Какие игрушки подходят для этого возраста?
Важна фактура и размер игрушек. Оптимально, если животные, куклы выполнены из мягких материалов, имеют размер от 15 до 30 см. Изделиями с жесткими ногами, руками играть сложно, ребенку их трудно заворачивать в пеленку, усаживать на стул. Для купания необходимо иметь набор животных из пластика, резины.
Для формирования бытовых навыков, ролевых игр нужно приобрести набор мебели, посуды. Размеры стола, стульев, кукольной кроватки должны соответствовать размерам игрушек. Для хранения посуды нужно иметь удобную коробку с крышкой из пластика или дерева.
Чтобы у малыша формировались двигательные навыки, необходимо иметь:
- коляску для кукол;
- машины разного размера с кузовом и без него;
- каталки.
Для развития рук и мышления необходимы пирамидки, матрешки, коробки разного размера, кубики. Хорошо иметь несколько игрушек на батарейках. Это может быть модель стационарная музыкальная или подвижная в виде животного, автомобиля.
Развиваем речь
Что должен уметь ребенок к этому возрасту в плане речевого развития? На данном этапе в активном словаре малыша может быть от 20 до 40 слов. Это простые короткие слова, звукоподражания, видоизмененные слова или обрывки полноценных слов – все то, что малыш употребляет всегда по отношению к одним и тем же предметам или действиям. При этом произносимые слова ребенок уже пытается оформить в простые предложения по 2–3 слова (чаще всего это обращения: «мама, дай», «папа, иди»).
Пассивный словарь, конечно же, намного шире. В нем повседневные предметы, действия и понятия, имена всех родных.
Одним из главных правил развития речи детей является активная речевая среда. То есть малыш должен жить в речевом окружении. Для этого мама постоянно общается с ним, когда они играют, гуляют, занимаются домашними делами, кушают, купаются. Она часто поет крохе потешки, колыбельные, разучивает с ним простые «запевки». Ребенку нужно много читать, рассматривать с ним вместе картинки в книжках, описывать их, учить простенькие стихи наизусть. Малыша постоянно знакомят с новыми понятиями (названия животных, птиц, фруктов, овощей и т. д.).
Раз уж ребенок сейчас во всем копирует взрослых – пусть копирует маму, когда она изображает разные звуки: голоса животных и птиц, шум ветра, гул самолета… Лучше делать это перед зеркалом, чтобы у малыша была возможность видеть не только артикуляцию мамы, но и свою собственную.
На фоне эмоций
Многие родители отмечают, что к этому возрасту число истерик ребенка возрастает. Однако с точки зрения психологии это считается возрастной нормой: нервная система малыша еще не научилась регулировать эмоции в нужной степени, а выход им нужен. Не умея толком объяснить, что с ним происходит, ребенок начинает капризничать и плакать. К тому же, сохраняется противоречие между осознанием себя как отдельной личности и неспособностью доказать это на практике (многие навыки крохи еще далеки от совершенства).
Но, несмотря на все негативные проявления, психоэмоциональная сфера ребенка продолжает развиваться.
- Он уже называет свое имя, любит его произносить и понимает, о ком речь.
- Узнает свое отражение в зеркале, любуется им.
- Понимает разрешающие слова и запреты (последние ему совсем не нравятся).
- Прибегает к хитростям и уловкам, чтобы не делать то, что от него требуют (например, вдруг «перестает слышать»).
- Выражает соответствующие эмоции на похвалу, запрет, наказание.
- Знает и показывает все части своего тела, знает имена всех членов семьи.
- Начинает понимать, что такое страх: боится темноты и подозрительных звуков.
- Любит музыку. Услышав любимую мелодию, начинает пританцовывать в такт, может пытаться подпевать.
- Начинает любить рисование: пальцами, красками, карандашами. Часто выбирает в качестве «полотна» предметы, на которых рисовать ему запрещают (обои, пол).
Помните: на частоту истерик напрямую влияет усталость. Поэтому обеспечьте крохе сон не менее 12 часов в сутки. Хорошо, если днем он тоже будет отдыхать.
За какими показателями должны следить родители?
Несмотря на то что не существует строгих показателей роста и веса, все же родители обязаны с первого года жизни прослеживать, как они меняются. На первом году жизни рост и вес определяется каждый месяц, на втором году показатели уже можно «снимать» 1 раз в квартал. Помимо данных таблицы можно использовать формулы для расчета оптимального веса и роста ребенка.
Рост, см | |||||||
мальчики | число лет | Х | 7 | + | 75 | ||
девочки | число лет | Х | 7 | – | 1 | + | 75 |
Вес, кг | |||||||
для деток обоих полов | число лет | Х | 2 | + | 8 |
Формулы можно использовать, пока ребенку не исполнится 7 лет. Естественно, что полученные данные будут субъективными и могут иметь большие отклонения от описанных норм.
Особенности возрастного воспитания
После года наступает возраст перемен
Важно начать приучать ребенка к туалету, отлучать от груди, ближе к полутора годам малыш перестает кушать по ночам и использовать бутылочку. Все эти изменения должны происходить постепенно, тогда они будут легко приняты.
Это период, когда детей нужно учить самостоятельности
Закладывать основы гигиены: чистку зубов, мытье рук после улицы и перед едой. Все чаще малыши сами выбирают игры, поэтому важно объяснять правило «поиграл – убрал». Родители должны понимать, что сейчас они закладывают основы «можно – нельзя», рамки дозволенного, формируют модель поведения. Еще один аспект – любознательность. В этом возрасте крохи впитывают все «как губки», пока они не могут повторить все, что услышали, но они это запоминают. Разговаривайте, как можно больше, рассказывайте о том, что видите: Сегодня хорошая погода, небо голубое, а трава зеленая, тепло. Когда тепло можно надевать легкую кофту и т. д. Также психологи утверждают, что именно до полутора лет формируется доверительная связь «мама – ребенок». Важно, чтобы малыш воспринимал маму, как поддержку и учителя. Среди распространенных ошибок в воспитании детей можно выделить:
- Отношение к малышу, как к взрослому. Чадо настолько быстро повзрослело, что, кажется, теперь он все должен понимать. Но нет, ваш ребенок гораздо сообразительнее, чем был, но не стоит раздражаться, если он не понимает, что вы от него хотите.
- Препятствование самостоятельности. Вторая сторона медали. Детки хотят все делать сами, но их навыки еще не отточены, поэтому кашу они едят в разы дольше, одежда и все вокруг остаются испачканными. Потерпите, если вы будете брать дело в свои руки, то отобьете все желание делать что – то самому.
- «Детская» речь или сюсюканье. Сейчас ребенок слышит вашу речь, которую он будет повторять, не искажайте и не упрощайте слова.
- Использование категорических запретов. Они в этом возрасте очень плохо воспринимаются. Карапуз должен понимать, почему что – то нельзя и почему это нельзя в данный момент времени, ведь он живет только настоящим. Объясняйте ребенку причины запретов доступным для него языком, лучше всего в образной форме.
В любом детском возрасте есть свои особенности и трудности. Подготовиться ко всему трудно, однако знать основы психологического развития будет полезно. Дарите своим малышам больше внимания и любви, будьте терпимы и позитивны, тогда кроха ответит вам теми же эмоциями.
Навыки
Навыки у деток одного возраста отличаются. Согласно нормам, к 16 месяцам ребенок:
Умеет вставать из положений лежа и сидя, ходить, держась за руку или стенку. Малыш осваивает подъемы-спуски по лестнице (придерживаясь за руку или перила), пытается вскарабкаться на кровати, стулья и другие возвышения. Координация движений еще не отточена, поэтому часто попытки заканчиваются падением
Важно не оставлять чадо без присмотра, обезопасить в доме потенциально опасные места. Не нужно забывать о розетках, дверцах шкафчиков. Острые предметы и ядовитые вещества убрать повыше
Пытается самостоятельно кушать ложкой и пить из чашки. Привыкает к густой и твердой пище. Важно поощрять попытки накормить себя самому, чтобы не отбыть охоту у малыша. Нужно запастись слюнявчиками, небьющейся посудой и терпением, также хорошо на время убрать покрытие с пола кухни, чтобы облегчить процесс уборки. Понимает и реагирует на обращенную речь. Выполняет просьбы: покажи, дай, возьми и так далее. Может повторить движения за взрослым: поднять и опустить руки, пошевелить пальцами, покрутить головой. Те же действия он выполняет по собственной инициативе. Хорошо знает членов семьи и ближайших родственников, проявляет соответствующие эмоции при их приходе-уходе. В речевом багаже ребенка до 10 слов (не менее 4). Распознает животных, части тела, окружающие предметы, фрукты, овощи, может показывать их на картинках. Начинает осваивать игры с простым сюжетом: насыпать песочек в ведро или налить воду, «покормить» пупса или уложить его спать. Именно в этом возрасте нужно понемногу уходить от подгузников и приучать деток к горшку. Многие дети уже умеют проситься в туалет
Острые предметы и ядовитые вещества убрать повыше. Пытается самостоятельно кушать ложкой и пить из чашки. Привыкает к густой и твердой пище
Важно поощрять попытки накормить себя самому, чтобы не отбыть охоту у малыша. Нужно запастись слюнявчиками, небьющейся посудой и терпением, также хорошо на время убрать покрытие с пола кухни, чтобы облегчить процесс уборки
Понимает и реагирует на обращенную речь. Выполняет просьбы: покажи, дай, возьми и так далее. Может повторить движения за взрослым: поднять и опустить руки, пошевелить пальцами, покрутить головой. Те же действия он выполняет по собственной инициативе. Хорошо знает членов семьи и ближайших родственников, проявляет соответствующие эмоции при их приходе-уходе. В речевом багаже ребенка до 10 слов (не менее 4). Распознает животных, части тела, окружающие предметы, фрукты, овощи, может показывать их на картинках. Начинает осваивать игры с простым сюжетом: насыпать песочек в ведро или налить воду, «покормить» пупса или уложить его спать. Именно в этом возрасте нужно понемногу уходить от подгузников и приучать деток к горшку. Многие дети уже умеют проситься в туалет.
В этом возрасте кроха продолжает исследовать мир всеми органами чувств: трогает, пробует на вкус, рассматривает, прислушивается ко всему происходящему. Нужно утолить информационный голод и дать возможность выплеснуть энергию – идеально подходят длительные прогулки, причем в теплое время желательно выбирать разные маршруты.
Особенности питания годовалого ребенка
Полужидкие блюда (перетертые в пюре и содержащие небольшие кусочки) остаются основой питания годовалого ребенка.
Малышу по – прежнему не стоит давать очень сухую пищу, так как у него могут возникнуть проблемы с глотанием.
Каждый день кроха должен потреблять приблизительно 1200 калорий. Молочные продукты все еще занимают центральное место в детском питании.
Малышу можно предлагать кефир, йогурт (до 200 мл в сутки), творог и сыр. Творог можно подавать в «чистом» виде или в составе блюд: запеканок, пудингов или сырников. Дневная норма творожных продуктов составляет 70 г.
Малышу можно давать перепелиные и куриные яйца, в меню их рекомендуется включать не чаще трех раз в неделю по одной штуке.
К году малыш, как правило, знаком со многими овощами и фруктами
В меню крохи можно вводить новые виды ягод и фруктов, но делать это осторожно и в малых количествах. Мягкие ягоды следует давать малышу кусочками, а жесткие и имеющие плотную кожуру – измельчать в пюре. Суточная рекомендуемая доза фруктов – 200 г
Суточная рекомендуемая доза фруктов – 200 г.
Мясные продукты могут быть предложены в виде паровых котлет, тефтель, мясного суфле или фрикаделек в количестве 100 г в день.
Рыбу следует давать годовалому малышу не чаще двух раз в неделю по 40 г., предпочтение стоит оказывать нежирным сортам, с минимальным содержанием костей
Следует обратить внимание на треску, морского окуня и судака
Чему учится малыш от 0 до 1 месяца
Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.
Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.
Выбираем слинг и детское автокресло
Наталья Новикова
Педиатр, массажист, физиотерапевт
Развитие ребенка по месяцам
Первый год жизни ребенка: развитие по месяцам
Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.
Физическое развитие:
- Движения рук и ног хаотичные;
- Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
- Приподнимает головку, лежа на животе;
- Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
- Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).
Психоэмоциональное развитие:
- Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
- Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
- Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
- Прекращает плакать, когда его берут на руки;
- Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).
Питание ребенка
Как определить, что малыш готов к прикорму, как его правильно вводить, с каких продуктов нужно начинать и как избежать аллергии.
Что умеет делать малыш?
К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:
Крупная моторика
- Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
- Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
- Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
- Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
- Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
- Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.
Мелкая моторика
- Строит башенку из кубиков или колечек.
- Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
- Забрасывает игрушки в коробку.
Употребление пищи
- Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
- Пробует есть ложкой самостоятельно.
- Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
- Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.
Гигиена
- Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
- Пробует вытираться полотенцем.
Одевание
- Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
- Снимает головной убор, если тот не на завязках.
- Помогает взрослому себя одевать.
Способность сосредотачивать внимание
Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики. Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект. Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх
Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено. Двигается в такт музыке, пытается танцевать
Восприятие речи и жестов
- Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
- Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
- Выражение симпатии и привязанности
- Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
- Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
- Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
- Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.
Игровая деятельность
- Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
- Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
- Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
- Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
- Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина –«би-би», кошка –«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.
Двигательная активность
Дети в 1,3 года подвижные. Большинство уже умеют ходить, причем неплохо, даже пытаются бегать и переступать через препятствия. Однако найдутся и такие, которые ходят только за ручку с мамой, делая неуверенные шаги.
Уже нет такой сильной усталости от ходьбы, наоборот, ребенок полон энергии после пройденных нескольких метров. Он в восторге, что ему удается проделать такой путь самостоятельно.
Что умеет
Существуют нормы, что должен уметь ребенок в 1,3 года:
- ходить без поддержки;
- за руку подниматься и спускаться по лестнице приставным шагом;
- слезать с высокого стула или хотя бы делать попытки, залезать на диван;
- отлично ползать на четвереньках;
- приседать, наклоняться, твердо стоять на ногах;
- самостоятельно переходить от ползанья к ходьбе, и наоборот;
- пинать мяч ногой;
- открывать шкафы и доставать оттуда содержимое.
Полезное видео с подвижными играми для детей от года
5 подвижных игр для детей до 2 лет
Ребенок в год и три месяца может самостоятельно держать чашку и пить из нее, есть ложкой густую пищу (кашу или пюре), пользоваться зубной щеткой, расческой. У него хорошо развита моторика рук, он крепко удерживает предметы.
Однако дети развиваются по индивидуальному графику. Освоение новых навыков может не соответствовать возрастным нормам.
Незначительные отклонения в развитии ребенка в 1,3 года – не патология, а, скорее, недоработка родителей. Активное участие мамы и папы в жизни крохи поможет исправить ситуацию, добиться хороших результатов в короткие сроки.
Если же большая часть умений отсутствует, то необходимо показать ребенка врачу.
Есть 2 причины, по которым происходит такое:
- с малышом никто не занимается;
- у него есть серьезные проблемы со здоровьем.
Как развивать
Без помощи родителей ребенку тяжело познавать мир, учиться чему-то новому
Но при этом важно поддерживать самостоятельность крохи. Пускай малыш больше ходит, залазит на диван, спускается и поднимается по лестнице на детской горке, а также сам ест ложкой, пьет из чашки, расчесывается, умывается
Гимнастика для физического развития ребенка в 1 год и 3 месяца:
- утренняя зарядка под музыку (сгибание и разгибание туловища / конечностей, поднимание рук, ног);
- игры с мячом;
- приседания, держась за обруч;
- ползанье через препятствия, под палкой, под стульями;
- ходьба по комнате.
Принуждать ребенка к гимнастике нельзя. Он должен находиться в хорошем расположении духа.
Что ребёнок умеет
Развитие малыша охватывает его физические навыки. А что должен уметь в 23 месяца нормально развивающийся ребёнок?
- без поддержки ходить в любых направлениях (в том числе задом наперёд), активно бегать без спотыканий;
- прыгать на двух ножках (у некоторых получается подпрыгивать и на одной);
- подниматься по лестницам, спускаться с них (некоторым деткам пока требуется поддержка: они держатся за перила или за родительскую руку);
- танцевать, выполнять под музыку ритмичные движения руками, туловищем, ногами;
- бросать мяч руками и ловить его, бросать в цели и пинать ножками;
- забираться на возвышенности (кресла, диваны, стулья) и самостоятельно, без падений, спускаться с них.
Развитие интеллекта
К году у деток уже хорошо развит мозг в целом. В период 12-18 месяцев начинает получать свое интенсивное развитие та его часть, которая ответственна за запоминание и воспроизведение информации и событий ближайшего прошлого. С этих пор карапузы уже могут помнить, что происходило с ними и вокруг них последнее время (это может быть от 2-3 часов до 2-3 дней). У большинства детей в 1,4 месяца уже развита функция памяти.
С этого момента ваше чадо способно учиться и развиваться благодаря увиденной или услышанной информации. Вы даже и не догадываетесь, что, когда вы моете посуду, готовите еду или проводите уборку, ваш малыш, наблюдая за вами, все запоминает и учится. А теперь представьте, каким будет ваше умиление, когда вы увидите, как кроха воспроизводит все эти действия, играя со своими игрушками. Так он проходит этап тренировки своей памяти.
В жизни крохи сейчас период интенсивного развития сенсорных навыков. Играя и взаимодействуя с разными предметами, ваше чадо начинает узнавать, что такое форма, величина, знакомится с разными цветами и с таким понятием, как расстояние.
Игры
Разнообразие детских игр поражает, но когда дело доходит до выбора, маме с папой крайне сложно определиться. Чтобы понять, какие игры с маленьким ребёнком в 1 год и 4 месяца наиболее актуальны, можно почитать рекомендации психологов. А можно прислушаться к желанию собственного чада. Нравится мяч — играйте в мяч. Освоили прятки — превосходно. Не забывайте об игровых моментах в ванной, тратьте время с пользой на уличных игровых площадках. Научитесь получать удовольствие от времяпрепровождения с малышом, кайфуйте вместе с ним и радуйтесь жизни так, как это делает ваша маленькая копия.
Психологические особенности детей дошкольного возраста: кратко о развитии психических процессов
Развитие мышления проходит в несколько этапов.
- Наглядно-действенное мышление (характерно для психологии детей младшего дошкольного возраста) — мыслительные процессы неразрывно связаны с совершением действий. В результате многократных манипуляций с реальными объектами, их физическим преобразованием, ребенок получает представление об их свойствах и скрытых связях. Например, многие ребята любят ломать, разбирать игрушки на части, чтобы посмотреть, как они устроены.
- Наглядно-образное мышление (доминирующий тип мышления в среднем дошкольном возрасте). Ребенок учится оперировать не конкретными предметами, а их наглядными образами, моделями.
- Словесно-логическое мышление. Начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Ребенок обучается оперировать достаточно абстрактными понятиями, даже если они не представлены в наглядной или модельной форме.
Психологические особенности детей дошкольного возраста нужно иметь ввиду при общении с ними. Например, 4-летний кроха интересуется, когда папа придет домой. Вы объясняете, что он вернется вечером после работы. Вполне вероятно, что спустя несколько минут малыш задаст тот же вопрос. И это не баловство. В силу особенностей детского мышления ребенок просто не смог осмыслить данный ему ответ. Используя слова «после», «вечером», вы апеллируете к словесно-логическому мышлению, которое у ребенка еще не сформировалось. Чтобы малыш вас понял, гораздо эффективнее будет перечислить занятия, события в его жизни, по завершении которых отец появится дома. Например, сейчас мы поиграем, пообедаем, поспим, посмотрим мультфильм, за окном стемнеет, и придет папа.
Внимание в дошкольном периоде все еще имеет непроизвольный характер. Хотя и становится более устойчивым по мере взросления. Удержать детское внимание получается, только если поддерживать интерес к деятельности
Организовывать внимание на предстоящей деятельности помогает использование речи. Детям старшего дошкольного возраста, которые вслух проговаривают полученные от взрослых инструкции, гораздо проще сосредоточиться на их выполнении
Удержать детское внимание получается, только если поддерживать интерес к деятельности. Организовывать внимание на предстоящей деятельности помогает использование речи
Детям старшего дошкольного возраста, которые вслух проговаривают полученные от взрослых инструкции, гораздо проще сосредоточиться на их выполнении.
Произвольная память начинает формироваться в возрасте 4–5 лет. Наиболее трудный материал ребенку проще усвоить, если его запоминание организовано в виде игровой деятельности. Например, чтобы помочь малышу заучить стихотворение, нужно разыграть с ним сценку по данному произведению.
В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью. Совершается переход от ситуативной речи («Дай куклу», «Хочу уйти») к отвлеченной, не связанной напрямую с сиюминутной ситуацией. Интенсивно растет словарный запас.
В возрасте 3–5 лет наблюдается эгоцентрическая речь — комментирование своих действий вслух без обращения к конкретному собеседнику с целью воздействовать на него. Это абсолютно нормальное явление, промежуточный вид между социальной и внутренней речью, выполняет функцию саморегуляции.
Овладение ребенком речью — важнейшее условие его полноценного психического развития. Здесь многое зависит от того, как часто и каким образом с малышом общаются взрослые
Важно не сюсюкаться с ребенком, не коверкать слова. Наоборот, тщательно следите за грамотностью и чистотой своей речи, когда разговариваете с ребенком. Ведь дети развивают свои речевые навыки, активно подражая окружающим
Проговаривайте слова четко, медленно, но эмоционально. Говорите с малышом и просто в его присутствии как можно чаще. Сопровождайте словесными комментариями все свои действия
Ведь дети развивают свои речевые навыки, активно подражая окружающим. Проговаривайте слова четко, медленно, но эмоционально. Говорите с малышом и просто в его присутствии как можно чаще. Сопровождайте словесными комментариями все свои действия.
От чего зависит развитие речи
Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.
Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:
Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент
Удовлетворение потребности в общении с родителями
Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк
С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики
Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.
Базовые навыки
К концу первого года малыш уже довольно хорошо ориентируется в окружающей обстановке. Что должен уметь ребенок в год:
уверенно сидеть, быстро ползать на четвереньках, стоять и передвигаться, держась за опору;
ходить по лестнице, держась за руку взрослого;
катать по полу и бросать мяч, играть с различными игрушками;
подражать действиям взрослых;
испытывать такие эмоции, как радость, страх, удивление, гнев, настороженность;
проявлять осторожность в незнакомой обстановке (например, пытаться разыскать маму, если она выпала из поля зрения);
выполнять несложные просьбы (что-то принести, дать, положить на место);
проявлять интерес к сверстникам.
В годовалом возрасте дети активно исследуют мир. Они осматривают, ощупывают и пробуют на вкус окружающие предметы. Открывают шкафы, залезают на диван, с интересом изучая каждый уголок родного дома.
Психо — эмоциональное поведение ребенка
Ребенок начинает выстраивать логически цепочки и открывать для себя новые закономерности. Если взрослый спрятал любимую игрушку, малыш осознает, что предмет никуда не пропал, и затем начинает искать вещь там, где она была спрятана. В таком возрасте ребенок учится самым простым манипуляциям с игрушками – брать с собой медведя «спать», кормить куклу, а также тянуть машинку за веревку.
Дети в любом возрасте очень любопытны. Способы изучения того или иного предмета с течением времени не меняются.
Для того чтобы ребенок осознал предназначение вещи, он стучит по ней, кладёт в рот или трясет. Если вещь напоминает тот или иной продукт пищи, малыш будет тянуть его в рот. Ощупывая и прикасаясь к различным предметам, ребенок может показать вам, что ему приятны далеко не все ощущения нравятся.
Осязание и тактильные ощущения
Повышенная тактильная чувствительность очень часто возникает у детей именно в годовалом возрасте. Ребенок показывает, что ему неприятны многие осязания. К примеру, малышу не нравятся влажные мягкие предметы или ходить босиком по песку. Именно поэтому ребенок должен познать, как можно больше тактильных ощущений, для того чтобы получать жизненный опыт. Не нужно торопить события и демонстрировать малышу все и сразу.
Знакомство с окружающим миром должно протекать постепенно. Задача взрослых заключается в ежедневном общении, тактильном контакте и обучении ребенка новым ощущениям.
Родители могут взять предметы с разной текстильной поверхностью и аккуратно прикасаться к рукам ребенка.
Ребенок интересуется всем неопознанным и новым. Он часами может доставать и складывать различные предметы из емкости. Когда ребенок встречает уже знакомых ему людей, он с удовольствием тянется к общению с ними. Главное стремление – всегда находиться в центре внимания.
Познание окружающего мира через игры
Каждое действие и каждая игра ребенка становятся более осмысленными
Важно уделять как можно больше времени для игр с ним именно в этот период. Игра с папой значительно отличается от игры с матерью и должна проводиться как можно чаще
Такие «Шумные» игры как пинание мячика, подбрасывание вверх и прятки положительно влияют на ребенка и приносят ему радость.
Просмотр иллюстрированных книжек – одно из любимых занятий маленького ребенка
Все яркое и красивое привлекает внимание. Первые книжки не должны быть громоздкими и тяжелыми, так как ребенок воспринимает все яркое как игрушки: будет постоянно держать в руках, крутить, вертеть и кидать
Когда ребенок видит на страницах книги знакомый предмет, он внимательно рассматривает его
В такие моменты очень важно громко произносить название изображаемого на картинке предмета. Так ребенок сможет понять что означают те или иные предметы, которые его окружают и какое они имеют значение
Общение
Ребенку необходимо внимание со стороны своих родителей. Он ищет любые возможные средства коммуникации с ними: жестикуляция и голосовые сигналы
Все просьбы ребенка сопровождаются звуковым сопровождением. Таким образом малыш получает жизненный опыт и определенные навыки. Запретная интонация звучит только при необходимости.
Речевое развитие
Произношение новых звуков вызывает у ребенка особый интерес и восторг. Малыш с радостью учится проговаривать новые звуки. Повторяющиеся слоги и отдельные звуки запоминаются легче всего. Именно повторение таких слогов как «ма-ма» и «па-па» становятся самыми первыми словами в жизни маленького человека. В годовалом возрасте большинство детей произносят свое первое слово.
Разница между словом и сочетанием звуков заключается в ассоциации слова с определенной обстановкой, действием или человеком. Произношение звуков происходит само по себе и не несет никакой смысловой нагрузки. Дети отлично запоминают часто произносимые взрослыми фразы и понимают их значение.
Ребенок отлично понимает, что многие фразы чаще всего сопровождаются определенной жестикуляцией. К примеру, если малыш слышит фразу «пока-пока», он по просьбе одного из родителей помашет рукой в след уходящему. Самые простые просьбы «дай мне», «достань», «покажи» ребенок выполняет беспрекословно. К сожалению, в годовалом возрасте количество запоминаемых слов и выражений в значительной мере превосходит количество произносимых слов. Реакция на запрет не всегда оперативна. Хорошо знакомое слово «нет» не всегда останавливает ребенка.
Режим дня
У всех малышей должен быть сформирован режим дня. Если вы придерживаетесь определенных временных рамок, то детскому организму проще слаженно работать. Иммунитет крепчает, ребенок легче справляется как с физическими, так и с эмоциональными стрессами. Общепринят следующий распорядок:
Действие | Время (часов) |
---|---|
Подъем, гигиена | 8-9 |
Завтрак | 9-9:30 |
Игры, развитие | 9:30-11 |
Первый сон | 11-13 |
Пробуждение, обед | 13-14 |
Прогулка | 14-16 |
Второй дневной сон | 16-17:30 |
Полдник | 17:30-18 |
Вечернее бодрствование | 18 – 19:30 |
Купание | 19:30 — 20 |
Ужин | 20-20:30 |
Подготовка ко сну, отбой | 20:30 – 21:30 |
Это примерный режим дня. В него обязательно должны входить приемы пищи, прогулка, игры, сон, гигиена. Но многие дети в этом возрасте переходят на один дневной сон, это также нормально, просто он будет длиться дольше. Кто – то раньше встает и ложиться, некоторым проще уснуть в 22 часа. Планируя свой график, ориентируйтесь на потребности и особенности вашего ребенка.
Совет! Теперь проводить ежедневное купание необязательно, можно ограничиваться подмыванием. А вот прогулки лучше не исключать, дети становятся все любознательнее и активнее, им необходимо удовлетворять свои желания в познании окружающего мира, получать новые впечатления.