Что делать родителям
Невзирая на то, что подобные приступы не опасны для детей, родители не могут сидеть и наблюдать за синеющим малышом. Основное, что они должны сделать – уберечь ребенка от травмирования при падении. Можно попробовать восстановить ему дыхание следующими способами:
похлопать по щечкам;
помассировать ушные раковины, грудь;
обеспечить поступление свежего воздуха;
подуть в лицо ребенку;
направить на него вентилятор;
брызнуть на лицо водой;
обтереть лицо смоченным в воде полотенцем.
Некоторые родители приводят в чувства малыша щекоткой. После того, как все восстановилось, обнимите ребенка, успокойте его. Часто после обморочного состояния дети ощущают сильную усталость, хотят спать. Не нужно им мешать. После глубокого сна, который может длиться до 3 часов, они восстанавливаются и чувствуют себя хорошо.
Важно! Если в течение минуты не восстановилось дыхание, нужно срочно вызывать скорую помощь. Ни в коем случае не используйте нашатырный спирт
Он не способен ускорить процесс восстановления дыхания. Но, может напугать своим резким запахом ребенка, который выходит из обморока. Особенно нежелательно нашатырный спирт применять для выведения из обморока детей младше 3 лет
Ни в коем случае не используйте нашатырный спирт. Он не способен ускорить процесс восстановления дыхания. Но, может напугать своим резким запахом ребенка, который выходит из обморока. Особенно нежелательно нашатырный спирт применять для выведения из обморока детей младше 3 лет.
Ребенок закатывает истерики. Разбираемся в причинах
Топ-9 частых причин истерик
- Перевозбуждение и переутомление;
- Возрастные кризисы;
- Сопутствующие соматические заболевания;
- Невозможность получить желаемое;
- Недостаточность внимания со стороны родителей;
- Отсутствие поведенческих границ в семье;
- Ревность к другим членам семьи;
- Вмешательство взрослых в игру или ранее начатое ребенком дело;
- Излишняя критика со стороны взрослых
В некоторых случаях, когда истерики становятся регулярными, целесообразным будет ведение «дневника», где вы сможете отмечать, что привело к той или иной реакции ребенка, сколько она длилась, и как удалось с ней справиться. «Дневник» поможет выделить триггерные факторы, и в последующем будет проще работать именно с ними.
Как предотвратить истерику?
- Позаботьтесь, чтобы малыш ел и отдыхал в то время, когда ему удобно. Пускай он найдет такой темп жизни, в котором ему будет комфортно существовать. Задача родителей – согласиться с таким темпом. Не нужно выгонять его гулять, если он хочет поесть. И не стоит заставлять делать домашнее задание в то время, когда он отдыхает.
- Предоставьте сыну или дочери сказать «Нет», если это не влияет на интересы остальных людей. Дети должны учиться ответственности и самостоятельности.
- Дайте ребёнку возможность выразить свою злость. Пусть он плачет, рвет бумагу, топает ногами. Не нужно ругать его за это. Человек должен уметь выплеснуть эмоции, чтобы они не сломали его. Узнайте, что его беспокоит, попробуйте ему помочь.
- Играйте с сыном или дочерью. Когда вы поняли причину агрессии, обыграйте модель этой причины с его игрушками. Попробуйте разные
концовки, дайте накопившимся эмоциям выйти. Вообразите, как могли бы обстоять дела.
Источники
- Gaussoin SA., Espeland MA., Beavers DP., Casanova R., Garcia KR., Snively BM., Shumaker SA., Wallace RB., Rapp SR. Dementia outcomes after addition of proxy-based assessments for deceased or proxy-dependent participants. // Int J Geriatr Psychiatry – 2019 – Vol34 – N10 – p.1403-1411; PMID:31034676
- Noordin S., Allana S., Masri BA. Establishing a hospital based fracture liaison service to prevent secondary insufficiency fractures. // Int J Surg – 2018 – Vol54 – NPt B – p.328-332; PMID:28919380
- Merlo S., Spampinato SF., Sortino MA. Estrogen and Alzheimer’s disease: Still an attractive topic despite disappointment from early clinical results. // Eur J Pharmacol – 2017 – Vol817 – NNULL – p.51-58; PMID:28577965
- Pines A. Alzheimer’s disease, menopause and the impact of the estrogenic environment. // Climacteric – 2016 – Vol19 – N5 – p.430-2; PMID:27327261
- Haring B., Wu C., Coker LH., Seth A., Snetselaar L., Manson JE., Rossouw JE., Wassertheil-Smoller S. Hypertension, Dietary Sodium, and Cognitive Decline: Results From the Women’s Health Initiative Memory Study. // Am J Hypertens – 2016 – Vol29 – N2 – p.202-16; PMID:26137952
- Fischer B., Gleason C., Asthana S. Effects of hormone therapy on cognition and mood. // Fertil Steril – 2014 – Vol101 – N4 – p.898-904; PMID:24680649
- Pines A. Surgical menopause and cognitive decline. // Climacteric – 2014 – Vol17 – N5 – p.580-2; PMID:24502814
- Haring B., Leng X., Robinson J., Johnson KC., Jackson RD., Beyth R., Wactawski-Wende J., von Ballmoos MW., Goveas JS., Kuller LH., Wassertheil-Smoller S. Cardiovascular disease and cognitive decline in postmenopausal women: results from the Women’s Health Initiative Memory Study. // J Am Heart Assoc – 2013 – Vol2 – N6 – p.e000369; PMID:24351701
- Wharton W., Gleason CE., Miller VM., Asthana S. Rationale and design of the Kronos Early Estrogen Prevention Study (KEEPS) and the KEEPS Cognitive and Affective sub study (KEEPS Cog). // Brain Res – 2013 – Vol1514 – NNULL – p.12-7; PMID:23603409
- Maki PM., Henderson VW. Hormone therapy, dementia, and cognition: the Women’s Health Initiative 10 years on. // Climacteric – 2012 – Vol15 – N3 – p.256-62; PMID:22612612
Причины истерических припадков у малышей разного возраста
Истерика характерна для определенных возрастных периодов, когда происходит качественный скачок в развитии ребенка. Он начинает по-другому воспринимать окружающий его мир. Чувство неуверенности в своих силах компенсируется эмоциональными вспышками.
В основе истеричного поведения лежит физиологическая особенность развития мозга. Неудовлетворенность в достижении желаемого приводит к нервному возбуждению, что дает вброс в кровеносную систему гормонов стресса. Под их воздействием активируются нейроны, регулирующие мышечные сокращения, в том числе сердечные, дыхательные. На этом физиологическая цепочка обрывается, так как высшие отделы мозга незрелы, неспособны дать оценку сложившейся ситуации.
Воспитание начинается с первых дней его жизни. Дети – прекрасные манипуляторы от природы. Для достижения своей цели они используют разные методы, в том числе истерические припадки. Вседозволенность или излишняя строгость – причины истерик.
Характер во многом определяется врожденным типом нервной системы. Истерика некоторым детям необходима для нервной разрядки, возникающей при решении проблемы, с которой они раньше не сталкивались или не умеют справиться.
Причинами нервной реакции также могут быть:
- переутомление;
- нарушение режима питания, сна;
- жажда;
- новая обстановка;
- незнакомые люди.
В данных ситуациях повинны родители, не проявившие должного внимания к малышу.
Как распознать у годовалого младенца
У новорожденного, в 1 месяц, 2 месяца, 4 месяца и старше есть только один способ дать знать, когда он голоден, болен, мерзнет, хочет спать – это громкий плач. Мать принимает сигнал от грудничка, облегчает его состояние, и он успокаивается.
Почему ребенок в 1 год начинает истерить? Годовалый человек уже готов познавать окружающий мир, а ему со всех сторон накладывают ограничения. Не в состоянии терпеть свой гнев он краснеет, падает на пол, кричит, бьется руками и ногами.
У малыша 2 лет
Приступ в 2 года имеет такие же симптомы, как и год назад, но является более осознанной, так как дети в этом возрасте понимают значение слов «нельзя», «нет». Ребенок закатывает истерику, начиная с протяжного, однотонного крика, катания по полу. Чем больше зрителей, тем экзальтированней проявления недовольства.
У ребенка 3 лет
В этом возрасте у ребенка появляется собственный взгляд на окружающий мир. Для защиты собственного мнения он проявляет упрямство, даже во вред себе. Крепко сжатые губы и кулаки, покраснение лица – признаки приближающегося приступа.
Истерические припадки принимают самую выраженную форму: внезапный крик, разбрасывание предметов, падение на пол, судорожные движения, рыдания.
4-5 лет
К 4-5 годам истерики становятся реже, менее продолжительны. Дети умеют выразить словами свои желания, недовольство, их сложнее вывести из себя. Продолжительность и сила приступа (крики, царапанье лица, топанье ногами, падение на пол) зависят от внимания взрослых. При отсутствии наблюдателей он прекращается.
Чего точно не стоит делать
- Потакать. Если ребёнок начал чего-то требовать с криком и плачем — не стоит кидаться немедленно удовлетворять его просьбу: так вы закрепите представление, что истерика — эффективный способ добиться желаемого.
- Стыдить. «На тебя все смотрят! Как тебе не стыдно?» — любые призывы к порядку не возымеют эффекта. Стыд может быть сдерживающим фактором для взрослого, но не для ребёнка. В момент, когда его переполняют неконтролируемые эмоции, ему абсолютно всё равно, что о нём подумают окружающие.
- Игнорировать. Сторонники «теории манипуляции» утверждают, что лучший способ реагировать на детскую истерику — не обращать внимания. Пусть ребёнок кричит, топает ногами и бьётся головой об пол — когда он поймёт, что на вас это не действует, то сам успокоится и перестанет. Это может сработать, но только в краткосрочной перспективе. При этом ребёнок перестанет чувствовать вашу поддержку и не научится нормальным способам коммуникации.
- Наказывать. С помощью наказаний отучить ребёнка от истерик не получится. Любые санкции будут восприниматься как месть, что только увеличит разрыв между вами.
Виды и причины возникновения психотравмы у детей
В психологии детские травмы делятся на пять видов:
отвержение (предательство, игнор, изгнание);
разрыв отношений (конфликт, ссора, фразы родителей: «Видеть тебя больше не могу!», «Считай, что я для тебя не существую», «Ты мне больше не сын!»);
утрата (потеря любимых близких людей);
плохое здоровье;
насилие.
Причинами могут выступать травмирующие события, которые имеют большое значение для ребенка
Часто взрослые даже не понимают, что какими-то действиями провоцируют травмирование детской психики, поэтому так важно знать эти причины.. Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:
Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:
Болезни (постоянные простуды, которые ограничивают малыша в прогулках, движении и общении, хронические заболевания, вызывающие боль и тревогу, могут стать причиной неуверенности и беспомощности, а, повзрослев, человек становится патологически мнителен и уделяет повышенное внимание состоянию своего здоровья, постоянно выискивает у себя недомогания, злоупотребляет медикаментами).
Насилие, принуждение со стороны взрослых (когда родители оказывают давление на ребенка «из лучших побуждений», чтобы он вырос достойным и сильным человеком, применяют физическое наказание или кричат, это может дать обратный эффект, и малыш вырастет неуверенным в себе или агрессивным; дети, пережившие физическое насилие, однозначно нуждаются в помощи психотерапевта).
Факт предательства со стороны значимого взрослого (развод, несправедливое отношение) может вызвать у крохи чувство вины, низкую самооценку и стать причиной сложностей в общении со взрослыми и сверстниками.
Недостаток внимания со стороны родителей (дети, не получающие в должном количестве родительские ласку и заботу, будут и сами испытывать сложности в проявлении любви и внимания к другим людям во взрослом возрасте).
Смерть родных может перевернуть всю жизнь ребенка, все его мировоззрение, и послужить причиной его замкнутости и необщительности. В сложных случаях, когда малыша преследует чувство вины, он замыкается в себе, перестает общаться, может потребоваться помощь психотерапевта.
Истерика дошкольника: как реагировать до и после
В самом начале можно попытаться отвлечь малыша чем-то интересным. Если это не помогло, и истерика началась, нужно применить одну из следующих моделей поведения:
- При истинной истерике – приласкайте ребёнка. Ему сейчас плохо, покажите, что любите его. Об его поведении можно поговорить после, сейчас же нужно обнять его, погладить, покачать, показать, что вам не безразлично его горе. Ласковые прикосновения и утешения помогут ему быстрее прийти в себя и успокоиться.
- При манипулятивной истерике – лишите его зрителей. Если истерика случилась в магазине, уведите его от чужих глаз, если дома – покиньте детскую. Лишите его возможности играть на публику. Проявите твёрдость. Один раз показав слабину, вы будете смотреть на истерики постоянно. «Нет» должно означать «нет», и недопустимо, чтобы кто-то из родственников противоречил решению родителей.
В случае Софии истерики были истинными, и девочка действительно нуждалась в утешении и поддержке. После кратковременных объятий, озвучивания переживаний девочки взрослые начинали мягко переключать её на что-то интересное, стремились занять творчеством или тихими играми. Стыдить и ругать перестали, и это помогало, выходить из истерик София стала легче.
Самое худшее, что могут сделать взрослые при детской истерике (неважно какой) – накричать на него или даже побить. Не нужно показывать свои слабости и вставать с ребёнком на один уровень эмоционального развития
Когда истерика закончилась, можно поговорить с ним о произошедшем. Во-первых, дать возможность сказать, что с ним случилось, что он чувствовал. Во-вторых, объяснить, как он другим способом может сообщать свои желания и чувства. Конечно, это не значит, что ребёнок сразу всё поймёт: до определённого возраста он сам себе не хозяин. Но обсуждать это нужно.
Что провоцирует приступы
Если ребенок часто закатывается в плаче, нужно понять, что является провоцирующим моментом. Обычно приступы возникают в следующих ситуациях:
сильных негативных эмоциях;
чрезмерной подвижной активности;
резкой смене температуры после купания, на фоне чего происходит сужение сосудов.
Часто причиной такого плача выступают сами родители. Это могут быть две обратные стороны поведения взрослых
Если родители не обращают внимание на ребенка, на его переживания, не удовлетворяют его потребности, то на фоне сильных негативных эмоций, переживаний, плача, который сам ребенок остановить не в состоянии, возникает обморок. Бывает наоборот, когда родители стремятся во всем оберегать малыша
Дают ему все, что он пожелает. В дальнейшем любой отказ может вызвать бурю эмоций, которая оканчивается приступом АРП.
Как отличить истинную истерику?
Истинная истерика – не способ манипуляции. Ребёнок действительно не может совладать с собой. Такая истерика может начаться даже без видимых причин и никогда не заканчивается внезапно. Если ребёнок закатывает истерику умышленно, используя её как способ давления, то, как правило, он мгновенно успокаивается, получив желаемое. С истинной истерикой всё иначе.
Кроме того, если малыш сильно переживает, слёзы и рыдания не прекратятся мгновенно, даже если некому будет утешать его. Если истерика демонстративна, то для её прекращения стоит только убрать зрителей и предложить ребёнку побыть одному и успокоиться. Минута, другая и эмоциональный всплеск прекратится также внезапно, как и начался. Совсем по-другому обстоит дело с истинной истерикой – оставшись один, ребёнок будет продолжать плакать и совершать другие действия, свойственные истерике.
Она означает, что ребёнок действительно расстроен, и ему сейчас очень тяжело. Он бушует, гормоны стресса не дают ему контролировать своё тело и эмоции, он не может учитывать чувства других людей. В такие моменты его бесполезно ругать, отвлекать или наставлять. Он вышел из себя, и нужно дать ему время, чтобы успокоиться.
Что если такие истерики случаются у ребёнка вечером, после посещения детского сада?
Когда в родителях согласья нет
Мама запрещает есть конфеты перед обедом, а бабушка – разрешает. С папой можно залезать на самую высокую ступеньку железной лестницы на школьном дворе (папа убежден, что будущий мужчина не должен бояться высоты), а у мамы чуть инфаркт не случился от этого зрелища. Как же быть? Прежде всего попытайтесь выработать единую линию поведения. Ребенок очень быстро понимает, что одни родственники позволяют ему больше, чем другие, и ловко начинает использовать это обстоятельство в свою пользу. Но в конечном итоге, вечно шатающиеся рамки не дают ему возможности на них опереться, дезориентируют малыша. Так что и для ребенка, и для его родственников будет лучше, если все они будут жить по одним и тем же законам.
Однако подчас договориться очень трудно. Тогда надо спокойно объяснить ребенку, никого не обвиняя и не упрекая: у мамы одни правила, а у папы (няни, бабушки, дедушки) – другие. Когда ты гуляешь с мамой, изволь соблюдать ее правила.
Буря, скоро грянет буря!
Малыш настойчиво просит вас о чем-то, требует, возмущается. Уже подрагивают крылья носа, глаза наполняются слезами, а уголки губ опустились. Вы чувствуете, что ребенок вот-вот разразится плачем, он близок к истерике. Стоп! Прежде всего, остановитесь, и честно и точно ответьте себе на один-единственный вопрос: можете ли вы исполнить его просьбу? От этого зависит тактика ваших дальнейших действий.
Если можете, то скажите ребенку, чтобы он успокоился и попросил вас обычным тоном, без нытья и всхлипов. Практика показывает, что в мелочах лучше пойти ребенку навстречу.
Допустим, крохе хочется пошлепать по лужам в новеньком комбинезоне. Признайтесь, что в глубине души вы были готовы к такому повороту. Значит, нужно заранее обсудить и решить, что надевать на прогулку, пойдете ли вы после нее еще куда-то, есть ли запасная одежда. Не забывайте только, что ребенок – не манекен для демонстрации вашего художественного вкуса и финансовых возможностей. Он имеет право шлепать по лужам, залезать на деревья и возиться в песке и грязи, чтобы ни говорили соседские бабушки. В этом случае лучше пойти гулять в старой одежде, которую не жалко испачкать.
Кстати, один из самых распространенных поводов для истерики – запрет взрослого. Постарайтесь, чтобы запретов было не слишком много, но все они были четкими и обоснованными. Тогда ребенку будет легче среди них ориентироваться.
Если же вы понимаете, что исполнить просьбу драгоценного чада вы сейчас не можете по объективным причинам (нет денег, возможности, предмет, который он требует, принадлежит кому-то другому и вы не вправе им распоряжаться и т.д.), спокойно и четко объясните это ребенку. В этот момент обычно срабатывают старые психологически трюки:
отвлеките
Чем младше ребенок, тем лучше работает этот способ. Младенец способен забыть обо всех слезах при виде огромной вороны, которая кружит вокруг черствой корки и боится подлететь ближе. На ваше счастье как раз в этот момент может пролетать самолет, ехать немыслимой красоты старенький «Битл», а то и взмывать в небо рекламный воздушный шар.
предложите адекватную замену
Например, так. Сейчас мы не можем купить этот самолетик, потому что у меня нет денег. Но зато мы можем прийти домой и вместе сделать самолет из бумаги (слепить из пластилина, построить из стульев и пр.). Вполне возможно, что перспектива совместной деятельности окажется для малыша более привлекательной, чем готовая магазинная игрушка.
оставьте артиста без публики
Ребенок нередко начинает работать на публику. Попробуйте лишить его признательной аудитории (вывести из магазина, отвести в не слишком людное место на улице или оставить одного в комнате). Иногда истерика бывает направлена, как сейчас говорят, на целевую аудиторию, т.е., предназначена для определенного человека. У К. Чуковского в замечательной книжке «От двух до пяти» есть такой диалог:
– Почему ты плачешь?
– Я не тебе пл а чу, а тете Вале.
Очевидно, что без тети Вали плакать бессмысленно.
направьте энергию в мирное русло
Собственно говоря, это тоже вариант адекватной замены, только к нему нужно подготовиться заранее. Предположим, ребенок в магазине постоянно требует, чтобы ему дали выбрать самую большую шоколадку или торт. Понятно, что ни его здоровью, ни вашему кошельку это на пользу не пойдет. Но на самом деле, скорее всего, малыш просто хочет тоже участвовать в покупках и САМ выбирать то, что ему по нраву. Значит, заранее дома вы договариваетесь, что он тоже будет делать покупки, а в магазине ваша задача – ненавязчиво подвести его к стенду с творожками и йогуртами. Если уж выбирать, так более здоровую еду! Зато как счастлив и горд собой будет ребенок, которому дали, как взрослому, возможность выбрать самые настоящие, не «понарошечные» продукты! Он же может и нести их из магазина в своем собственном пакетике.
В большинстве случаев, эти способы позволят избежать истерики. Но, допустим, вам не удалось это сделать и
Чего нельзя делать родителям при истерике у ребенка
Если все же детских истерик избегать не удается, родители должны научиться правильно на них реагировать. При этом следует избегать распространенных ошибок, которые могут еще больше усугубить ситуацию:
Не нужно пытаться во что бы то ни стало прекратить манипулятивную истерику. Если вы сразу же дадите ребенку то, что он требует, истерики не прекратятся никогда. Так даже в более старшем возрасте он будет манипулировать родителями
Гораздо эффективнее попытаться переключить внимание крохи, проявив смекалку и творческие способности.
Не передразнивайте ребенка и не спорьте с ним. Сейчас он все равно вас не услышит
Поговорите позже, когда он успокоиться и будет в хорошем настроении.
Не кричите. Повышенный голос сделает детский гнев еще сильнее.
Не наказывайте кроху за подобное поведение.
Не стыдитесь за поведение ребенка перед окружающими, даже если все случилось в общественном месте. Если вы, боясь осуждения окружающих, пойдете у малыша на поводу, то публичные истерики станут привычным явлением. Даже, если прохожие пытаются вмешаться в ситуацию, не реагируйте на их замечания.
Не нужно принимать такое поведение малыша близко к сердцу.
Какие действия предпринять при ночных истериках
Если у ребенка истерика перед сном, и он никак не успокаивается, необходимо исключить неврологические причины, обратившись к специалисту. А чтобы помочь малышу самостоятельно:
- не нужно его будить, ведь это усилит тревогу;
- не стоит забирать его из кроватки и брать на руки, что может еще больше напугать его.
Ночные истерики у ребенка требуют спокойствия мамы и папы. Можно тихо сесть у кровати и поговорить, спеть песню или прочитать сказку. Детская комната должна быть максимально комфортной, режим дня — отлаженным, а вечер проведен за спокойными играми, тогда сон малыша будет крепким и беззаботным.
Режим дня и питания
Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:
- при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
- питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
- следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай – они возбуждают нервную систему.
Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.
Предупреждение истерики
Как бороться с нервной реакцией? Изменить поведение ребенка может искреннее постоянное внимание к его интересам, проблемам. Гнев, укоры не принесут должного результата, не смогут отучить от истерик. Терпение, доброжелательность, забота со временем окажут воздействие на психику ребенка и смягчат его эмоциональный фон
Терпение, доброжелательность, забота со временем окажут воздействие на психику ребенка и смягчат его эмоциональный фон.
Ребенок растет, узнает окружающий мир, в котором многое для него непонятно. Необходимо находить время для общения в спокойной обстановке, чтобы ребенок мог поделиться своими переживаниями, открытиями без насмешек. Постоянные истерики – один из инструментов для исполнения своих желаний. Требования у родителей к детям должны быть идентичны. На один и тот же проступок должна быть одинаковая реакция.
Одна из задач в воспитании детей – научить позитивно оценивать мир. Ребенок должен понимать причину своего беспокойства, которое подталкивает его на истерику. Для этого он должен уметь сформулировать негативные ситуации, в которые попал. Фраза, сказанная спокойным, участливым тоном, что ребенок кричит, потому что испугался, будет примером, как бороться со своим настроением.