Роль нейропсихолога в определении ведущей руки ребёнка
«Универсальных» детей нет, а значит нет и «универсальных» рецептов исцеления. Симптомы нарушений могут быть похожи. Но, если копнуть глубже, их природа будет значительно различаться.
Для примера, возьмём двух детей пяти лет. Допустим их зовут Ваня и Миша. Родители обоих мальчиков жалуются на то, что их сын невнимателен, капризен, часто плачет. Родители Вани где-то почитали, где-то поспрашивали и решили, что дело в режиме дня. Ваню начали пораньше укладывать спать, он стал меньше смотреть в телевизор и больше гулять. Ваня стал значительно спокойнее. Родители, довольные собой и сыном, рассказали о своём опыте Мишиным родителям. С этого дня Миша тоже начал ложиться в девять, часами гулять и смотреть телевизор по 20 минут в день. Но мальчик, по-прежнему, плачет по любому поводу, а на занятиях «считает ворон». Родители в недоумении: «Мы же всё сделали правильно! Почему не помогло?».
Во многих случаях проясняет ситуацию нейропсихологическая диагностика. И тогда может оказаться, что дело вовсе не в режиме дня, а в особенностях взаимодействия определённых отделов головного мозга. Одной из характеристик этого взаимодействия является то, какой рукой ребёнок предпочитает действовать. Поэтому к определению ведущей руки, нейропсихологи подходят основательно. Эта информация помогает найти оптимальные решения в развитии и обучении детей.
Причины явления
По статистике 8-17 % планеты рождаются правополушарными (примерно каждый седьмой младенец). Такая особенность совсем не считается какой-либо патологией и не влияет негативно на развитие малыша. В основном выделяют три причины такого явления:
- Генетический фактор (особенность передалась ребёнку через ДНК).
- Травматический фактор (при родах могут возникнуть травмы правого полушария, из-за которых левое будет развиваться сильнее).
- Внешний фактор (малыш мог повредить правую руку, и из-за неё начать больше пользоваться левой и т.д.).
Ребёнок-левша
Как определить, является ли ребёнок левшой
Первые признаки можно увидеть уже тогда, когда малыш начинает использовать предметы самостоятельно: брать игрушки, держать ложку, чистить зубы щёткой, рисовать карандашом и т.д. Более точно с латеральностью (выбором главной руки) определяются в период с 3 до 6 лет. Кроме этого можно понаблюдать, как чадо хлопает в ладоши (какая кисть сверху), какой стороной опирается при падении и т.д. Также есть и те детки, которые умеют владеть в одинаковой мере сразу двумя руками.
Почему есть левши и правши
Головной мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого. В связи с особенностями проводящих путей нервной системы за левую половину телу отвечает правое полушарие, а за правую половину – левое. В зависимости от того, какое из полушарий доминирующее, будет определяться ведущая рука.
Как происходит процесс определения доминирующего полушария и, соответственно, ведущей руки все еще остается загадкой. Существует теория, что это определяется генетически (однако до сих не удалось выявить точную локализацию генов, ответственных за то), некоторые придерживаются позиции, что этот процесс больше обусловлен социальной средой вокруг ребенка.
Так или иначе, мозг леворукого человека имеет свои функциональные особенности. Например, поскольку центр речи или письма расположены в левом полушарии, для выполнения этих действий нервные импульсы напрямую идут от него к правой руке. А для левшей необходимо, чтобы эти сигналы прошли через мозолистое тело – участок мозга, связывающий два полушария. По словам нейробиологов, именно этот факт может приводить к трудностям в освоении речи и письма у детей с ведущей левой рукой.
О тонкостях обучения деток-левшей
Несмотря на то, что леворукий ребенок отличается хорошей интуицией, творческими способностями и образным мышлением, он быстрее устает от школьных программ. Обучение письму и чтению сопровождается рядом неудобств, что и приводит к быстрой утомляемости, а в дальнейшем – к рассеянности и неуспеваемости. Не стоит отдавать таких детей в учебные заведения с усиленными программами и чересчур строгой дисциплиной.
Особое внимание в этом возрасте нужно уделять физическому развитию и выбирать такие виды спорта, где одинаково активны обе руки, а также дополнительным занятиям, развивающим моторику
Особенности леворуких
Итак, если ребенок «левосторонний», значит, его поведением, способностями и прочими индивидуальными особенностями в большей степени управляет правое полушарие. Можно отметить такие характерные черты леворуких, как:
Эмоциональность, впечатлительность, ранимость. Левши – импульсивные натуры, которые легко раздражаются, бурно реагируют, если что-то не получается, идет не так, как им хочется.
Частые перепады настроения и неуравновешенный характер.
Пессимистическое отношение к жизни.
Образное мышление и хорошее воображение. Это замечательные фантазеры, любят мечтать и сочинять удивительные истории.
Умение находить нестандартные решения, действовать спонтанно.
Хорошо развитая интуиция.
Незаурядные творческие способности и креативность, благодаря которым из леворуких получаются неплохие музыканты, художники, писатели.
Легкая адаптация к новым условиям.
Хорошо развитые память и пространственное мышление.
Желание быть в центре внимания.
Ведущая сторона делает левшей сильными соперниками в теннисе, боксе, фехтовании – ведь партнерам по поединку очень сложно предугадать их действия.
Как определить левша или правша ребенок
Часто родители маленьких детей задаются вопросом, как узнать, что ребенок левша? Обычно он возникает, когда ребенок берет ложку, игрушку, карандаш то правой, то левой рукой. В этом случае некоторые взрослые даже склонны считать, что малыш правша и левша одновременно.
Тем не менее важно знать, что до 3-3,5 лет у ребенка еще не определилось доминирующее полушарие, и ему одинаково удобно действовать обеими руками. По достижении ребенком 4-5 лет для определения доминирующей руки родители могут провести самостоятельно один из приведенных тестов
По достижении ребенком 4-5 лет для определения доминирующей руки родители могут провести самостоятельно один из приведенных тестов.
Тест на левшу и правшу:
- вырезать из бумаги фигуру ножницами;
- отвинтить крышку с бутылки с водой;
- стереть ластиком карандашную линию с листа бумаги;
- перелить воду из стакана в бутылку;
- закрыть замок;
- вдеть нитку в иголку;
- достать игрушку с верхней полки;
- взять игрушку на руки и погладить ее.
Необходимо провести несколько тестов, чтобы получить достоверный результат, при этом нужно выбирать действия незнакомые малышу.
При использовании в тестировании предметов надо расположить их на одинаковом расстоянии от рук
Кроме того, важно проводить тестирование в игровой форме
Нежелательно акцентировать внимание ребенка на том, какой рукой он будет производить действия. Запрещается побуждать малыша к действию фразами: «покажи, какой рукой ты будешь закрывать» или «какой рукой ты будешь делать это»
Правильнее будет построить фразу так, чтобы ребенок концентрировал свое внимание на самом действии. Например, можно сказать: «Возьми котенка на руки и погладь, чтобы он не грустил».
Левши не отличаются смелостью
Бу! Если вы левша, это, вероятно, заставило вас съежиться. Данный факт объясняется тем, что, согласно исследованиям, те люди, чьи левые руки являются доминирующими, как правило, более предрасположены к страху, чем те, у кого рабочей является правая рука.
Согласно исследованию Британского общества психологии, участники смотрели восьмиминутный ролик из фильма «Молчание ягнят». Когда их попросили вспомнить увиденные события, левши гораздо чаще проявляли признаки посттравматического стрессового расстройства, чем правши, также у них были более фрагментированные описания, и они допустили больше ошибок, что характерно для людей, страдающих ПТСР. Очевидно, что две стороны мозга имеют разные роли в ПТСР, а правое полушарие, похоже, отвечает за страх.
Особенности развития ребенка-левши
Ребенок-левша обладает особенностями, которые следует учитывать при воспитании и обучении. Правое полушарие мозга отвечает за воображение, спонтанность, креативность. У левшей часто наблюдается хороший музыкальный слух, чувство цвета, художественный вкус, им легче даются предметы, где необходимо пространственное воображение, например – геометрия. Решать задачки левшам сложно, но они способны найти интересное и нестандартное решение. Скрытая леворукость может обнаружиться у малыша, который путает верх-низ, право-лево, пишет буквы в зеркальном отображении.
Ребенок-левша мальчик – особенности
Вероятность рождения мальчика-левши выше, чем девочки. Среди популярных людей этой особенностью обладают люди самых разных профессий, известные левши – Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Юлий Цезарь, Чарли Чаплин, Пикассо, Наполеон. Эти люди обладали разносторонними талантами и являлись нестандартными личностями. Очень полезно мальчику-левше заниматься спортом, развивающим обе руки – плаванием, лыжами, баскетболом.
Ребенок-левша мальчик – особенности развития:
- импульсивность – мальчики-левши часто действуют под воздействием эмоций;
- хорошее воображение – маленькие левши являются отличными конструкторами, в них это желательно развивать – они могут показать очень хорошие результаты в проектировании, моделировании;
- тревожность – мальчики-левши чаще других детей страдают от тревожности, это особенность правополушарных детей;
- быстрая утомляемость – все левши быстро утомляются.
Ребенок-левша девочка – особенности
Известные женщины-левши – Анджелина Джоли, Опра Уинфри, Леди Гага, Сара Джесика Паркер, Дженифер Лоуренс. Девочка-левша – очень чувствительна, ее легко задеть и обидеть, поэтому при общении с этой малышкой требуются деликатность и тактичность. Вне уроков девочке-левше рекомендовано заниматься вязанием, игрой на фортепиано, лепкой – это развивает обе руки ребенка.
Ребенок-левша девочка – особенности развития:
- впечатлительность – это качество левшей сильно выражено у девочек, малышка может принимать близко к сердцу все, даже сюжеты мультфильмов;
- мечтательность – девочка-левша очень любит мечтать, что-то придумывать, желательно научить ее извлекать пользу из этого, например, она может рисовать картины на основе своих фантазий;
- обидчивость – это негативное качество свойственно правополушарным детям;
- повышенная утомляемость – девочки-левши часто жалуются на усталость, это нужно учитывать в процессе обучения.
Как определить правша ребенок или левша?
Если вы решили определить какой рукой лучше владеет ребенок, проведите небольшой легкий тест «левша или правша». Для начала поиграйте с малышом в знакомую всем игру «сорока-ворона», затем попросите его погладить кошку или подать вам бутылочку с водой, просто похлопать в ладоши.
Обратите внимание на то, какая рука у малыша является ведущей. Если вы решите проводить тест в раннем возрасте (1,5-2,5 года), то, скорее всего, не заметите разницу, поскольку малыш будет одинаково владеть обеими руками
Вполне возможно, что малыш сам еще не может определиться левша он или правша, а если это так, то в ваших силах помочь ему в этом.
Очень хороший тест, определяющий леворукость – попросите малыша принять позу Наполеона, скрестив руки на груди. Принимая эту позу, каждый человек подсознательно кладет ведущую руку сверху.
Чтобы узнать правша или левша ребенок, необходимо проводить тестирование в тихой, спокойной обстановке так, чтобы малыш не догадывался, что происходит и зачем вы это делаете. Превалирующую роль в определении доминирующего полушария играет слух.
Попросите малыша послушать шум прибоя в морской раковине или тиканье часиков. Ребенок обязательно приложит часы или раковину к тому уху, какое полушарие преобладает.
Люди левши и правши, одновременно владеющие обеими руками в медицине называются амбидекстры. На планете их не более одного процента, и если вы долгое время замечаете, что ребенок не отдает предпочтение ни одной из рук, постарайтесь направить его, больше давая возможность орудовать правой.
Переучить левшу на правшу очень тяжело, но направить амбидекстра, выработав у него привычку работать правой рукой, можно довольно быстро, особенно в раннем возрасте.
Левша и леворукий мальчик: стоит ли переучивать?
Попытки понять разницу между леворукостью и левшеством только вызывают путаницу. Если для малыша левая рука считается ведущей, но доминирует левое полушарие мозга как у правшей, то переучивание пройдет без проблем. Но попытки перекроить природу левши могут закончиться плачевно. Вынудив ребенка писать правой рукой, взрослые не могут внести изменения в его организм – правое полушарие все равно останется ведущим, но малышу будет сложнее справляться с учебой и рутинными делами.
Обычно у левши есть неврологические проблемы:
Астенический невроз, который проявляется в повышенной утомляемости и сниженной работоспособности
Такие дети активны только на первых двух уроках, а потом у учителя мало шансов пробудить их внимание. Выполнение домашних заданий обычно затягивается. Кроме того, малыши пишут неустойчивым почерком
Невроз навязчивых состояний обычно вызван отсутствием взаимопонимания между левшой и его родителями. Взрослые заставляют ребенка выполнять действия правой рукой. Левша старается выполнить требования, чтобы порадовать родителей. Каждую неудачу взрослые воспринимают, как упрямство или непослушание, за которое должно последовать наказание. Впоследствии левша боится гнева родителей, постоянно думает о своей неполноценности и испытывает стресс перед письменными заданиями. Энурез, вызванный страхом перед неминуемым наказанием. Ребенку сложно сосредоточиться и выполнить задание, из-за чего он нервничает еще больше и страдает от недержания мочи. Так образуется замкнутый круг. Невротический тик, вызванный чрезмерной сосредоточенностью над выполнением задания правой рукой. Левша может облизывать губы, морщить лоб, подергивать носом или подмигивать
Кроме того, малыши пишут неустойчивым почерком. Невроз навязчивых состояний обычно вызван отсутствием взаимопонимания между левшой и его родителями. Взрослые заставляют ребенка выполнять действия правой рукой. Левша старается выполнить требования, чтобы порадовать родителей. Каждую неудачу взрослые воспринимают, как упрямство или непослушание, за которое должно последовать наказание. Впоследствии левша боится гнева родителей, постоянно думает о своей неполноценности и испытывает стресс перед письменными заданиями. Энурез, вызванный страхом перед неминуемым наказанием. Ребенку сложно сосредоточиться и выполнить задание, из-за чего он нервничает еще больше и страдает от недержания мочи. Так образуется замкнутый круг. Невротический тик, вызванный чрезмерной сосредоточенностью над выполнением задания правой рукой. Левша может облизывать губы, морщить лоб, подергивать носом или подмигивать.
Чтобы сделать свое чадо успешным, не пытайтесь переделать его природу
Лучше сосредоточьте внимание на том, как помочь малышу ориентироваться в мире праворуких людей и принять свою особенность
Левши и правши различия
Леворукие люди впечатлительны и эмоционально возбудимы, они сильно и глубоко переживают негативные события в своей жизни, легко обижаются. Левшам свойственна повышенная капризность.Левши подвержены влиянию и настроению окружающих больше, чем правши.Левшам свойственна затрудненность в произношении некоторых звуков и сложности с речью. Часто у них возникают проблемы с написанием букв, иногда целых слов и даже фраз: они пишут зеркально (феномен да Винчи)
Правши с подобным не сталкиваются.Правши более практичны и стабильны, в отличие от непостоянных, чувствительных и переменчивых левшей.Праворуким детям проще концентрироваться на учебе, чем их леворуким одноклассникам с рассеянным вниманием
Почему так?
Начнем с того, что в мире насчитывается примерно 15-17% процентов левшей, остальные – правши.
Большая часть левшей и правшей таковыми рождаются. Праворукость и леворукость в человеке – это генетический фактор. У праворуких людей ведущее полушарие мозга – левое, у леворуких, наоборот, правое. Не следует считать, что леворукость – это какое-то генетическое уродство. Левши – такие же полноценные люди, как и правши, просто устроены они несколько по-иному.
Другая причина, из-за которой ребенок может быть левшой – травма при рождении. Если у малыша травмирована правая сторона, то волей или неволей он вынужден будет больше пользоваться левой рукой.
Третья причина формирования леворукости у ребенка – это та среда, в которой он родился и воспитывался. Например, малыш кому-то подражает, или, допустим, его специально учат больше владеть левой рукой, чем правой.
С уверенностью определить, праворукий ребенок или леворукий, можно, когда ему исполнилось примерно 4 года. Тогда-то и нужно присмотреться к ребенку внимательней. И, определив, левша он или правша, начинать готовить кроху к школе и вообще к жизни в соответствии с его особенностями.
Правша или левша: как узнать?
Существует несколько проверенных способов, помогающих получить ответ на этот важный вопрос.
Первый и наиболее простой метод – наблюдение за ребенком. Здесь нет ничего сложного: родителям нужно внимательнее присмотреться к малышу, чтобы выяснить, какой именно рукой он чаще и охотнее пользуется, когда:
- передвигает игрушки;
- указывает на что-либо;
- поднимает с земли всякие мелкие вещи (щепочки, камушки);
- держит ложку или чашку;
- чистит зубы;
- собирает или разбирает игрушки и другие предметы;
- подметает пол и протирает поверхность;
- моет посуду;
- расчесывает волосы;
- держит слесарный инструмент;
- машет рукой, прощаясь;
- пишет, рисует;
- бросает камни;
- ловит мячик или другие игрушки.
Стоит обратить внимание и на то, на какую руку малыш опирается, когда падает. Или, если он играет в футбол, какой ногой чаще и удачнее бьет по мячу. Если ребенок дерется со сверстниками (бывает и такое), то прежде чем забияк разнять, не мешает проследить, какую руку чаще пускает в ход драчун
Если ребенок дерется со сверстниками (бывает и такое), то прежде чем забияк разнять, не мешает проследить, какую руку чаще пускает в ход драчун.
Если все перечисленные действия малыш выполняет именно левой рукой (или ногой), то он – левша. А если правой, то, соответственно, правша.
Как определить левша или правша ребенок
Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями.
Этот феномен носит имя амбидекстрия.
Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.
Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:
- перемещает подвижную игрушку;
- складывает пирамидку;
- указывает на что-то;
- собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
- держит столовый прибор;
- чистит зубы;
- откручивает крышечки;
- подметает или вытирает поверхность;
- расчесывается;
- рисует и пишет.
Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.
Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:
- Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
- Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
- Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.
- Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач незаурядны.
- Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
- Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх — низ».
- Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
- Эмоциональность выше и развивается активнее.
Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга. Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:
Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:
- подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
- выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
- стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
- значительное отставание в развитии речи и психических функций;
- различные формы дислексии у детей старше 4 лет.
Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.
Как определить, левша или правша ребенок?
Узнать можно и просто наблюдая за малышом, достаточно лишь проследить, какой рукой малыш берет предметы, пишет, рисует, ест или играет. Также для определения можно воспользоваться специальными тестами для определения леворукости.
Для определения важно:
- все задания необходимо проводить только в игровой форме;
- нельзя рассказывать ребенку о том, что вы проводите тест на определение ведущей руки;
- малыш должен быть расслаблен и чувствовать себя непринужденно;
- особенно следует наблюдать за теми действиями ребенка, которым его еще не обучали;
- во время проведения теста все вещи должны быть спрятаны в коробку, доставать их следует по мере необходимости;
- доставая вещи, их следует класть перед ребенком на одинаковом расстоянии от обеих рук;
- подготовьте жетоны (вырезав из яркого картона кругляшки) и поощряйте ими малыша, также пообещайте затем поменять все его выигранные жетоны на приз (это может быть шоколадка, игрушка, поход в парк – что угодно).
Стоит ли переучивать ребенка левшу?
В прошлом из-за устоев и желания сделать всех одинаковыми и стандартизировать, леворуких детей травили, угнетали их особенности и заставляли переучиваться. В итоге у них развивались комплексы, неуверенность в себе и неприятие своего тела, вызывая, в свою очередь, тяжелый, хронический стресс. Если родители будут говорить ребенку, что использовать левую руку неправильно, то малыш получит не только низкую самооценку в будущем, но и ряд психических и неврологических проблем.
Но так как мы живем в современном мире, таких предрассудков, слава Богу, практически не осталось. Сейчас поощряется индивидуальность и непохожесть на остальных, а такая маленькая особенность, как леворукость, превращается из недостатка в достоинство. Поэтому не следует лишать карапуза врожденной уникальности.
Не нужно идти против решений природы и переучивать ребенка, так как это может привести к появлению серьезных нарушений по здоровью. Зачастую переучивание ребенка левшу приводит к тому, что он становится нервным, капризным, замкнутым и постоянно стрессует. Сейчас для леворукого ребенка можно быстро и просто найти удобные принадлежности и эта особенность не принесет ему абсолютно никакого дискомфорта, а главное, он будет чувствовать себя в быту не хуже своих сверстников правшей.
К чему может привести переучивание ребенка левши
В некоторых случаях бывает так, что бабушки, дедушки, воспитатели в детском саду или учителя в школе, начинают внушать родителям то, что ребенка нужно срочно переучить, и те идут у них на поводу, принимая мнение старшего поколения за авторитетное.
Если такое произошло, то они должны учесть тот факт, что процедура переучивания не только бессмысленна, но еще и опасна. Конечно, можно научить писать карапуза только правой рукой, но он будет ею только писать, а все остальное делать левой. Он станет праворуким в угоду взрослым, но чего это будет стоить ребенку?!
Ученые доказали, что насильное переучивание очень плохо сказывается на детской, не сформировавшейся психике и приводит к:
- Нервному тику;
- Раздражительности;
- Заиканию;
- Психосоматическим недугам;
- Дислексии;
- Энурезу;
- Проблемам в учебе;
- Упрямости;
- Проблемам с ориентацией в пространстве и времени.
Все этого можно избежать, позволив крохе быть самим собой. Зачем калечить ребенка, если он абсолютно нормальный и чувствует себя комфортно вне зависимости от того, что он левша.
Как воспитывать ребенка-левшу?
Никогда не говорите ребенку, что он не такой, как все, в чем-то отличается от других детей. Не сообщайте всем подряд об его особенности. Если дошкольник сам заведет такой разговор, скажите, что все люди разные. Никого не удивляет, что у одного человека черные волосы, у другого – русые, это не хорошо и не плохо, так распорядилась природа.
Не пытайтесь переучивать левшу. Родственники и друзья могут давать советы заставить его действовать правой рукой, чтобы обе конечности были развиты одинаково. Такие нагрузки на нервную систему непосильны для малыша. Придет время, и он научится нужным действиям. Взрослые с доминирующим правым полушарием приспосабливаются водить машину, работают на аппаратах, приспособленных для праворуких людей. Все эти умения разовьются по мере необходимости, а в детском возрасте насильственное вмешательство в работу мозга может привести к множеству негативных последствий:
- нервному тику;
- энурезу;
- заиканию;
- неврозам;
- неправильной работе органов пищеварения.
Высокая эмоциональность затрудняет способность ребенка отстаивать свое мнение в споре, разговаривать в конфликтных ситуациях. Маленький левша начинает заикаться, терять нить беседы. Создайте дома доброжелательную атмосферу и научите ребенка уходить от конфликтов. В пылу спора он все равно ничего не докажет, лучше подождать, пока все успокоятся, а потом изложить свою точку зрения.
Чтобы робость не перешла в комплекс, найдите для левши занятие, которое у него получается лучше, чем у других. Научите дочь вязать, и вскоре девочка станет сама придумывать оригинальные узоры. Умение создавать эксклюзивные кофточки поднимет ее престиж в глазах одноклассниц. Мальчик может показать себя в спорте, моделировании.
Особенности психологического развития
Ошибочно думать, что левши только лишь выполняют основные действия левой рукой, а не правой. Это всего лишь самое знаковое проявление. На самом деле, и психика устроена у таких детей несколько иначе, чем у праворуких.
Функции правого и левого полушарий
Они существенно отличаются. Левое заключает в себе механизмы абстрактного образного мышления, а правое – конкретного образного. Ниже представлена сравнительная таблица (материалы позаимствованы из книги М. Зденек), заглянув в которую можно легко выявить основополагающие “сильные” стороны в развитии своего ребенка – левши. Сферы специализации правого и левого полушарий
Левое | Правое |
Обработка вербальной информации
| Обработка невербальной информации
|
Аналитическое мышление
| Воображение
|
Последовательность в процессе обработки поступающей информации Это полушарие отвечает за четкость и поэтапность восприятия любых фактов, систематизация знаний. | Параллельная обработка информации Это полушарие имеет способность анализировать и видеть в общем всю картину. При этом обрабатывается сразу много самой разной информации. |
Отличия левши
Учитывая более выраженное и активное правое полушарие, такие дети имеют следующие особенности.
- Очень хорошо умеют ориентироваться в пространстве и любой местности. У этих малышей намного лучше развита координация движений, они замечательно владеют своим телом.
- На уроках математики и алгебры в старших классах им тяжело, потому что цифры и счет даются им с трудом. Зато геометрия дается очень хорошо, потому что там необходимо представлять объемные фигуры.
- Леворукие дети быстро могут схватить суть предмета и четко представить себе общую картину, но все этапы деятельности, например, чтение по слогам, дается им тяжелее, чем праворуким.
- Левши очень хорошо понимают слова, их значение, но с речью, произношением и составлением фраз могут быть проблемы. Особенно в раннем возрасте.
- Леворуким детям лучше не поручать задания, которые требуют постоянной сосредоточенности, самоконтроля и монотонности.
- Когда у ребенка-левши есть какие-то трудности, даже самые незначительные, то можно заметить высокий уровень эмоциональности, бурную реакцию, слезливость, раздражение и гнев. Эти дети очень ранимы и впечатлительны.
- Если ваш малыш постоянно мечтает, сочиняет удивительные истории, у него появляются постоянно фантазии, и при этом доминирующая рука левая, то не стоит раздражаться. Для данного ребенка это нормальное и вполне естественное состояние.
От чего зависит, какая рука ведущая?
По разным оценкам, от 9 до 18 процентов населения планеты – левши. Точная причина появления леворуких пока не определена. Однако есть как минимум три подтвержденных фактора, которые могут привести к «левосторонней ориентации»:
Генетический фактор. Доминирующее положение правого полушария, которое руководит левой половиной тела, заложено в ДНК. То есть если мать или отец леворукие, вероятность того, что ребенок тоже будет иметь эту особенность, повышается.
Травматический фактор. Активизации правого полушария и левой стороны тела может способствовать компенсация последствий травмирования левого полушария головного мозга при родах.
Фактор среды. К этому пункту можно отнести подражание кому-то, вынужденное переучивание – например, после травмы правой руки.
Рекомендации для родителей
Ребенок-левша часто пишет и рисует в зеркальном отображении. Ваша задача – научить его правильно ориентироваться в пространстве, рассказать, как именно следует писать буквы, приводить наглядные примеры.
Вполне возможно, что левша до 3-4 лет не будет посещать садик – в связи с тем, что ребенку трудно адаптироваться к режимам и графикам. Будьте готовы к частым перепадам настроения – это никак не связано с вредным характером – левши очень чувствительные и эмоциональные личности
Родителям важно быть терпеливыми, следить за тем, чтобы малыш мог справляться со своими эмоциями. Что касается занятий за столом – тут важно обеспечить ребенку максимальный комфорт – лампу, учебники и все остальные ему необходимые атрибуты нужно разместить справа
Негативные итоги переучивания левшей
Допустимо ли переучивание таких детей? Разумеется, нет. Следует помнить, что, говоря о левшах, мы имеем в виду не просто доминирующую руку, а определённую организацию работы головного мозга.
Даже если родители или учителя смогут заставить ребёнка брать пишущие принадлежности правой рукой, они не в состоянии изменить латерализацию мозговых функций.
Результатами столь необдуманных действий нередко становятся серьёзные изменения в эмоциональном состоянии ребёнка. Появляется вспыльчивость, капризность, раздражительность.
несколько групп неврозов:
- Астенический невроз. Проявлениями этого состояния являются высокая утомляемость, нервная истощаемость, пониженная работоспособность. Маленькие левши полноценно работают только в начале учебного дня, а затем устают. Наблюдаются трудности и с выполнением домашних заданий.
- Невроз навязчивых состояний. Если взрослые чрезмерно сильно переживают из-за детского левшества, пытаются заставить работать правой рукой, наказывают за непослушание, у ребёнка вырастает тревожность. В результате у детей отмечаются различные страхи и фобии, например, боязнь письменных работ в школе.
- Недержание мочи. Чаще всего у переученных левшей возникает лишь ночной энурез, однако в тяжёлых случаях непроизвольное мочеиспускание может наблюдаться и днём. Такая интимная проблема только ухудшает состояние ребёнка, ещё больше снижая эмоциональный настрой.
- Неконтролируемые движения. Ещё один вариант невротического состояния – тики. Ребёнок непроизвольно мигает, облизывает губы, морщит лоб, подёргивает носом и пр. Подобные проявления усиливаются, когда переученный левша устаёт или излишне нервничает.
Именно от мам и пап будет зависеть, как пойдёт развитие левши: или он станет развиваться в соответствии со своими особенностями, или превратится в переученного правшу с невротическими реакциями, комплексами и психологическими нарушениями.