё можно скорректировать симптомы, и в итоге
адаптация
ребёнка нарушается. Иногда родители ведут чадо к неврологу, которые не лечит СДВГ. Он может лишь назначить
общеукрепляющую терапию, но она не поможет купировать симптомы СДВГ.

Детям со СДВГ требуется психотерапия, иногда даже семейная психотерапия и специальная медикаментозная поддержка,
которую может назначить только врач-психиатр.

Агрессивное отношение к ребёнку

Порой родителям стыдно за поведение детей, и они начинают ругать их, иногда даже применяя физическое насилие. Но
такой подход не помогает: чадо становится гипервозбудимым, не слушается, впадает в истерику. В итоге происходят
скандалы дома, все нервничают, и ситуация ухудшается.

Гиперопека

Всепоглощающий контроль родителей в принципе отрицательно влияет на ребёнка. А для детей со СДВГ это вовсе
критично.
Безусловно, переживания родителей оправданы, но их тревожность всегда передаётся детям, а на фоне СДВГ она
только
ухудшает картину основного синдрома.

Потворствующее воспитание

Если же ребёнок растёт во вседозволенности, в нём воспитывается эгоцентризм, эгоизм и ощущение, что весь мир
вертится вокруг него. Такие дети, как правило, не понимают слова «нет». Без рамок и ограничений у детей
стираются
необходимые границы между ними и родителями.

Как вести себя с ребенком с СДВГ?

Помимо медикаментозной терапии, врач назначит коррекцию поведения родителей малыша. Это:

  • избегание слишком завышенных требований к ребенку;
  • соблюдение режима дня;
  • частые похвалы малыша;
  • обучение ребенка правильным взаимоотношениям со сверстниками;
  • знакомство малыша с социальными нормами в игровой форме.

Родители должны стараться создавать для ребенка те ситуации, в которых он сможет показать самые сильные стороны. Для этого лучше использовать различные игры, в которых двигательная активность сочетается с моментами спокойного состояния.

Скорректировать поведение гиперактивного ребенка помогает плавание, лепка, танцы. Но без медикаментозного лечения также не обойтись.

Причины гиперактивности

Гиперактивность ребенка является расстройством развития поведенческого характера. В медицине такая особенность называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Причиной такого отклонения врачи считают неблагоприятное развитие детей внутри материнской утробы, а также тяжелые роды у женщины.

К остальным причинам, способствующим тому, что малыш становится гиперактивным, относятся:

  • поражение мозга плода на последних сроках беременности, во время родов, а также в первые недели после появления малыша на свет;
  • прием беременной женщиной сильнодействующих лекарств, снотворных и гормональных препаратов;
  • появление на свет посредством кесарева сечения;
  • мозговые дисфункции минимального характера у малыша;
  • некоторые нарушения, произошедшие у младенца в грудничковом возрасте;
  • беременность женщины, протекающая с осложнениями, сильным токсикозом, инфекциями и частыми стрессами.

Такие нарушения влияют на психическое развитие ребенка. Малыш, может, и хотел бы вести себя хорошо и послушно, но не может этого сделать. В группу риска также входят детки, которые с рождения находятся на искусственном вскармливании, а также родившиеся недоношенными и с маленьким весом.

Иногда провоцирующим фактором становится наследственность. Если кто-либо в роду отличался повышенным беспокойством и возбудимостью, тогда существует риск того, что младенец тоже столкнется с гиперактивностью.

Как лечить гиперактивность у детей

В настоящее время лечение гиперактивности осуществляется путем применения ряда процедур и медикаментов, направленных на уменьшение симптомов синдрома. Лечение включает в себя лекарственные препараты, различные виды психотерапии, диеты и комбинации методов.

Для лечения гиперактивности у детей медикаментозным или традиционным методов используются стимуляторы, которые поддерживают деятельность головного мозга, тренируя память и внимание. Назначение не стимулирующих препаратов способны уменьшить симптомы гиперактивности, снизить импульсивность ребенка, улучшить способность сосредотачиваться на конкретной задаче

Лекарства также могут улучшить физическую координацию. Принимать лекарственные препараты следует только под пристальным контролем лечащего врача

Назначение не стимулирующих препаратов способны уменьшить симптомы гиперактивности, снизить импульсивность ребенка, улучшить способность сосредотачиваться на конкретной задаче. Лекарства также могут улучшить физическую координацию. Принимать лекарственные препараты следует только под пристальным контролем лечащего врача.

Следует отметить, что подобные лекарства не лечат саму гиперактивность, а только контролируют ее симптомы. Однако на фоне их приема наблюдается положительная динамика в поведении и жизнедеятельности ребенка.

Немаловажным является и то, как питается ребенок. Диетические исследования показывают, что гиперактивные дети потребляют большие количества сладостей и сахара. Избыток глюкозы, отсутствие сбалансированной диеты часто приводит к аномальному процессу метаболизма у детей. Эксперты рекомендуют анализировать продукты питания, которые едят ваши дети, чтобы выяснить, почему некоторые из них провоцируют развитие гиперактивности, делая ребенка капризным и раздражительным.

Для начала следует увеличить количество Омега-3 жиров в рационе ребенка. Омега-3 обладают успокаивающим эффектом для многих детей с синдромом гиперактивности. А отсутствие в питании полезных веществ негативно сказываются на развитии мозговых структур, состоянии памяти, уровне запоминания, внимания и прочем.

Необходимо включать в рацион питания ребенка свежие овощи, обезжиренные или нежирные кисломолочные продукты (йогурт, кефир, творог), сыры, приготовленные из обезжиренного молока. Уменьшить потребление сахара можно, предложив малышу свежие, замороженные или сушеные фрукты или ягоды.

Печенья лучше заменить крекерами из цельнозерновой муки, увеличить потребление каш из злаков.

Из традиционных сладостей можно оставить темный шоколад, он содержит меньше сахаров, чем молочный. Это позволит снизить уровень адреналина и норадреналина в крови, которые делают детей нервными и взволнованными. Мороженное лучше выбирать ванильное, поскольку этот компонент известен своими успокаивающими свойствами.

Что такое СДВГ?

Это неврологическое расстройство поведения и развития, которое диагностируется в детском возрасте, но зачастую остается активным и при взрослении.

Дети с таким синдромом испытывают трудности с концентрацией внимания, поэтому им нелегко дается усвоение занятий в детском саду (а впоследствии – и школьных предметов). Из-за невнимательности ребенок ошибается, не усваивает объяснения воспитателя. Гиперактивные ученики чрезмерно энергичны, совершают множество ненужных движений вместо того, чтобы сосредоточиться на выполнении задания.

Бывает, что педагоги ошибочно объясняют такое поведение недостаточным воспитанием, и причисляют воспитанников с СДВГ к непослушным и неконтролируемым. Но причины такого поведения не в родительском невнимании к малышу, а в особенностях работы его отделов головного мозга.

Как ставят диагноз

Согласно DSM-5, диагноз СДВГ ставится при наличии у ребенка не менее 6 критериев (см. симптомы), наблюдаемых постоянно в течение более полугода.

Пики заболевания приходятся на возраст 7 лет – начало учебы в школе, смена окружения, появление нагрузок – и 12-14 лет – переходный возраст, организм претерпевает значительный стресс от гормональных и физических перестроек.

Диагноз ставит врач-психиатр!

Во время консультации он будет задавать ребенку и родителям вопросы об образе жизни ребенка, поведении, успеваемости. Может также дать анкету для самостоятельного заполнения.

Оценивается психический статус ребенка. Не беспокойтесь, в этом нет ничего страшного. Доктор просто проверит следующие функции:

Ориентация в пространстве и времени
Способность концентрировать внимание
Умение приводить логичные аргументы
Память
Способность строить умозаключения
Коммуникативные способности

Помимо психического, необходимо оценить неврологический статусребенка. При этом исследуют:

  • Наличие сознания
  • Уровень функционирования всех органов чувств и черепных нервов
  • Качество движений и т.д.

При сборе анамнеза уточняют, были ли у родителей в детстве похожие симптомы, так как СДВГ имеет тенденцию наследоваться.

Дополнительные диагностические мероприятия включают в себя ЭЭГ и МРТ головного мозга – для исключения органической патологии.

Что такое гиперактивность?

Двигательная активность, подвижность и любознательность – характеристики нормального развития ребенка. Но существует группа детей, у которых эти качества достигают патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, то есть сверхподвижными.
Гиперактивность можно определить как состояние, при котором активность и возбудимость ребенка превышает принятые в обществе нормативы и является проблемой не только для него самого, но и для окружающих. Гиперактивность является признаком слабой нервной системы, с быстрым переутомлением.

Признаки гиперактивности:

  1. Неспособность усидеть на месте, особенно в спокойной или тихой обстановке
  2. Постоянное ерзание, суетливые движения руками и ногами
  3. Неспособность сосредоточиться на задачах
  4. Чрезмерное физическое движение, включая ситуации, когда гиперподвижность неприемлема
  5. Чрезмерная болтовня
  6. Ребенок не в силах дождаться своей очереди
  7. Ребенок действует, не думая
  8. Прерывание разговоров
  9. Недостаток или отсутствие чувства опасности

Причины развития синдрома

Лобные нарушения

У детей с СДВГ бывают функциональные нарушения лобных долей. Лобные зоны мозга отвечают за контроль и самоконтроль. При наличии таких нарушений ребенку тяжело себя контролировать.

Такому ребенку нельзя говорить: «как ты не подумал, что может случиться», ребенок сам не может это спрогнозировать. Если мы понимаем причину такого поведения, то нам легче будет подобрать ключ к такому ребенку, чем если мы будем думать, что он вредничает и делает все назло.

Стволовые нарушения

Бывает так, что в ходе родовых травм происходят различные нарушения, зажимы ствола головного мозга. Ствол головного мозга отвечает за энергообеспечение и баланс. Такие дети более невнимательны. 

Диэнцефальные

При таких нарушениях дети испытывают проблемы со сном, засыпанием. Они также могут быстро запоминать и при этом быстро забывать информацию.

Особенности воспитания гиперактивного ребенка: советы родителям

Как бы банально не звучало, но гиперактивные дети нуждаются в повышенном внимании к себе, понимании со стороны родителей, воспитателей в детских дошкольных заведениях и педагогов в школе. От этого зависит и эмоционально-психическое состояние ребенка, и его успехи в обучении и усвоении нового материала.

Основным требованием, предъявляемым к родителям гиперактивных детей является проявление любви и заботы о малыше. Дети должны слышать, что их любят и ценят.

Существуют некоторые рекомендации или педагогические правила, рекомендуемые психологами и специалистами по воспитанию гиперактивных малышей для облегчения состояния как их самих, так и их родственников. Их не так много, поэтому любой родитель в состоянии запомнить их и применять на практике. Рассмотрим их.

С ребенком важно установить контакт, обращаясь к нему с какой-либо просьбой, необходимо смотреть ему в глаза, а не обращаться «к стене». Если слова малышу не достаточно, родитель должен прикоснуться, повернуть ребенка к себе

Нужно убрать все, что может помещать контакту (игрушки, музыка, телевизор и т.д.).
Закон постоянства правил. Существуют правила поведения и они всегда постоянны. Эти правила должны быть понятными для ребенка, конкретными и выполнимыми.
Порядок и безопасность. Для гиперактивных детей то правила чрезвычайно важно. Родители должны сделать все, чтобы максимально обезопасить малыша.
Режим во всем. Чем чаще с гиперактивным ребенком повторять привычных ему распорядок действий, тем лучше это будет сказываться на его состоянии. Даже если это выходной, необходимо стараться придерживаться режима дня, это поможет ему лучше адаптироваться в обществе.
Родители довольно часто ругают своих детей, настолько часто, что иногда совсем перестают замечать какие-либо детские успехи. Между тем, для гиперактивных детей (да и для обычных тоже) очень важно, чтобы родители хвалили их за какие-то, хоть и незначительные, успехи. Особенно важен олимпийский принцип для гиперактивных детей – не победа, а участие.
Задача родителей найти у ребенка те особенности, в которых он проявляется наилучшим образом и развивать эти способности (танцы, гимнастика, рисование, лепка, пение и так далее).
Избыток энергии нужно уметь направлять в нужное русло.

Как распознать гиперактивность

Расстройство не возникает само по себе. Причиной может быть наследственность, травмы головного мозга, вредные привычки матери во время беременности. Также сильно усугубляет состояние отсутствие какого-либо воспитания, упреки, акцентирование внимания на недостатках и т.д.

Во-первых, обратитесь к психологу или психиатру для уточнения диагноза. Во-вторых, примите состояние своего ребенка и начинайте вести работу над собой.

Гиперактивный ребенок:

  • находится в тревожном состоянии даже тогда, когда основательных причин для этого нет;
  • отличается ранимостью, переменчивостью настроения, плаксивостью;
  • может иметь проблемы со сном, бессонницу;
  • игнорирует запреты, правила и установленные нормы;
  • может быть агрессивным;
  • имеет проблемы в общении, а иногда и затруднения в развитии речи.

Такой малыш постоянно хочет куда-то идти, что-то делать и разговаривать. Его трудно назвать усидчивым и послушным.

Статья в тему: Что такое дефицит внимания и как его лечить.

Если вышеперечисленное относиться к вашему малышу, то сразу отправляйтесь к врачу. Своевременное лечение позволит устранить гиперактивность уже к школьному возрасту. Вы получите указания, как вести себя с ребенком СДВГ, чтобы коррекция расстройства прошла максимально успешно, и малыш не стал еще неуправляемее.

Как лечат синдром?

Коррекция СДВГ осуществляется в комплексе – лекарственная терапия, физиотерапия, психотерапия.

В самых сложных случаях назначается медикаментозное лечение. Но, в основном, до этого не доходит, серьезные лекарства не рекомендуются детям в столь юном возрасте. Если психоневролог или педиатр все-таки назначает психокоррекционный препарат, принимать его следует только под контролем врача, а родителям рекомендуется внимательно следить за изменениями в поведении и настроении ребенка.

Физиотерапия поможет улучшить мозговое кровообращение, нормализовать сосудистый тонус, стабилизировать психоэмоциональный фон, уменьшить возбудимость.

Консультации у детского психолога проходят в игровой форме и помогают вовлечь малыша в коллектив, правильно реагировать на окружающий мир и ситуации

При помощи эффективных психологических методов специалист научит ребенка лучше понимать собственные эмоции, контролировать импульсивность и поведение, снизит уровень тревожности и разовьет внимание и усидчивость.

Симптомы гиперактивности

Представленные далее симптомы основаны в первую очередь на диагностических критериях, которыми руководствуются специалисты во время постановки диагноза СДВГ. Вот общий перечень:

нарушения сна;
расстройства желудка;
проблемы в обучении;
частая смена настроения;
неспособность концентрировать внимание;
«искаженная» мимика, не являющаяся адекватной конкретным ситуациям;
низкая или завышенная самооценка;
проблемы в обучении и общении.

Ребенок с синдромом неспособен ждать чего-то, не умеет терпеть. Пример – разговор взрослых

Он всячески пытается вмешаться, перебивает, привлекает к себе внимание

Основной признак расстройства – импульсивность на фоне нарушений внимания. Проявляется это в неспособности контролировать поведение в ответ на даже серьезные требования.

Вот классификация признаков по DSM-5 от 2013 года (система психологических расстройств, используемая в Соединенных Штатах как «книга» критериев для определения расстройства, о котором мы говорим):

  • невнимательность;
  • гиперактивность;
  • импульсивность.

Это так называемая «триада СДВГ». Она посвящена и основным симптомам, и патологическим процессам, выражающим их.

В МКБ-10 синдром связывается с нарушениями активности и внимания. При этом специалисты, руководствующиеся данной классификацией, выявляют, согласно регламенту, критерии кинетического расстройства, но не критерии поведенческих расстройств.

В некоторых менее распространенных классификациях синдром связывают с нарушениями пищеварения и сна, однако они не всегда имеют место. Согласно практике врачей, только 4 из 10 детей сталкиваются с такими последствиями синдрома в сочетании с основными из «триады».

Опишем кратко 3 ключевых признака:

  1. Гиперактивность. Это неспособность ребенка долго сидеть на одном месте. Он нуждается в движении, подвижность необходима для него.
  2. Невнимательность. Это то же, что и отвлекаемость. Ребенок с расстройством не может концентрироваться на чем-то. Даже на важных вещах.
  3. Импульсивность. Здесь целесообразнее всего говорить о трудностях с доведением чего-то начатого до конца, с подчинением актов собственного поведения контекстам ситуаций.

СДВГ опасен для детей. Дело в том, что в случае с расстройством они могут страдать от задержек в развитии речи, умственных способностей. Это выливается в трудности с обучением, воспитанием. Нередко непредсказуемость поведения, сопровождающая синдром, делает детей с ним изгоями. Опасности добавляет и отсутствие естественного чувства страха на фоне неспособности контролировать поведение. По данной причине ребята с расстройством часто получают травмы.

Считаете ли вы, что рассматриваемое нами расстройство является слишком серьезным и опасным?
Да, конечно. Об этом говорят основные признаки, которые вы перечислили. 0%

Нет, не считаю. Для всех ребят характерны признаки, о которых вы говорите, упоминая «триаду». 0%

Не могу сказать. Мне кажется, что все зависит от силы проявления. 100%
Проголосовало: 2

Причины гиперактивности

Какие факторы и провокаторы влияют на чрезмерную подвижность детей, разберемся более пристально. Природа мозга устроена так, что его созревание проходит в разные периоды

Префронтальная кора, отвечающая за абстрактные варианты мышления, помогающая сдерживать внутри нежелательные поступки, сосредотачивать пристальное внимание, предугадывать последствия действий, полностью формируется только к возрасту 25 лет.

Из-за недостатка зрелости этой области (префронтальной коры) у крохи развивается чрезмерная импульсивность, непредсказуемость, излишняя подвижность. Это считается нормой, поскольку соответствует целям, предусмотренным природой для полноценного познания окружающей среды маленьким человечком.

Взрослым тяжело переносить подобное поведение карапузов, однако их сила, мудрость и зрелость позволяют сохранять спокойствие, чтобы не навредить своему потомству

Родителям важно знать, что практически все поведенческие проблемы их детей вызваны только незрелостью мозга. Поэтому требуется помощь в преодолении естественных последствий подобного явления.

Примеры игр для гиперактивных детей

«Хлопки»

Суть игры в том, что участники повторяют за ведущим ритм его хлопков. Если кто-то не запомнил услышанный
образец, им
даётся ориентир в виде цифровой записи, где цифра изображает количество непрерывно следующих друг за другом
хлопков,
а тире между ними — паузы. К примеру, 1–1–3–4–2. Когда все участники освоят ритм, он воспроизводится по кругу,
постепенно ускоряясь. Сбившийся выбывает.

«Броуновское движение»

Для игры вам понадобится много мячиков и нарисованный круг. Суть в том, что ребёнку надо вкатить в круг мячи
так,
чтобы они не остановились перед кругом и не выкатились за его пределы.

«Скамья запасных»

Это даже не отдельная игра, а скорее дополнение. Смысл в том, что выбывший из какой-либо игры должен сидеть на
стуле
до её окончания. Если он встанет, будет вертеться или мешать другим, на всю его команду налагается штрафное очко
или
вовсе засчитывается поражение.

«Море волнуется»

Всем знакомая игра, суть которой заключается в том, что до окончания игры каждый участник должен неподвижно
стоять в
той позе, которая получилась после слов «Морская фигура, замри!».

«Продолжи ритм»

Для начала участникам надо придумать ритм, а затем встать в круг. Участники друг за другом воспроизводят ритм,
но у
каждого есть право только на один хлопок после соседа в круге. Опоздавший с хлопком, не выдержавший паузы или
сделавший лишний хлопок выбывает.

Компьютерные игры

Даже несмотря на запрет специалистов на компьютерные игры для детей со СДВГ, в современном мире этого крайне
трудно
избежать: если уж не дома, так у друга на планшете или у соседа по парте на смартфоне поиграть получится. Тем
более
если запрещать играть, ребёнку будет хотеться этого ещё больше. Вспомните поговорку про запретный плод.

Раз уж синдром дефицита внимания и гиперактивности в большей степени говорит о проблемах с вниманием
(гиперактивности и импульсивности может и не быть), то следует подбирать игры, которые развивают внимание, а
заодно
и память, мышление, восприятие. Например:

где надо найти заданные предметы среди других;

где в течение нескольких секунд показываются предметы или фигуры, а затем закрываются

Смысл в том, чтобы
найти среди других картинок те, что были показаны вначале;

в которых нужно собрать в ряд одинаковые фигурки из множества других на поле;

в которых нужно раскрасить картинку по заданному правилу: по образцу, по номерам, логической
последовательности
и
так далее.

Помните, что в любом случае надо ограничивать время игр за компьютером или другим гаджетом, чтобы польза не
превратилась во вред.

Диагностика

Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.

Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.

Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.

Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников

Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.

Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:

  • основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
  • проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
  • признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
  • СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.

Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Совет седьмой — ищите пути «скорой помощи» своему ребенку

В ситуациях, когда гиперактивный ребенок не может себя контролировать, проявляет гнев, раздражение, явно переутомлен и капризен, ему не помогут ваши поучения и наставления

Необходимо искать способы переключить его внимание, отвлечь.
В каждой семье находятся свои подходы и способы, ищите тот, который подойдет вашему ребенку:

  • Неожиданная реакция (повторение действий ребенка, напевание песенки).
  • Объятия.
  • Демонстрация происходящего со стороны (повернуть ребенка к зеркалу или сфотографировать).
  • Переключение внимания (вместо того, чтобы запретить какое-то действие предложить другое — напр., «а ты умеешь прыгать через скакалку? Я могу 10 раз подряд, а ты?»)

Главное в этих подходах, чтобы они не вызывали раздражение. Ваша задача — поддерживать спокойное и ровное настроение. Предлагайте разное, что-то подходящее обязательно найдется.

Что вызывает синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Сегодня ученые не называют точную причину развития СДВГ, но большая часть исследований выдвигает гипотезу, что на возникновение расстройства могут влиять патологические изменения в гене, отвечающем за выработку дофамина, и активность соответствующих рецепторов.

Существует версия, что синдром может развиться в результате комплексного влияния социальных, психологических и биологических факторов.

Развитие расстройства у детей возможно с большой долей вероятности, если:

  • у родителей малыша тоже был диагностирован СДВГ;
  • мать в период беременности перенесла инфекционное заболевание;
  • у ребенка и матери конфликт резус-показателей крови;
  • мать во время беременности злоупотребляла алкогольными напитками, курила, принимала лекарственные или наркотические препараты;
  • роды были сложными или преждевременными, была проведена стимуляция;
  • малыш в раннем возрасте перенес тяжелое инфекционное заболевание, пневмонию, болезнь почек;
  • у ребенка есть диагноз «черепно-мозговая травма»;
  • малыш растет в экологически плохой среде.

Причиной СДВГ в первые годы жизни могут стать биологические факторы, позже преобладает риск социальных и психологических обстоятельств. Неблагополучные отношения в семье, частые ссоры, недостаток родительского внимания или чрезмерная забота и контроль не вызовут расстройство дефицита внимания, но ощутимо усилят его симптомы.

Особенности характера или отклонение?

Увидев непоседливого ребенка, который то и делает, что находится в движении, могут возникнуть сомнения относительно нормальности его поведения. Недоумение вызывает сверх подвижность ребенка и его невнимательность. Неужели этот малыш не устал? Откуда у него столько энергии? Как ему удается за несколько минут устроить погром в комнате?

Понятие гиперактивность появилось не так давно, в принципе, как и дефицит внимания. Ещё буквально несколько десятков лет назад мы не сталкивались с такими диагнозами и понятиями. Безусловно, в то время были дети, которые на фоне остальных казались менее усидчивыми или менее внимательными.

Но всё списывалось на то, что ребенок ещё маленький, и такое поведение с возрастом пройдет. Позже, замечая у подростков агрессивность, вспыльчивость, сверхмерную активность, такое поведение оправдывалось половым созреванием и переходным возрастом.

А встречаясь со взрослым человеком, который сверх импульсивен, не усидчив, эмоционален и много говорит, мы думаем что это такой тип характера или такое воспитание.

Еще недавно гиперактивность считалась лишь поведенческой особенностью. Но в последнее время было выяснено, что это психическое отклонение, которое не поддается простым методам воспитания, а требует комплексного подхода и наблюдения специалиста.

Поэтому следуйте советам психологов, а лучше обратиться на консультацию непосредственно.

Лечение СДВГ

Лечение включает два обязательных компонента:

  1. Психотерапия – может быть индивидуальной или семейной, в зависимости от ситуации.
  2. Медикаментозная коррекция – препараты необходимы для того, чтобы стабилизировать работу мозга и помочь ребенку адаптироваться в обществе и справляться с нагрузками.

Врач-психиатр назначит индивидуальный курс препаратов группы корректоров поведения. Они дают мягкий седативный эффект, убирают импульсивность и повышенную возбудимость, улучшают усидчивость и концентрацию внимания.

Терапию необходимо принимать – без нее ребенок не сможет адаптироваться в обществе и его психика будет страдать.

Из практики врача:

Совет девятый — поощряйте вовремя

Награда должна «найти героя» в соизмеримый для него отрезок времени.

  • Обещание «Получишь подарок, если весь месяц будешь хорошо себя вести» не работает.
  • «Если сделаем задание за час» или «Если сегодня в садике ты будешь слушаться и хорошо заниматься, по дороге домой купим шоколадку» — более понятные и выполнимые для ребенка условия.

Хорошо работает с детьми с СДВГ система наградных жетонов, наклеек или картинок. Повесьте на стену лист ватмана и прикрепляйте к нему призовую звездочку за каждое достижение. В таком случае очень наглядно и более реально для ребенка получить «большой приз» — например, когда звездочек станет 10 или 20.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий