8 трудностей, которые могут возникнуть у мамы недоношенного ребенка

Омраченные преждевременностью роды

Слезы счастья, море поздравлений, цветы, улыбки, первая встреча со своим малышом, первое прикладывание к груди сразу после родов… Однако это все, к сожалению, не про вас. Преждевременные роды, увы, вызывают совсем противоположные эмоции и оставляют далеко не позитивные воспоминания. Вы сто раз прокручиваете в памяти одно и то же: ваши переживания, страх перед неизвестностью и тишина… Тишина очень угнетает, особенно если малыш настолько слаб, что после рождения не закричал. Что делать? Единственно правильное решение – как можно меньше думать об этом и не вспоминать, ведь проблем и так хватает.

Секрет № 3 Мамины эмоции «заразны»

Любые мои эмоции быстро передавались малышу. Мне приходилось контролировать себя: чем больше раздражалась я (а я раздражалась, так как бессонные ночи и перфекционизм не давали спокойно жить), тем больше был раздражен малыш. В итоге он капризничал, я нервничала еще больше, получался замкнутый круг.

Пришлось подтянуть навыки релаксации. Отличное решение — медитативные техники. Подойдет, например, медитация покоя из книги М. Р. Гинзбурга «Эриксоновский гипноз: систематический курс»:

Я стала спокойнее и, соответственно, ребенок тоже. Малыш быстрее успокаивался, спокойнее засыпал, меньше плакал. Научиться расслабляться было трудно, но все дело в желании и тренировках.

Запомнить:

  • «подружиться» со своими эмоциями, а не давить их: если дело плохо, отойти в другую комнату на пять минут и выдохнуть; если очень плохо — оставить мужа с ребенком и сходить прогуляться;
  • изучить медитативные техники: можно просто лежать и представлять себя в приятном месте — на берегу моря, в лесу у журчащей реки;
  • отдыхать, отдыхать и отдыхать.

Какая медицинская помощь требуется недоношенным детям?

Лечение недоношенных детей зависит от гестационного возраста, состояния здоровья и имеющихся осложнений преждевременного рождения. Медицинская помощь может включать в себя:

—       Кортикостероидные препараты, помогающие легким и другим органам ребенка развиваться до рождения;

—       Постоянный контроль за жизненными показателями: температурой, кровяным давлением, частотой сердечных сокращений и уровнем кислорода;

—       Содержание в специальном инкубаторе для поддержания нормальной температуры тела. Жировой слой недоношенного малыша развит слабо, поэтому он нуждается в постоянном температурном контроле;

—       Оксигенотерапия — подача кислорода с помощью специальной маски или трубок;

—       Парентеральное питание. Незрелость функций ЖКТ не позволяет малышу самостоятельно питаться, поэтому специальная смесь подается прямо в желудок ребенка с помощью зонда;

—       Регулярные обследования для предотвращения развития новых осложнений преждевременных родов и лечения.

Почему страдает нервная система недоношенных детей

Второе обстоятельство касается степени зрелости нервной системы. Наблюдения за глубоко недоношенными младенцами показывают, что у них отмечается быстрое угасание жизненно важных физиологических рефлексов, таких как сосательный и глотательный; хаотичность движений, тремор рук, что свидетельствует о незрелости коры головного мозга. С чем это связано?

Подкорковые структуры раньше всего формируются в процессе внутриутробного развития и обеспечивают жесткие, генетически стабильные программы развития организма. Высший отдел мозга — кора больших полушарий — закладывается уже на 7-й неделе внутриутробного развития, однако процесс дифференциации клеточных слоев и специализации корковых полей — значительно более долгий. Лишь на 5-м месяце внутриутробной жизни начинается образование борозд на поверхности конечного мозга — тем самым происходит увеличение поверхности коры. Кроме этого происходят процессы качественного преобразования и корковой мозговой ткани, процессы реорганизации клеточной мозговой ткани. К 6 месяцам у плода уже имеются все поля коры, свойственные взрослому человеку.

Анатомически, структурно все вроде бы созрело. Теперь нужно установить необходимые связи между различными корковыми областями, между корой и подкоркой. Система и готова перейти к «функционированию», все «кубики» на месте, — но нужно еще овладеть «правилами игры».

Как догнать ровесников?

Этот вопрос очень волнует любую маму, но излишне тревожиться не стоит: в первый год жизни организм малыша способен восстанавливаться в рекордные сроки. Конечно, без вашей помощи ребенку не обойтись, и один из лучших методов — массаж. Его можно начинать, когда вес малыша достигнет 2500 г: сначала простые поглаживания, потом более интенсивные движения. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром — он покажет вам специальные массажные приемы.

Сравнительная таблица навыков

 Навык

Доношенный ребенок 

Ребенок с массой до 2500 г

Ребенок с массой до 2000 г

Ребенок с массой до 1500 г

Может сосредоточиться на чем-то (зрительно или слухом)      2 – 4 нед.     1 – 1,5 мес.         2 – 2,5 мес.      3 мес.   
Уверенно держит голову      2,5 – 3 мес.     3,5 – 4 мес.      4 мес.      5 мес.
Переворачивается со спинки на живот      5 – 6 мес.      5,5 – 6 мес.      6 -7 мес.      7 – 8 мес.
Ползает      8 – 9 мес.      9 – 10 мес.      10 -11 мес.      11 – 12 мес.
Начинает стоять самостоятельно      9 – 11 мес.      10 – 11 мес.      11 – 12 мес.      12 – 14 мес.
Совершает первые шаги      11 – 12 мес.      12 – 13 мес.      12 – 15 мес.      14 – 16 мес.

Иногда специалисты также рекомендуют грудничковое плавание, водную гимнастику и физиотерапию, но эти процедуры можно проводить только после консультации с врачом. Конечно, каждая мама хочет, чтобы малыш развивался «по книжкам», но ему, прежде всего, необходимо время и ваша забота. Вот увидите: к году-двум ваш ребенок непременно догонит сверстников, и от трудного старта не останется и следа

Список использованной литературы

  1. Заугстад О. Д. Недоношенный ребенок. Если ребенок родился раньше. Москва: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2012. — 192 с.
  2. Кузнецова Е. Уход за ослабленным новорожденным. Саратов: Издательство «Научная книга», 2017. — 352 с.
  3. Коллектив авторов. Принципы этапного выхаживания недоношенных детей. Москва: Издательство «ПедиатрЪ», 2014.

Секрет № 1 Молодой маме нужна поддержка «бывалых» и понимание родных

Лично мне во многом помогли друзья — молодые родители, которые регулярно интересовались, как дела, отдавали одежду и всякие нужности, а также делились советами бывалых «путешественников». Если таких людей в вашем окружении нет, можно искать поддержку на форумах, в пабликах молодых мам и на прочих «детских площадках». А, и на обычных детских площадках тоже!

Родители и муж взяли на себя часть обязанностей по домашнему хозяйству, но благодаря друзьям мне было спокойнее и веселее.

Очень помогли ежевечерние разговоры с мужем: мы перечисляли все позитивное, что произошло за день, и поддерживали друг друга однозначным «Мы справимся!».

Запомнить:

  • общаться с опытными родителями,
  • не стесняться просить о помощи,
  • делегировать полномочия в семье,
  • говорить о материнстве в позитивном ключе,
  • отдыхать при первой же возможности.

Прививки недоношенным детям

вакцины

Вакцины против инфекционных заболеваний

  • Полиомиелит — вирусная инфекция, которая “любит” нервную систему, приводя к необратимому параличу мышц (отсутствию движений). В тяжелых случаях быстро наступает смерть от паралича дыхательных мышц. Заболевание неизлечимо. В группе риска — дети до пяти лет.
  • Столбняк поражает нервную систему, приводя к возникновению судорог всех мышц, которые сокращаются несогласованно. Смерть может наступить от паралича дыхательных мышц.
  • Дифтерия приводит к воспалению верхних дыхательных путей. Тяжесть течения болезни обусловлена воздействием крайне ядовитого дифтерийного токсина. В группе риска — дети в возрасте 3-7 лет.
  • Коклюш вызывает воспаление верхних дыхательных путей и проявляется приступообразным спазматическим кашлем. Во время приступа возможна остановка дыхания. Наиболее восприимчивы не привитые дети до 5 лет.
  • Гемофильная инфекция протекает тяжело у детей первых трех-четырех лет жизни, приводя к развитию менингита (воспаление оболочек мозга), отита (воспаление слухового прохода), пневмонии.

полиомиелита

  • Живые ослабленные вирусы.
  • Убитые вирусы (инактивированные).

Вымоленное чудо

— Пришли плохие анализы, отправили на биопсию хориона, — вспоминает те страшные дни Марина. — Это ужасно болезненная процедура, когда длинной иглой протыкают живот, проникают в плаценту и собирают ее кусочки. Анализ был готов только через 14 дней, все эти дни мы с мужем провели как в кошмаре. Потом звонок, вызов на прием и, как удар топора, слова врача: «Ребенок в любом случае не выживет, умрет или в утробе, или едва появившись на свет».

Ночь супруги провели без сна, а утром Марина попросила мужа: «Давай съездим в дацан». Лама долго разговаривал с молодыми людьми, поделился своей историей: оказалось, что его жену так же отправляли на аборт из-за болезни плода, но малыш родился здоровым. Потом священнослужитель написал будущим родителям список молебнов, которые им нужно посетить, и строго приказал верить и молиться.

Каждое утро Степановы начинали с молитвы, с обращением к Богу они ели, жили и старались верить. Очередное УЗИ показало, что у малышки нет никаких патологий! Девушка боялась поверить в чудо, но оно, кажется, случилось.  

На 34-й неделе беременности, как и наша предыдущая героиня, Марина начала страдать от повышенного давления и отеков, а однажды утром и вовсе не смогла открыть глаза – настолько сильно отекли. Экстренное кесарево, и малышка весом в два килограмма появляется на свет.

— Когда ее поднесли ко мне, я сразу поняла, что она здорова, в ней было все нормально, только очень крохотная.

Сейчас дочери Марины уже полтора года, она развивается абсолютно по возрасту, очень активная и доставляет маме немало хлопот. Пока мы разговариваем, энергичная кроха то и дело требовательно кричит в трубку: «Мама, дай!». Со смехом Марина откликается на зов дочки, и в ее голосе слышится бесконечное счастье – счастье, которое она родила.
Это была лишь пара непростых, но жизнеутверждающих историй. А сколько их на самом деле? Если у вас есть истории, которые вы хотите рассказать, шлите их на
tradicia_72@mail.ru. 

фото: pixabay, личный архив героини

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Все будет хорошо

— Борьбу с диагнозами мы начали с первых дней Сашиной жизни. Вы когда- нибудь видели, как недоношенным крошкам ставят укол? Зрелище не для слабонервных. Вы же наверняка понимаете, что у таких деток только тончайшая кожа и хрупкие косточки. Самая маленькая игла казалась огромной, когда её подносили к нему. Моё сердце сжималось от боли и обиды за него.

Сегодня Саша – упитанный и очень смешливый малыш. Ему уже год и месяц! Он обожает своих родителей и очень любит бывать на руках. Как и большинство мамочек годовалых малышей, Анаит озабочена рядом вопросов: как отучить малыша от груди, как поменьше держать его на руках. Но все это по сравнению с пережитым – приятные хлопоты.

— Я верю, я знаю, что теперь мы справимся со всем, как справлялись сотни других мам. У нас все обязательно будет хорошо.

Лечение

Клинические рекомендации при асфиксии предусматривают первоочередное предоставление первой помощи новорожденному. Это самый ответственный шаг, который при условии грамотного проведения снижает тяжесть последствий патологического состояния и риск развития осложнений. Ключевая цель реанимационных мероприятий при асфиксии – достичь максимально высокой оценки по шкале Апгар к 5-20 минутам жизни новорожденного.

  • Принцип А («airway») – обеспечить свободную проходимость дыхательных путей на первом этапе реанимации. Для этого нужно создать правильное положение: запрокинуть голову, приспустить ее на 15 градусов. После этого – отсосать слизь, околоплодные воды из носа, рта, трахеи, нижних отделов дыхательных путей.
  • Принцип B («breath») – создать вентиляцию, обеспечить дыхание. Для этого создают струйный кислородный поток – проводят искусственную вентиляцию легких с помощью реанимационного мешка. Если ребенок не кричит – добавляют тактильную стимуляцию: поглаживание вдоль спины, похлопывание по стопам.
  • Принцип С («cordial») – восстановить работу сердца. В этом помогает непрямой массаж сердца. При необходимости – вводят адреналин, глюкозу, гидрокортизон и другие препараты. При этом нельзя прекращать вспомогательную вентиляцию из предыдущего этапа.

Уход за новорожденным ребенком, перенесшим асфиксию, проводится в условиях роддома. Малышей с легкой формой размещают в специальную палатку с высоким содержанием кислорода. При средней или тяжелой форме асфиксии младенцев размещают в кувез – специальный бокс, куда подается кислород. При необходимости проводят повторную очистку дыхательных путей, освобождают их от слизи.

Схему дальнейшего лечения, восстановления и ухода определяет лечащий врач. Общие рекомендации по уходу предусматривают:

В ходе реабилитации следить за состоянием ребенка помогает регулярный мониторинг:

  • веса малыша (два раза в день);
  • неврологического и соматического статуса;
  • объема употребляемой жидкости;
  • состава питания;
  • основных жизненных показателей: пульса, артериального давления, сатурации, частоты дыхательных движений;
  • лабораторных характеристик крови, мочи;
  • рентгенограммы грудной клетки, брюшной полости;
  • ультразвукового исследования брюшной полости;
  • нейросонографии;
  • электрокардиограммы, эхокардиограммы.

После выписки малыша нужно регулярно наблюдать у педиатра, невропатолога.

Влияние эмоционального состояния мамы на ребенка

Если говорить о последствиях и влиянии маминого эмоционального состояния на ребенка, безусловно, оно значительное. Нередко на консультациях удается понять, что причины беспокойства ребенка, нарушения сна или пищеварения, сложности или изменения с процессом грудного вскармливания, а также появление психосоматических расстройств у совсем маленького ребенка (дерматиты), являются не столько причиной маминого эмоционального состояния, сколько следствием. Т.е. мама тревожится, устала и раздражена не потому, что у ребенка сложности со сном. Наоборот – сложности со сном у ребенка ПОТОМУ, что мама тревожна, раздражена и напряжена. Малыши очень зависимы от мамы и возможностей сообщить окружающим о своих потребностях у них не много. Они не могут сказать: «Мне страшно», «Мне это не нравится». Часто тело является их единственным способом отреагировать на происходящее вокруг. Перинатальная психология считает важным психологическое состояние пары (не только мамы) на течение беременности. Что уж тут говорить о значимости и связи психологического состояния мамы и малыша. Фраза «Лучшее, что можно сделать для того, чтобы ребенок был счастлив – быть счастливыми родителями» начинает работать с момента зачатия. Тревожность, напряжение, раздражительность мамы, конечно, не может пройти бесследно для малыша.

Вместе с мамой

Для недоношенного малыша особенно важно присутствие мамы. Сегодня во многих больницах оборудованы палаты «мать и дитя», где вы сможете круглосуточно быть вместе с ребенком, ухаживать за ним, кормить и поддерживать его во время различных процедур. Если такой возможности нет, постарайтесь по максимуму использовать разрешенные часы посещений: разговаривайте с малышом, берите его на руки (когда ситуация позволяет), пойте песни

Это поможет ребенку быстрее восстановиться

Если такой возможности нет, постарайтесь по максимуму использовать разрешенные часы посещений: разговаривайте с малышом, берите его на руки (когда ситуация позволяет), пойте песни. Это поможет ребенку быстрее восстановиться.

Очень полезным считается метод «кенгуру» — контакт роженицы и малыша «кожа к коже». Для этого голенького ребенка кладут к маме на грудь, расположив его на животике в позе «лягушонка». Начать можно с 20 – 40 минут два раза в день, постепенно увеличивая продолжительность сеанса до нескольких часов. При этом необходимо контролировать температуру тела крохи: для сохранения тепла его нужно сверху прикрыть одеялом, а на головку надеть шапочку. Доказано, что метод кенгуру творит чудеса: у малыша нормализуются фазы сна и бодрствования, улучшается дыхание и кровообращение. Близость к маминой груди способствует развитию нормальных рефлексов новорожденного: сосательного, глотательного и поискового.

В чём особенности ухода за недоношенным ребёнком?

Условия выхаживания их, безусловно, имеют влияние на уровень выживаемости, но они наиболее значимы и для качества жизни выживших недоношенных детей. Даже самые незначительные изменения в окружающей среде могут приводить к очень глубоким повреждениям новорождённого, как временным, так и постоянно развивающимся.

Тепловой режим

Стоит очень внимательно относиться к окружающей температуре при выхаживании недоношенного ребёнка, особенно с очень низкой или экстремально низкой массой тела, начиная с самого его рождения. Хорошо известно, что так называемый холодовой стресс может привести к изменениям физиологических процессов, что, в свою очередь, повышает риск заболеваний и значительно затрудняет процесс выздоровления.

Уже находясь в родильном зале, недоношенный ребёнок непосредственно после рождения должен быть бережно обсушен тёплой пелёнкой и сразу после этого помещён в кювез (инкубатор). Что касается детей, рождённых на сроке гестации до 28 недель, то они помещаются в полиэтиленовый мешок или теплосберегающую плёнку, обсушивается при этом только голова, что не мешает проведению необходимых реанимационных мероприятий.

Поддержание нужной температуры во время выхаживания недоношенного осуществляется при помощи различных методов:

  • согревание лучистым теплом при помощи специальных ламп накаливания;
  • инкубаторы с воздушным или накожным контролем (контроль температуры с помощью датчиков);
  • обогрев палаты;
  • матрасики с подогревом;
  • предварительно обогретое бельё.

После выписки ребёнка температура воздуха дома должна составлять не меньше 23 — 24 градусов, а непосредственно вокруг его тела — примерно 28 градусов. При необходимости возможно использование грелок. Наиболее подходящая влажность воздуха 70%

Такой температурный режим важно поддерживать примерно на протяжении первого месяца

Одежда

Должна быть исключительно из натуральных материалов, с кнопками-застёжками, чтобы при необходимости можно было без труда использовать какие-либо медицинские приборы и в случае необходимости закреплять их на теле малыша.

Средства по уходу

Они обязательно должны быть гипоаллергенны и подбираться непосредственно в зависимости от той или иной степени недоношенности малыша. Кожные покровы такого ребёнка очень нежные и чувствительные. Во время нахождения в отделении недоношенных и патологии новорождённых и даже после выписки уже дома ему понадобятся специальные памперсы для недоношенных детей. Они бывают «нулевого» размера (до одного килограмма), а также от 1 до 3 кг.

Купание

Не должны допускаться резкие скачки температуры. Для того чтобы этого избежать, малыша можно завернуть в тонкую тёплую пелёнку, в ней же поместить его в ванночку, а затем развернуть её и помыть ребёнка. При этом окружающая температура воздуха в ванной комнате должна быть не менее 25 градусов, а самой воды — не меньше 36 — 37 градусов. После купания младенца надо завернуть в тёплое полотенце. Будет гораздо лучше, если оба родителя будут купать ребёнка.

Прогулки

Недоношенного ребёнка необходимо оберегать от выраженных скачков температуры и переохлаждения. Если он родился летом и его масса тела больше 2 кг, то выходить гулять можно практически сразу. Для начала прогулки должны длиться максимум минут пятнадцать, на улице температура воздуха должна быть не ниже 25 градусов. Если же малыш родился осенью или весной, то гулять разрешено уже в полтора месяца, или когда он будет весить 2,5 кг. В том случае, если ребёнок появился на свет зимой, тогда первый выход на улицу разрешается при максимальной температуре воздуха -10 градусов и массе тела больше 3 кг.

Массаж и лечебная физкультура

Они необходимы всем недоношенным детям. Желательно, если все процедуры будут делать специалисты. Они нормализуют становление костно-мышечной системы, улучшают пищеварение и метаболизм. При их помощи ребёнок в нужный срок поползёт, сядет, встанет и пойдёт.

Лечение ЗМР у недоношенных детей

Перед тем, как назначить курс реабилитации таких малышей, наши специалисты проводят первичную диагностику, чтобы выявить спектр имеющихся проблем и разработать стратегию их решения. Программа лечения только комплексная и строго индивидуальная.

Все занятия и упражнения подбираются исходя из физических особенностей и потребностей маленьких пациентов. То, что эффективно работает с одним, может навредить другому. Поэтому мы не работаем «на поток» – в нашем деле спешка и невнимательность могут играть решающее значение.

Для того, чтобы не упустить время и не пропустить тревожных симптомов в развитии недоношенных малышей, мы предлагаем специальную программу динамического наблюдения. Первый визит мы рекомендуем провести в 4 месяца, а далее в 8 и 12 месяцев.

Мы поможем вам разобраться, какие особенности развития малыша носят временный характер и легко устранимы, а какие, возможно, потребуют больше внимания и знаний.

Программа лечения ЗМР у недоношенных деток включает:

  • Терапия по методу Войта
  • Методика Бобат
  • Методика
  • JKA-метод
  • Занятия на платформе Галилео
  • Микро-мануальная терапия
  • Краниосакральная терапия
  • Child’Space метод

Реабилитационный курс недоношенных малышей с ЗМР корректируется с учетом состояния пациента и темпов его развития.

В программу обязательно включается диагностика и занятия по методу Войта. Это уникальная терапевтическая методика лечения новорожденных с различными патологиями моторных функций, вызванных нарушениями ЦНС. Это хоть и трудный, но на 100% верный путь к движению и активности малыша.

Терапия Войта дает результат и в грудном, и даже в более старшем, подростковом возрасте. Занятия для младенцев достаточно интенсивные, но они дают оптимальную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и помогают запустить рефлексы. Плюс этой терапии в том, что ее могут выполнять родители. Наши специалисты проведут обучающий курс, покажут и расскажут, как и что нужно делать – а вам остается только работать вместе с малышом на результат.

Мы не обещаем чудесного исцеления и моментального результата. Мы предлагаем трудную совместную работу, которая в итоге даст вашему недоношенному малышу реальные шансы на полноценную жизнь и крепкое здоровье.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Уход за недоношенным ребенком дома

Кроху выпишут из больницы, как только он перестанет нуждаться в постоянном наблюдении врачей. Нужно соблюсти еще несколько условий: стабильный набор веса, нормальная терморегуляция (малыш должен удерживать температуру без дополнительного обогрева в течение 24 – 48 часов), способность самостоятельно питаться (грудным молоком или смесью). И главное, вы должны быть способны ухаживать за малышом без посторонней помощи.

Вот несколько общих рекомендаций, которые помогут в первые недели дома.

  • Помните об особенностях терморегуляции недоношенных детей. В комнате не должно быть слишком жарко и слишком холодно. Оптимальная температура — 24 – 26 градусов. Помещение нужно регулярно проветривать, увлажнитель тоже не помешает;
  • Постарайтесь создать в комнате у малыша мягкое освещение и избегать резкого шума, ведь его нервная система еще не дозрела;
  • Первое время не стоит звать гостей: для малыша это дополнительный стресс и потенциальный источник инфекции;
  • При купании нужно учитывать степень недоношенности: при умеренной мыть малыша в ванне можно с 7 – 10-го дня жизни, при глубокой — с 3 – 4-й недели. Чтобы не пересушить тонкую кожу крохи, используйте специальные увлажняющие средства и откажитесь от мыла;
  • Прогулки с недоношенным малышом лучше планировать через неделю-две после выписки. Если же на улице не очень холодно, начинайте с 10 – 15 минут, постепенно увеличивая продолжительность «моциона» до часа-полутора в день.

Противопоказания для раннего контакта

Абсолютными противопоказаниями являются:

1. Со стороны ребёнка:

— неотложные состояния;— необходимость проведения специальной помощи, недоступной в условиях родильного зала;— трудные дыхательные пути или пороки развития дыхательных путей;— длительное оказание реанимационной помощи и необходимость инотропной поддержки (?);— пороки сердца (?);— неонатальная энцефалопатия и необходимость терапевтической гипотермии (?) .Малый гестационный возраст ребёнка не является противопоказанием к контакту с родителями. Главный критерий — стабильность состояния малыша.

2. Со стороны матери:

— общая анестезия у матери;— неотложные состояния.

При невозможности раннего контакта со стороны матери, контакт ребёнка с отцом может рассматриваться хорошей альтернативой .

Рождение двойни или тройни и/или проведение кесарева сечения с использованием местной анестезии не являются противопоказаниями, но технически более сложны в исполнении и требуют бо́льшего внимания от матери и медицинского персонала.

Почему это происходит?

Ваш малыш поторопился появиться на свет и родился раньше положенного срока — что же делать? Прежде всего, не паниковать. По статистике ВОЗ, в цивилизованных странах 9 из 10 недоношенных детей выживают и впоследствии успешно развиваются. И не думайте, что это случилось только с вами: ежегодно раньше срока рождаются около 15 миллионов детей, то есть примерно 1 из 10.

Конечно, каждую женщину, ставшую мамой «ранней пташки», прежде всего, волнует, почему это произошло. 

Причины недоношенности до конца не изучены, однако некоторые факторы увеличивают шанс преждевременных родов:

  • Аборты и преждевременные роды в анамнезе;
  • Многоплодная беременность;
  • Инфекция во время ожидания малыша;
  • Гестоз;
  • Отслойка плаценты;
  • Сахарный диабет у мамы;
  • Гипертония и болезни сердца;
  • Курение и прием алкоголя во время беременности;
  • Плохое питание матери;
  • Беременность в слишком юном или позднем возрасте.

Акушерка из 90-х

Когда за окном расцвело, боль стала практически невыносимой. Я разбудила соседку и попросила позвать врача.

  • Почему вы сразу не позвали сестру, чтобы вам сделали еще один укол? — недоумевал врач.
  • Все спали, не хотела будить, — сквозь зубы от боли, глядя на медсестру, прошептала я.
  • Срочно в родовую, скоро родит, — дал распоряжение врач.
  • Мне нельзя рожать, у меня еще срок не подошел, — попыталась возразить я.

В предродовой уже лежали 3 роженицы, я была 4-ой. Одним словом, аншлаг. Врачей на всех рожениц не хватало. Напомню, это был 1990 год. Время тотального дефицита на все, включая специалистов.

Не буду описывать интимные подробности родов, расскажу про отношение акушерки, которая в результате и приняла у меня роды.

Так как я была сильно напугана ситуацией с преждевременными родами, равнодушным отношением медицинского персонала, болью, то, возможно, не всегда правильно выполняла указания акушерки. Она же громко обсуждала мои роды с коллегой, как будто меня не было рядом.

  • Ну посмотри, что она делает, ну кто так рожает, ну что за дура, — обращалась она к другой акушерке.
  • Ты родишь мертвого ребенка, тужься давай! — тут же крикнула она мне в лицо.

Я заплакала и вскрикнула от ее слов и боли. И тут же получила от нее шлепок по щеке. Не знаю, возможно, она подумала, что у меня истерика, а таким образом она всегда приводила в чувство рожениц. Но мне было очень больно, страшно и обидно. Чтобы не видеть рождения мертвого ребенка, я закрыла глаза.

  • Смотри, кто! — услышала я голос акушерки.
  • Открой глаза, я тебе сказала! — продолжала возмущаться она. Я пересилила себя и открыла глаза. На руке у нее висел красный худенький человечек с большой, относительно маленького тельца, головой. И он шевелился! Живой!
  • Живой! Мальчик, кажется, — прошептала я.
  • Смотри внимательно, кто?! — опять скомандовала акушерка.
  • Мальчик! — громко сказала я.

Малыша забрали и я увидела его только через неделю.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий