Что такое ментальная арифметика и для чего она нужна

Школы по обучению ментальной арифметике

Где же можно освоить эту уникальную методику? На сегодняшний день для изучения ментальной арифметики необходимо записаться в специализированный образовательный центр. В них специалисты занимаются с детьми на протяжении двух-трех лет. Помимо описанных выше этапов, с помощью которых можно освоить методику, существует еще десять ступеней. Причем каждую из них ученики проходят за 2-3 месяца.

Каждый из таких специализированных центров разрабатывает собственные программы обучения. Однако, несмотря на это, существуют и общие правила, которых придерживаются абсолютно все. Они состоят в том, что группы учеников формируются в зависимости от их возраста. Так, существует три базовых вида таких групп.

Это kinder, kids и junior. Занятия проводят опытные высококвалифицированные психологи и педагоги, которые прошли соответствующую подготовку и имеют необходимую аттестацию.

Помимо центров по обучению ментальному счету сегодня работают и специализированные школы, готовящие специалистов по соответствующему профилю. Как правило, преподаватели менара – это люди, имеющие не только психологическое и педагогическое образование, но и определенный опыт работы с детьми

И это очень важно. Ведь обучение ментальному счету представляет собой не только освоение навыков, позволяющих работать с древними счетами

В этом процессе непременно учитываются используемые в педагогической практике психологические особенности в развитии ребенка.

Основы ментальной арифметики

Как выглядят счеты абакус и из чего состоят вы уже знаете. Сейчас нужно понять, как набирать числа.

Располагаем соробан как на рисунке выше. Перед нами столбики, у стандартного соробана их 13. Мы будем использовать абакус с девятью столбиками (такой же как в приложении Simple Soroban). Начиная с крайне правого столбика, в этом столбце единицы. Т. е. здесь можно составить цифру от 0 до 9. Следующий столбец — это десятки, здесь числа от 10 до 90. В последующих соответственно сотни, тысячи и т. д. На верху соробана размещено по одной бусине, в соответствии со своим столбцом они обозначают число кратное пяти, т. е. в первом столбце это 5, во втором 50, в третьем 500 и так далее. Чтобы нам показать цифру пять, нужно опустить верхнюю бусину вниз, это будет пять. В исходном положении, когда верхние бусины в верху, а нижние внизу это ноль. Чтобы больше было понятно разберем несколько цифр:

  • Чтобы составить цифру 7 нужно опустить верхнюю бусину в первом столбце, это будет 5 и поднять две бусины с низу, т.е. мы к 5 прибавили 2 получилось 7.
  • Цифра 9 это опущенная верхняя бусина и 4 нижние бусины, поднятые вверх до разделительной планки.

Как только научились быстро набирать единицы, переходим к двухзначным числам, т.е. к десяткам.

Набираем число 73, для этого опускаем верхнюю бусину из второго столбика, это получилось 50, поднимаем еще две нижние бусины из этого же столбца с десятками, получилось 70. В первом столбце поднимаем три нижних бусины, и в итоге получаем 73.

Несколько раз потренируетесь и все будет понятно, потом переходите к сотням и так далее.

Все передвижения бусин нужно делать определенными руками и не менять последовательность. В столбце единиц мы все делаем правой рукой, при этом поднимаем бусины большим пальцем, а опускаем указательным. Например, когда мы хотим составить цифру 5 нужно указательным пальцем правой руки опустить верхнюю бусину. Если нужно составить цифру 2 нужно большим пальцем правой руки поднять две бусины из первого столбца. Запоминаем правило вверх это большой палец, вниз указательный. В столбце с десятками все тоже самое только левой рукой. Если смотрели видео как дети считаю, можно было заметит, как они крутят пальцами. Так они представляют, как передвигают бусины на счетах и тем самым производят у себя в голове, подсчет на воображаемом соробане.

Так как вся суть метода сводится к тому чтобы все вычисления происходили в уме и без каких-либо вспомогательных инструментов, нужно научится запоминать цифры и комбинации из бусин. Для этого нам понадобятся вспомогательные карточки, которые можно сделать самим. На одной стороне пишем цифру, а на другой ее графическое обозначение в виде фрагмента счет. Пример на фото ниже.

После того как научились пользоваться карточками и быстро называть цифры расположенные на них, переходим к простым арифметическим вычислениям, первое что мы разберем это сложение.

Сложение

Первое арифметическое действие, которое мы рассмотрим это сложение. Это самое простое действие, производимое на соробане. В качестве примера возьмем: 13+23
Выкладываем число 13: в первом столбце поднимаем три нижние бусины, во втором одну нижнюю получаем 13.

Чтобы прибавить 23 в первом столбце, с единицами, нужно добавить три бусины, так как в низу осталась не задействована только одна бусина, нужно опустить бусину из верхней части соробана, так мы прибавим 5, после этого опускаем две бусины из нижней части и получается в столбце с единицами цифра 6.

Далее складываем десятки, для этого во втором столбце поднимаем две нижних бусины. В итоге у нас получилось число 36.

Для закрепления материала и лучшего понимания рассмотрим более сложный пример: 17+14.

Сначала составим число 17, описывать как мы его составляем не будем, просто напишем итог для проверки, и чтобы скоординировать наши действия. Что получилось смотрите на фото.

Далее переходим к сложению, прибавляем 4, так как 7+4=11 то поднимаем в первом столбце одну нижнюю бусину и сразу переходим к десяткам и там поднимаем одну нижнюю бусину, которая получилась при сложении единиц, далее прибавляем 10, которая осталась от первоначального числа 14, для этого так же поднимаем одну бусину с низу. Итого 17+14=31

Откуда взялась ментальная методика?

Как всегда, истоки нужно искать у древних предков. Оказывается, заложенная в менаре (так ещё называют ментальную математику) методика основана на грамотном и уверенном пользовании древним калькулятором.

Задумались, что это за устаревшая машинка? Да это обычные счёты! Подобно нашим, русским, на которых в советские времена считали в кафе и магазинах. Называются они абакус и выглядят как прямоугольная рама, в которой натянуто 13 вертикальных струн-палочек, и на каждой сидит по 5 косточек.

Первые счёты появились у вавилонцев и египтян, а потом около 5 тысяч лет назад их стали применять для сложения-вычитания китайцы. Родиной ментальной арифметики, благодаря которой удаётся делать сложные математические вычисления без калькулятора и бумаги, считается страна восходящего солнца – Япония, где абакус прижился с 16 века.

У японцев этот инструмент для развития математического навыка, правда, называется по-иному — соробан.

Примечая эффективность метода, мудрые японцы к 20 веку разработали целую систему тренировки мозга при помощи соробана. Сегодня умение ментально считать широко распространено в Германии многих странах Азии, Канаде и США.

Минусы ментальной арифметики

Занятия дают невероятные результаты, но по мнению педагогов, ребенок не приобретает знаний. Он не развивает навыки вычислений. Вот в чем фокус — ребенок решает сложный пример, но при этом не совершает арифметические действия в уме. Чадо просто представляет себе счеты «абакус» и в воображении передвигает на нем косточки.

Противники учения приводят пример, когда ученики считают в уме, в этот момент поют песни, рассказывают стихи, и при этом выдают правильные ответы. Это только подтверждает тот факт, что ребенок не может считать «по-настоящему», и в этот момент он просто представляет счеты и работает с ними. То есть по сути, ментальная арифметика развивает образное мышление. Помимо этого она дает знания о разрядах: сотни, десятки, единицы, но не более того.

Сложности в восприятии чисел

Преподаватели начальных классов замечают детей, которые ходили перед школой на ментальную арифметику. Такие дети с трудом решают примеры в тетради, еще сложнее им даются математические задачи. Они не вникают в суть задачи, а просто «вычленяют» из нее числа и сразу выдают ответ. Когда учитель просит объяснить, как ребенок пришел к такому решению, то чадо затрудняется ответить. В этот момент он видел перед глазами счеты.

Интересно, что такие дети чаще всего в ответ на задачу выдают только число, а не развернутый ответ. То есть вместо: «Папа купил 300 грамм яблок», они говорят просто число «300».

Некоторые родители могут подумать: «А зачем в принципе писать математические примеры, если можно решить его в уме?». Но не все так просто. Это развивает логику и, косвенно, причинно-следственную связь.

Речь идет как о научных открытиях, так и фармацевтике, инженерии, экономике и многих других отраслях. Специалисту недостаточно решить несколько примеров в уме. Они расписывают уравнения, чтобы прийти к заветному решению. Если была совершена ошибка, то он может оглянуться назад и понять, где она произошла. Если уравнение решено верно, то он может передать свои знания другим и использовать их для блага общества.

Недостаток — трудно отучить ребенка от движений руками

Перед тем как отдавать ребенка на ментальную арифметику, посмотрите видео, как считают дети без счет. Можете посетить занятия, и убедится лично как происходит «арифметика» в уме. На третьем этапе обучения, когда они работают без счет, дети используют руки для помощи. Ученики двигают ими в воздухе, представляя как передвигают косточки счет. В итоге, некоторым детям потом сложно отвыкнуть от этой привычки. Бывает такая манера сохраняется уже в школе.

Нескучные занятия

Занятия «Соробан» проводятся в игровой форме, что делает обучение полностью интерактивным. Нам удалось посетить урок и понаблюдать за процессом.

Чтобы перенос образа счет в воображение давался легче и осваивался быстрее, дети имитируют движения руками, закрепляя в памяти принцип математических действий.

Командная работа на увеличенной модели абакуса, на напольных счетах и быстрое узнавание цифр на карточках-островках «подцепляет» дополнительные способы запоминания информации, а также делает процесс обучения интересным и подвижным.

В то время как выполнение заданий на местах тренирует усидчивость и концентрацию.

Такая совместная работа сразу нескольких способов восприятия не только позволяет лучше запомнить и усвоить материал, но и делает процесс интересным для самих детей. Они с радостью выполняют задания, а за правильные ответы получают не только похвалу учителя но и дополнительные поощрения. Например, игру в цветное судоку, которая тоже выбрана не случайно — она тренирует удерживание в памяти несколько цветовых образов и логическое мышление.

Стоит отметить и особую систему поощрений «Соробан». За успешную сдачу зачетов и освоение тем дети получают браслеты. Каждый уровень — браслет нового цвета. Например, студенты,  прошедшие весь курс и справившиеся с темой «Умножение на 3 и 4. Высший пилотаж!», становятся гордыми обладателями самого «сильного» черного браслета.

Также за выполнение заданий на тренажере ученики зарабатывают звезды, которые после можно обменять на подарки: фрисби, чашки, значки, бутылки для воды и многое другое.

Задачи по ментальной арифметике

Перед тем, как приступить к выполнению задач, важно понимать то, что такое ментальная арифметика для детей, обучить самому которой будет весьма проблематично. Но ничего невозможного нет

Самое главное — ответственно подойти к процессу.

Для обучения понадобится приобрести специальные счеты абакус или соробан. Как только они будут куплены, можно приступать к обучению. Методика рассчитана на обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста. Для достижения результатов, категорически запрещено игнорировать систематические каждодневные домашние занятия. Они должны быть построены в форме урока. Специалисты рекомендуют учить детей не только ментальной математике, но и скорочтению.

Перед тем как приступить к занятиям в домашних условиях, важно иметь представление о всех нюансах ментальной математики для детей. О том, что это ответственный процесс, также забывать не стоит

Обратите внимание! Если занятия проводятся правильно, то первые результаты становятся заметны уже через 2-3 месяца. Чтобы полностью освоить технику, малышу понадобится приблизительно 2 года. Сначала дошкольник обучается действиям на сложение и вычитание чисел, а затем учится умножать и делить

Сначала дошкольник обучается действиям на сложение и вычитание чисел, а затем учится умножать и делить.

На первом занятии ребенка рекомендуется познакомить с абакусом. Малыш должен пощупать и научиться передвигать костяшки. Не лишним будет посмотреть совместно видеоурок. К сложению однозначных и двузначных чисел можно приступать только после усвоения принципа работы.

После того как ребенок освоил счеты, его необходимо ближе познакомить с основными принципами работы и переходить к простейшим примерам сложения.

Обратите внимание! Категорически запрещено торопиться. Умение формируется постепенно, поэтому надо проявить терпение по отношению к ребенку и не ждать моментальных результатов

Задача 1. Необходимо сложить 14 и 22. Для этого нужно следовать алгоритму: сначала необходимо отложить на спицах число 13 и прибавить к нему 23. В результате этого получается 36. Все математические действия должны выполняться исключительно слева направо.

Вычитать на абакусе тоже весьма просто.

Задача 2. От 8 нужно отнять 4. Для этого в верхнем блоке на первой спице опускается костяшка. В результате этого получается 5. Затем 3 бусины поднимаются в нижнем блоке и выставляется цифра 8. После этого опускаются 3 костяшки в нижнем углу и остается 5.

Следующим этапом освоения ментальной математики является умножение и деление. Этим действиям научить малыша немного сложнее, но со временем ребенок обязательно их познает.

Задачи по ментальной математике

Ментальная математика для детей является довольно новой программой, которая применяется для обучения детей устному счету. Несмотря на то, что методика появилась не очень давно, она получила огромную популярность и показала превосходные результаты. Родители единогласно сходятся во мнении, что программа не только максимально эффективна, но и полезна.

Первые успешные результаты наблюдаются уже по истечении нескольких месяцев, при условии, что занятия проводятся систематически. В результате у детей значительно улучшается память, повышается способность к сосредоточению, а мышление приобретает креативный характер. Если занятия начинают проводиться в дошкольном возрасте, ребенок успевает многому научиться и в дальнейшем чувствует превосходство в школе.

Минусы ментальной арифметики

Долго. Занятия длятся два года каждый день. Много времени может тратиться на ежедневные тренировки. 6 дней в неделю на домашние задания по 15-30 минут и еще еженедельно час и более на групповое занятие

И так заниматься более 700 дней подряд.

Дорого. За два года обучения необходимо будет заплатить примерно 1000 долларов, не считая затрат на проезд.

Не учат делению. Все равно учить таблицу умножения, чтобы уметь делить.

Умножение очень сложное, запутанное, не эффективное. Например, чтобы умножить число на три нужно совершить такие действия: 1 – добавляем пол соседа (2 – делим пополам цифра справа), 3 – правило двойного зеркала, 4 – плюс непарное, 5 – плюс пол соседа, 6 – изменяем на двойного друга, 7 – прибавляем непарное, 8 – обращаем внимание чтобы цифра не начиналась на 2 или 3 или 1, так как применяются еще действие. И эту последовательность надо запомнить и не путать, так как лишь одну ошибку в восьми действиях совершишь и ответ получится далекий от правильного

И это только правила умножения на 3. А надо еще запомнить последовательность запутанных действий к каждой цифре: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Намного проще выучить таблицу умножения за 3 дня, что мы и сделали с ребенком после окончания обучения Соробаном, чем пол года ходить на ментальную арифметику, чтобы только умножение учить по их запутанной и сложной системе. А вот здесь описан способ, как легко можно выучить таблицу умножения за 1-2 дня.

Обучение может проходить не в радость ребенку. Есть случаи, когда дети ненавидят занятия по ментальной арифметике, отказываются заниматься, ведь очень быстро надоедает делать одно и тоже каждый день два года. А домашние занятия могут проходить со слезами и нервозностью.

Нет гарантии, что будет развиваться суперпамять и супервнимание, как указано в рекламе. Если родители, у которых дети ходят на занятия, желают узнать правду о «развитии супер ума», то пройдите с ребенком различные тесты на память и внимание. 

Ребенок может плохо ориентироваться в числах и при мелких ошибках на счетах при ментальной арифметике может давать ответы, далекие от действительности. 

Движение пальцами при счете в уме. Во время счета в уме дети должны представлять счеты и как они пальцами передвигают косточки на счетах. А это значит, что при подсчёте в уме ребенок может активно двигать руками и пальцами, чтобы произвести счет. Со стороны это выглядит странно.

В рекламе много обещаний и преувеличений. В рекламе Соробана и других школ (на сайте, постерах) много обещаний, преувеличений в получении крутых результатов от обучения (суперпамять, лидерские качества, обработка большого объема информации, значительные улучшения в школьном обучении и т.п.). Не надо бездумно верить рекламным обещаниям. На примере своего ребенка я ничего из обещанного в рекламе не заметил, хотя ребенок старательно занимался ежедневно все 2 года.

Не эффективно. На обучение тратится 2 года и 1000 долларов и при этом ребенок все равно проходит уроки математики в школе, где учат счету. А память и внимание можно натренировать быстрее, дешевле и значительно лучше на специализированных курсах по тренировке ума, где у детей не только развивается память, но и еще они узнают методы работы с информацией и как легко запоминать несвязанные между собой слова, имена, числа, названия стран и т.д.

Нельзя остановиться на пол пути. Если решите бросить обучение, то ребенок будет заново учиться считать, так как пока не закончится полностью обучение, у ребенка не будет полной системы счета, ведь нужно более года обучаться, чтобы любые двухзначные чиста складывать и вычитать.

Легко забываются запутанные правила. После окончания двухлетнего обучения необходимо будет повторять умножение на все 10 цифр, к каждой из которых применяются свои цепочки отдельных правил, в которых легко путаться и забывать их. 

Напоследок скажу, что система ментальной арифметики имеет и положительные стороны, такие как: незначительная тренировка ума; развитие обоих полушарий мозга (счет одновременно со стихом); ребенок привыкает ежедневно выполнять задания; в первый период обучения ребенок будет радовать и удивлять родителей умению быстрого счета определенных цифр. 

Если вы планируете отправить своего ребенка на занятия по ментальной арифметике, которые длятся два года и стоят около 1000 долларов, то лучше сами заранее разберитесь в этой системе, чтобы понимать стоит ли оно того.

Вячеслав, www.vitamarg.com

Гарантия результата

Специалисты школы устного счета  уверены в работе своей методики, что подтверждается статистикой — после месяца занятий 19 из 20 детей остаются и продолжают учиться. Но если за пробный месяц вы не увидите результата, можно вернуть деньги.

Как раз сейчас ведется набор в учебные группы, и для будущих студентов действует выгодное предложение – первое занятие и недельный доступ к онлайн-тренажеру предоставляется совершенно бесплатно. Это позволит каждому ребенку и родителю ближе познакомиться со школой и оценить преимущества методики «Соробан». Также прошедшим пробный курс предоставляется скидка на оплату абонемента занятий на 9 месяцев – всего 4000 руб. вместо 6000 руб. за один месяц.

Как выбрать курсы «менталки»

Родитель, который все же решит отдать ребенка на ментальную арифметику, столкнется с проблемой: как выбрать действительно хороший центр и программу? Сейчас их огромное количество: где-то танцуют, где-то рисуют, где-то обещают научить всему дистанционно. У всех программ разные условия и цены.

Чтобы выбрать курс, который даст результат, специалисты советуют обратить внимание на несколько моментов

  • Сертификация педагогов.
    У преподавателя должен быть документ, подтверждающий, что он владеет методикой. Должны быть сертифицированные наглядные материалы, учебники, рабочие тетради. Если специалист работает по ксерокопиям и у него нет подтверждающего документа — значит, он не владеет технологией.
     
  • Формат обучения.
    Программы, которые предлагают онлайн-обучение с нуля, неэффективны. Поставить руки и пальцы, научить ребенка движениям получится только офлайн.
     
  • Достижения учеников.
    Попросите показать вам учеников. Они есть? Могут считать в уме? Какими числами они оперируют? Насколько быстро? Если программа работает, вам таких детей покажут.

Учебники по простой и ментальной арифметике

Обучение прогрессивным методикам невозможно без подбора соответствующей литературы. Ниже представлен перечень самых популярных книг, которые написаны просто и понятно:

  • «Матемагия. Секреты ментальной математики», автор Артур Бенджамин. После прочтения пособия родителям становятся более понятными методы работы с ребенком. Автор раскрывает некоторые математические хитрости, позволяющие научиться считать быстро и точно.
  • Решебник «Математика. Арифметика. Геометрия» Бунимович Е. А. В пособии представлены примеры решений домашних заданий в доступной форме.
  • Блокнот-тренажер. «Не ментальная арифметика», автор Шамиль Ахмадуллин. По утверждению автора, следуя его методике, можно научить ребенка самостоятельному счету за 21 день. В книге есть теоретическая информация и пробные задания. Книга рассчитана на детей 8-12 лет.
  • «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание», автор С. Эрташ. Книга совмещает в себе тренажер и дидактический материал. В пособии доступно разъяснены принципы быстрого счета, и содержится много полезной информации для детей и родителей.
  • «Ментальная арифметика. Знакомство», авторы Р. Багаутдинов, Р. Ганиев. Данная книга предназначена для обучения детей с 5 лет. Здесь представлено множество иллюстраций с формулами вычитания и сложения, что дает возможность ребенку воспринимать информацию не только устно, но и зрительно.

В статье рассмотрено, что такое арифметика, ее подраздел, которому обучают японских детей. При желании эту технику счета может постичь любой человек.

Минусы метода

Недостатки метода весьма спорны. Во всяком случае, при участии специально обученного педагога всех этих минусов можно избежать.

Так что же останавливает некоторых родителей?

  1. методика отличается от школьной программы (действительно, техники ментального счета не включены в уроки математики в современных школах, но многочисленные исследования психологов и педагогов подтверждают у занимающихся рост усидчивости и дисциплины, развитие мышления, укрепление памяти и появление желания обучаться разным наукам);

  2. эффект зависит от интереса ребенка к занятиям (это правда, поэтому уроки выстраиваются в игровой форме, чтобы увлечь малыша);

  3. множество ошибок в счете (виной тому детские поспешность и нетерпеливость, которые легко можно контролировать под грамотным руководством опытного учителя);

  4. переутомление (любая воспитательная, образовательная и развивающая деятельность должна вестись с учетом возможностей и потребностей ребенка, поэтому даже самые интересные занятия следует чередовать с досугом и прогулками);

  5. ребенку, который умеет быстро считать в уме, на уроках математики будет скучно (развитому школьнику скучно будет на любых уроках, поэтому задача педагога – увлечь ребенка, сделать свои занятия интересными и занимательными для каждого, даже для одаренного и способного).

Как проходит обучение

Курс предполагает 12 уровней. В неделю – 1–2 занятия. На уроках используются счеты абакус. Они выглядят как русские счеты, но количество бусин меньше и держат их горизонтально.

На первых занятиях ученик знакомится с методом счета на абакусе. Он заключается в следующем:

  1. Каждый столбик бусин отвечает за определенный разряд чисел.

Первый – единицы, второй – десятки, третий – сотни и так далее.

  1. Верхний ряд – число, кратное 5.

Если бусины верхнего ряда расположены над столбиком единиц – это 5, если над – десятками – 50 и т.д.

  1. Чтобы отнять, нужно опустить бусины, чтобы прибавить – поднять.

Попробуем набрать цифру 8. Для этого поднимаем 1 бусину верхнего ряда над единицами и 3 бусинки в этом же столбце. Получится, что 5+3=8. Когда все бусины лежат внизу, на счетах 0.

Таким же образом действуем с сотнями, тысячами.

Набираем цифру 103. Поднимаем 1 бусину в ряду сотен, получается 100 и 3 в ряде единиц. В итоге показана цифра 103.

Переход к большим разрядам происходит постепенно. После автоматизации работы рук и глаз используются карточки. На них нарисовано расположение бусин для популярных комбинаций. Ребенок запоминает, как выглядит цифра на счетах.

Набирает число автоматически.

Еще один аспект применения ментальной математики на практике – поза тела, пальцев на занятиях:

  • Ребенок сидит с прямой спиной.
  • Указательный палец передвигает бусины вниз, большой палец – вверх. Для отработки движений руками используются методы автоматизации. Это зажим карандаша в ладони, чтобы свободными оставались только два пальца, или разные виды пальчиковой гимнастики.
  • Спустя полгода школьник будет пользоваться обеими руками для работы на счетах.

Программа менар включает в себя сложение, вычитание, деление и умножение. Сначала на счетах, потом в уме.

Через 1–1,5 года занятий со специалистом ребенок учится в уме решать примеры с пятизначными цифрами, оперируя числами свободно.

Одновременно с математическими навыками ребенок в специализированном центре приобретает и другие знания. Учится рисовать, петь, танцевать. В игровой форме решает ребусы, логические задачки, развивается физически. Поэтому относиться к курсу ментальной математики как к узкоспециализированному направлению нельзя. Цель занятий – всестороннее развитие личности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий