Не наказывайте вора
Нет, это вовсе не значит, что нужно закрывать глаза на проступок! Но и физическое наказание не имеет смысла. Правило наказания просто: нельзя направлять воздействие от личности родителя к личности ребенка.
Наказывать должна сама ситуация. А объект наказания – неправильное поведение, а сам ребенок остается любимым. Второе – последовательность. Никаких двойных стандартов: папе можно, а тебе нет; вчера было можно, а сегодня нельзя; вчера наказывали, а завтра махнули рукой.
На месте преступления
Малыша можно окликнуть из другой комнаты, переключить его внимание, а затем расспросить, что он делал там, где был замечен. Если воришке от 3 до 6 лет, то диалог с ним можно вести вполне открыто, сказав: «Я видел(а), как ты сделал(а) это. Ты знаешь, мне стало очень обидно за обладателя этой вещи
Я сразу подумал(а), как сильно он(а) расстроится…»
Ты знаешь, мне стало очень обидно за обладателя этой вещи. Я сразу подумал(а), как сильно он(а) расстроится…»
От застигнутого врасплох подростка можно ожидать реакции гнева или откровенной лжи.
В обоих случаях не нужно повышать голос и использовать повелительное наклонение.
Лучше тихо полушутливо спросить: «Тебе нужна моя помощь? Я тут собиралась дать тебе несколько сотен на кино, но вижу ты справляешься сам(а). Только ты берешь не из того кошелька (кармана, сумки). Для тебя я отложил(а) деньги в копилку (шкатулку, баночку). Сколько тебе нужно?» Вопрос задается для того, чтобы втянуть ребенка в диалог.
Продолжив разговор, обязательно выясните, для чего нужна сумма. Для ряда приобретений нужно вместе запланировать бюджет и срок покупки, для других – объяснять, что такие расходы нерациональны или непозволительны для семьи сейчас. Завершить диалог обязательно нужно компромиссом, договором.
За давностью лет
Наказание неэффективно, если оно последовало не вовремя. За события давно минувших дней детей не наказывают – это совсем не улучшает положение завтра, зато вредит контакту и психологическому комфорту сегодня.
Если о факте воровства стало известно постфактум, то с ребенком можно разве что побеседовать о том, осознает ли он свою вину
Важно, чтобы в этом разговоре прозвучала фраза: «Молодец, что не побоялся рассказать об этом»
«Четыре возраста» детского воровства
Неосознанное (0-3 года)
Пример: маленький Ванечка видит интересную безделушку. Она ему нравится, и ребенок кладет вещь себе в карман, чтобы иметь возможность подарить ее одному из родителей на день рождения.
- Детское (4-11 лет)
Пример: Таня приносит в школу ручку, в которой много разных цветов. Родители купили ее в подарок за прилежную учебу. У Светочки такой нет, поэтому она забирает ручку себе и сворачивает вину на третью их подружку.
- Мелкое подростковое (12-17 лет)
Пример: «Продвинутые» подруги Даши крадут в супермаркете «Киндеры» и предлагают ей присоединиться. Ну как тут откажешься?
- Настоящее осознанное воровство (подростки и 18+)
Примеров тут миллион, но самое главное то, что это уголовно наказуемо.
Конечно, кража в детском возрасте может показаться мелочью. Но если упустить этот момент в детстве, потом будет сложнее справиться с проблемой! Украсть – это очень личный и стыдный проступок. Но сколько человек во всем воровали! Каждый, наверное, хоть раз, да хотел бы присвоить себе что-нибудь чужое, а скорее всего даже делал это. Родители, вспомните своё детство – случалось ли такое, что Вы или кто-то из Ваших друзей воровал? Что из этого вышло? Какие чувства вы испытывали при этом? Ваш ребенок вряд ли Вам об этом расскажет, а родителям часто неудобно поднимать такую тему в разговоре с ребенком.
Выбор остается за вами
Необходимо помнить, что выбор правильной стратегии всегда остается только за вами. Как правило, каждый конкретный случай уникален. Не следует ждать возникновения проблемы, лучше всего предупредить ее заранее.
Если подобная ситуация вашего малыша не обошла стороной, не стоит выносить ее на публику. Пусть это останется вашей семейной тайной. Ни в коем случае не стыдите ребенка перед родными и близкими, рассказывая им, что у вас в семье появился воришка – малыш может получить серьезную психологическую травму.
Постарайтесь выстроить близкие отношения с вашим ребенком
Важно, чтобы между вами царило доверие и взаимопонимание. Объясните малышу, приведя примеры из личной жизни, что хорошо, а что плохо
Помните, что пока он всего лишь маленький ребенок. Ему свойственно совершать ошибки – таким образом малыш познает жизнь. Для ребенка очень важно, чтобы взрослые были всегда рядом с ним, поддержали и помогли в трудную минуту, смогли подсказать, как выбрать правильный путь. Если ребенок будет ощущать, что он не одинок, окружен любовью и заботой, что бы он ни сделал – поверьте, со временем из него вырастет взрослая личность, счастливая, с ненарушенной психикой, с правильными жизненными и моральными ценностями.
ИНТЕРЕСНО: как подростку правильно выбрать свою будущую профессию?
Причины воровства родительских денег среди подростков
К специалисту большинство родителей обращается уже в этом случае. Ведь сделать что-то самостоятельно у них не получается. Подростковое воровство в 70% случаев является следствием более ранних причин рассмотренных выше. Но, если до этого не замечалось подобного поведения, возможно, оно сформировалось под действием таких факторов.
Желание купить что-то запрещенное или попадание в «плохую компанию»
Понимая, что никакой нормальный родитель не одобрит покупку спиртного или сигарет, подросток вынужден тайком взять на них денег, чтобы не опозорится в глазах сверстников. Это еще одно следствие недостаточно развитой волевой сферы ребенка, который не может отказать друзьям.
Возможно, что в семье произошли какие-то болезненные перемены (развод, смерть одного из членов семьи) и подросток находит, как ему кажется, утешение в не слишком хорошей компании. Пользуясь его эмоциональной подавленностью в этот период, дети начинают шантажировать подростка тем, что в случае невыполнения их требований отвернутся от него.
Желание выделится на фоне других
Если ранее вопрос самоутверждения не стоял остро, то в подростковом возрасте завоевание авторитета любимы способами может стать первичной целью для подростка.
Это толкает на ранее непозволительные поступки.
Еще, воровство может служить неким вызовом самому себе: «да, я это смог!». Это добавляет подростку ложное чувство значимости и самостоятельности.
Нравится — беру
Маленькие дети могут взять чужое не потому что замышляют плохое, а в силу возрастных особенностей. Этот этап может быть пройден незаметно: например, случайно забрал что-то на прогулке, принес домой. И родители это заметили. То есть сначала это некий элемент случайности.
Но у каждого ребенка возникает ситуация, когда приходит мысль: взять или не взять, если плохо лежит
Кто-то из родителей обратит внимание, но есть и те, кто махнет рукой
Нам надо отталкиваться от того, что мы вкладываем в понятие воровства. Вот родители столкнулись с ситуацией, когда ребенок без спроса берет вещи, которые ему не принадлежат. И дальше встает вопрос, почему он это сделал?
Если мы говорим о ребенке возраста 3-6 лет, то в этом возрасте дети, как правило, плохо различают свое и чужое. У них пока нет четкого понимания границ. У ребенка возникает идея взять что-то, и он даже не успевает подумать про последствия, поступает импульсивно. Нравится — беру. Задача родителей — объяснить детям этого возраста понятие «чужое».
То же самое касается денег. Дети младшего возраста берут деньги без спроса не потому, что хотят причинить вред родителям. Для них это могут быть просто красивые бумажки, которые интересно потеребить в руках.
Если родители не дают младшему школьнику карманных денег, то ребенок может без спросу взять деньги просто потому, что ему хочется в школьном буфете купить шоколадку. Ведь все одноклассники покупают, и ему хочется быть со всеми наравне. Ребенок замечает, что у сверстников есть возможность купить что-то, а у него нет. У другого ребенка есть вещь, которая нравится, а у него нет. И он пытается уравновесить себя с этим человеком.
Дети постарше могут взять деньги с целью интереса. Тут некая проверка — будет ли мне что-то за это?
Дети вступают во взрослый мир и пытаются понять: а правда ли, что будут плохие последствия? Подростки могут взять деньги с целью компенсировать недостаток внимания. «Родители не купили подарок, они про меня забыли, значит я сам сделаю себе подарок».
Еще одна причина кражи — это гнев за то, что у человека есть то, чем хочется обладать. Месть родителям, для которых эта вещь значима, месть другу, которого хочется задеть.
Причины воровства
Мотивы для того, чтобы взять деньги, могут быть самые разные и неожиданные. И, как показывает практика, в каждом возрасте свои.
В дошкольном возрасте они такие:
Ребенок не знает, что брать без спроса чужие вещи/деньги нельзя. До трех лет ребенок еще не отделяет «свое» от «чужого», и поэтому все «его», он «на все имеет право». В данном случае нужно рассказывать, учить малыша отделять свои вещи от чужих, учить спрашивать, прежде чем брать что-либо у чужих взрослых и детей или даже у родных, ведь это личные предметы
При этом важно помнить и о правах малыша
Его игрушки, книжки и все, что покупалось для него ― это его личные вещи, личное пространство
И нарушать его ― значит позволять малышу брать без спроса чужие вещи. Так, осознав «МОЕ», чадо бежит с криками к вам, если вы имели неосторожность сесть на его стул, если вам интересна его игрушка. И тут «чудо-родители» вдруг еще и обзываются: «Ты что, жадина?»
Как вы думаете: каково малышу в этот момент? Ему нельзя мамин крем брать, папины удочки, а родителям все можно? Несправедливо! Будьте примером воспитанности: спросите разрешения у малыша, прежде чем воспользоваться его личной вещью (а игрушки, стол, карандаши ― это его, и неважно, за сколько вы их купили).
Вторая возможная причина того, что ребенок взял без спроса деньги ― сильное желание иметь то, чего у него нет, а у Кати, Маши, Паши в саду есть. Опять нужно объяснять ребенку, что не обязательно иметь то, что есть у других. Можно купить, но это слабое решение, оно не сформирует в ребенке самоуважение и самодостаточность. Предложите замену, но не идентичную (игрушку на игрушку), а другого характера. Например, поход в цирк, поездку на теплоходе всей семьей. Купить игрушку проще всего. А вот найти время для своего чада сложнее. Если же ребенок настаивает, купите, показав при этом свое отношение к выбору ребенка.
Просто желание иметь, когда малыш чувствует обделенность во внимании, несправедливое отношение. Вот пример: мальчик 2,5 года. Родители всей семьей (папа, мама, две сестры) улетели на неделю отдыхать, а он остался с бабушкой, так как родители переживали, как он выдержит перелет, адаптацию к новым климатическим условиям. Малыш собрал все игрушки в группе в пакет и спрятал в свой шкафчик. Для ребенка что деньги, что игрушки или любая другая вещь в данной ситуации — все несет один смысл: владеть. Уже в четыре года он прятал конфеты, забранные у детей из шкафчиков
В данном случае помогла беседа с ним и последующее родительское внимание, которое он стал получать после беседы родителей с психологом.
Четвертая возможная причина ― желание иметь некую силу, которую дают деньги. Если в семье деньгам уделяют слишком много внимания, чуть ли не поклоняются им, то шкала ценностей ребенка сдвигается в сторону материальных благ, а чаще даже в сторону денег ради денег
Это не совсем здоровый подход к воспитанию ребенка, так как в случае, если вам нужна будет помощь или просто ласковое слово вашего ребенка, он потребует от вас деньги за это.
Протест против большого количества запретов. Деньги дают некое чувство свободы.
Для детей младшего школьного возраста причинами могут быть:
- Все то же желание иметь то, что есть у других.
- Протест против большого количества запретов.
- Желание иметь некую силу, которую, по его мнению «дают деньги». Повторимся: так бывает при неправильном воспитании.
Плюс еще добавляются такие мотивы:
Желание сделать подарок близкому человеку. А о том, что деньги взяты без спроса, ребенок ― младший школьник в момент приподнятого настроения от своей задумки вообще не размышляет. А потом разочарование: «Хотел как лучше, а еще и получил нагоняй».
Желание отомстить. Нередко младшие школьники устраивают своим обидчикам какие-то неприятности
Как вариант ― забрать нужную, важную вещь (неважно, единственную ручку для письма или деньги на обед).
Желание выделиться на фоне других детей: «Вот у меня есть деньги, я крут, могу покупать что хочу».
Или же наоборот, желание не отставать от других: «У многих детей всегда есть деньги на карманные расходы, почему я должен страдать от того, что мама с папой не считают нужным мне их давать (или мало зарабатывают)?».
Для детей-подростков два последних мотива являются основными.
Профилактика детского воровства
Как известно, любую проблему легче предотвратить, чем исправить, поэтому родителям важно соблюдать следующие рекомендации:
Интересуйтесь жизнью ребёнка, его заботами, радостями и огорчениями
Постарайтесь разделить его интересы или найти совместное занятие для всех членов семьи (спорт, прогулки, походы).
Важно построить в семье доверительные отношения, где каждый имеет право на своё мнение и в равной степени достоин уважения.
Меньше нравоучений, больше доверительных бесед.
Рано или поздно ребёнку самому придётся столкнуться со случаями воровства, поскольку это обыденное явление нашей жизни. Будьте готовы объяснить, что своё имущество нужно оберегать и быть бдительным, особенно при общении с незнакомыми людьми.
Не искушайте ни ребёнка, ни приходящих к вам гостей: храните деньги и ценные вещи в укромных местах, не разбрасывайте их по дому.
Ребёнок должен знать, где его вещи, которыми он распоряжается по своему усмотрению, а где вещи родителей, которые можно брать только с их разрешения.
Выделяйте ребёнку карманные деньги и научите грамотно ими распоряжаться.
Следите за разговорами в семье
Вы можете невольно транслировать ребёнку мысль о том, что в современном мире честный человек ничего не может добиться своим трудом, а получить желаемое он может только с помощью воровства и мошенничества.
Старайтесь удовлетворять разумные потребности детей в одежде, технике, экипировке. Договоритесь о том, что он сам сможет подзаработать на нужную ему вещь в каникулы или помогая вам.
Не судите строго своего ребёнка. Каждый может оступиться и быть неправым. Какая бы беда ни случилась с ребёнком, главное — не отворачивайтесь от него, дайте ему шанс исправиться.
2
В чем причина воровства ребенка?
Если вы впервые заметили воровство ребенка, не стоит сразу опускать руки, расстраиваться и думать, кем же ваш он теперь вырастет. Многие из родителей, чьи дети что-то, не дай боже, украли, сразу же представляют себе их последующую жизнь в мире криминала. Спешу заверить Вас, из детей-воришек вырастали и вырастают вполне порядочные люди. Так что, прежде чем бить во все колокола, следует разобраться, в чем на самом деле причина, что заставило Вашего ребенка украсть. Специалисты выделяют несколько причин детского воровства:
Большое желание обладать вещью, которая понравилась
Например, в магазине Вы отказали ребенку в покупке новой машинки или куклы, так как на этой неделе, допустим, купили уже две. Отчаянно желая обладать этой вещью, он ворует деньги или саму эту вещь.
Неуверенность в себе и желание подтвердить собственный статус
Эта причина скорее относиться к подросткам. У друзей есть модная вещь, а у меня – нет. Значит я хуже, чем они. Вот получу вещь и стану лучше. Родители не покупают, значит надо украсть. Здесь, конечно, причина в неуверенности в себе – собственный успех связан с обладанием материальными ценностями. Так что решать нужно в первую очередь вопрос: почему ты хуже других, если у тебя нет этой вещи?
Психологическая неудовлетворенность
Много случаев, когда результатом невнимания со стороны хотя бы одного родителя становится воровство
Внимание родителей обычно привлекают громкими поступками, и это как раз тот самый случай
И для ребенка не важно – хороший поступок или плохой
Задача: получить внимание.
Недостаток воспитания и силы воли
Тот случай, когда для ребенка не совсем понятно – почему нельзя брать чужое. Чаще всего это происходит от того, что ему часто отказывают в покупке вещей и редко объясняют, почему
Не рассказывают, откуда появляются деньги, товары, сколько они стоят, какая ценность у каждой вещи. Отдельным случаем является ситуация, когда семье нужны деньги. Здесь работают совсем другие механизмы. Если вы столкнулись с воровством, стоит искать причину. Понять, что хочет получить ребёнок с помощью кражи. А вместе с этим – провести беседу, объяснить, что есть различные способы заработать. Рассказать, о плачевных последствиях воровства для других людей – например, что продавцов штрафуют за то, что у них из магазина пропал товар.
Проще говоря – «глобальных» причины две:
- Неуверенность в себе
- Отсутствие понимания ценности денег и того, что воровство – плохо.
Как избежать воровства?
- Во-первых, прививайте понятие своего и чужого как можно раньше, не забывая объяснять про ответственность: взял чужое – верни, что-то испортил – возмести ущерб, кого-то обманул – расскажи правду.
- Во-вторых, всегда живите по формуле: «Люби и доверяй», давая понять, что ребёнок – это часть вашей жизни. Задушевные беседы чаще проливают свет на проблему и позволяют предотвратить непоправимое.
- В-третьих, давайте детям карманные деньги в том количестве, в каком считаете нужным. При этом научитесь разумно отказывать, когда «наглость не знает границ».
И, конечно, как всегда в любой детской проблеме оглядывайтесь на себя. Любите заглянуть в детский личный дневник или прошерстить его телефон, не уважая чужую собственность? Чего же вы ждёте взамен?
Время от времени приносите с работы «завалявшуюся» пачечку бумаги или ставшие вдруг бесхозными дырокол или степлер? Не удивляйтесь, что рано или поздно ребёнок начнёт таскать из школы «ничьи» ручки и карандаши.
Уважаемые родители, советую вам почитать и другие статьи о «недетских» детских проблемах:
- про сквернословие;
- про ложь;
- про селфиманию.
На новости блога не забыли подписаться? Хорошо! Теперь вы точно не пропустите выход новых интересных статей)
Отличной погоды в доме вам!
Евгения Климкович!
Воровство у детей младшего возраста
Дети в возрасте 3-х лет уже достаточно хорошо понимают значение слов «мое» и «чужое», поэтому если ваш кроха взял чужую вещь или деньги, не думайте, что он не осознает, что они ему не принадлежат. Он все прекрасно понимает. С другой стороны, дети младшего возраста пока еще не способны оценить свой поступок, то есть они не осознают, что поступили в данном случае нехорошо. Они просто берут, что им хочется. Дети младшего возраста не могут представить себя на месте того, у кого они что-то позаимствовали. Они действуют согласно правилу: «Я захотел и взял».
Что делать родителям дошкольника?
Не ругайте его. Ни в коем случае нельзя называть малыша вором, а совершенный поступок воровством. Необходимо с ребенком спокойно побеседовать. Если он взял игрушку у другого малыша, объясните ему, что тому ребенку очень плохо без этой игрушки, он не может заснуть. Что же нам сделать, чтобы ее вернуть назад? Придумайте, каким образом вы это сможете сделать.
Если кроха взял без спроса у вас деньги, не ругайте его. Выведайте у него, почему он так поступил и куда хотел их потратить? Скажите, что можете купить что-то вместе. Если окажется, что малыш собирался приобрести что-то не для себя – это хороший признак. Объясните ему, что лучший подарок – это подарок, который сделан своими руками. Пусть он поймет, что радость далеко не всегда можно доставить с помощью денег. Внушайте ему это, пока он еще маленький – в будущем малыш не станет повторять таких ошибок.
По возможности уделяйте ребенку как можно больше времени. Пусть он ощущает вашу любовь и заботу. Не нужно «подкупать» малыша, ни в чем ему не отказывать и покупать все, что он только пожелает. Такое проявление не доказывает вашу любовь и дети это прекрасно ощущают
Стараясь заменить заботу и внимание дорогими подарками, вы тем самым подталкиваете ребенка совершать неправильные поступки в будущем.
Бывают ситуации, когда кроха упорно врет, что он взял что-то чужое (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок врет: советы психолога). Сначала убедитесь, что это действительно совершил он
Если этот факт подтвердится, то ваша главная проблема в данном случае -не воровство, а ложь. Попробуйте объяснить малышу, что лгать нехорошо
Важно, чтобы он увидел ваше огорчение, но ругать его не стоит. Дети хорошо чувствуют, в каком настроении пребывает их мама
Важно не упустить момент и вовремя начать приучать детей быть честными, тогда проблема воровства в будущем вас не коснется.
Разговоры, поведение взрослых
Отец запрещает давать деньги, а бабушка выдает определенную сумму и просит не говорить об этом. Мать внушает, что воровать нельзя, а сама приносит батон с хлебозавода. Взрослые тайком собирают яблоки у соседа. Обвешивают покупателей. Сетуют, как трудно заработать честным трудом. Обсуждают соседей, которые живут в достатке на незаконно нажитые деньги.Такие высказывания убеждают подростка в безнаказанности воровства. Складывается стереотип мышления — воровать можно.
Мать говорит отцу, отправляя в магазин за хлебом: «Возьми мелочь в шкафу». Дитя понимает — для совершения покупки можно просто взять деньги. И – берет, не думая, что надо спрашивать разрешение. Он не знает откуда берется заработок. Одного объяснения, что средства добываются трудом, для чего нужны, недостаточно. Следует выяснить, зачем они понадобились ребенку.
Почему ребенок ворует?
Существует 6 основных причин того, почему ребенок ворует:
1. Кража из личных побуждений, убеждений и понятий
Кража из личных побуждений проявляется чаще всего. К примеру, ребенок хочет сделать подарок своим родителям или друзьям. Но, где он возьмет деньги, чтобы купить подарок? В его голове и рождается логичное убеждение – вещь можно взять самостоятельно. А если он ее берет с благими намерениями, что в этом страшного? Если это происходит, родителям не нужно ругаться на ребенка и сердится, а нужно спокойно сесть с ним и объяснить ему, что такое хорошо, а что такое плохо.
2. Очень хочется иметь то, чего нет
Когда ребенку очень хочется иметь то, чего нет, является упущением в обучении со стороны родителей. Ребенок должен в любом возрасте осознавать то, что если он чего-то хочет, об этом нужно попросить и не нужно воровать. Есть мое, а есть твое и здесь речь уже идет о психологических границах.
Если родители не могут подарить ему определенную вещь, то он попытается взять ее самостоятельно. Такая же ситуация может наблюдаться в общественных магазинах, когда дети начинают активно тянуть конфеты себе в карманы.
3. Понравилась необычная вещь, но родители не хотят ее приобрести
У детей есть собственное мнение на окружающий их мир, они видят вещи, которые могут показать их определенный статус. А разве взрослым не хочется выделяться среди серой массы? Вот так поступают и дети, ведь если у кого-то игрушка есть, а у них нет, значит, ее нужно получить самостоятельно.
4. Подражание друзьям, слияние с коллективом
Когда дети попадают в плохую компанию, то – это уже настоящая проблема. Их новые друзья могут научить ребенка воровать, обманывать или оскорблять более слабых. В обществе всегда притупляется чувство ответственности за собственные действия когда идет симбиотическое слияние с коллективом или значимым человеком, поэтому дети перестают осознавать опасность собственных деяний и начинают подражать. Если это происходит и вы не знаете, как с этим поступить, звоните мне и мы с вами это обсудим.
5. Месть, проявление агрессии в отношении какого либо
В качестве мести дети воруют не так часто, но такой вариант также возможен. Как правило, кража происходит только у обидчика. Осуществляя воровство в таком случае, ребенок начинает ощущать собственную силу и превосходство. Ответственность уходит на второй план, задача – расстроить оппонента и проявить агрессию. Если украсть не получается, а агрессии уже накопилось достаточно для выхода ее наружу то – это может привести к драке или иному физическому воздействию.
6. Потеря самоконтроля или нарушения восприятия реальности
У детей также могут быть стрессовые ситуации. Поэтому они могут делать необдуманные вещи, включая кражу различных вещей. Похожим образом поступают и взрослые люди
Причин стресса у ребенка может быть несколько, важно оценить всю серьезность и уже после этого принимать решение
Неэффективные меры
Достаточно повысить голос или лишить ребенка прогулки, чтобы сломать доверие. Все действия родителей по разрешению ситуации, профилактике повторения психологи назвали бы «проработкой проблемы».
Ошибки проработки
В этом списке оказались родительские ошибки, которые при любом проблемном поведении неэффективны:
- выбивание признания методом допроса;
- угрозы;
- ярлыки «Ты – вор!», «Ты меня опозорил»;
- сравнение с «хорошими» детьми;
- постоянные напоминания о произошедшем;
- публичное обсуждение проблемы с посторонними людьми. Если стало известно о преступлении, сохраните его в секрете: репутация, отношение других людей к ребенку для вас важнее, чем наказание;
- риторика в стиле «Как же ты мог так поступить?..»;
- строгие ограничения в прогулках, общении, играх, карманных деньгах.
Огрехи воспитания
Если кражи стали реакцией на семейные проблемы, психологический дискомфорт, ищите брешь в системе воспитания:
- Правила должны действовать всегда. Нельзя порицать какое-то поведение сегодня, а завтра закрывать глаза на него.
- Двойные стандарты – разные требования к членам семьи. Что-либо разрешено отцу, но сын на это права не имеет. Часто это касается употребления матерных слов или курения. Отучить ребенка материться или курить в этом случае будет в разы сложнее. Ребенок вынужден постоянно проверять правила: если сегодня я маленький и мне нельзя этого делать, а завтра я стану старше и будет можно. Если папа каждый день ворует колбасу со склада и признается героем семьи, почему ребенку нельзя украсть пару тысяч рублей из квартиры одноклассника?
- Попустительство. Вседозволенность не способствует формированию у детей альтруизма. А когда желания и потребности исполняются «по волшебству», без приложения усилий – это создает иллюзию могущества и власти у ребенка.
- Полярная попустительству модель поведения – тоталитарный режим. Контроль на каждом шагу лишает ребенка самостоятельности мышления, способности выражать собственное мнение. Такие дети приобретают хитрость, начинают лгать, чтобы урвать хоть немного свободы. Взять чужое – значит проявить собственную волю, собственное желание. Кража становится способом компенсации ограничений.
Что делать если ребенок ворует?
Главное, что должен сделать каждый родитель – не спешить с выводами, а проконсультироваться сначало у специалиста: воспитателя, педагога, психолога
Важно все тщательно обдумать и не предпринимать поспешных решений. Дети в большинстве случаев не осознают серьезность воровства и своего поступка, а этот факт следует учитывать
Изначально каждый родитель должен понимать, что делать нельзя:
- Не стоит угрожать. Когда некоторые родители узнают о краже, они начинают пугать своего ребенка тюрьмой или полицией. Зачем лишний раз его шокировать и подвергать стрессу, который после может выльется в аллергию или другое психосоматическое заболевание.
- Не стоит вешать «штампы». Родители в порыве собственной злости могут говорить: «Уголовник», «Мой ребенок такое бы не сделал, ты ужасен» и многое другое. Дети воспринимают штампы реально, у них нет понятия «шуточное» или «временное» выражение.
- Не стоит сравнивать своего ребенка с соседским. Зачем начинать сравнения с другими детьми, ведь это может начать его угнетать с новой силой.
- Ни в коем случае нельзя отчитывать ребенка при свидетелях, проявлять к нему агрессию и повышать голос.
Каждый родитель в первую очередь должен быть психологически стрессоустойчивым. Нужно научиться тактично объяснять ребенку, почему чужие вещи брать нельзя, а воровать в магазине это неправильно. Стоит показывать явные примеры собственными поступками в собственной семье. Можно разделить с ребенком игрушки, вещи, территорию – это твое, а это мое. На личном опыте дети быстрее усваивают информацию и начинают понимать, что можно делать, а чего нельзя.
Если ребенок во время разговора начинает переживать, не нужно на него давить, ему необходима психологическая поддержка. Когда он поймет серьезность совершенного поступка после объяснений, он может начать переживать. Большинство родителей не понимают, что дети всегда принимают все близко к своему сердцу и даже шутливая фраза может нанести сильнейшее психологическое потрясение. В данном случае я всегда рекомендую родителям психологическую консультацию, для исследования, того или иного факта воровства.
А после психологической поддержки ребенка, стоит подумать о том, как можно исправить ситуацию в будущем. Можно предложить ребенку отдать собственную игрушку или заплатить за нее деньгами, которые были подарены на день рождения. Возможно, хватит простых извинений. Ребенок должен начать чувствовать собственную ответственность за действия, которые он выполняет, именно это и является главной целью любого обучения.