Суть и особенности
Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.
Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.
Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.
В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:
- Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
- Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.
Симптомы дисфагии
Симптомы дисфагии у пациентов также индивидуальны. Здесь может встречаться:
- ограничение движений языка
- слабость мускулатуры полости рта
- слюнотечение;
- невозможность сформировать пищевой комок;
- замедление начала глотательного рефлекса;
- поперхивание;
- задержка пищи во рту и т.п.
В большинстве случаев после инсульта у пациентов возникают проблемы при приеме жидкости или жидкой пищи. В некоторых случаях пациентам даже приходится заново учиться есть.
Хочется отметить, что причина таких затруднений может крыться в том, что при разного рода нарушениях в т.ч. инсультах, страдает нервная система, в результате чего может нарушаться чувствительность. Так, например, пациенты могут ощущать присутствие пищи в ротовой полости только одной из сторон рта, что и является причиной затрудненного пережевывания и глотания. В некоторых случая патологии ЦНС могут привести к потере вкусовых ощущений или проблемы с выработкой слюны.
Среди основных осложнений при дисфагии можно выделить:
- проникновение пищи в дыхательные пути;
- нарушение дыхания;
- пневмонию;
- обезвоживание;
- истощение.
Как развить сосательный рефлекс?
Развитие рефлекса требует лечения в стационаре и обязательного контроля со стороны специалистов (неонатолога и невролога). Длительность восстановления сосательного рефлекса зависит от первопричины его слабости и индивидуальных особенностей новорожденного.
Ребенок, рожденный раньше срока, имеет малый вес, недостаточно развитые головной мозг, легкие, другие органы и системы. Сосательный рефлекс у таких деток ослаблен или полностью отсутствует вследствие недоразвития мышц лица. Недоношенные малыши требуют особого подхода к питанию:
- При глубокой недоношенности дети получают парентеральное питание (введение раствора глюкозы через капельницу). В дальнейшем кормление грудным молоком проводится с применением зонда.
- Когда мышцы, отвечающие за глотание и сосание, сформировались в полном объеме, ребенка кормят их бутылочки не менее 10 раз в сутки, чтобы развить сосательный рефлекс.
- Как только рефлекс достаточно развился, подключают кормление грудью. Сначала чередуют прикладывания к груди с кормлением из бутылочки, затем постепенно переходят на грудное вскармливание.
Восстановить рефлекс в случае его частичной несформированности поможет следующее:
- докармливание ребенка сцеженным молоком из ложечки или бутылочки;
- кормление каждые 2-2,5 часа;
- использование пустышки;
- проведение массажа лица перед кормлением (при поражении лицевого нерва).
Чему должен научиться малыш, прежде чем будет готов есть ложкой самостоятельно?
Ребенок учится кушать самостоятельно, проходя несколько последовательно сменяющих друг друга этапов:
берет еду руками;
учится накалывать продукты на вилку (если родители используют этот столовый прибор);
начинает пробовать зачерпывать еду ложкой.
С началом прикорма при наличии пищевого интереса ребенок стремится взять в руку то, что лежит у него на тарелке
Малышу важно изучить продукт, исследовать его текстуру, форму, консистенцию. Чуть позже ему становится понятно, что этот продукт можно положить себе в рот
Сначала движения неловкие, малыш зачерпывает еду всей ладонью и точно так же пробует себя кормить.
Чуть позже, через несколько недель, у ребенка появляются первые предпосылки к щипковому захвату: малыш берет кусочки несколькими пальцами. И затем уже появляется захват большим и указательным пальцами — важный навык для того, чтобы научиться держать ложку.
Освоив это умение, малыш начинает проявлять интерес к столовым приборам, которыми его кормят. Более простым предметом для малыша является вилка: стоит лишь прицелиться, наколоть кусочек на зубчики, чтобы тот не упал, и поднести еду ко рту.
Кушать ложкой сложнее: ребенку необходимо не только зачерпывать еду, но и доносить ее содержимое до рта, а это непросто. Поэтому этот навык может появиться позже, но тренироваться и развивать его однозначно необходимо.
Какой препарат выбрать?
При боли в горле, тонзиллите и заболеваниях слизистой оболочки полости рта (стоматиты,гингивиты и прочие) встаёт вопрос: какой препарат купить, антисептик или НПВС?
Плюсы и минусы антисептиков
Антисептики уничтожают микроорганизмы только на поверхности, но они не проникают в ткани, а очаг воспаления всегда находится внутри. К тому же антисептик не устраняет боль и отёк, который неизбежно сопровождает воспалительный процесс. Антисептик, работая на поверхности, способен уничтожать нормальную микрофлору и снизить естественную защитную функцию слизистой, там самым усугубляя воспаление. Также некоторые антисептики вызывают гибель лимфоцитов (клетки иммунной системы), что тоже ослабляет защиту организма. К тому же некоторые антисептики воздействуют на вирусы только в первые 12 часов, когда никаких симптомов ещё нет и не останавливают размножение вируса
Важно помнить, что некоторые антисептики нельзя использовать длительно, потому что это приводит к нарушению микрофлоры
Важно помнить, что некоторые антисептики нельзя использовать длительно, потому что это приводит к нарушению микрофлоры. Также есть много препаратов, состоящих из антисептика и анестетика, чаще всего Лидокаина
Но Лидокаин обладает очень кратковременным действием и также способен вызывать отёк.Однако никакого действия на само воспаление такие препараты не оказывают, а только ненадолго облегчают боль и убивают микроорганизмы на поверхности слизистой
Также есть много препаратов, состоящих из антисептика и анестетика, чаще всего Лидокаина. Но Лидокаин обладает очень кратковременным действием и также способен вызывать отёк.Однако никакого действия на само воспаление такие препараты не оказывают, а только ненадолго облегчают боль и убивают микроорганизмы на поверхности слизистой.
Действие | Антисептики | Местные НПВС |
---|---|---|
Против воспалений | ||
Против боли | ||
Против бактерий | ||
Против грибов |
Плюсы и минусы НПВС
Классические нестероидные противовоспалительные средства устраняют боль, уменьшают отёк, снижают температуру и блокируют воспаление. НПВС хорошо проникают в ткани и могут накапливаться там, длительно воздействуя на сам очаг воспаления.
Но классические (не селективные) НПВС оказывают негативное действие на пищеварительную систему (гастрит, язва), взывают аллергические реакции и оказывают токсическое воздействие на печень. Поэтому их длительное применение крайне нежелательно. И стоит помнить, что применение таких препаратов ограничено при беременности.
Поэтому при воспалительных заболеваниях полости рта необходим препарат, обладающий сразу комплексным действием, но не наносящий вред организму.
Как сформировать правильные пищевые привычки
Важная рекомендация — семейный пример, когда родители меняют свой образ жизни и начинают питаться правильно. Перейти на здоровое питание сложно, особенно если воспринимать это как ограничение ради ребенка. Но если подросток постоянно слышит о пользе овощей от родителей с чипсами в руках, пользы от этого не будет.
Также важно, когда родители относятся к еде спокойно и не заставляют доедать. Ребенок не должен съедать половину взрослой порции или все, что родители считают нужным положить в детскую тарелку
Поэтому не нужно стыдить за недоеденную кашу или рассказывать про африканских голодающих детей, чтобы вызвать чувство вины.
С раннего возраста полезно поощрять исследовательский интерес к еде, не бояться давать попробовать разные продукты, чтобы ребенок расширял вкусовые ощущения и не думал, что еда может быть опасна.
Есть и другие способы формирования правильных пищевых привычек:
Давать выбор
Хорошо, когда на столе есть несколько блюд, если ребенок не ест салаты, отдельно порезанные овощи могут привлечь его внимание и интерес.
Менять форму подачи продуктов. Есть дети, которые не едят творог, но творожную запеканку пробуют с удовольствием
Не использовать гаджеты за едой. Об этом мы уже рассказывали. Увлеченные дети не замечают, что едят и в каких количествах, поэтому съедают больше и не замечают процесс поглощения пищи.
Устраивать семейные ужины. Вместе собираться за столом, привлекать детей к приготовлению, рассказывать из чего делается еда и зачем нужно добавлять приправы. Во время ужина лучше не выяснять отношения. Не стоит в это время ругать ребенка за дневные провинности, чтобы семейный прием пищи не превратился в неприятную обязанность.
Не запрещать нездоровую еду. Запреты и строгие ограничения приводят к тому, что ребенок с жадностью может накинуться на чипсы или торты сразу, как выйдет из-под родительского контроля.
Добавлять физическую активность. Дети лучше едят после энергетических трат, поэтому прогулки, спортивные секции или другие мероприятия могут усилить аппетит и привлечь внимание к полезной еде.
Не торопить. Постоянные замечания о медлительности только уменьшают желание сидеть за столом. Лучше заранее запланировать на еду больше времени.
Вне дома сложнее наладить питание. Непривычная еда и отсутствие выбора в школе или детском саду приводят к тому, что ребенок плохо ест или покупает на переменах булочки, чипсы и другую вредную еду.
Как говорит Мария Фадеева, перекусы должны быть удобными для питания, долго храниться вне холодильника и правильными по составу.
Профилактика проглатывания инородных тел
Для детей австралийские педиатры рекомендуют:
- Есть только сидя.
- Приучать детей жевать как следует.
- Разрезать, измельчать твердые продукты для детей в возрасте до 5 лет.
- Держать мелкие предметы вне досягаемости для детей.
- Убедиться, что от игрушек нельзя отламывать мелкие куски.
- Прятать батарейки и приборы, из которых из можно извлечь, от детей.
Взрослым канадские врачи дают следующие советы:
- Еду нужно разрезать на мелкие кусочки.
- Есть нужно медленно, пережевывать пищу тщательно, глотать понемногу.
- Не нудно смеяться и говорить во время еды.
- Не ешьте, когда заняты чем-то еще (например, ведете машину).
- Не берите в рот гвозди, булавки и другие острые предметы (не вставляйте их между губ или зубов).
- Сократите употребление алкоголя во время еды.
Рвота
Содержимое желудка «выплескивается фонтаном», с большей силой, чем во время срыгивания.
Причины рвоты у новорожденного
Причин много. Это может быть нормой, а может свидетельствовать о патологии. Рвота не опасна, если она происходит редко и к ней не прибавляются никакие другие тревожные симптомы.
- Переедание — в таком случае нужно просто успокоить малыша, приласкать, поносить на руках. Не спешите снова его кормить.
- Гигиена матери — следует мыть грудь перед кормлением и после и следить за собственным правильным питанием. Жирная, соленая и острая пища также может быть причиной рвоты и нарушений процесса пищеварения.
- Отравление — рвота может быть реакцией на недоброкачественную пищу. Обычно это сопровождается жидким стулом. В таком случае обязательно вызывайте врача. Следите за тем, чтобы организм не потерял много жидкости. Каждые 15 минут предлагайте малышу чайную ложку чистой кипяченой воды. Когда рвотные позывы прекратятся, давайте столовую ложку. В случае диареи можно дать малышу растворенную в воде таблетку активированного угля и дождаться прихода врача.
- Кишечная инфекция — обычно начинается с внезапного приступа рвоты, часто с жаром или поносом. Надо как можно скорее восполнить потерю жидкости и немедленно обратиться к врачу, так как это заболевание может быть опасным для жизни. Терапию вам назначит доктор.
- Сотрясение мозга — если рвота началась после падения малыша с любой высоты, вызывайте скорую помощь.
Когда стоит беспокоиться:
- Если ребенок не хочет брать грудь или принимать молочную смесь;
- Если малыш вялый;
- Если у него поднялась температура;
- Если малыша рвет более 3 раз в сутки;
- Если рвоту сопровождает понос;
- Если ребенок потерял много жидкости.
С чего начать коррекцию?
Во-первых, нужно показать малыша неврологу, чтобы исключить патологию ЦНС. Кроме того, врач может назначить препараты, улучшающие кровоснабжение головного мозга и активность нервных клеток, что положительно скажется на развитии речи.
Во-вторых, необходимо посетить логопеда. Он послушает речь малыша и точно скажет, что стало причиной проглатывания слогов, нужно ли обратиться к психологу, подберет программу коррекции.
В-третьих, очень много зависит от домашних занятий, ведь большую часть времени с ребенком проводят именно родители
Важно окружить его вниманием и заботой пока идет коррекция речи
Как ЗПР переходит в УО
Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.
С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.
Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии
Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения
Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:
еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе
Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.
Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.
В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- обрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
- потерять интерес к учебе;
- слишком остро воспринимать любую критику;
- занизить самооценку;
- развить в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Природа детской истерики
Истерика — это сложное сочетание гнева, разочарования и низкой эмоциональной саморегуляции. Она происходит из-за того, что нервная система не выдерживает длительного воздействия стресса: возникает ощущение беспомощности перед обстоятельствами и как следствие — неконтролируемая вспышка эмоций. Причиной истерик в школьном возрасте чаще всего становятся гормональные изменения или перенапряжение.
Возрастные гормональные истерики
Два самых сложных периода, с которыми предстоит столкнуться школьнику, — это кризис семи лет и, конечно, подростковый кризис.
Кризис 7 лет
Семилетка примеряет на себя статус ученика и пытается найти свое место среди сверстников: признают ли одноклассники в нем лидера или хотя бы равного себе. На фоне большого объема новой информации, подчинения непривычным школьным правилам, высоких ожиданий взрослых растет нервное напряжение.
Параллельно происходит первая серьезная гормональная перестройка организма, эндокринный взрыв.
Все эти факторы сказываются на поведении ребенка:
- он капризничает на пустом месте;
- манерничает;
- отказывается выполнять привычные действия: например, мыть руки перед едой;
- изображает из себя взрослого;
- передразнивает родителей;
- рассказывает неприличные анекдоты или ругается матом.
Повышенная нервная возбудимость становится причиной срывов. Ни с того ни с сего ребенок может начать реветь, плач нередко перерастает в истерику.
Подростковый кризис
Начинается уже в возрасте 10-11 лет — этот период еще называют «гормональным бунтом»: время физической, умственной и сексуальной трансформации.
Подросток предъявляет завышенные требования к себе и окружающим, но еще не может в полной мере отвечать за свои поступки и самостоятельно справляться с неудачами. Он самоутверждается, доказывает свою «взрослость» и правоту, поэтому все запреты и ограничения воспринимаются в штыки
Крайне восприимчив к критике и упрекам — любое неосторожное слово может спровоцировать эмоциональную бурю. Переход от радости к гневу, от восторга к подавленности занимает считанные секунды.
Истерика подростка другая, с агрессивным оттенком: он раскидывает вещи, может в эмоциональном запале наговорить лишнего, даже навредить себе — например, разбить в кровь кулаки об стену.
Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.
Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.
На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.
Истерики от избыточной нагрузки
Основных причин перегрузок нервной системы в школьном возрасте две: непосредственно учеба и огромные потоки информации из интернета и социальных сетей.
Интенсивная учеба
Переход из садика в школу сложен сам по себе: свободная игра сменяется уроками, требующими концентрации внимания и дисциплины. Нагрузка в первом классе уже составляет три-четыре учебных часа. Если прибавить к этому домашние задания, дополнительные занятия или музыкалку, получается полноценный рабочий день. Ребенку в семь лет справиться с такой нагрузкой сложно: чем больше он старается, тем хуже получается.
Примерно с пятого класса учеба входит в конфликт с подростковым кризисом. На первый план выходит общение со сверстниками, но «страшилки» взрослых о загубленном будущем оказывают эмоциональное давление и заставляют продолжать стараться.
Апогея стресс достигает в старшей школе: подготовка к ЕГЭ и поступлению в вуз, занятия с репетитором и на подготовительных курсах — эмоциональное напряжение так велико, что малейшее замечание учителя на уроке может спровоцировать истерику.
Переизбыток внешней информации
Американская академия педиатрии провела исследование, согласно которому современные дети проводят перед экраном компьютера до семи часов в день. Если суммировать это со школьными занятиями, получается, что компьютер отнимает у детей время на сон.
По данным Фонда развития интернета, до 26 процентов российских школьников 11–16 лет зависимы от интернета. Залипание в соцсетях, просмотры видео и игры обеспечивают информационный поток, который ребенок просто не в состоянии «переварить». Из-за этого нервная система постоянно находится в возбуждении и очень быстро истощается.