Развитие мимики и речи
В 10 месяцев речь крохи не изобилует полноценными словами. Скорее всего, он уже говорит «мама», «папа» или «баба». Карапузу удобнее произносить слова с одинаковыми слогами. Сложные слова и тем более фразы малыш пока не произносит. Он может быстро лепетать, со стороны это похоже на непонятный иностранный язык. Вроде бы, много разнообразных звуков, а понять ничего нельзя, так детки постепенно постигают ораторское искусство.
Что касается мимики, то она очень развита с рождения, и даже в утробе матери малыш мог улыбаться или морщиться. С рождением в его арсенале появляется еще больше гримас. Если карапуз попробует кислую еду, он обязательно сморщится, как взрослый. Если ему смешно, он громко хохочет, вызывая восторг у окружающих.
Питание малыша 10 месяцев
Малыш начинает знакомство с едой. Изучает ее свойства, крошит, ломает и бросает, разбрасывает по столу. Со стороны это выглядит неправильно. Но именно такие действия помогут познакомиться с окружающим миром с помощью еды. Не стоит бояться таких действий со стороны малыша. Ребенок это перерастет, а еда останется потребностью жизни.
По возможности стоит кормить ребенка грудью, но не стоит забывать о прикорме. Малыш уже взрослый и в организм должны попадать полезные вещества. В 10 месяцев ребенок кушает овощные и фруктовые пюре, молочные каши, молочные продукты. Так же в организм крохи должны поступать мясо и рыба, но только нежирные сорта.
Понемногу можно давать малышу хлеб, но не забывайте, что он сложней усваивается, чем сухарики. Так же кроха может самостоятельно кушать печенье.
У ребенка в 10 месяцев как правило уже прорезались верхние и нижние зубки. Стоит научить свое чадо активно кушать. Не надо выливать еду в рот. Ребенок должен самостоятельно забирать еду с ложечки губами. Ребенок 10 месяцев должен учиться кусать некоторые продукты. Легче всего научить кроху кусать на яблоке.
Может быть и такое, что малыш отказывает от определенного продукта. Удалите этот продукт из меню на несколько дней. Потом снова попробуйте вводить, но в малом количестве.
В этом возрасте ребенок может кушать сырые фрукты. Но обязательно стоит их очистить от кожуры. Мелкие фрукты не следует давать крохе, чтобы он не глотнул их целиком. Можно давать мандарины и апельсины. Но следует помнить о кожуре на дольках и косточках. Перед употреблением сливы нужно обдать ее кипятком и избавиться от косточки.
Подбирая рацион для вашего малыша, нужно учесть состояния его здоровья и индивидуальные особенности. Не нужно забывать о дополнительных компонентах, которые входят в блюда, а именно: соль, сахар, лимонная кислота.
Проявление эмоций и восприятие окружающего мира
Что умеет делать ребенок в 10 месяцев? Пожалуй, одним из впечатляющих достижений является проявление адекватных эмоций в соответствии с создавшейся ситуацией. Каприз и проявление недовольства в ответ на отобранную игрушку, страх при внезапном шуме, улыбка при виде близких – свидетельство правильной оценки малышом окружающей обстановки.
Чем ближе к году, тем сильнее карапуз стремится вести себя как взрослый. Овладев в совершенстве движениями рук и пальцев, грудничок повторяет увиденные жесты.
Малыш придет в неподдельный восторг, если он станет участником занимательного просмотра телевизора или телефонного разговора.
За сломанные игрушки десятимесячное чадо ругать не стоит. Они не ломают, а изучают предметы, пытаясь понять, как они работают. Что умеет ребенок-мальчик в 10 месяцев? Пытливые в столь нежном возрасте, они начинают проявлять интерес к законам физики. Озорники безошибочно определят, за что потянуть, чтобы тарелка упала на пол, какой длины взять палку, чтобы достать далекий предмет.
Диагностика
При обращении к педиатру определяется соматический статус маленького пациента, а также устанавливаются первопричины задержки в развитии его речи. На основании полученных данных детский врач сможет понять, к какому специалисту нужно направить кроху для прохождения дальнейших диагностических мероприятий.
Неврологом проводится исследование головного мозга на предмет наличия инфекционных заболеваний. В этом случае применяются ЭЭГ, ЭхоЭГ и др. Посещение детского ЛОРа необходимо для того, чтобы исключить наличие хронического отита, образование аденоидов или развитие тугоухости.
Консультация у логопеда проводится после того, как были собраны все результаты предыдущих обследований. На их основании врач сможет составить полную картину заболевания и предпринять необходимые меры.
У малышей 4-10 месяцев проводится тщательное наблюдение за формированием речевой активности в привычной для него среде проживания. Специалист тщательно фиксирует период появления новых слов, манеру их произношения, их объединение в словосочетания или полноценные предложения.
Помощь психиатра необходима для того, чтобы исключить наличие у крохи аутизма, олигофрении или общего речевого недоразвития любой степени тяжести.
Нормы развития
Редкий ребенок в 1 год и 9 месяцев может похвастаться усидчивостью и спокойствием. Для этого возраста свойственна высокая двигательная активность, частая смена занятий и настроения. Малыш интересуется всем новым: игрушками, предметами быта, пищей. Его привлекают камушки и палочки, он все еще может пробовать их на вкус. Появляется понятие «мое». Если раньше поделиться своей игрушкой не составляло труда, то теперь из-за машинки или куклы может начаться драка.
У ребенка появляются дружественные связи среди сверстников. Правда совместная игра завязывается редко, в основном симпатии ограничиваются эмоциональным приветствием, обменом игрушками. К друзьям дети охотно подсаживаются, играют хоть и не вместе, но рядом.
В 1 год и 9 месяцев повышается обучаемость. Ребенок быстро запоминает цвета, фигуры, осваивает счет и даже некоторые буквы. Но если материал не повторять, все забывается очень быстро. Примерно 80% детей в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и кишечник, процесс их опорожнения становится контролируемым.
Речь
В 1 год и 9 месяцев ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, произносит не только слоги и звуки, но и слова. Пытается строить простые фразы. Во время чтения он может повторять окончания стихов. Знает, как его зовут, и называет свое имя.
Новые речевые навыки:
- появляется вопросительная форма слов и фраз («а это», «кто», «какая»);
- ребенок начинает комментировать игровой процесс, большая часть слов носит необращенный характер («вот так», «да», «собрать кубик», «играть»);
- речевой запас увеличивается до 20-50 слов.
Слова в этом возрасте произносятся все еще нечетко, могут быть искажены и упрощены («дай ляля», «ди мама», «ябоко»). Часто речь ребенка может понять только близкий взрослый, и то не без помощи интуиции.
Физическое развитие
С каждым днем ребенок становится проворнее. Возрастает его уверенность в себе. В 1 год и 9 месяцев девочки весят 9–12,5 кг, мальчики – на 1–1,5 кг больше. Рост детей колеблется от 81 до 86 см.
Каковы физические навыки ребенка в этом возрасте?
- Залезает и слезает на стул, невысокую лестницу без помощи взрослого.
- Проходит по широкой перекладине.
- Переступает через невысокие предметы.
- Бегает, не спотыкаясь и огибая препятствия.
- Достаточно умело обращается с ложкой, но иногда вымазывается едой.
- Оказывает помощь при раздевании, снимает сам головной убор, обувь.
- Переворачивает страницы в книге.
- Может ездить на трехколесном велосипеде.
Восприятие
В возрасте года и 9 месяцев ребенок взаимодействует с окружающим миром уже не через маму и папу, а самостоятельно или с их помощью. Он чувствует себя отдельной единицей, но эмоционально все еще тесно связан со взрослым.
Характерные черты восприятия:
- стремиться к самостоятельности, употребляет местоимение «Я» («я сам», «это я», «я не хочу»);
- реагирует на смену настроения родителя, ведет себя подобным образом (смеется, плачет, раздражается);
- ищет одобрения, откликается на похвалу, гордится собой;
- чувствует себя уверенно в кругу близких людей, с незнакомыми скован;
- контактирует со сверстниками при помощи мимики, жестов, может заглядывать в глаза, брать за руки;
- обижается на запреты, может плакать и капризничать, чтобы добиться своего;
- пытается разобраться в устройстве игрушек, что часто заканчивается их поломкой;
- понимает предназначение предметов (если дать ручку и бумагу, начнет рисовать, лопатку – выкапывать ямку).
Когнитивная сфера
В 1 год и 9 месяцев продолжают активно развиваться мышление, память, внимание. Если ранее для выполнения одного и того же действия малыш использовал разные варианты, то теперь он догадывается, что и как нужно сделать, чтобы решить поставленную задачу. Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем
Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем.
Малыш в этом возрасте обладает следующими навыками:
способен выполнить простое задание (подать ложку, нарисовать круг, снять шапку); различает цвета и простые формы (красный-зеленый, круг-квадрат); показывает части тела, минимум 3; собирает пазл из 4-8 частей; вкладывает в сортер соответствующие фигурки; рисует кривые линии, круги, квадрат; может концентрировать внимание в течение 3-10 минут
Физическое развитие ребенка в 10 месяцев
Рацион грудничка обогатился вкуснейшим кефиром. Впрочем, повседневное меню все больше напоминает общий стол, только в протертом виде, ведь крошка способен уже откусывать пищу, затем ее пережевывая. Его язычок обрел большую подвижность, и теперь малыш умеет передвигать им кусочки еды к зубкам. У карапуза отличный аппетит, поэтому он поправился примерно на 450 граммов и подрос на 1,5 см.
Практически каждая мамочка вольно или невольно сравнивает своего ребенка с другими сверстниками, пытаясь определить, насколько он органично растет и развивается. Но если уж и проводить подобные аналогии, то лучше воспользоваться рекомендациями из авторитетных источников. Так, к примеру, для оценки физического развития предпочтительнее обратиться к стандартным показателям, предложенным педиатрами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
— масса девочек в 10 месяцев соответствует диапазону 7,5–9,6 кг, а мальчиков — 8,2–10,2 кг;
— длина тела маленьких красавиц колеблется от 69,0 до 73,9 см, у их сверстников — от 71,0 до 75,6 см;
— окружность головы маленьких умниц имеет показатели 42,9–45,6 см, у умников же 44,1–46,7 см.
Собственно говоря, сравнивать детей в этом возрасте вообще не следует. Просто развитие ребенка в 10 месяцев настолько своеобразно, что различия порой совершенно поразительны. Особенно ярко они могут проявляться в овладении навыками передвижения.
Дело в том, что один карапуз уже достаточно резво ходит сам, практически не пользуясь опорой, а другой предпочитает перемещаться на четвереньках. Причем второй может двигаться намного быстрее, лихо обходя все препятствия на пути. Для такого ползунка исследование окружающей территории проходит более безопасно: он не падает, как тот, кто уже пошел в полный рост.
Различия проявляются по многим параметрам, при этом дети развиваются абсолютно нормально. Вместо сравнения лучше отслеживать наличие отдельных навыков, для формирования которых десятимесячный возраст является предельным.
Такое мини-исследование необходимо для раннего определения возможных аномалий:
— если ребенок никогда не сбрасывает на пол игрушки, лежащие перед ним на столе, это свидетельствует о нарушениях слуха или зрения;
— о возможных проблемах развития речи говорит неспособность малыша повертеть головой в знак отрицания или несогласия, неумение помахать ручкой на прощание;
— если грудничок не повторяет действие, вызвавшее явное одобрение взрослых или их смех, это является признаком отклонений в процессе его социализации.
Паниковать при проявлении подобных признаков не следует, надо просто проконсультироваться со специалистами.
Развивающие игры для деток в возрасте 1 год и 10 месяцев
Развитием малыша необходимо заниматься, пускать всё на самотёк не желательно. В этом возрасте упор делается на игры для развития мелкой моторики, обучение правильному определению цвета и формы предметов, рисование.
Зарядка по утрам поможет укрепить иммунитет и сделать движения малыша более уверенными.
Моему ребенку 1 год и 7 месяцев. Села в 6 месяцев, поползла в 7, пошла в 10. Очень беспокоит ее развитие сейчас, в год и 7 месяцев. Она не пытается повторять за мной слова. Знает и расскажет, как говорят кошки, собаки, бараны, козы, обезьяны, тигры и остальные животные. Говорит «мама»,»папа» ,»баба», «Ман» «галЯ» Если что-то хочет сделать самостоятельно ( это очень часто), например, достать кастрюлю из шкафа или самостоятельно покушать, то говорит «я». Знает, где живёт, то есть, с площадки сможет привести домой. Знает, где дома все расположено и без труда принесет нужную вещь. Меня беспокоит словарный запас и то, что она не очень хочет повторять за мной. Так же я волнуюсь за то, что на детской площадке она может не сразу включиться в игру с другими детьми. Если ребенок знакомый, то она его возьмёт за руку, проведет что-то показать А если ребенок малознакомый, даже если он младше нее, то она будет стоять и зажиматься. Так же, она на улице может не улыбаться другим детям. Дома весёлый и активный ребенок. Но если кто-то малознакомый будет с ней разговаривать, то она не проявит никаких эмоций. Мне страшно, что это может говорить о том что мой ребенок замкнутЯ переживаю, как она будет ходить в детский сад и в школу. Мы очень многл с ней занимаемся: рисуем, лепим, играем в различные ролевые игры. Все ли в порядке с ребенком? Когда нужно беспокоиться?
Вы заметили, что ваш ребенок ведет оживленную беседу со своим игровым телефоном, как вы разговариваете по телефону? Или он берет свою чашку и просит вас сделать глоток чая или кофе? Вам интересно, почему происходят эти изменения? Вам интересно, как должен вести себя ваш малыш, когда ему исполнится 23 месяца? Что ж, если вы сказали «да», то вам стоит прочитать наш пост.
Крохотной вещице, которую вы принесли из больницы, сейчас почти два года! Ты можешь в это поверить? Теперь он ходит, разговаривает и даже подражает вам. Он также пробует новые навыки, борется с независимостью и развивает понимание .
Основные рефлексы, навыки и умения ребёнка
Что должен уметь делать кроха
Любознательность и активность — основные характеристики этого возраста. Малыш активно познаёт мир, появляется осознанная связь между моторикой и мышлением.
Особенности физического развития ребёнка:
- Одни дети в этом возрасте ползают, другие — ходят;
- Пытается делать первые шаги при помощи взрослых либо держась за опору. При этом ставит ноги на ширине плеч;
- Самостоятельно садится с лежачего положения, при этом спинку держит ровно. Может достаточно долго просидеть без чьей-либо помощи;
- Встаёт на ножки, используя в качестве опоры предметы мебели (стулья, бортики кроватки);
- Сознательно сжимает и разжимает пальчики рук. Может удержать сразу два предмета в одной руке;
- Больше интересуется маленькими предметами. Захватывает их большим и указательным пальцем руки (в психологии — пинцетный захват);
- Умеет пользоваться ложкой и пить из кружки;
- Показывает части лица на игрушке и человеке;
- Самостоятельно заползает на диван, кровать;
- Снимает и обратно надевает кольца на пирамидку. Открывает и закрывает шкафчики. Катает машинку, мяч, неваляшку. При помощи одного предмета толкает другой, вставляет стаканчик в стаканчик, складывает игрушки в коробку;
- Переворачивает страницы книг, журналов. Рвёт бумагу;
- Танцует, присядает у опоры;
- Обнимает, тянет ручки.
В 10 месяцев наблюдается доминирование одной ручки над другой. С этого возраста можно определить будет малыш «левшой» или «правшой».
Особенности психического развития в десять месяцев
- Знает около 20 предметов. По просьбе взрослых может указать на них;
- Узнаёт голоса знакомых людей;
- Неосознанно произносит первые слова «па-па», «ма-ма», «ля-ля», «дай», «ба-ба», активно лепечет на своём детском языке;
- Повторяет мимику, звуки, жесты;
- Улавливает настроение и тон разговора. Поэтому может расплакаться, когда ругаешься, и наоборот, улыбнуться при поощрении, похвале;
- Знает как его зовут и реагирует на своё имя;
- Проявляет интерес к детям;
- Подражает взрослым: разговаривает по телефону, пьёт из кружки, качает куклу;
- Машет ручкой «пока» на прощание, качает головкой «нет» или «да»;
- Играет в «ку-ку» и делает «ладушки».
Основания для беспокойства в 10 месяцев
Каждое дитя индивидуально и его развитие зависит от многочисленных факторов. Но не стоит быть таким беспечным и лучше заметить нарушение в развитии малыша на ранней стадии, чем затянуть с диагностикой и лечением.
Основные причины для беспокойства
- Ребёнок не реагирует на просьбы родителей подать предмет, указать на него, помахать ручкой на прощание;
- Не подражает взрослым;
- Не реагирует на собственное имя и не узнаёт близких людей;
- Не кивает головой «да», «нет»;
- Не хватает предметы «пинцетным методом» и не бросает их.
Возможно, перечисленные отклонения — результат особенностей темперамента. Но есть смысл перестраховаться и обратиться за консультацией к невропатологу.
Питание младенца в 10 месяцев
Время первого прикорма уже постепенно завершается. Малыш с каждым днем все больше переходит на питание с «общего стола». За 1 кормление ребенок съедает в среднем 250 мл. Грудное молоко и адаптированную смесь кроха продолжает получать перед сном и после него, а также после некоторых кормлений (вместо воды или сока). В рационе грудного ребенка сохраняется около 600 мл молочных продуктов в сутки. Продолжается введение новых продуктов питания в меню.
Примерная схема введения продуктов для прикорма детям 10 месяцев | |
---|---|
Фруктовое пюре, мл | 80-90 |
Овощное пюре, г | 60-70 |
Каша, г | 150-180 |
Творог, г | 40-50 |
Желток, шт | 0,5 |
Мясное пюре, г | 50 |
Кисломолочные продукты, мл | 100 |
Цельное молоко, мл | — |
Фруктовые соки, мл | 60-70 |
Рыбное пюре, г | 5-25 |
Пшеничный хлеб, г | 5 |
Печенье детское, сухари, г | 5 |
Растительное масло, г | 5 |
Сливочное масло, г | 4 |
Питание 10-месячного младенца должно быть сбалансированным и легкоусвояемым. Пища готовится преимущественно отварная, желательно на пару, жареное исключается вовсе. Помните, что развитие и питание ребенка взаимосвязаны
Если у ребенка уже есть зубки, то важно стимулировать у него жевательный процесс. Для этого нужно предлагать крохе небольшие кусочки мягких отварных овощей или свежих фруктов с нежной мякотью (банан, персик). Пюре можно готовить с помощью толкушки или вилки без использования блендера
Пюре можно готовить с помощью толкушки или вилки без использования блендера.
Вот так выглядит меню одного дня для ребенка на десятом месяце жизни:
Прием пищи | Что едим |
---|---|
06.00 | 200 г грудного молока или адаптированной смеси |
10.00 | 150 г каши, яйцо половиной желтка, 30-40 мл яблочного пюре, 30 мл яблочного сока |
14.00 | 30 мл овощного бульона, 150 г овощного пюре, 40 г мясного пюре, 60 мл яблочного сока |
18.00 | 150 мл кефира или кисломолочной смеси, 30 г творога, 50 г яблочного пюре |
22.00 | 200 мл грудного молока или адаптированной смеси |
Важно! При формировании детского меню старайтесь избегать продуктов, вызывающих аллергические реакции: цельного молока, рыбы, морепродуктов, пшеницы, цитрусовых, киви, ананасов, гранатов, манго, клубники, малины, дыни, хурмы, помидоров, орехов и меда.
Физиология малыша
Ребёнок повзрослел, стал очень активным, уже тратит намного больше энергии. И как результат, малая прибавка в весе. За последний месяц малыш может набрать всего 300 грамм, а вырасти лишь на сантиметр. В среднем десятимесячный ребёнок весит от 8 до 10,5 кг, имеет рост от 71 до 75 см.
Мой сын весил 10 кг 400 грамм, а рост у него был – 76,5 см.
Каковы же изменения в физиологическом развитии уже можно наблюдать у ребёнка:
Слушает, о чем говорят родители, пытается повторить услышанные слова.
Смеётся, когда с ним сюсюкаются и шутят.
Радуется, когда с ним начинают играть.
Любит играть пирамидкой из разноцветных колец.
Часто играет с мелкими объектами
Это развивает мелкую моторику ребёнка, но в тоже время есть риск, что малыш что-то положит себе в ротик, так что не оставляйте его без присмотра.
Любит кидать разные предметы и смотреть, как они падают.
Умеет самостоятельно сидеть, с лёгкостью ползает, пытается ходить, держась за маму или кроватку.
Уже в состоянии жевать, но только измельчённую пищу.
Проявляет интерес к другим малышам.
Пытается сделать первые шаги.
Самостоятельно держит чашку и ложку.
Умеет забираться и спускаться с кровати.
Одной рукой одновременно может держать два предмета.
Ему очень важно услышать похвалу от взрослых, особенно от мамы.
Проявляет страх перед чужими и паникует, когда остаётся в незнакомом месте.
Выполняет маленькие просьбы родителей.
Развивающие игры
В своих видео уроках Евгений Комаровский всегда делает акцент на то, что родители должны уделять достаточное количество времени ребенку, а не надеяться, что познать мир и учиться всему новому он должен самостоятельно. Первый год жизни малыша считается фундаментом для дальнейшего развития. Совместные игры — лучший способ для получения новой информации.
Десятимесячный ребенок играет увлеченно, в этот период ему нужны разнообразные по форме, цвету, назначению игрушки и новые занятия. Игры должны основываться на том, что умеет ребенок в 10 месяцев, и давать возможность дальнейшего развития.
Игры на координацию
- Играйте в «Ладушки», рассказывая стихи или считалки, иллюстрируйте слова движениями и характерными звуками, предлагая ребенку повторять все за вами.
- Водите с малышом хоровод, выполняйте ритмичные движения, держа его за обе ручки. Танцуйте под музыку с крошкой на руках. Можете покачать или покружить его.
- Предложите ребенку с небольшого расстояния забросить разные по форме, весу и размерам игрушки в ящик.
Игры для развития мелкой моторики
- Пересыпание достаточно мелких предметов, например фасоли, камешков или пуговиц, из одного ведерка в другое. Контролируйте ребенка в этот момент, чтобы он не потянул это в рот!
- Открывание и откручивание крышечек разного размера от кастрюлек, баночек, бутылок.
- Игра с сыпучими веществами. Предложите ребенку сгрести ладошками в горку или наоборот рассыпать по поверхности стола крупу, пересыпать ложечкой из одной емкости в другую манку или чай.
- Игра со снегом. Покажите как слепить снежок, если не получится — лепите сами и давайте ребенку бросать.
- Разрывание на мелкие кусочки листов бумаги или пресного теста.
Обучающие игры
- Игры с пирамидками, кубиками, матрешками или другими предметами, которые можно сначала разобрать на части, а потом обратно соединить в одно целое.
- Ролевые игры: в телефон, кормление кукол, катание машинок — остаются важным для обретения новых знаний.
- Игры в прятки в различных вариациях: от простого закрывания глаз ладошками до поиска игрушки, спрятанной под подушкой, или бабушки в соседней комнате.
- Приветствуются все виды рисования – карандашами, фломастерами, мелками, красками пальчиками и ладошками.
Психическое развитие
Общение с крохой в этом возрасте доставляет массу удовольствия! Малыш открыт и эмоционален, радуется и расстраивается очень искренне, каждый день удивляет новыми навыками и способностями.
Однако, стоит помнить, что 10-месячный ребенок — настоящий манипулятор. Он уже понимает слова «да» и «нет», но зачастую, с помощью плача, пытается «раздвинуть» рамки дозволенного. В этом возрасте самое время заняться воспитанием малыша — мягко, но настойчиво ему следует показать, что его любят, но некоторые вещи делать нельзя.
Не злоупотребляйте словом «Нельзя». Запрещайте ребенку только тогда, когда его действия могут нанести вред ему или окружающим. Объясните малышу, почему нельзя
В десять месяцев ребенок должен:
- Откликаться на свое имя, понимать некоторые просьбы взрослых и выполнять их.
- Понимать слова «нельзя» и «нет». Доктор Комаровский советует говорить эти слова редко, но твердо. Нельзя отменять свой запрет, даже если ребенок сильно плачет. Правила должны быть согласованы со всеми членами семьи. Не должно быть такого, чтобы папа запретил что-то делать, а мама разрешила.
- Ребенок должен повторять за окружающими их действия. Если вы покажете, как катать машинку, раскладывать кубики, кормить куклу, укачивать зайчика, он будет это повторять. Но обобщать и переносить свои действия на другие подобные игрушки малютка еще не может. Поэтому показывайте одно и то же действие, используя различные предметы.
- Ребенок узнает членов семьи по голосу, а по тону понимает настроение. Хорошо воспринимает музыку, под детские песенки приседает, хлопает в ладоши, притопывает.
- У малыша появляется понимание того, что предметы пропадают из его поля зрения не навсегда, они могут возвращаться. Поэтому он начинает спокойно воспринимать ситуацию, когда мама выходит из комнаты, оставляя его на некоторое время одного.
- У детей в 10 месяцев начинает появляться понятие о постоянстве величин. То есть, увидев знакомый предмет издали, когда он кажется меньше, чем есть на самом деле, ребенок тем не менее в состоянии правильно определить его величину.
- Малыш имитирует звуки, которые слышит вокруг, подражает речи взрослых, варьирует громкость произношения. Может говорить простые слоги и слова, например, мама, баба, дай. Впрочем, некоторые дети ограничиваются лепетом и не произносят отдельные слова достаточно долго. В этом нет ничего страшного, если вы видите, что кроха воспринимает многое из того, что вы ему говорите. Если вы хотите ускорить процесс, больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему сказки, читайте детские книжки. Показывайте свою радость при удачной попытке произнести слово. Чаще повторяйте короткие стандартные легкие в произношении фразы, побуждая ребенка повторять их за вами.
Психоэмоциональное
- Малыш понимает, что вы говорите. Может повторять за вами звуки и слова, показывать на предметы, которые вы называете.
- Весело реагирует на шутки. Смеется в ответ на смех взрослого.
- Пытается подражать взрослым: подносит телефон к уху, повторяет за вами несложные движения.
- Машет на прощание, протягивает ручки, обнимает.
- Проявляет интерес к другим детям.
- Выполняет несложные задачи родителей.
- Понимает, когда его хвалят, а когда что-то запрещают.
- Сознательно разбрасывает окружающие предметы.
- Находит ранее спрятанный предмет, знает, где лежат его игрушки.
- Хорошо сжимает и разжимает пальчики. Если вы просите что-нибудь отдать, он протягивает вам этот предмет.
- Продолжает развиваться мелкая моторика. Ребенок уверенно держится за кровать, когда хочет подняться. Легко разжимает ручку, когда бросает игрушку. В этот период родителям уже нужно знать, как развивать мелкую моторику у ребенка.
Занятия с ребенком 10 месяцев
Дайте любимому чаду коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Пусть там будут лоскутки грубой и шелковистой материи, включите в этот набор маленький квадратик линолеума, кусочек бархата или атласа, губку. Вынимая из коробки кусочки тканей и складывая их обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.
Разложите перед малышом игрушки, перевернув их вверх ногами, и посмотрите, исправит ли малыш «положение» своих друзей. Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть кроха попытается снять крышку. Если у него это не получится, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку – пусть продолжит старания. Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из трех игрушек и попросите карапуза дать вам ее. Если он сделает это правильно, изобразите бурный восторг.
Дайте в руки малышу цветной мелок или толстый цветной карандаш и покажите, как им можно оставлять следы на бумаге. В этом возрасте дети готовы и к встрече с красками. Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, и пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте. Сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубу.
Наблюдая, как кроха старается открыть коробочку или надеть колечко на пирамидку, не следует стразу бросаться ему на помощь. Вы видите, что данное действие малышу по силам, так пусть старается и дальше. Но не дожидайтесь разочарований: если ребенок взялся за что-нибудь непосильное, помогите ему.