Что делать, чтобы отучить ребенка от рук?
Для преодоления болезненной привязанности можно использовать несколько способов. Нельзя рекомендовать всем один и тот же, ведь у каждого малыша свои психические особенности, которые обязательно нужно учитывать. Времени на привыкание и отвыкание нужно одному больше, другому меньше, поэтому в каждом случае нужно выбрать то, что подходит именно вам. Если один из способов отучить не дает результата, не нужно продолжать настаивать, а нужно всего лишь его заменить. Бывает, что мамочки, советуясь друг с другом, действуют одинаково, однако вашему малышу может не подойти тот же способ, который «спас» вашу соседку.
Как научить ребёнка не ныть по любому поводу
Уверена, сейчас вы задаётесь вопросом: “Как же вести себя, чтобы не превратить нытьё своего малыша в лайфстайл?” Прежде всего, следует понимать, что оно может быть разным.
Одна из причин его возникновения – это истощение. Например, ребёнок устал и не хочет раздеваться, хотя умеет. Но и просить о помощи тоже не хочет. Если вы понимаете, что каприз вызван какой-либо сложностью ребёнка, помогите ему её удовлетворить или приложить усилия для этого. Даже попросить о помощи – уже труд, который стоит приветствовать.
Также нытьё может быть присуще детям, испытывающим сложности с переключением внимания, этот момент легко отследить, наблюдая за своим ребёнком
Оцените, “застревает” ли он в эмоции надолго, может ли самостоятельно переключить внимание на что-то другое или нет. Если ваш ребёнок часто ноет по инерции, то пробуйте игнорировать такое поведение
И в момент, когда нытьё будет сходить на нет, переключите внимание на новые задачи.
И только третий тип нытья связан с воспитанием.
Более детально о видах нытья можно почитать в статье “Что делать если ребёнок ноет”.
Читать статью “Что делать, если ребенок ноет”
А сейчас давайте разберёмся как справляться с последним видом капризов.
В первую очередь проследите – с какого момента и как всё начинается. Например, малыш зовёт вас поиграть с ним. Сначала тихо, но постепенно он требует своего всё громче, а услышав в ответ «нет», начинает канючить. Если это единоразовая акция, то она может быть случайной, но, если же вы дали активный отклик, то есть риск закрепить нытьё-манипуляцию.
Дайте ребенку образец желательного поведения. Научите ребёнка правильно вести себя тогда, когда ему хочется начать ныть. Твёрдо, смотря ему в глаза, скажите: «Мы так не просим, попроси нормальным голосом: давай поиграем».
Старайтесь отслеживать, чтобы ребёнок исправлялся, когда снова начинает канючить
Важно донести до него мысль, что нытьё по любому поводу – это не нормальное поведение и таким способом он ничего не добьётся
Реагируйте на просьбы только тогда, когда они произнесены спокойным голосом.
Чтобы закрепить позитивный результат, обращайте внимание на те случаи, когда ребёнок говорит без хныканья и обязательно хвалите его за это. Помните, что успех и похвала – это лучшие мотиваторы
Например, можно объяснить какой результат ребёнок получит в итоге, преодолев себя – «мы позвоним другу», «заберём посылку»
Можно попробовать подключить игровую мотивацию – то есть представить процесс так, чтобы ребёнку было интересно – кто быстрее соберётся?
Кстати, если вы замечаете за собой, что вам непросто выдерживать детские капризы, сложно придумывать задачи для мотивации – это может говорить о пережитом вами болезненном опыте. Например, вас воспитывали авторитарные родители, и вы привыкли получать директивные указания. В этом случае вам придётся приложить усилия, чтобы научиться находить подход к своему ребёнку и отучить его ныть.
Ребенок ковыряет в носу и ест его содержимое
С раннего возраста дети активно изучают свое тело и мир вокруг. Они учатся пользоваться частями тела, понимают, что могут ими управлять. Особенно пальчиками — ведь ими можно все потрогать, достать, поковырять. В носу — в том числе. А уж если внутри что-то есть, это нужно обязательно исследовать. Желательно — на вкус.
До трех лет такое поведение ребенка — норма. Но если ребенок растет, а привычка никуда не девается, стоит задуматься: почему?
Причины
Физиологические
- Сухость воздуха, из-за чего слизь в носу засыхает и доставляет дискомфорт.
- Инородный предмет в носу, который ребенок пытается достать самостоятельно.
- Аллергические реакции, из-за которых ребенку тяжело дышать.
Психологические
Перевозбуждение, с которым сложно справиться самостоятельно и социально приемлемым способом.
Скука, когда ребенок занят неинтересным или монотонным занятием.
Эмоциональное напряжение от сложного задания, стресса, психологической нагрузки.
Способ привлечь внимание, особенно если мама бурно на этот процесс реагирует.
Что делать
Увлажнять и проветривать комнату.
Осмотреть содержимое носа, чтобы исключить инородный предмет
При подозрении на него — обратиться к врачу.
Исключить (или подтвердить) у врача риск аллергии.
Убрать причины перевозбуждения: гаджеты, недосып, чрезмерную активность.
Переключить внимание на другое, более интересное занятие.
Снизить эмоциональное напряжение и помочь пережить стресс более социально приемлемым способом. Например, сделать массаж ладоней и ушей, поиграть в дыхательные игры (подуть на перышко или мыльные пузыри).
Чего НЕ делать
Не пугать, что пальцы отпадут или нос отвалится.
Не предлагать поковырять в носу у кого-то другого.
Не давать обидные прозвища.
Не привлекать внимание окружающих.
Не бить по рукам.
Не кричать.
Не красить пальцы и не мазать их какими-то средствами, чтобы «отучить».
А почему он «это» ест?
Причиной этому может стать банальное отсутствие платка: когда ребенок извлек из носа засохшую слизь и ему некуда ее деть. Приходится в рот. Стоит дать ребенку платочек и научить им пользоваться, как проблема уйдет.
Второй вариант: ребенок тянет в рот вообще все, что попадается под руку: съедобное и несъедобное. Об этом — следующий пункт.
Что делать, чтобы отучить ребенка от рук?
Для преодоления болезненной привязанности можно использовать несколько способов. Нельзя рекомендовать всем один и тот же, ведь у каждого малыша свои психические особенности, которые обязательно нужно учитывать. Времени на привыкание и отвыкание нужно одному больше, другому меньше, поэтому в каждом случае нужно выбрать то, что подходит именно вам. Если один из способов отучить не дает результата, не нужно продолжать настаивать, а нужно всего лишь его заменить. Бывает, что мамочки, советуясь друг с другом, действуют одинаково, однако вашему малышу может не подойти тот же способ, который «спас» вашу соседку.
Рекомендуется ли глицин детям?
Глицин широко применяется многими детскими неврологами в нашей стране. Спектр показаний действительно большой: согласно официальной инструкции к препарату, он показан при сниженной умственной активности, различных поведенческих нарушениях, беспокойном сне, неврозах, последствиях черепно-мозговых травм и гипоксического поражения ЦНС в перинатальном периоде.
Ограничений, со скольки лет можно ребенку глицин, также нет: врачи могут назначить его не только малышу в 3–4 года, но даже крохе до года. Из побочных эффектов — только индивидуальная непереносимость. Прекрасный препарат — такое складывается впечатление.
Но, если опираться на принципы доказательной медицины (медицины, основанной на научных доказательствах эффективности и безопасности), это лекарство достаточно спорное.
В Кокрейновской базе (авторитетный ресурс, который проводит систематические обзоры научных исследований) нет упоминаний о применении глицина в детском возрасте — даже в школьном, не говоря уже о возрасте в 1–2 года. Нет сведений об использовании этого препарата и по данным Американской академии педиатрии.
В каком возрасте лучше отучать ребёнка от укачивания на руках
Ношение младенца на руках, укачивание является для него естественным процессом, ведь кроха привыкает к этому ещё до рождения, пребывая в материнской утробе. Новорождённому требуется время, чтобы адаптироваться к новой среде, понять, что он по-прежнему находится в безопасности. И поэтому малыш легко успокаивается, когда он оказывается в привычных ранее условиях, одно из которых — покачивание. Вот поэтому многие дети быстро засыпают на руках мамы, которая в это время размеренно ходит по комнате.
Когда мама укачивает младенца на руках, она воссоздаёт ему условия, напоминающие пребывание в матке
Однако малыш растёт, и наступает время, когда нужно приучать его засыпать самостоятельно, иначе укачивание перейдёт в настоящую зависимость. Да и для мамы отход ребёнка ко сну превращается в пытку, ведь вес крохи с каждым днём только прибавляется (нагрузка на руки и позвоночник женщины).
Если ребёнок привык к укачиваниям с рождения, то специалисты рекомендуют начинать отлучение от маминых рук примерно с трёх месяцев. Дело в том, что к 4 месяцу укачивания могут препятствовать полноценному ночному отдыху ребёнка. В это время у него наблюдается первый регресс сна, меняется его структура (сон начинает разделяться на фазы, как у взрослых). Если раньше малютка засыпал довольно быстро, то теперь это происходит не сразу, при этом достаточно небольшого шума для пробуждения. Малышу требуется всё больше времени, чтобы «закачаться», а когда он просыпается ночью, то не может заснуть сам, поскольку не имеет навыка «самоукладывания» (ведь ребёнка всё время укачивают).
Некоторые медики допускают практиковать укачивание младенца до 6 месяцев, особенно если он родился недоношенным, в результате тяжёлых родов или кесарева сечения. Но в любом случае не нужно затягивать с прекращением этого ритуала. После года приучить ребёнка к самостоятельному засыпанию будет уже намного сложнее, поскольку у него развивается психологическая зависимость.
Отучение ребенка быть на руках: таблица по месяцам
Справиться с излишней зависимостью от рук можно многими способами. Окажется он действенным или нет, заранее предсказать сложно — все зависит от индивидуальных особенностей вашего малыша. Дети грудничкового возраста особенно сильно привязаны к маме. В таблице вы найдете советы по отучению ребенка от ношения на руках в разные возрастные периоды.
Возраст | Как действовать |
---|---|
1 месяц | В первые недели жизни младенцы много времени проводят во сне. Если кроха часто плачет без рук, пробуйте катать малыша в коляске, или гуляйте с новорождённым в переноске на свежем воздухе. Не лишней будет и кроватка-маятник — она создаст имитацию покачивания на руках. |
2 месяца | Малыш требует уже больше внимания, любит наблюдать за маминой мимикой и находиться у неё на руках. Чтобы малыш не плакал без вас, дайте ему возможность наблюдать за вами и слышать ваш голос. Люлька-переноска, коляска, радио- и видео-няня вам в помощь. |
3 месяца | Трехмесячный ребенок может отказываться лежать в кроватке один, поэтому берите его с собой в переносном шезлонге туда, где собираетесь заняться делами — на кухню, в ванную или развешивать белье. Малыш будет видеть вас, меньше тревожиться и проситься на руки. |
4 месяца | В четырехмесячном возрасте самое время познакомить младенца с развивающим ковриком. Яркий, с шелестящими элементами и погремушками, он способен на какое-то время увлечь малыша и дать вам передохнуть. Также коврик можно переносить с собой в любое удобное место, и ребенок будет занят под вашим присмотром. |
5 месяцев | Пятимесячные малыши особенно требовательны и именно с этого возраста отнимают много сил с частыми просьбами «погулять» на ручках. Если ребенку нужно ощущать маму рядом, а вам нужны свободные руки — попробуйте освоить слинг или эргономичный рюкзак. В нем с ребенком можно заняться домашними хлопотами, сходить в магазин или просто погулять. |
6 месяцев | В этом возрасте кроха уже учится ползать, поэтому предоставьте ему возможность перемещаться по дому — организуйте безопасное пространство. Если малыш будет свободен в перемещении, то зачем ему проситься на руки, если он может изучать мир сам? |
7 месяцев | Семимесячные младенцы с удовольствием осваивают сидячее положение в прогулочной коляске и готовы проводить там много времени. Если у вас устали руки, то приучайте малыша к ежедневным прогулкам в коляске. |
8 месяцев | В восемь месяцев ребенок учится вставать на ножки и делает первые шаги возле опоры. Всячески поощряйте свободу движения, завлекайте музыкальными игрушками, кубиками. Ненадолго можно сажать малыша в ходунки — но не увлекайте кроху этим способом передвижения надолго. |
9 месяцев | Ребенок может проситься на руки при укачивании в 9-9,5 месяцев, что вполне нормально. Заменяйте процесс укачивания поглаживанием по спинке и колыбельной; также приучит к самостоятельному засыпанию тихий музыкальный ночник. |
10 месяцев | Процесс ношения на руках заменяйте покачиванием на коленях. Не отстраняйте ребенка от себя, занимаясь домашними делами, — дайте ему возможность сидеть рядом в стульчике или в манеже. |
11 месяцев | Если кроха в 11 месяцев активно просится на руки, учите его играть рядом с вами. Расстелите плед или одеяло, разложите игрушки. Малыш сам слезет с рук и примется за игру. |
12 месяцев | В 1 год ребенок уже делает первые шаги, поэтому старайтесь чаще хвалить малыша за самостоятельную ходьбу. Можно увлечь ребенка детским велосипедом или каталкой. Если кроха часто просится на руки на улице, то поможет хипсит или эрго-рюкзак. |
Важно! Прежде чем отучать ребенка от рук, взвесьте все за и против. Если желание отучить обусловлено заняться воспитанием раскапризничавшегося грудничка, то прежде чем ставить «педагогические эксперименты», ознакомьтесь с мнениями психологов по данному вопросу
Резкое отлучение от рук может принести ребенку настоящую психологическую травму.
Значение маминых рук для малыша
Для новорожденного малыша мамины руки – это весь мир. Это ощущение тепла, любви и защиты. И это вовсе не его прихоть, а базовая потребность. Согласно Теории привязанности Джона Боули, важным фактором в развитии гармоничной личности является заложенное в младенчестве ощущения доверия к окружающему миру.
Для новорожденного крохи это доверие формируется напрямую через его связь с матерью, когда мама активно реагирует на его потребности – кормит, берет на руки по требованию, улыбается.
Если кроха с детства испытывает ощущение безопасности и покоя, то он растет с твердой уверенностью, что весь окружающий мир такой же прекрасный. Он не испытывает тревогу даже там, где она может возникать у других детей.
Знаете ли вы? Исследования и наблюдения за брошенным малышами в Домах малютки показывают, что дети, которых не берут на руки, чаще болеют и даже умирают. Малыши, которым няни уделяют внимания и заботу именно через ношение на руках, растут более здоровыми и спокойными.
Эта теория имеет научное подтверждение и активно внедряется в современном мире, начиная с роддома. Ведь еще совсем недавно малышей не выкладывали на маму сразу после родов, не предлагали грудь с первых минут рождения
Сейчас же, понимая важность тактильного контакта для малыша и мамы, ситуация в родильных домах кардинально изменилась
Поэтому, кроме тесного контакта с первых секунд жизни, малыш находится с мамой в палате постоянно, а не приносится только на кормление, как это было ранее.
Способы отучения от рук
Покажите малышу свою занятость. Не сидите перед ним на месте. Показательно с усердием занимайтесь домашними делами;
Делайте небольшие перерывы. Время от времени мелькайте перед крохой, чтобы он знал, что вы рядом;
Старайтесь отвлечь малыша. Каждый раз, когда ребенок начинает хныкать и тянуть к вам ручки, показывайте ему его любимую игрушку, стройте смешную рожицу или пойте веселую песенку;
Займите чем-нибудь кроху. Тут снова вам на помощь придут игрушки. Можно еще повесить над кроваткой мобиль. Это такая музыкальная подвеска с игрушками. Если ребенок уже достаточно взрослый, можно постелить на пол специальный развивающий коврик
Он на долго завлечет малыша, и минимум пол часика лишнего времени у вас точно появится;
Включите успокаивающую музыку или аудиозапись сказок;
Не реагируйте на слезы. В скором времени малышу надоест плакать и он поймет, что это не помогает;
Разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему сказки, пойте песни, читайте стишки;
Когда гуляете с крохой, не давайте ему засыпать. Разговаривайте с ним, привлекайте внимание к окружающим предметам, играйте. Тем самым ребенок сильнее вымотается и, следовательно, быстрее уснет.
Как влияет любовь мамы
Многие молодые мамы, родив первенца, испытывают к нему сильную привязанность. Женщина наслаждается близостью, держа малыша на руках, вдыхая его запах. На прогулке постоянно разговаривает с ним, показывает животных, деревья, небо, машины. И это правильно, так ребенок лучше развивается, у него нет недостатка в тактильных ощущениях, он испытывает чувство защищенности и собственной значимости, вырастает уверенным в себе человеком.
Когда кроха хочет, чтоб его все время носили на руках, главное – не идти у него на поводу. Должно быть разумное соотношение самостоятельности и развлечений.
- Пусть часть времени он проводит в кроватке, гулит, рассматривает свои ручки, подвески, игрушки. А для любящей мамы эта картина не менее увлекательна.
- Половину бодрствования можно посвятить общению и рассматриванию окружающих предметов.
Время, когда ребенок предоставлен сам себе, имеет огромное значение для развития двигательной активности малыша. Ведь он должен научиться переворачиваться на животик, пытаться ползать, потом вставать. А на руках мамы этому научиться невозможно.
Рекомендации специалистов:
Интересные методы решения указанной проблемы предлагают некоторые специалисты. Например, известный американский педиатр Бенджамин Спок предлагает следующее: в 8 месяцев мама просто кладёт ребёнка в кровать и уходит в другую комнату. Конечно, он будет плакать, но в конце концов успокоится и заснёт. Женщине допускается зайти в спальню к младенцу, погладить его, поцеловать (но ни в коем случае не брать на руки), а затем снова уйти. Рано или поздно кроха просто смирится, что ему придётся засыпать самому. Главное — маме постараться быть ласковой к малышу, но хладнокровной.
Педиатр Ричард Фербер, известный американский специалист по вопросам сна у детей всех возрастов, предлагает более радикальные меры, подходящие для мам с крепкими нервами. По его мнению, подходящий возраст для отучения от укачивания и прочих манипуляций для засыпания — 6 месяцев. Во время укладывания в кровать маме запрещено кормить и поить ребёнка, петь ему, держать малыша за ручку. То есть нужно полностью исключить всё, что мешает автономному засыпанию. Когда наступает время сна, взрослый просто целует кроху и выходит из комнаты. Через 1–5 минут нужно зайти, чтобы убедиться, что малыш в безопасности. Нужно приготовиться к тому, что первые дни младенец будет орать до посинения, даже до рвоты, но в итоге заснёт от усталости.
Педиатр Ричард Фербер предлагает радикальные меры по отучению ребёнка от укачивания
Знаменитый украинский педиатр Е. Комаровский, очень популярный и в нашей стране, отмечает, что сон — это физиологическая потребность ребёнка. Он в любом случае уснёт, организм возьмёт своё. Кроме того, малышу нужна здоровая выспавшаяся мама со здоровыми руками и спиной. Поэтому женщине нужно просто набраться терпения и переждать пару дней — кроха поплачет и перестанет требовать укачиваний.
Видео: как отучить от укачивания (советы доктора Е. Комаровского)
Смотрите это видео на YouTube
Психологи же настаивают, что отучать малыша от укачивания нужно более деликатно. Так, Наталья Барложецкая, обозначает два основных пути решения проблемы: укладывать ребёнка в кроватку и качать уже её (остаётся ощущение движения) или брать малыша на руки, но не качать (есть ощущение близости мамы).
Предпосылки клептомании
Такое психическое расстройство встречается у детей разного возраста, от малышей до подростков. Но если воришки младше пяти лет просто не делят свои поступки на плохие и хорошие, и не понимают разницы между своим и чужим в силу незрелости личности, то со старшими ребятишками не так. В 7–10 лет, особенно в семьях, где никогда не заходит разговор о сложности зарабатывания денег и все покупается по первому требованию чада, дети не осознают ценности денег и вещей.
У одиннадцатилетних школьников и старше уже имеются прочные понятия нравственных установок и правил социума, а движет ими неконтролируемая психическая зависимость. Она характеризуется:
- импульсивностью – кража не планируется, а совершается спонтанно, в момент появления влечения к такому действу;
- отсутствием подбора объекта «покушения» – это может быть что угодно и заранее не выбирается;
- предвкушением получения удовольствия от процесса воровства;
- сильной потребностью умиротворить тягу к краже, которую ничем невозможно перебить;
- получением облегчения после содеянного.
Ребенок обычно совершает такое мелкое преступление в мрачном настроении. Делает он это, чтобы избавиться от угнетенного состояния психики, испытать эйфорию.
Весомые поводы для отучения
Прежде чем задумываться над вопросом, как отучить грудного ребёнка от рук, следует понять, а стоит ли вообще это делать именно в этом возрасте. Как мы уже говорили, следует дождаться определённого срока, когда малыш будет готов к отучению.
Однако бывают ситуации, когда отказ от телесного контакта обусловлен рядом вполне объективных факторов:
- Новоиспечённая мама слишком устаёт от домашних хлопот. В такой ситуации следует поговорить с супругом или бабушками, которые могут перенять часть обязанностей. Если же это нельзя реализовать на практике, то нахождение крохи на руках стоит ограничить. Ему нужна отдохнувшая мать.
- Ещё одна весомая причина – вынужденный выход матери на работу раньше окончания декрета. В этом случае маму должны заменить бабушки, нянечки. А свою любовь родители будут компенсировать крохе в свободное время.
- Некоторые мамочки слишком беспокоятся о своих детях, предпочитая держать их на руках, а не пускать на пол или в песочницу. В такой ситуации начинать работу стоит не с ребёнка, а с мамы, поскольку её тревожность передаётся малышу.
- Ребёнок, который уже способен ползать или, тем более, ходить, должен самостоятельно изучать мир, разумеется, под родительским присмотром. Поэтому следует спускать подросшего малыша с рук и отправлять на «покорение» окружающего пространства.
Отдельные матери уверены, что даже новорождённый ребёнок не должен находиться на руках. Это не совсем верная позиция, поскольку появившийся на свет малыш нуждается в телесном контакте с мамой. Всего должно быть в меру, поэтому не забывайте целовать, гладить и поднимать кроху на ручки.
Помогите быть самостоятельным — без опасности
К 10–12 месяцам все малыши ша малышка уже стремится к самостоятельности: поэтому ее интересуют все запретные предметы и места! Ваша основная задача — создать вокруг нее относительно безопасную обстановку. А также совместно исследуйте то, что опасно. Дети, примерно до младшего школьного возраста воспринимают мир, в первую очередь, на чувственном уровне. Так дайте малышу возможность почувствовать, воздействуйте на него на эмоциональном уровне. Например, можно поднести на безопасное расстояние ручку ребенка к горячей кастрюле, так, чтобы ощущалось тепло, исходящее от нее: «Горячо, ай! Опасно!», и т. п. Ребенок заинтересовался, к примеру, вилкой
Можно дать потрогать острый конец зубьев: «Острый, колет! Осторожно!» Впоследствии, когда ребенок потянется к ножницам, ножу или иголке, ощущение острого уже будет надежно зафиксировано на чувственном уровне
Когда безопасности ребенка ничего не угрожает, а собственно угроза исходит от ребенка запретному предмету, перенаправьте интерес малышки. Например: «Этот телефон брать нельзя, на тебе другой». Это правило актуально для всех запретов
Всегда предлагайте ребенку альтернативу, когда приходится что-то запрещать! В жизни ребенка должны быть запреты, это важно не только для его безопасности, но и для полноценного развития личности
У малышей слабо развита произвольность поведения, зато эмоции очень яркие, поэтому они так бурно реагируют на запреты. Альтернатива помогает справиться с этим! Будьте уверены в своей правоте, главное — последовательность требований родителей. Вместо прямых запретов: «Нельзя!», «Не трогай!», «Не лезь!» и т. п. более эффективно сказать: «Сейчас ты это брать не будешь. Можно взять вот это! Давай вместе посмотрим». Подробнее про «стратегию и тактику» безболезненных для ребенка запретов можно прочитать здесь: http://vladmama.ru/index.php? newsid=1256535538