Пассажир должен:
- Иметь при себе распечатанный билет на автобус и удостоверение личности, на которое куплен билет.
- Сохранять билет на протяжении всей поездки и быть готовым предъявить билет и документы контролеру.
- Иметь при себе документы, которые дают льготы на проезд для ребенка (свидетельство о рождении или отметка в паспорте родителя). Если рейс международный, нужно иметь визу и миграционные документы, необходимые для пересечения границы. Пассажир обязан самостоятельно выяснить информацию о правилах въезда в страну в соответствующих службах.
- Соблюдать правила провоза багажа, ручной клади и животных, установленные перевозчиком. Бесплатно пассажир может провезти ручную кладь, размеры которой в сумме не превышают 120 см (длина, ширина и высота), коляску для ребенка, лыжи в чехле и санки. В багажном отделении за отдельную плату можно провезти два места багажа. Габариты чемодана или сумки (длина, ширина, высота) в сумме не должны быть больше 180 см. Багаж оплачивается в кассе автовокзала перед посадкой в автобус. Возможность транспортировки питомца, а также тарифы на провоз багажа нужно уточнить заранее у перевозчика. Для этого позвоните в автобусную компанию по телефону, который указан в билете.
- Занять место в автобусе в соответствии с билетом, если только в автобусе не предполагается свободная рассадка.
- Заходить и покидать автобус только после того, как он полностью остановится.
- Сообщить водителю автобуса или дежурному автостанции о забытых бесхозных вещах, не притрагиваясь к ним, а также о горении, задымлении и запахе гари в салоне.
- Бережно обращаться с оборудованием автобуса (не портить обивку, не делать надписи и т.д.). Пассажир несет материальную ответственность за ущерб, причиненный транспортному средству, и обязан возместить его перевозчику.
Ход занятия:
1. Вводная часть. 1. Сюрпризный момент. – Здравствуйте ребята. Сегодня, я шла в детский сад, и увидела почтальона. Он дал мне очень красиво письмо. Давайте откроем и посмотрим, что тут нам прислали. Ой, посмотрите, тут много интересного, картинки и еще письмо.
2. Беседа с детьми.
– Вы хотите узнать, что тут написано? Нам тут прислали очень интересное стихотворение.
– А давайте посмотрим, кто написал это стихотворение (показ портрета) Это поэтесса, которая пишет детям – Агния Барто.
– Давайте вместе скажем Агния Барто. Запомните. Еще тут есть картинка, Девочка Люба.
– Вам она нравится? (ответы детей) Давайте прочитаем про нее.
2. Основная часть. 1. Чтение стихотворения
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Едет Любочка в трамвае,
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь,
Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
Это детские места.
Ну, садись! – вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
– А теперь вам нравиться девочка Люба?
– А сначала же она вам нравилась, а сейчас почему она вам не нравится?
– Что Люба, делала не правильно? (толкалась, громко разговаривала, билет не брала, бабушку прогнала)
– А вы как Люба поступаете?
– А кто мне скажет, почему нужно билеты покупать? (бензин водителю надо купить, зарплату платить, за то, что он нас водит).
А вот еще какие могут возникнуть ситуации. Предлагаю вам их разобрать.
1. Вы с братом едете в автобусе. Один из пассажиров занял место, а рядом на свободное поставил сумку. Как поступить, если автобус полупустой? Если полон людей?
2. Тебе мама купила мороженое, и вы побежали к подъехавшему к остановке автобусу нужного вам маршрута. Как поступить с мороженым?
3. Вы с мамой в автобусе. Отвлеклись и не вышли на своей остановке, двери автобуса закрылись. Что делать?
А какие с вами происходили ситуации в транспорте? (дети рассказывают о своих ситуациях).
2. Физминутка «Что хорошо, что плохо»
– Давайте сейчас поиграем. Я вам говорю, а вы делаете. Если я говорю правильно, вы хлопаете в ладоши и топаете, а если говорю не правильно, вы садитесь.
– Выбрасывает мусор (садятся)
– Громко разговаривает (садятся)
– Оплачивает за проезд (хлопают в ладоши и топают)
– толкается
– тихо разговаривает
– едет, молча
– уступает место
– не оплачивает за билет
– выбрасывает мусор
– не уступает место старшим
– наступает на ноги
– вежливо просит двигаться вперед
– обзывается на людей
3. Беседа по содержанию, формулировка правил поведения в транспорте.
– Что мы читали с вами сегодня?
– Кто автор этого стихотворения, кто запомнил?
– А что мы про Любочку узнали?
– Значит, не одежда красит человека, а поступки человека.
– А Ребята вы, запомнили правила поведения в транспорте? (мнение детей)
– Да, теперь мы знаю,что:
– первым делом надо купить билет.
-нужно всегда уступать место старшим, инвалидам, пассажирам с детьми;
– вести себя надо вежливо и тихо;
– нельзя мусорить в салоне;
– заранее проходить к выходу перед остановкой.
3. Подведение итога
Правила выхода из общественного транспорта.
Ну вот, наконец, и добрались, казалось, что можно вздохнуть спокойно. Но не тут – то было. Этикет говорит, что мужчина должен подавать женщине руку из транспорта. Конечно, трехлетний карапуз этого сделать не может в силу своего малого возраста, а вот ребенок постарше, лет 6 – 7 запросто. Насколько это приятно, когда мальчик при выходе подает маме руку. Он машинально чувствует себя уже взрослым, самостоятельным. Ему приятно о ком ни будь заботиться. Нужно ловить момент! Потому что постарше уже с этим будет сложнее. И маме будет ну очень приятно, что ее сын растет таким галантным и заботливым.
Мне нравитсяНе нравится
Поведение детей и родителей
За поведение маленьких детей в транспорте отвечают родители. Они обязаны постоянно объяснять правила действий в общественном транспорте и всё демонстрировать на собственном примере.
Ведь сколько бы ни говорили взрослые детям об этикете, если сами будут поступать иначе в присутствии последних, эффекта ждать не стоит. Малыш обязательно скопирует поведение взрослого (может и не сразу, а в будущих поездках).
Как это можно показать на примере:
- Папа пропустит женщину, а мальчик девочку. Это можно уподобить игре.
- Старший ребёнок, особенно мальчик, пусть зайдёт раньше мамы и подаст ей руку, почувствовав себя маленьким джентльменом.
Ребёнок должен понять, почему нельзя поднимать ноги на сиденье. Не просто сказать, «нельзя», а объяснить, почему не следует этого делать.
Малыши очень хорошо понимают мотивированное объяснение, подкреплённое примерами:
- сиденье будет грязным – другой мальчик испачкает одежду;
- для игры мало места, можно задеть кого-то, причинить боль, неудобства;
- криком можно напугать кого-то, у сидящей рядом бабушки может болеть голова, кто-то устал после работы;
- есть мороженое (сладости) в автобусе неудобно: можно испачкаться, руки грязные (негигиенично), кто-то тоже захотел, а у него нет.
И самим взрослым надлежит вести себя соответственно.
Ситуация: родители стоят, ребёнок сидит. Это вряд ли можно считать приемлемым. Ребёнок уже с трёх лет способен заботиться о маме, тем более школьник. Как вариант, можно сесть вместе.
Надо всегда помнить, что дети любят сказки и верят им. Каждую ситуацию можно превратить в сказочный сюжет. После обыгрывания ситуации с тем, как малыш уступил место старенькому дедушке, беременной женщине, кроме привития нравственных качеств, повышается его самооценка.
Малыш любит ощущать себя взрослым, поступать «как мама», радуется похвале. Постепенно его привычки автоматизируются.
Правила поведения в общественном транспорте для детей
Ожидай транспортное средство на специально оборудованной остановке.
Подходи к входным дверям транспортного средства только после полной его остановки, запрещено запрыгивать в открытые двери на ходу.
Если видишь, что транспорт переполнен, подожди следующий.
Перед входом в транспортное средство нужно пропустить всех выходящих пассажиров.
Заходи, не спеша, соблюдай очередность, не старайся опередить всех.
Входя, снимай сумку, рюкзак, чтобы не задеть других пассажиров, не запачкать их.
При входе в транспорт не толкайся, пропускай вперед женщин и пожилых людей.
Не останавливайся у самого входа, иди в середину салона, чтобы не мешать проходу других пассажиров. Исключение: если выходишь на следующей остановке.
Уступай место маленьким детям, беременным женщинам, пожилым людям и инвалидам.
Не заходи в транспорт с открытыми напитками и едой, чтобы не испачкать пассажиров, не испачкаться самому и не подцепить вредные бактерии, вирусы, ведь в транспорте ездит очень много людей.
Не стряхивай в транспорте снег и капли дождя.
Не разглядывай пассажиров, не показывай на них пальцем, не обсуждай их поведение и внешний вид.
Не шуми, громко не смейся, громко не разговаривай, активно не жестикулируй.
Не разбрасывай мусор.
Нельзя пачкать сиденья, забираться на них с ногами, разрисовывать их.
В общественном транспорте некультурно причесываться, чистить уши, ногти, нос и прочие части тела.
Не высовывайся в окна.
В транспорте старайся не наступать на ноги другим пассажирам, не опирайся локтями на человека, который находится рядом.
Помни, что в транспорте запрещена перевозка горючих, легковоспламеняющихся веществ и острых предметов.
Не отвлекай водителя во время работы.
Держись за специальные ремни, поручни.
Не протискивайся, расталкивая людей локтями. Если нужно пройти по салону, вежливо попроси уступить тебе дорогу.
Будь вежливым
Если нужно что-то попросить у другого пассажира, употребляй слова «извините», «спасибо», «будьте добры».
Не занимай места для пассажиров с большими сумками и пакетами.
Обрати внимание, что в транспорте лучше стоять лицом в сторону по ходу движения или вполоборота. Домашних животных можно перевозить в специальных клетках-переносках, собак — в наморднике.
Обязательно оплати проезд и при необходимости покажи билет контролеру. После поездки билет выброси в урну.
Если пользуешься проездным документом, при посадке держи его наготове, чтобы не отнимать время у кондуктора.
Современные гаджеты позволяют интересно и с пользой проводить время в дороге, но они не должны мешать другим людям.
Если на улице идет дождь, и ты пользовался зонтом, сложи его еще на остановке, до входа в транспорт
В салоне сложенный зонт опусти, давая возможность воде стечь вниз, никого не намочив. После выхода из транспорта, открывать зонт нужно не в дверях, а отойдя на несколько шагов от других пассажиров, чтобы не забрызгать их каплями и не задеть зонтом.
Готовься к выходу заранее. Спроси у стоящих впереди пассажиров, или они выходят на следующей остановке.
Не пытайся выйти из транспорта первым, подожди пока выйдет основная толпа пассажиров.
Переходи улицу после высадки только после отъезда транспортного средства от остановки. Вот такие простые правила поведения в общественном транспорте для детей. Если их придерживаться, можно избежать конфликтов и проблем в транспорте.
После поездки билет выброси в урну.
Если пользуешься проездным документом, при посадке держи его наготове, чтобы не отнимать время у кондуктора.
Современные гаджеты позволяют интересно и с пользой проводить время в дороге, но они не должны мешать другим людям.
Если на улице идет дождь, и ты пользовался зонтом, сложи его еще на остановке, до входа в транспорт. В салоне сложенный зонт опусти, давая возможность воде стечь вниз, никого не намочив. После выхода из транспорта, открывать зонт нужно не в дверях, а отойдя на несколько шагов от других пассажиров, чтобы не забрызгать их каплями и не задеть зонтом.
Готовься к выходу заранее. Спроси у стоящих впереди пассажиров, или они выходят на следующей остановке.
Не пытайся выйти из транспорта первым, подожди пока выйдет основная толпа пассажиров.
Переходи улицу после высадки только после отъезда транспортного средства от остановки. Вот такие простые правила поведения в общественном транспорте для детей. Если их придерживаться, можно избежать конфликтов и проблем в транспорте.
Один дома – в первый раз
Итак, вы впервые решили оставить ребенка дома одного. Как это сделать?
Во-первых, отлучка не должны быть долгой. Придумайте, куда вы можете выйти на 15-20 минут.
Во-вторых, ребенок должен понимать, что контролирует ситуацию, поэтому заранее обговорите с ним время вашего ухода и возвращения. Прекрасно, если ребенок уже умеет определять время по часам, но если он еще плохо это делает – поставьте метки на циферблате.
В-третьих, придумайте, чем ребенок будет занят во время вашего отсутствия. Предложите ему новую книжку или игрушку, дайте какое-то задание, которое его увлечет, но при этом не вызовет затруднений.
Обязательно еще раз обсудите, чего делать категорически нельзя: открывать окна, подходить к плите, играть с огнем, пользоваться электроприборами – список можно скорректировать в зависимости от возраста и навыков ребенка.
И, конечно, будьте на связи!
Правила поведения в общественном транспорте
Этикет при входе
Правила поведения в общественном транспорте при посадке гласят, что первыми входят:
- пожилые люди,
- дети,
- женщины.
Если мужчина изъявляет желание помочь при посадке в общественный транспорт данным категориям граждан, то он обязательно должен попросить на это разрешения.
Согласно этикету, при входе в общественный транспорт необходимо снимать с плеч рюкзаки и объёмные (например, спортивные) сумки, чтобы не беспокоить других пассажиров.
Кому уступать место
По негласным правилам общественного этикета, все сидячие места в автобусах, троллейбусах и т.п. предназначены для детей, стариков и инвалидов. Если люди этих категорий сидят и при этом остаются свободные места, занять их разрешается женщинам.
По правилам поведения в общественном транспорте, мужчина может сесть в автобусе или троллейбусе только в том случае, если рядом стоящие пассажиры дали на это своё согласие. Так что молодым людям, прежде чем занять свободное место в транспорте, надо негромко спросить у рядом стоящих, не хотят ли они присесть. Спрашивать разрешения громко у всего салона некультурно, так же как и предлагать каждому занять свободное место.
Этикет в транспорте предполагает, что женщина в некоторых ситуациях должна уступать место мужчине. Например, если он является достаточно пожилым человеком, инвалидом или очень плохо себя чувствует.
Уступая место в транспорте, следует произносить этикетную фразу: «Пожалуйста, присаживайтесь». Просто встать и молча указать другому пассажиру на освободившееся место невежливо. Тот, кому уступили место, должен присесть и поблагодарить за оказанную любезность.
По правилам поведения в общественном транспорте, парни и девушки не должны сидеть в общественном транспорте, если в нём стоят пожилые люди, беременные женщины, дети или инвалиды.
Находясь в общественном транспорте со спутницей, мужчина непременно должен выражать признательность тому, кто уступает ей место.
Как вести себя в транспорте
- Некрасиво рассматривать пассажиров в общественном транспорте.
- Входя в салон автобуса, автолайна не надо здороваться со всеми людьми, там находящимися. Говорите «Здравствуйте» только тем, с кем хорошо знакомы или очень часто ездите вместе.
- За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя платит. Молодому человеку вовсе не обязательно оплачивать проезд своей спутницы.
- Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда наготове, чтобы не создавать замешательств и не отнимать время у контролёра.
- Чистые сумки и рюкзаки можно ставить на свободные места, если в транспорте нет людей, которые могли бы занять пустующие кресла.
- Когда в транспорте кто-то читает книгу или газету, некрасиво заглядывать в неё.
- Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только вполголоса.
- Недопустимо даже вполголоса разговаривать на личные темы с другом в общественном транспорте.
- Если Вы едете в автобусе, троллейбусе, трамвае со своими детьми, позаботьтесь о том, чтобы они вели себя вежливо: не шумели, не толкали посторонних людей. Лучше заранее рассказать своим чадам о правилах поведения в общественном транспорте.
- Согласно этикету в транспорте нельзя причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей, краситься, наносить лак на ногти, перевозить опасные предметы.
- Даже в переполненном вагоне метро или салоне автобуса старайтесь соблюдать правила хорошего тона: не облокачивайтесь на других пассажиров, не толкайте их при выходе, не наступайте людям на ноги.
Этикет при выходе
По правилам поведения в общественном транспорте, первым из автобуса, троллейбуса и т.д. должен выходить мужчина либо младший по возрасту. Вышедший молодой человек, согласно этикету, должен оказать необходимую помощь при выходе из общественного транспорта всем, кто в ней нуждается: подать руку женщине, ребёнку, помочь вынести сумку старику и т.д.
Этикет в общественном транспорте позволяет подчинённому не помогать при выходе своему руководителю или коллеге, занимающему более высокую должность. Однако об этом послаблении следует забыть в том случае, если начальник – женщина.
К выходу из общественного транспорта полагается готовиться заблаговременно
Соблюдению этого правила этикета следует уделять особое внимание в том случае, если в салоне много людей. Прежде чем обойти того или иного человека, стоящего перед Вами на пути к выходу, по правилам хорошего тона, следует поинтересоваться у него, не собирается ли он тоже выходить на ближайшей остановке. Анастасия, 13.12.2010 Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!
Анастасия, 13.12.2010 Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!
Общие правила поведения пассажиров
- Младшеклассникам
- Старшеклассникам
- Родителям
- Новости
- Викторина
Каждый из нас бывает не только пешеходом, но и пассажиром. В городе ты совершаешь поездки на автобусе, трамвае, троллейбусе, маршрутном такси и метро. За город ты ездишь на электричке. И во время каждой поездки ты должен соблюдать правила, которые определяют обязанности пассажиров.
Найти остановки общественного транспорта просто. Перед ними установлены знаки, которыми они обозначаются.
Остановки автобуса (троллейбуса) обозначаются бело-синим знаком с чёрным изображением автобуса.
На знаке трамвайной остановки вместо автобуса изображён трамвай.
Правила поведения пассажиров при посадке в автобус и троллейбус
Итак, ты нашёл остановку. Но ты должен знать, что остановки автобуса (троллейбуса) и трамвая отличаются друг от друга и по месту расположения, и по тому, как надо вести себя пешеходам в ожидании транспортного средства.
Если ты стоишь на остановке и ожидаешь автобуса или троллейбуса, отойди подальше от края тротуара. Не наступай на поребрик! Стоять на краю тротуара нельзя, потому что автобус иногда заносит и он может задеть тебя или даже сбить.
Ещё одно правило: не играй на остановке, не возись, не бегай и не толкайся. Во время беготни и возни ты можешь случайно сам выбежать на проезжую часть или толкнуть на неё товарища. А это очень опасно!
Помни правило: пешеход не должен выходить на проезжую часть вне зоны пешеходного перехода!
Но вот автобус подошёл к остановке. Если он едет не по нужному тебе маршруту, спокойно отойди в сторону. Пусть в автобус сядут те пешеходы, которым нужен этот автобус.
Если к остановке подошёл нужный тебе автобус — садись в него только тогда, когда он полностью остановится. Водитель следит за посадкой и высадкой пассажиров с помощью наружных зеркал. Садись в автобус спокойно. Не суетись и не старайся оттолкнуть других пассажиров, чтобы первому войти в автобус. Веди себя достойно! В переднюю дверь должны садиться пожилые люди, мамы и папы с маленькими детьми, инвалиды и беременные женщины — эта дверь лучше видна водителю.
Не старайся запрыгнуть в автобус в последнее мгновение, когда двери уже начали закрываться. Водитель перед отправкой следит за движением других транспортных средств и может, закрывая двери, защемить тебя.
Садись в автобус (троллейбус) спокойно, без спешки и суеты.
Итак, ты вошёл в автобус или троллейбус. Не задерживайся на ступеньках и у входа. Пройди в салон, чтобы не мешать другим пассажирам войти.
Правила поведения пассажиров автобуса (троллейбуса)
Если есть свободное место, стоит сразу занять его, чтобы не мешать проходить другим людям. Только помни: надо уступать места пожилым людям, маленьким детям, инвалидам. Нельзя бегать по салону и толкать приятелей. Если автобус резко затормозит, ты можешь упасть сам и «уронить» других людей. Если ты стоишь, держись за поручни. В противном случае при резком торможении ты рискуешь получить синяки и ушибы.
Ни в коем случае не высовывайся в окна автобуса и не выставляй в них какие-либо предметы.
Многие подростки любят в автобусе громко разговаривать, а то и кричать, включать мобильный телефон или плеер на полную громкость. Это проявления бескультурья и невоспитанности. Ведь шум не только раздражает других пассажиров — он может мешать водителю и отвлекать его от работы. И вообще пассажиры должны выполнять все распоряжения водителя и кондуктора.
Но вот автобус подошёл к твоей остановке. К выходу лучше готовиться заранее: надо спросить у других пассажиров — выходят ли они на твоей остановке? Подойди ближе к дверям, но не спускайся на ступеньки — тебя могут защемить открывающиеся двери.
Когда водитель остановит автобус и откроет двери, выходи спокойно, без суеты и спешки. Помоги сойти маленьким детям, пожилым людям, инвалидам. Если ты мальчик, подай руку девочкам и женщинам.
Если после выхода из автобуса тебе надо перейти на другую сторону улицы, обязательно дойди до пешеходного перехода. Не забывай — дорогу можно переходить только по нему. И ещё одно правило необходимо помнить:
Стоящий автобус или троллейбус следует обходить только сзади.
Источник : http://skola-45.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%B8/
В каком возрасте возможен бесплатный проезд?
Рассмотрим часть 1 статьи 21 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»:
1
Обратите внимание, бесплатный проезд детей возможен лишь в тех случаях, когда они следуют вместе со взрослыми
2. В городском и пригородном сообщении можно бесплатно перевозить детей до 7 лет, причем в любом количестве. Т.е. пассажир может взять с собой 5 или 10 детей и все они будут ехать бесплатно. Однако отдельные места для сидения детям в этом случае не предоставляются.
3. При междугородней поездке можно . Отдельное место для сидения в данном случае также не предоставляется.
Как контролер может определить возраст ребенка?
Часть 3 статьи 21 Федерального закона:
Таким образом, пассажир должен самостоятельно подтвердить возраст ребенка, для чего следует взять с собой свидетельство о рождении.
Если у контролера возникнут сомнения в возрасте малыша, то он попросит предъявить указанный документ. Если же документа у пассажира нет, то проезд придется оплатить в полном объеме.
В каких случаях проезд ребенка должен оплачиваться?
Часть 2 статьи 21 Федерального закона:
Итак, если перевозка детей без предоставления отдельных мест для сидения запрещена, то действуют следующие правила оплаты проезда:
При этом каждому из детей должно быть выделено отдельное место для сидения.
В каких случаях ребенку требуется отдельное место?
В данном случае возникает вопрос по поводу того, в каких случаях запрещена перевозка ребенка без выделения отдельного места. В Уставе автомобильного транспорта не даются ссылки на конкретные нормативные документы, поэтому придется их найти.
Обратимся к пункту 5.1 ПДД:
Поскольку ребенок является пассажиром общественного транспорта, то при перевозке он должен быть пристегнут ремнем безопасности. Сами ремни устанавливаются только на местах для сидения. Таким образом получается, что если конструкцией автобуса предусмотрены ремни безопасности, то ребенку требуется отдельное место. Соответственно, за проезд следует заплатить половину стоимости.
Какие автобусы должны оборудоваться ремнями безопасности?
Обратимся к Техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Приложение №2:
Напомним, что к классам III и B относятся автобусы, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров.
Кроме того, отдельное требование касается междугородних автобусов. Приложение №8 к Техническому регламенту:
Т.е. все автобусы, используемые в междугороднем сообщении, должны быть оборудованы ремнями безопасности.
Таким образом получается, что если в автобусе предусмотрена только перевозка пассажиров сидя, то этот автобус должен быть оборудован ремнями. Если в автобусе есть ремни, то ими должны быть пристегнуты пассажиры, в том числе и дети. Соответственно каждому ребенку нужно отдельное место с ремнем и родителям придется за это место заплатить.
Обратите внимание, если в автобусе нет ремней безопасности, а от пассажира все равно требуют, чтобы он оплатил отдельное место для ребенка, то рекомендую выяснить, на основании чего выставляется подобное требование. Если никакого внятного ответа получить не удается, то следует написать жалобу на перевозчика. Постановление от 13 сентября 2019 года № 1196: О внесении изменений в Правила организованной перевозки группы детей автобусами
Постановление от 13 сентября 2019 года № 1196: О внесении изменений в Правила организованной перевозки группы детей автобусами
Необходимы ли подтверждающие право документы
Кондуктор вправе потребовать с родителя (либо другого сопровождающего взрослого) документ, подтверждающий возраст малыша. Конечно, если ребёнок совсем маленький, такой проблемы может и не возникнуть, но вот если возраст юного пассажира уже приближается к 7 годам, или кроха выглядит старше своих лет, то это вполне вероятно.
Многие мамы и папы в такой ситуации начинают возмущаться (ведь «про льготу и так всем известно»). Они неправы. Уже упоминаемая статья 21 транспортного Устава даёт кондуктору полномочия проверять права пассажиров-льготников. Поэтому он должен убедиться, что малышу ещё не исполнилось семи лет, заглянув в свидетельство о его рождении. Сопровождающему взрослому полагается носить с собой оригинал данного документа (как вариант его ксерокопию или паспорт родителя с отметкой о рождении ребёнка) и при необходимости предъявить его.
Соответственно, если родитель отказывается предъявлять кондуктору свидетельство о рождении ребёнка, то он обязан оплатить своему чаду проезд в 100% объёме.
Стоит затронуть ещё определённые нюансы:
- Некоторые взрослые не совсем понимают формулировку «до семи лет»: необходимо ли начинать оплачивать проезд уже непосредственно в день рождения малыша или это делается только со следующего за ним дня. На самом деле старше семи лет ребёнок становится после своего дня рождения — тогда родители обязаны оплачивать проезд.
Отдельные мамы и папы неверно толкуют закон — считают, что бесплатный проезд положен дошкольникам. Однако сегодня многие малыши в 6 лет уже посещают общеобразовательные заведения, однако до 7 лет им можно не покупать билет. И наоборот, некоторые семилетки ещё являются воспитанниками детского сада. Льгота закреплена именно по принципу возраста, но не по факту обучения в школе.
- Многие взрослые считают, что в транспорте ребёнок непременно должен сидеть (ведь он же маленький). Однако законодательно это не прописано. Если мама хочет, чтобы малыш до 7 лет занял отдельное сиденье, то ей придётся просто оплатить его проезд. Если нет — она сажает его на колени, уступает своё место, либо малыш просто стоит. Родитель не вправе требовать от других пассажиров уступить малышу сидение или взять его на колени — это делается исключительно добровольно. Все знают, что в наземном общественном транспорте в передней части салона есть места для детей, инвалидов, пожилых людей и беременных женщин. Однако, возможно, они уже все заняты представителями данных категорий. Если же там сидит обычный человек, то тогда кондуктор может попросить уступить место маме с ребёнком. Причём именно попросить, а не потребовать, поскольку законодательно это нигде не прописано, а относится просто к правилам пользования общественного транспорта.
Дополнительные льготы
Некоторые категории детей имеют право на бесплатные поездки по городу после семилетнего возраста (проезд оплачивается из средств госбюджета):
- Сироты.
- Дети, оставшиеся без попечения родителей.
- Дети-инвалиды.
- Дети из многодетных семей.
- Дети, утратившие кормильца (когда умирает один из родителей, и ребёнок получает пенсию по потере кормильца).
Льгота законна лишь при наличии документа, который подтверждает статус ребёнка. Право не платить за проезд в городском транспорте закрепляется за данными детьми до их совершеннолетия. Если же ребята из первых двух указанных категорий обучаются очно в вузе, то право продлевается до того, как закончится обучение.
Что касается детей-инвалидов, то бесплатно в транспорте может путешествовать не только ребёнок, но и сопровождающий его взрослый.
Почему дети в транспорте должны сидеть, а не стоять
Дошкольники и младшие школьники должны занимать сидячие места в общественном транспорте в силу некоторых физиологических особенностей:
- из-за отсутствия чёткой координации движений. Центральная нервная система (ЦНС) в этом возрасте находится в стадии формирования. ЦНС отвечает за многие функции организма, в том числе за координацию движений. В связи с несовершенством ЦНС дошкольники и младшие школьники менее ловкие, чем более старшие люди. При резком торможении общественного транспорта дети могут потерять равновесие и упасть;
по причине хрупкого опорно-двигательного аппарата. В связи с этим при падении дети имеют повышенную вероятность переломов, вывихов и других травм;
из-за невысокого роста. Если общественный транспорт переполнен и в нём начинается давка, голова ребёнка окажется зажатой между телами взрослых людей. В такой ситуации есть вероятность того, что ребёнок не сможет нормально дышать.
Не всегда является верным требование окружающих к родителю посадить ребёнка на колени и таким образом освободить сидячее место. Одно дело, когда вес ребёнка незначительный, а родитель — довольно крепкий человек. В такой ситуации скорее всего взрослый сумеет удержать на коленях ребёнка при резком торможении транспорта или ДТП. Однако часто можно наблюдать картину, когда хрупкая мама держит на коленях крупного и тяжёлого ребёнка. Такая тактика небезопасна для самого ребёнка, ведь в критической ситуации маме просто может не хватить сил для того, чтобы предотвратить его падение.
В целях обеспечения безопасности перевозки ребёнка кондуктор в общественном транспорте должен следить за тем, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста занимали сидячие, а не стоячие места.
В целях безопасности дошкольники и младшие школьники должны в общественном транспорте сидеть, а не стоять
Правила безопасности ребенка в общественном транспорте
Места для пассажиров с детьми выделены не просто так. Основная задача родителей любого ребенка — обеспечить его безопасность, и только после этого можно задуматься об этикете.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…
Давайте посмотрим, в каких случаях дети могут стоять в общественном транспорте:
Ребенок может самостоятельно держаться за поручень; Ребенок хорошо себя чувствует и способен выстоять долгую дорогу; Вокруг ребенка есть свободное место и его никто не толкает.
И в каких случаях поездка стоя может принести ребенку вред:
Если ребенку угрожает опасность быть к кому-либо прижатым. Особенно, если стоящий рядом одет в пальто с ворсинками, которые могут забиться в рот и носовые проходы ребенка и привести к остановке дыхания; Когда в салоне много народа, и в ребенка могут просто затоптать; Если водитель резко трогается и тормозит. Такая манера езды может привести к падению ребенка; Ребенок учится в начальной школе и едет с большим рюкзаком за спиной. Во-первых, он будет мешать стоящим рядом пассажирам. Во-вторых, с рюкзаком достаточно сложно удерживать равновесие, а держать его в одной руке и опираться на поручень другой — непосильная задача для младшеклассника; Сразу после школы ребенок посещает спортивную секцию, и поездка на общественном транспорте для него — реальная возможность отдохнуть.
Оценивайте ситуацию заранее. Если ребенок в состоянии проехать несколько остановок стоя, нужно выбрать место подальше от дверей, рядом с низким поручнем. Если в салоне много людей, то маленького ребенка лучше не сажать на отдельное место, а взять на руки. Если автобус переполнен, то лучше не лезть в салон с малышом, а дождаться следующего или пройти пару остановок пешком.
В некоторых случаях можно воспользоваться коляской. В современные моделях автобусов и трамваев предусмотрена специальная площадка для детского транспорта, где можно пристегнуть коляску, обеспечив ребенку дополнительную безопасность.