Чего делать нельзя
К сожалению, многие остро реагируют на конфликт с дочкой или сыном и стараются либо показаться обиженными, либо стать авторитарными диктаторами. Рассмотрим, какие ситуации не стоит допускать в общении с младшим поколением.
Повышать голос
Крик – только в случае повышенной опасности, то есть крайне редко (в случае, если непоседа бежит на проезжую часть или близко подошел к обрыву). Крик должен стать своеобразным стоп-сигналом, на который чадо будет молниеносно реагировать.
Когда тоддлер начинает истерить, крик на него не подействует. Находясь в стрессе, сын или дочка не воспримут громкие воспитательные слова, а только еще больше разнервничаются.
Запугивать
Пугать страшным Бабайкой во время конфликта тоже не стоит. Говорить, что за непослушание двухлетка отправится в детский дом или будет отдан случайному прохожему – значит, нарушить отношения.
Дитя верит всему, что говорит родитель, т.е. поверит и этому, а значит – на всю жизнь получит подсознательный страх, что не нужен своим близким и может быть отвергнут в трудную минуту.
Использовать физические наказания
Если человек, от которого кроха привык получать заботу и ласку, сделает больно, то двухлетка потеряет доверие к миру. Бить ребенка, в том числе шлепать по попе, недопустимо.
Позволять абсолютно все
Во избежание очередного каприза потакать любым капризам тоддлера тоже неразумно.
- Во-первых, тот должен научиться осознавать, что в жизни не любые желания могут быть осуществимы.
- Во-вторых, позиция, когда отец и мать готовы на многое, потому что боятся ссоры или хотят, чтобы от них отстали, ставит под сомнение способность защитить в случае опасности.
Обижаться и требовать невозможного
Наивно ждать, что тоддлер после ссоры подойдет попросить прощения. Двухлетка не понимает, в чем вина, но боится нахлынувших эмоций. Усугублять стресс тем, что мать или отец отказывают в общении – неверная стратегия. Не стоит поддаваться капризам и продолжать конфликт, отказавшись от общения.
Описанное выше – примеры нарушения привязанности между ребенком и мамой или папой. Страх крохи вытеснит образ заботливого родителя. Если полностью довериться своим маме или папе не получается, то появляется чувство незащищенности.
Из-за чего у трёхлетнего ребенка вдруг портиться характер?
Не хочу и не буду!
Разбираемся, каких целей можно добиться, если использовать наказания.
Нужны ли наказания?
Почему он так себя ведет и что с этим можно сделать
Малыш нервный и непослушный
Всем отчаявшимся взрослым 4-х летних разбойников посвящается…
“Он стал просто неуправляемый!”
Какие еще бывают неврозы
Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия.
Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия.
Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:
- невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
- истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
- ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
- невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
- депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
- логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
- энурез – непроизвольное мочеиспускание;
- сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
- анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения.
Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.
Что делать при фебрильных судорогах?
Обратитесь к врачу как можно скорее после фебрильного припадка. Если приступ длится несколько минут или у ребенка затруднено дыхание — позвоните в скорую помощь.
Если у ребенка развились судороги, то постарайтесь сохранять спокойствие. Следующие шаги помогут ребенку избежать травм и других осложнений во время фебрильного припадка.
- Не перемещайте ребенка, если он не находится в опасном месте (например, вверху лестницы).
- Удалите все потенциально опасные окружающие предметы (например, острые или тяжелые объекты, которые могут упасть на ребенка), ослабьте ворот или разденьте ребенка до пояса, чтобы предотвратить удушье.
- Во время приступа нельзя удерживать ребенка.
- Если слюна, рвота или слизь накапливаются во рту ребенка, поверните его на бок или живот (при этом следите за тем, чтобы голова находилась на боку). Если у ребенка трудности с дыханием, немедленно вызовите скорую помощь.
- Не помещайте ничего в рот ребенка, чтобы он не прокусил свой язык.
- Следите за признаками затрудненного дыхания (например, изменения цвета лица ребенка).
- Положите на ребенка прохладную ткань или оботрите полотенцем, смоченным теплой водой, чтобы уменьшить лихорадку. Не помещайте ребенка в ванну.
Как только приступ закончится обратитесь к педиатру или привезите ребенка в приемное отделение больницы для дальнейшей помощи. Опишите состояние малыша до, во время и после приступа (например, боль, ригидность мышц шеи, вялость, тошнота, рвота, сыпь, аномальные движения).
Следуйте рекомендациям врача по применению жаропонижающих препаратов, таких как парацетамол или ибупрофен. Парацетамол в суппозиториях (свеча, которая вставляется в прямую кишку ребенка) быстро снижает температуру и часто рекомендуется. Не давайте ребенку аспирин, так как он увеличивает риск развития серьезного заболевания, называемого синдромом Рейе.
Каждому ребенку, у которого были фебрильные судороги, требуется дальнейшее тщательное общее и неврологическое обследование для исключения серьезных патологий.
Особенности пищевого поведения у детей
Формирование пищевого поведения у любого ребенка зависит от воспитания. Пищевые привычки закладываются с самого раннего возраста, и часто остаются неизменными на протяжении всей жизни. Весь этот сложный механизм напрямую связан со структурами мозга, участвующими в регуляции аппетита. Одним из стимулов, пробуждающим желание к еде, является уровень глюкозы. Если данный показатель уходит в сторону уменьшения, у человека проявляется аппетит.
Часто отсутствие аппетита объясняется эмоциональным состоянием ребенка. Например, очень трудно усадить за стол гиперактивного ребенка, также невозможно накормить впечатлительных детей. В практике детских гастроэнтерологов встречаются довольно часто пациенты с избирательным аппетитом. Это достаточно новое явление. К такой категории гурманов относятся дети, привыкшие к однообразной пище. Они категорически отказываются от незнакомых продуктов, но особенно не любят овощи.
Все приведенные здесь особенности пищевого поведения не связаны с заболеваниями, поэтому ситуация при грамотном подходе может быть скорректирована. Намного сложнее обстоит дело, если плохой аппетит является следствием заболевания.
Чрезмерная любознательность
Такое поведение свойственно для детей в два года, однако периодически встречается и у малышей постарше. В этом возрасте только формируется “внутренний барьер”, ребенок только накапливает опыт. Конечно, после года малыш уже понимает слово “нельзя”, но прислушивается к нему далеко не каждый раз.
Чем больше слов знает малыш, тем легче объяснить ему, что можно делать, а что нельзя. Но будьте готовы, что беседа с малышом в два года будет не столь эффективна, как хотелось бы. Так как ребенок в этом возрасте не всегда понимает, что от него требуют.
При разговоре старайтесь не кричать и не срываться на малыша. Нужно запастись терпением и несколько раз объяснять одно и тоже. Крик только напугает младенца и не приведет к нужному результату. Включайте в объяснения действия, превратите это в игру. Если малыш разбросал вещи и игрушки, собирайте предметы вместе наперегонки.
Дозировка Магния B6
Какой Магний Б6 лучше давать ребенку, поговорите с педиатром. Годовалым детям может подойти один препарат, а малышам 7-10 лет может потребоваться совершенно другой. Выпускается лекарство в двух формах: таблетки и раствор.
Существуют обычные таблетки и Магний B6 Форте, которые отличаются более высокой концентрацией активного компонента. Определять дозировку должен опытный врач-педиатр, так как она всегда зависит от возраста и типа препарата:
- Магний Б6 в таблетках подходит детям после 5-6 лет в количестве 4-6 таблеток в сутки (одна таблетка содержит около 50 мг магния;
- Магне Б6 Форте в таблетированной форме тоже разрешен детям после 5-6 лет по 2-3 таблетки в сутки (в каждой таблетке до 100 мг);
- раствор Магний B6 подходит детям даже до года, а доза варьируется в пределах 1-4 ампул в сутки.
Иногда педиатры прописывают Магний Б6 и аналоги даже малышам в 2-4 месяца, но в этом случае препарат должна употреблять кормящая грудью мама. Через грудное молоко полезные компоненты попадут в организм грудничка.
Влияние на организм
Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели.
Этапы формирования заболевания:
- Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
- Нарастание внутреннего конфликта.
- Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
- Стрессовые ощущения.
- Нервно-психическое напряжение.
- Истощение психофизиологических ресурсов.
Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.
Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.
Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.
Классификация
Предусмотрена классификация патологии по разнообразным признакам:
- локализации;
- причине возникновения болезни;
- механизму развития (патогенезу);
- объёму тканей, которые оказались вовлечены в патологический процесс.
По причине возникновения болезни выделяют разные виды пневмонии:
- типичную;
- аспирационную;
- болезнь, возникшую на фоне ослабления иммунитета.
Типичная пневмония возникает у пациентов без выраженных нарушений иммунитета. Она может быть:
- грибковой;
- вирусной;
- бактериальной;
- паразитарной;
- микобактериальной. Микобактерии способны, подобно грибкам, образовывать мицелий на одной из стадий своего развития.
Пневмония, возникающая на фоне снижения иммунитета, диагностируется у больных СПИДОМ, пациентов, страдающих другими заболеваниями. Аспирационный тип болезни выступает следствием проникновения (пассивное попадание или вдыхание) чужеродного агента в лёгкие.
По механизму развития выделяют пневмонию:
- первичную. Она возникает в качестве самостоятельной патологии;
- вторичную. Подобная пневмония является следствием других болезней;
- посттравматическую. Воспалительный процесс возникает из-за задержки мокроты. Посттравматическая пневмония чаще всего обусловлена травмами грудной клетки;
- радиационную. Она возникает после лучевого лучения онкологических болезней.
По локализации различают пневмонию:
- двустороннюю;
- одностороннюю.
По вовлечённости тканей следует выделить пневмонию:
- тотальную, приводящую к полному поражению лёгких;
- очаговую. При таком виде пневмонии формируется очаг инфекции небольшого объёма. Пример данной патологии – бронхопневмония. Она затрагивает бронхи, респираторные отделы;
- сливную (предусматривающую образование нескольких патологических очагов);
- сегментарную. В таком случае оказываются поражены один или несколько сегментов лёгкого;
- долевую. Она сопровождается поражение болей лёгкого. Наиболее распространённая её разновидность – крупозная пневмония. При наличии этого заболевания наблюдается распространение патологического процесса на альвеолы, частичное поражение плевры.
Пневмония без температуры представляет собой особую опасность. Она предусматривает бессимптомное течение. Организм не сигнализирует о наличии болезни даже кашлем. Бессимптомная терапия зачастую является следствием слабого иммунного ответа.
Крупозная пневмония характеризуется острым началом с повышением температуры тела (более 39°С),одышкой, болями в районе грудной клетки, слабостью. Пациента беспокоит кашель. Сначала он непродуктивный, сухой. Затем на 3-4 день после начала болезни возникает кашель с «ржавой» мокротой. У больного постоянно держится высокая температура тела. Отличительные черты этой формы пневмонии – кашель, лихорадка, отхождение мокроты. Подобные симптомы сохраняются на срок до 10 дней.
При тяжёлом течении крупозной пневмонии наблюдается цианоз носогубного треугольника, возникает гиперемия кожных покровов. В области щёк, губ, крыльев носа, подбородка появляются герпетические высыпания. Состояние пациента длительное время остаётся тяжёлым. Его дыхание учащённое, поверхностное. Пульс больного зачастую аритмичный, частый. Сердечные тона глухие, артериальное давление остаётся сниженным.
Очаговой пневмонии свойственно малозаметное, постепенное начало. Болезнь нередко развивается после недавно перенесённого острого трахеобронхита, острой респираторно-вирусной инфекции. Очаговая пневмония симптомы предусматривает разнообразные. Температура тела держится на отметке 38-38,5°С. Кашель при очаговой пневмонии сопровождается отхождением слизисто-гнойной мокроты, отмечаются слабость, потливость. При дыхании возникают болевые ощущения в грудной клетке при кашле, на вдохе.
При очаговой сливной пневмонии состояние больного стремительно ухудшается. Возникают такие симптомы, как цианоз, выраженная одышка.
Опасность плохого аппетита
Если ребенок плохо кушает, но при этом остается активным и гармонично развивается, такие поведенческие особенности считаются одним из вариантов нормы. О проблеме свидетельствует притупление или отсутствие чувства голода на фоне продолжительного отказа от еды. Последствия подобного поведения могут быть самыми плачевными.
- нарушение сна;
- ухудшение состояния кожи;
- дисфункции внутренних органов;
- проблемы с психикой;
- снижение памяти и умственных способностей;
- гормональные сбои (у подростков).
При очень длительном отказе от еды могут последовать катастрофические последствия вплоть до дистрофии в тяжелой степени. Нередко анорексия заканчивается трагедией, то есть гибелью ребенка. В последние годы такие случаи не редкость среди девочек подростков. Поэтому любое нарушение аппетита требует грамотной коррекции.
Развиваем речь
Еще одна серьезная проблема этого возраста – сказать хочется много, но пока не получается. В ваших же интересах целенаправленно заниматься развитием речи ребенка
Очень важно постоянно комментировать вслух свои действия и действия ребенка, называть вещи своими именами (не «запихнем эту штуковину во-о-н туда», а «положим карандаш в коробку»)
Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своим опытом и впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: “Я увидел машину, посмотри и ты на нее!”. Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке.
Отнеситесь с пониманием к потребностям своего годовалого карапуза, помогите ему удовлетворить свои самостоятельные устремления, не подавляйте его инициативу и экспериментаторские способности, это очень важно для развития личности. Кризисы приходят и уходят, значит, нужно учиться спокойно с ними справляться!. Инесса Смык
Инесса Смык
По материалам журнала «Мой Кроха и Я»
Я сам!
Для кризиса первого года характерны следующие признаки :
- «трудновоспитуемость» – ребенок словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания;
- резко возрастает желание сделать все самому;
- малыш обостренно реагирует на замечания;
- учащаются капризы на, казалось бы, пустом месте.
Однако, главная проблема первого кризиса состоит в том, что родители еще не успели подстроиться под новый скачок в росте и развитии своего ребенка. Им он по-прежнему кажется маленьким несмышленышем, за которого они должны принимать все решения. Если вчера он довольствовался погремушкой, которую родители вешали ему над кроваткой, то сегодня ему непременно нужно достать папину компьютерную мышку, мамину косметику и любимую фарфоровую куклу старшей сестры.
Первая реакция взрослых – запретить! Однако проявление самостоятельности (а вместе с ним и капризы, слезы, скандалы) – это вовсе не признаки дурного характера и избалованности. Так ваш малыш взрослеет. За каждым его действием (которое порой взрослым кажется опасным или бессмысленным) стоит серьезная причина.
Мнение доктора Комаровского
Популярный детский врач Евгений Олегович Комаровский с присущим ему юмором отмечает, что непослушание – это явление нормальное. Чтобы его преодолеть, молодым родителям следует иметь большой запас терпения и успокоительных средств.
Доктор Комаровский
Известный педиатр считает, что возраст 2 лет – это благодатный период для того, чтобы начать учить тоддлера проговаривать свои эмоции и объяснять чувства. Конечно, на самом примитивном уровне – из-за неразвитой речи и неустойчивой детской нервной системы – но пробовать стоит.
Комаровский выделяет самые частые причины непослушания:
- малышу ранее было все дозволено, но потом многое запретили;
- крохе не разрешали так много, что со временем он перестал слышать и реагировать на запреты.
Профилактикой этих явлений станет общение с сыном или дочкой с позиции старшего, контроль над запретами (все члены семьи одинаково запрещают или разрешают что-либо), разъяснение своего «нельзя».
В каком возрасте лучше учить малыша проговаривать свои эмоции?
2 года 71.43%
3 года 22.86%
4 года 5.71%
Проголосовало: 35
Если сцена непослушания все же произошла, врач рекомендует не вмешиваться и не отзеркаливать эмоции непоседы. Физические наказания применять категорически не стоит – они только усугубят ситуацию.
Еще раз про колики
Еще одна распространённая причина плача у новорожденных – это кишечные колики. Колики проявляются не только криком. Также характерные симптомы: поджимание ножек, или наоборот – младенец выгибается дугой; метеоризм и вздутие. Одна из самых популярных версий о природе колик – это незрелый желудочно-кишечный тракт ребенка.
Какого-либо лечения кишечные колики не требуют. Как правило, они проходят сами после 3 месяцев.
Однако можно воздействовать на симптоматику явления:
- использовать газоотводную трубочку. Например, трубочки Windi, применение которых сразу дает облегчение
- дать малышу суспензию от вздутия (только после консультации с врачом)
- положить ребенку на животик теплый компресс
Для профилактики колик и не только, перед каждым кормлением педиатры рекомендуют выкладывать малыша на животик. Начинать следует с нескольких минут, и постепенно увеличивать время до 10-15 минут. А после кормления кроху обязательно нужно поносить вертикально, чтобы из желудка вышел воздух, который мог попасть туда с пищей.
Кроме того, причиной плача может стать и само кормление. Так, например, если новорожденный находится на смешенном или искусственном вскармливании, то причиной его крика может стать дискомфорт в пищеварительной системе. Чаще всего виной этому является неправильно подобранная смесь.
Подробнее о смешанном вскармливании можно прочитать в нашей статье «Смешанное вскармливание: что важно знать маме?».
Врачи, которые следят за современными тенденциями в педиатрии, рекомендуют давать новорожденным смесь на основе козьего молока.
Во-первых, потому что козье молоко по своему составу ближе всего к грудному. А значит, проще переваривается детским организмом, нагрузка на незрелую систему пищеварения минимальная. Безопасным и лучшим выбором в этом случае будет смесь Кабрита на основе фермерского козьего молока. Смесь производится в Нидерландах. По данным научных публикаций Кабрита обогащена жировым комплексом, богатым бета-пальмитатом, который, кроме того, что улучшает продолжительность и качество сна ребенка, также сокращает длительность и интенсивность плача.
Рост и вес ребенка от 2 до 3 лет
В возрасте после 2-ух лет ребенок растет немного медленнее, чем в первые 2 года, хотя по-прежнему активно. За 3-й год жизни ребенок прибавляет: в росте — 8 – 10 см, в весе — 2 – 3 кг. Быстрее всего в этом возрасте у ребенка растут ноги, голова — медленнее, но мозг продолжает увеличиваться в объеме.
Как разобраться, соответствует ли развитие вашего малыша возрастным нормам? Вот простая формула для определения нормального соотношения показателей роста и веса (от 1 года до 6 лет): масса тела (кг) = возраст (годы) * 2 + 8; длина тела (см) = возраст (годы) * 6 + 77.
Чтобы судить о гармоничном развитии, необходимо рассматривать вес ребенка в соответствии с его ростом, а не возрастом. Нормой считаются значения веса в пределах 6 – 7 %, о склонности к «перевесу» или «недовесу» можно судить при отклонении этих цифр от средних показателей на 7 – 14 %, о легком «недовесе» или «перевесе» — на 12 – 14 %, о необходимости коррекции питания — на 20 – 25 %. Что касается показателей роста, то нормой здесь считаются значения в пределах 3 % от «эталона», при отклонении более чем на 10 % нужна консультация специалиста.
Нормальное соотношение показателей для детей 3 лет:
- Мальчики: рост — от 92 см до 100 см, вес — от 13,5 кг до 16 кг;
- Девочки: рост — от 93 см до 98 см, вес — от 13 кг до 15,5 кг.
Малыш растет «по-разному» в сравнении не только со сверстниками, но и с самим собой: иногда у ребенка случаются скачки роста. Обычно такое происходит в районе 4 лет и в подростковом возрасте. Это здоровое закономерное явление. Замечено, что девочки опережают мальчиков на 1 – 2 года.
А что же определяет рост и вес ребенка?
Наследственность: телосложение, рост, вес — эти характеристики во многом определяются генами, которые малыш получает от родителей; при этом мальчики следуют в линии развития своим предшественникам по мужской линии, девочки — по женской.
Внутриутробное развитие: отсутствие травм, стрессов, болезней и патологий в течение беременности, а также сбалансированная диета будущей мамы — все это важно для здоровья ребенка.
Внешние факторы: экология, климат, питание, в том числе рацион мамы на этапе беременности. С питанием в организм ребенка должны поступать все необходимые витамины, минералы, макро- и микроэлементы
Особенно важны кальций и витамин К2, которые присутствуют в творожках «Агуша»: они помогают усваиваться другим веществам, например отвечающим за костную систему (кальций и фосфор). Ежедневные подвижные игры, особенно на свежем воздухе, тоже очень важны для полноценного развития.
Некоторые особенности здоровья, например гормональный баланс. За рост человека отвечает эндокринная система. И так как гормон роста выделяется ночью, важно соблюдать режим дня, вовремя укладывая малыша спать. Необходимо проконсультироваться с эндокринологом, если вы заметили, что ребенок недобирает сантиметров или слишком хорошо прибавляет в весе; при установлении правильного диагноза и устранении причины нарушения темпы роста и набора веса постепенно нормализуются.
Слух и зрение ребенка
Уже в 2 года малыш может распознавать объекты, которые ему не видны, по звукам. Ближе к 3 годам у ребенка сформировано осмысленное восприятие всех звуков родного языка, и только по высоте различать их ему пока трудно. Советуем тренировать слух: ставить крохе музыкальные произведения, находить примеры звуков в живой природе и в городе, играть «низким» и «высоким» голосами персонажей.
- Зрение ребенка становится похожим на «взрослое» примерно в 3 – 4 года, цветовое зрение развивается к 4 – 5 годам. Но в отличие от слуха, рост глаз и их развитие не завершается к возрасту 2 – 3 лет, а продолжается все годы детства и юности.
- До момента достижения школьного возраста (7 лет) у детей может быть диагностирована дальнозоркость. Если она имеет слабую степень, то это рассматривается как естественная возрастная особенность в пределах нормы. Обычно примерно к 10 годам это явление проходит.
- Встречаются и такие случаи, когда за «идеальным» зрением у ребенка скрывается дальнозоркость, которая в меру возможностей регулируется мышечной работой глазного аппарата. Поскольку мышцы глаза постоянно испытывают повышенные нагрузки, пытаясь компенсировать нечеткость фокусировки, ребенок начинает утомляться, становится раздражительным, жалуется на головные боли и плохое самочувствие.
- Дальнозоркость выявляется только при специальном обследовании, поэтому посещать офтальмолога следует не реже одного раза в год.
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры:
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.
Нервный ребенок: болезнь или непослушание
Нервное поведение не всегда связано с формированием личности и непослушанием. В редких случаях это свидетельствует о нервном заболевании и расстройстве. Исследования показывают, что причины детской нервозности кроются в неправильном воспитании малыша еще в раннем возрасте. С нервным ребенком трудно общаться. Такое заболевание характеризует неадекватное поведение, раздражительность и излишняя возбудимость, плаксивость и беспокойный сон.
Хрупкая нервная система малышей в 2-3 года еще только формируется, поэтому она крайне подвержена неврозам и расстройствам. Постоянные стрессы и запреты, недостаток внимания могут вызвать невроз. Это заболевание проявляется к 5-6 годам, однако некоторые признаки заметны уже и в 2-3 года.
Первые признаки невроза у детей:
- Повышенная возбудимость или, наоборот, чрезмерная замкнутость;
- Тревожность и страхи;
- Частая агрессия и раздражительность;
- Нарушение сна и аппетита;
- Частые истерики и чрезмерная плаксивость;
- Нет стремления к общению и интереса к окружающему миру.
Причинами невроза становятся ситуации, которые травмируют неокрепшую психику младенца. Алкоголизм или развод родителей, продолжительная разлука с мамой и папой, частые переезды, нездоровая атмосфера в семье, поход в детский сад и сложная адаптация в подобных учреждениях. На поведении может негативно отразиться сильный испуг, недостаток во внимании и жестокость родителей, рождение сестры или брата
При появлении еще одного малыша в семье, обязательно уделяйте должное внимание старшим детям!
Если вы наблюдаете признаки невроза, нужно срочно обратиться к доктору. Без вмешательства эксперта, такие симптомы нередко перерастают в заболевания и нарушения, которые мешают полноценной жизни. У ребенка может возникнуть заикание, нервный тик или энурез.
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте
Как развиваются навыки общения и эмоции
Ребенок от 2 до 3 лет любознательный и любопытный; чувствительный и эмпатийный: понимает состояние другого на основании своего опыта, умеет переживать и сочувствовать, проявлять внимание и заботу; к людям относится приветливо, доверительно и открыто.
По-разному относится к разным членам семьи, испытывает привязанность к родителям и друзьям.
Хочет быть хорошим, ждет похвалы, доволен, когда хвалят, огорчается, когда забывают, переживает, когда ругают, может долго обижаться; умеет сдержанно, без истерик попросить о помощи, если испытывает затруднения.
К прежним эмоциям радости, гнева, раздражения, удовлетворенности добавляются новые сложные чувства: малыш начинает испытывать гордость в случае достижений и чувствовать вину за провинность.
В 2 года вводит в игру ролевые, а в 3 года — и сюжетные элементы: планирует свои действия («я буду строить дом», «я буду лечить куклу»), имитирует поступки окружающих (ходит на работу, готовит обед, сидит за компьютером) и социальные отношения (с куклой может обращаться ласково и строго).
Копирует и переносит на общение со сверстниками и окружающими нормы и правила поведения в семье: если дома все спорные вопросы решаются мирным путем, за столом переговоров, то и в игре с детьми малыш будет искать компромиссы, что в целом способствует более легкой адаптации в коллективе и социализации.
К 3 годам играет с другими детьми без участия взрослых: сам завязывает знакомства, вовлекает в игру другого ребенка, зная, что в этом случае лучше следовать определенным правилам — делиться игрушками, чтобы быть принятым в компанию, при проявлении агрессии можно получить сдачу; учится, как вести себя в сложных и спорных ситуациях; в игре проявляет инициативу, участвует в ее планировании, с удовольствием берет на себя роли и осознает их, фантазирует, легко придумывает правила (и так же легко меняет их), следует им (в подвижных играх); получает от игры удовольствие, особенно от подвижной.
Начинает демонстрировать четкие представления о своей половой принадлежности.