Образ жизни
Для нормального развития ребенка второго года жизни важно придерживаться режима. Повышенная активность крохи может привести к перевозбуждению, истощению
Полноценный отдых, дневной сон, игры на усидчивость, а также сбалансированный рацион помогут поддерживать физическое и психоэмоциональное здоровье.
Режим дня ребенка в 1,3 года
Для ребенка в 1 год и 3 месяца особенно важен отдых. Крепкий и продолжительный дневной сон обеспечивает полноценный отдых, хорошее самочувствие. Периоды бодрствования ребенок проводит активно – играется, познает что-то новое, ползает, ходит, «опустошает» шкафы.
Режим для детей 1,3 года выглядит так:
Время | Режим |
---|---|
8:00 | пробуждение |
8:00 – 8:30 | утренняя зарядка, гигиена |
8:30 – 9:00 | завтрак |
9:00 – 10:30 | игры |
10:30 – 11:00 | перекус |
11:00 – 12:30 | прогулка на улице |
12:30 – 13:00 | обед |
13:00 – 16:00 | обеденный сон |
16:00 – 16:30 | полдник |
16:30 – 17:30 | прогулка на улице или игры |
17:30 – 18:00 | подготовка к ужину |
18:00 – 18:30 | ужин |
18:30 – 20:00 | игры |
20:00 – 20:30 | водные процедуры |
20:30 – 21:30 | массаж, перекус |
21:30 – 22:00 | подготовка ко сну |
Питание
В 1,3 года ребенка кормят 5 раз в день, четко придерживаясь режима. Последнее кормление за 1,5-2 ч. до сна, не позже. Лучше всего дать йогурт или кефир, либо же грудь или молочную смесь.
Хоть малыша и переводят на общий стол, но вредной пищи не дают. Жареное, жирное, острое, копчености, полуфабрикаты под запретом. Пища должна иметь кашицеобразную консистенцию, твердую еду нужно перетирать.
Примерное меню на день:
Прием пищи | Блюда |
---|---|
Завтрак | Овсяная каша, хлеб с маслом |
Обед | Овощной суп, котлета на пару, картофельное пюре |
Полдник | Творог / фруктовое пюре / печень |
Ужин | Гречневая каша |
Сон
В этом возрасте дети спят раз в день. Обеденный сон длится с 13:00 до 16:00. Если кроха плохо спал ночью, то может поспать часок с 10:00 до 11:00. Соответственно потом он уснет не ранее 14:00–15:00.
Ночной сон в среднем длится 10 часов: с 22.00 до 8:00.
Уход
Утро должно начинаться с личной гигиены – умывание, подмывание, смена памперса, очищение ушей. Уход в течение дня сводится к тому, чтобы ребенок оставался сухим и чистим, был тепло одет.
Приучать к горшку в этом возрасте можно, но существенных результатов ожидать не стоит.
Купание
Купают кроху ежедневно, перед сном. Купание происходит под присмотром родителей. Чтобы малышу было интересно, ему дают резиновые игрушки.
Прогулки
Гулять на свежем воздухе можно долго, малыш сам ходит, прогулки становятся интересными. Главное, чтобы он не слишком уставал. После 10–15 минут ходьбы лучше посадить его в коляску, через 30–60 минут можно снова пускать ходить.
Массаж и гимнастика
Вечерний массаж после купания помогает расслабиться, устранить мышечную усталость
Особое внимание уделяется рукам, ногам, стопам, ладошках
Упражнения малыш может выполнять самостоятельно, без помощи родителей, например, поднимать вверх/в стороны конечности. Полезны занятия на фитболе.
Игры
Активные игры необходимо чередовать со спокойными. Например, можно поиграть в боулинг, футбол, а затем сесть собирать конструктор.
Развить память и внимание помогут ассоциативные игры. Для этого понадобятся карточки с животными, геометрическими фигурами, детские обучающие книжки
Играть очень просто. Например, мама показывает собаку и говорить «гав», корову – «му». Со временем ребенок сам будет имитировать звуки.
Как воспитывать двенадцатилетнего ребенка? Взаимодействие с родителями
Основой воспитания для ребенка любого возраста является пример его родителей. Нельзя воспитать добропорядочного гражданина, не являясь при этом благоразумным родителем. Вы всегда должны помнить о том, что ваш ребенок – это отражение вас, вашего поведения и отношения. Именно так формируется личность ребенка.
Касаемо 12-тилетнего подростка, родителям необходимо помнить о следующих правилах воспитания и отношения к нему:
Уважение. Оно превыше всего. Ребенок должен чувствовать, что его проблемы и трудности имеют для вас большое значение и то, что они в целом имеют вес и значимость – резкая критика или насмешка могут сильно задеть неокрепшую психику подростка и развить комплексы и душевные травмы;
Толерантность. Нельзя проявлять категоричность в чем-либо и вводить прямые запреты. Вместо этого, старайтесь вести конструктивный диалог, предлагая ребенку компромисс;
Поддержка и понимание. Две этих составляющих особо важны – у ребенка непростой период, его самооценка довольна шаткая – родители являются первыми людьми, которые должны быть на стороне ребенка и верить в его силы несмотря ни на что;
Доверие. Грядет интересный и непростой возраст, когда всякое может случиться, и ребенок может, запутавшись, сбиться с пути – здесь, конечно, родители должны приложить все усилия, чтобы вытянуть своего ребенка из неприятности. Выходит, контроль необходим. Но старайтесь контролировать ненавязчиво и едва заметно;
Не сравнивайте с другими детьми. Любое сравнение изначально иррационально, поскольку все дети – разные
Вам нужно выявлять достоинства своего ребенка и развивать их, вместо того, чтобы «закапывать» его таланты, обращая внимание на способности других детей;
Разговоры. Находите каждый день время для доверительной беседы с глазу на глаз с ребенком – он должен доверять вам.
Advertisement
Физические параметры
Нормы роста и веса для мальчиков и девочек
Калькулятор роста и веса ребенка Выберите пол и возраст ребенка, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) Мальчик Девочка Выберите возраст лет Рассчитать Вес Низкий кг Средний кг Высокий кг Рост Низкий см Средний см Высокий см
Окружность головы и груди
Окружность головы | Окружность груди | |
Мальчик | 43,5 — 48,6 см | 46 — 52,5 см |
Девочка | 42 — 47,6 см | 46,3 — 51,4 см |
За двенадцатый месяц окружность головы и грудной клетки, в среднем, увеличиваются на 0,5 см.
Движения рук ребенка становятся более ловкими и умелыми. Он умеет подтягиваться, карабкаться на предметы повыше, сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, держась за опору.
Около 50% детей к этому возрасту овладевают навыком ходьбы.
Средним количеством зубов, которые имеются у малышей данного возраста, является 8. Меньшее количество также считается нормой, но проконсультироваться с врачом стоит в том случае, если у ребенка нет ни единого зубика.
Способности детей: что умеют делать в год и 2 месяца
Сложно выявить все навыки малыша в этом возрасте. Они напрямую зависят от семьи, в которой развивается ребенок. От усилий, приложенных родителями. От времени, которое они тратят на развитие ребенка. Слишком заметна разница приобретения определенных умений между разными детьми.
Важнейшим показателем правильного развития является установление контакта с теми близкими, с которыми проводится больше времени. Если малыш не реагирует на слова мамы, не смотрит в глаза и не любит проводить время в компании взрослых, необходимо проконсультироваться с педиатром. Но обычно всевозможные отклонения выявляются до года.
Каждая мама задаётся вопросом, что же должен уметь ребенок к определенному возрасту.
У малыша постоянно формируются новые навыки, сначала незаметно, затем более наглядно и с каждым днём ребенок становится интереснее и самостоятельнее. Конечно, необходимо непосредственное участие взрослых, совместные игры и общение.
Основные умственные и двигательные навыки детей 14 месяцев:
- Понимание значений разных слов: названия посуды, одежды, бытовых принадлежностей, действий. Малыш подойдёт к телевизору, если попросить, а не к дивану. Откроет шкаф, положит пульт.
- Выполнение простых просьб.
- Развитие речевой активности. Пополняется активный словарный запас новыми словами или слогами, обозначающими слова.
- Умение стоять, ходить, забираться, удерживать в руках предметы и совершать действия с ними; легко передвигаться по дому, без помощи мамы.
- Организация игровых действий. Ребенок знает, как играть с машинками, кубиками, велосипедом…
- Подражание действиям взрослых – расчесывание, разговор по телефону, и даже нанесение макияжа.
Все дети развиваются по-разному. Нужно сравнивать детей в разумных пределах с другими или с собой в этом возрасте.
Отличительные особенности мальчиков и девочек
Если до года отличия между разнополыми детьми зрительно прослеживались лишь по физическим параметрам, то после года различие поведения девочек и мальчиков становится несколько заметнее.
Девочки охотнее контактируют с окружающими, более самостоятельны. Быстрее приобретают различные умения. Моторные навыки у маленьких принцесс начинают функционировать тоже раньше: даже в самообслуживании девочки преуспевают лучше мальчиков, раньше начинают одеваться самостоятельно (например, натягивать носочки, шапочку), «привыкают» к горшку. Девочки активнее запоминают и произносят новые слова. Качественнее формируется активный словарь.
Мальчики более активны, неусидчивы. Им требуется больше времени для усвоения нового. Но потом, не обращая внимания на окружающий мир, они будут долго заняты определенным делом.
Конечно, явных различий между детьми заметить нельзя, так как помимо пола каждый ребенок обладает разными способностями и темпераментом. И, учитывая, что, в основном, девочки начинают раньше ходить и говорить, можно отметить также большой процент мальчиков, обладающих такими же характеристиками.
Нервно-психическое развитие ребенка в 2,5 года
Важнейшим навыком ребенка в 2 с половиной года можно назвать его умение с помощью слов выражать свои желания, мысли и объяснять свое поведение. Обычно малыши в 2 года и 6 месяцев обладают достаточно обширным словарным запасом и каждый день пополняет его с помощью новых слов и выражений. Дети в этом возрасте уже не просто произносят отдельные слова, а выстраивают короткие предложения, задают много вопросов и стремятся узнать обо всем на свете. Если ребенок в 2 с половиной года еще не говорит и не пытается повторять слова и звуки за взрослыми и не проявляет никакого интереса к окружающему миру, то это уже должно вызвать настороженность у родителей, которым обязательно нужно показать малыша невропатологу и педиатру.
В 2 года и 6 месяцев сильно меняется поведение и характер ребенка – именно в этом возрасте большинство родителей сталкивается с необъяснимым упрямством и непослушанием своего малыша. Если до этого ребенок с радостью выполнял все просьбы и указания родителей, то теперь он может просто игнорировать их слова или даже делать «на зло», изучая реакцию родителей и границы «дозволенного»
Очень важно родителям в этот период сохранять спокойствие и не думать, что характер их чада испортился навсегда, не менее важно, чтобы все члены семьи придерживались одинаковых принципов в воспитании и не поддавались на капризы и провокации ребенка. Детские психологи советуют родителям 2 с половиной летних малышей проявлять разумную твердость и строгость и ни в коем случае не отказываться от своих требований. Ребенок должен знать свои обязанности и выполнять их, каких бы нервов это не стоило его родителям
А лучший способ наказать малыша в этом возрасте – это лишить его своего внимания и некоторое время игнорировать
Ребенок должен знать свои обязанности и выполнять их, каких бы нервов это не стоило его родителям. А лучший способ наказать малыша в этом возрасте – это лишить его своего внимания и некоторое время игнорировать.
К 2 годам и 6 месяцам дети любят играть в ролевые игры: «в семью», «доктора», «парикмахера» и так далее. Такие игры еще очень упрощены, но действия персонажей вполне понятны и узнаваемы. В этом возрасте дети любят играть в кубики и конструкторы, они выстраивают «башни» и «поезда» по образцу, могут построить небольшой дом из конструктора или крупных кубиков. В 2 с половиной года дети должны уметь собирать картинки из 2-3-х частей, узнавать на картинках все предметы обихода, одежду, животных и так далее.
Считается, что к середине третьего года ребенок должен уверенно различать 3-4 цвета, отличать понятия «большой – маленький», «высокий – низкий», «широкий – узкий» и так далее.
В книжках с картинками ребенка интересуют уже не отдельные предметы, а сюжет сказки или рассказа, а также изображение главных героев.
Дети постепенно учатся держать карандаш или кисточку не всей кистью, а только тремя или двумя пальцами, а их рисунки становятся более конкретными. Малыши уже могут неаккуратно раскрашивать крупные картинки, выходя за контуры рисунка.
Социальное развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев во многом зависит от особенностей его характера и воспитания. В этом возрасте дети уже испытывают большинство эмоциональных состояний, знакомых взрослых людям и это не только радость и огорчение или злость, как раньше, но и сочувствие, нежность, жалость, гнев, тоску, зависть и многое другое. А вот как эти чувства будут проявляться во многом зависит от отношения родителей и других значимых для ребенка взрослых к окружающему миру, так как дети в этом возрасте почти полностью копируют поведении эмоции взрослых. Поэтому разговаривая с малышом или в присутствии ребенка взрослым стоит гораздо внимательнее следить за своим поведением, словами и поступками.
Игры с домашними предметами
Развивающие занятия с ребенком в 9–10 месяцев (проводятся дома):
- Ведерко с игрушками. Для игры понадобятся любимые предметы малыша, а также небольшая емкость (желательно корзинка или ведро). Родитель должен привязать к каждой игрушке шнурок или нитку, на которой она будет держаться. Можно начинать представление: поочередно опускать и доставать предметы из корзины, пока оно не опустеет. Теперь нужно дать ребенку шанс повторить все действия, которые выполнялись взрослым.
- Убрать всю посуду. В качестве предметов – пластмассовые тарелки, вилки и ложки. В присутствии малыша взрослый складывает посуду отдельно, создавая порядок. После этого предметы перемешиваются в хаотичном порядке, и теперь задача ребенка – повторить каждый шаг за родителем.
- Разноцветная пирамидка. В качестве реквизитов – детские кольца разных размеров и цветов, которые продаются в магазине наборами. Теперь родитель должен показать пример, как следует собирать башню – поочередно выбирая предметы от больших размеров до маленьких. Когда ребенок будет готов, следует предложить построить свою пирамидку.
- Мяч. Для игры понадобится небольшой легкий мячик для детей, который можно свободно перемещать по комнате. Родитель может сесть с одной стороны комнаты, а в другой будет находиться малыш. Упражнения с мячом достаточно просты – нужно подтолкнуть его так, чтобы он покатился прямо в руки к ребенку. Заинтересовавшись, он захочет нанести ответный удар, тем самым повторяя действия взрослого.
- Место для творчества. Понадобятся пальчиковые краски и большой ватман, на котором малыш будет создавать свое произведение искусства.
Интеллектуальные развлечения
Упражнения для развития интеллектуальных способностей:
- Различие между членами семьи. В 9-месячном возрасте память малыша работает активно, а значит, может запоминать некоторые лица. Взрослые должны показывать пальцем на одного из родственников, повторяя: «Это мама, это папа, а это брат и т. д.».
- Научить речи по слогам. Для этого можно использовать разные методики. Самая популярная – показывать предмет, а после медленно и отрывисто называть его разными интонациями. Способ актуален и для членов семьи, так как слова по слогам воспринимаются малышом намного лучше.
- Развитие речевого аппарата. Выполнять упражнения нужно циклично, т. е. стремиться не забывать о них, тренируясь ежедневно. Действия – простые движения языком и звуки, которые малыши обычно воспроизводят неосознанно. Например: цоканье как лошадка, причмокивания, сжимание губ для поцелуя, надувание щек. Как и в остальных случаях, пример должен подавать родитель, а целью ребенка является воспроизведение этих упражнений.
Не упустите момент
Этот период — самое подходящее время для выработки у малыша первых, элементарных навыков самообслуживания. Вы заметили, что он любит складывать в коробку и доставать оттуда предметы, играть с водой, проявляет интерес к покупкам? Отлично! Все это надо использовать! Предложите малышу самостоятельно открыть коробочку с изюмом. Когда вы подаете кукурузу, морковку или другие овощи, пусть кроха сам переложит в свою тарелку то, что он хочет. После завтрака или обеда дайте крохе губку, чтобы он помог вам вытереть свои стул и стол. А во время купания в ванне малыш зачерпывает воду и обливает себя, старательно трет тело мочалкой. Возьмите в свою руку ручку малыша, держащую мочалку. Нежно потрите ею ладошки, приговаривая: «Моем ладошки», затем перейдите к рукам, ножкам, ступням. В качестве первых домашних поручений малыш способен выкладывать из корзинки фрукты, принесенные вами из магазина, убирать кубики в коробку после игры. Покажите крохе, как застегивать и расстегивать молнию на кукольном костюмчике. А затем дайте ему большую перчатку, чтобы, сделав не одну попытку, он все-таки научился надевать ее на ручку.
Комментарии
Наш малыш считает до 10, знает цвета, комментирует все вокруг. А вот с едой сложновато — нет, не буду, не хочу. Постоянно разговариваем с ребенком как со взрослым и думаю это и сыграло роль, что у ребенка обширный словарный запас. Люблю своего сына — это моя жизнь!
Одеть ребёнка — та ещё задача. Если идём на улицу главное не переодеться, а прихватить как можно больше игрушек. Содержимое тарелки не перебирает, просто что-то может не есть. Говорит мало и в порыве эмоций может укусить. Не знает буквы, цифры, формы, не умеет писать и читать.
Даже собираясь на прогулку можно запросто потерять терпение: вы надели на дитя шапочку – а оно стягивает ее, вы с трудом натягиваете на ножки носочки – а ребенок от них избавляется. С точки зрения взрослых, такое поведение напоминает капризы, хотя для малыша – это пока единственно доступный способ выразить и отстоять свое мнение. Впрочем, беспокойство родителей, что ребенок простудится или перегреется вполне обосновано. Выйти из этой ситуации можно без потерь: если не удается переубедить кроху одеть нужную вещь, то пусть она будет оснащена змейкой или пуговицами – с ними справиться будет труднее, чем с кнопками или липучками.
Ребенок в 1 год и 10 месяцев может начать проявлять небывалую требовательность к мелочам. Родители могут столкнуться с необоснованными капризами: если вместо красной тарелки малышу дали синюю или кормите нелюбимой кашей. Подготовьтесь к тому, что с возрастом этот список требований может увеличиваться. К еде, посуде, игрушкам дети относятся очень тщательно. Ребенок будет настаивать, чтобы, когда он ложатся спать, рядом с ним был любимый медвежонок, на ночь ему читали любимую сказку, а на прогулку надевали любимое платьице или костюмчик. Родителям, конечно, нелегко принять такие требования, но попробуйте понять свою кроху, ведь это для ребенка – стабильность и ощущение контроля. Так что даже если вы устали читать каждый вечер «Курочку Рябу» или следить за цветом посуды, наберитесь терпения, ведь даже такая мелочь – это счастье для ребенка.
Маленькие дети пока не способны на лету запоминать информацию, поэтому именно многократное повторение позволяет им получать что-то новое. Они пополняют свой словарный запас, быстрее запоминают. Вы вскоре будете очень рады услышать из уст крохи пересказ его любимой сказки или строчки из песни
В ваших силах ускорить этот процесс, ведь ребенок в 1 год и 10 месяцев очень любит внимание: чем больше вы будете с ним общаться – тем быстрее он научится говорить. Говорите на манер сказочных персонажей, рассказывайте ему об окружающем мире – и эффект не замедлит себя ждать
Кстати, в 22 месяца дети начинают отстаивать свои права и защищать свои вещи со словом «мое», они осознают ценность того, что их окружает. В то же время малыши становятся более общительными, они легче сходятся с другими детьми.
Почему развитие ребёнка в возрасте 1 год и 10 месяцев должно особенно интересовать родителей? Почему нельзя просто жить, как живётся, и ни на что не обращать внимания? Можно, конечно. Но сопоставление достижений вашего крохи и их анализ дают возможность вовремя выявить пробелы и оперативно их устранить. А если пробелы отсутствуют, просто порадоваться его умениям.
Сенсорное развитие ребенка
К данному развитию относятся органы чувств малыша: слух, зрение, тактильные ощущения, вкус, обоняние. Ребенок улучшает чувствительность, а значит и качество восприятия окружающего мира.
Примерные упражнения:
- игры в пальчиковом бассейне (бассейн представляет собой конструкцию с ячейками, в которые насыпаются различные крупы или другие сыпучие материалы, в том числе камешки, пуговицы и другое)
- распознавание неречевых звуков (запись голосов животных, звуков насекомых, звуков музыкальных инструментов…)
- на ощупь определяем предметы, или игрушки;
- угадываем продукты на вкус или по запаху.
Три года самый благоприятный период для развития детей. Ребенок воспринимает положительное влияние как губка, быстро запоминает и усваивает информацию. Занимайтесь с крохой, проявляйте любовь, и результат вашего труда не заставит ждать!
Что умеют маленькие пальчики
Говоря об 11-и месячном малыше, нужно отметить значительное расширение диапазона его умений и навыков. Теперь кроха уже свободно владеет щипковым захватом, противопоставляя большой палец остальным, умеет координировать свои движения, а также учится исследовать мир с помощью дополнительных предметов – взяв в руки палочку, может перевернуть ею камень, или, зачерпнув ложкой кашу, поднести ее ко рту. Чтобы совершенствовать эти умения и, шаг за шагом, двигаться вперед, чаще проводите занятия и игры для детей, развивающие мелкую моторику.
- «Поиграем в снежки» — научите малыша мять бумагу, чтобы сформировать из нее подобие снежка. «Налепив», таким образом, несколько снежков, кидайте их друг в друга, или попадайте в цель. Объясните ребенку, как уклониться от летящего снаряда. Такая игра не только натренирует пальчики, но и разовьет мышцы плечевого пояса, глазомер и быстроту реакции.
- «Поваренок» — заполнить кастрюльку теннисными шариками. Предложить юному поваренку выловить их при помощи большой ложки или половника и переложить в миску. Также для этой игры хорошо использовать крупу или фасоль.
- «Сюрприз» — заверните в блестящую фольгу орешек или маленькую гремящую игрушку. Предложите крохе развернуть обертку – пусть повозится с шуршащей бумагой, развивая точные движения рук.
- «Равновесие» — попросите малыша расставить кубики на поверхности надувного круга. Маленькие предметы так и норовят скатиться вниз, и кроха очень старается установить их надежнее. Так маленький человек на практике знакомится с понятием равновесие и тренирует координацию движений.
Родителям стоит обратить внимание, что в возрасте 11 месяцев уже можно определить, какая рука является для малыша ведущей. Присмотритесь, какой рукой ребенок берет игрушку, ложку – и сразу все станет ясно
Ни в коем случае не пытайтесь переучивать левшу – так вы только навредите его развитию.