Основные методы наказания
Современные специалисты в области воспитания детей практически полностью отрицают физическое наказание, которое, к сожалению, распространено во многих семьях. Им пользуются по незнанию возможных последствий как со стороны психики, так и физического развития, а также из-за «безысходности», когда складывается впечатление, что, кроме как применение силы, с ребенком не справиться.
Для выбора адекватного и заслуженного наказания, получения результата от этих действий, родители должны четко придерживаться следующих правил:
Границы дозволенного должны быть определены максимально точно, соблюдаться постоянно. Например, если сегодня нельзя кидать камни в машину, а на следующий день, это уже не так критично, ведь и не попал, то для понимания ребенка такая ситуация непонятна. Последующее наказание не будет правильно восприниматься, возможно и не наступит понимания, допускается ли такое поведение или нет. Проступок и наказание должны быть соизмеримы. Не нужно идеализировать детей, они такие же люди, могут ошибаться, а также у них особенно развито чувство любопытства, они активно познают мир. Естественно, что чадо нужно ограничивать в своих действиях, но и взрослым следует понимать, что наказание за измерение глубины в луже и избиение, например, младшей сестры, должно быть разным. Нельзя практиковать одинаковое наказание за проступки, отличающиеся по тяжести. Наказание должно учитывать возраст ребенка, характер, особенности темперамента. Даже в семье с несколькими детьми возможно потребуется для каждого чада выбирать индивидуальные меры внушения правильного поведения. Принимать решение о виде наказания и вообще о его целесообразности нужно в спокойном состоянии. Сделать это для взрослого не всегда просто, особенно для мам, которые постоянно находятся с детьми, в большей степени занимаются их воспитанием. Несмотря на это, нужно собраться, оценить степень содеянного и уже потом принимать решение о дальнейших действиях. Наказание не должно быть публичным. Даже если проступок был совершен в общественном месте, внушение нужно проводить наедине.
В любом возрасте малыш ли это или подросток важно соблюдение субординации, уважения между родителями и детьми. Папа или мама должны быть авторитетными личностями, которым можно доверять, на них ровняться
Тогда есть вероятность, что несмотря на протесты сын или дочь начнут слышать, что хочет до них донести взрослый
Тогда есть вероятность, что несмотря на протесты сын или дочь начнут слышать, что хочет до них донести взрослый.
Вышеперечисленные рекомендации помогут повысить эффективность наказаний, приблизят к достижению цели и самого понимания проступка.
Почему наказания ребенка не помогают?
Наказание очень часто назначается «в сердцах», когда взрослый выходит из себя и неожиданно решает наказать ребёнка – что-то у него забрать, что-то запретить, поставить в угол, шлёпнуть и т.д.
В таких случаях ребёнок заранее не предупреждён о последствиях, у него не было выбора повести себя так или иначе, наказание в буквальном смысле «сваливается ему на голову». У ребёнка в такой ситуации нет возможности что-либо исправить, как-то изменить ситуацию – уже поздно. Здесь нет никакого обучения на будущее, есть только карательная составляющая, часто пугающая ребёнка своей неожиданностью.
Наказание детей от 6 до 10 лет: правила и особенности
Часто у подросшего малыша возникает «бунт на корабле», с помощью которого ребенок пытается заявить о своих правах. Дети старше 6 лет уже осознают свои проступки и прекрасно могут отличить плохое от хорошего. Эту особенность нужно учитывать, применяя меры воздействия.
- Нельзя наказывать при свидетелях, это только унизит ребенка и спровоцирует дальнейшее упорство.
- Нельзя проводить сравнение с друзьями и одноклассниками. Ребенку больно слышать, что кого-то родители считают лучше его. Плохое поведение такие сравнения не исправят, но обеспечат малышу неуверенность в себе и своих силах.
- Нужно доводить наказание до логического конца. Если родители проявляют слабость (например, разрешают что-либо раньше установленного при наказании срока), проступки будут продолжаться, а эффективность наказания сведется к нулю.
- Следует объяснять, что нужно делать, а не запрещать. Например, фразу «Нельзя садиться за стол с грязными руками» лучше сформулировать по-другому: «Перед тем, как сесть за стол, нужно обязательно вымыть руки». Так малыш поймет, что ему не запрещают, а дают совет, как лучше поступать.
- За мелкие проступки ребенок тоже должен понести наказание. Иначе с каждым разом он все больше будет уверен в своей безнаказанности.
А что будет, если не наказывать
Что будет в том случае, если наказание не последует? Правильно это или нет? Такие вопросы неизбежны, они приходят к родителям независимо от возраста и опыта, а также наличия детей.
Но как-то воздействовать на подрастающего человечка, который не слушается по разным (иногда важным для него) причинам, не один воспитывается в семье, необходимо. Безнаказанность и ее крайняя форма – вседозволенность – порождает комплекс «центра мироздания»: мне можно все, стоит только захотеть.
Условные рефлексы закрепляются не только у собак Павлова, но и у людей. «Правильная» модель поведения устанавливает рамки поведения: вышел за них, набедокурил – потрудись ответить. Нет наказания – нет страха, осознания того, что своим проступком причиняешь кому-то вред. Поэтому родители сами, пользуясь собственным опытом и ощущениями, должны получить ответ на этот сложный, неоднозначный вопрос – что же будет, если расшалившееся чадо не наказывать.
Школьный возраст и наказание
В 7 лет наступает очередной кризис. Ребенок перестает быть маленьким. На него возлагается первая ответственность в виде школы. И в этот раз все зависит действительно от него. Теперь ребенок – школьник. Он оказывается в новом окружении, ведет отличающийся от детсадовского образ жизни и буквально становится другим человеком.
Родители часто сталкиваются с тем, что ребенок плохо учится несмотря на способности к учебе, невнимателен, а в некоторых случаях и вовсе саботирует учебный процесс.
Причины плохой успеваемости
Здесь нужно понять, что послужило причиной такого поведения.
Иногда во всем виноват стресс. Ребенок в возрасте 7 или 8 лет еще не знает такого понятия и не может сказать, что не так, но проходит через процесс адаптации
Опять же, он стремится утвердиться в новом коллективе.
Но все-таки важно дать ему понять, что учеба – важный процесс. То, что он стал старше, и получил новый статус не дает ему права пренебрегать нормами поведения.. Если же причиной плохой успеваемости действительно является только лень и желание самоутвердиться, действуйте
Если же причиной плохой успеваемости действительно является только лень и желание самоутвердиться, действуйте.
- Ограничьте его возможности в плане удовольствий и развлечений в то время, которое он должен посвящать учебе.
- Дайте ему понять, что других возможностей у него в это время быть не может.
- И что только от него зависит количество и качество свободного времени. Как в поговорке: «Сделал дело, гуляй смело».
Это будет актуально что в 8 что в 10 лет.
Для самих родителей важно почувствовать всю серьезность ситуации и вовремя взять ее под контроль. Очень важно дать понять ребенку, что взрослая жизнь – это ответственность, а не вседозволенность. И спрашивают со взрослого в полном объеме
И спрашивают со взрослого в полном объеме.
Смотреть консультацию психолога как наказывать детей правильно
На этом у меня все. Надеюсь, мне удалось дать вам ответы на ваши возможные вопросы по поводу того, как наказывать ребенка. Не забывайте также, что каждая ситуация индивидуальна. В некоторых случаях детям нужны не наказания и поучения, а консультация психолога. Потому что дурное поведение может быть следствием не вредного характера, а реальных психологических проблем. Советую ознакомиться со статьей «Фразы которые нужно говорить ребенку каждый день».
За что можно, а за что нельзя?
Слишком ограничивать запретами действия ребенка нельзя. Если все запрещать, то как он будет познавать мир? В таких случаях дети вырастают несамостоятельные и безынициативные.
Тем не менее, за осознанное нарушение ранее установленных правил следует применить обговоренное наказание. Например, сказать «если ты будешь обзывать детей в садике плохими словами, то на ужин не получишь сладкое».
Ребенок нарушил это правило, значит, на ужин не даете сладости, как бы он ни просил. Остальные члены семьи также не должны нарушить наказание, иначе ребенок не поймет, что так делать нельзя.
С точки зрения многих психологов наказывать необходимо за:
- Оскорбления, особенно в отношении старших.
- Ложь.
Однако стоит различать ложь, используемую для достижения какого-либо результата, и фантазирование, к которому склонны дети. Фантазии уйдут по мере взросления.
Важно, чтобы родители сами при этом не лгали и не учили лгать. Вранье поощрять нельзя. Физическое насилие
Физическое насилие.
Вы часто наказываете ребенка?
ДаНет
Ребенок должен понимать, что такое поведение не допустимо, даже если родители ему это позволяют, то окружающие терпеть не станут.
Важно, чтобы родители не поощряли применение силы в отношение более слабых детей или животных. Если ребенок случайно нарушает какие-то правила, то это не страшно. Когда же он знает, что так поступать нельзя, но все равно делает без объективной причины, то такое поведение необходимо исправлять
Когда же он знает, что так поступать нельзя, но все равно делает без объективной причины, то такое поведение необходимо исправлять
Демонстративное нарушение установленных правил поведения.
Если ребенок случайно нарушает какие-то правила, то это не страшно. Когда же он знает, что так поступать нельзя, но все равно делает без объективной причины, то такое поведение необходимо исправлять.
Воровство. Оно должно быть строго наказано.
За что нельзя наказывать:
Когда ребенок гиперактивный, то он проявляет неусидчивость, не может долго сосредоточится на чем-то
Наказывать его в таком случае не стоит. Такова его особенность.
И наоборот – ребенок медлительный, все делает медленно, не успевает
Это часто раздражает родителей, но ни нужно его ругать и торопить, это не принесет пользы.
Ребенок познает мир, проявляет активность
Взрослых часто раздражает высокая активность детей: они много бегают, прыгают, шумят, балуются. Эти действия чаще всего связаны не с тем, чтобы позлить взрослых, а потребностью познавать окружающий мир. Это их естественное поведение.
Некоторые действия, вызванные физиологическими особенностями ребенка или заболеваниями
Например, ребенок не любит рыбу или молоко, не нужно его заставлять есть или наказывать за отказ. Или у ребенка энурез и он описал кровать. Если его ругать, это только усугубит проблему. Он сделал это не намерено.
Действия, вызванные неосторожностью. Например, случайно уронил и разбил чашку. Ребенок пока не может четко выполнять все действия, да и взрослые часто бывают неосторожны
Ребенок пока не может четко выполнять все действия, да и взрослые часто бывают неосторожны.
Проявление чувств – ревность, нежелание расставаться с родителями, неуверенность, нежелание делиться и прочее
Наказывать за это не нужно. Позже у них обязательно сформируется более зрелое самосознание, они научатся решать сложные социальные задачи, смогут управлять своими эмоциями.
Вы не знаете как научить ребенка разговаривать в 3 года? Или как воспитать у дошкольника любовь к природе? Или вы никак не можете научить малыша спать в своей кроватке Тогда советуем вам ознакомиться с материалами по нашим ссылкам, они содержат ответы на все эти вопросы.?
Цели наказания
Воспитание предполагает формирование определенных личностных особенностей у детей, адаптацию к социуму, корректировку поведения, а также развитие других жизненно необходимых качеств, что невозможно сделать без конструктивного наказания
При этом важно правильно трактовать понятие наказания для детей. Оно не должно быть связано с агрессивным физическим воздействием, унижением и оскорблением
Цель наказания заключается в объяснении неправильности поступка, донесении, что повторные такие действия недопустимы, они могут привести к серьезным, в том числе непоправимым последствиям
Важно понимание ребенком, что так делать не нужно, это неприлично, опасно, некультурно и так далее. Задача родителей выбрать такие способы, чтобы они не влияли отрицательно на психику ребенка, физическое состояние, не стали причинами «детских травм»
Что делать, если ребенок провоцирует на наказание
Ответ на противоречия в воспитательной позиции взрослых.Очень распространенная причина. Почему с папой можно рисовать на столе, а мама ругается? Малыш в замешательстве и не понимает такие из его действий выходят за рамки дозволенного, а какие нет.
Кризис определенного возраста.В таком «переходном» возрасте дети не понимают чего именно они хотят. Негативный настрой непоседы порождает необдуманные поступки.
Малыш пытается избавиться от обязанностей.Например, школьник не хочет выполнять домашнее задания, но не знает другого способа, чтобы избавится от этого, как показать свое плохое поведение и получить за это наказание
Тем самым, избавится от своей обязанности делать уроки.
Таким способом дети привлекают внимание.В последнее время вы очень заняты и вам катастрофически не хватает времени на семью? Малыш нуждается в вас, поэтому таким способом пытается привлечь родительское внимание. Чтобы решить эту проблему, родителю не стоит задаваться вопросом о том, какое наказание придумать ребенку в этот раз, а посвятить некоторое время своему чаду.
На что заменить наказания?
Вместо наказаний я предлагаю вам совершенно другой подход, который называется «Последствия поступков».
Последствия поступков могут быть Логическими (специально созданные родителями) и Естественными (которые происходят сами собой).
В отличии от наказаний, этот подход обучающий и уважительный к личности ребёнка. Это не запугивание или управление ребёнком с позиции силы, устрашение и принуждение его, а это обучение на будущее, чтобы ребёнок учился брать ответственность за свои поступки, делать выборы, принимать решения и понимать связь между своими поступками и следствиями.
В этой статье вы узнаете про Логические последствия поступков.
Способы наказания детей
Среди наиболее встречающихся есть следующие способы наказания детей:
Физическое наказания. Старайтесь как можно реже прибегать к такому способу наказания, так как это может привести к серьезным последствиям. Не лупите ребенка ремнем, достаточно просто шлепнуть его по попе рукой. Очень часто это происходит инстинктивно и родители порой не понимают, что они делают. Поэтому всегда держите себя в руках.
Словесное наказание. Многие родители прибегают к крику, когда хотят наказать своего малыша. И делают это тоже инстинктивно. Не следует часто повышать голос на ребенка, это может заставить его замкнуться в себе и он станет бояться любого громкого звука.
Трудовое наказание. Не самый правильный способ наказывать ребенка трудом. Хотя часто родители заставляют малыша пылесосить или мыть посуду за то, что он провинился.
Изолирование. Многие родители оставляют или закрывают ребенка в комнате за то, что он сделал что-то нехорошее. Такой способ наказания вызывает у ребенка очень сильное чувство одиночества. В дальнейшем оно может перерасти в страх оставаться одному.
Лишение удовольствия. Это наверное самый правильный метод наказания детей. Если ребенок нашкодил, то просто на короткое время заберите у него любимую игрушку или запретите смотреть мультик
Он будет понимать, что если в очередной раз сделает что-то плохое, то лишиться чего-то важного и интересного ему.
Эффективными наказаниями для детей является те, из которых они смогут вынести хороший урок. Но не переусердствуйте, всегда держите себя в руках.
Как наказать ребенка за плохое поведение
Часто родители не знают как наказать ребенка за плохое поведение. Одним из самых распространенных методов – это поставить в угол. Дети часто бывают непослушными, вы должны уметь говорить им “нет”, отказывать в просьбах купить очередную машинку, если у ребенка есть их уже 10 штук, или дать конфету, когда перед этим нужно нормально поесть. Но выбирайте способ наказания соразмерно возрасту ребенка и учитывайте всего его индивидуальные особенности. Например, если ребенку всего 3 года, а вы сидите с ним в очень долгой очереди в поликлинике и он начинает вскакивать с места и бегать, не спешите его наказывать. Ведь он просто устал. Ребенок в этом возрасте не может долгое время находиться без движения, ему необходима физическая активность.
Как наказывать детей за непослушание:
- Нельзя одинаково наказывать ребенка за плохую оценку, испачканную одежду, непослушное поведение или сильное опоздание домой после какого-то мероприятия.
- Задаваясь вопросом как наказывать детей за непослушание, сначала вспомните себя в возрасте вашего ребенка. Все ли вы всегда делали хорошо и правильно.
- Не спешите рубить с плеча, кричать на своего малыша, а тем более хвататься за ремень. Только понимание и терпение помогут вам в разрешении трудностей и конфликтов с ребенком.
Теги по теме:
воспитаниедети 3-7
Совершил проступок – исправляй!
Одним из правильных мер дисциплинарного воздействия при воспитании является тезис: «совершил проступок – исправляй!», почему:
- детям с этим затруднительно будет не согласиться;
- метод позволяет увидеть и оценить результаты провинности;
- в ребенке воспитывается чувство ответственности;
- это помогает малышу быстрее анализировать ситуацию и делать правильные выводы.
Читать далее: Стоит ли шлепать детей?
Пролил воду – вытри стол, разбросал игрушки – собери, такие требования будут справедливы по отношению к малышу. Однако его родные и близкие также должны подчиняться этому золотому правилу и служит примером во всем для ребенка. Если он поймет, что эта мера в семье установлена только для него, он не будет ее соблюдать.
Причины непослушания
Ребенок не осознают, почему его ругают. Он не видит неправильности в своих поступках.
Попытка быть самостоятельным и не поддаваться другому влиянию.
Малыш плохо себя ведет, если его унижают и оскорбляют. Это является ответной реакцией на постоянное угнетение. Часто наблюдается, если его сравнивать с кем-то лучшим и успешным.
Слабая нервная система. Ребенок может быть с заниженной самооценкой, легко поддается чужому влиянию, из-за чего часто попадает в неприятности.
Малыш начинает идти наперекор, игнорирует своих родителей, когда его заставляют делать то, что ему не нравится, особенно, если отвлекают от любимого занятия.
Возрастной кризис. Изменения в характере и поведении, способы самореализоваться и показать свою самостоятельность чаще всего наблюдается у детей в годик, 3 года, 7 лет и в подростковый период.
Непоследовательность. Мама может в один день что-то запрещать, а на следующий — уже разрешает. У карапуза не вырабатывается причинно-следственная связь из-за изменений в запретах.
Пересечение разных способов наказания
Когда бабушка воспитывает малыша своими методами, а мама с папой другими.
Способ привлечь внимание.
При повышенном контроле, переизбытке запретов, карапуз рано или поздно начинает сопротивляться поставленному порядку.
Недержание своих слов. Когда наказание озвучивается, но не приводится в исполнение.
Отсутствие у родителей уважительного отношения к своему малышу.
Способ определения границ дозволенности.
Варианты наказаний
Рассмотрим несколько вариантов, как наказать ребенка за плохое поведение и непослушание.
- Лишить ребенка удовольствий
В качестве наказания можно лишить на определенное время того, что ребенок любит: смотреть мультфильмы, играть на компьютере, есть сладости и другое.
Посадить ребенка на специальный стул для наказаний на определенное время, чтобы он обдумал свое поведение
Вариант этого наказания – поставить в угол. Однако такой вариант не желателен, потому что при этом мышцы ног и спины напряжены, и такое состояние не способствует размышлениям.
Если ребенок не хочет собирать игрушки, уберите их так, чтобы он не смог их достать
Не давайте какое-то время, пусть пообещает, что в следующий раз соберет. Обговорите наказание за нарушение. Например, не сможет играть в игрушки один день. Если нарушил правило, обязательно накажите, как договорились.
Возможны шуточные наказания за небольшие провинности: присесть 10 раз, повторить несколько раз какое-то правило, для детей постарше – написать это правило несколько раз
Главное давать реальные задания, которые ребенок сможет выполнить.
Еще один из рекомендуемых способов подойдет не каждому родителю: позволить ребенку самому сделать выводы из нарушения правил
Например, разрешить промокнуть в луже и простудится, не запрещать бить других детей и тогда с ним никто не захочет дружить.
Игнорирование ребенка
С этим наказанием следует быть осторожным. Ведь длительное игнорирование может нанести ребенку психологический вред. Но, если вы какое-то время откажитесь играть с ним из-за плохого поведения, то это послужит ему уроком.
Как воспитывать своего ребенка, наказывать его или нет, и как именно, решает каждый родитель самостоятельно. Однако нужно учитывать, что ребенку необходимо уметь жить и адаптироваться в обществе. Поэтому придерживаться определенных принятых социальных норм необходимо всем детям. Как привить им эти правила решают родители.
Как выбрать наказания для детей
Родители думают о том, как наказать ребенка за непослушание. Тут необходимо действовать не эмоционально, а четко взвешивать все факторы. Необходимо учесть следующее:
Малыш должен четко осознавать, за что наказывают детей обычно, и что он неправильно сделал в данном случае. Причем между его проступком и наказанием должна быть понятная для него связь. К примеру, если он намусорил, то следует заставить ребенка прибирать. А затем то же самое нужно сделать и в другой комнате, чтобы он научился ценить труд людей. Бывает, стоит вопрос, можно ли наказывать детей, если они не могут выполнить само наказание. Обязательно необходимо подбирать такое задание, которое физически можно выполнить провинившемуся малышу. К примеру, вполне логично, что 3-летнего ребенка никто не заставит собирать граблями листья во дворе осенью. Это спровоцирует у них только чувство отчаяния или раздражения. Прежде чем думать, как наказывать ребенка, всегда нужно анализировать ситуацию, которая привела к тому, что малыша придется наказать. Вот как раз этот момент воспитатели и родители часто упускают из виду. Обязательно нужно разобраться в ситуации объективно. К примеру, если у малыша еще плохо развита мелкая моторика пальцев, то нельзя его наказывать за то, что шнурки на ботинках плохо завязаны. То же касается и такого случая, когда ребенок разбил чашку, когда старался потушить пожар. Необходимо помнить, что даже для преступников всегда учитываются смягчающие факторы. Последовательность и своевременность. Наказание ребенка должна быть сразу же после проступка. В противном случае не стоит даже вспоминать потом о нем, так как ребенок четко должен помнить и осознавать, что натворил что-то неправильное. Особенно этому правилу нужно следовать, если у малыша ранний возраст. Учитывать особенности ребенка — это касается не только возраста, но и его психологического состояния, характера. В некоторых случаях выходит, что ребенок назло родителям делает что-то
Особенно это важно для периода полового созревания. Причем неправильно выбранное наказание для подростков может привести даже к суициду
https://youtube.com/watch?v=JzRqpmukdI8
Можно ли наказывать ребёнка — рассказала психолог Colady Оксана Коновалова
Оксана Коновалова, психологФото @oksana_konowalowa
Прежде всего, необходимо отдавать себе отчёт в том, что такое наказание по своей сути. Наказание – это санкция, которая применяется в случае нарушения правил, законов каким-то лицом, от которого требуется соблюдение этих правил, законов и которое является ответственным за их нарушение.
Конечно, от ребёнка можно «требовать» соблюдение каких-то правил, принятых в доме, в семье, в детском саду, в школе, но, скажем, о соблюдении законов уже речь не идёт. Почему? Потому что ребёнок не несёт такой ответственности. И в случае нарушения ребёнком закона отвечать (то есть нести ответственность) придётся его родителям или лицам, которые их замещают.
Так чем же это принципиально отличается от ситуации с правилами?
Ребёнок по определению не несёт ответственности за свои действия. Он ещё, как личность, не ответственный. Задача родителей как раз и заключается в том, чтобы сформировать в ребёнке представления об ответственности, научить его предвидеть последствия своих поступков и действовать, столкнувшись с этими последствиями.
Демонстрация негативных санкций не позволяет развить такую черту, как ответственность. Наказание формирует здоровую эмоциональную реакцию на опасность, то есть страх. Со временем этот страх приобретает самые разные формы: страх поступить неправильно, совершить ошибку, не понравиться, сказать не то, ляпнуть глупость, показаться смешным, опозориться, не справиться, сделать недостаточно красиво или хорошо и т. д.
Фото Pexels
Страх в некотором смысле дан человеку для того, чтобы включились защитные системы, и человек смог защитить себя от опасности. В случае с социальными страхами таких защитных систем две – самоуверенность (высокомерие, социальная агрессивность) и неуверенность (застенчивость, закомплексованность). Оба варианта вряд ли помогут человеку во взрослой жизни обрести психологическую зрелость.
На мой взгляд, «правильные виды наказания» в контексте воспитания – выражение абсурдное. Они не могут быть «правильными». В действительности для родителей это всего лишь наиболее простой, лёгкий, быстрый и дешёвый способ обеспечить себе относительное спокойствие и снизить вероятность нежелательного поведения ребёнка в будущем. Не надо воспитывать, не надо объяснять, не надо подавать пример – наказал и готово.
Если же мы посмотрим на синонимы слова «наказание», то обнаружим среди них такие, как кара, расправа, расплата. И, кажется, это не то, что органично вписывается в процесс воспитания. Особенно, когда речь идёт о непослушании.
Вам показалось бы справедливым, если бы над вами учиняли расправу всякий раз, как вы «не послушались» и сделали по-своему, не так удобно, как хотелось бы кому-то другому? Вопрос о послушании – это больше вопрос родительского влияния и авторитета, нежели наказания. Если ребёнок «не слушается» родителей, логичнее не наказывать его за это, а задуматься над тем, почему ребёнок реагирует так, а не иначе.
Какие же существуют “правильные” способы наказания?
Лишение приятного. Лишать нужно именно привелегии, а не основных потребностей! Видеоигр в выходные, похода в кино, сладостей.
«Исправительные работы». Для ” вдохновения” приведём пример одной многодетной мамы, которая решила вопрос наказаний весьма творчески. Вместо наказаний как таковых – “лягушки”. На оборотной стороне открытки с изображением этой живности написано “дело”, которое нужно выполнить: поточить карандаши/ убрать игрушки на полке/ пропылесосить и т. д. При каждой провинности мама раздает детям “лягушек”, кстати, они могут их выбирать или менять. При игнорировании “лягушек” – штраф: лишение компьютерных игр или сладостей.
Тайм-аут. Этот вид наказаний до сих пор популярен в детских садах, где за непослушание или проступок предлагают посидеть на стульчике и подумать над своим поведением. Мой сын- активный “заседатель”. Об эффективности методики судить не буду и полагаю, что есть дети,которые действительно могут осознать неправоту своего поступка, находясь в изоляции и тишине. Но не в темной комнате!
Личное извинение. К этому способу прибегает мой супруг, когда проведя беседу с сыном о проступке завершает необходимостью принести извинение человеку, которого сын обидел, или исправить ситуацию, виновником которой он стал.
Игнорирование. Часто баловство- способ привлечь внимания. Не поддавайтесь на провокацию и предупредите, что, если ребёнок продолжит вести себя таким образом, вы перестанете с ним разговаривать. Когда у моего сына случается истерика, он не идёт на телесный контакт, не готов слушать доводы и не может остановиться, я выхожу из комнаты. Через некоторое время сын успокаивается, и мы обсуждаем этот неприятный эпизод спокойно. Крайностью такого метода является игра в молчанку, которая травмирует ребёнка.
Естественное наказание. Речь не идёт о том, чтобы ребёнок с молчаливого согласия родителя причинил себе вред, но есть смысл воспользоваться уроками жизни, если вы уверены в том, что ребёнок серьезно не пострадает и сможет сделать правильные выводы. Дочь не слушала мои просьбы не ходить по лужам без сапожек, и в конечном итоге я абстрагировалась: хочешь- да пожалуйста! Через полчаса ей стало “неудобно” в мокрых ботинках, и мы отправились домой, так и не дойдя до гостей, а потом лечили насморк. Назидательная речь не пригодилась.
«Временный арест». За серьезный проступок меня, будучи подростком, лишили прогулок и общения с друзьями. Это было единожды, и это сработало. Но если подобный вид наказания становится регулярным, то теряется весь его смысл, как было в семье моего одноклассника: он просто стал сбегать из дома, невзирая на запреты.
Сказка вместо наказания. Когда персонажи испытывают те же трудности и попадают в ситуации, схожие теми, в которых находится ребёнок, значительно легче понять ошибочность своих поступков и найти пути решения вместе со сказочным героем. Нам с детьми нравятся книги Стэна и Джен Беренстейн о жизни брата и сестры медвежат. Сын всякий раз, когда совершает проступок, а я начинаю отчитывать его, забывая о всех своих педагогических обещаниях, говорит: “Мама,а давай лучше как будто я медвежонок Вова, и я был не прав, и дальше целая история!”
В конце нашей статьи резюмируем важные правила наказания:
наказание нельзя пропускать или надолго откладывать.Ребёнок нарушил правило или плохо себя вёл- следует наказание в той или иной форме
наказание должно быть адекватно проступку, его задача- обратить внимание на нарушение, а не покарать. наказание не должно унижать ребёнка
наказание не должно сопровождаться криком, оскорблениями.
наказание должно быть объяснено ребёнку! Он должен понимать смысл недовольства родителя и знать, за что наказан.
физическое наказание недопустимо. О его вреде мы подробно писали выше.
Автор – Сидоренко Анна, мама троих детей.
Как нельзя наказывать ребенка
В вопросе выбора мер наказания есть табу:
- нельзя наказывать физически (бить; заставлять приседать; ставить в угол не стоя, а на колени; обливать ледяной водой, не кормить и пр.);
- недопустимо унижение публичным наказанием («пусть все полюбуются, какая ты бестолочь, стой в углу на глазах у друзей»);
- не наказывать за несколько проступков сразу – из одновременно совершенных прегрешений выбирается самое тяжкое;
- наложив наказание, не отменять его, иначе впоследствии страх наказания станет ослабевать и, в итоге, потеряет силу;
- не делать в наказании отсрочку – это морально измучает ребенка, он будет с ужасом думать о том, что же его теперь ожидает.
Соблюдаем важные правила
Чтобы наказать «правильно», с педагогическим подходом, важна мораль. Перед воздействием обязательно следует разговор и объяснение, за какой проступок, почему любящие мама и папа ставят малыша в угол, лишают просмотра мультиков или заставляют идти спать. В слове заложена мощная сила, энергия убеждения. С его помощью ребенку, как взрослому, рассказывают, к каким последствиям приведет шалость, грубость или отказ подчиниться требованиям взрослых.
Главные правила, на которых основана методика наказания, гласят, что:
Наказанием нельзя пугать (не путать с предупреждением).
Воздействие без объяснения причин (из-за плохого настроения, неважного самочувствия) не эффективно.
Воспитание основано на системе, а не случайных повторениях.
Крик, разговор на повышенных тонах – признак слабости.
Наказание ради самого факта наказания является лишним поводом травмировать психику ребенка.
Между фразами «пожалуйста, не делай так, потому что…» и «вот придет папа, он тебя обязательно накажет» разница громаднейшая.
Шлепок или отправление в постель без сопутствующего диалога с конкретизацией причины также вызовут негативную реакцию, непонимание, что было не так. В голове у ребенка должны сформироваться четкие правила поведения. Какие-либо «исключения» (сегодня я тебя ругать не буду, перенесем на следующий раз) порождают хаос, сбой установок и потерю ориентации в логике поступков взрослых.
Многие родители удивляются, почему нельзя кричать. Человек во взбудораженном состоянии плохо себя контролирует, допускает ошибки, может наговорить лишнего или неосознанно причинить боль – вот в чем опасность разговоров на повышенных тонах, криков. И, наконец, поддержание малыша в состоянии постоянного ожидания наказаний за любую, даже мелкую, провинность – путь к садизму и бытовой тирании, превращению ребенка в неврастеника.
Если наказаний слишком много
В равной степени отсутствие наказания и их излишнее количество не приводит к желаемому результату. В той семье, где ребенка наказывают слишком часто, есть два пути развития личности. Либо он вырастает запуганным, тревожным, несамостоятельным, он не понимает, что можно делать, а что нельзя. Либо же ребенок может не соблюдать нормы, бунтовать, в результате чего наблюдается асоциальное поведение. И первый, и второй вариант — это пример личности с психологической травмой. К ребенку, которого часто наказывают, с трудом удастся родителям найти подход, в результате будут возникать трудности с принятием ответственности, самооценкой, реализацией себя как личности.
Как можно наказать ребенка?
Главное, что я бы хотела отметить: будьте спокойны и решительны. Ваша жалость может сыграть злую шутку: дети чувствуют слабину и в будущем будут манипулировать вашими чувствами.
Будьте со вторым родителем заодно: не допускайте ситуаций, в которых одна сторона наказывает, другая – утешает и жалеет.
Как наказать ребенка без ремня?
1. Дисциплинарные наказания. Это разновидность наказаний, когда ребенку приходится отработать провинность.
Например, убрать за собой мусор, отмыть разрисованные стены, если он исписал их намеренно.
Эту работу ребенок должен выполнить самостоятельно, чтобы исправить нанесенный ущерб.
2. Лишение приятных вещей. Не следует лишать ребенка еды, воды, прогулок – это уже похоже на истязание.
Лишать – значит, ограничивать приятные эмоции, которые ребенок получает, к примеру, от игры за компьютером, похода в цирк, кино, на аттракционы.
Ваше решение должно быть объяснено: «За то, что ты сегодня намеренно разбил свою чашку, мы с папой не разрешаем тебе смотреть мультики».
3. Перерыв. Предложите провинившемуся ребенку подумать над своим поведением. Пусть побудет в одиночестве, в своей комнате, без гаджетов и игр.
Запирать не стоит, это вредит психике. Этот вид наказания подходит детям разных возрастов, однако стоит вносить коррективы по возрасту.
4. Извинения. Сказать «Извини» так просто, так почему же дети отказываются произносить это слово? Причина: гордость и нежелание признать свою ошибку.
Попросите провинившегося ребенка сказать волшебные слова: «Извини меня, пожалуйста». Вы не только помогаете ему осознать свои ошибки, но и прививаете культурные манеры.